Реферат по предмету "Психология"


Проблема малой группы в социальной психологии

ПРОБЛЕМА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙПСИХОЛОГИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. Социально-психологические характеристики групп
2. Феноменология малых групп
3. Размер малой группы
4. Типология групп
4.1 лабораторные – естественные группы
4.2 спонтанные – организованные
4.3 открытые – закрытые
4.4 группы членства – референтные группы
5. Структура малой группы
5.1 формально-статусное измерение
5.2 социометрическое измерение
5.3 коммуникативное измерение
5.4 отношение власти
5.5 лидерство
6. Факторы эффективности деятельности группы
6.1 размер группы
6.2 композиционная характеристика группы
6.3 содержание групповых норм
6.4 сплоченность группы
6.5 статус участников группы
7. Формальные и неформальные группы
7.1 формальные организации
7.2 неформальные организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФЗС 2-1
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессежизнедеятельности – это важный вопрос социальной психологии. Реальностьобщественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальнымигруппами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальнымвопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы изтого многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческомобществе. У понятия «группа» двоякое определение. Первое это условные группы –объединение людей по какому-то общему признаку, необходимое в научных целях.Чаще встречается в статистике, чтобы можно было провести исследования. Длятаких исследований, например, необходимо объединить людей страдающиххроническими заболеваниями или с высшим образованием и т.д.
Второе – это реальные естественный группы, когда люди,находятся в одинаковых условиях, занимаются одним видом деятельности илипризнают свою принадлежность к определенному социальному объединению. Такиегруппы подразделяют на «большие» и «малые». Большие группы исследовать намногосложнее чем малые и требует особого рассмотрения.
В социальной психологии различают два вида больших групп
— неорганизованные – группы возникающие стихийно. Они имеютсолидную традицию исследования.
— организованные – группы, которые длительно существуют.Например, классы, нации и т.д.
Малые группы – это более исследованная область социальнойпсихологии. Для социальной психологии важно не просто какое-то объединение людейи их взаимоотношение в группе, а важно значение, которое оказывает на человекаданная группа в психологическом плане.

1 Социально-психологическиехарактеристики групп
Социальная психология изучает закономерности поведения идеятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, онавыявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Дляличности группа важна из-за того, что она является определенной системойдеятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Самагруппа – это объект определенного вида.
Если рассматривать группу как субъект социальнойдеятельности, то можно выделить некоторые её психологические характеристики:групповые интересы, групповое мнение, групповые нормы, групповые потребности,групповые цели, групповые ценности. Человек, который состоит в группе, понимаетсвою принадлежность к этой группе только за счет принятия этих характеристик,т.е. путем осознания психической связи с другими членами социальной группы.
Поршневым (1966) была установлена главная психологическаяхарактеристика группы – так называемое «мы-чувство». Оно показывает потребностьотделить одну общность от другой (например, семья, учебная группа, спортивнаясекция, компания, небольшой коллектив).
Основные характеристики группы. Основными параметрами любой группы являются: состав группы,структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, системасанкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга,поэтому их следует изучать по отдельности.
Состав группы описывается по-разному. Это зависит от того, значимыли в каждом конкретном случае профессиональные, социальные или возрастныехарактеристики членов группы. Важное значение имеет то, какая реальная группавыбирается в качестве объекта исследования (группа студентов, рабочийколлектив, футбольная команда).
Структура группы также описывается по-разному. Естьнесколько формальных признаков структуры группы – структура предпочтений,структура «власти», структура коммуникаций.
Довольно весомая характеристика группы – это эмоциональная,т.к. структура межличностных отношений.
2. Феноменология малых групп
Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг сдругом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе.Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. Приэтом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находитсяпод их влиянием.
Основные черты групп:
1) определенный способ взаимодействия;
2) чувство принадлежности к данной группе – осознаниеучастниками группы себя как «мы»;
3) идентичность группы с точки зрения окружающих.
В социальной психологии выделяют следующие главные признакигруппы:
— наличие установившихся отношений между людьми;
— осознание человеком своей принадлежности к данной группе;
— функционирование группового давления, которое побуждаетчеловека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;
— изменение в поведении индивида, в мнениях, установках,обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;
— сформированность внутренней организации (распределениеобязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).
Также выделяют другие значимые характеристики малой группы:
1) существование общих целей;
2) продолжительность существования;
3) развитие групповой структуры и т.д.
По мнению М.Шоу, взаимодействие – наиболее существенныйпризнак, который отличает группу от простого скопления людей.
Функции малой группы:
— социализация. В этом случае группа рассматривается как основнойфактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществеучастники группы разделяли роли – наблюдатель, руководитель, защитник группы идр., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали всеэто поодиночке.
— инструментальные функции. В данном случае люди образуютинструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой одинчеловек не сможет справиться.
— функции психологической поддержки. Люди создают группы,чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятсяобъединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.
— экспрессивные функции. Целью данной группы являетсяудовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию иуважению.
— функции упорядочного взаимодействия.
 
3. Размер малой группы
Размер – это главная характеристика группы. Принятоговорить о верхнем и нижнем количественных пределах группы.
В большинстве исследований число членов малой группыколебалось между 2 и 7. Началом малой группы можно считать диаду (2 человека)или триаду (три человека).
По поводу «верхнего» предела малой группы,обращаясь к практике исследований, можно найти самые произвольные числа,определяющие этот верхний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованияхМорено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение вмалых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек (например, школьныеклассы). Максимальной количество в малой группе 50 человек – это и будет«верхним» пределом малой группы.
Характеристика диады.
Диада – это группа, которая состоит из двух человек. Диадыимеют следующие характерные черты:
— ей свойственна хрупкость;
— требует постоянных отношений между партнерами;
— необходимы позитивные отношения между партнерами;
— условия диады позволяют достичь максимальногоудовлетворения партнеров по общению.
Особенности триады.
В триадах отношения более сложные, чем в диадах. Этосвязано с непосредственным сближением двух членов группы и исключением третьегоиз нее. Третий член группы играет одну из ролей:
— оппортунист – использует других в своих интересах;
— безучастный посредник;
— тактик, который следует принципу «разделяй и властвуй».
Особенности крупных групп.
В крупных группах меньше напряженность и меньше согласия.Здесь на первом месте находится решение организационных вопросов.
К особенностям данных групп можно отнести следующее:
— участникам группы нужно координировать свои действия длядостижения поставленной цели;
— крупные группыоказывают большее давление на своих участников, усиливая их комформизм;
— в крупных группах существует неравенство междуучастниками – каждый член группы испытывает больше трудностей, стремясь бытьнаравне с другими участниками. В связи с чем, участники крупных группнеудовлетворенны отведенной им ролью в совместных мероприятиях.
Крупные группы часто характеризуются возникающими в ихпределах враждующими между собой группировками.
Чем больше количество участников группы, тем меньше ониобщаются между собой и чаще обращаются к лидеру, авторитет которого постоянноувеличивается. При этом лидер является центром коммуникации, его задача –осуществление приема и передача информации.
Четное и нечетное число участников в группе. Группы с четным числом участников отличаются от групп снечетным числом. В группах с четным количеством участников разногласияпроисходят намного чаще, т.е. они менее устойчивы. Они могут распадаться нафракции с равным количеством человек. Группы с нечетным количеством людей несмогут разбиться на равные фракции – одна из сторон всегда будет иметьчисленный перевес.
Некоторые исследования придают особое значение группам,состоящим из пяти человек. Эти группы практически не сталкиваются с проблемойкрупных групп, а также с проблемами, с которыми сталкиваются диады и триады. Вгруппах из пяти человек каждый из её членов удовлетворен своей ролью. В случаекаких-либо разногласий такие группы не распадаются.
 
4. Типология групп
В двухполюсной шкале группы классифицируются по несколькимразличающимся между собой основаниям.
1. Лабораторные – естественные группы. Лабораторные — этогруппы, которые образованы случайно встретившимися людьми, объединенными навремя эксперимента, для достижения какой-либо поставленной им цели в специальносозданных для этого экспериментальных условиях. Т.е. это группы, специальносоздаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные– это группы, которые образовались в реальных жизненных условиях. Здесь речьидет о сложившихся группах, которые нередко характеризуются довольно высокимуровнем социально-психологического развития.
2. Спонтанные (первичные, неформальные, неофициальные) –организованные (вторичные, формальные, официальные). Те и другие относятся ккатегории естественных групп. Спонтанные группы зарождаются непроизвольно,стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общенияиндивидов, являясь результатом взаимных психологических, эмоциональныхпредпочтений последних (например, подружки). Организованные группы –представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновениекоторых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационныхфункций (бригада людей, убирающая с полей урожай).
Первичная группа (неформальная) состоит из малогоколичества людей, между которыми возникают взаимоотношения, основанные на ихиндивидуальных особенностях. Эта группа – результат психологическихэмоциональных предпочтений.
Вторичная группа (формальная) состоит из людей, которыеобъединились для достижения одной общей цели. Между ними эмоциональные связиослаблены, они мало что знают друг о друге. Здесь механизмы и способыкоммуникаций четко определены.
3. Открытые – закрытые. Эти группы различны по степениоткрытости, доступности влиянию общества и социального окружения на них.
4. Группы членства – референтные группы. Здесь основноеразличие в уровне значимости группы для личности с точки зрения групповыхценностей и норм. Группы членства – это группы, которые рассматриваются какместо нахождения личности, не связанное с её установками и ценностнымиориентациями. Референтные группы – это группы, в которых личность разделяетнормы и ценности группы и соотносит эти нормы со своими установками.
У референтных групп различают две функции:
— нормативная – которая позволяет выяснить в какой мере поведениеличности соответствует нормам группы. Эта функция помогает урегулированиюгруппового поведения.
— сравнительная – функция, которая позволяет личностиориентироваться на принятые в группе стандарты поведения, установки и т.д.
Группой высокого развития является коллектив. Это особоекачественное состояние малой группы, которая достигла высокого уровнясоциально-психологической зрелости.
5. Структура малой группы
Различают несколько измерений групповой структуры.
1. Формально-статусное измерение дает представление осоподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений в малойгруппе и практически зафиксирован в должностном распределении организации(рабочий→менеджер→начальник).
Формальный статус индивида значительно сказывается нахарактере его взаимоотношений с другими членами группы. В то время как привыполнении требования однородности групп участники обладают примерно одинаковымстатусом, модератор, имеющий высокий статус руководителя группы, имеет большевозможностей оказывать открытое влияние на участников (и делает это чаще иэффективнее). Тот факт, что людей с более высоким статусом часто оцениваютболее позитивно, чем низкостатусных, приписывая им больше деловитости и в то жевремя властности, в контексте проведения фокус-группы накладывает на модератораответственность за оценку его статуса участниками и за предотвращение связанныхс этим возможных искажений. Например, если модератор чрезмерно подчеркиваетсвой высокий статус руководителя группы, увеличивается риск получения «социальножелательных» ответов из стремления понравиться модератору, или наоборот,негативистских реакций.
2. Социометрическое измерение характеризует субординациюпозиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.Например, студент является лидером, если с ним предпочитает общатьсябольшинство группы, и наоборот, студент является неизбираемым, если общения сним избегают.
Распределение неформальных ролей в группе связано как смежличностными предпочтениями участников, так и с их личностными особенностями,со степенью информированности о предмете дискуссии, а также с их отношением кпроцессу обсуждения в целом и др. Социометрическое измерение – это проекцияструктуры группы.
3. Коммуникативное измерение осуществляется вкоммуникативных сетях. Данное измерение является хорошо установленным фактом,что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величинойофициального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатуснымчленам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный(дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам.
4. Значимым измерением групповой динамики являетсяотношение власти. Чем выше способность оказывать влияние тем выше позицияиндивида в вертикали власти. Собственно говоря, феномен социальной власти иозначает актуальное (чаще потенциальное) влияние, оказываемое одним из членовгруппы на другого. Измерения социальной власти могут совпадать ссоциометрическими и коммуникативными измерениями структуры группы. Различаютдва вида власти: руководство и лидерство. Руководство является институциональнозафиксированным процессов, лидерство – возникает спонтанно и имеетсоциально-психологическую основу.
5. Лидерство также является измерением структуры малойгруппы. Лидерство, согласно концепции ценностного обмена – процессмежличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членамгруппы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей; лидер – членгруппы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим емуведущее влияние в группе.
6. Факторы эффективностидеятельности группы
Результатами работы и удовлетворенностью её участниковоценивается эффективность деятельности группы. Эффективность определяют сучетом размера, состава, характера групповых норм, сплоченности, конфликтностигрупп, статуса и функциональных ролей членов этой группы.
Размер группы. Отразмера группы зависит эффективность её деятельности. По мере увеличенияразмера группы общение между её членами усложняется. Это приводит к трудностямв достижение согласия по вопросам, связанным с групповой деятельностью. Также сувеличением размера группы возрастает возможность образования неформальныхподгрупп, что приводит к разногласиям в пределах группы.
Композиционная характеристика группы. От данных характеристик зависит эффективностьдеятельности группы. Это проявляется в степени схожести личностныхособенностей, подходов, проявляемых участниками группы при решении проблем,точек зрения. При деятельностях, требующих большого количества идей, необходимов состав группы включать участников разных психологических типов с различнымиточками зрения, способами деятельности и стилями мышления.
Содержание групповых норм. Групповые нормы присваиваются участникам и являются регуляторамиповедения каждого в группе. При соответствии нормам группы участник можетрассчитывать на принадлежность к данной группе и поддержку. Данная зависимостьхарактерна как для формальных так и для неформальных групп.
Групповые нормы бывают положительными и отрицательными.
— положительные – направлены на достижение целей и задачорганизации; они стимулируют рост эффективности деятельности в группе.
— отрицательные – приводят к уменьшению уровняпроизводительности труда (прогулы, нарушения дисциплины, кражи).
Сплоченность группы. Сплоченность– это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в ихсовместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мератяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременноекачество любого трудового коллектива. Сплоченность определяется взаимной тягойчленов группы друг к другу и к группе в целом. Природа сплоченности может бытькак чисто эмоциональной, так и обусловленной сходством в ценностныхориентациях. Чем выше сплоченность в группе, тем меньше проблем в общении,меньше напряженность и недоверие, и тем выше трудовая эффективность.
Для повышения сплоченности в группе используют организациюсовместной деятельности, групповые формы принятия решений и т.д. Необходимо систематическипроводить собрания, указывающие на глобальные цели группы, показывать каждомуучастнику его вклад в достижение определенной цели, проводить встречируководства с подчиненными для обсуждения различных вопросов.
Параметр, связанный со сплоченностью группы –конфликтность. Различают два вида конфликтов:
— конструктивные – конфликты, способствующие выявлениюпотенциала участников, для повышения эффективности групповой деятельности.
— неконструктивные – конфликты, негативно влияющие наэффективность групповой деятельности.
Статус участников группы.Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностнойиерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальныеталанты. Изменение любого из факторов может привести к повышению или понижениюстатуса в зависимости от ценностей и норм, которые приняты в группе.
Участники с высоким статусом оказывают большее влияние нарешения группы, но это не всегда повышает продуктивность деятельности группы.Довольно часто для повышения эффективности группе нужно бороться сдоминированием в ней мнений высокостатусных членов.
 
7. Формальные и неформальныегруппы
Различают формальные и неформальные группы. Формальные –это когда руководство искусственно создает группу для решения определеннойзадачи. Неформальные – это когда группа возникает самопроизвольно, не имеетчетко определенного статуса в обществе и связанна общими контактами иинтересами.
Формальные организации. Данныеорганизации осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретныхработ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействуетдостижению целей организации. При создании формальных групп члены организацииобъединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевымипредписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболеесущественными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшимруководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной,максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевыхтребований, т.е. формальной роли.
Жизнедеятельность формальной организации зависит отнеформальных групп, которые входят в её состав. Руководитель должен стремитьсяналадить взаимодействие с неформальными группами для повышения эффективностигрупповой деятельности. Организации неформальных объединений обусловленывозможностью удовлетворения в неформальных группах тех потребностей, которыеблокированы в формальных группах. К таким потребностям относят взаимопомощь,взаимная защита, общение личностно-значимое, принадлежность, желание быть вобществе других.
Неформальные организации.Формальная организация порождает неформальнуюорганизацию – сетимежличностных связей, которые возникают в формальной организации, но непредписываются ею. На основе общих интересов и взаимоотношенийиндивиды формируют первичныегруппы. Эти неформальные структурыобеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила,обмениваются “общими знаниями”, совершают тайные поступки, решают проблемы и“срезают углы”.
Различают несколько характеристик неформальных организаций.
— наличие социального контроля. Как правило, в неформальныхгруппах устанавливаются эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Соблюдаяопределенные нормы индивид может быть принят в неформальную группу. Иногданормы формальной и неформальной организации противоречат друг другу, в связи счем, происходит взаимоисключение их требований, что приводит к социальномуконфликту.
— наличие неформальных лидеров. Чаще всего в группеприсутствует два лидера – формальный и неформальный. Формальный лидер имеетподдержку в виде переданных ему официальных полномочий. Неформальный лидеропирается на признание его группой. Участнику, пожелавшему стать неформальнымлидером необходимо соответствовать определенным параметрам: индивидуально-психологическиеособенности, возраст, должностное положение, свобода передвижения по рабочейзоне, отзывчивость и т.п. Две основные функции, которые выполняет лидер – этопомощь в достижении целей и обеспечение группе её существования.
Между формальной и неформальной организации всегдасуществует вероятность конфликта, который возникает на почве несогласованныхцелей. Чтобы избежать этих проблем, руководитель формальной организации долженсоблюдать следующие условия:
— не просто признать наличие неформальной организации, но иработать с ней;
— слушать мнения членов и лидеров неформальных групп, атакже поощрять индивидов, способствующих достижению общих целей;
— учесть вероятность отрицательного воздействия нанеформальную организацию в ситуации, когда необходимо предпринять какие-либодействия;
— для избежания сопротивления переменам со сторонынеформальной организации рекомендуется привлекать лидеров неформальныхорганизаций к принятию решений;
— выдавать информацию о различных переменах и действиях сцелью предупредить распространение слухов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектованиямалых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристикучастников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповойработы.
Различие между индивидами является основным двигателем развитияих взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности)порождают развитие системы, в данном случае — группы людей. Даже молчаливое присутствиегруппы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себяиначе
До сих пор является дискуссионным вопрос о самом определениималой группы, о ее наиболее существенном признаке (следовательно, о принципахвыделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малойгруппы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается,несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группыв равной степени интересует представителей разных теоретических ориентации, апестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранениебелых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация,с которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотраположения в области, казалось бы, детально разработанной.
 

Практическая часть
малаягруппа социальная психология
Психологический портрет ФЗС 2-1
Дляисследования психологического портрета группы ФЗС 2-1 мною были использованыследующие методики:
 
Методика 1.2
Тест Айзенка (подростковая форма) для диагностики типатемперамента
Темпераментоценивается по личностному опроснику Айзенка (Eysenck Personality Inventory, 1963), предназначенномудля диагностики личностных факторов экстра-интровертированности и нейротизма.
Оценочная таблица для шкалы экстраверсия-интроверсияИспытуемый Интроверсия Экстраверсия значительная 1-7 баллов умеренная 8-12 баллов значительная 13-17 баллов умеренная 18-24 баллов Алексеева ИН 6 Анастасов АА 9 Раздобарина ДИ 14 Анучкина ЛЮ 4 Аскилашвили ЦР 11 Белоус ЕВ 18 Богданова АЮ 10 Богданова ОЮ 12 Васильева МВ 7 Вишневская ЛБ 15 Гаркушина ИА 9 Гойда ЮЮ 9 Грицына ЕП 5 Деменко НА 20 Джинчарадзе ЯГ 13 Долондутский ВС 23 Запорожцева НС 5 Кладиева АВ 12 Короткая НЮ 15 Кузина АО 3 Кузнецова ЮО 10 Лоскутова ЮА 22 Назарова ОВ 6 Полунина ТА 7 Прасолова ОА 11 Сибилев МВ 4 Сорокина НА 9 Таекян АС 2 Хомутская МВ 12 Лоткова НВ 9
Оценочная таблица для шкалы нейротизмИспытуемый Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость высокая 1-7 баллов средняя 8-12 баллов средняя 13-17 баллов высокая 18-24 баллов Алексеева ИН 12 Анастасов АА 14 Раздобарина ДИ 6 Анучкина ЛЮ 16 Аскилашвили ЦР 14 Белоус ЕВ 13 Богданова АЮ 12 Богданова ОЮ 12 Васильева МВ 5 Вишневская ЛБ 8 Гаркушина ИА 9 Гойда ЮЮ 20 Грицына ЕП 3 Деменко НА 7 Джинчарадзе ЯГ 12 Долондутский ВС 15 Запорожцева НС 10 Кладиева АВ 8 Короткая НЮ 17 Кузина АО 6 Кузнецова ЮО 9 Лоскутова ЮА 20 Назарова ОВ 14 Полунина ТА 15 Прасолова ОА 18 Сибилев МВ 2 Сорокина НА 9 Таекян АС 16 Хомутская МВ 15 Лоткова НВ 15
Методика 1.8
Характерологический опросник Леонгарда
(взрослая форма теста определения акцентуации характера)
 
Типологияхарактеров, предложенная немецким ученым К.Леонгардом построенная на основеоценки стиля общения человека с окружающими людьми. Опросник, предложенный Леонгардом,включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациямхарактера. Гипертимность характеризует личность с высокой жизненнойактивностью, демонстративность говорит о демонстративном поведении испытуемого,экзальтированность показывает силу и выраженность эмоционального реагирования.Возбудимость показывает возбудимую акцентуацию, циклотимность свидетельствует осклонности к перепадам настроения, неуравновешенность – о неуравновешенностиповедения. Педантичность свидетельствует о склонности испытуемого к педантизму.Дистимность показывает степень утомляемости, эмотивность говорит о глубинеэмоциональной жизни испытуемого, тревожность выявляет повышенную тревжность.
Возможноприменение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачныйвариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь передсобой текст опросника и лист для ответов.Испытуемый характерологические факторы «Темпераментальные» факторы Демонстративные (истероидные) Педантичные (эпилептоиды) Застревающие (неуровновешенные) Возбудимые Гипертимы Дистимные Циклотимные Экзальтированные Тревожные Эмотивные Алексеева ИН  10 10 16 17 12 10 16 10 16 17 Анастасов АА  8 10 20 21 9 17 13 15 6 19 Раздобарина ДИ  10  8  18  13  20  10  24  6  9  7 Анучкина ЛЮ  14  4  6  9  6  6  12  6  6  15 Аскилашвили ЦР  18  8  6  18  8  7  11  21  17  13 Белоус ЕВ  18  21  6  9  7  13  5  4  22  7 Богданова АЮ  22  22  9  13  10  11  20  13  22  9 Богданова ОЮ  20  22  12  15  8  20  10  21  18  10 Васильева МВ  18  20  6  17  2  13  21  24  19  9 Вишневская ЛБ  18  10  8  10  6  7  16  19  15  13 Гаркушина ИА  10  16  6  18  10  4  9  15  12  2 Гойда ЮЮ  12  18  10  9  14  18  11  11  21  21 Грицына ЕП  8  10  20  7  3  16  19  8  18  19 Деменко НА  12  20  4  5  7  12  15  23  24  10 Джинчарадзе ЯГ  19  18  16  21  11  5  7  18  19  14 Долондутский ВС  8  10  18  23  15  8  5  14  18  24 Запорожцева НС  10  15  10  20  13  10  15  12  9  15 Кладиева АВ  6  20  8  4  18  15  22  10  14  22 Короткая НЮ  8  18  4  8  4  3  17  7  11  4 Кузина АО  19  16  6  12  8  9  14  22  20  18 Кузнецова ЮО  6  18  6  5  12  11  12  17  23  11 Лоскутова ЮА  2  14  14  19  16  19  8  13  17  15 Назарова ОВ  11  20  16  20  12  13  16  10  10  16 Полунина ТА  20  20  14  21  15  12  21  12  12  18 Прасолова ОА  4  10  22  10  19  17  6  9  13  17 Сибилев МВ  14  20  10  6  5  14  13  21  20  12 Сорокина НА  12  10  20  13  9  10  18  16  22  16 Таекян АС  20  9  8  11  13  2  20  12  16  20 Хомутская МВ  18  20  6  7  17  6  10  20  20  23 Лоткова НВ  20 10  14  20  10  12  21  10  12  15
 
Методика 2.3
Методика «Карта латеральных признаков»
Дляизучения профиля функциональных асимметрий мозга можно рекомендовать методики,описанные Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой (1988). Комплекс этих методиксоставляет «Карту латеральных признаков» (КЛП). При оценке межполушарнойасимметрии по методикам Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой определяются два главныхфактора: асимметрия в сенсорной сфере (по предпочтению глаза и уха).Испытуемый Степень право-леворлатеральности Выраженная праволатеральность Умеренная праволатеральность Амбидекстрия Умеренная леволатеральность Выраженная леволатеральность Алексеева ИН Ґ Анастасов АА Ґ Раздобарина ДИ Ґ Анучкина ЛЮ Ґ Аскилашвили ЦР Ґ Белоус ЕВ Ґ Богданова АЮ Ґ Богданова ОЮ Ґ Васильева МВ Ґ Вишневская ЛБ Ґ Гаркушина ИА Ґ Гойда ЮЮ Ґ Грицына ЕП Ґ Деменко НА Ґ Джинчарадзе ЯГ Ґ Долондутский ВС Ґ Запорожцева НС Ґ Кладиева АВ Ґ Короткая НЮ Ґ Кузина АО Ґ Кузнецова ЮО Ґ Лоскутова ЮА Ґ Назарова ОВ Ґ Полунина ТА Ґ Прасолова ОА Ґ Сибилев МВ Ґ Сорокина НА Ґ Таекян АС Ґ Хомутская МВ Ґ Лоткова НВ Ґ
Методика 4.1
«Ведущая репрезентативная система»
Каждыйчеловек имеет свою ведущую репрезентативную систему, с помощью которой онполучает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире,проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках.Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовывать своирепрезентативные системы, вести общение на «одном языке». Предлагаемый тестпозволяет определить доминирующий у испытуемого вид репрезентативной системы.Испытуемый В К А Д 1 2 3 4 Алексеева ИН малозначимая  ведущая  Анастасов АА малозначимая  ведущая  Раздобарина ДИ малозначимая  ведущая  Анучкина ЛЮ ведущая  малозначимая  Аскилашвили ЦР ведущая   малозначимая Белоус ЕВ ведущая   малозначимая Богданова АЮ малозначимая  ведущая  Богданова ОЮ  ведущая малозначимая  Васильева МВ малозначимая  ведущая  Вишневская ЛБ малозначимая  ведущая  Гаркушина ИА малозначимая  ведущая  Гойда ЮЮ ведущая  малозначимая  Грицына ЕП ведущая  малозначимая  Деменко НА ведущая  малозначимая  Джинчарадзе ЯГ ведущая  малозначимая  Долондутский ВС малозначимая  ведущая  Запорожцева НС  малозначимая ведущая  Кладиева АВ ведущая  малозначимая  Короткая НЮ малозначимая  ведущая  Кузина АО  ведущая малозначимая  Кузнецова ЮО ведущая  малозначимая  Лоскутова ЮА малозначимая  ведущая  Назарова ОВ ведущая  малозначимая  Полунина ТА малозначимая ведущая Прасолова ОА малозначимая  ведущая  Сибилев МВ малозначимая   ведущая Сорокина НА  ведущая малозначимая  Таекян АС малозначимая   ведущая Хомутская МВ  малозначимая ведущая  Лоткова НВ ведущая  малозначимая 
Ключ: А – аудиальнаярепрезентативная система;
В – визуальнаярепрезентативная система;
К – кинестетическаярепрезентативная система;
Д – «думающий,анализирующий, логический, компьютерный тип»

Методика 7.1
Самооценка общего психологического состояния по Г.Айзенку (общаяэмоциональность)
Методика,предложенная Г.Айзенком, построена по принципу самооценки и позволяет выявитьособенности общего психического состояния испытуемого по четырем шкалам: тревожность,фрустрация, агрессивность, регидность.Испытуемый тревожность фрустрация Низкая тревожность Тревожность средняя, допустимого уровня Очень высокая тревожность Высокая самооценка, устойчивость к неудачам, отсутствие страха перед трудностями Средний уровень, фрустрация имеет место Низкая самооценка, склонность избегать трудностей, страх перед возможными неудачами Алексеева ИН Ч Ч Анастасов АА Ч Ч Раздобарина ДИ Ч Ч Анучкина ЛЮ Ч Ч Аскилашвили ЦР Ч Ч Белоус ЕВ Ч Ч Богданова АЮ Ч Ч Богданова ОЮ Ч Ч Васильева МВ Ч Ч Вишневская ЛБ Ч Ч Гаркушина ИА Ч Ч Гойда ЮЮ Ч Ч Грицына ЕП Ч Ч Деменко НА Ч Ч Джинчарадзе ЯГ Ч Ч Долондутский ВС Ч Ч Запорожцева НС Ч Ч Кладиева АВ Ч Ч Короткая НЮ Ч Ч Кузина АО Ч Ч Кузнецова ЮО Ч Ч Лоскутова ЮА Ч Ч Назарова ОВ Ч Ч Полунина ТА Ч Ч Прасолова ОА Ч Ч Сибилев МВ Ч Ч Сорокина НА Ч Ч Таекян АС Ч Ч Хомутская МВ Ч Ч Лоткова НВ Ч Ч Испытуемый агрессивность регидность Высокое спокойствие, выдержка Средний уровень показателя, возможно проявление умеренной агрессивности Высокая агрессивность, невыдержанность. Трудности в общении с людьми Регидности нет, легкая переключаемость Средний уровень показателя, в отдельных ситуациях возможно проявление регидности Сильно выраженная ригидность, противопоказаны смена места работы, учебы Алексеева ИН Ч Ч Анастасов АА Ч Ч Раздобарина ДИ Ч Ч Анучкина ЛЮ Ч Ч Аскилашвили ЦР Ч Ч Белоус ЕВ Ч Ч Богданова АЮ Ч Ч Богданова ОЮ Ч Ч Васильева МВ Ч Ч Вишневская ЛБ Ч Ч Гаркушина ИА Ч Ч Гойда ЮЮ Ч Ч Грицына ЕП Ч Ч Деменко НА Ч Ч Джинчарадзе ЯГ Ч Ч Долондутский ВС Ч Ч Запорожцева НС Ч Ч Кладиева АВ Ч Ч Короткая НЮ Ч Ч Кузина АО Ч Ч Кузнецова ЮО Ч Ч Лоскутова ЮА Ч Ч Назарова ОВ Ч Ч Полунина ТА Ч Ч Прасолова ОА Ч Ч Сибилев МВ Ч Ч Сорокина НА Ч Ч Таекян АС Ч Ч Хомутская МВ Ч Ч Лоткова НВ Ч Ч
Методика 9.7
Оценка НПН
(оценка нервно-психического напряжения)
Уровеньнервно-психического напряжения может быть диагностирован с помощью опросниканервно-психического напряжения (НПН), предложенного Т.А.Немчиным. Опросник представляетсобой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по даннымклинико-психологического наблюдения. Текст опросника содержит 30 основныххарактеристик состояния НПН, разделенных на три степени выраженности.Исследование проходится индивидуально.Испытуемый Уровень НПН слабое (детензивное) состояние НПН умеренное (интенсивное) состояние НПН чрезмерное (экстенсивное) состояние НПН Алексеева ИН Ч Анастасов АА Ч Раздобарина ДИ Ч Анучкина ЛЮ Ч Аскилашвили ЦР Ч Белоус ЕВ Ч Богданова АЮ Ч Богданова ОЮ Ч Васильева МВ Ч Вишневская ЛБ Ч Гаркушина ИА Ч Гойда ЮЮ Ч Грицына ЕП Ч Деменко НА Ч Джинчарадзе ЯГ Ч Долондутский ВС Ч Запорожцева НС Ч Кладиева АВ Ч Короткая НЮ Ч Кузина АО Ч Кузнецова ЮО Ч Лоскутова ЮА Ч Назарова ОВ Ч Полунина ТА Ч Прасолова ОА Ч Сибилев МВ Ч Сорокина НА Ч Таекян АС Ч Хомутская МВ Ч Лоткова НВ Ч
Исходя изполученных данных, исследования показали, что они соответствуют стандартным даннымполучаемые в выборке аналогичного типа.
 

ЛИТЕРАТУРА
1. Н.И.Басина, Е.Н.Пожарская «Психология»Учебное пособие для высших учебных заведений. Торонто, Канада, 2008г.
2. Андреева Г.М. «Социальная психология».Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малойгруппы». – М.: МГУ, 1991.
4. В. Дружинин«Экспериментальная психология» Учебник для вузов. 2-е изд.
5. Гулина М.А. «Психология социальной работы»
6. Е.Н.Пожарская, Е.Н.Сухомлинова, Р.А.Майнгейм«ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ» 2010г
7. Е.Н.Пожарская, Е.Н.Сухомлинова, Р.А.Майнгейм«ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ» 2010г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.