Реферат по предмету "Психология"


Причины страхов младших школьников и способы их коррекции

Введение
Трудности современнойжизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья.Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия,характеризующаяся отсутствием болезненных психологических явлений иобеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляциюповедения и деятельности. Страх один из видов психологического расстройства.
Под влиянием страхачеловек становится не уверенным в себе. Детские страхи, если к ним правильноотносится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Еслиже они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служитпризнаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребёнка.
Для того чтобывоздействовать на ребёнка и помочь ему избавится от страхов, необходимо знатьего природу. Страх — это отражение в сознании человека конкретной угрозы дляего жизни и благополучия. Необходимо четко знать какую функцию страх выполняет,как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Какпредупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть – на этонаправлено наше исследование.
В конвенции ООН о правахребёнка говорится: «Государство должно обеспечить здоровое развитиеребёнка как физическое, так и психологическое».
Это направлениепрослеживается в Конституции РБ и РФ: «Каждый имеет право на охрануздоровья».
Семейным кодексом РФ: «Родителине должны причинять вред физическому и психическому здоровью ребёнка, егонравственному развитию».
Феномен страха изучалимногие ученые. З. Фрейд выделил два вида страха: реальный страх, вызванныйнепосредственно ситуацией опасности; невротический страх.
Исследователи Д. Селли,Г. С. Саливен, говорили о психоаналитической природе страха, где основное местоуделяется развитию внутренних психологических инстанций. В.В. Лебединский и А.И. Захаров выдвигали иную теорию, утверждая, что содержание детского страхастановится тесно связано с характером межличностных взаимоотношений.
Сегодня о проблеместрахов так же много говорят и пишут, так как исследования показывают, чтострах мешает ребёнку успешно учиться и усваивать материал
Исходя из актуальности мыопределили проблему исследования: каковы психолого-педагогические основывозникновения страхов у младших школьников.
Цель исследования: выявитьспособы диагностики и коррекции детских страхов; смоделировать коррекционно–развивающуюпрограмму профилактики детских страхов.
Объект исследования:дети, с нарушениями психологического здоровья.
Предмет исследования:коррекционные методы, направленные на восстановление психологического здоровья.
В качестве гипотезы:выдвинуто предположение о том, что диагностика и способы коррекции страховбудет успешнее:
· если педагогвладеет методикой диагностики страхов, способен адаптировать их к конкретнойвозрастной группе;
· если педагогумеет эффективно подбирать методы коррекции детских страхов и моделироватьпсихокоррекционную программу;
· если в коллективесоздаётся положительный микро климат;
Исходя из цели, объекта,предмета и гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Проанализироватьнаучно методическую литературу по теме исследования
2. Определитьпсихолого-педагогическую природу страхов на основе анализа литературы.
3. Выявитьэффективные методы и приёмы диагностики страхов у детей.
4. Смоделироватьспособы коррекции детских страхов.
5. Составитьметодические рекомендации для учителей начальных классов по профилактики икоррекции страхов.
Методы исследования:теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта попроблеме исследования, моделирование.
Эмпирические методы:наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа
Новизна исследования: заключаетсяв выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности детских страхов и обучения.
Теоретическая значимостьисследования: заключается в систематизации знаний по данной проблеме.
Практическая значимостьисследования: разработка рекомендаций для учителей начальных классов, моделированиекоррекционно – развивающей программы.
Структура ВКР: Работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Первая глава «Психолого-педагогическийподход к проблеме страхов и тревожности у младших школьников». Раскрываетпонятия страх и тревожность. Выделяет виды и причин страха взрослых людей идетей.
Вторая глава называется «Опытно– экспериментальная». Она содержит описание базы практики, опытноэкспериментальной работы и содержание коррекционной программы по устранениюдетских страхов и тревожности.
В заключении представленырекомендации по профилактики детских страхов и тревожности.

Глава 1 Психолого-педагогический подход к проблеме страха младшихшкольников
1.1 Общая характеристикастраха как категории педагогики и психологии
Эмоциональное состояние,возникающее в присутствии и предвосхищении, опасного или вредного стимуланазывается страх.
Страх, как отмечает К. К.Платонов, проявляется в двух основных формах — астенической и стенической.
Первая проявляется впассивно — оборонительных реакциях (оцепенение, ступор) и в активно –оборонительных реакциях – в мобилизации своих возможностей для предупрежденияопасного исхода.
Стеническое проявлениестраха выражается в состоянии боевого возбуждения, по терминологии Б. М.Теплова. Оно связано с активной познавательной деятельностью в момент опасностии положительно окрашено, т. е. человек испытывает наслаждение и повышениепсихической активности.
В традиционной психологиипринято относить страх к числу астенических эмоций, т.е. понижающихжизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психологическую деятельность итем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоциюстраха. Полная победа над страхом может сама по себе дать в самом лучшем случаетолько нормальное психическое состояние и отсутствие мучительных переживаний.
Страх не единственнаявозможная реакция на опасность. Он не является чем — то естественно неизбежным,с чем можно бороться лишь голосом разума. Опасность может совершеннонепосредственно вызывать эмоциональное состояние, повышающее психологическуюдеятельность. Такое определение страха предложил Б. М. Теплов.
Определение З. Фрейда отличается.Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида инаправленная на источник опасности.
В зависимости отхарактера угрозы переживания проходят диапазон оттенков опасения, боязнь,испуг, ужас. Если источник опасности не определён или неосознан, возникающеесостояние называется тревогой.
Функционально страхслужит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточитьвнимание на её источнике, побуждает искать путь её избегания. В случае, когдаон достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипыповедения.
В социальном развитиичеловека страх выступает, как одно из средств воспитания используется как факторрегуляции поведения. В условиях общества повышенная склонность к страхулишается приспособительного значения и оценивается негативно.
Сформированные реакциистраха сравнительно стойки и способны сохраняться длительное время. Поэтомувоспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, ана выработку умений владеть собой при его наличии. Реакции страха наблюдаютсяпри различных психических заболеваниях.
Значит страх, характеризуетсявнутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желаниембежать или нападать.
Главной задачей, стоявшейперед психологией страха, было найти, возникшие не в результате научениястимулы, вызывающие страхи, и объяснить эти страхи на основе инстинктивныхпроцессов. Ребёнок, как предполагали, инстинктивно боится темноты, животных,большой массы воды, слизистых предметов – многие из этих страхов, как считал СтэнлиХолл, унаследованы человеком от животных предков. Психологи один за другимопровергали существование таких страхов, до тех пор пока в бихевиоризме их неосталось два. Уотсон говорил, что существует только две вещи, которые вызываютреакцию страха, громкий звук и потеря поддержки. Все последующие страхиобразованны в результате обуславливания. Позднее исследователи, изучившиедетские страхи, указали на то, что взгляды Уотсона являются упрощёнными.Различные ученые, исследуя разные контингенты детей, не смогли найти эти два «первичныхстраха». Как писал Джерсилд, «Стимул страха не может быть представленкак изолированный стимул. „Незаученные“ страхи у ребёнка могутвызывать не только шум и потеря поддержки, но и сильный, стремительнопоявившейся, неожиданный или новый стимул, к которому индивид, как кажется,является неготовым». Т. е. ситуации, на которые организм не можетадекватно реагировать, представляют собой угрозу и вызывают тревогу или страх.
Споры по поводу «первичныхстрахов», которые ведут инстинктивисты и бихевеористы, опираются на ложноеоснование.
Что касаетсянаследственности, то об этом мы можем сказать, что организм реагирует наситуации, с которыми не может взаимодействовать, тревогой или страхом. Проблемавозникновения тревоги и страхов после рождения сводится к двум вопросам – какпроисходит созревание и научение. Так же ставится вопрос, следует ли вообщеназывать эти реакции детей, описанные Уотсоном «страхом». Такоепредположение объяснило бы не специфический характер этих реакций, т. е. тообстоятельство, что страх не появляется наверняка при одном и том же стимуледаже у одного и того же ребёнка.
Другая ошибка в подходеУотсона к тревоге и страхам – это его пренебрежение фактором созревания.
Ясно, что уровеньзрелости – это один из факторов, определяющих реакцию младенца или ребёнка наопасные ситуации. Исследования показывают, что самые первые реакции являютсяреакциями из ряда рефлекторных и расплывчатых.
Другая проблема – этонепредсказуемость страхов. Это происходит из – за того, что детские страхименяются непредсказуемо. Так как имеет место некий процесс, гораздо болеесложный, чем описывается теорией условных рефлексов.
Эти две проблемы –иррациональность и непредсказуемость детских страхов – становятся доступными дляанализа, если страхи рассматривать не как реакции испуга на угрозу, а какпроявление глубинной тревоги.
Данная гипотеза помогаетпонять предсказуемость и изменчивость детских страхов. Если страхи – этопроявление тревоги в объективированной форме, то тревога может фокусироваться водном случае на одном объекте, а в другом – на другом.
Также отводится особоеместо связи, между страхами детей и страхами родителей. Страх у родителейвоспитывает страх у детей. Мы полагаем, что в семьях, где родители многотревожатся, тревожность детей повышается.
Итак, проводя анализвзглядов на особенности содержания страхов детском возрасте, можно отметитьследующее. Существует несколько подходов, по – разному описывающих спецификусодержания страха у детей.
В психоаналитическомподходе основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций.
Следующий подход можноназвать социальным. Здесь исследователи, говорят о том, что содержание детскогостраха связано с межличностными знаковыми социальными взаимоотношениями.
Таким образом, сторонникиодного подхода обращают внимание на внутреннюю деятельность, другиеисследователи – на социальные аспекты существования.
1.2 Психологическиеосновы детских страхов и тревожности
Теория страха в своейоснове с вязана с проблемой тревоги.
По мнению Изарда,результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх итревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.
Страх – это эмоциональноесостояние, отражающее защитную реакцию человека или животного, переживание имиреальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.
Долгое время психологи необращали внимание на различия между страхом и тревогой и рассматривали этиэмоции как нечто общее. Отсутствие разграничения затруднило правильноепонимание страха и тревоги. Реакции организма на страх совершенно иные, чем притревоге. Поэтому эти реакции соответствуют различным психическим уровнямличности.
Таким образом, мыподчёркиваем не только то, что реакции при страхе и тревоге могут бытьразличны, но и то что возникают они при угрозах на различные уровни личности.
В некоторыхпсихологических исследованиях феномен страха на самом деле исследовался, кактревога. Весьма существенным является, то что многие детские страхи являютсяиррациональными, т. е. не имеют отношения к несчастьям, которые случаются сдетьми. Меняющийся, не предсказуемый характер страха также являетсясущественным обстоятельством. Всё это говорит о том, что в основе страха лежитдругая эмоция. Словосочетание иррациональный страх — противоречиво, если страхнельзя представить себе как бегство от опасности, значит, что – то другоевызывает реакцию индивида на угрозу. Но З. Фрейд говорит о невротическихстрахах, которые иррациональны в том отношении, что указывают на несоответствиереально существующей ситуацией. В основе невротического страха лежит тревога,которая придает ему иррациональный характер. Изучение страхов указывает насуществование реакции более базового уровня.
Теперь можно ответить навопрос о том, что связывает тревогу и страх. Способность организма реагироватьна угрозу своему существованию и ценностям – это тревога. Защитные реакции наконкретные опасности являются страхами. Таким образом, тревога этоосновополагающая реакция; а страх – это выражение той же способности вконкретной форме.
Башкирский психолог В. Ф.Сафин говорит о тревоге, как о базовой реакции не только потому, что этопервоначальная реакции на угрозу, но и потому что эта реакция относится кбазовому уровню личности. Страх – это реакция на угрозу, которая не достиглабазового уровня.
Страх часто различается стревогой по одному из двух оснований:
1) страхрассматривается как включающий определённые объекты и события, в то время кактревога более общим эмоциональным состоянием;
2) страх — этореакция на присутствующую в данный момент опасность, тревога на ожидаемую илипредполагаемую.
В свою очередь, страхможно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективной форме, еслипредчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение.
Таким образом, если страх– аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни у благополучиячеловека, то тревога – это эмоционально заострённое ощущение предстоящейугрозы.
Итак, изучение страханепреодолимо ведёт к изучению тревоги. Поэтому нужно знать каким образомтревога проявляется в форме определённых страхов.
1.3 Причины страха взрослых людей
Страх произрастает изнерешительности. Нерешительность кристаллизуется в сомнение, они смешиваются —получается страх. Иногда этот процесс идет медленно. Он зарождается иразвивается, когда вы не подозреваете о его существовании,
Цельданного параграфа – сконцентрировать внимание на причинах появления и способахизлечения шести основных видов страха.
Итак,перечислим их:
1. Страхнищеты
2. Страхкритики
3. Страхболезни
4. Страхлюбовного разочарования.
5. Страхстарости.
6. Страхсмерти.
Основаниемпервых трёх страхов является беспокойство. Все остальные страхи примыкают кним. Но страх – это только состояние сознания и значит может контролироваться инаправляться.
Страх нищеты — парализуетразум, разрушает воображение, убивает самоуверенность, подрывает энтузиазм,охлаждает инициативу, размывает цели, делает невозможным самоконтроль. Онсводит, на нет очарование личности, расстраивает четкость мышления,препятствует концентрации усилии. Он лишает настойчивости, превращает силу вбессилие ничегонеделания, уничтожает амбиции, снижает память, притягиваетнеудачи. Он удушает любовь и помыкает дружбой и привлекает несчастье, ведет кбессоннице, тоске и печали.
Из всех страхов страхнищеты, самый разрушительный. И его трудней всего преодолеть, почему мы с негои начали.
Чтобы определить страх нищеты нужно знать его симптомы. Аони таковы:
1. Безразличие— это отсутствие самолюбия, нежелание бороться с нищетой, интеллектуальная ифизическая лень, отсутствие инициативы, воображения, энтузиазма и самоконтроля.
2.Нерешительность – привычка позволять другим думать за себя, а самому заниматьвыжидательную позицию.
3. Сомнение — обычнопроявляется в форме объяснений и извинений, призванных покрыть оправдать своинеудачи; иногда сочетается с завистью к чужим успехам или с их критикой.
4. Беспокойство — стремление искать ошибки у других,жить не посредствам; пренебрежительное отношение к своей внешности насупленный,хмурый вид, невоздержанность в употреблении алкоголя, иногда, наркомания; нервозность,неуверенность в себе.
5. Сверхосторожность —тенденция видеть только оборотную сторону медали; мысли и разговоры о возможныхнеудачах вместо концентрации сознания на средствах достижения успеха; знаниевсех дорог к поражению при одновременном нежелании искать способы, как егоизбежать; становящееся постепенно мировоззрением; воспоминания о неудачниках, забвениепобедителей.
6. Промедление — привычка откладывать,трата всех сил на оправдание безделья вместо работы, Промедление, примыкая ксверхосторожности, сомнению и беспокойству, означает переход, от ответственностипредпочтение компромисса жестокой борьбе; согласие с жизненными трудностямивместо их преодоления
Страха критики подрываетинициативу, разрушает силу воображения, ограничивает индивидуальность, лишаетчеловека уверенности в себе и вообще вредит ему во множестве других случаев. Частонезаживающей раной становится родительская критика.
Критика — это вид страха,которого у взрослых достаточно Родитель, вырастивший своей критикой не столькоребенка, сколько комплекс неполноценности в человеческой оболочке, долженпризнаваться преступником. Критика вызывает в сердце чувство неполноценностиили обиды.
Этот вид страха так жеуниверсален, как и страх нищеты, а его последствия так же фатальны для личностииз-за того, что боязнь критики, разрушает инициативу и делает бессмысленнымилюбые усилия воображения. Итак, основные симптомы:
1. Застенчивость — обычновыражается в нервности, робости в разговоре и при встрече с незнакомыми, внеловкости движений, бегающих глазах.
2. Неуравновешенность —неумение контролировать свой голос, нервозность в присутствии посторонних,плохая осанка и память.
3. Слабохарактерность —нетвердость при принятии решений, отсутствие обаяния и умения четко объясниться;привычка «откладывать на завтра»; бездумное соглашательство с чужиммнением.
4. Комплекснеполноценности — самоутверждение языком; привычка говорить «громкие слова»,чтобы произвести впечатление, подражательство в манере одеваться, говорить ивообще в манерах; пристрастие к сочинительству — в основном на тему о своихдостижениях. Такие люди часто кажутся самоуверенными.
5. Стремление к тому, чтобы все было «каку людей», а в итоге оборачиваются жизнью не по средствами ;
6. Безынициативность — неумение использовать возможности длясамопродвижения; боязнь высказывать свою точку зрения, неуверенность в своихидеях; уклончивость ответов в разговоре; неуклюжесть в манерах и речи;лживость.
7.Отсутствие самолюбия —леность души и тела; медлительность в решениях, внушаемость, неумение инежелание самоутвердиться, пристрастие говорить гадости за спиной и льстить вглаза; непротивление неудачам, привычкабросать с легким сердцем любые начинания при малейшей оппозиции со стороны;безосновательная подозрительность; бестактность в разговоре; нежеланиепризнавать свои ошибки.
Страх болезней может бытьотнесен и к физическому, и к социальному наследию. Если говорить о егопроисхождении, то он тесным образом связан со страхом старости и смерти — этихдвух предвестников «загробных ужасов», о которых человек, по сути,ничего не знает, хотя напичкан всякими малоприятными историями с детства
В целом человек боитсяболезней из-за посмертных страхов, внушенных в его сознание, и из опасениявозможных экономических последствий.
Страх болезни, даже самыйбезосновательный, дает реальные физические симптомы того заболевания, которогочеловек опасается.
Проведенные экспериментыдоказали, что человеку можно внушить болезнь
Клетки страха болезниприсутствуют в сознании у каждого беспокойство боязнь, разочарование в любви в неудачив делах, оплодотворяют их и дают им жизнь
Симптомы этого страхатаковы:
1. Самовнушение — поиск ипредположение в себе симптомов! всех мыслимых болезней, «наслаждение»воображаемыми недугами и рассуждение о них как о настоящих; постоянныеразговоры об операциях, несчастных случаях экспериментирование без врачебногоконтроля со всяческими диетами, физическими упражнениями, использованиедомашних средств, патентованных лекарств и шарлатанских снадобий.
2. Ипохондрия — привычка так говорить о болезнях, так наних концентрироваться, что в конечном итоге это оборачивается нервным стрессом.Ипохондрия приходит вместе с плохими мыслями, и ничто, кроме хороших мыслей, отнее не избавит. Она приносит здоровью такой же ущерб, как принесла бы самаболезнь
3. Боязнь заболеть — занятиямфизическими упражнениями: это обычно кончается избыточным весом и становитсяпричиной малоподвижного, в основном домашнего образа жизни
4. Впечатлительность.Страх болезней подрывает силы организма к сопротивлению и создает благоприятныеусловия для приобретения любого недуга. Он может неприятным образом соединитьсясо страхом нищеты, особенно у ипохондрика, постоянно беспокоящегося о том, что емупридется оплачивать счета за лечение.
5.Самолелеяние — свойствовзывать к сочувствию окружающих, используя воображаемую болезнь как приманку, стимуляцияболезни для оправдания простейшей лени или же отсутствия амбиций
6. Невоздержанность —привычка употреблять алкоголь или наркотики для избавления от головных болей,
7. Беспокойство —пристрастие к чтению медицинской литературы и всяких брошюрок, рекламирующихпатентованные препараты и беспокойство, как бы не захворать
Страх неудачи в любви сводятсяк ревность и другим аналогичным видам неврозов, вырастают из унаследованнойбоязни потерять объект своей любви; этот вид страха, самый болезненный извыделенных нами
Этому страху болееподвержены женщины.
Страх неудачи в любви имеет три симптома.
1. Ревность: привычкаподозревать близких друзей и любимых безо всяких на то оснований обвинение женыили мужа в неверности всеохватывающая подозрительность.
2. Поиск промахов у всехдрузей, родственников, коллег, любимых по малейшему поводу либо при отсутствиитакового — все равно.
3. Авантюризм –склонность к рискованным предприятиям, воровству, жульничеству и другим опаснымдеяниям с целью добыть денег для любимых, с верой, что любовь можно купить, влезаниев долги для покупки подарков, чтобы показать себя с лучшей стороны; бессонница,нервозность, отсутствие настойчивости, самоконтроля самоуверенности,слабоволие, плохое настроение,
Страх смерти происходитот двух источников. Во-первых, от мысли, что старость может принести с собойнищету. Во-вторых, от ложных и жестоких учений прошлого, нацеленных напокорение человека через страх,
У человека есть двесовершенно разумные причины для опасений, связанные со старостью. Одна — недовериек ближнему, вторая — жуткие картины потустороннего мира. К этому страхупримыкает более распространенная боязнь болезней. Ну и, наконец, старость исключаетпотерю свободы и независимости, как физической, так экономической.
Распространеннымиявляются следующие симптомы боязни старости.
1. Преждевременныйнастрой к спаду в возрасте сорока лет развитие комплекса неполноценности иложного убеждения, что с возрастом человеческая личность не развивается
2. Простите мне, старику так,извинительно, говорят многие люди, достигшие возраста сорока или пятидесятилет. Вместо этого следовало бы произносить слова благодарности за счастье житьв возрасте мудрости и понимания.
3.Безынициативность. Инициатива, воображающего, неыверенность в себе развитиечувства неполноценности
4. Стремление молодиться водежде поведении молодежи естественно, выглядит нелепым в глазах окружающих,близких и дальних.
Внезапная острая боль,пронизывающая сердце при мысли о смерти, чаще всего может быть отнесена крелигиозному фанатизму. Так называемые язычники меньше боятся смерти, чем болеецивилизованные представители рода человеческого.
Мысль об адском наказаниилишает интереса к жизни и делает счастье невозможным. Хотя никакой религиозныйлидер не в состоянии ни гарантировать вознесение в рай, ни устроить сошествие вад, последний представляется столь ужасным, что сама мысль о нем тяжелым грузомложится на воображение, причем столь явственно, что начисто парализует рассудок— и как раз формирует страх смерти.
Сейчас, этот страхраспространен не в такой степени, как в те времена, когда не было университетови колледжей. Люди науки направили на человечество луч правды, и эта правда,освобождает людей от боязни смерти. С помощью биологии, астрономии, геологии идругих сопредельных наук страхи темных веков, сжимавшие души людей, рассеялись.
Именно из нерешительностикаждый из основных страхов преобразуется в беспокойство, освободитесь раз инавсегда от страха смерти, признав ее неизбежной. Прогоняйте страх нищеты,приняв решение преуспеть настолько, насколько это возможно без излишнихволнений. Наступите на горло боязни критики, решившись не беспокоиться из – за того,что другие подумают или скажут вас. Устраните из вашего сознания страх черезновое к нему отношение — воспринимайте его не как препятствие, а какблагословенную пору, приносящую с собой мудрость, самоконтроль и уровень пониманияжизни, недоступный юности. Избавьте себя от страха болезней, просто позабыв ихсимптомы. Управляйте боязнью неудачи в любви, убеждая себя, что вы в концеконцов можете при необходимости обойтись и без нее. И вообще — отвыкайтебеспокоиться! Примите одно для всех случаев решение: предлагаемое жизнью. И выувидите, что вместе с этим решением к вам придет уравновешенность, ясностьинтеллекта, спокойствие мысли.
1.4 Механизмы проявлениястрахов у детей
Механизмы проявлениястраха у человека является условно рефлекторным.Возможны и интуитивные проявления страха.
В зависимости от авторовотмечаются разные причины страха.
Дж. Боулби отмечает, чтопричиной страха является присутствие чего – то угрожающего, но и отсутствиетого, что обеспечивает безопасность.
К. Изард подразделилпричины страха на внешние и внутренние.
А. С. Зобов все опасностивызывающие страх разделил на три группы.
1. реальные, объективноугрожающие здоровью и благополучию личности;
2. мнимые, объективно неугрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;
3. престижные угрожающиепоколебать авторитет.
А что вызывает страх удетей, и какова его динамика, начиная с младенчества и заканчивая младшимишкольниками?
В различном возрастепроявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развитиядетей.
Первичная эмоция страх насильный раздражитель наблюдается уже у новорождённых. Страх перед незнакомымилюдьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и темноты появляетсяпосле трёх лет, достигая пика в четыре года.
По данным П. С. Зобова, вдошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие годызначимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.
Среди реальных страхов вдошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе – страх, вызванныйугрозой нападения животных, третье – боязнь падения с большой высоты идорожно-транспортных происшествий.
Страх выступает как одиниз показателей многих нервных и психических заболеваний. Однако по отношению кздоровью детей дошкольного возраста и младших школьников. Страх можетрассматриваться как самостоятельное болезненное состояние организма, дающееначало другим психоневрологическим заболеваниям. Именно по этой причинедиагностика, лечение и предупреждение страхов у детей имеет самостоятельноезначение.
Под страхом понимаетсяреакция ребёнка в результате осознания им угрозы собственной биологической иличной целостности близких ему людей или себя.
Появление у ребёнкастраха означает постепенное завершение «наивного» этапа его развития,когда он ещё верил в бессмертие сказочных героев, и начало понимания того, чтолюбая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей страх являетсярезультатом переживания ими утраты, боли на основе инстинкта самосохранения.
Первые страхи у детейпоявляются очень рано и обычно вызываются резким изменением окружающей средыили возникающими в организме ребёнка болями.
Страх смерти у детейпоявляется в 5 – 6 лет. Именно это нередко обуславливает заболевание детейневрозами, заиканиями. В 6 – 7 лет дети начинают бояться смерти родных иблизких.
Степень и сила страха удетей во многом зависит от отношения родителей к ним. Как правило, к страхусклонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так как они весьмачасто предостерегают своих детей, опасаются за них даже бес повода. Вторымисточником страхов у детей является через мерная строгость родителей, так какчастые и необоснованные наказания формируют у детей боязливость, тревожность,которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов у детейвыступают страхи самих родителей, которыми дети быстро заражаются.
Исследования психологовпоказали, что у тревожных и беспокойных родителе более половины детейподвержены страхам различного рода. В зависимости от условий развития и типанервной системы эти источники могут формировать страхи невротическогохарактера. Эта форма страхов чаще всего наблюдается в подростковом возрасте врезультате переживания, одиночества, уродства, потери близкого человека.Длительные переживания страхов могут оказать заметное влияние и на характерчеловека.
Виды страхов.
1.Боязнь различныхраздражителей.
2.Боязнь боли – начиная срождения.
3.Боязнь животных –примерно с 2 лет
4. Боязнь чужих людей,незнакомых объектов
5. Боязнь высоты,темноты.
6. Боязнь смерти.
7. Боязнь воин,катастроф.
В переживании страхов удетей чётко наблюдаются половые различия: девочки более боязливы, чем мальчики.Формирование страха зависит от условия развития ребёнка: городские дети менеебоязливы, чем деревенские.
Поступление ребенка вшколу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника,но иногда это вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведётк возникновению страха.
Школьники младших классовв начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижныеопасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязниживотных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяютбоязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязньполучения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Этоподтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаевприсутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% — с неуверенностьюв отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителеми учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке илиотсутствии у преподавателя интереса к детям.
В основе этого страхалежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, быть осмеянным. Больше всеготакие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется ихбеззащитность.
В ряде случаев страхперед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физическойагрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свойхарактер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер он вызывает уребёнка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами,контролировать их. Таким образом, большая часть страховмладших школьников лежит области учебной деятельности: страх сделать ошибку,боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликтов со сверстникам. Школьныестрахи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но испособствуют развитию детских неврозов.

Вывод по главе
Таким образом, страх естьсовершенно естественное и весьма неприятное чувство, оно неразрывно связана сослабостью детских сил физических и нравственных и неведением детей относительносвойств окружающих их предметов и явлений. Поэтому страх есть неизбежный составнойэлемент детской души и детской психологии.
В данной главе мы хотелиосветить подходы в изучении страха. Это и психоаналитический подход Селли иСаливана, и взгляды Лебединского и Захарова, которые утверждали, что страхсвязан с характером межличностных отношений.
Так же попытались указатьна связи между страхом и тревогой. Показав что изучение страха ведется внепрерывной связи с тревогой. Указав, что страхи младших школьников связаны сучебной деятельностью. Так же что с возрастом одни страхи исчезают а им насмену приходят другие.

Глава 2. Опытно – экспериментальная
2.1 Характеристика базыпрактики
Цель: исследоватьзависимость успешности обучения от эмоционального состояния ученика.
Гипотеза: если будетдоказана зависимость эффективности учебной деятельности от эмоциональногоблагополучия ученика, то поможет ли устранить тревожность и страхсмоделированная по результатам диагностики коррекционно – развивающаяпрограмма.
Исходя из цели и гипотезыбыли сформулированы задачи:
1. Провестипсиходиагностическое обследование выявления детской тревожности и страхов.
2. Разработать ипровести программу занятий по коррекции детских страхов и тревожности.
3. Провестиповторное обследование с последующем анализом полученных результатов.
База исследования.
Исследование проводилосьв течении 2005 – 2006 учебного года в 4 «Г» классе средней школы №20. В классе 25 человек из них 11 мальчиков, 14 девочек. Наблюдая за детьмибеседуя с учителем мы заметили, что класс дружный и сплоченный. Дети общаютсямежду собой не только мальчики с мальчиками и девочки с девочками, но и девочкис мальчиками. Однако есть дети, которым трудно устанавливать контакты содноклассниками. Психолого-педагогическая наука утверждает. Несформированность коммуникативныхнавыков влияет на успеваемость. Какова же успеваемость в классе? Изучив,школьную документацию и проанализировав, школьный журнал мы пришли к выводу,что:
О У: составляет 100%
К О: 68%
СОК: (степень облученностикласса) 62,2%
Таким образом, анализируя,данные мы пришли к выводу, что качество обучения довольно высокое. Однако естьучащиеся, которые обучаются в основном удовлетворительно. Исключив влияние накачество успеваемости сформированность познавательных мотивов и общеучебныхумений и навыков обучающегося. Мы предположили может ли влиять страх и детскаятревожность на качество успеваемости.
С этой целью мыподготовили диагностический инструментарий.
2.2 Описание опытноэкспериментальной работы
Прежде чем перейти к диагностическомуинструментарию предлагаю вспомнить виды и причины страха.
Определить боящегосяребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство вповедении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличиистраха. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует толькотогда, когда ребёнок представляет их по какому – либо поводу или ему напоминаютокружающие. Есть и так называемые немые страхи, часто отрицаемые детьми, нопризнаваемые родителями. Это, прежде всего ситуативные страхи опоздания,животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых»страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будутмногочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей иоткрытых пространств. Далеко не все страхи определяются родителями. В лучшемслучае это каждый второй страх, и здесь многое зависит от особенностейвосприятия родителя страхов детей. Лучше всего определяются те страхи у детей,которые были в детстве у самих родителей. Из подобных общих страхов выделяютсястрахи смерти родителей, наказания, высоты, глубины и темноты. Есть и свойственныетолько матерям общие с детьми страхи: сделать что – либо не так и не успеть. Уотцов к подобным страхам можно отнести страхи: уколов и боли, отражая этимбольшую чувствительность мужчин к боли. Знание общности страхов у родителей идетей позволяет лучше проанализировать вероятность их распространения в семье.
Полезно посмотреть также,какие страхи чаще всего остаются, у взрослых из бывших у них в детстве.
Итак, прежде чем помочьдетям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам ониподвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают не полнуюкартину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснитьвесь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоциональногоконтакта с ребёнком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Будетлучше, если о страхах расспрашивает кто – нибудь из знакомых взрослых илиспециалистов при совместной игре или дружеской беседе. Беседа представляетсякак условие для избавления от страхов по средствам их проигрывания и рисования.Беседу ведут неторопливо и обстоятельно. Повторять вопрос о том, боится или небоится ребёнок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводкастрахов, их непроизвольное внушение. Задающий вопросы сидит рядом, а ненапротив ребёнка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за, то чтоон говорит всё как есть, лучше, если взрослый перечисляет страхи по памяти, толькоиногда поглядывая в список, а не зачитывал его.
«Скажи, пожалуйста,ты боишься или не боишься:
· когда остаёшьсяодин;
· падения;
· заболеть,заразиться;
· умереть;
· того, что умруттвои родители;
· каких – то людей;
· мамы и папы;
· того, что они тебянакажут;
· Бабы Яги, КощеяБессмертного, Невидимок, Скелетов – вся группа этих страхов обозначена какстрахи сказочных персонажей;
· опоздать в школу;
· перед тем какзаснуть;
· страшных снов;
· темноты;
· волка, медведя,собак, пауков, змей (страхи животных);
· машин, поездов,самолётов (страхи транспорта);
· бури, ураганов,наводнения, землетрясения (страхи стихии);
· когда оченьвысоко (страх высоты);
· глубины;
· замкнутогопространства;
· воды;
· огня;
· пожара;
· воин;
· больших улиц,площадей;
· врачей (кромезубных);
· крови;
· уколов;
· боли;
· неожиданныхрезких звуков;
Всего в основном списке29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее числострахов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммывсех страхов в соответствующей возрасту ребёнка контрольной группе на числоопрошенных в ней детей. Всего было опрошено 26 детей 9 – 10 лет, из них 12мальчиков и 14 девочек.
Полученные данныепредставлены в виде таблице:
Среднее количествострахов.
/>возраст девочки мальчики 9 лет 10 7 10 лет 10 7
Мы видим, что посравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек больше.
В исследовании былиспользован тест: Оценка уровня тревожности с помощью теста школьнойтревожности Филипса.
Тест состоит из 58вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться вписьменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить „ДА“или „НЕТ“.
Цель исследования:изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего исреднего школьного возраста.
Инструкция: Ребята,сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как высебя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нетверных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе для ответов запишите своё имя фамилиюи класс. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ „+“ если высогласны с ним, или „- если не согласны.
Вопросы:
1. Трудно ли тебедержаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты,когда учитель говорит, собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебеработать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами,что учитель в ярость от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли,чтоб кто – нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебехочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты непоймёшь, что он говорил?
7. Сильно ли тыволнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли стобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупоюошибку?
9. Дрожат ли у тебяколени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твоиодноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, чтотебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебявопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли тыизбегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правили, невыбирают?
14. Бывает ливременами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебявозникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чтохочешь ты?
16. Сильно ль тыволнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебеполучать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли тывременами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твоиодноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты насвоих одноклассников?
21. Выполнив задание,беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда тыработаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебеиногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, чтобольшинство ребят относится к тебе по – дружески?
25. Работаешь ли тыболее усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться вклассе с результатами одноклассников?
26. Часто ли тымечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли тывременами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты,что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собираетсяпроверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешьхорошие отметки, думает ли кто – нибудь из твоих друзей, что ты хочешьвыслужиться?
30. Хорошо ли ты себячувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребятам относятся с особымвниманием?
31. Бывает ли, чтонекоторые ребята в классе говорят что – то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь,теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?
33. Похоже ли на то,что большинство твоих одноклассников на обращают на тебя внимание?
34. Часто ли тыбоишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли тытем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоямама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебякогда – нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты вбудущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты,что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли тызадумываешься, отвечая на уроке, что о тебе в это время другие?
41. Обладают лиспособные ученики какими – то особыми правами, которых нет у других ребят?
42. Злятся линекоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
43. Доволен ли тытем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себячувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?
45. Высмеивают ливременами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты,что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешьответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером тылежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будетзавтра в школе?
49. Работая надтрудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которыехорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегкатвоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты,что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классузадание?
52. Пугает ли тебяпроверка твоих знаний в школе?
53. Когда учительговорит, что собирается дать классу задание чувствуешь ли ты страх, что несправишься с ним?
54. Снилось ли тебе,что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учительобъясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше,чем ты?
56. Беспокоишься литы по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда тывыполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли твоярука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка результатов:При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают сключом теста. Например на 58 вопрос ребёнок ответил “да» в то времякак в ключе этому вопросу соответствует ответ «нет» Ответынесовпадающие с ключом — это тревожность
При обработкеподсчитывается.
· Общее числонесовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышеннойтревожности ребёнка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – овысокой.
· Число совпаденийпо каждому из пяти факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожностиопределяется также как в первом случае. Анализируется общее эмоциональноевнутреннее состояние школьника, во многом определяющее наличие тех или иныхтревожных синдромов (факторов) и их количеством.Факторы Номера вопросов 1 Общая тревожности в школе.
2, 4, 7, 12, 16,21, 23, 26, 28, 46, 47. 48, 49. 50, 51, 52, 53. 54. 55. 56. 57, 58.
Е = 22 2. Страх ситуации проверки знаний.
2, 7, 12, 16, 21, 26.
Е = 6 3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
3, 8, 13, 17, 22.
Е = 5 4. Проблемы и страхи а отношении с учителем.
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47.
Е = 8 5. Низкая физическая сопротивляемость стрессу.
9, 14, 18, 23, 28.
Е = 5
Ключ к вопросам.
1. 
2. –
3. –
4. –
5. –
6. –
7. –
8. –
9. –
10. –
11. –
12. +
13. –
14. –
15. –
16. –
17. –
18. –
19. –
20. –
21. +
22. –
23. +
24. –
25. +
26. +
27. –
28. –
29. –
30. –
31. +
32. –
33. –
34. –
35. –
36. +
37. +
38. –
39. +
40. +
41. –
42. +
43. –
44. +
45. +
46. –
47. –
48. –
49. –
50. –
51. –
52. –
53. –
54. –
55. –
56. –
57. –
58. –
59. –
Ещё одним видомдиагностики была Шкала явной тревожности для детей.
Предлагаемая шкаласодержит 53 вопроса. 42, из которых ориентированы на выявление различныхпоказателей тревожности и 11 – диагностика тенденций ребёнка искажать своиответы в пользу социальной желательности. К каждому вопросу даётся два ответа «ДА»или «НЕТ».
Цели: выявление групприска с точки зрения сохранения и профилактики психологического здоровья детей,причин школьной дезадаптации;профилактика срывов связанных с ситуацией проверки знаний, соревновательными идругими условиями, предъявляющие повышенные требования к нервно психическомусостоянию школьника.
Инструкция: Опроспроводится в течении 15 – 20 минут. Экспериментатор зачитывает предложения,которые даны в утвердительной форме. Ребёнок должен решить верно этовысказывание или нет. Если высказывание верно по отношению к ребенку то ответ «да»,если неверно – «нет». Не думай долго над ответом. Если не можешьрешить «да» или «нет», то выбирай то, что бывает чаще. Неразрешается давать два ответа на одно предложение. Не пропускай предложенияотвечай на все подряд .
Вопросы:
1. Тебе труднодумать о чем – нибудь одном.
2. Тебе неприятно,когда кто – нибудь наблюдает за тобой, когда ты что – нибудь делаешь.
3. Тебе оченьхочется во всём быть лучше всех.
4. Ты легкокраснеешь.
5. Все, кого тызнаешь, тебе нравятся.
6. Нередко тызамечаешь, что у тебя сильно бьётся сердце.
7. Ты очень сильностесняешься.
8. Бывает, что тебехочется оказаться как можно дальше отсюда.
9. Тебе кажется, чтоу других всё лучше, чем у тебя.
10. В играх ты большелюбишь выигрывать, чем проигрывать.
11. В глубине души тумного боишься.
12. Ты часточувствуешь, что другие недовольны тобой.
13. Ты боишьсяоставаться дома в одиночестве.
14. Тебе труднорешиться на что – либо
15. Ты нервничаешь,если тебе не удаётся сделать то, что тебе хочется.
16. Часто тебя что –то мучает, а что не можешь понять.
17. Ты со всемивсегда ведешь себя вежливо.
18. Тебя беспокоит,что тебе скажут родители.
19. Тебя легкоразозлить.
20. Часто тебе труднодышать.
21. Ты всегда хорошосебя ведешь.
22. У тебя потеютруки.
23. В туалет тебенадо ходить чаще, чем другим детям.
24. Другие ребятаудачливее тебя.
25. Для тебя важно,что о тебе думают другие.
26. Часто тебе трудноглотать.
27. Часто волнуешьсяиз – за того, что, как выясняется позже не имеет значения.
28. Тебя легкообидеть.
29. Тебя всё времямучает, всё ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30. Ты никогда нехвастаешься.
31. Ты боишься того,что с тобой может, что – то случиться.
32. Вечером тебетрудно уснуть.
33. Ты оченьпереживаешь из – за оценок.
34. Ты никогда неопаздываешь.
35. Часто тычувствуешь не уверенность в себе.
36. Ты всегдаговоришь только правду.
37. Ты чувствуешь,что тебя никто не понимает.
38. Ты боишься, чтотебе скажут: «Ты всё делаешь плохо».
39. Ты боишьсятемноты.
40. Тебе труднососредоточиться на учёбе.
41. Иногда тызлишься.
42. У тебя частоболит живот.
43. Тебе бываетстрашно, когда перед сном ты остаёшься один в темной комнате.
44. Ты часто делаешьто, что не стоило бы делать.
45. У тебя частоболит голова.
46. Ты беспокоишься,что с твоими родителями что – нибудь случится.
47. Ты иногда невыполняешь свои обещания.
48. ты быстроустаёшь.
49. Ты часто грубишьродителям и другим взрослым.
50. Тебе не редкоснятся страшные сны.
51. Тебе кажется, чтодругие ребята смеются над тобой.
52. Бывает, что тыврёшь.
53. Ты боишься, что стобой произойдет что – нибудь плохое.
Обработка результатов: Проверить,что всё заполнено, верно, нет пропущенных и двойных ответов. Следует обратитьособое внимание на детей, которые пропустили или дали двойной ответ на пять иболее пунктов шкалы. В значительной части случаев это является показателемтревожности.
Подсчитать данные пошкале «лжи» или искажённого представления о себе.
Ключ к шкале лжи
ответ «да» ответ«нет»
5 12, 21, 30, 34, 36. 10,41, 47, 49, 50.
Высокие баллы по шкалелжи делают достоверность ответов сомнительной.
Ключ к шкале тревожности.
Ответ «да»: 1,2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25,26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50,51, 53, т. е. все пункты, не вошедшие в шкалу лжи.
Полученная сумма баловпредставляет первичную или сырую оценку. Первичная оценка с помощью таб. 1, вкоторой представлены нормативные данные, переводится в шкалу стен. Для этогоданные испытуемого сопоставляют с нормативными данными группы детейсоответствующего возраста и пола.«стены» девочки мальчики 1. 0 — 3 0 -2 2. 4 — 7 3 -6 3. 8 – 10 7 – 9 4. 11 – 14 10 -13 5. 15 – 18 14 – 16 6. 19 – 21 17 – 20 7. 22 – 25 21 – 23 8. 26 – 28 24 – 27 9. 29 – 32 28 – 30 33 31 10. и более и более
На основании полученнойшкалы делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
Анализ полученныхрезультатов.
Проанализировав результаты,полученные после «Оценки уровня тревожности с помощью теста Филипса».Мы увидели, что:
5 учащихся, а это 20% отобщего числа показали низкий уровень тревожности
11 учащихся, т. е. 44% — средний уровень тревожности
8 учащихся – 32% высокийуровень тревожности.
Сопоставляя результатыучащихся, у которых уровень тревожности высокий, с данными таблицы «ТревожныхФакторов». Мы обнаружили, что у 3 учеником (Антоновой Анны, ФахретдиноваРуслана и Сафуанова Айдара) преобладает страх ситуации проверки знаний. У 4 –детей (Мавриной Жени, Рубановой Оксаны, Нефёдовой Анастасии, Искакова Данила)наблюдается страх несоответствовать ожиданиям окружающих. У 1 – ребёнка(Матвеева Ильи) проблемы и страхи в отношениях с учителем.
Обрабатывая результаты «Шкалыявной тревожности для детей»
Мы обнаружили, что одинучащийся не ответил на 23 вопроса, что свидетельствует о наличии тревожности.
Анализируя результатыдетей по шкале лжи, мы отметили, что дети отвечали на вопросы в основномискренне, что и позволило нам продолжить дальнейшую обработка данных. Проведяполную обработку данных и сопоставив результаты, полученные с помощью «Шкалыявной тревожности для детей» и «Оценки уровня тревожности с помощьютеста Филипса» мы обнаружили, что высокий уровень тревожности показалиодни и те же учащиеся. А именно: Антонова Анна, Мартова Женя, ФахретдиновРуслан, Рубанова Оксана, Сафуанов Айдар, Нефедова Анастасия, Искаков Данил, МатвеевИльи.
Наблюдая за этими детьмиво время практики, и анализируя их проверочные работы, мы заметили, что этидети учатся в основном на 3 – 4. Поэтому мы пришли к выводу, что не успех вучебной деятельности влечёт за собой страх и тревожность.
Таким образом быладоказана гипотеза о зависимости успешности обучения от эмоционального состоянияученика. Поэтому назрела необходимость познакомиться с коррекционнымипрограммами Р. В. Овчаровой, А. Лазаруса, О. В. Хухлаевой, А. Б Добровича.
2.2 Содержание коррекционной программыустранения детских страхов и тревожности
Психологи выделяют дваспособа преодоления страхов у детей.
· Выработкаконструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и овладенияприёмами, позволяющими справиться с излишним волнением страхом.
· Укреплениеуверенности в себе развитие самооценки и представления о себе, забота оличностном росте человека.
Для преодоления страховмладших школьников:
· смягчить, снизитьсилу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника;
· развить иобогатить оперативные навыки поведения деятельности, общения, чтобы новыенавыки более высокого уровня позволили детям отказаться от неправильносложившихся способов реализации мотива;
· учитывая конфронтационныйхарактер страха как личностного образования, максимально «укрепить»конкурирующее образование.
· вести работу поснятию лишнего напряжения;
Устранение страховпосредствам рисования.
Рисование — творческийакт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действоватьпонаитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты инадежды. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, невсегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя детилегко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажарисунка и выразить своё отношение к нему, это же происходит каждый раз впроцессе рисования. Это и позволяет использовать рисование в терапевтическихцелях однако это не означает, что активно рисующий ребёнок ничего не боится,просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеетнемаловажное значение для психического развития
В первую очередь посредствам рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, т. е.то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка.
Эффект устранения страховчерез рисование достаточно выражен и устойчив, и составляет 50% при изображениистрахов по типу «боюсь» и 80 – 85% от оставшихся страхов – приизображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребёнок ипервый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Еслиже автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» бытьпо инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, илина его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.
Возникает вопрос: анельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономитьвремя? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобыребёнок САМ преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страхасвоих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в егосознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности. Оставшиесястрахи, можно проиграть по сочинённым на их тему историям, о чём и пойдётдальше речь.
Использование игры дляпреодоления страха.
Игра – способ выражениячувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Игра –это движение, победа радость удовольствие. Игра для ребёнка – дело серьёзное,поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.
Игры бывают предметные иролевые, спонтанные и направленные (организованные).
Игра как и рисование,позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер,темперамент. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в нейтравмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значитослабленном виде и, кроме того происходит их эмоциональное отреагирование –катарсис.
Ребёнок, включающийся вигру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпитпоражения, постоянно соразмеряя совё поведение с требованиями группы.
Цель психологическинаправленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения,скованности и страха возникающих в темноте, замкнутом пространстве, привнезапном воздействии и поведении в новую, неожиданную ситуацию общения.
Для преодоления длительносуществующих и влияющих на характер страхов предназначены ролевые игры –драматизации. В которых психологический механизм устранение страхов заключаетсяв перемене ролей, когда небоящейся в жизни взрослый и испытывающий страхиребёнок ведут себя противоположным образом.
В играх – драматизацияхнеобходимо соблюдать ряд условий: одно из них непосредственность иестественность поведения взрослых, которые недолжны разрушать игру своимизамечаниями советами, предложениями, превращая её в урок назидания и морали.
Как в рисовании страховпо контрасту, где ребёнок изображает себя не боящимся, так и здесь страхипреодолеваются по средствам заранее продуманного терапевтически ориентированногосюжета.
Коррекционно — развивающая программа.
Победите страх — и выбудете свободны.
Основа на концепциипреодоления детских страхов и тревожности с помощью образов. Она заключается виспользовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительныеэмоции чувство свободы от тревоги.
Перейдём к описанию самойкоррекционной программа.
Цель программы –активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных сострахом. Она направлена на то, чтобы воображение развивалось и действовало непо «законам» страха, а наоборот, чтобы здоровое воображение "овладело" страхом, подчинило его себе.
Реализация целиобеспечивается в процессе решения следующих задач.
· Символическийконтакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификациюсо страхом.
· Снятие «боязнистраха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.
· Активизация черезвоображение ресурсов бессознательного связанных с архетипическимипереживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.
· «Овладевание»страхом через изменения фокуса отношения и перестройку взаимодействия собъектом страха.
Программа состоит из 8занятий, проводящихся два раза в неделю в течение месяца. На каждое занятиеотводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 8 детей возраста 10 – 11 лет.
Программа строится последующему плану.
Занятие 1. Вступление.Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.
Занятие 2. «Боятьсяможно». Снятие «боязни страха» через осознание его социальнойприемлемости и полезности.
Занятие 3. Архетипыстраха. Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическимипереживаниями, отражёнными в традиционной народной культуре.
Занятие 4. «Весёлыйстрах». Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха черезсмену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных»переживаний.
Занятие 5. Реальныйстрах. Отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами .
Занятие 6. Нестрашныйстрах. Второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опытаконструктивного взаимодействия со страхом.
Занятие 7. Страх всновидениях. Проработка страхов, связанных со сном, и использование сна какмеханизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.
Занятие 8. Заключение.Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Созданиепраздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.
После апробации программыбыл про ведён контрольный эксперимент с использованием того же диагностическогоинструментария. Этот эксперимент показал, что появилась некоторая динамика, ичто у 4 из 8 учащихся страх с высокого уровня опустился до среднего. У 2учащихся – уровень страха хотя и остался высоким, но он уже близок к среднему.У оставшихся страх остался на прежнем уровне.
Вывод по главе
Таким образом мы доказалигипотезу о зависимости эффективности обучения от эмоционального благополучия.Значит мы можем предположить, что избавление ребёнка от страха и тревожностиповысит его учебную активность, обучение ребёнка станет успешным.
Таким образом, преждевсего необходимо выявить причину, характер и время возникновения страха, затем– роль окружающих в формировании страха. С учетом возраста ребёнка впсихотерапевтических целях рекомендуется:
· проигрывать этюдына имитацию чувства страха;
· научить самогоребёнка пугать предметы;
· рисовать предметыживотных, которые вызывают страх

Заключение
Начиная, работать надэтой темой мы задались вопросом. Каково негативное воздействие страха напсихику ребёнка, влияет ли страх и тревожность на успешность обучения?
Проводя, анализлитературы мы увидели, что проблема страха волновала психологов в разное время,над ней работали З. Фрейд, Д. Сели и Г. С. Салливена и В. В. Лебединского и А.И. Захарова, В. Б. Сафин.
Экспериментально былодоказано, что при страхе затормаживаются процессы восприятия, оно становитсяболее узким. Фокуссированно на каком – то одном объекте. Мышление замедляется.Ухудшается память, сужается объём внимания, нарушается координация движений.Наблюдается общая скованность. Всё это отражается на низкой успеваемостиучащихся.
Таким образом, мыподтвердили гипотезу, что эмоциональное благополучие влияет, на успешностьобучения. Положительные эмоции создают предпосылки для качественного усвоениязнаний.
Только тогда когда уребёнка не будет страха и тревожности учение будет ему в радость, и оно станетдля него успешным. Эти выводы подчёркивают значимость смоделированнойкоррекционно – развивающей программы.
Мы предлагаем рядрекомендаций педагогам и студентам по преодолению тревожности и страхов удетей.
1. Обучите школьникаприёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.
2. Расширьтефункциональные возможностей школьника, формируйте у него необходимые навыки,умения, знания, ведущие к повышению результативности деятельности, создания «запасапрочности».
3. Работайте над особенностямиличности школьника, прежде всего, над его самооценкой и мотивацией.
Для профилактики страхародителям предлагаем использовать следующие советы.
1. Объясняйте детям,что во многих случаях страх и тревожность помогают ответить или выступить какможно лучше.
2. Настраиваетеребенка на эмоциональное состояние смелого победителя.
3. Предлагайтеребёнку вспомнить ситуацию, в которой он чувствовал спокойно.
4. Объяснитезначимость улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
5. Научите ребёнкаправильно дышать, для снятия напряжения.
6. Проигрывайте сребёнком ситуации, которые вызывают у него страх или тревогу.
7. Тренируйте удетей умение формулировать цель своего поведения, отвлекаясь от себя, т.е. необращая внимание на то, что подумают другие.
Как говорил НаполеонХилл: «Страхи есть у всех, и некоторые из них даже полезны. Но иные страхизарождаются без нашего ведома. Они растут из не решительности и сомнения. Воних!»

Литература
1. Артур РобберБольшой толковый психологический словарь. – М., 2000 г.
2. Давыдов В. В.Психологическое развитие младших школьников. – М., 1990 г.
3. Зайцева И. А.Коррекционная педагогика. – Ростов на/ Д., 2002г.
4. Захаров А. И. Какпреодолеть страхи у детей. – М., 1986 г.
5. Захаров А. И. Неврозыу детей и подростков. – М., 1988 г.
6. Захаров А. И. Дневныеи ночные страхи у детей. – С – П., 2000г.
7. Захаров А. И. Какпредупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1986 г.
8. Лебединская К. С.Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991 г.
9. Мей Ролл Проблематревоги. – М., 2001 г.
10. Овчарова Р. В. Практическаяпсихология в начальной школе. –М., 2002 г.
11. Прихожан О. Б.Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990 г.
12. Прихожан О. Б. Тревожностьу детей и подростком: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2003г.
13. Сафин В. Ф.Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – М., 1991г.
14. Теплов Б. М.Избранные труды. – М., 1982 г.
15. Фридман Л. М.Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991 г.
16. Хухлаева О. В.Коррекция нарушений психологическими здоровья дошкольников и младшихшкольников. – М., 2003 г.
17. Эберлейд Г. Страхздоровых детей. – М., !981 г.
18. Руководствопрактического психолога психологическое здоровье детей и подростков в контекстепсихологической службы./ под. ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995 г.
19. Словарьпрактического психолога./ сост. С. Ю. Головин. – Минск, 1997 г.
20. Л. Первин, О.Джон Психология личность. – М., 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.