Реферат по предмету "Психология"


Представление К. Роджерса о самоактуализации

СодержаниеВведениеТенденция ксамоактуализации в концепции К. РоджерсаСпособысамоактуализацииСравнениепредставлений о самоактуализации Роджерса и других представителейгуманистической школыЗаключениеСписок литературы
Введение
Сталкиваясь с большимколичеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужденинтенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. Втаких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческогосуществования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения,креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление илисамоактуализация.
Теория самоактуализацииявляется ключевым системообразующим элементом гуманистического направления впсихологии.
Гуманистическаяпсихологияисходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностейбытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимымфактором полноценного развития человека. Она считает главным направлениемпреобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволиткаждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить своизадатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре еевнимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентнойличности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного иобщественного роста. Она предлагает теориюсамоактуализации в качестве метода решения этой проблемы./>Самоактуализации(этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояниявозможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации какпроцесса саморазвития личности наиболее точно выражает слово «проявление».Проявить себя – выявить свои возможности, способности. Через активноепроявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представителиэкзистенциально-гуманистического направления (К. Гольдштейн, Э. Деси, А.Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В. Франкл)./>В данной работеперед нами стоит цель определить самоактуализацию в концепции К. Роджерса ./>Объект исследования:самоактуализация./>Предмет исследования:представление К. Роджерса о самоактуализации./>Задачами исследования являются: />1.  Определить понятиесамоактуализации в концепции К. Роджерса
2.  Определить способы самоактуализации.
3.  Определить отличия концепции самоактуализацииК. Рождерса от других представителей гуманистической школы.
/>Тенденцияк самоактуализации в концепции К. Роджерса
Тенденция ксамоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — этостремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению,активизации всех возможностей своего организма
Роджерссчитает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждогоиз нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семясодержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому,чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс невключал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другиеученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентныхпереживаниях. В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура Кестлерао том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического[5] .
Стремление кздоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторонулюбые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую имотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослабленани событиями прошлого, ни установками настоящего.
АбрахамМаслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едваразличимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и являетсяглавной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.
Можнозаметить, что основная тенденция к актуализации является единственнымпобуждением, которое утверждается в этой теоретической системе… «Я»,например, является центральным понятием в нашей теории, но «я» ничего не«делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма вести себятаким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя [5].
Для Роджерсатенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждениемсреди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальныестремления.
Эта тенденция— единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный конструкт.
Тенденция самоактуализациичеловека берет свое начало в физиологических процессах организма — это непсихологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацеленана снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта ипокоя, а с другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуумамотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Наиболее важнымаспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человекак самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь) [5].
Ответвлениямитенденции самоактуализации является потребность в позитивном внимании и потребностьв позитивном внимании к себе. Обе эти потребности считаются вторичными илиприобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляютсобой особые проявления всеобщей тенденции актуализации. Потребность впозитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек,получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случаенеодобрения [4]. Потребность в позитивном внимании к себе – болееинтериоризированный вариант первой потребности. Другими словами, подпотребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человекапри одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладаяпотребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему состороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него.В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у негоразовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемоесамостью или Я-концепцией. Наряду с этим у него разовьется потребность впозитивном внимании к себе, которая обеспечивает то, что тенденциясамоактуализации примет форму предпочтения поведения и развития,соответствующих Я-концепции. Вряд ли человек будет настойчиво действовать впротиворечии со своей Я-концепцией, поскольку это фрустрировало бы егопотребность в позитивном внимании к себе [1].
Такимобразом, самоактуализации, по Роджерсу, это процесс реализации человеком напротяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующейличностью. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не являетсяконечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек нестановится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У неговсегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, болеедейственные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чемдругие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можноназвать более полноценным, творческим и самостоятельным [6].
Способы самоактуализации
Анализируяконцепцию самоактуализации К Роджерса Мадди С. отмечает, что для пониманиямаксимально возможной самореализации очень важно осознать, что в то время, какврожденные потенциальные возможности генетически детерминированы, Я-концепциядетерминирована социально. Это позволяет представить себе различия между двумясовокупностями характеристик ядра; ощущение человеком того, кто он и какой он,может отличаться от того, кем он должен стать, исходя из своих организменныхпотенциальных возможностей. Но чтобы такое расхождение могло возникнуть, этотчеловек должен потерпеть какую-то неудачу в обществе. Однако общество ненеизбежно враждебно по отношению к отдельному человеку, как считали Фрейд исторонники теорий психосоциального конфликта. Роджерс может многое сказать оприроде такой неудачи. Он называет это условным позитивным вниманием [3].Под ним он подразумевает ситуацию, в которой не все, а только некоторыедействия, мысли и чувства человека одобряются и поддерживаются значимыми людьмив его жизни. Таким образом, когда у человека развивается Я-концепция, осознаниеважности мнения о нем других людей приведет к тому, что он будет видеть себятолько сквозь призму тех своих действий, мыслей и чувств, которые получалиодобрение и поддержку. Его Я-концепция будет основана на том, что Роджерсназывает условиями ценности, то есть стандартами для распознавания того,что является ценным, а что нет. Условие ценности как понятие выполняет примернотакую же логическую функцию, как и суперэго в теории Фрейда. Оба понятияпредставляют нечто, насаждаемое обществом и служащее средством моральногоконтроля за жизнедеятельностью человека[1].
Существованиеусловий ценности в Я-концепции приводит в действие защитные механизмы; этонапоминает то, о чем говорил Фрейд. Раз у тебя есть условия ценности, некоторыемысли, чувства и действия, которые вполне могут случиться, заставят тебя ощущатьсебя недостойным или виноватым, а поэтому вводится в действие процесс защиты.Как и у Фрейда, защита активизируется, когда человек получает какой-томаленький намек или сигнал в форме тревоги о том, что недостойноеповедение вот-вот произойдет. Роджерс описывает два общих вида защиты: отрицаниеи искажение. Его подход близок к взглядам Салливана и уступает детальноразработанному Фрейдом списку защитных механизмов.
Хотя междуРоджерсом и Фрейдом существует значительное сходство в понимании роли социальноговлияния на становление этического функционирования и защитных механизмов,нацеленных на то, чтобы не дать человеку почувствовать боль от восприятиясобственной недостойности и способствовать подведению поведения под этическиенормы, между позициями двух ученых есть и принципиальное различие. С точкизрения Фрейда, защитные процессы приводят к наиболее успешной жизни, в то времякак, по мнению Роджерса, они деформируют и ограничивают жизнь. Такоерасхождение основано на ряде других различий в их подходах. По мнению Фрейда,конфликт между индивидом и обществом неизбежен, по Роджерсу, хотя междуиндивидом и обществом часто возникает конфликт (свидетельство этому – условноепозитивное внимание как реакция на выражения врожденных потенциальныхвозможностей), этот конфликт не является неизбежным. Между индивидом иобществом не существует неизбежной несовместимости, поскольку в генетическомпроекте человека нет ничего, не допускающего общественного бытия. Для Роджерсахорошая жизнь – это только максимальное выражение своей истинной природы, и неменьше.
Условияценности и защитные процессы считаются деформирующими, поскольку они ведут котвержению мыслей, чувств или действий, которые на самом деле выражаютврожденные потенциальные возможности. Это состояние называется неконгруэнтностью.Другими словами, если существуют условия ценности и защита, полностью самоактуализироватьсвои потенциальные возможности чрезвычайно сложно. Вам не удастся всецело статьтем, кем вы могли бы быть. Вы потеряли некоторые из прав, полученные прирождении[3]
Для тогочтобы избежать этого Роджерс ребенок должен получать безусловное позитивноевнимание от значимых людей в его жизни [3, с. 31-48]. Безусловноепозитивное внимание означает, что эти люди ценят и уважают его как личность ипоэтому поддерживают и принимают его поведение, даже если они в чем-то с ним несогласны.
Роджерс вовсене говорит, что буквально каждое возможное действие должно одобрятьсянезависимо от того, как оно воздействует на самого человека и окружающих.Естественно, если маленький ребенок пытается броситься под колеса едущегогрузовика, его нужно остановить. Но ребенок должен испытывать непрекращающеесяпозитивное внимание: даже если его остановили, из того, как взрослый этосделал, должно быть ясно, что уважения и общего одобрения не стало меньше. Еслиребенка ударят или скажут, что он плохой, потому что хотел перебежать дорогу,он не получит позитивного внимания. Если, наоборот, его просто удержать исказать доступным для его возраста языком, что бежать через дорогу опасно, вэтом случае мы все еще проявляем к нему уважение как к человеческому существу.
Подчеркиваянеобходимость безусловного позитивного внимания, Роджерс имеет в виду скорееатмосферу любви и уважения, чем отсутствие всяческих ограничений. Конечно же,существует множество вещей, которые ребенок должен узнать о мире, чтобы успешнопреодолевать встречающиеся там трудности. Но научиться этому можно в атмосфере,воспитывающей либо самопринятие, либо самоотторжение, и в этом, с точки зренияРоджерса, вся разница.
Если человек растетев атмосфере безусловного позитивного внимания, у него не развиваются условияценности и защиты. Его Я-концепция шире и глубже, она включает гораздо большееколичество мыслей, чувств и действий, которые выражают ваши врожденныепотенциальные возможности. Кроме того, его Я-концепция более гибкая и легчеподдается изменениям.
Это так,потому что новые мысли, чувства и действия, привносимые постоянноразвертывающейся тенденцией актуализации, могут быть сознательно приняты (посколькунет защит) и включены в Я-концепцию (поскольку нет ограничивающих условийценности). Состояние, при котором Я-концепция охватывает более или менее всепотенциальные возможности, называется конгруэнтностью, что обозначает,что Я-концепция не съежилась до всего лишь части того, кем человек является иможете стать. Состояние гибкости, когда новые переживания могут происходить исознательно приниматься, называется открытостью к переживаниям, чтообозначает, что переживания не «разбавляются» посредством защит [1].
 
Сравнениепредставлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистическойшколы
ВглядыРоджерса схожи с представлениями Гольдштейна о том, что самоактуализация —атрибутирование ее организму как биологической целостности. Собственнопсихологические аспекты самоактуализации являются вторичными проявлениями этойврожденной общебиологической тенденции. Вторая их общая черта — воплощенный видее актуализации принцип повышения напряжения как оппозиция гомеостатическойпарадигме в психологии мотивации. И третье — это рассмотрение самоактуализациикак единственной мотивационной тенденции организма. «Это субстрат всего, чтоможно назвать словом “мотивация”». Как и Гольдштейн, Роджерс отрицает наличиеотдельных частных «мотивов».
Вместе с тем Роджерсвводит одно важное различение, отсутствующее у Гольдштейна. Согласно Роджерсу,по мере того, как формируется и развивается личность, она также стремитсяактуализировать себя, и нередко направления актуализации организма иактуализации личности оказываются различными или даже противоположными(неконгруэнтными), что становится обычно причиной конфликта и, в конечномсчете, невроза. И здесь Роджерс не ставит под сомнение адекватностьнаправленности актуализации организма. Причину неконгруэнтности он видит внеадекватном социальном научении, формирующем личность, в развитииуниверсальной способности человека к символизации в отрыве от врожденногостремления к актуализации организма. В этом случае нарушается «витальная гармония»и целостность индивидуума. Представления Роджерса о взаимоотношении организма,несущего в себе «истинную» сущность человека, и вторичной по отношению к немуличности являются, пожалуй, наиболее уязвимым местом в его теоретическихпредставлениях [2].
Сравнив теории Роджерса иМаслоу мы можем отметить, что у Роджерса идея самоактуализации не выступает,как у Маслоу, краеугольным камнем его построений: он рассматривает вопросымотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности ипсихотерапии, тогда как Маслоу, напротив, рассматривает личность в контекстетеории мотивации.
Вместе с темкак теория К.Роджерса, так и А. Маслоу были подвергнуты критике. В критическихработах (Smith, 1974; Geller, 1982) убедительно показывается невозможностьрассмотрения личности как некоей субстанции, первичной по отношению к каким быто ни было социальным взаимодействиям. Геллер отмечает, что теория Маслоу, каки Роджерса, оказывается «... принципиально ущербной, поскольку онаосновывается на редукционистской логике» — логике сведения человеческого кнабору биологических особенностей, логике, которая «предполагает возможностьперевода осмысленного в бессмысленное, символического в несимволическое,социального в несоциальное, нефизического в физическое, негенетического вгенетическое [2].
Природа человекадля Роджерса как и для Маслоу исчерпывается его биологической природой. Поэтомуединственная научная альтернатива сврхъестественным истолкованиям человеческихценностей, которую видит Роджерс, — это связывание всех сущностных стремленийчеловека, в том числе и стремления к самоактуализации, с его наследственным«багажом», с которым он вступает в мир.

Заключение
Рассмотревподход Роджерса к проблеме самоактуализации мы установили, тенденциясамоактуализации – это стремление вести себя и развиваться (получать уникальныйопыт) в соответствии с тем, как человек сознательно себя воспринимает.
Пытаясьдостичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями.К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденнонаслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.
Потребности впозитивном внимании и позитивном внимании к себе – это вторичные, илиприобретенные, модификации объясняющие мотивационный механизм, посредствомкоторого осуществляется актуализация Я-концепции.
С точкизрения Роджерса, способ наиболее полно актуализировать свои потенциальныевозможности заключается в том, чтобы обладать Я-концепцией, которая не включаетусловия ценности и поэтому не порождает защит. Из этого следует, что человек
1) будет уважать,и ценить все свои проявления,
2) сможетосознавать все, что можно знать о себе
3) будетгибок и открыт по отношению к новому опыту. Только так он беспрепятственностанет тем человеком, которым можете стать. Человек будете тем, кого Роджерсназывает полноценно функционирующим человеком.
Таким образом, мы определилисущность самоактуализации в концепции Роджерса и установили, что в целомконцепция Роджерса близка к концепциям других представителей гуманистическойшколы. самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созреванияизначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.

Списоклитературы
 
1. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ [Текст]//Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство«Речь», 2002. — 539 с.
2. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая силаличностного развития: историко-критический анализ // Современная психологиямотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.
3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. [Текст] М.:Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.
4. Роджерс К. Несколько важных открытий [Текст] // ВестникМГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-65.
5. Хьелл Ларри А.Теории личности [Текст]: основныеположения, исследования и применение: [пер. с англ.] / Л.А. Хьелл, Д.Дж.Зиглер. — [2-е изд., испр.]. — СПб. и др.: Питер, 2001. — 606 с
6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии[Текст]: Пер с англ. – СПб.: Евразия, 1998. – 528 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.