Реферат по предмету "Психология"


Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности

Череповецкий ГосударственныйУниверситет
Институт Педагогики и Психологии
Кафедра психологии.
Курсовая работа
Тема: «Профессиональноесамоопределение на разных этапах развития личности».
Выполнил:
Студент группы 4 ПО-22
Слизнёв Д.И.
Проверил:
К.П.С.Н, доцент
Сборцева Т.В.
Череповец 2005 год.
-2-
Содержание:
Введение.                                                                                                   стр. 3 — 5
Глава Ι Теоретические аспектыизучения особенностей профессионального самоопределения на разных этапахразвития личности.
1.1. Основные подходы к определениюпонятия  «профессиональное самоопределение».                                                                            стр. 6 — 9
1.2. Особенности профессиональногосамоопределения
на разных этапах развития личности.                                                 стр. 10 — 15
1.3. Профессиональное самоопределениестаршеклассников.    стр. 16 — 20
Вывод по Ι главе.                                                                                 стр. 21 — 22               
Глава ΙΙ  Экспериментальноеизучение профессионального
самоопределения на разных этапахразвития личности.
 2.1. Контингент испытуемых иметодики исследования.         стр. 23 — 24
2.2. Анализ и интерпретациярезультатов.                                      стр. 25 — 28
2.3. Рекомендации для преподавателейи старшеклассников.      стр. 29 — 30
Вывод по ΙΙ главе.                                                                                     стр. 31
Заключение.                                                                                          стр. 32 — 34                    
Приложение.                                                                                         стр. 35 — 37
Библиография.                                                                                стр. 38

Введение:
Ежегодно тысячи юношей идевушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силами способностям. При этом большая часть молодых людей сталкивается с серьёзнымипроблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования,последующим трудоустройством. Причинами этих затруднений является то, чтоподавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления осовременном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состояниисоотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельноститребования со своей индивидуальностью.
Мир профессий оченьвелик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Вюношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десяткипрофессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивыхкачеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться,в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно,если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств,способностей, нелегко.
Возникновениепрофессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, однакоему предшествуют этапы:
1.   Первичный выбор профессии, онхарактерен для учащихся младшего школьного возраста, когда ещё не возникаетвопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда  на этой стадиизадерживаются и подростки;
2.   Этап профессиональногосамоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают иформируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка вразличных сферах труда;
3.   Профессиональное обучение какосвоение выбранной профессии осуществляется после получения школьногообразования;
4.   Профессиональная адаптацияхарактеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением всистему производственных и социальных отношений;
5.   Самореализация в труде (частичная илиполная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны спрофессиональным трудом.
Итак, профессиональноесамоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь периодпрофессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональныхнамерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненныйпуть человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является актвыбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесносвязан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. [13]
Целью нашего исследованияявляется изучение особенностейпрофессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
Объектом нашегоисследования является профессиональное самоопределение на разных этапахразвития личности.
Предметом исследованияявляются особенности профессионального самоопределения на разных этапахразвития личности.
Гипотеза – предположим,что на профессиональное самоопределение личности влияют социальные условия имежличностные отношения в коллективе.
 Цель исследования ивыдвинутая нами гипотеза позволяют сформулировать конкретные задачи:
1.        Изучениепсихолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выделить основныетеоретические положения вопроса.
2.        Выявлениеособенностей профессионального самоопределения на разных этапах развитияличности.
3.        Определитьфакторы, влияющие на выбор профессии.
4.        Разработатьрекомендации для преподавателей и старшеклассников.

Глава ΙТеоретические аспекты изучения особенностей  профессионального самоопределенияна разных этапах развития личности.
1.1. Основные подходы копределению понятия «профессиональное самоопределение».
Важнейшим критериемосознания и продуктивности профессионального становления личности является еёспособность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельнопроектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно приниматьрешения о выборе профессии, специальности и места работы. Эти проблемы встают перед личностью в течении всей её жизни. Постоянное уточнение места в мирепрофессий, осмысление своей социально – профессиональной роли, отношения кпрофессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важнымикомпонентами жизни человека.
Перед личностью постоянновозникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям,иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятиярешения о выборе профессии или её смене.
Весь этот комплекспроблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.
Существует рядисследователей, которые в той или иной мере рассматривают проблемупрофессионального самоопределения, рассмотрим далее их высказывания дляопределения собственной позиции по этому вопросу.
А. Маслоу предложилконцепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятиясамоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать,проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию«самоопределение» являются такие понятия как «самоактуализация»,«самореализация» и «самоосуществление». [9]
П.Г. Щедровицкийрассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя,свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. [15]
Подробно анализируя точкузрения Е.А. Климова мы видим,  что он понимает самоопределение как важноепроявление психического развития, как активный поиск возможностей развития,формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-тополезного, сообщества профессионалов. [1]
Ценной является мысльКлимова, о том, что наблюдаемый и осознаваемый процесс принятия окончательногорешения о выборе профессионального учебного заведения, рода работы можетпредставляться однократным или даже мимолётным. Это лишь кажущаяся«мгновенность» событий.
У личности впредшествующие годы развития сложилось определённое отношение к различнымобластям труда, представление о многих профессиях и самооценка своихвозможностей, ориентировка в социально – экономической ситуации, представлениео «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризуетсостояние готовности к очередному профессиональному самоопределению. [1]
Обобщая рассужденияКлимова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводитсяк одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершениемпрофессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается напротяжении всей профессиональной жизни.
Профессиональное иличностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова.
Пряжников существеннообогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянноподчёркивал неразрывную связь профессионального самоопределения ссамореализацией человека в других важных сферах жизни. [1]
Исследуя профессиональноесамоопределение личности, Пряжников обосновал содержательно процессуальнуюмодель:
Осознание ценностиобщественно – полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.
Ориентировка в социально– экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
Общая ориентировка в мирепрофессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.
Определение ближнихпрофессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
Информирование опрофессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебныхзаведениях и местах трудоустройства.
Представление опрепятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знаниесвоих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
Наличие системы резервныхвариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
Начало практическойреализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировканамеченных планов по принципу обратной связи. [11]
Обобщая проведённыйанализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этогопроцесса:
1.    Профессиональноесамоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целоми к конкретной выбранной профессии.
2.    Ядромпрофессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётомсвоих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности исоциально – экономических условий.
3.    Профессиональноесамоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личностьпостоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие исамоутверждается в профессии.
4.    Актуализацияпрофессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями,такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебногозаведения, смена местожительства, и др.
5.    Профессиональноесамоопределение является важной характеристикой социально – психологическойзрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации. [1]
Таким образом, в данномпараграфе мы изучили подходы к определению понятия «профессиональногосамоопределения». Ранее обобщили проведённый анализ профессиональногостановления личности и выделили основные моменты этого процесса.
1.2. Особенностипрофессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
В данном параграфе мырассмотрим профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности,включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковыйвозраст, юношеский возраст. Рассмотрим их подробнее:
1.        Дошкольноедетство:
В этот период особоеместо занимают сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированныйхарактер. Дети в своих играх повторяют действия своих родителей, другихвзрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели.Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой,растениями, уборки помещений и так далее.
Доступным и посильным длядошкольников видом производительного труда является дежурство по столовой. Какпишет В.И. Тютюнник: «Дети охотно предлагают свои услуги в качестве дежурных.Результат работы дежурных (накрытые столы) неоднократно воспринимался детьми,что делает возможным его предвосхищение. Он имеет значение для других людей.Необходимость достижения результата очевидна: не поставишь чашки – не из чегобудет пить». Описаны наблюдаемые признаки поведения детей, свидетельствующие остремлении их дежурить, и признаки поведения взрослого (воспитателя, помощникавоспитателя), свидетельствующие о понимании и поддержке им стремления детейтрудиться. [3]
Все трудовые действия,предпринимаемые детьми дошкольного возраста развивают интерес к труду,составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельностивообще, обогащают знание детей о труде взрослых.
2.        Младший школьныйвозраст:
Младший школьный возраст– начало школьной жизни. Вступая в   него, ребёнок приобретает внутреннююпозицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для неговедущей, на протяжении этого периода у ребёнка развивается теоретическоемышление, он получает новые знания, умения, навыки – создаёт необходимую базудля всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этимне исчерпывается: от её результативности непосредственно зависит развитиеличности младшего школьника. [8]
Младший школьник,оказавшийся в условиях, когда он должен овладевать ответственными действиями пообязательному заданию, сталкивается с целой системой новых для негообстоятельств и требований.
В младшем школьномвозрасте при правильном педагогическом руководстве развитием ребёнкасущественно преобразуются, совершенствуются такие важные для будущего субъектатруда качества, как способность произвольной саморегуляции психики и поведения:приходится соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своимвниманием, не отвлекаться.
Ребёнок сталкивается сбольшим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоитьобобщённые приёмы её использования, переработки, усвоения, что также являетсяценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда.
Возросшие возможностимладшего  школьника приводят к следующему. Более разнообразными могут бытьработы по самообслуживанию.
Представления младшегошкольника о труде взрослых могут теперь  расширяться не только за счётнаблюдений, но и за счёт чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире трудакак раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово. [3]
3.        Подростковыйвозраст:
Становление планов набудущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости вподростковом периоде. Существенным показателем социально-психологическойзрелости подростка является именно его отношение к своему будущему.Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейшийстержень личности – определенные цели, задачи, мотивы. [10]
В подростковом возрастедетские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетомсобственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремлениереализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подросткиполностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.
Многое можетстимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги,телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в несколькихнаправлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто онипереоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружкахпомогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверкасебя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и дляпредотвращения разочарований. [10]
Для многих подростковвремя обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Однистараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разнымвариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиямпрофессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебномзаведении, где её получают. Подростки интересуются планами одноклассников,обсуждают
сомнения, колебания, ониотказываются от прежних мечтаний. Многие склонны поддаваться влияниюавторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры иразногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.[10].
Приближающееся окончание9 класса стимулирует размышления подростков о своём будущем, так как имнеобходимо решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ или техникум.
4.        Юношескийвозраст:
Для ранней юностихарактерна устремлённость в будущее. Если в    пятнадцать лет жизнь кардинальноне изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил надва года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. Вэтот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решитьвопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностноесамоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своёбудущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненныхцелей. [8]
В выпускном классе детисосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагаетсамоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог статьпредставителем любой, самой привлекательной профессии. Старшеклассникамприходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто,поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужойопыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач итак далее этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Крометого, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебнойподготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности исклонности. [8]
В восьмидесятые годы дляориентирования старшеклассников наиболее значимыми были 3 фактора; престижностьпрофессии, качества личности, присущие представителям этой профессии; ипринципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможностьмного зарабатывать в будущем. [8]
То, насколько престижнойокажется выбранная профессия или вуз, в который ребёнок собирается поступать,зависит от его уровня притязаний. Существует чёткая тенденция, проявляющаяся напротяжении старших классов: чем больше школьный выпуск, тем чаще пересмотрысвоих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствиемразумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявления малодушия,страха перед решительным шагом. [8]
Самоопределение, какпрофессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованиемранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя какчлена общества, принятие своего места в нём.
Поскольку в старшемшкольном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а вюности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается несамо самоопределение, а психологическая готовность к нему. Самоопределениесвязано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего,восприятием настоящего с точки зрения будущего.
Устремлённость в будущеетолько тогда благотворно влияет на формирование личности, когда естьудовлетворённость настоящим.
При благоприятныхусловиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо внастоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. [6]
1.3. Профессиональноесамоопределение старшеклассников.
К моменту окончания школыдевушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбратьнаиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее,они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть отправильного выбора профессии. [1]
На основе оценки своихспособностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а такжесоциально – экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего,самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервныхвариантах приобщения к профессиональному труду.
Таким образом, длястарших подростков и для девушек и юношей актуальным являетсяучебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путейпрофессионального образования и профессиональной подготовки.
Общеобразовательная школас её романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтамиосталась в прошлом. Однако многие переживают неудовлетворённость иразочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаютсяпопытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушеки юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность воправданности сделанного выбора. Идёт процесс кристаллизации профессиональнойнаправленности личности. Постепенное усвоение будущей социально –профессиональной роли способствует конституированию себя как представителяопределённого профессионального сообщества. [1]  
По мнению Е.А. Климовасуществует восемь углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассникпринимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий,но и массу другой информации. [4]
Позиция старших членовсемьи.
Конечно, забота старших обудущей профессии своего ребёнка понятна; они несут ответственность за то, какскладывается его жизнь.
Очень часто родителипредоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от негосамостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители несогласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другойвыбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешаютустановки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостаткив будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.[14]
Наблюдения показывают,что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая напомощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети,конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не ихродителям. [4]
Позиция сверстников.
Дружеские отношениястаршеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено,так как внимание своего профессионального будущего сверстников такжевозрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональномсамоопределении.
Позиция учителей,школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдаяза поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникаетмыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозыотносительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей,подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, котораянеизвестна даже самому ученику.
Личные профессиональныепланы.
В поведении и жизничеловека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важнуюроль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенностизависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главнуюцель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны посодержанию и то, какие они зависит от человека. [4]
Способности.
Способности, талантыучащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ковсем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способностивключает в себя будущая профессиональная пригодность.
Уровень притязаний наобщественное признание.
Реалистичность притязанийстаршеклассника – первая ступень профессиональной подготовки [4]
Информированность.
Важная, неискаженнаяинформация – важный фактор выбора профессии.
Склонности.
Склонности проявляются иформируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности,человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Длястаршеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь кбудущему. [4]
Процесс профессиональногосамоопределения включает раз­витие самопознания и самооценки – одних из необходимых условийосуществления личностного подхода к выбору
Без самопознания исамооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития,трудно выбрать работу по душе.
Старшеклассники стремятсявыбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманиюсобственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностейу школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. [7]
Объективно и полнооценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единойтенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правыте, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, ктопомогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе. [7]
Выбирая профессию,старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности усебя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и толькопотом организаторских качеств. [7]
Для старшеклассников –выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабоориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего,психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знанийпсихологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях,качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются науровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, чтопсихологическое образование как условие формирования объективной самооценки,как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [7]
Адекватная самооценкадоступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо кпереоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний нижеимеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в концеконцов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучносказывается на выборе профессии и на развитии личности. [7]
Таким образом, в данномпараграфе мы изучили профессиональное самоопределение старшеклассников,выделили основные факторы, влияющие на выбор профессии.
Вывод по Ι главе.
Рассмотрев аспектыособенностей профессионального самоопределения, сделаем выводы.
Профессиональноесамоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему местув мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказываютвлияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущеезначение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, еёактивности, ответственности за своё становление.
Профессиональноесамоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретнойпрофессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессийпозволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
Профессиональноесамоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственноуже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды.Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющиепрофессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовыепробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитанияположительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей отруде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность,получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов,способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. Наэтапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии,формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той илииной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходитреальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей,способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказатьвлияние ряд факторов выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей,позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы,способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
Не исключён инеправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость иразочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаютсяпопытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушеки юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданностисделанного выбора.
На правильностьпрофессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка.Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению,адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном онисклонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровеньпритязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выборпрофессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценкатакже неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Глава ΙΙ
2.1. Контингентиспытуемых и методики исследования.
Наш контингент испытуемыхэто ученики старших классов школы. Мы применим к ним ряд методов, с помощьюкоторых выявим факторы, влияющие на выбор профессии.
Среди основных методовисследования выделяют такие как анкетирование, тестирование и беседа.
Анкетирование – этоэмпирический метод получения информации на основании ответов на специальноподготовленные вопросы, составляющие анкету. Материал анкетированияподвергается качественной и количественной обработке. Анкетирование может бытькак групповым, так и индивидуальным. [13]
Беседа – это широко распространенныйв педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке вобщении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответыфиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседаявляется субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либоисследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своимповедением, мимикой, жестами, вопросами воздействует на учащегося обуславливаяту или иную степень открытости и доверия или недоверия испытуемого. [13]
Тестирование – этопсиходиагностические методы использования стандартизированных тестовых методиквыявления и количественной оценки уровня развития познавательных,интеллектуальных, типологических и личностей особенностей учащихся и педагогов,структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах. [13]
Апробированные тесты,обладающие высокой надёжностью и валидностью, включающие стандартизированныеправила проведения тестирования и обработки, интерпретации полученных данных,могут применяться педагогами, школьными психологами после предварительногообучения и овладения тестовыми методиками.
В этой работе мы применимтест: «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР» (см. приложение) исамостоятельно подготовленную анкету, направленную на выявление фактороввлияющих на выбор профессии.
С помощью теста «СИШОР»мы выявим, насколько сплочен коллектив.
Групповая сплочённость –чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции класса, егосплочение в единое целое, — можно определить не только путём расчётасоответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать спомощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов накаждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям(максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). [2]
С помощью ряда вопросованкеты (см. приложение) мы выявим факторы, влияющие на выбор профессии. Узнаем,какие факторы в большей или меньшей степени влияют на профессиональноесамоопределение старшеклассников.
2.2. Анализ иинтерпретация результатов.
В данной главе мырассмотрим получившиеся результаты, проанализируем их и сделаем выводы.
Рассмотрим результаты тестана «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР» представленные в таблице№1.

Таблица №1 Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Вопрос
№1 5 5 5 2 1 5 3 5 5 5 5 4 3 5 3 2 5 3
Вопрос
№2 4 4 3 2 3 3 5 5 4 5 4 4 5 5 4 4 3 4
Вопрос
№3 3 2 2 3 1 3 3 3 2 2 3 2 2 3 2 3 3 3
Вопрос
№4 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2
Вопрос
№5 1 3 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 3 2 Баллы 15 16 14 11 8 15 15 17 16
16
16 16 14 11 18 13 13 17 14 Всего 262
Среднее
значение 15
Минимум баллов, которыеможно было набрать это 5, они свидетельствуют о плохих взаимоотношениях вколлективе, и низком уровне групповой сплочённости. Максимально, что можно былонабрать это 19 баллов, они свидетельствуют о высоком уровне групповойсплочённости.
В нашем случае быловосемнадцать испытуемых, которым было предложено ответить на вопросы теста на«Определение индекса групповой сплочённости СИШОР», после обработки результатовбыли подсчитаны результаты каждого испытуемого по отдельности и средний баллдля всех.
Средний бал классаполучился 15 баллов, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях вколлективе и хорошем уровне сплочённости. Рассматривая же по отдельности можновыявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять, почемувзаимоотношения в коллективе всё-таки не идеальны. Так же есть ряд достаточновысоких результатов.
Таким образом, можносделать вывод, что взаимоотношения в коллективе хорошие и эти взаимоотношения вкакой-то степени могут повлиять на отдельных представителей коллектива в выбореих будущей профессии.
Рассмотрим теперьрезультаты анкеты представленные в таблице №2, после чего сделаем выводы по еёрезультатам.
Таблица №2
Факторы
влияния Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Мнение
родителей - + + + - + - - - + + - + - + - - -
Мнение
одноклассников - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Мнение
учителей - - - - - - - - - + - - - + - - + -
Самостоят.
решения + - - + + - + + + + - + - + + + + + Способности + + + + + + + + + + - + + + + + + + Информация - - - - - - - + - - - - - - + - - - Склонности + + + + + + + + + + - + + + + + + +
Влияние
родителей + + + + - + - - + + + + - - + + + +
Требования
к здоровью - + + - + - - + + + + + - + + + + -
Советы
друзей + + - - - - - - + - - - + - - + + -
Выбор
профессии + - - + + + - + + + + + - + - - - +
Итак, в выборе будущейпрофессии 45% испытуемых прислушивается к мнению родителей, 55% же неинтересует мнение родителей, но при этом 72% испытуемых признают, что родителиоказывают влияние на выбор будущей профессии и только 28% не признают этоговлияния. Так же 72 % испытуемых считает, что они самостоятельно выбираютпрофессию. Таким образом, можно сделать вывод, что фактор влияния родителейсуществует, но старшеклассники всё-таки стараются сделать выбор самостоятельно.
Мнение одноклассников привыборе профессии для 100% испытуемых неважно. Значит, учитывать его как факторвлияния в данном коллективе нельзя. С друзьями же советуются по поводу выборапрофессии 67% испытуемых. Значит, в профессиональном самоопределении важенфактор влияния друзей. Мнением учителей интересовались лишь 17% испытуемых, чтотакже позволяет говорить, что это слабый фактор влияния, но совсем отбрасыватьего нельзя.
Самыми сильнымифакторами, влияющими на профессиональное самоопределение, являются способностии склонности. В обоих случаях 94% испытуемых учитывают эти факторы при выборебудущей профессии и лишь 6% не учли этого фактора.
Всего 12% считают, чтоимеют полную информацию о мире профессий, а соответственно 88% не обладаютполной информацией значит, что фактор информированности слабо влияет напрофессиональное самоопределение.
Среди испытуемых 67% учлитребования по состоянию здоровья для той профессии, которую они выбрали.
Выбрали будущую профессиютолько 61% испытуемых, 39% ещё не определились в выборе профессии.
Таким образом, можносделать вывод, что такие факторы как способности, склонности, влияниеродителей, советы друзей являются сильными факторами, влияющими напрофессиональное самоопределение старшеклассников. Что касается другихфакторов, то они оказывают слабое влияние на профессиональное самоопределение.
2.3. Рекомендации для преподавателейи старшеклассников.
В данном коллективе 61%людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё несделали этот выбор. Всё-таки 39% старшеклассников из рассматриваемогоколлектива это достаточно большое количество. У них осталось пол года доокончания школы, им необходимо сделать выбор.
Преподавателям среднейобщеобразовательной школы следует предпринять ряд мер, активизирующихпрофессиональное самоопределение.
Активизирующая методикаво многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главнымихарактеристиками активизирующей профконсультационной методики являютсяследующие:
1.        Интересность,увлекательность процедуры методики для старшеклассников.
2.        Личная значимостьобсуждаемых в методике вопросов.
3.        Добровольностьучастия в процедуре данной методики.
4.        Двухплановостьдействия, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий, а с другойстороны, план вымышленных действий.
Рассмотрим лишь некоторыеметодики, активизирующие профессиональное самоопределение:
Профориентационные игры склассом – рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятсяв рамках урока; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный»эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации. [12]
Активизирующиепрофориентационные опросники – это скорее «игра в тесты», так как главная цель– заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режимедискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике этисложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. [12]
Так же как комплекс мернаправленных на оказание помощи учащимся при выборе профессии следуетвоспользоваться профконсультацией – это «ориентирование» школьника. [5]
Старшеклассникам среднейобщеобразовательной школы, следует более серьёзно отнестись к выбору профессии,заблаговременно начать обдумывать свою будущую профессию.
При выборе будущейпрофессии им следует учесть ряд важных факторов:
1.    Склонности.
2.    Способности.
3.    Мотивыпрофессиональной деятельности.
4.    Состояние здоровья.
Если не учесть эти и ряддругих факторов, то может произойти неправильный выбор профессии, которыйприведёт к разочарованию ещё в период обучения  в профессиональной школе иучащиеся не хотят работать по выбранной специальности.
Вывод по ΙΙглаве.
В ходе эксперимента мыизучали уровень сплочённости класса и выявляли факторы, влияющие на выборпрофессии у старшеклассников.
Такие факторы какспособности и склонности учли наибольшее количество испытуемых 94%.Информированность оказывает влияние лишь на 12%. Требования по состояниюздоровья  учли 67%. Мнение родителей оказывает влияние лишь на 45% испытуемых,а влияние родителей признают 72%. Мнением учителей заинтересовались лишь 17%. Мнение и советы друзей интересует 33% испытуемых, а мнение одноклассников неучитывают все 100% испытуемых.
Таким образом, рассмотревполученные результаты, мы можем сделать вывод, что такие факторы какспособности, склонности, влияние родителей, советы друзей, состояние здоровьяявляются достаточно сильными факторами, влияющими на профессиональноесамоопределение старшеклассников. Что касается других факторов, то ониоказывают слабое влияние на профессиональное самоопределение.

Заключение.  
Проводимое намиисследование ставило перед собой целью изучение особенностей профессионального самоопределения наразных этапах развития личности. В качестве гипотезы выступило предположение отом, что на профессиональное самоопределение личности влияют социальные условияи межличностные отношения в коллективе.
Чтобы доказать нашу гипотезумы изучили подходы к понятию профессионального самоопределения, особенностипрофессионального самоопределения на разных этапах развития личности,профессиональное самоопределение старшеклассников, на основе экспериментавыделяли факторы влияющие на выбор профессии и сделали вывод о том, что:
1.   Профессиональное самоопределение –это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий.На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальныеусловия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение впрофессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности,ответственности за своё становление.
2.   Профессиональное самоопределениеявляется важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и вкультуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяетличности найти область деятельности для полной реализации.
3.   Профессиональное самоопределениеохватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходитокончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапедошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессиональноориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которыеразвивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивациик любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапемладшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний,развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получениюдополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подростковоговозраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочныхкатегорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональнойдеятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессиина основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так жесостоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд фактороввыделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей,позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровеньпритязаний, информированность и склонности.
4.   Не исключён и неправильный выбор втаком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанномвыборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективыв профессиональный старт.
У большинства же девушеки юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность воправданности сделанного выбора.
5.   На правильность профессиональногосамоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны,происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценкадоступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо кпереоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний нижеимеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в концеконцов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказываетсяна выборе профессии и на развитии личности.
6.   В ходе эксперимента мы установили,что такие факторы как способности и склонности учли наибольшее количествоиспытуемых 94%. Информированность оказывает влияние лишь на 12%. Требования посостоянию здоровья  учли 67%. Мнение родителей оказывает влияние лишь на 45%испытуемых, а влияние родителей признают 72%. Мнением учителей заинтересовалисьлишь 17%.  Мнение и советы друзей интересует 33% испытуемых, а мнениеодноклассников не учитывают все 100% испытуемых.
Таким образом, мы можемсказать, что цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
В результате  теоретическогоизучения особенностей  профессионального самоопределения на разных этапахразвития личности нам удалось выделить ряд факторов влияющих на выборпрофессии, таких как:
Позиция старших членовсемьи.
Позиция сверстников
Позиция учителей,школьных педагогов, классного руководителя.
Личные профессиональныепланы.
Способности.
Информированность.
Склонности.
По результатам экспериментальногоизучения мы можем сделать вывод, что такие факторы как способности, склонности,влияние родителей, советы друзей, состояние здоровья являются достаточносильными факторами, влияющими на профессиональное самоопределениестаршеклассников. Что касается других факторов, то они оказывают слабое влияниена профессиональное самоопределение, но, несмотря на это совсем отбрасывать ихвлияние не стоит.

Приложение.
Тест на «Определениеиндекса групповой сплочённости СИШОР».
         I.            Как вы оценили бысвою принадлежность к классу?
1.        Чувствую себя еёчленом, частью коллектива.
2.        Участвую вбольшинстве видов деятельности.
3.        Участвую в однихвидах деятельности и не участвую в других.
4.        Не чувствую, чтоявляюсь членом класса.
5.        Живу и существуюотдельно от класса.
6.        Не знаю,затрудняюсь ответить.
       II.            Перешли бы вы вдругую группу, если бы предоставлялась такая возможность (без изменения прочихусловий)?
1.        Да, очень хотелбы перейти.
2.        Скорее перешёлбы, чем остался.
3.        Не вижу никакойразницы.
4.        Скорее всего,остался бы в своём классе.
5.        Очень хотел быостаться в своём классе.
6.        Не знаю, трудносказать.
      III.            Каковывзаимоотношения между членами вашего класса?
1.        Лучше, чем вбольшинстве классов.
2.        Примерно такиеже, как и  в большинстве классов.
3.        Хуже, чем вбольшинстве классов.
4.        Не знаю, трудносказать.
     IV.            Какие у васвзаимоотношения с преподавателями?
1.        Лучше, чем вбольшинстве классов.
2.        Примерно такиеже, как и  в большинстве классов.
3.        Хуже, чем вбольшинстве классов.
4.        Не знаю.
       V.            Каково отношениек делу (учёбе и т.п.) в вашем классе?
1.        Лучше, чем вбольшинстве классов.
2.        Примерно такиеже, как и  в большинстве классов.
3.        Хуже, чем вбольшинстве классов.
4.        Не знаю.
Анкета.
1.        В выборе будущейпрофессии вы прислушиваетесь к мнению родителей или близких родственников?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
2.        При выборепрофессии вы опираетесь на мнение ваших одноклассников?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
3.        Интересовались ливы мнением учителей, по поводу того какая профессия подошла бы вам?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
4.        Вы самостоятельнорешаете вопрос будущей профессии?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
5.        Учитываете ли высвои способности при выборе вашей будущей профессии?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
6.        Как вам кажется,имеете ли вы полную информацию о мире профессий?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
7.        Учитываете ли высвои склонности при выборе профессии?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
8.        Родители влияюткак-то на ваше отношение к какой-либо профессии?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
9.        Учли ли вытребования по состоянию здоровья к людям той профессии, которую вы выбрали?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
10.     Советуетесь ли выс вашими друзьями о выборе профессии?
a)        Да
b)        Нет
c)         Затрудняюсьответить.
11.     На какуюспециальность вы планируете пойти?
a)        

Библиография:
1.  Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.:Академический проект; Екатеринбург. 2003
2.  Карелин А.А. Психологические тесты. В2-т. – М.: Владос. 2000
3.  Климов Е.А. Психологияпрофессионального самоопределения. Ростов — на — Дону. 1996
4.  Климов Е.А. Школа … а дальше?Лениздат.: 1971
5.  Климов Е.А. Психолого-педагогическиепроблемы профессиональной консультации. – М.: 1983. — №2.
6.  Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Возрастнаяпсихология. М.: 2004
7.  Крылова А.А., Маничев С.А. Практикумпо общей и прикладной психологии. СПб.: 2002
8.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология.Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Издательство УРАО. 1997
9.  Маслоу А. Дальние пределы человеческойпсихики. СПб.: 1997
10.     Мухина В.С. Возрастная психология.М.: Академия. 1997
11.   Пряжников Н.С. Профессиональное иличностное самоопределение. М.: 1996
12.   Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2003
13.     Столяренко Л.Д. Педагогическаяпсихология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003
14.   Толстых А.В. Возрасты жизни. М.:Молодая гвардия. 1988
15.     Щедровицкий П.Г. Очерки по философииобразования. М.: 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :