Реферат по предмету "Психология"


Профессионально-психологический тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел

РефератПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙТРЕНИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1.Особенности познавательной сферы личности сотрудников органов внутренних дел
Элементы познания — составная часть любой деятельности человека,важнейший компонент его сознания. Это проявляется в изучении свойств объектов,закономерностей их развития, связей и отношений между предметами и явлениямивнешнего мира.
Познание начинается с восприятия объективного мира при помощиорганов чувств. Однако познавательная деятельность не может завершиться толькочувственным восприятием окружающей действительности. Она всегда включает в себямногообразную мыслительную деятельность, позволяющую проникнуть в сущностьявлений, вскрыть объективные взаимосвязи между объектами и явлениями,установить причинно-следственные отношения. Результаты познания используются ипроверяются в практической деятельности.
В ходе познавательной деятельности всегда решаются мыслительныезадачи, разные по своему классу, объему и т.д. В тех случаях, когда известенспособ их решения — эти задачи просты. Сложной является задача, где отсутствуютдостаточные исходные данные и неизвестен способ решения, его еще надо найти. Впознавательной деятельности при раскрытии и расследовании преступленийприходится сталкиваться с задачами и того и другого вида. Это предопределяетширокий диапазон мыслительных операций, способов и приемов, которые необходимыдля их решения. Однако познавательная деятельность не исчерпывается проведениеммыслительных операций. Она включает в себя осуществление действий с объектамипознания, изменение условий их существования и т.д.
Познание может рассматриваться как процесс получения и переработкиинформации о событии, предмете, явлении. В результате формируется мысленнаямодель события или явления. В правоохранительной деятельности это имеетпервостепенное значение, ибо опосредуется особенностью основного объектапознания — преступления.
Сотрудник, как правило, не наблюдает непосредственно событиепреступления. В ходе расследования он восстанавливает его в сознании поотдельным штрихам, свидетельским показаниям, вещественным доказательствам,результатам следственных и оперативных действий. В итоге — формируетсямысленная информационная модель события, которая затем переходит вконцептуальную (версия). Такие модели обладают большой динамичностью.
На эффективность познавательной деятельности сотрудников оказываютвлияние ряд факторов:
— наличие четкой цели в осуществлении познания;
— наличие достаточной психической активности, что обеспечиваетсяинтересом к данной деятельности, соответствующими мотивами и т.п.;
— наличие достаточного опыта, знаний, навыков и умений,обеспечивающих результативность профессиональной деятельности;
— исправность каналов получения информации, в первую очередьобеспечивающих восприятие необходимых фактов;
— наличие соответствующего эмоционального состояния, например,положительного эмоционального настроя.
В психологической структуре различных профессий познавательнаядеятельность может иметь различное содержание. Это зависит от целей, объектов,условий и способов, которые и определяют специфику познавательной деятельности.Специфическими особенностями характеризуется познание и в правоохранительнойдеятельности. К ним можно отнести следующие.
Во-первых, познание в правоохранительной деятельности не являетсясамоцелью, а есть средство обеспечения других видов деятельности.
Во-вторых, деятельность по расследованию преступления начинаетсяпосле его совершения. Из этого следует, что в данном виде познавательнойдеятельности сравнительно незначительное место занимает непосредственноепознание. Основная же масса фактов познается опосредованно — через показаниядругих лиц (потерпевших, свидетелей).
В-третьих, познание направлено как на настоящее, так и на будущее,хотя целью является построение мысленной модели прошедшего преступного события.
В-четвертых, исключительно большой поток информации предполагаетее селекцию, т.е. отбор той, которая имеет непосредственное отношение к данномупреступлению.
В-пятых, поступление информации характеризуется динамичностью.Сведения о преступном событии постоянно изменяются и дополняются. Нередкоинформация не может быть получена заново или противоречит уже имеющимсясведениям, что предполагает ее строгую фиксацию.
Ну и наконец — наличие процессуальной регламентации. Само познаниев деятельности органов внутренних дел облечено в определенную процессуальнуюформу, которая обусловлена целями правоохранительной деятельности:установлением объективной истины по делу, виновных, исключением субъективизма ит.д.
Все это вызывает необходимость развития у сотрудников комплексапрофессионально важных познавательных качеств личности, которые обеспечиваютрезультативность познания. В этой связи большое значение приобретаетспециальный тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел,в процессе которого эти качества получают свое развитие.2. Тренинг памяти
При осуществлении профессиональной деятельности сотрудникаморганов внутренних дел приходится постоянно оперировать различной информацией:сведениями, сообщениями, сводками, ориентировками и т.п., поэтому памятьсотрудника подвержена большим нагрузкам. Тот, кто не обладает ею вряд ли сможетэффективно выполнять свои служебные обязанности, вот почему развитиепрофессиональной памяти — важное направление психологической подготовки сотрудников.
Что же понимается в психологии под памятью? Принято определятьпамять как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведенияиндивидом его опыта1. Запоминание предполагает первоначальноевосприятие органами чувств и затем загрузку информации в память. Сохранениеобеспечивается повторением, уменьшающим вероятность забывания. Воспроизведениеозначает извлечение информации из памяти в виде узнавания или воспоминания.Схематично этот процесс можно изобразить следующим образом:
/>
Рис.1. Структура процесса памяти
Каждый этап важен для функционирования памяти в целом. И на каждомвозможно применение специальных методов оптимизации работы памяти.
На этапе восприятия важно обеспечить, в первую очередь,эффективную работу внимания. Если мы воспринимаем информацию невнимательно,рассеяно, то затрудняем собственно запоминание.
Запоминание — самый интересный этап. Здесь возможно применениемаксимального (по сравнению с другими этапами) количества различных методов иприемов.
Длительное сохранение информации в памяти обеспечивается не толькоактивным концентрированным восприятием и эффективным запоминанием, но ирационально организованным повторением.
Чтобы застраховать себя от невосполнимой потери информации, нужнознать и закономерности забывания. Нередко мы сами провоцируем себя на быстроезабывание, а потом виним в этом свою память.
И последний этап — воспроизведение. Здесь нужно знать специальныеметоды, позволяющие быстро найти в хранилище памяти необходимые данные. Ведьэтим часто и определяется эффективность работы всей памяти: можно прочнозапомнить и сохранить информацию, но в нужный момент не суметь извлечь ее наповерхность.
При организации деятельности процессов памяти необходимо всегдапомнить об основных закономерностях, влияющих на успешность памяти.
Во-первых, чем более значима информация для жизнедеятельностичеловека, тем более прочно она запоминается и легче воспроизводится. Потомузапоминая какую-нибудь информацию, необходимо постоянно подчеркивать для себяее важность, например, для достижения целей профессиональной деятельности.
Во-вторых, чем более полно информация включена в деятельностьчеловека, тем прочнее она запоминается. Важно не просто накапливать какие-либознания, но как можно шире их использовать в своей практической деятельности.
В-третьих, чем глубже осмысление запоминаемой информации, темлучше она сохраняется в памяти. Пользоваться этой закономерностью — значитмаксимально приблизить процесс запоминания к процессу мышления. Осмысленноезапоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные исущественные стороны и отношения объектов.
В-четвертых, информация, вызывающая интерес или любопытство,запоминается легко. Связать усваиваемое нами с тем, что интересует нас, вызватьинтерес к тому, что запоминается, активно заинтересоваться им — такова одна изосновных предпосылок успешного запоминания.
В-пятых, важную роль в успешности запоминания играют готовность квосприятию определенной информации и установка на прочность запоминания. Ониоказывают значительное влияние как на сам процесс запоминания, так ипредвосхищают его результаты и облегчают воспроизведение.
В-шестых, представления, возникающие одновременно, привоспоминании вызывают друг друга. Пользоваться этой закономерностью значитнаучиться использовать естественные ассоциации при запоминании ивоспроизведении, а также конструировать облегчающие работу памяти искусственныеассоциативные связи. На действии этой закономерности опираются многиемнемотехнические системы.
Одна и та же информация может быть запомнена по разному. Различаютследующие основные способы запоминания: рациональный (логический, смысловой),механический и мнемотехнический.
Рациональный — основной способ запоминания. Насколько эффективномы можем его использовать, определяется возможность нашего интеллекта в целом.Этот способ основан на установлении смысловых, логических связей внутризапоминаемого материала, а также между ним и накопленными знаниями. Смысловыесвязи, на которых основано рациональное заучивание, характеризуются большейпрочностью, чем механически возникающие связи. Одним из важнейших приемоврационального запоминания является прежде всего смысловая группировкаматериала, т.е. группировка его по смыслу. Так, следователь, запоминаяинформацию, содержащуюся в материалах уголовного дела, мысленно разбивает ее наопределенные группы, объединенные между собой общим смысловым стержнем. Сосмысловой группировкой тесно связан другой процесс — выделение смысловыхопорных пунктов. Он заключается в том, что каждую выделенную группу необходимозамещать тем, что как бы заключает в себя ее содержание в сжатом, сокращенном,«свернутом» виде, выражает самую «суть» ее и являетсяпоэтому опорой запоминания. В данном случае это могут быть краткие тезисы,резюмирующие содержание каждой выделенной группы, а иногда и отдельные слова(имена, названия) или отдельные выражения. Оба приема представляют собой,вместе взятые, мысленное составление плана материала, понимание структурыматериала в целом, логической последовательности его частей. Только упорядочиввсе, что надо запомнить, осознав структуру материала, поняв не только каждуюего часть в отдельности, но и связь между частями его как целого, мы сможемдобиться успешного запоминания.
Пользуясь этим способом, мы применяем логическую память.Тренировать ее — значит тренировать интеллект, углублять и расширять своизнания.
Механический способ — тот,который мы называем «зубрежкой». Его основой является простоеповторение того, что запоминается, многократное восприятие его, несопровождаемое осмысливанием его содержания. Так запоминаются, например, многиеномера телефонов, которые мы сохраняем в памяти, часто не осмысливаясоотношений между отдельными числами, входящими в их состав. Механическоезаучивание опирается также, как и всякое запоминание, на возникновение связей,образующихся между тем, что заучивается нами. Существенным для связей, образующихсяпри механическом запоминании, является то, что они обычно возникают благодарямногократному повторению того, что происходит одновременно или следует друг задругом во времени. Такого рода связи носят название ассоциаций по смежности.Именно они и являются основой механического заучивания.
Механическая память — это элементарная основа более высоких видовпамяти. Без нее мы не можем обойтись. И эффективность этого способа заучиванияможно повысить за счет его рациональной организации. Большое значение здесьиграют процессы нашей воли и внимания.
Мнемотехнический способ запоминания — самый интересный и наиболее тренируемый. Это способ опосредованного запоминанияв основном несмысловой информации. С его помощью можно заметно усилитьрациональный способ запоминания смысловой информации и неизмеримо повыситьэффективность механического запоминания несмыслового материала. Этот способзаключается в том, что запоминаемый материал по определенным правилампереводится в другую знаковую систему, в иные образы, в нем выделяются неимеющие смыслового содержания ассоциативные и структурные связи, которыезапоминаются лучше. Мнемотехника — сильное вспомогательное средство призапоминании. Но она ни в коем случае не заменяет другие способы запоминания, алишь дополняет их в необходимых случаях.
Как уже отмечалось, сотрудник органов внутренних дел долженобладать развитой профессиональной памятью, под которой следует понимать егоспособность быстро, полно и точно запоминать, надежно сохранять, своевременно иправильно (без ошибок) воспроизводить, извлекать из памяти необходимыесведения, данные, информацию о профессионально значимых явлениях, объектах исобытиях, важных для решения оперативно-служебных задач. «Профессиональноразвитая память — качество, характеризующееся особенностями запоминания,сохранения и последующего воспроизведения работником всего ранее воспринятого,сделанного, пережитого, имеющего отношение к оперативно-служебной деятельностии нужного для ее успешного осуществления»2.
Целеустремленное развитие профессиональной памяти сотрудникапредполагает проведение тренировок:
— по запоминанию и узнаванию лиц людей, их внешнего облика, примети особенностей поведения;
— по запоминанию и сохранению в памяти словесной информации,отражающей особенности решения задач при выполнении служебных обязанностей(ориентировки, содержание инструктажа и др.);
— по запоминанию и узнаванию номеров, примет автомашин,находящихся в розыске;
— по запоминанию и узнаванию предметов похищенного имущества и ихпримет;
— по запоминанию и сохранению в памяти планов, схем местности,маршрутов движения и пр.
При этом развитию профессиональной памяти способствуетиспользование сотрудниками органов внутренних дел ряда психологических приемов:
— запоминания;
— сохранения;
— воспроизведения профессионально значимой информации.
Для повышения эффективности запоминания профессионально значимойинформации полезно использовать следующие психологические приемы:
1. Установка на запоминание. Всякий раз сталкиваясь спрофессионально значимой информацией сотруднику полезно говорить себе:«Это нужно запомнить!».
2. Заучивание. Объемную, сложную для запоминания информациюследует «про себя» или мысленно повторить, добившись ее точногозапечатления в памяти.
3. Осмысление. Любая информация запоминается лучше, если онаосмыслена. Вскрыть смысловые связи в запоминаемой информации помогаетпостановка вопросов «Почему?», «Зачем?» и пр.
4. Поиск закономерностей. Это облегчает запоминание цифровойинформации, например, номеров автомашин и телефонов. Так, например, номертелефона 28-37-46 легче запомнится, если отметить, что цифры в каждой паре всумме составляют десять, причем первые из них возрастают на единицу, начиная отдвойки, а вторые уменьшаются на единицу, начиная от восьмерки. Прием этотзаключается в том, чтобы находить в запоминаемом какие-либо закономерности:смысловые, цифровые и т.п.
5. Использование аналогий, сходства. Новая информация всегда легчезапоминается, если она сопоставляется с уже известной информацией. Нужно найти,на что похож объект. Так, запоминая приметы разыскиваемого лица полезноспросить себя: «На кого он похож?». Запоминая приметы угнанногоавтомобиля полезно отметить, что он похож, например, на автомобиль вашегососеда и т.д.
6. Образное представление. Словесную информацию гораздо легчезапомнить, если подключить к этому воображение. Приметы похищенных вещей илиразыскиваемого преступника гораздо легче запомнить, если попытаться наглядно ихпредставить, воссоздать в своем воображении.
7. Мысленное проговаривание. Фотография разыскиваемого лицапрочнее и точнее запечатлеется в памяти, если при запоминании сотрудникмысленно, во внутренней речи «проговорит», отметит отдельные чертылица. Например, нос прямой, тонкий; глаза — широко расставлены, взгляд — тяжелый, угрюмое выражение лица и т.д.
8. Моделирование. Этот прием особенно хорош, если материал неупорядочен и содержит много разнообразных сведений. С помощью логических связейразрозненные факты соединяются в единую систему. Она и послужит моделью длязапоминания. Например, следователю приходится запоминать обстановку местапроисшествия, показания очевидцев и т.д. Если с помощью выдвижения следственнойверсии реконструировать прошедшее событие, смоделировать его, то это, кромевсего прочего, позволит лучше запомнить нужную информацию.
Профессионально значимая информация лучше сохранится в памяти,если сотрудник использует следующие приемы:
1. Активизация памяти через прогнозирование последствий. Представляем,что будет, если мы не сохраним в памяти нужную информацию (или, наоборот, еслисохраним). В первом случае следует намеренно сгустить краски, во втором — всерисуем в розовых тонах. Напуганные или обнадеженные, мы вернее сохраним впамяти то, что нам нужно. При этом надо выяснить, какой именно итог — мрачныйили радостный, производит на вас наибольшее впечатление.
2. Повторение. Следует знать, что забывание происходит наиболееинтенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информациютребуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определеннымиинтервалами через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.
3. Систематизация. Увязывание ранее запомненной информации с вновьзапоминаемой позволяет более надежно сохранить их в памяти. Нужно найти в своейпамяти «крючок», на который можно «повесить» свежуюинформацию, чтобы она стала звеном в цепи уже имеющихся знаний. Иначе говоря,надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися по смыслу, созвучию,внешнему виду и т.д.
4. Запоминание через забывание. Наша память обладает однимстранным свойством: желая забыть что-то, мы концентрируем на этом свое вниманиеи в результате этого запоминаем. Можно поставить небольшой эксперимент.Постарайтесь мысленно представить образ белой обезьяны… Представили? А теперьпопробуйте выбросить это из головы. Чем больше вы будете стараться не думать обэтом, тем сильнее этот образ будет вас преследовать.
Преодолению трудностей по воспроизведению, извлечению из памятипрофессионально значимой информации помогает применение следующих приемов:
1. Физическое воспроизведение обстановки. Нужно оказаться «натом же самом месте», расставить, например в нужном порядке предметыобстановки. Опора на зрительные впечатления позволит легче вспомнить то, чтонеобходимо. Иногда бывает достаточно развернуть в нужную сторону свое кресло,чтобы помочь себе вспомнить нужную информацию.
2. Мысленное воспроизведение обстановки. Не всегда можно физическиоказаться в той же обстановке, физически воспроизвести ее, но всегда можномысленно представить, восстановить по отдельным частям в памяти всю ситуацию, ас помощью этого вспомнить и необходимую информацию.
3. Перебор ситуаций. Положим, вы встретили человека, лицо которогопоказалось знакомым. Кто он? Не помните… Тогда представьте, где бы вы моглиего видеть: в отделе, во дворе вашего дама, в транспорте и т.д. При перебореразличных ситуаций могут всплыть и сведения об интересующем вас лице.
4. Мысленное воспроизведение последовательности событий (переборцепи). Восстановление в памяти всей последовательности событий помогаетвосстановить утерянное звено в цепочке. Последовательно перебирайте звеньявоображаемой цепи, в которой должно храниться искомое. Обнаружив в цепипропуск, перескочите его, пройдите вперед, а затем возвращайтесь назад. Еслизвено не восстановится, не напрягайте слишком долго память — это вряд липоможет. Попробуйте переключится на прием расслабления.
5. Расслабление. Если вам не удается быстро, скажем в течение трехминут, вспомнить что-либо, расслабьте на несколько минут мускулы и постарайтесьни о чем не думать. После этого обычно приходит нужная мысль. Релаксация(расслабление) помогает практически всем.3.Тренинг внимания и наблюдательности
Наблюдение играет важную роль в осуществлении профессиональнойдеятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно позволяет выявлятьпреступную деятельность лиц, представляющих для органов внутренних делоперативный интерес, их связи, личностные качества, места хранения и сбытапохищенного, выявлять факты, относящиеся к расследуемым событиям и т.п. Умелаяорганизация процесса наблюдения, конечно в совокупности с другими способамиорганизации профессиональной деятельности, во многом способствуетсвоевременному предупреждению, быстрому раскрытию, полному расследованиюпреступлений, розыску скрывшихся преступников.
Под наблюдением в психологической науке понимается преднамеренное,планомерное, целенаправленное восприятие, предпринимаемое с целью изученияпредмета, явления. Целенаправленность и организованность при наблюдении нетолько позволяют воспринимать наблюдаемый объект как нечто целое, но и даетвозможность распознавать в нем единичное и общее, различать детали предмета иустанавливать некоторые виды его связей с другими объектами. Иными словами,наблюдение — не простая сумма отдельных элементов, изолированных друг от друга,а сочетание чувственного и рационального познания.
Профессиональное наблюдение — этоцеленаправленное и специально организованное восприятие сотрудником органоввнутренних дел значимых для решения оперативно-служебных задач явлений ипроцессов. К числу последних относятся прежде всего проявления личности(правонарушителей, лиц, состоящих на профилактическом учете, осужденных,потерпевших, свидетелей и др.), ее состояния, действия, различные объекты,изучение которых имеет значение для раскрытия и расследования преступлений,деятельность самого сотрудника и пр.
Психологическая природа профессионального наблюдения весьмамногогранна. Наблюдение — наиболее развитая форма преднамеренного восприятия.Сотрудник при этом воспринимает не все из того, что бросается ему в глаза, авычисляет наиболее важное, необходимое, интересное. Это обусловлено целями,задачами, планом, которые обычно лежат в основе наблюдения. Наблюдение всегдаопирается на активную работу органов чувств. Для сотрудника органов внутреннихдел это, в первую очередь, зрение и слух. Особенно важную роль в наблюдениииграет внимание, выступающее его регулятором. Через внимание, какнаправленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах,реализуются цели и план наблюдения. Наблюдение всегда связано с переработкойинформации и невозможно без активной работы мышления. Наконец, наблюдениеопределяется и особенностями личности самого сотрудника.
Наблюдение в деятельности сотрудников органов внутренних делхарактеризуется эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Его условияопределяются психологическими особенностями деятельности сотрудников. В связи сэтим наблюдение, как способ деятельности сотрудников органов внутренних дел,должно удовлетворять следующим психологическим требованиям.
Во-первых, сотруднику необходимо предварительное знаниеособенностей личности тех лиц, в отношении которых он проводит наблюдение(например, характера и направленности их преступной деятельности, преступногоопыта, их склонностей, интересов и т.п.).
Во-вторых, он должен полно и точно фиксировать путем запоминанияили иным путем (в необходимых случаях и с использованием технических средств)конкретные действия и поведение объекта наблюдения.
В-третьих, он должен сопоставлять фиксируемые факты с ранееполученными данными о наблюдаемом и оперативно анализировать результаты этогосопоставления с целью предвидения действий объекта наблюдения.
Успех наблюдения в конечном счете предопределяет интеллект,который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужнуюочередность этапов наблюдения и использует его результаты. По мнению проф.Ратинова А.Р., для организации эффективного наблюдения сотруднику органоввнутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:
·          донаблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке,предмете или явлении;
·          определитьцель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схемунаблюдения;
·          искатьв наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;
·          расчленитьпредмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая онаблюдении целого;
·          следитьза каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установитьмаксимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;
·          недоверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разныхточек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условиянаблюдения;
·          подвергатьсомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией,симуляцией или инсценировкой;
·          ставитьвопросы «почему» и «что это значит» относительно каждогоэлемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверкедальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;
·          сравниватьобъекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;
·          сопоставлятьрезультаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, сданными науки и практики;
·          ясноформулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме — это помогает их пониманию и запоминанию;
·          привлекатьк наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результатынаблюдения со своими коллегами;
·          помнить,что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения1.
Наблюдение как психический процесс и определенная форма профессиональнойдеятельности сотрудника органов внутренних дел вырабатывает у него такую важнуючерту личности, как профессиональная наблюдательность — комплексное свойстволичности, выражающееся в возможности подмечать профессионально-значимые,характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенностиоперативной обстановки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые могутиметь впоследствии значение для дела). Основа профессиональной наблюдательностисотрудника — устойчивый интерес к людям, их внутреннему миру, психологии,видение их под углом зрения профессиональных задач, своеобразнаяпсихологическая «повернутость» к ним.
Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблюдательностисотрудника?
Во-первых, установка на восприятие информации, имеющей значениедля решения профессиональных задач сотрудника. Эта установка помогаетпреодолеть усталость, апатию, брезгливость (например, при осмотреразлагающегося трупа).
Во-вторых, специфическое концентрирование внимания именно на техобъектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию, имеющуюзначение для решения тех задач, которые стоят перед сотрудником.
В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания,обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нужный момент необходимойисходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах местпроисшествия и допросах).
Важнейшее направление развития профессиональной наблюдательности — овладение сотрудником техникой профессионального наблюдения, которая включает всебя приемы и способы его осуществления, основанные на соответствующихпсихологических закономерностях.
Тренировки на развитие внимания полезно разделить на три формы.
Общая внимательность. Не даваясебе никакого предварительного задания, выясняете, что осталось замеченным отвпечатлений, с которыми столкнулись.
Направленная внимательность. Даетсязадание на внимательное рассматривание названного объекта. После чегоспрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том, что можно былоуловить при рассмотрении, хотя заранее предмет вопроса не был известен.
Целевая наблюдательность. Даетсязадание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затемпоказывается это явление.
Одним из распространенных приемов развития профессиональнойнаблюдательности является следующий: всмотревшись в кого-нибудь из окружающих,следует отвести от него взгляд и представить его затем в памяти, стараясьописать мысленно его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь наэтого человека. Или следующее упражнение: посмотрите в течение некотороговремени на стоящий поблизости дом и отвернувшись попробуйте мысленно описать,сколько окон, балконов, где окна открыты, где висит белье, где в квартирахнаходятся люди и т.п. При этом необходимо учитывать, что знать, сколько оконили балконов в доме, — еще не значит проявить наблюдательность: число ихнеизменно. Но заметить, когда отдельные окна открыты или где включен свет, — уже результат наблюдательности, пристального внимания, способности улавливатьсвязи и подмечать зависимости. Другое упражнение — наблюдение за каким-либособытием. В данном случае не имеется ввиду какое-либо уличное происшествие,привлекающее всеобщее внимание. Это может быть и обычная совокупность действийодного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель.«Почему этот человек здесь находится?», «Чего он ожидает?»,«Как он сейчас поступит?» — ответы на эти вопросы позволяют развить всебе способности психологического наблюдения за людьми, умение прогнозироватьповедение человека, что очень важно в деятельности сотрудника органоввнутренних дел.
Внимание и наблюдательность в процессе упражнений развиваютсявесьма успешно. Высшей степенью развития наблюдательности надо считать такой ееуровень, когда она становится не только чертой личности сотрудника, но и чертойего характера, когда она проявляется во всех видах его деятельности.Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что он ничего неупустит, все своевременно подметит и сделает соответствующие выводы.4.Развитие интеллектуальных качеств
В решении профессиональных задач, стоящих перед сотрудникоморганов внутренних дел большое значение имеет активизация его профессиональногомышления. Значение и роль профессионального мышления определяется рядоммоментов. Во-первых, интеллектуальные качества, развитое мышление неотъемлемосвязаны со спецификой деятельности и необходимы при решении практически любойоперативно-служебной задачи. Без них невозможно выявить тщательнозамаскированное преступление, выиграть интеллектуальную схватку с умным,расчетливым преступником, разобраться в противоречиях человеческой натуры иустановить истину.
Во-вторых, важные перемены в обществе заметно обостряют проблемуинтеллектуальных ресурсов. Важные задачи, стоящие перед нашим обществом,формируют потребность в новых подходах, в новом мышлении при решении задач всфере правопорядка. Именно от профессионализма мышления во многом зависитэффективность деятельности сотрудника органов внутренних дел в современныхусловиях.
В-третьих, профессиональное мышление — это не толькоинтеллектуальный ресурс, потенциал, который надо привести в движение, но преждевсего рычаг, инструмент активизации человеческого фактора в органах внутреннихдел.
Под мышлением в психологии обычно понимают умственную деятельность,с помощью которой человек раскрывает сущность явлений, их связи и отношения. Профессиональноразвитое мышление — важное качество сотрудника, проявляющееся в способностипознавать существенные свойства предметов, людей и их поступков, имеющихотношение к решаемым профессиональным задачам, находить закономерные связимежду ними2.
Уметь мыслить — это значит применять имеющиеся знания, опыт, уметьдумать, размышлять, рассуждать при решении стоящих перед сотрудником задач.Мышление сотрудника — это способность решения новых и сложныхоперативно-служебных задач, способность находить новые подходы к решениюпрактических проблем.
Большой интерес для сотрудников может иметь овладение ими приемамиактивизации профессионального мышления. Под этими приемами следует пониматьспособы сознательной, произвольной самоорганизации мыслительного процесса,основанных на соответствующих психологических закономерностях. Прииспользовании таких приемов полезна привычка осознавать ход своей мысли,вырабатывать для себя определенные правила, учитывать свои индивидуальныеособенности. При обучении этим приемам сотрудник может сталкиваться с рядомпсихологических барьеров, мешающих формированию техники профессиональномышления. Среди них можно выделить следующие:
1. Мотивационные:
·          отсутствиестремления профессионально мыслить, нежелание подходить к делу творчески,инициативно, самостоятельно;
·          отсутствиезаинтересованности, стимулов к мышлению, стремление «не высовываться»и т.п.
2. Социально-психологические:
·          наличиенеформальных норм, мнений и настроений, тормозящих самостоятельное, творческоемышление;
·          отсутствиевзаимопонимания между сотрудниками, обостренные взаимоотношения,психологическая несовместимость.
3. Индивидуально-психологические:
·          умственнаяленость;
·          ригидность,отсутствие гибкости мысли;
·          негативизм,конформизм;
·          возрастныеизменения.
4. Культурно-языковые:
·          недостаткиобщей интеллектуальной культуры;
·          профессиональнаяузость, ограниченность эрудиции;
·          привычкак определенным терминам и понятиям в профессиональной речи, неприятие новыхтерминов и понятий.
5. Перцептивные:
·          упрощенное,стереотипное восприятие важных явлений;
·          беспроблемноевидение явлений в круге профессионально-должностных интересов;
·          субъективность,пристрастность при восприятии и оценке с профессионально-должностных позиций.
6. Интеллектуальные:
·          привычкак безальтернативному, одновариантному мышлению;
·          привычкак единомыслию, нетерпимость к другим точкам зрения, к профессиональномуплюрализму;
·          отсутствиенавыков концептуального мышления, исполнительский склад ума;
·          поверхностно-формальныйподход, абсолютизация административно-запретительной тенденции в мышлении и др.
Важно, чтобы сотрудник смог научиться преодолевать данные барьеры,которые возникают в его интеллектуальной деятельности и отрицательно влияют наее эффективность.
К основным приемам активизации профессионального мышленияотносятся:
1. Прием уяснения профессиональной задачи. С этого нужно начинатьлюбое дело. Исходную общую задачу необходимо разложить на несколько простых,элементарных подзадач. Важно проявлять внимание к деталям, мелочам, ничего неупускать из вида. При этом необходимо стараться иметь несколько вариантоврешения задачи.
2. Прием оптимизации поиска решения. Выделяется отправной пункт,исходная точка поиска, при этом устанавливаются и регулируются также границы изоны поиска. Происходит выбор, сочетание и пересмотр стратегий поиска.
3. Прием построения мысленной картины исследуемого события. Сотрудникутребуется осуществить наглядно-образную проработку исходных элементов и картиныв целом и на основе этого осуществить построение схемы исследуемого события(это может быть реализовано в форме оперативных или следственных версий).Необходимо проследить и проработать связи между элементами события, рациональноувязать их в целостную картину, найти решающее звено.
4. Прием психологизации мышления. Заключается в психологическойориентировке в исследуемой ситуации (например, разобраться в мотивах поведенияподозреваемого), проведении психологического анализа и осуществлении на егооснове прогнозирования развития ситуации в дальнейшем. Используется рефлексия — размышления за противную сторону.
5. Прием активизации самоконтроля мышления. Важна установка насамокритику. Необходимо проверять себя с использованием словесных формулсамоконтроля («Как у меня это получилось?», «Почему я пришел ктакому выводу?» и т.п.). Нужно стремиться к исключению субъективизма всвоих выводах и оценках, отстранению от личных симпатий и антипатий.
6. Прием преодоления умственного тупика. Необходимо выявлять ипреодолевать зацикливания в ходе мыслительной деятельности, возвращаться кисходной ситуации. Полезно в таких случаях привлекать на помощь другихсотрудников — «со свежим взглядом».
Как уже отмечалось, проведение оперативно-служебных мероприятийчасто происходит в условиях противоборства. Стремление сторон к достижениюпрямо противоположных целей создает ситуацию, когда каждый из противников,планируя свои действия, учитывает действия другого, создает ему помехи итрудности, чтобы обеспечить себе выигрыш. При этом на первый план выдвигаетсявопрос о том, как рассуждают и принимают решения «соперничающие»стороны. В психологии такая мыслительная работа обозначается термином«рефлексия», т.е. размышление, связанное с имитацией мыслей и действийпротивника и с анализом собственных рассуждений и выводов. При наличиипротиводействия побеждает та сторона, которая имеет превосходство в рефлексии.Отсюда ясно, как важно для сотрудника уметь предвидеть возможные действия лица,совершившего преступление, как важно не только предугадывать эти действия, но исвоевременно обеспечивать их изменение, локализацию. Это можно осуществитьтолько в том случае, если с подобной целью постоянно собирают, изучаютинформацию и моделируют процесс ее использования.
Рефлексивное управление поведением противодействующего лицаосновано на:
·          анализеего общих адаптационных способностей;
·          егоригидности, шаблонности;
·          неосведомленностио тактических планах сотрудника, о мере его информированности;
·          использованиивнезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий.
Преимущество в рефлексивных рассуждениях позволяет сотруднику нетолько предвидеть поведение своего соперника, регулируя тем самым и собственноеповедение, но и активно влиять на его рассуждения, формировать у него основаниядля принятия желательного сотруднику решения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ломоносов Михаил Васильевич и русский флот
Реферат Iv международная научная конференция «Частное и общественное: границы, наполнение, политики интерпретации в прошлом и настоящем» Россия, Ярославль
Реферат Доходы, потребление, сбережения, инвестиции: классическая и кейнсианская модели
Реферат Теория и практика пассивной пеленгации и ее нераскрытые возможности
Реферат The Pressures Of Patco Strikes And Stress
Реферат Сложение Древне Египетского искусства
Реферат Складывание централизованного государства
Реферат Мовознавчі інтереси І. Франка у Галичині
Реферат Проект участка химико-термической обработки
Реферат Специфика правового регулирования медиапространства российского сегмента сети Интернет
Реферат Виды облигаций и их основные характеристики
Реферат Henry Ii And Eleanor
Реферат «Православный храм как образное воплощение догматического учения Церкви»
Реферат Важнейшие механизмы развития патологических процессов и болезней
Реферат Характеристика функций свойств и требований к одежде различного вида и назначения