Оглавление
1. Профессиограмма воспитателя
2. Невербальное общение
Список использованной литературы
1. Профессиограммавоспитателя
История профессиивоспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнказанимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежностидля его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал отопасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом.Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствиипосле популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Социальная значимостьпрофессии в обществе: жизненная позиция человека, его характер, моральныепринципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокаякомпетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личностисамого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретаетособую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентированана формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иногогосударства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнкак труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для егодальнейшего развития.
Массовость и уникальностьпрофессии: Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственнойорганизацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняявсе предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошоразбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым сосновными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность,терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Риски профессии:Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми.Профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам, что ярко отражаетстатистика, однако досадным остаётся недостаток мужского воспитания к детямдошкольного и младшего школьного возрастов, причина которого кроется вневысокой материальной прибыли данной профессии.
Где получить профессию:Получить образование по специальности воспитатель возможно в педагогическихучилищах, а также педагогических или гуманитарных институтах.
Профессиограмма, с однойстороны, представляет нормативные требования профессии к разным видампрофессионального труда; с другой стороны, описывает профессиональнуюдеятельность, качества личности специалиста, необходимые для успешноговыполнения труда. Изучение и описание любой профессии ведётся с определённойцелью и подчинено этой цели. Профессиограмма может составляться с цельюобоснования учебных программ, направленных на подготовку кадров; оздоровлениягигиенических условий труда; в профориентационных целях, в целях отбора иподбора.
Профессиограмма – этодокумент, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определеннойпрофессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований кносителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковыйалгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Появление первыхпрофессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнестик началу ХХ века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда послеанализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочимпришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практикеуправления персоналом профессиограмма расценивается как документ, которыйнаряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подборурабочих особо важных профессий.
Профессиограммавоспитателя детского сада по сути является идеальной моделью его деятельности,определяющей основные функции управления, требования к личностным качествам,знаниям и умениям, необходимым для осуществления этих функций.
Воспитатель занимаетсяобразованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки,занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке,природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление,сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими иэстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождениедетей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимомдня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Работает в помещенияхдетского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории дляпрогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычновремя чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, посколькуна группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах,частных детских садах.
Специальность можнополучить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебычеловек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительнуюспециализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физическоговоспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка длядошкольников и т. д.
Воспитатель должен иметьзнания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности,оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организациидошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметьорганизовывать их познавательную деятельность.
Для успешного овладенияпрофессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым,тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми.Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности.Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошопоставленный голос, умение управлять коллективом.
Также необходимыстрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервнаясистема: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическиминагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоциональногонапряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психическиезаболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболеваниясердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха,хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.
Спрос на воспитателей нарынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройствоможет вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации — воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающихработников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднееспециальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем,умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы иповышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, заредкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.
Возможности длякарьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажаработы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение послужебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садомили стать чиновником органов управления образованием. Можно занятьсяпредпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающийцентр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечиваетстабильность).
На должность воспитателя дошкольногоучреждения назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное)образование либо среднее специальное педагогическое образование безпредъявления требований к стажу работы.
На должность воспитателядошкольного учреждения II квалификационной категории назначается лицо, имеющеевысшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическоеобразование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения неменее 2 лет.
На должность воспитателядошкольного учреждения I квалификационной категории назначается лицо, имеющеевысшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическоеобразование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения IIквалификационной категории не менее 3 лет.
На должность воспитателядошкольного учреждения высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющеевысшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальноепедагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учрежденияI квалификационной категории не менее 3 лет.
В своей деятельностивоспитатель дошкольного учреждения руководствуется:
· законодательнымии нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;
· методическимиматериалами, касающимися вопросов его деятельности;
· уставомучреждения;
· приказамируководителя учреждения (непосредственного руководителя);
· правилами инормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
· должностнойинструкцией.
Воспитатель дошкольногоучреждения должен знать:
· нормативныеправовые акты и другие программно-методические документы по вопросамдошкольного образования, правам ребенка;
· педагогику иметодику дошкольного воспитания;
· детскую, возрастную,педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
· основыдефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
· достиженияпедагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;
· правила охраныжизни и здоровья детей;
· основы доврачебнойпомощи;
· основы трудовогозаконодательства;
· правила и нормыохраны труда и пожарной безопасности.
Во время отсутствиявоспитателя дошкольного учреждения его обязанности выполняет в установленномпорядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за ихнадлежащее исполнение.
На воспитателядошкольного учреждения возлагаются следующие функции:
Планирование, организацияи проведение воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение охраны иукрепления здоровья детей.
Приобщение детей к национальнойкультуре и традициям.
Координация деятельностипомощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательногопроцесса.
Для выполнениявозложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:
Планировать,организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительнуюработу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей наоснове изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Организовывать выполнениедетьми режима дня.
Обеспечивать охрану иукрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
Осуществлять дифференцированныйподход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать еговысокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностныеотношения.
Способствовать созданию вгруппе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчестваи способностей воспитанников.
Приобщать детей кнациональной культуре, ее традициям.
Использовать в практикеновейшие научно-методические материалы в области воспитания.
Осуществлятьпедагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей,специалистами дошкольного учреждения и школы.
Координироватьдеятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единогообразовательного процесса.
Участвовать в работе педсоветов,общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.
Работать над повышениемсвоего профессионального и культурного уровня.
2. Невербальное общение
Общение играет оченьважную роль в нашей жизни. Общение — это, прежде всего процесс, которым мыпользуемся и ощущаем ежедневно.
Общение — обменсведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение– это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессеобщения между участниками коммуникации происходит обмен разного родаинформацией.
Параллельно со словамиидет обмен информацией и невербально. Имеется несколько способов обменаневербальной информацией:
· оптико-кинетическиеспособы передачи информации (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции,конвенциальные и идиосинкразические жесты.)
· паралингвистические(качество голоса, его диапазон, тональность, конвенциально-наполнениетембра-дрожь, приглушенность (подавленность произношения))
· экстралингвистические(паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи ( очень важно при подстройке))
· пространственно-временные(взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временныезадержки начала общения, внезапные жесты направленные на разрыв шаблонов)
Все перечисленное — этокомпоненты гораздо более древней сигнальной системы чем вербальная, язык тела,это язык мимики, жестов и телодвижений человека унаследованный нами в большойчасти от приматов.
Психологи утверждалираньше, что вербалика колеблется в пределах 15 %, теперь же говорят, что наневербальное общение подает 93% всей информации, и только 7 % на вербальное.
Словами можно передатьтолько фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов бываетнедостаточно. Пропадает эмоциональное наполнение фразы или полиэмоциональныйколорит и люди не уверены «- А сказал ли тот кто сказал именно то, что онсказал».
Знание невербальногоязыка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Такое общение, как правило,спонтанно, и проявляется бессознательно.
Невербальное общение – этонеречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальныйконтакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональноесодержание.
Язык невербальныхкомпонентов общения
· первичные языкиневербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых,пантомима, мимика и т.д.
· вторичные языкиневербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык — вид общения,когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая частьобщения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем спомощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пизутверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств(включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы(невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не чтоговориться, а как это говорится.
В невербальнойкоммуникации выделяют следующие типы:
· паралингвистика(наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон,интонация);
· кинесика (наука ожестах);
· мимика;
· окулесика (наукао языке глаз и визуальном поведении людей);
· проксемика (наукао пространстве коммуникации);
· гаптика (наука оязыке касаний и тактильной коммуникации);
· хронемика (наукао времени коммуникации);
· одорика (наука озапахах тела и используемой человеком косметики);
· аускультация(наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);
· гастика (наука ознаковых функциях пищи и напитков);
· системология(наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);
· актоника (наука опоступках как знаках);
· просодика(акцентуационно-ритмическое оформление речи — фразовое ударение,синтагматическое ударение, логическое ударение, отличие от словесногоударения);
· экстралингвистика(это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека:плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.).
Невербальное общение играетбольшую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в томчисле между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают,что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощьюсистемы невербалики.
Её составляют: тонголоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристикиневербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашеголица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, вашапоходка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки имотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во времябеседы, рукопожатия и объятия, поведение.
А так же действия:уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие.Мимика — подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личногопространства собеседника
С одной стороны, во времяобщения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственныедвижения, собственное поведение и мимику, с другой стороны — уметь считыватьинформацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому языкневербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном ирезультативном проведении переговоров, бесед.
Однако «считываниеинформации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бываетоднозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этомупроцессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их«считывания», также не приносят ничего хорошего.
В процессе общениянеобходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой иатмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первыесекунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одногослова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считыванияинформации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, вашобщий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общенияизменить будет весьма проблематично. Американские исследователи Л. Зунин и Н.Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которыхскладывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежутоквремени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, иосновой в этом будет как раз невербалика.
Первое — это необходимопоказывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность ксотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следуетобращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемыневербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным,не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.
При общении с собеседникомне следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению иагрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти,сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Ненадевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если вэтом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видяглаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, таккак значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человекначинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может бытьнарушена атмосфера прямого общения.
Основными невербальнымисредствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы,жесты-регуляторы, жесты адапторы.
Жесты-символы — оченьограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самымипростыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы — используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являютсяпростыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы — играютважную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жестыявляются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы — сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции ипроявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признакамипереживаний — нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Невербальное общениеиграет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными,в том числе между человеком и дрессированными животными.
Информация, посланнаяотправителем без использования слов как системы кодирования, образуетневербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнеевремя эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает вниманиеученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создаетсяневербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когдасловесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получательбольше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Список использованнойлитературы
1. Воеводина Н.А.,Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. – М.: Омега-Л,2010.
2. Данилова И.А.,Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. – М.:Окей-книга, 2010.
3. Коджаспирова Г.М.Педагогика. – М.: Гардарики, 2009.
4. Нэпп М., Холл Д. Невербальноеобщение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство поневербальному общению. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.
5. Оналбаева А.Т.Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарныхнаук. — 2007. — № 5. — С. 128-129.
6. Подласый И.П.Педагогика. – М.: Юрайт, 2009.
7. Ремизов А.А.,Таранин А.Б. Профессии XXI века. – М.: Октопус, 2009.