Профессиограммабиблиотекаря
Общаяхарактеристика
Библиотекарь – человек,который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное ипривычное для всех определение. Однако в настоящее время, когдаэлектронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельностичеловека, работа библиотекаря не ограничивается только выдачей книг. Можнопредположить, что должен знать подготовленный специалист, если на его обучениеуходит пять лет в высшем учебном заведении. Так что же сейчас представляетсобой эта профессия?
В первую очередьнеобходимо выяснить, для чего она вообще нужна. Компьютеры и Интернетпредоставляют сейчас просто неограниченные ресурсы по поиску необходимойинформации по всему свету. При желании, можно отыскать даже старые, вековойдавности летописи. Но не все согласятся, что читать даже с модного ЖК-монитораприятнее, чем держать в руках добротную книгу. Но иметь у себя все книгиневозможно. Таким образом, библиотека до сих пор предоставляет нам возможностипоиска информации в удобном для нас виде. А библиотекарь помогает ускорить этотпроцесс, быстро и точно определить параметры поиска, предоставит список похожейлитературы. В будущем, на мой взгляд, все это будет делаться не без помощибыстрых компьютеров, но человек всегда останется более компетентным и, чтосамое важное, приятным в общении. С компьютером же не поспоришь по поводупрочитанной книги, не обсудишь понравившиеся произведения.
Однако достаточно часторабота библиотекаря не ограничивается только привычными операциями. Часто этапрофессия оказывается, связана с музейной работой, с краеведческимиисследованиями. Именно поэтому предпочтительным стало принятие на работубиблиотекарей с высшим образованием, которое предоставляет, к примеру, Институткультуры. Среднее образование предоставляет лишь Могилевский библиографическийтехникум, выпускающий ежегодно группу в 25-30 человек. Особенно высшее образованиепонадобилось с появлением новой Национальной библиотеки. Но и маленькихрайонных библиотек тоже немало, что позволяет достаточно свободно найти работупо специальности. Естественно, Национальная библиотека несравнимо болееоснащена современными компьютерными технологиями, что требует умения имипользоваться. В районных библиотеках самым сложным техническим оборудованиемпока остается только ксерокс, который может освоить любой человек. Хотя видеале в каждой библиотеке должна быть компьютерная база данных, позволяющаянесравнимо быстрее отыскивать необходимые произведения, что ускорит выполняемуюработу. Читальные залы должны быть оснащены персональными компьютерами,позволяющими читателям самостоятельно оформлять информацию в электронном виде,а также принтерами и сканерами для вывода этой информации на любые носители. Необходимсайт, позволяющий читателям из любого места в любое время узнать, какаялитература присутствует в библиотеке. Библиотекари работают в две смены безперерыва, рабочая неделя шестидневная. Заработная плата библиотекаря с высшимобразованием составляет около полумиллиона белорусских рублей. Работабиблиотекаря также тесно связана с деятельностью социальных служб. Районныебиблиотеки обслуживают не только город и близлежащие села, но и удаленныедеревни, что требует деятельность выездных библиотекарей, ориентированных налюбую аудиторию. Также библиотекари работают с такими категориями населения,как пенсионеры и инвалиды, что требует выезд на дом.
Производственныеоперации и условия труда
Основные операции,выполняемые библиотекарем:
ü обслуживание читателей, оформление ивыдача литературы на дом;
ü организация выставок,культурно-просветительных мероприятий, кружков и клубов различной тематики;
ü создание и обслуживание электронныхкаталогов, Интернет-сайтов;
ü предоставление услуг сохранения ираспечатывания информации с электронных носителей;
ü заполнение необходимой документации,в том числе на получение новых книг;
По классификации Климовапрофессия библиотекаря относится к типу «человек — человек», «человек — знаковая система», в некоторой степени «человек – техника», с преобладаниемручного труда. По форме действия библиотекаря носят речевой и умственныйхарактер.
Выполняемые операциитребуют достаточно высокой скорости в обслуживании читателей, точности,корректности выполнения.
Условия трудапредставляют собой:
ü наличие рабочего места (стола, стула,компьютера) в помещении со стеллажами книг свободного доступа;
ü наличие отдельных помещений –книгохранилищ;
ü наличие залов для проведенияразличных мероприятий, читальных залов, оборудованных компьютерами.
Библиотечные залы должныбыть достаточно освещены лампами дневного света, окрашены в светлые пастельныетона, иметь хорошую звукоизоляцию от городского шума, не находиться на месте,под которым проходит подземный транспорт, создающий излишнюю вибрацию.Помещения проветриваемые, с кондиционерами или с большими окнами, имеющимижалюзи для снижения яркой солнечной освещенности в летний период. В библиотекедолжна присутствовать буфет, позволяющий не тратить слишком много времени наобеденный перерыв читателей.
Психограмма
Важными физиологическимикачествами, необходимыми библиотекарю, являются:
ü хорошая память, которая необходимадля запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений сцелью оценки и совета читателям;
ü достаточно быстрое чтение,позволяющее знать содержание как можно большего количества книг;
ü хорошее зрение;
ü быстрая скорость мышления и анализапоступающей информации, принятия решения;
К важным личностнымкачествам относятся:
ü усидчивость, умение сосредотачиватьсяна одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности (принепрерывном потоке посетителей);
ü умение быстро писать и печатать (приналичие компьютерного оснащения);
ü способность выдерживать длительнуюнагрузку (физическую и эмоциональную)
ü коммуникабельность, корректность поотношению ко всем читателям (вне зависимости от личной приязни/неприязни),вежливость, отзывчивость, способность отстоять собственное мнение без выступанияв споры и оскорблений, умение слушать и слышать людей, непредвзятость;
ü ответственность по отношению к людями выполняемой работе, пунктуальность, точность;
ü отсутствие эмоционального напряженияпри длительной монотонной деятельности (по оформлению документации) или вотсутствие субъектов общения.
ü эмоциональная уравновешенность –необходимый контроль за своими эмоциями, их проявлениями;
ü эстетическое чувство красоты,позволяющее наиболее привлекательно для читателей подать имеющуюся литературу;
ü интеллектуальная начитанность,обширные знания по всем областям, связанным с литературными произведениями,авторами;
К основнымпроизводственным ошибкам можно отнести неточное и неправильное обращение стехническим оборудованием, некорректное отношение к читателям, описки иопечатки в документации, неспособность быстро отыскать необходимую литературу.Эти ошибки могут быть обусловлены недостаточным уровнем профессиональнойподготовки, несоответствием личностных качеств выполняемой деятельности, рассеянностьювнимания, памяти, физиологическими и психологическими нагрузками. Чаще всегоони немотивированны и неосознанны (за исключением ошибок, касающихся общения сдругими людьми).
Таким образом, можносделать вывод, что наиболее важными качествами для библиотекаря являютсякоммуникативность, непредвзятость, самоконтроль, усидчивость, внимательность клюдям и ситуациям, умение работать с большими объемами информации. Все этикачества позволяют библиотекарю успешно заниматься выбранной деятельностью с пользойсебе и людям.