ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.ГЛАВА I. Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе.
ГЛАВА II. Теоретический анализ подачиинформации СМИ.1.1 Анализ способа и содержания подаваемой информации в телевизионныхновостях.
1.2 Особенностиразмещения в сетке вещания.
1.3 Смысловой ряд.
1.4 Создание событий.
1.5 Сокрытие событий.
1.6Анализ подаваемой информации
1.7 Псевдопроблемы.ГЛАВА III Практическая часть.Выводы.Список литературы.
Цель:
Анализ агрессивного ипросоциального поведения в телевизионных новостях.
Задачи:
1. Теоретический анализ подачиинформации СМИ.
2. Анализ агрессивного ипросоциального поведения в телевизионных новостях по результатам исследования.
Гипотеза:
Агрессивное поведение втелевизионных новостях преобладает над просоциальным поведением.
Введение
Наше общество сильнозависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способовизучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения сраспространенностью антисоциального поведения является изучение освещенияэтого поведения в программах новостей.
Никакие средства общения в прошлом нипо оперативности сообщений, ни по широте охвата аудитории не могут идти ни вкакое сравнение с современными средствами массового воздействия, возможностикоторых неизмеримо продолжают возрастать. Огромные возможности влияния наширокие слои народа возникли благодаря средствам массовых коммуникаций, прогрессусовременной техники.
Пресса, радио, кино, телевидение,реклама воздействуют на самые разнообразные слои населения; эту возросшуютехническую мощь средств информации использует как определенный каналуправления обществом, манипуляции сознанием и поведением. Подача дажеодинаковой по содержанию информации может быть различной по характеру, по тому,как её преподносит, ориентируясь на запросы своей аудитории, конкретное изданиеили компания. Среди такого огромного количества источников информации, котороесуществует в наше время, очень трудно найти два абсолютно одинаковых взгляда налюбую проблему. Средства массовой информации освещают множество проблем, икаждый канал преподносит информацию по-своему.
На современном этапе развитияобщества актуальна проблема антисоциального и просоциального поведения людей.Проанализировать какое поведение в обществе превалирует, возможно только спомощью средств массовой информации, которое информируют общество опроисходящих событиях по всему миру. Оптимальный вариант – это телевизионныепрограммы новостей, в которых коротко и по существу излагается сутьпроисходящего.
Рассмотрим телевизионные программыновостей, которые транслируются несколько раз в течении дня по несколькимтелевизионным каналам и проведем контент — анализ на тему «Какого поведения вобществе больше — просоциального или антисоциального?».
ГЛАВА I. Просоциальное иантисоциальное поведение в обществе.
Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка,обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) —поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп.Противоположно антисоциальному поведению.
Под оказанием помощи,альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любыенаправленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьмамногообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачисолонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное илибедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни.Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему:внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своихжеланий и планов, самопожертвование. Некоторые психологи считают, что за такимповедением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма ( иногда — мотивом помощи, иногда — заботы о людях ). Вот как определил этот важныйчеловеческий мотив Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своихработах. Данный мотив проявляется в том, чтобы «высказывать сочувствие иудовлетворять потребности беспомощного
Просоциальное, поведение можноопределить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и безнадежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большейстепени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучиютого, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о другихлюдях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека,без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.
Антисоциальное поведение — тип поведения, характеризующийсяотрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе. Антисоциальноеповедение — вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людейили в частых конфликтах с другими людьми или социальными институтами, актантисоциального, отклоняющегося от нормы поведения, посягающий на общественныеотношения, охраняемые уголовным законом.
ГЛАВА II. Теоретический анализ подачи информации СМИ.
1.1 Анализспособа и содержания подаваемой информации в телевизионных новостях.
Для того чтобы правильнораспознать действительно антисоциальное и просоциальное поведение, необходимоучитывать ряд факторов и способов подачи материала в телевизионных выпускахновостей. Эти факторы могут оказывать непосредственное влияние на восприятиеличностью новостей и отнесение их в сознании как к группе просоциальных, так ик группе антисоциальных новостей.
Внимательно посмотрев нателевизионную программу новостей, можно сделать определенные выводы. А именно:
1.2 Особенности размещения в сеткевещания.
Наше восприятие новостей зависит отособенностей размещения сериалов в сетке вещания (при условии их просмотра). Последниенастраивают человека на преобладание определенного типа восприятия. Какправило, это некритичная, пассивная позиция стороннего наблюдателя. И так изодня в день, подобный способ восприятия входит в привычку. Зритель следит засудьбой героев, интересуется ими, не связывая их проблемы непосредственно ссобой — не анализирует обстановку, а просто «отдыхает». Не исключено, чтоименно такое восприятие будет преобладать и при просмотре вечерних новостей.Человек просто не успеет перестроить мышление. К тому же, сериалы, идущие послепрограммы «Время», мотивируют его не менять данной установки, и новости отчастивоспринимаются как информация между фильмами до 22.00 и фильмами после 22.00.
1.3 Выпуски новостей построены попринципу «Смыслового ряда».
Смысловой ряд — это группа новостей,объединенная единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая, по мнениюредактора, будет оценена зрителем, как «положительная» или как «отрицательная»,подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природный бедствияхзачастую идут подряд, не перемешиваясь с «хорошими» новостями и наоборот.
Негативные смысловые ряды — это, какправило, два, три репортажа, следующие один за другим, и повествующие оболезнях и террористических актах и т.д. Сведения, оцениваемые как нейтральныеили позитивные, напротив, образуют «позитивные смысловые ряды».
Секрет влияния смысловых рядов прост.Зритель, свыкшийся с чередованием блоков «плохой» и «хорошей» информации, припервом же негативном репортаже, будет готов к продолжению смыслового ряда. Этозначит: ему известно, что если показали одну «плохую» новость, за ней последуетеще несколько таких же. Как правило, данный ряд новостей человек воспринимаеткак нежелательный и неприятный. И это не удивительно, кого могут обрадоватьпогибшие дети или вид разрушенных домов? Прием манипуляции заключается в том,чтобы включить в блок отрицательных новостей нейтральную информацию сцелью придания ей негативного подтекста за счет общего негативного оттенкасмыслового ряда. Как правило, включают лишь один небольшой репортаж,чтобы эффект от просмотра негативного смыслового ряда не исчезал.
1.4 Создание событий.
Так, при описании относительнобезопасного, рядового происшествия используются преувеличения, военныетермины. В выпуске новостей о снегопадах в Европе, была использована фраза«Снежный плен».
Новости о ситуации вокруг куриногогриппа: «Гонконг перешел на осадное положение». Стоит отметить, что всетелеведущие именовали куриный грипп эпидемией, пренебрегая медицинскимикритериями последней (2% больных от здорового населения). На день выпускановостей, больных по всему миру насчитывалось не более 16 человек. Логичнеебыло бы сказать, что: «в ряде стран выявлены единичные случаи куриного гриппа».На телевидении, напротив, пытались преувеличить масштабы заболевания, объявитьего массовым и вызвать у людей тревогу. «Куриный грипп захватывает все новыестраны…».
Применение медицинской терминологиидопускается и в репортажах о проблемах ЖКХ, что несколько преувеличивает ихзначимость. «Владивосток… Незаконные врезки в батареи приобрели характерэпидемии».
1.5.«Сокрытиесобытий».
Этот прием заключается в подаченегативной информации посредством ее позитивной интерпретации. Это своеобразныйспособ «смягчения» новостей. Например, дело об дезертировавших новобранцах освещалосьна ОРТ примерно в следующем ключе. «По делу о дезертировавших новобранцахбудет допрошен генерал». «Генеральная прокуратура привлекла военных по делу о дезертировавшихновобранцах» Во всех этих случаях происходило смещение акцентов. В центр вниманиявыводилась не проблема новобранцев, а активная работа правоохранительныхорганов в связи с этим. И та новость и не та.
Еще «сокрытие событий» можетосуществляться с помощью определенной расстановки сообщений. К примеру, разборзавалов в рухнувшем доме, предварялся кадрами катастрофы в Иране. Безусловно,на фоне трагической аварии, завалы выглядели уже не так драматично.
1.6. Анализ подаваемой информации
Информация, подаваемая некоторыми журналистами,особенно в коротких выпусках, отличается повышенным содержанием новостей высокойстепени интенсивности. Подобный тип новостей привлекает внимание телезрителя,поскольку событие, полное драматизма, борьбы интересов и даже насилия, чащеинтересует простого человека, чем репортажи с фондовых рынков. В этом смысленовости привлекают к себе больше внимания.
1.7 Псевдопроблемы.
Псевдопроблемы — это виртуальные,мнимые проблемы, о которых утверждается как о реальных. «Создание проблемы —это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем илииным событиям». Эти события, на самом деле, несущественны и отвлекают человекаот осмысления более актуальных вопросов. В репортажах, освещающих такиепроблемы, как правило, говорится об угрозе чего-либо. Это может быть угрозаснегопада, схода лавины — того, что еще не случилось, но вот-вот будто быпроизойдет. При этом зрителю предлагается видеоряд уже бушующего снегопада илипоследствий схода лавины.
Здесь приведены лишь некоторыемоменты, влияющие на восприятие личностью новостей. Проведем контент-анализвыпусков новостей в течении 7 дней на 3 телевизионных каналах.
ГлаваIII Практическаячасть.
Контент-анализагрессивного и просоциального поведения в телевизионных новостях
Данные контент-анализа телевизионныхпрограмм новостей с 23 по 30 октября 2007 года (1 неделя).
За указанный период 3 общероссийскихканала: ОРТ, РТР и НТВ, продемонстрировали 93 выпуска программ новостей. Есливзять это число за 100%, то доли телеканалов будут следующими:
· ОРТ – 34,4% (всреднем 5 программ за день)
· РТ Р – 27,9% (всреднем 4 программы за день)
· НТВ – 37,6% (всреднем 5 программ за день)
В день анализировалось по 3 выпуска программ новостей накаждом из 3 каналов. Всего 9 выпусков новостей в день, 63 выпуска в неделю.
В день:
ОРТ 3 выпуска по 20 — 30 минут «Новости»;
РТР 3 выпуска по 10 — 20 минут «Вести»;
НТВ 3 выпуска по 20 — 35 минут «Сегодня».
Использовался метод непосредственногонаблюдения.
Классификатор контент-анализа
Категории анализа
Единицы анализа Нейтральные новости Прогноз погоды, новости спорта, политические новости, биржевые отчеты, сообщения о новых законах или ценах на продуты питания, сообщения производственного характера, исторические сообщения, приметы и тому подобное. Просоциальные новости Благотворительный бал, сбор игрушек для детей, добрые поступки, оказание помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах, мода, аукционы, биографические и бытовые зарисовки. Антисоциальные новости Теракт, войны, убийства, изнасилования, акты вандализма, словесные нападки, разрушения, уничтожения, пожары, ущерб, заболевания.
Таблица БЛАНКДень недели Характер сообщаемой информации Канал центрального телевидения ОРТ Канал центрального телевидения РТР Канал центрального телевидения НТВ 1 День недели Нейтральные 65 23 63 Просоциальные 84 21 64 Антисоциальные 104 41 19 2 День недели Нейтральные 61 102 168 Просоциальные 84 20 105 Антисоциальные 148 127 41 3 День недели Нейтральные 61 87 101 Просоциальные 61 42 42 Антисоциальные 21 126 44 4 День недели Нейтральные 106 102 169 Просоциальные 85 42 43 Антисоциальные 107 63 63 5 День недели Нейтральные 102 21 149 Просоциальные 19 41 84 Антисоциальные 84 22 63 6 День недели Нейтральные 39 83 168 Просоциальные 63 19 40 Антисоциальные 23 44 41 7 День недели Нейтральные 168 106 147 Просоциальные 21 43 63 Антисоциальные 46 84 21
Итого: просоциальных событий: 1086, то есть24%;
антисоциальных событий: 1332, тоесть 30%;
нейтральной информации: 2091,то есть 46%.
Из них на долю каждого каналаприходится:
просоциальных новостей – ОРТ – 417,то есть 38,3%;
РТР – 228, то есть 20,9 %;
НТВ – 441, то есть 40,6 %;
антисоциальных новостей – ОРТ – 533,то есть 40%;
РТР – 507, то есть 38 %;
НТВ – 292, то есть 22 %;
нейтральных сообщений – ОРТ – 602,то есть 28,7%;
РТР – 524, то есть 25 %;
НТВ – 965, то есть 46,3 %;
Вывод:
Из полученных результатов видно, что сообщениянейтрального характера, в общем, на телеканалах транслируют в 2 раза чаще, чем антисоциальных и просоциальных. Антисоциальных новостей освещается на 6 %больше, чем просоциальных. На каждом канале соотношение просоциального иантисоциального характера сообщений различается.
Канал ОРТ показывает просоциальныхновостей — 38,3%; антисоциальных - 40%; нейтральных 28,7%;
Канал РТР показывает просоциальныхновостей – 20,9%; антисоциальных - 38%; нейтральных 25%;
Канал НТВ показывает просоциальныхновостей – 40,6%; антисоциальных - 22%; нейтральных 46,3%.
То есть каналы ОРТ и РТР показываютбольше антисоциальных новостей, а канал НТВ больше нейтральных.
Итак: гипотеза, что агрессивноеповедение в телевизионных новостях преобладает над просоциальным поведениемподтвердилась. Но по результатам исследования видно, что антисоциальноепреобладает над просоциальным всего на 6%.
Сообщения о просоциальныхновостях освещены реже, чем они происходят в реальной жизни, так какжурналистам необходимо держать зрителей в напряжении и подогревать их интересшокирующими известиями.
Литература
1. Архив рассылки Центраэкстремальной журналистики.(Интернет-ресурс)
2. Харрис. Психологиямассовых коммуникаций.(Интернет-ресурс)
3. Артемий Котов. Речевоевоздействие. (Интернет-ресурс)
4. Энциклопедия методовпропаганды// Под ред. Виктора Сороченко. (Интернет-ресурс)
5. Харрис. Психологиямассовых коммуникаций. (Интернет-ресурс)
6. Кара-Мурза С. Манипуляциясознанием. — «Орияны». Киев, 2000
7. Энциклопедия методовпропаганды// Под ред. Виктора Сороченко. (Интернет-ресурс)
8. Социологический энциклопедическийсловарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов.-М., 1998