Реферат по предмету "Психология"


Проблемы детско-родительских отношений

/>Содержание
Введение
1. Типы конфликтных семей
2. Детско-родительские отношения в структуре семейныхотношений
3. Проблемы взаимоотношений междуродителями и детьми: конфликт взаимоотношений или сложности взаимноговосприятия
4. Типология стилей детско-родительских отношений
5. Психокоррекционная работа в сфере детско-родительскихотношений
Заключение
Список литературы
/>Введение
Детско-родительские отношенияявляются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющейформирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано своспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являютсявнутренней (ориентировочной) основой воспитания.
Роль семьи в формированииуникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стильсемейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями,установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятияребенка родителем и способов поведения с ним — является значительным факторомразвития личности ребенка.
Семья может выступать в качествекак положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительноевоздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близкихдля него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, неотносится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Ивместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанестистолько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Авторы, занимающиеся этойпроблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова,О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опытувоспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям иэмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вопросы семейного воспитания ивлияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамкахпсихолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).
Вместе с тем, несмотря на то,что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробнорассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формированиеличности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влияниивоспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементыличности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловыхобразований личности.
Детско-родительские отношенияразными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами,которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем,практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создаетдвойственность или поляризацию родительских отношений.
Проблематика детско-родительскихотношений остается неизменно острой на протяжении всего развитияпсихологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем являетсяпервым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется иформирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются изпоколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культуравзаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникаютсоциальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье,и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность обществаопределяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, илипозиции — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Средиотечественных психологов наиболее систематическое экспериментальноеисследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которыепонимали под родительскими установками «систему, или совокупностьродительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителеми способов поведения с ним» [3]. Под родительским стилем подразумеваютсяустановки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с даннымребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качественаиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные,когнитивные и деятельностные его аспекты.
Цель — выявить конфликты в сфередетско-родительских отношений.
Задачи:
изучить типы конфликтных семей;
выявить детско-родительскиеотношения в структуре семейных отношений;
рассмотреть проблемывзаимоотношений;
выявить типы стилейдетско-родительских отношений;
разработать рекомендации коррекциидетско-родительских отношений.
/>1. Типы конфликтныхсемей
Приведем типы неблагополучныхсемей, определенных С. Минухиным и основные факторы, которые оказывают на нихвлияние.
Семья «па-де-де» (отфранц. pas de deux — танецвдвоем, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, собедненной структурой ролей и высокой зависимостью друг от друга. В такой семьеменьше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаимоотношений; отношениямежду супругами слишком близкие, что ограничивает свободу действий членов семьи.Помимо общих трудностей в данных семьях существуют сложности, связанные сдепривацией значимых потребностей человека.
Семья типа «аккордеон»,или дистантная семья, — семья, в которой один из членов подолгу отсутствуетиз-за специфики своей профессии. Название данного типа семьи также связано сграфическим изображением ее структуры. Трудности такой семьи связаны снарушением нормального функционирования супружеской подсистемы. Сами супруги,как правило, испытывают депривацию потребностей в интимности, поддержке, защитеи нередко живут «в режиме ожидания» в течение нескольких месяцев. Такиесупружеские отношения могут быть формой скрытого развода.
Флуктуирующие (неустойчивые) семьи- семьи, часто меняющие место проживания. Непостоянство касается социальнойсреды. Даже при переездах внутри одной страны у членов семей разрываютсясформировавшиеся значимые отношения с соседями, друзьями. Изменяется привычнаяинфраструктура, ландшафт, география среды; члены семьи переживают состояниемиграционного стресса. Состояние улучшится, когда начнут формироваться новыевзаимоотношения, но к этому должны быть осознанно приложены определенные усилия.
В своей типологии неблагополучныхсемей С. Минухин выделяет также семьи с приемным ребенком и приемнымиродителями, но на них мы останавливаться не будем.
В основу классификации типовдолжны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенкародителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность кребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая всесуществующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова,к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь — контроль. Первая осьвыражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку ито, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие — этоуважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношениек его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность,неприятие — это неуважительное отношение к ребенку, жестокость,пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия — контроль) описываеттипы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты — полнаяавтономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль,предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякойинициативы и самодеятельности ребенка.
Подробная классификациянеадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетнихисследованиях, дана А.Е. Личко. Выделены следующие десять типов семейноговоспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующаягиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокоеотношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание ивоспитание вне семьи.
Таким образом, существуетдостаточно обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилейвоспитания, а также их следствий — формирования индивидуальныххарактерологических особенностей ребенка в рамках нормального илиотклоняющегося поведения. Можно встретить также описание и неблагоприятных,патологически заостренных характерологических черт личности родителей,приводящих к тому или иному нарушению в воспитании.
Однако эта изначально позитивнаядля развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативнымфактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучившийродительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствымк переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, аиногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т.д., что негативновлияет на адаптацию в дошкольном учреждении или в школе.
Выросший же в атмосферечрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек раноразвивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности,зазнайства, лицемерия и т.д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.
Если в семье нет должнойгармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственнойатмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательныхпроявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитиеребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным факторомформирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозитдезадаптацией ребенка [6].
Можно выделить несколько типовсемей с искаженными эмоциональными связями:
«Традиционные» семьи — в таких семьях все должно быть «как у людей». Члены семьи отдают всесилы на создание внешнего имиджа благополучной и обеспеченной семьи. Такаясемья держится на рациональных основах.
«Эмоционально-отверженные»семьи — здесь прямое межличностное общение и всякие контакты отсутствуют, ихзаменяют заочные яростные нападки и обвинения.
Семьи «рабочих» — члены семьи все время отдают работе и своей собственной самореализации внесемьи, не контактируя друг с другом днями, неделями, а то и месяцами. Дети втаких семьях предоставлены на попечение интернатов, приходящих нянь, бабушек идедушек и т.д.
Семьи с симбиотическими связями,в которые вошел новый член семьи, претендующий на первенство вовзаимоотношениях.
Семьи с неполным родительскимкланом, где родитель пытается добиться самореализации в лице собственногоребенка любой ценой.
 2. Детско-родительские отношения в структуресемейных отношений
Успешная совместная жизньсупругов требует особых способностей от каждого его участника. Уже отмечалось,что любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений,минимума «согласия». В браке, как и в любой другой малой социальнойгруппе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назватькооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому личность,которая включена в нее, должна иметь определенные способности, навыки, умения.
Способность к кооперации исотрудничеству с другими людьми всегда предполагает понимание своей роли всовместной деятельности, принятие определенных обязательств и их выполнение. Важно,чтобы сотрудничество с другими людьми было наиболее эффективным, рациональным,продуктивным. Очень часто от этого зависят успехи и достижения.
Каждому хочется добитьсямаксимального единства взглядов и эмоционального настроя с другими людьми. Обычно,когда говорят о способностях, то очень часто (если не всегда!) понимают их какспособности профессиональные (музыкальные, художественные, технические и т.д. ит.п.). В данном же случае необходимо говорить о способностях особого рода,которые обнаруживаются в общении, взаимодействии, сотрудничестве с другимилюдьми.
Брачные партнеры, как правило,действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими. Частосупруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда всемье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается системавзаимодействия и сотрудничества.
Естественно, что поступки мужа ижены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждыйиз супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или женыорганизуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер.
Совместная жизнь требует откаждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрениятого, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведениедругого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будетреакция другого партнера на те или иные поступки или действия.
Семья — это феномен, неизменносвязанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями. Одиниз путей логического осмысления феномена семьи — поиск его структуры, некихпостоянных составляющих, которые претерпевают изменения на протяженииисторического времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями вфеномене семьи, согласно С.И. Голоду, являются супружеские идетско-родительские отношения.
В семьях, члены которых испытываютпо отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственноемежличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе такихотношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению кданному члену семьи, которая вуализируется внешней холодностью и сопровождаетсяобидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи,которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца.Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но, не решаясь признать в себеэто чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления начленов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь такимобразом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом,переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимымоказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в такихотношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взятьна себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, чтотретья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли«козла отпущения» и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.
Истоки таких взаимоотношенийлежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи (эмоциональнаяили физическая травма в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисныесостояния членов семьи, симбиотические связи в семье и т.д.). Страх передпеременами в семье, новых взаимоотношений, страх быть отвергнутым снова илипотерять то, что осталось (даже если отношения не устраивают, но являютсяпривычными и стабильными) мешает членам семьи откровенно признаться в своихчувствах друг другу или сделать решительный шаг, чтобы переломить ситуацию.
 3. Проблемы взаимоотношений между родителями идетьми: конфликт взаимоотношений или сложности взаимного восприятия
Большинство авторов выделяюттакие параметры взаимодействия родителя с ребенком:
автономия — контроль (Е.С. Шеффер,Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц);
отвержение — принятие (А. Роэ, М.Сегельман, А. И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга);
требовательность (Е.Е. Маккоби,О. Коннер, П. Слатер);
степень эмоциональной близости,привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас);
строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер);
непоследовательность — последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).
Причина конфликта является темпунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделитьследующие типы причин.
1. Наличие противоположныхориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный наборценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Всеони различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворениюпотребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколькоиндивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят всоприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.
Конфликты по причинепротивоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острыеконфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятииситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположныеориентации, могут протекать в сферах экономических, политических,социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Идеологическаяпричина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которыеоправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования иосновополагающие мировоззрения у различных групп общества.
3. Причины конфликта,заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этоттип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей междуиндивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существуетповсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства,которая расценивается как весьма значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие вотношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются врезультате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе,организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине можетбыть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельнымиэлементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием тогоили иного структурного элемента занять более высокое место в иерархическойструктуре.
Любая из перечисленных причинможет послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличииопределенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт,чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимосуществования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенныеусловия, служащие питательной средой для конфликта.
Общее между потребностями иинтересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениямилюдей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическоеповедение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладаниетеми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируютжизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — это те стимулыдействия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственныйпредмет социального интереса — это не само благо как таковое, а те позициииндивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этогоблага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы в определенномсмысле более конфликтогенны, чем потребности.
Как в повседневной речи, так и втеоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальнымположением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей,предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положениеочерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.
Именно конфликты потребностей иинтересов являются «камнем преткновения» между ребенком и взрослым.
Ребенок — это существо, которое всегда находится во властинепосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. Начинаялет с трех, возникают различные конфликты между ребенком и родителями. Вкризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут бытьконфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящиймомент, он может разломать их со злости, происходит изменениеаффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность иактивность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» иокружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношенияребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.
 4. Типология стилей детско-родительских отношений
На всех этапах развития ребенкав семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейнойсреды, в том числе стиль семейного воспитания. Он может оказывать как оздоровляющеевоздействие на воспитательную функцию семьи, так и дестабилизирующеевоздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
Психологи выделяют типичныенарушения правил семейного воспитания:
1) Потворствующая гиперпротекция.Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальномуудовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление «поглотить»ребенка, защитить его ото всех трудностей, потакание всем его прихотям. Приподобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера,болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делаетего неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.
При таком стиле воспитания можетпроявляться неадекватность вместе с завышенной самооценкой. Это происходит всемье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенокпривыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко,система требования очень мягкая.
Второй вариант — демонстративность — особенность личности, связанной с повышенной потребностью вуспехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычностановится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семьезаброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказываетсядостаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированнойпотребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослымпредъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такойребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучшепусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых — обходиться без нотацийи назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращатьвнимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом отзапланированного похода в цирк) [4]. Это значительно труднее для взрослого, чембережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокойтревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то длядемонстративного ребенка — недостаток похвалы.
По Гарбузову, такая семьяназывается детоцентрической [5]. Воздействие в ней осуществляется, как правило,снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка ивзрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственнойзначимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением запределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир каквраждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебнойдезадаптации ребенка после поступления в школу.
2) Доминирующая гиперпротекция. Ребеноктакже в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленныеограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитанияявляется формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость отокружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определеннымправилам и излишняя уступчивость.
По Гарбузову, это воспитание потипу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальныхособенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивнымнавязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания Аможет сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством [5].
По М.И. Лисиной, дети сзаниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними незанимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают,иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительныхдостижений в дальнейшей жизни" [9].
По Э. Арутюнянц, итогомсоциализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в«вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этихсемей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности вформировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении,действуют исходя из представления о должном.
Дети, у которых заниженасамооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постояннопорицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует,что он не соответствует требованиям родителей.
Дети с низким уровнем притязанийи низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Онине ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своихвозможностях [1].
Личностной особенностью в этомвозрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивостьпри постоянном недовольстве со стороны родителей.
Из-за нарастания тревожности исвязанной с ней низкой самооценки снижаются достижения, закрепляется неуспех. Неуверенностьв себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следоватьуказаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявитьинициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающейпродуктивностью работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этихвопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получаетсязамкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются наего деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующуюреакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливаетсложившиеся у ребенка особенности [10]. Разорвать этот круг можно, изменивустановки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание намалейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижаютуровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению заданий.
3) Эмоциональное отвержениеребенка. Воспитание по типу «золушки», чрезмерное реагирование состороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностейребенка. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам.
При таком варианте возможен«уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детейдемонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильнуюпотребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своейтревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением,стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность вовнимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, чтозатрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активностидетей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поискахпутей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция ихразвития [8].
4) Гипертрофированная моральнаяответственность родителей за ребенка перед окружающими. Высокие требования,недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое использование наказаний. Утаких родителей ребенок всегда не прав. Поэтому у него появляетсянерешительность в общении со сверстниками, склонность к ссорам, самоагрессия,гипертрофированное чувство вины.
5) Гипопротекция. Ребенокпредоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому,для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.
В семьях, где растут дети свысокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (егоинтересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточнойтребовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят,когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательноочень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходныйуровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности иотношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой ипрестижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущемстоль же оптимистичны.
Методы воспитания у матерей иотцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что удетей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, неформируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегаютчего-то нового, неожиданного, неизвестного — из страха, что при столкновении сэтим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них невыработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а всложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постояннымнедовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегкосправиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзой у них, какправило, мало или вообще нет [2].
Помимо этого выделяются такжеследующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женскихкачеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширениесферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительскихчувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта междусупругами в сферу воспитания [7].
Известны другие типологии родительскогоотношения. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитарное родительское отношение,«маленький неудачник», симбиотическое родительское отношение,симбиотически-авторитарное родительское отношение [3].
Адекватность родительскойпозиции может быть определена, как, умение родителей видеть и пониматьиндивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном миреизменения.
Гибкость родительской позициирассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу еговзросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкаяродительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии сизменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
В дисгармоничных семьях, там,где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливовыявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделеннымпоказателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости,становятся неизменчивыми и непрогностичными. Существует попытка описатьвоспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяетсякак некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, каксочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослымичленами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительскиепозиции утрачивают гибкость и адекватность.
К наиболее типичным относятчетыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель»,«бэби».
«Козел отпущения». Этадетская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходятна ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом делеони испытывают друг к другу.
«Любимчик». Онавозникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональныйвакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью кнему.
«Бэби». В этой ролиребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, емураз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего независит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенокв такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшееместо в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Родительская позиция — это некоецелостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельностиродителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именнородительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, преждевсего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационнымитенденциями.
 5. Психокоррекционная работа в сфередетско-родительских отношений
Важнейшим фактором, влияющим наформирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношенияродителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя впланах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельностиребенка, вера в успешность ребенка.
Для достижения воспитательныхцелей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряюти наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумногоприменения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать болееуспешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникаетнужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания повозможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказаниедолжно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызватьу ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае,если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическоевоздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действоватьсилой, когда его что-то не устроит.
По Э. Арутюнянц, такая семьяявляется демократической [6]. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие,автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалогравных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимныеинтересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогомтакого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей,гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе иответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности,адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем уэтих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Ониплохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу(т.е. практически ко всем социальным институтам)".
Родителям нужно стремитьсяразвивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность,базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков всебе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпениюи мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разныхполов, возрастов и интересов.
В процессе работы с родителяминеобходимо формировать у них адекватные представления о личности ипсихофизических возможностях ребенка. Правильно организованная системапсихокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа,анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройкеотношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом,помогает редукции их негативных переживаний. Необходима такжепсихотерапевтическая работа с родителями.
Основной метод групповойкоррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг,осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок»не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельнаяработа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическимиэффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку,выработка более адекватного представления о детских возможностях ипотребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивнаяреорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получениеродителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком,динамике его поведения в группе.
Программа занятий с родителямиможет быть следующей.
А. Представление родителями накруге общения (первое занятие) себя и своих трудностей (проблем), запросов ицелей участия в группе. Разъяснение задач родительских групп психологом.
Б. Обсуждение тем (напоследующих занятиях):
Мы и наши родители. Семейныелинии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
Роль родительских ожиданий. Чтоони могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятсястрахами наших детей?
Что родители должны дать детям ичто дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении?Каковы нравственные основы родительства?
Как сложилась бы у нас жизнь,если бы у нас не было детей? Как ребенок может мешать нам жить? Противоречивостьнаших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
Наши конфликты с детьми (включаетсяэлемент проигрывания ролей).
В. Дальнейшие темы возникали изобсуждения материалов проигрывания:
Стереотипные взаимодействия с детьмии их выявление.
Привнесение добавочногонеадекватного аффекта в общение с детьми.
Эмоциональные «счета» ребенку.
Как мы наказываем детей? Какнаказывать детей? Роль ярлыков.
Г. Следующие темы складываютсяпод влиянием сведений детей.
На какие сигналы и стимулыреагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновенийв общении.
Какими нас видят наши дети? Обсуждениерисунков «Родители в виде несуществующего животного».
Семья, как ее видят дети. Обсуждениеигры «Семейный портрет».
Оказывая помощь семье в трудныепериоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причинконфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменитьотношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работысемейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендацииспециалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи испособствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия уодного или нескольких ее членов.
/>Заключение
Психологи сделали вывод, чтоодна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна взависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а вдальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видамидеятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же местовоспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждогородителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому родителям,которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно,необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, санализа особенностей своей собственной личности.
Специфика семейного воспитанияимеет следующие особенности:
эмоциональный характер семейноговоспитания, который основывается на родственных чувствах;
воспитательные воздействияродителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразныхжизненных ситуациях, что обеспечивает глубину влияния на ребенка;
именно семья рождает у ребенкачувство защищенности, любви, принятия;
в семье действуютпсихологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание ихарактер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическиммеханизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию;
семья представляет собойразновозрастную социальную группу, в которой ребенок учится восприниматьразличные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений,различные идеалы, точки зрения, убеждения.
Семейное воспитание имеет такжеширокий временной диапазон воздействия.
Могут быть выделены 4 тактикивоспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиесяи предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат (систематическоеподавление одними членами семейства инициативы и чувства собственногодостоинства у других его членов);
опека (сверхудовлетворениепотребностей ребенка и ограждение его от любых трудностей);
невмешательство (признаниевозможности и даже целесообразности независимого существования взрослых отдетей)
сотрудничество (опосредствованностьмежличностных отношений в семье общими целями и задачами совместнойдеятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями)
Семья оказывает ключевую роль наразвитие личности ребенка, и при наличии определенных «декомпенсированных»стилей воспитания возникает плацдарм для возникновения и прогрессирования такихсостояний личности как тревожность, демонстративность, уход от реальности,эгоцентризм и т.д.
В семьях детей с высокойтревожностью и низкой адаптированностью наиболее выражены авторитарность,недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельностиребенка. В семьях детей с низкой тревожностью и высоким уровнемадаптированности напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности исамостоятельности ребенка.
/>Список литературы
1.        Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М.: Норма, 2003. — 324с.
2.        Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. — М.: Просвещение, 1983. — 188с.
3.        Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 358с.
4.        Владин В.З. Гармония семейных отношений. — Алматы, 2007. — 282с.
5.        Гарбузов В.И. От младенца до подростка — М.: Проспект, 2006. — 196с.
6.        Дружинин В.И. Психология семьи. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 295с.
7.        Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания — М.: Проспект, 2006. — 354с.
8.        Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. — Тверь: ЭКО,2008. — 481с.
9.        Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: ЭКСМО,2006. — 215с.
10.     Рахимов А.З. Психология семьи. — Уфа, 2007. — 342с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.