Реферат по предмету "Психология"


Проблемы взаимоотношений полов и детства. Сравнительный анализ китайской и японской культур

Министерствообразования и науки РФ
Гуманитарныйуниверситет
г. Екатеринбург

Факультет социальнойпсихологии
Специальность«Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучения заочная
Курс 1 (2006 г.н.)сокращенное
Ф.И.О. студента  Ичетовкина Виктория Сергеевна

Дисциплина
Культурная антропология
Контрольная работа
 
Тема: «Проблемывзаимоотношений полов и  детства.
Сравнительный анализкитайской и японской культур»
 
Преподаватель:Мясникова Л.А.
Дата сдачи:
Результат к/р
Дата возврата

Екатеринбург2007

Содержание:
 
Часть 1. Проблемы взаимоотношений полов и  детства
Часть 2. Сравнительный анализ китайской и японской культур
Источники информации

Проблемы взаимоотношений полов и  детства
При описании характера взаимоотношений между ребенком и его родителяминеобходимо также принимать во внимание тот тип общества, в котором развиваетсяребенок.
Описывая взросление на Самоа, известный американский антрополог М.Мидотмечала, что система социальных отношений на Самоа была построена такимобразом, чтобы по возможности избегать конфликтов и соперничества, поэтомуглавное требование к поведению состояло в том, чтобы не вызывать ненависти инеодобрения у своих ровесников или старших. Как писала М.Мид: «Здесь никтоне спешит в жизни и никого не наказывают за отставание. Наоборот, здесьсдерживают одаренных, развитых не по возрасту, чтобы самые медленные моглисравняться с ними. И в личных отношениях самоанцев мы не видим сильныхпривязанностей…. С первого месяца своей жизни ребенок, передаваемый из однихслучайных женских рук в другие, усваивает урок: не привязывайся очень сильно кодному человеку, не связывай очень больших ожиданий ни с одним изродственников».
Такой результат воспитания обусловлен тем, что детей на Самоа«воспитывает не отдельное лицо, а армия родственников, воспитывает всоответствии с общепринятыми стандартами, и личность их родителей очень слабосказывается на этом процессе».
Несколько иную картину воспитания мы видим у представителей племениманус, живущих к северу от Новой Гвинеи. С самого раннего детства они прививаютсвоим детям чувство уважения к собственности и развивают у них физическуювыносливость, сочетая суровую дисциплину с постоянной заботой о детях. Главнуюроль в семье у манус играет отец, ибо когда ребенку исполняется год, от молодойматери требуют, чтобы она оставила ребенка отцу и занялась выполнением своихобязательств перед своими родственниками. Поэтому неудивительно, что всоперничестве за любовь ребенка всегда выигрывает отец. Так как ребенокпостоянно находится рядом с отцом, что в очень большой мере способствуетформированию его личности, то «в родительских заботах взрослых мужчин освоих детях манус обрели великолепный социальный механизм переноса ихличностных характеристик на следующее поколение».
Подытоживая индивидуальные отличия у людей в этих двух культурах, М.Мидотмечает, что у детей манус в отличие от детей на Самоа роль возрастной группынезначительна, и они в очень большой степени усваивают отличительныеособенности своих отцов, связанные с их возрастом, экономическим положением иуспехом в обществе, что в дальнейшем приводит к резким индивидуальнымразличиям.
В то же время на Самоа «заботливо воспитанные привычкиблагоразумного стандартизирования поведения, соответствующего скореесоциальному статусу человека, чем его естественным склонностям или личностнымособенностям, делают самоанцев значительно более однородной массой, гораздоболее пригодными для стрижки под одну гребенку».
Могут иметь место и другие патогенные семейные констелляции. Например,говоря о состоянии семейных отношений в Америке, М.Мид писала о том, что«низведение роли отца до роли усталого, часто смущенного, ночного гостясделало очень многое для того, чтобы исключить саму возможность плодотворнойидентификации сына с ним».
Функция социального характера заключается в том, чтобы направлять иформировать человеческую энергию внутри данного общества во имяфункционирования данного общества.
 

Сравнительный анализ китайской и японской культур
ВВЕДЕНИЕ
КультураЯпонии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотренииследует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, чтотрадиционная японская культура вкладывалась в значительной степени под влияниембуддизма, к тому же она впитала в себя достижения великих культур Азии.Действительно, Азия единственна и едина: Гималаи, которые делят на две частиазиатский мир, только подчеркивают связь таких мощных культур, как китайская ииндийская. Арабская культура с ее рыцарством, персидская поэзия, китайскаяэтика, индийское мышление — все говорит об едином древнем азиатском мире, жизнькоторого весьма пестра и разнообразна в различных регионах и который не знаетчетких и резких границ. Так, ислам можно описать как конфуцианство в военномоблачении, в виде конного войска, тогда как буддизм — великий океан идеализма,в который стекают, подобно рекам, все системы азиатского мышления, — отнюдь неокрашен только в чистые воды великого Ганга; сюда следует добавить имонгольские народы, употребившие свой гений, чтобы внести новый символизм,новую организацию и новые силы в ревностном служении наполнить сокровищницуверы. Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитетсделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.
Каждая извеликих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность китайскойтрадиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену,который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точноеназвание — «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там,где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимаютжестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиесянормы взаимоотношений, принципы социальной структуры иадминистративно-политического устройства. Но если речь идет о китайскихцеремониях, то все отступает в тень.
ДУХОВНАЯЖИЗНЬ
Японскаякультура во многих отношениях уникальна и удивительна, она насыщена контрастамив духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость, гораздо болееискренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой стороны — острый мечсамурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию, которые могут бытьсравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама. Поразительная способностьзаимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения других народов,культур, сохраняя при этом свое, национальное, своеобразное, японское. Особосильное влияние на культуру Японии оказали индийская и китайская цивилизации всамых разных аспектах, она впитала и переработала в соответствии со своимипотребностями традиции индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма, придав имсвои неповторимые черты. Достаточно указать на дзэн-буддизм как чисто японскоеявление в отличие от китайского чань-буддизма. В формирование своеобразияяпонской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство.
Спецификарелигиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовнойориентации в Китае видна во многом. Здесь тоже есть высшее божественное начало— Небо. Но китайское Небо — это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и неБудда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая ибезразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможноподражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайскойрелигиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление онем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао(основная категория религиозного и философского даосизма). Причем Дао в егодаосской трактовке (существовала и конфуцианская интерпретация Дао в видеВеликого Пути Истины и Добродетели) близко к индуистскому Брахману. 'Однако неБудда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховнойвсеобщности в Китае. В целом можно сказать, что классическая китайская культурапредставляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
ПОЛИТИКА
Японскиеисторики часто называют период VII—IX вв. эпохой законов, имея в виду туогромную законодательную работу, которая тогда велась. Но время это имело идругое, поистине историческое значение: в общественную и государственную жизньвошел в силу принцип закона. Формы обычного права, конечно, оставались ипродолжали действовать в своих рамках, но над ними встал государственный закон,а вместе с этим в сознание людей вошла новая идея — идея законности. Идея этапустила настолько глубокие корни в народном сознании, что стала одним из самыхмогущественных факторов, определивших все поведение различных групп населениястраны.
После 1185 г.господствующие позиции в государстве заняло сословие самураев, император и егодвор перестали играть политическую роль в жизни страны. Фактическая властьстала принадлежать сёгуну, ставка которого находилась в Камакура. Политикасёгуната была направлена на постепенную разрядку внутренней напряженности,создаваемой прежде всего крестьянскими бунтами и амбициями вельмож. Созданнаясёгунами эффективная и мощная административная машина с ее множеством каналоввласти почти целиком была использована при создании структуры современногогосударства во время буржуазных реформ эпохи Мэйдзи (1867—1912).
Вполитической истории Китая, в развитии китайской государственности ифункционировании политической культуры императорского Китая сыгрализначительную роль легизм и конфуцианство. Легисты были главной силой,противостоящей конфуцианству именно в сфере социальной политики и этики.  Вотличие от конфуциан-цев с их приматом морали и обычного права, призывом кгуманности и осознанному чувству долга, культом предков и авторитетом личности мудреца,законники-легисты как реалисты в основу своей доктрины ставили безусловныйпримат Закона, сила и авторитет которого должны держаться на палочнойдисциплине и жестоких наказаниях. Ни семья, ни предки, ни традиции, ни мораль ~ничто не может противостоять закону, все должно склониться перед ним. Законыразрабатываются мудрецами реформаторами, а издает их и придает им силугосударь.
ИСКУССТВО
Своейспецификой обладает японское искусство, сформировавшееся под влиянием китайскойкультуры и искусства, синтоизма, основанного на культе природы, рода,императора как наместника бога, буддийского иррационализма и художественныхформ Индии. Цель у японских поэтов, живописцев, каллиграфов и мастеров чайнойцеремонии. Они исходят из принципа «природа — мера всех вещей». В их творчествелишь угадывается истинная красота, красота природы, в нем заключен шифрВселенной.
Запросычеловека не исчерпываются пассивным восприятием произведений профессиональногоискусства. Неизбежно возникает потребность в общении людей в атмосфереискусства, потребность в творческом участии в ритуале общения. В Японии формытакого общения весьма многообразны. Эта своеобразная сфера бытовой культурывключает любительское творчество, так называемые изящные развлечения: чайнуюцеремонию, икебану, традиционное стихосложение, комбинирование ароматов, игруна музыкальных инструментах, пение и танцы, устные рассказы и т.д.
Своеобразныйоблик имеет и китайское искусство. Подобно искусству Древнего Египта, Двуречьяи Индии, его корни уходят во 11 тысячелетие до н.э. В те далекие времена нанароды Китая нападали различные племена, завоевывали их, а в XIII в. в Китаеустановилось господство монголов. Но эти чужеземные завоеватели не могли сбитькитайское искусство с его собственного пути — можно сказать, что ни одно другоеискусство не создало таких строгих, ясных, оригинальных и прочных традиций, каккитайское. Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия,живопись и каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства,независимо от присущих им специфических черт. Цель китайской эстетики в том,чтобы достичь истинной сути животворных источников гармонии жизни: искусство иискусство жизни — это одно и то же. Как в живописи, так и в поэзии каждыйштрих, изображающий ветку дерева или персонажи, всегда должен быть «живойформой, именно это стремление к выявлению сути присуще каллиграфии, поэзии иживописи.
Такимобразом, поэзия, каллиграфия и живопись образовали в Китае единое искусство,традиционную форму, в которой используются все духовные глубины приверженцевэтого искусства: протяжные мелодии и пространства, магические жесты и зримыеобразы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся:
— основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способмышления, созвучный идеям современной физики, в частности, квантовой теорииполя;
— акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека,гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;
— морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие вобществе;
— традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;
— традиции семейных отношений;
— стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересовличности и массы.
Значимостьяпонских религиозно-культурных традиций проявляется и в создании оптимальнойдля новой капиталистической Японии социально-психологической структуры. В целомможно сказать, что в Японии и сфере ее влияния традиция религиозного фанатизмав будущем будет почти полностью скрыта в недрах японской культуры, нацеленнойна экспансию бесшумным путем. Эффективность воздействия японской культурыобусловлена присущим ей механизмом заимствования — универсальным принципом,суть которого состоит в том, что приращение чужих культурных ценностейпроисходит на основе существующих культурных традиций, но ни в коем случае неотрицая их. Однако следует учитывать, что «канал» эволюции японской цивилизациипересекается с «каналом» эволюции западной цивилизации, стремящейся ограничитьяпонскую экспансию.

ИСТОЧНИКИИНФОРМАЦИИ:
 
1.        Кузнецов ЮЛ-Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988.
2.        ГришвлевпЛ.Л-Формирование японской национальной культуры. М., 1986.
3.        Примаков В.Л.,Ладанов И.Д. Японцы. М„ 1983.
4.        История ДревнегоВостока / Ред. В.И. Кузищин. М„ 1988.
5.         Куликов Ц.С.Китайцы о себе. М„ 1988.
6.        М.Мид, Культура имир детства, М., 1988,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы маркетинга Характеристики рынка
Реферат Етапи та види кар'єри
Реферат Договор ренты и его виды
Реферат Поняття податок види податків та їхня характеристика
Реферат Истоки и история развития паблик рилейшнз
Реферат Вуалевые мутанты
Реферат Древняя Русь в IX-XI вв.
Реферат Бюджетный дефицит регулирование, проблемы сокращения
Реферат Технологии избирательной кампании
Реферат Древнегреческая женщина: идеальная двойственность
Реферат Исследование принципов поведения потребителей услуг платного ксерокопирования
Реферат Испытание ЭС на воздействие ультранизких давлений криогенных температур Специальные виды космических
Реферат Реструктуризация угольной промышленности в России
Реферат Визначення географічної широти за астрономічними спостереженнями 2
Реферат Особенности ценообразования в различных отраслях народного хозяйства