Реферат по предмету "Психология"


Проблемы анималотерапии

Министерствообразования и науки Российской Федерации.
Федеральноеагентство по образованию
ДальневосточныйГосударственный Университет
Институтпсихологии и социальных наук
Курсоваяработа
ПРОБЛЕМЫАНИМАЛОТЕРАПИИ
 
Выполнил:
студент группы 1231-А
Зубков Е.С.
Научный руководитель:
К.П.Н.
Жилина Е.В.
 
Владивосток/>
2008

План:
 
I. Введение
II. Основная часть. Проблемыанималотерапии.
Глава I. История возникновения,основные понятия, виды и применение анималотерапии.
§1. История возникновенияанималотерапии
§2. Основные понятия и видыанималотерапии. Их применение
§3. Функции анималотерапии
Глава II. Проблемы анималотерапии.
§1. Возможные негативные явленияанималотерапии
III. Заключение
IV. Список литературы

I. Введение
Анималотерапия (отлатинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животныхи их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованныйнаучный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапиииспользуются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, атакже настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Анималотерапию частоназывают нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю.Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могуществоживотного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила,регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и покоя.Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха;ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охотыили, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животномузаклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной – все этоотчасти прообразы анималотерапевтических приемов.
Подобное отношение людейк животным способствовало расширению возможностей эмоциональногоотреагирования: страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества,снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсыв самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и ихсимволы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощьчеловеку.[1]
Актуальность же темы курсовойработы связана с тем, что этот метод получил достаточно широкоераспространение. В настоящее время изучением этого вопроса занимаются сотниученых, несмотря на то, что в России специалистов по анималотерапии все-такиочень мало (возможно связано это с тем, что в нашей стране отношение к этомуметоду достаточно несерьезное и саму анималотерапию считают нетрадиционнымметодом).
Но, несмотря на это,курсовая работа строилась, опираясь в основном на работы отечественныхисследователей (Н.Л. Кряжева, И.И. Анцупова, Д.В. Нестерова, Д.Б.Карвасарский идр.).
Также актуальность темысвязана с тем, что в рамках этого метода изучаются и возможные негативныеявления анималотерапии: аллергия, опасность паразитарных заболеваний, а такжепроблемы, связанные непосредственно с применением данного метода.
Объектом исследованияявляются люди, на которых направлена анималотерапия.
Предметом являютсяживотные, как часть терапевтического процесса, а также сама анималотерапия, каквоздействие.
Также были выделены целии задачи курсовой работы, исходя из объекта и предмета.
Цели работы:
• изучить историювозникновения анималотерапии
• изучить виды и областиприменения анималотерапии
• изучить функциианималотерапии
Задачи работы:
• рассмотреть объект ипредмет анималотерапии
• выделить и изучитьосновные проблемы применения, а также возможные негативные явленияанималотерапии
Работа содержит введение,основную часть, заключение и список литературы. Основная часть состоит из двухглав – первая посвящена истории возникновения, основным понятияманималотерапии, её видам. Вторая часть полностью посвящена проблемаманималотерапии.

II.Основная часть. Проблемы анималотерапии
 
Глава I.История возникновения, основные понятия, виды и применение анималотерапии
 
§1.История возникновения анималотерапии
 
Можно сказать, что однимиз источников развития анималотерапии была натуртерапия. Но надо заметить, чтоцелесообразность выделения лечебного влияния природы в качествесамостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми.
Д.Б. Карвасарский в своихработах вообще не упоминает названий «натуртерапия» и «анималотерапия». Он лишьпишет, что каждый психотерапевтический кабинет должен быть оснащенстереофонической аудиосистемой для создания необходимого звукового фона, вкотором в числе прочих должны присутствовать и звуки природы.
Нестерова Д.В. напротив настаиваетна том, что не только натуртерапия, но и анималотерапия может рассматриватьсякак самостоятельный метод, оказывая терапевтическое воздействие.
История анималотерапии –это развитие двух основных направлений: анималотерапии как самостоятельнойтехнологии и анималотерапии как одной из составляющих процесса терапии.
В течение несколькихвеков в других странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффектвзаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов (несмотряна то, что научной обоснованности этот метод в то время еще не получил), послечего на Западе животные стали использоваться для психотерапевтической помощи внекоторых подобных учреждениях.
Н.Л. Кряжева упоминает отом, что еще в царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты наобязательных условиях работали с животными, что, как она отмечает, было однимиз основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику.[2]
После Второй Мировойвойны американские врачи Красного креста заметили, что в госпиталях, гдесобакам не возбраняется гулять по территории, раненые стремились проводить сними как можно больше времени. После проведенного исследования выяснилось, чтои процесс выздоровления в таких учреждениях шел более успешно. Тогда жеживотные начали использоваться в домах престарелых и в тюрьмах. При этомотмечалось, что пожилые люди становились более активными, больше интересовалисьжизнью, а заключенные в тюрьмах проявляли меньшую жестокость и имеливозможность пользоваться большей свободой.[3]
Несмотря на то, что ещево времена Гиппократа было известно, что домашние животные благоприятно влияютна здоровье человека, сам термин «анималотерапия» появился сравнительно недавно– в середине ХХ века.
Так, пионером этогометода считается Борис Левинсон, канадский детский психиатр, который началиспользовать свою собаку в терапевтических целях в 1962 году. Основываясь насобственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделалвывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами,обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс.Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе снеобщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом,шизофренией. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основногокомпонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать среальностью.[4]
Позже, в 1972 году,исследуя то, как общение с животными влияет на психическое и физическоесостояние людей, пропагандисты анималотерапии в США супруги Корсоновы из Огайо,физиологи высшей нервной деятельности, доказали, что домашние животные, преждевсего собаки и кошки, улучшают когнитивные функции у пожилых людей иположительно влияют на их здоровье.
Несколько позже, в 1978году, доктор Дэвид Натансон начал исследовать эффект дельфинотерапии в лечениидетей-инвалидов в океанариуме Флориды. Он разработал серию экспериментов сучастием дельфинов в обучении детей с синдромом Дауна.
В настоящее времяанималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США,Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занималисьоказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свойметод «терапия с помощью животных» (Animal AssistedTherapy).
Филиалы этих ассоциацийрасположены во многих городах. Их все объединяет то, что они используютодомашненных животных – чаще всего собак, кошек, кроликов и птиц – кактерапевтический прием для помощи людям с физическими или психическимипроблемами. В программе принимают участие терапевты, медики, социальныеработники, психологи. Работа подобных организаций в немалой степени содействуетпопуляризации анималотерапии, в том числе и в России.[5]
Также наибольшее развитиев этот период получила иппотерапия. С конца пятидесятых годов иппотерапиюначали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды,например, программа в лагере Верака в Вашингтоне предлагает иппотерапию дляклиентов всех возрастов с различными заболеваниями как физической, так икогнитивной сферы.
В Финляндии с 1992 годаосуществляется подготовка иппотерапевтов, в ходе которой можно получить второевысшее образование. На курс иппотерапии могут поступить только люди, имеющиеобразование физиотерапевта, врача, психолога, психиатра, социального педагога ине менее 2 лет работавшие по специальности.
В СССР иппотерапиюпервыми начали применять грузинские врачи в начале 1970-х годов. Нопотребовалось около двадцати лет, чтобы этот метод пришел в Россию. Сейчас появилисьтакие центры и в России в большинстве крупных городов. Что касается стран СНГ,то этот метод широко применяется в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане.[6]
Р. Фридман в 1983 годуобнаружил снижение артериального давления у детей, когда собака присутствовалаво время выполнения стрессового задания. Позже Р. Уэллс выявил, что присутствиесобаки во время потенциально болезненных медицинских процедур снижает физиологическийи психологический уровни дистресса у хронически больных детей. Такие жеисследования проводились и с взрослыми. А. Катчер выявил снижение артериальногодавления во время наблюдения за аквариумными рыбками. Другие отмечаютположительное воздействие животных в медицинских учреждениях, домах престарелыхи реабилитационных центрах, так же как и в психиатрических клиниках. Так,пациенты в психиатрических клиниках демонстрировали более быстрое улучшение,когда в клинике присутствовали певчие птицы, а пациенты с болезнью Альцгеймералучше проходят процесс социализации, если в терапии участвует собака.
Животные также помогаютпреодолеть негативные последствия изоляции, одиночества и депрессии, какпоказало исследование 1999 года, в котором изучались пожилые, одинокие люди,заключенные тюрем и люди с различными органическими заболеваниями, в том числеи больные СПИДом. Результаты этого исследования позволили создать программу«Исцеляющие друзья» (“Healing friends”),участники которой работали с подобными людьми. Элизабет Ормерод, котораязанимается разработкой программ для заключенных, считает, что животные могутоказаться «чудодейственным средством кардинальных изменений в их образе мыслейи стиле поведения».
А. Катчер и Ф. Уилкинсобнаружили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями врезультате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны,лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способныуправлять своим поведением.
Некоторые психологипредлагают использовать животных в школах, и в некоторых учебных заведениях СШАэто находит применение. Наиболее популярные животные в классе – это черепахи,хомяки, кролики, попугаи, рыбки, ящерицы.
Исследование, проведенноеМинистерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и«против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользуэтой программы говорило то, что животные являются великолепным источникомудовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развиватьчувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг сдругом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение вклассе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом «против»выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затратвремени и денег.
В 1999 году Вашингтонскийуниверситет исследовал возможности взаимодействия с собаками для оказанияпомощи детям, страдающим аутизмом, и разработал практическую терапевтическуюпрограмму, больница Св. Петра в Олимпии, Вашингтон, разработала программувнедрения анималотерапии в медицинские учреждения. В 2000 году была разработанапрограмма использования собак в реабилитации пациентов психиатрических клиник.В 2001 году организация «Eden Alternative»внедрила программу анималотерапии для использования в домах престарелых,университет Вашингтона применил на практике программу терапии с использованиемаквариумов для снижения уровня стресса и фрустрации в больницах у пациентов сболезнью Альцгеймера, медицинский центр ULCA исследовал психологический и физический эффектвзаимодействия с животными пациентов отделения интенсивной терапии, пережившихсердечный приступ, а госпиталь в Атланте разработал программу анималотерапиидля детей с особенностями развития, низким уровнем интеллекта и с повышеннойтревожностью.
Есть и в России некоторыйопыт анималотерапии.
Детский психоневрологБ.З. Драпкин в руководимом им психиатрическом стационаре устроил целый зоопарк,в котором был даже ослик. Драпкин заметил, что радость постоянного общения сживотными значительно повышает психотерапевтический и сугубо лечебный эффекты.
Н.Л. Кряжевой была разработанапрограмма «Ребята и зверята», предназначенная для работы с детьми, которые испытываюттрудности в общении и социальной адаптации, проблемы которых – страхи,замкнутость, чувство одиночества, агрессивность. Экспериментальная проверкаэффективности программы проводилась в детских садах и школах г. Ярославля.Работа заключалась в том, что на занятия в группы детей 4 – 10 лет приводилисобаку и кошку. Дети наблюдали за их поведением, способами ознакомления снезнакомым местом и людьми, отмечали элементы привыкания и установленияконтактов, учились самостоятельности, отрабатывали механизмы поведения. Своимиестественными повадками животные, кроме того, помогали снимать эмоциональноенапряжение. Н.Л. Кряжева пишет, что кошка помогла детям понять, что страхи естьу всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности,что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, — не всегдаотчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным иуверенным, но друзья и их поддержка, общение – необходимы, это вызывает чувствопривязанности и любви. Наблюдая за собакой, общаясь с ней, дети учились бытьоткрытыми и смелыми, доброжелательными, активно вступать в контакт, если имэтого хотелось, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования,сдерживая импульсивные желания, овладевали механизмами саморегуляции, развиваливолю.[7]
Как мы видим, наибольшееразвитие и распространение анималотерапия получила в Европе и США, несмотря нато, что и в России есть люди, всерьёз занимающиеся этим методом, а такжесуществуют специальные программы, использующие животных и предназначенные дляработы с детьми. Конечно, программы работают не на таком высоком уровне, как уиностранных специалистов и не так широко используются. Думаю, что связано это, преждевсего, с недостаточно серьезным отношением с отдельным видам анималотерапии, атакже и к самой анималотерапии в целом (о чем было написано выше).
§2. Основные понятия ивиды анималотерапии. Их применение
Сперва определимся, чтосуществует ненаправленная анималотерапия (взаимодействие с животными вдомашних условиях без осознания или целенаправленного понимания ихтерапевтического значения) и направленная анималотерапия(целенаправленное использование животных и (или) их символов по специальноразработанным терапевтическим программам).
Последний виданималотерапии использует специально обученных животных. Направленнаяанималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того,какие именно животные используются — иппотерапия, дельфинотерапия,канистерапия, фелинотерапия, и др.
Иппотерапия – это вид анималотерапии,использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду.Иппотерапия — это эффективная лечебная физкультура. Иппотерапию используют принарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговыхтравмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости.
Верховая езда требуетпостоянной работы крупных мышц тела, и это позволяет применять иппотерапию вреабилитации и лечении пациентов, страдающих детским церебральным параличом(ДЦП).
На лошади человекполучает возможность активно двигаться в положении сидя, и это делает верховуюезду незаменимой для людей с больными ногами, а также для тех, кто страдаетизбыточным весом.
Лошадь — это уникальныйживой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает имассирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади нашагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важнопри лечении речевых расстройств у детей.
Дельфинотерапия — дельфины очень часто используютсяв медицине и психотерапии. Общение с дельфинами помогает стабилизироватьпсихоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение.Дельфинотерапия – это прекрасная психологическая реабилитация для людей,попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии илюбой другой сильный стресс.
Дельфинотерапияиспользуется во всем мире для помощи людям с различными диагнозами. Наиболеераспространенные из них – это церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм,здесь она дает наиболее ценные результаты, но в программах участвуют люди и сдругими нарушениями, такими как депрессия, синдром хронической усталости(астенический синдром), мышечная астения, посттравматический синдром, задержкаумственного развития.
Дельфинотерапия проходитследующим образом. В результате консультаций с родителями (если пациент — ребенок) терапевт разрабатывает индивидуальный план для каждого ребенка. Обычнотерапия фокусируется на развитии речи, моторики, социального взаимодействия,исправлении поведения, развитии доверия. В то время как команда профессионаловработает с каждым ребенком, родители работают по своей программе.
Канистерапия — вид анималотерапии с использованиемсобак. Собака — прекрасное «лекарство» против гиподинамии, вызванноймалоподвижным образом жизни. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении,повышает самооценку хозяина, улучшает его общительность, разрешает конфликты всемье.
Собака всегда радаобщению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ееприводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом сним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оцениваютдруг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозныхубеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже ототношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети,испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлениюэмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, вней видится только то, что хочется видеть, — сопереживание. Кроме того, собакииспользуются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаютсявербальным командам и охотно им подчиняются.
Канистерапиярекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. «Хвостатыйдоктор» может быть любой породы – ротвейлером, колли, бульдогом,карликовым пинчером и обыкновенной дворнягой. К работе с пациентами допускаютсяне все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой.
Фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек.Большинство российских ученых считают, что кошкотерапия является эффективнымметодом лечения многих болезней. Так, залуженный деятель наук, доктормедицинских наук, профессор Борис Шеврыгин уверен, что «это цивилизованный,научный метод лечения и профилактики серьезных болезней». «Я думаю, — пишетпрофессор, — всем известно, что люди, имеющие домашних животных, болеют меньшеи живут дольше, а их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем уостальных»[8]
Кошка просто ласкается кчеловеку, трётся об него, лижет руки и лицо, играет с ним, мурлычет. Этопомогает пациенту расслабиться, получать удовольствие от процесса. Кошки могутработать как в группе, так и с одним человеком. Если у больного, например,нарушена чувствительность конечностей вследствие перенесённого инсульта, кошкабудет тереться об руку, терпеливо и очень тщательно вылизывать больное место, ичасто с первых сеансов идёт значительное улучшение состояния.[9]
Апитерапия — лечение пчелиным ядом. Пчелаявляется несомненным лидером в лечебной фауне. За 50 миллионов летсуществования пчел как биологического вида, эти насекомые приспосабливались кжизни в самых разных климатических условиях, что привело к созданию уникальногопчелиного яда. Чудо пчелиного яда в том, что это мощнейший катализаторфизиологических процессов. Одна капля содержит белковые вещества, 18 из 20обязательных аминокислот, неорганические кислоты, почти всю таблицу Менделееваи множество витаминов.
Гирудотерапия — лечение медицинскими пиявками.Пиявка за много тысячелетий «присосалась» практически ко всемобластям медицины. Она дает потрясающие результаты в кардиологии,офтальмологии, дерматологии, хирургии, гинекологии, урологии, неврологии.Гирудотерапия является эффективным средством лечения варикозного расширениявен, тромбофлебитов, гипертонии, стенокардии, гинекологических многих другихзаболеваний. В последнее время при помощи пиявок лечат целлюлит, худеют и даже омолаживаются.Секрет лечебного действия пиявок в способности их слюны проникать глубоко вткани организма и воздействовать на болезнь на клеточном уровне.
Использование другихживотных
Все живые существа могутоказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапиииспользуются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтическийэффект в этих случаях несколько ниже. Так, например, американскоеанималотерапевтическое общество «Дельта» использует в своей работеболее 2 000 различных животных, в том числе морских свинок, кроликов, кур, лам,коз, попугаев и других одомашненных животных.
Работа с образамиживотных
Работа с образамиживотных включена во многие виды психотерапии.
Используются образыживотных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образыживотных, представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешениятруднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь. В них явнопрослеживается включение знаний о животном мире в систему образных средствхарактеристики человека, расширение и углубление знаний о самом человекепосредством сравнения и сопоставления. В основе сравнения и сопоставления лежатпризнаки сходства по общему впечатлению, а также по психологическимособенностям.
Сказки о животных хорошитем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои – не люди,что исключает построение прямых аналогий, а в метафорической форме показываютсяситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, позволяетрасширить картину видения мира и увидеть такие решения проблемы, о которыхчеловек, возможно, и не подозревал, вселить в него веру в благополучный исход.[10]
Образы животных могутиспользоваться и для проработки страхов у детей. Так, А.И.Захаров говорит отом, что в два года страх может вызывать образ Волка, способного причинитьболь. Однако знакомство с этим образом необходимо и полезно. Он можетпознакомить детей с негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью,бездушием и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, вкоторых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можнопреодолеть возникающие трудности и опасности. Вскоре после того, как появляетсяобраз Волка, начинается борьба с ним, как одна из форм подчеркнутого в этомвозрасте утверждения своего «Я». Своего апогея она достигает в игре, когдаохотник убивает Волка. К трем годам Волк побежден.
 
§3.Функции анималотерапии
С.Д. Деребо и В.А. Ясвинвыделили следующие функции анималотерапии:
1)Психофизиологическая функция.
Взаимодействие сживотными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психикив целом. Например, американским врачом А.Кэтчером измерялось давление крови у владельцевсобак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовалисо своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Но вовтором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногдадовольно бурной.[11]
2)Психотерапевтическая функция
Взаимодействие людей сживотными может существенным образом способствовать гармонизации ихмежличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В. Антоновой с помощьюметодики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных навосприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяетдиагностировать пять так называемых симптомокомплексов: 1) «благоприятнаясемейная ситуация», 2) «конфликтность», 3)«тревожность», 4) «чувство неполноценности», 5)«враждебность».
В экспериментесравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка,хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что впервой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростковвоспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практическивсе их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтностьв семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем всемьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей сотносительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебностиоказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.[12]
3) Реабилитационнаяфункция.
Контакты с животными ирастениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности сокружающим миром, который может способствовать как психической, так исоциальной ее реабилитации.
Показательно, чтостремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей,подвергнутых тому или иному виду депривации. Исследование, проведенноеамериканским ученым М.Робином и его сотрудниками, в котором принимали участиеоколо 500 подростков, как из благополучных семей, так и находящихся висправительных заведениях и психиатрических лечебницах, показало, что средишкольников 29% называют свое любимое животное «единственным существом,которое можно любить». В то же время среди подростков из исправительныхзаведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%.Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что немогут дать люди.[13]
4) Функциясамореализации.
Как показали исследованияпсихологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностейчеловека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала,потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в ихличности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностномукризису.
Взаимодействие с природойпозволяет опосредованно удовлетворить эту потребность в квазиформе. Когдаребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например,устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб»,определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить ит.п., ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладаетабсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальномвзаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».
5) Функция общения.
Одной из важнейшихфункций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессевзаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.
В исследовании,проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованныхдоверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60%признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками илиисповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90%владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает,счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60%людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второйхранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своеголюбимца на стене.[14]
Как можно увидеть изописанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миромдействительно может выполнять такие важные функции, как напримерсамореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от пациента нетребуется никаких дополнительных знаний о животном – его задача простонаблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки ипопугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь,дельфины).
Но также и стоитдобавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. Существуют ипротивопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острогопериода течения любого заболевания. Абсолютными противопоказаниями являютсягемофилия, ломкость костей и заболевания почек (это что касается конкретноиппотерапии).

Глава II.Проблемы анималотерапии
 
§1.Возможные негативные явления анималотерапии
 
Сперва отметим сами этинегативные явления. Сюда относятся: проявление агрессивности животными, аллергия,опасность паразитарных заболеваний.
Анцупова пишет, что,несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическоесостояние людей очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых,наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связаноэто, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью(«гуляет сама по себе»). Также отмечались случаи агрессивного отношения кошекпо отношению к людям (думаю, что такие случаи единичны, да и к тому же здесьмы, несомненно, имеем дело с ненаправленным видом анималотерапии).
В случае с направленнымвидом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальнуюподготовку и дрессировку.
К.Э. Фабри далопределение этому понятию. Дрессировка осуществляется путем систематическойтренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакциии их сочетания и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки,как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательныеакты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда вответ на подаваемые человеком сигналы. Дрессировка находит также широкое практическоеприменение во многих сферах хозяйственной и военной деятельности человека(служебное и охотничье собаководство).[15]
То есть, если мы имеемдело с дрессированным животным, то вероятность нападения его на человекапрактически сводится к нулю.
Более серьезный повод длябеспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Поэтомузадачей терапевта будет выяснение у пациента (или у его родителей) наличия унего аллергической реакции на конкретное животное. И если все-таки аллергияприсутствует, то стоит либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже сиспользованием образов (изображений, звуков).
Кстати Русскиймедицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детскомвозрасте может являться защитным фактором против развития аллергическойсенсибилизации и детских аллергических заболеваний. В исследованиях былопоказано, что в семьях фермеров в домашней пыли и постелях детей обнаруживаютсяболее высокие концентрации эндотоксина по сравнению с семьями, не связанными сживотноводством. Эндотоксины и другие микробные составляющие могут регулироватьтакие процессы иммунной системы, как продукция интерлейкина-12 и интерферона-, что в свою очередь приводит кразвитию неатопического иммунного ответа в раннем детском возрасте. Задачейследующего исследования явилась проверка гипотезы о влиянии повышеннойэкспозиции к микробным эндотоксинам домашних животных в раннем детском возрастена созревание иммунной системы у детей и уменьшение у них риска развитияаллергических болезней.[16]
В дальнейшем былоустановлено, что постоянныйдлительный контакт с домашними животными детей в возрасте до 5 лет былассоциирован с наименьшей частотой встречаемости бронхиальной астмы (0,8%),сенной лихорадки (0,8%) и атопической сенсибилизации (8,2%). Более того, удетей, употреблявших свежее молоко в возрасте до 1 года и имевших контакт сдомашними животными, по сравнению с теми, кто контактировал с ними в возрастеот 1 до 5 лет, был меньше риск развития бронхиальной астмы (1% против 11%),сенной лихорадки (3% против 13%) и атопической сенсибилизации (12% против 29%).Защита от развития бронхиальной астмы была фактором, независимым от эффекта вотношении атопической сенсибилизации.[17]
Еще один аспект –опасность паразитарных заболеваний. В принципе если мы имеем дело с направленнымвидом анималотерапии, то поводов для беспокойства немного – все используемые животныеобязательно привиты и регулярно проходят ветеринарный осмотр. Однаковероятность заражения животных остается. Например, построенная на территорииинтерната (дома престарелых и т.д.) голубятня, где здоровые голуби имеютвозможность контактировать с зараженными животными из окружающей среды.
Вообще, что касаетсяптиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще неиспользовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же ихиспользование сводится к минимуму – устанавливается одна-две клетки с попугаямиили канарейками.[18]
Итак, можно увидеть, чтопри направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативныепоследствия можно практически исключить. Так, как животное – неотъемлемая частьэтого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания –особый уход и специальные условия содержания.

III. Заключение
Таким образом, исходя извсего написанного выше, можно сделать вывод, что анималотерапию действительноможно рассматривать как самостоятельный и серьёзный метод психотерапии,использующийся давно и получивший довольно широкое применение (особенно в США).Под анималотерапией понимается множество терапевтических методик, характеризующихсяиспользованием множества различных животных (их образов) и направленных напрофилактику и лечение конкретных патологий. Это делает анималотерапию оченьуниверсальным и доступным методом.
Успех терапии зависит впервую очередь от профессионализма самого терапевта, от используемого животного(качества его подготовки) и от отношения пациента к конкретному животному.
Не стоит такжеигнорировать ненаправленный вид анималотерапии – очень часто можно увидеть, какв больницах, интернатах живет кошка (собака, рыбки и др.), но как уже былосказано выше – терапевтический эффект в этом случае носит неожиданный характер.

IV. Списоклитературы
 
1. Нестерова Д.В. Кошкотерапия:пушистое лекарство. – М.: РИПОЛ классик, 2006
2. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат напомощь. Анималотерапия для детей. — Академия Развития, Академия И К°, 2000
3. Анцупова И.И. Анималотерапия — Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» N12 (2795)декабрь, 2006
4. Анцупова И.И. Иппотерапия. — Полиграф-экспресс: журнал «Педиатрия для родителей» N4 (2006)
5. С.Д. Деребо, В.А. Ясвин.Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996
6. Б.Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия. — Питер, 2000
7. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. — Питер, 2007
8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М.: Российское психологическое общество, 1999
9. Русский медицинский журнал, Том 10№ 5, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Засоби вираження визначеності та невизначеності в сучасній англійській мові у зіставленні з укра
Реферат Карьерное поведение сотрудников в организации
Реферат Аналіз виготовлення веденого вала шляхом розробки прогресивного технологічного процесу
Реферат Особенности проектирования товарного парка нефтеперерабатывающих заводов
Реферат Агробиотехнологии альтернатива минеральным удобрениям и пестицидам
Реферат Frankl, 1982, S. 39-40. Все остальные вопросы сводятся к основному: "Зачем?"
Реферат Себестоимость производства зерна и пути ее снижения в СХПК Мичуринец
Реферат Безопасность эксплуатации электрического оборудования открытого распределительного устройства напряжением 330 кB
Реферат Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности
Реферат Сущность и роль труда в обществе
Реферат Система расчета оплаты труда
Реферат Assanination Essay Research Paper HOW TO ASSASSINATE
Реферат Особенности современного валютного рынка
Реферат Расчет экономической эффективности проекта по реконструкции химического производства
Реферат Южные славяне в 17-19 вв.