Реферат по предмету "Психология"


Проблема эмоций в трудах отечественных и зарубежных психологов

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С.ПУШКИНА
ЗАПОЛЯРНЫЙФИЛИАЛ
факультетпсихологии и педагогики
КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:Проблема эмоций в трудах зарубежных и отечественных психологов
Выполнила:
студенткагруппы 51-08
специальность020400
ЕмборакВиктория Александровна
Проверила:
преподаватель
Петрова О.Н.
Норильск2009г.

Оглавление
Введение
1. Тема эмоций в зарубежных теориях инаправлениях
1.1 Зарубежные теории эмоций
1.2 Психоаналитическое направление
1.3 Бихевиоризм
1.4 Когнитивное направление
1.5 Гуманистическое направление
2. Отечественные ученые об эмоциях
Заключение
Список литературы

Введение
 
Эмоции – самаяинтересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без нихнемыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение,гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – всеэти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к нимравнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то,нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться илигордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать ивыражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить,размышлять.
Как эволюционно болееранний механизм регуляции поведения, чем разум, эмоции взаимосвязаны со всемипознавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами,физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением междулюдьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многимдругим. Из курса общей психологии мы знаем, что самым тесным образом эмоциисвязаны с мотивами и волевыми процессами. Мы также знаем, что любые ощущения(тактильные, обонятельные, слуховые, зрительные, вкусовые) могут вызыватьэмоции. Любое восприятие объекта или явления, направленность илисосредоточенность внимания всегда сопровождается определенной эмоциональнойреакцией. Запоминание, сохранение и воспроизведение памятью образов илиинформации нередко обусловлено эмоциональным состоянием субъекта.
Очень часто, даваяхарактеристику какому-нибудь человеку, мы описываем его в «эмоциональных»терминах: гордый, восторженный, тревожный, интересный, ревнивый, обидчивый,счастливый и т.д.
Поскольку эмоции напрямуюсвязаны с физиологическими процессами, в отличие от разума, они могут вызватьтакую мобилизацию сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, нипонуканиями. Подавляя эмоции в «приказном порядке», даже внешнее их проявление –человек рискует заболеть всерьез и надолго. На сегодняшний день этим вопросомзанимается психолого-медицинское направление — психосоматика. Очень актуальноеи востребованное, если учесть, что в связи с урбанизацией, усилением техническогопрогресса и темпов современной жизни человек подвержен сильному влияниюстрессов, фрустраций, психогений, депрессий, неврозов и синдрому эмоциональноговыгорания на работе, где эмоции играют ведущую роль.
Умение управлять своимиэмоциями всегда было значимо не только для здоровья, но и для гармоничногопостроения отношений с другими людьми. Поляризация и деструктивная функцияэмоций стимулирует активный поиск рациональных приемов регуляции эмоциональныхсостояний, выход которых из под контроля угрожает и внутренней психологическойустойчивости человека, и стабильности его общественных связей.
Знания об эмоциях,эмоциональных состояниях и процессах безусловно необходимы в работепрактического психолога, ведь чаще всего люди обращаются за помощью к специалиступри наличии именно психоэмоциональных проблем. При этом важно не только учитыватьэмоции как диагностический признак, но и уметь помочь человеку осознать,принять, справиться с ними. Не говоря уже о том, что самое главноепрофессиональное качество психолога – эмпатия – эмоциональная отзывчивость напереживания другого, понимание его эмоций, сочувствие.
Цель данной курсовойработы: провести аналитический обзор литературы, релевантной выбранной теме.
Задачи курсовой работы:1) рассмотреть разнообразные точки зрения на проблему эмоций определенныхавторов, психологических школ, теорий; 2) показать связь эмоциональныхпроцессов с физиологическими, когнитивными процессами; 3) определить роль ифункции эмоций в жизнедеятельности человека; 4) выяснить способы регуляцииэмоциональных состояний.

1. Тема эмоций взарубежных направлениях и теориях
 
1.1 Зарубежные теорииэмоций
Вопрос о природе эмоций втечение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появлениеразличных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIXвеке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая,что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений.Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическимфактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуютсвязи, которая устанавливается между различными представлениями, и могутрассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. [15, с.400] Этихвзглядов придерживался и В.Вундт, утверждая, что эмоции – это измененияпредставлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменятьсяблагодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишьследствием эмоций.
После опубликования Ч. Дарвиномв 1872 году книги «Выражение эмоций у человека и животных», в которой онутверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только набиологическом, но и психическом, поведенческом уровне, появилась эволюционнаятеория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась какважный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма кокружающей среде. По Дарвину, эмоциональные выразительные движения – эторудимент целесообразных инстинктивных действий,- это биологически значимыйсигнал для особей своего и других видов. [25, с.237]
В конце XIX века американский психолог У.Джеймси независимо от него датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическуютеорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено определеннымифизиологическими реакциями организма; ощущения, связанные с этими изменениями,и есть эмоциональные реакции. В своей статье «Что такое эмоции» в 1884 годуДжеймс пишет: «Мой тезис состоит в том, что телесные изменения следуютнепосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этихизменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией… Мы огорчены,потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар; испуганы, потому чтодрожим, а не наоборот… Если бы восприятие не сопровождалось телеснымиизменениями, оно было бы исключительно познавательным, бледным, лишеннымколорита и эмоционального тона.» [23, с.82] Г.Н. Ланге высказывал сходныемысли, но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным, тодля Ланге они были преимущественно вазомоторными. Смысл этой парадоксальной испорной теории сводится к тому, что произвольное изменение мимики и пантомимикиприводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Начните смеяться –и вам станет смешно, изобразите гнев – и вы действительно начнете егопереживать, подавите внешнее проявление эмоций – и они исчезнут. Ограниченностьэтой теории одним из первых показал У. Кеннон, выдвинув два антитезиса.Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают оченьпохожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, этифизиологические изменения разворачиваются медленно, в то время какэмоциональные переживания возникают быстро, предшествуя физиологическойреакции. Он показал также, что искусственно вызванные физиологическиеизменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызываютожидаемое эмоциональное поведение. По мнению Кеннона, эмоции возникаютвследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности –таламуса. [11, с.48; 20, с.133-134] Но чуть позже, в своих исследованиях П.Барддоказал, что эмоциональные реакции и сопутствующие им физиологические изменениявозникают почти одновременно.
Теория дифференциальныхэмоций К. Изарда — одна из самых разработанных теорий. Объектом ее изученияявляются частные эмоции, каждая из них рассматривается отдельно от других каксамостоятельный переживательно-мотивационный процесс, включающийнейрофизиологические, нервно-мышечные, и чувственно-переживательные аспекты. Поутверждению Изарда, «эволюционное значение эмоций состоит в том, что ониобеспечили новый тип мотивации, большую вариативность поведения, необходимыедля успешной адаптации.» [10, с.7]
Основные постулаты этойтеории:
1.        Мотивационнаясистема человеческого функционирования состоит из десяти базовых эмоций:радости, гнева, печали, презрения, отвращения, страха, смущения или стыда,удивления, вины, интереса.
2.        Базовые эмоцииимеют свои нервные субстраты, проявляют себя в мимике, отчетливо переживаются иосознаются, оказывают мотивирующее и организующее влияние на человека,способствуя его адаптации.
3.        Фундаментальныеэмоции по-разному переживаются и имеют свою мотивационную функцию
4.        Эмоциональныепроцессы взаимодействуют с драйвами, когнитивными, перцептивными, моторными,гомеостатическими процессами.
5.        Существуютустойчивые индивидуальные различия в частоте и интенсивности переживанияразными людьми тех или иных эмоций, и эти различия можно изучать и описывать втерминах «эмоциональная черта» и «эмоциональный порог». [10, с.23]
6.        В зависимости отиндивидуальной высоты эмоционального порога одни дети чаще, а другие режепереживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это в значительной степениопределяет их взаимоотношения с окружающими людьми. С другой стороны, реакцияокружающих на эмоциональные проявления ребенка непосредственно влияет настановление его эмоционального стиля формирование тех или иных личностных черт.[10, с.23]
Американский психолог Р.Липер также создал свою мотивационно-перцептивную теорию эмоций, в которойэмоциональные процессы приравниваются к мотивам. Липер объясняет это тождествофундаментальным влиянием эмоций и мотивов физиологического происхождения нафункционирование человека. В своей теории Липер выделяет два типа мотивов:физиологические и эмоциональные. «Эмоциональные мотивы – это процессы, которыезависят от сигналов, во многом напоминающих раздражители, вызывающиеперцептивные и когнитивные процессы.» [13, с.143]
Согласно Липеру,обязательной составляющей эмоционально-мотивированных процессов являетсяперцептивный аспект, благодаря которому эмоциональные процессы и привычки могутизменяться в течение жизни под влиянием опыта и научения.
1.2 Психоаналитическоенаправление
Родоначальникомпсихоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основнымиструктурными компонентами психической организации являются:
1.        Ид (оно) –бессознательное, источник энергии для всех структур личности, задача которогозаключается в ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия идоведении до минимума состояний дискомфорта. Оно включает в себя неприемлемыемысли, чувства, переживания.
2.        Эго (я) –компонента психики, которая находится в контакте с реальным миром. Его задачазаключается в обеспечении безопасности здоровой психики, удовлетворяяпотребности Ид.
3.        Суперэго(сверх-я) – хранилище моральных норм и ценностей. Его роль заключается восуждении, запрещении запретных мыслей, поступков, чувств.
Сам Фрейд охарактеризовалэти структуры так: «мы могли бы сказать, что эго символизирует разум и здравыйсмысл, тогда как ид символизирует необузданные страсти…Суперэго похоже натайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со сторонызапретных влечений, особенно агрессивного плана и безжалостно карающийчеловека, если присутствуют любые из этих тенденций».[27, с. 37-38] Из этогоследует, что эмоции человека выступают как следствие бесконечной борьбы междуид и суперэго.
Точное определение эмоциив рамках классической психоаналитической теории дать затруднительно, так какФрейд и его последователи широко трактовали этот термин. Так, в своих раннихработах Фрейд пишет, что аффект или эмоция – это единственная побудительнаясила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах, обинтрапсихических факторах как пробуждающих фантазии и желания индивида. [10, с.25]
Большая заслуга З.Фрейдасостоит в том, что он первым обратил внимание на сущность и рольбессознательного, утверждая, что мы – существа не рациональные, а управляемыеэмоциональными силами, происхождение которых часто не осознается. Наблюдая, какуместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд пришел к пониманиюмотиваций внутри бессознательного. Эмоции служат средством для избавления отсостояния напряжения и для понимания состояния удовольствия.
Еще одно научноедостижение Фрейда заключается в формулировании и описании защитныхпсихологических механизмов, с помощью которых человек пытается избавиться отнегативных эмоциональных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация,инверсия, проекция, замещение, регрессия, сублимация). Также Фрейд ввел в системупсихоанализа как метод лечения такой термин как катарсис – разрядка, снятиенапряжения, тревоги, вследствие доведения до сознания подавленных идей,переживаний, чувств, желаний и воспоминаний. [21, с. 283]
К.Юнг был одним из первыхучеников Фрейда. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание,личное бессознательное, коллективное бессознательное. Однако Юнг пошел дальшеФрейда, сделав упор на то, что личное бессознательное содержит в себекомплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний,вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родовогонаследственного опыта. [28, с. 200 ]
В коллективном бессознательном,по мнению Юнга отражены все мысли и чувства, общие для всех людей и являющиесярезультатом нашего общего эмоционального прошлого. Также коллективноебессознательное содержит архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которыепредрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на событияопределенным образом. Юнг также сформулировал концепцию экстраверсии(направленность субъекта на внешний мир) и интроверсии (ориентация навнутренний мир, собственные переживания), которая объясняет своеобразныепроявления, интенсивность, возможные причины возникновения эмоциональныхреакций. Помимо этого Юнг расширил свою типологию за счет четырех основныхпсихологических функций: мышления, ощущения, чувства, интуиции. [29, с. 239-244]
Юнг подчеркивал, чтоосновную роль в психологии должно играть изучение эмоций: «Только психологиястала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т.е. чувства), потомучто именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологиючасто обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, неудается понять научную и практическую необходимость того, почему стоитпридавать значения чувству». [27, с. 115]
Другим, не менееизвестным учеником Фрейда, но отошедшим от него был А.Адлер. Он подчеркивал,что основное в человеке – общественное чувство – «чувство общности» илисоциальный интерес. Согласно этому, Адлер уделял внимание двум видам эмоций: несвязанным с обществом, которые относятся к достижению индивидуальных целей, исвязанным с обществом, которые способствуют социальному взаимодействию. Несвязанные с обществом эмоции (гнев, страх, отвращение) направлены накачественные изменения в жизни человека, даже за счет других людей, так как ониявляются результатом ощущения неудавшейся жизни и собственнойнесостоятельности. Социально ориентированные эмоции – радость, смех, симпатия –«чистейшее выражение социального интереса». [27, с. 138]
По Адлеру, выраженностьсоциального интереса – показатель психического здоровья. Кроме этого, Адлер полагал,что источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентностиявляется чувство неполноценности, которое в своих крайних формах заставляетчеловека стремиться к превосходству над другими, чтобы почувствовать своюзначимость, компетентность, ценность, самодостаточность.
Карен Хорни – видныйпредставитель неофрейдизма, описывала эмоциональное благополучие как «состояниевнутренней свободы», при котором «все способности человека полностьювостребованы». [27, с. 152]
Под состоянием внутреннейсвободы Хорни понимала освобождение от чувства тревоги, вызванной ощущениемопасности, сознанием того, что тебя не любят и не ценят. Базальная тревога –основополагающая концепция Хорни, вынуждает человека отказываться от своихистинных чувств и тщательно разрабатывать стратегии психологической защиты,которые отдаляют его от истинных симпатий, антипатий, опасений и желаний. Поутверждению Хорни, укоренения базальной тревоги в детстве полностью зависит ототношения родителей к ребенку. Если родители дарят любовь, заботу, тепло иласку, максимальное количество положительных эмоций, то в дальнейшем у ребенкане сформируется базальное чувство враждебности. К сожалению, подавленныечувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являютсяродители, проявляются в отношениях с другими людьми как в настоящем, так и вбудущем. [28, с. 257]
Г.С. Салливан –неофрейдист – считал, что с самого рождения человек нуждается в ласке,нежности, любви и стремится избежать тревоги и беспокойства, которые доставляетему внешний мир. Это стимулирует человека к взаимодействию с другими людьми и кпостроению межличностных отношений.
1.3 Бихевиоризм
Человек в концепциибихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее обучающеесясущество, запрограммированное на определенные реакции, действия, поведение.Изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать нужное поведение, в томчисле и эмоциональные реакции. Например, Уотсон не делал никаких различий междувыработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса усобаки, полагая, что все эмоциональные проявления являются результатомвыработки классических условных рефлексов. [20, с.283]
Другой радикальныйбихевиорист Б.Ф.Скиннер отстаивал описательный подход к изучению чувств. Онпредложил наблюдать связанное с ними поведение. «Мы определяем эмоции — до техпор, пока мы хотим этого,- как слабость или силу той или иной реакции…Ксожалению, ссылки на чувства или состояния ума имеют эмоциональную окраску,которой бихевиористы в своих объяснениях стараются избегать.» [27, с. 297, 307 ]
Тем не менее, по мнениюСкиннера, главным средством формирования нужного поведения выступаетподкрепление, которое может быть положительным, либо отрицательным. Почемуименно такие термины? Думается, прежде всего, потому, что они указывают насоответствующую полярность эмоциональных реакций, возникающих при использованиитого или иного вида подкрепления. Необходимо добавить, что подкрепления могутбыть не только материальными, но и такими, которые непосредственно связаны счувствами человека: похвала, порицание, неудача, удовлетворение от полученногорезультата, страх перед наказанием. Об этом неоднозначно говорит Д. Роттер всвоей теории социального научения. «На поведение человека влияет характер подкрепления,его ценность для человека, разные люди ценят и предпочитают разныеподкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-тоболее ценит деньги, или более чувствителен к наказанию». [25, с. 72]
Стоит упомянуть, чтоРоттер выделял типы поведения, нацеленные на сохранение дружеского отношения,интереса, любви, привязанности и преданности других. По утверждению Роттера,большинство из нас ощущает сильную потребность в любви и привязанности, т.е. втом, чтобы другие люди принимали нас и испытывали к нам теплые чувства. [27, с.613]
В рамках бихевиоризма А. Бандураделал основной акцент на роли научения через наблюдения в приобретении навыковповедения, но он также подчеркивал важность самостоятельных воздействийчеловека на окружение как причинного фактора во всех аспектах функционированиячеловека – мотивации, эмоций, действий. Одним из важных понятий всоциально-когнитивной теории Бандуры является понятие самоэффективности –«убеждении человека относительно его способности управлять событиями,воздействующими на его жизнь.» [27, с.569]
Динамикасамоэффективности, по мнению Бандуры, зависит от четырех факторов:непосредственного опыта, косвенного опыта, общественного мнения, физического иэмоционального состояния. Относительно влияния эмоций на самоэффективность,А.Бандура сделал интересные выводы, истинность которых на сегодня никто неотрицает. Сильные эмоции мешают деятельности, когда человек находится всостоянии стресса, сильной тревоги или страха, его уверенность в своей эффективностипонижается. Уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенностиоблегчают выполнение задачи. При этом влияние эмоционального напряжения зависитот определенных факторов:
1.        от уровнянапряжения – чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность;
2.        представлениячеловека о том, насколько его эмоции соответствуют действительности;
3.        сложность самойзадачи; эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-нибудьпростое, но мешает выполнению сложного. [27, с. 570-572]
Необходимо еще отметить,что Бандура провел много научных исследований на тему агрессивного поведениялюдей. На основании этих исследований он пришел к заключению, что гнев, какпроявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявлятьсятолько когда в условиях данной ситуации социально приемлемы образцы гневныхреакций. [15, с. 533]
В отношении эмоций такженемаловажно следующее утверждение Бандуры: мы испытываем положительные илиотрицательные эмоции в зависимости от того, насколько наше поведение соответствуетнашим личным стандартам. «Реакции самооценки приобретают и сохраняют критериипоощрения и наказания в зависимости от реальных последствий. Люди обычноудовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но недовольнысобой, когда что-то осуждают в себе». [27, с. 566] Если человек совершаетнедопустимые и несоответствующие своим стандартам поступки, во избежаниеобщественного или собственного порицания и, как следствие, негативныхпереживаний, он оправдывает себя, перестраивая свое сознание так, что этопозволяет ему уменьшить свою ответственность (чувство вины) или избежать ее.Бандура выделяет несколько способов уменьшения или избегания ответственности:
1.        моральноеоправдание – преступное поведение представляется необходимым для самозащиты идаже достойным;
2.        оправдывающеесравнение между своими действиями и еще большими проступками, совершеннымидругими;
3.        использованиесловесных ярлыков, к примеру, профессиональные киллеры убийства называют«исполнением контракта»;
4.        смещение ответственности– уменьшение значимости последствий своих действий путем переносаответственности на внешние причины;
5.        распылениеответственности – распространение ее на большое количество людей, в итоге никтони за что не отвечает;
6.        искажение илизамутнение связи между поведением и его вредными последствиями путемпреуменьшения этих последствий, игнорирования последствий либо неправильного ихистолкования;
7.        дегуманизацияжертвы или возложение вины на нее.
1.4 Когнитивноенаправление
Когнитивисты понимаютчеловека, прежде всего, как «думающего, понимающего, анализирующего», посколькувсю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с помощьюкогнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных теорий рассматриваютэмоции, в основном, как реакцию, обусловленную познавательными процессами.Американский психолог А. Бек говорил, что «то, как люди думают, определяет, чтоони чувствуют и как действуют.» [25, с. 77] По мнению когнитивистов, разумдолжен служить фактором контроля и замещения эмоций. В последние десятилетиястало заметным распространение когнитивных подходов и приемов в психотерапии сцель видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь иблагополучие человека. Патологическое эмоциональное состояние и неадекватное поведениеесть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивнойтерапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочныхспособов переработки информации.» [25, с. 77] Бек вычленил и описал феноменавтоматических мыслей, которые обеспечивают непрерывный комментарий,сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Автоматические мыслинепроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут кэмоциональным и поведенческим реакциям. У эмоционально тревожных, лабильныхлюдей сочетание автоматического мышления и неприятных физических илиэмоциональных симптомов образуют замкнутый круг, приводящий к серьезнымэмоциональным расстройствам. По определению Бека, содержание этих мыслей«обычно не связано с какими-то эзотерическими темами, такими как кастрационнаятревога или психосоциальные комплексы, как могла бы предположить классическаяпсихоаналитическая теория, но имеет отношение к крайне важным социальнымвопросам, таким как успех или неудача, одобрение или неприятие, уважение илипрезрение…То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя икритикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечиваетнормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональныхрасстройств.» [27, c. 327-328]
В рамках когнитивногонаправления С.Шехтером была разработана когнитивная физиологическая теорияэмоций. Он предположил, что эмоции возникают на основе физиологическоговозбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. ПоШехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и какрадость, и как гнев, и как любая другая эмоция, в зависимости от трактовкиситуации. [10, с. 32] По представлениям Шехтера, на возникновение эмоция вместес воспринимаемыми стимулами и возникающими из-за них физиологическими реакциямив организме, также влияют прошлый опыт человека и оценка им сложившейсяситуации, с учетом имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Вэкспериментах Шехтера было также показано, что интенсивность и характерэмоциональных переживаний человека значительно зависит от того, каксопереживают ему другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит оттого, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает. [11,c. 52]
Наиболее разработаннойтеорией эмоций в когнитивном направлении является познавательная теория эмоцийМ.Арнольда – Р.Лазауруса. Согласно этой теории, эмоция возникает в результатевоздействия определенной последовательности событий, описываемых в терминахвосприятия и оценок. При этом восприятие трактуется как понимание, независимоот того, как воспринятый объект действует на воспринимающего. Таким образом,эмоция не является оценкой, но может быть ее составляющей. «Интуитивная оценкаситуации порождает тенденцию к действию, которая переживается как эмоция ивыражается различными соматическими изменениями и которая может вызватьэкспрессивные или поведенческие реакции.» [10, c. 31]
Очень популярной являетсяи на сегодняшний день теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Основныепонятия этой теории: диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в ситуации, когда человек располагает психологически противоречивойинформацией об объекте; консонанс – позитивное эмоциональное состояние,возникающее, когда ожидания человека подтверждаются. Чтобы избавиться отсостояния когнитивного диссонанса, человек может занизить уровень ожиданий,попытаться получить новую информацию, которая бы отвечала прежним ожиданиям,либо изменить содержание ожидания.
Не менее известная теорияличностных конструктов Дж.Келли является подходом к пониманию внутреннего миралюдей путем выяснения конструктов – системы дихотомичных понятий, с помощьюкоторых человек познает мир и устанавливает межличностные отношения. Конструкт– это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей исебя. Человеческие эмоции при этом рассматриваются как особые переходныесостояния системы личностных конструктов. Например, состояние тревоги,беспомощности, неопределенности возникают у человека, если он понимает, чтоприсущие ему конструкты не пригодны для предвидения событий, с которыми онсталкивается.

1.5 Гуманистическоенаправление
Если фрейдизм изучаетневротическую личность, желания, чувства, поступки и слова которой расходятсямежду собой, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые,гармоничные личности, достигшие вершины своего развития, вершины«самоактуализации». Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции длягуманистов не есть прямое отражение действительности, каждый воспринимает иинтерпретирует объективный мир по-своему. Роджерс полагал, что человек срождения движим потребностью развиваться и улучшаться. При этом Роджерспризнавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальныеимпульсы, когда они ведут себя вопреки своей природе. [25, с.87] Людиположительно оценивают те переживания, которые они воспринимают каксодействующие их личностному росту. И люди избегают и оценивают негативно тепереживания, которые препятствуют их самоактуализации. Роджерс ввел термины:конгруэнтность — соответствие переживания его настоящему содержанию, инеконгруэнтность – неспособность точно воспринимать реальность, неспособностьили нежелание точно сообщить свои чувства другому. Когда несоответствиепроявляется в несовпадении переживаний и их осознании, то Роджерс называет этоподавлением или отрицанием, мешающим правильно осознать и в итоге решить своипроблемы. Преодоление этих психологических механизмов защиты помогает достичь конгруэнтныхистинных переживаний. [27,с.374-375]
В гуманистической моделиличности Роджерса основными концептуальными блоками выступают: реальное Я –совокупность мыслей, чувств, переживаний «здесь и сейчас»; идеальное Я –совокупность мыслей, чувств, переживаний, которые человек хотел бы иметь. [20, с.279]
Чем больше Я-реальноеприближено по своим параметрам к Я-идеальному – тем выше степеньконгруэнтности. При сильных и длительных расхождениях между компонентамиЯ-реального и Я-идеального возникают эмоциональные и психологические проблемы.
По мнению Роджерса,здоровый, полноценный человек понимает и осознает свои эмоции, независимо оттого, выражает он их или нет. Именно поэтому Роджерс считал первой и главнойхарактеристикой эффективно живущего человека – открытость переживанию с полнойосознанностью самых глубоких мыслей и чувств.
Гуманистическая теорияличности А. Маслоу основана на мотивации и иерархии потребностей человека.Согласно автору, негативные эмоции и чувства людей являются результатом фрустрации,неудовлетворенных основных потребностей. По Маслоу, иерархия потребностейстроится следующим образом: физиологические потребности, потребностибезопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребностисамоуважения, потребности личного самосовершенствования. При этом Маслоувыделяет дефицитарную и бытийную мотивации, а также метамотивацию. Дефицитарнаямотивация связана с голодом, болью, страхом, при ее удовлетворении возникаетбытийная мотивация, направленная на получение удовольствия и удовлетворения внастоящее время. Метамотивация способствует поиску положительной цели,позитивных переживаний и чувств в будущем. С метамотивацией непосредственно связанывершинные переживания-«обобщение лучших моментов человеческого существования,счастливейших моментов жизни, экстаза, величайшей радости, блаженства». [27,с.410] По утверждению автора, события, которые вызывают вершинные переживания,могут быть не только радостными, но и трагическими (смертельная опасность,тяжелая болезнь, глубокая депрессия). Результатом вершинных переживанийявляется существенное изменение отношения к себе, другим людям, жизни, миру. Маслоунастаивал, что для самосовершенствования необходимы положительные эмоции ипризывал психологов к серьезному изучению воздействия эмоций на человека. Онсчитал, что отрицательные эмоции и внутренние конфликты забирают энергиючеловека, препятствуя тем самым его эффективному функционированию исамосовершенствованию.
Маслоу также добавил ксписку психологических защит десакрализацию и комплекс Ионы. Десакрализация –эмоциональное обеднение жизни, возникающее из-за страха перед глубокимиэмоциями. Комплекс Ионы – нежелание совершенствоваться из-за страха передтрудностями, боязни нового и отказа от привычного. «Благодаря» этим защитам, избегаясильных эмоций, человек обесценивает личностные ценности, слишкоминтеллектуализируется, не оставляя места искренним и непосредственным чувствам.[27, с.417]
Как резюмевышесказанному, следует привести высказывание Маслоу: «На самом деле людихороши и добры, если удовлетворены их основные потребности (в любви ибезопасности)… Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут даватьлюбовь и безопасность другим, их поведение и их чувства будут более спокойнымии надежными.» [27, с.416]

2 Отечественные ученыео проблеме эмоций
Одним из первых в Россиитему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека,в конце XIX века поднял русский философ-идеалисти психолог Грот Н.Я. В качестве основной единицы анализа психической жизни онрассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения,чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящегов действие. По поводу эмоциональных процессов Грот Н.Я. писал: «Терминчувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, но зато и всюсовокупность явлений удовольствия и страдания, т.е. те пассивные психическиесостояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценкидействующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели –внешний или внутренний.» [7, с. 63] По утверждению Н.Я. Грота, в отличие отощущений, которые не способны регулировать процессы организма, эмоции, какпродукт субъективной оценки ощущений, служат также оценке внутренних и внешнихотношений организма. Гармония и дисгармония внешних и внутренних отношенийстановятся источниками удовольствия и страдания. Сложные чувства образуютсясочетанием простых эмоций между собой и чувствований с ощущениями или идеями.При этом Грот Н.Я. полагал, что первичным чувствам и волнениям соответствуютконкретные представления из области познания; вторичным – конкретные понятия;более сложным чувствам – отвлеченные понятия.
Большим вкладом впонимании эмоций являются научные разработки русского физиолога П.В. Симонова иакадемика П.К.Анохина. Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции впроцессе эволюции возникли и закрепились как приспособительный механизм,удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующийсохранению жизни как отдельной особи, так и всего вида. Положительные эмоциивозникают, если реальный результат действия совпадает или превышаетпрогнозируемый результат, и наоборот, если реальный результат хуже ожидаемого –возникают отрицательные эмоции. При неоднократном удовлетворении потребности,сопровождающейся положительной эмоцией, происходит обучение и закреплениесоответствующей деятельности, а неоднократные неудачи, вызывающие отрицательныеэмоции, ведут к торможению неэффективной деятельности и способствуют поиску новыхспособов действий.
П.В. Симонов пыталсяобъединить потребностно-мотивационный и информационный факторы генеза эмоций,утверждая в своей теории, что эмоции – отражение мозгом качества и величиныактуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Правилавозникновения эмоции Симонов представил в виде формулы Э=П(ИН-ИС), где Э –эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальнойпотребности; (ИН-ИС) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основеврожденного и приобретенного опыта; ИН – информация о средствах, необходимыхдля удовлетворения потребности; ИС – информация о существующих средствах,которыми реально располагает субъект. Кроме перечисленных переменных, накачество, длительность и знак эмоций влияют: индивидуально-типологическиеособенности человека; фактор времени, в зависимости от которого эмоцияприобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения;качественные особенности самой потребности. В связи с этим эмоции, порождаемыедуховными или социальными потребностями, принято называть чувствами. [23,с.175-176] Согласно формуле эмоций, отрицательные эмоции возникают при низкойвероятности удовлетворения потребности. При возрастании вероятности достиженияцели и избытке сведений, необходимых для удовлетворения потребности, — рождаются положительные эмоции. Также из этой формулы следует, что эмоциявозникает только при наличии потребности; нет потребности – нет и эмоции, чтособственно является предметом оспаривания верности теории Симонова П.В. Поубеждению автора, отрицательные эмоции при недостатке сведений способствуютпоиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов(органов чувств), что приводит к реагированию на расширенный диапазон внешнихсигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Поэтому при решениипроблемы могут быть использованы случайные или маловероятные ассоциации,которые в безмятежном состоянии не рассматривались бы. Благодаря этомуувеличиваются шансы достижения цели. [11, с.54] Необходимо добавить, что врезультате выполненных П.В.Симоновым и его сотрудниками многочисленныхпсихофизиологических исследований были выявлены многие функции определенныхструктур мозга (передних отделов неокортекса, миндалины, гиппокампа,гипоталамуса), существенных для понимания нейрофизиологических механизмовэмоциональных процессов. В своей теории Симонов П.В. также обосновал и описалотражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную(замещающую) функции эмоций.
Безусловно, оригинальнаятеория П.В.Симонова вызвала много споров и нареканий. Наибольшим нападкам онаподверглась со стороны Б.И. Додонова и Е.П. Ильина, которые предложили научномусообществу свое видение эмоциональных процессов. Б.И. Додонов рассматривал всвоих работах проблему эмоций с точки зрения ценностей. Он выдвинул и обосновалположение об эмоциональной направленности личности как специфической длякаждого человека потребности в эмоциональных переживаниях. При этом Додонов всвоих исследованиях показал, что человек как личность проявляется в активной,мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональныйпроцесс, по мнению автора – это деятельность оценивания поступающей в мозгинформации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируютв форме его субъективных образов.[8, с.8] Додонов выделил следующие признакиэмоций:
1.        представленностьэмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
2.        двойственныйпсихофизиологический характер эмоциональных явлений (аффективное волнение – органическиепроявления);
3.        ярко выраженнаясубъективная окраска эмоций.
В противовес теорииСимонова П.В. Додонов Б.И. утверждал, что эмоция не просто эффект отпроизведенного сопоставления информации и потребности, но и сам процесссопоставления, т.е. оценивание действительности с точки зрения потребностей,планов индивидуумов, потому что древние эмоции были предформой мышления,выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции:«пристрастно» и «заинтересованно» оценивая действительность и доводя своюоценку до сведения организма на языке переживаний. [8, с.9] Додонов полагал,что нельзя охватить все эмоции единой измерительной формулой, так как разныеэмоции оценивают действительность по различным параметрам, потому для каждогокласса эмоций должно быть свое объяснение. В своих работах Додонов убедительнодоказывает, что эмоциональное насыщение организма является его важнойврожденной и прижизненно развивающейся потребностью. У людей наряду с целевымиустановками формируются также и установки на определенные комплексы эмоций,которые определяют направленность его личности. На основании этих положенийДодонов составил свою классификацию эмоций и согласно ей выделилсоответствующие типы личности. Виды эмоций по Додонову: альтруистические, коммуникативные,глорические (от лат. Gloria – слава), праксические (связанные с деятельностью),пугнические (от лат. pugna — борьба), романтические, гностические (от греч.gnosis – знание), эстетические, гедонистические (душевный и телесный комфорт),акзитивные (от фран. acgusisition — приобретение).
Ильин Е.П. определяетэмоцию как «рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлениемсубъективного пристрастного отношения (в виде переживаний) к ситуации, ееисходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этойситуации». [11, с.34] По мнению автора эмоции и чувства, со всеми присущими имфункциями участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольногокомпонента, регулируя как процесс осознания потребности и оценки ситуации, таки процесс принятия решения и оценки полученного результата. Поэтому, чтобыпонять механизмы управления поведением человека, необходимо понимать иэмоциональную сферу человека, ее роль в этом управлении. На основании этихположений Е.П.Ильин разработал дифференциально-психологическую концепциюструктуры эмоциональной сферы человека. Согласно Ильину, эмоциональная сферачеловека – это многогранное образование, включающее в себя: эмоции,эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности(при их акцентуации – эмоциональные типы личности), эмоциональные устойчивыеотношения (чувства), где каждое из них имеет отчетливые дифференцирующиепризнаки. Характеристики эмоционального реагирования, согласно автору,следующие: имеют знак (положительные или отрицательные переживания), влияют наповедение и деятельность (тормозят или стимулируют), интенсивность (глубинапереживаний и величина физиологических сдвигов), длительность протекания(длительные или кратковременные), предметность (степень осознанности и связи сконкретным объектом). Эмоциональное реагирование Ильин подразделяет наэмоциональные реакции (эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка,эмоциональный взрыв или аффект) и эмоциональные состояния (составляющая психическихсостояний, которая близка к настроению – эмоциональному тонусу). Обязательнымикомпонентами эмоционального реагирования являются: импрессивный,физиологический, экспрессивный (речевые, мимические, пантомимические,жестикуляционные средства и внимание к своей внешности). По мнению Ильина,предформами настоящих эмоций были эмоциональный тон ощущений и впечатлений.Ильин утверждал, что эмоция – это намного более высокий уровень эмоциональногореагирования, чем эмоциональный тон, потому что она имеет ряд преимуществ.Эмоция – это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Часто эмоцияпредвосхищает ситуацию и оценивает ее заранее. Если эмоциональный тон даетобобщенную оценку (приятно – неприятно), то эмоции оценивают ситуациидифференцированно, помогая тем самым заблаговременно и адекватно подготовитьсяк прогнозируемому событию. Эмоции, как и эмоциональный тон, являютсямеханизмами закрепления отрицательного и положительного опыта, при этом эмоциимогут проявляться активно (убежать от страха) и пассивно (замереть от страха).Также Ильин Е.П. выделил следующие свойства эмоций:
1.        Универсальность –независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которойони возникают.
2.        Динамичность –фазовость протекания эмоций, нарастание напряжения и его спад.
3.        Доминантность –сильные эмоции подавляют противоположные себе эмоции, не допуская их в сознаниечеловека.
4.        Суммация иупрочение – эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течениежизни, и, вследствие этого, увеличивается их интенсивность, происходитупрочивание чувств, переживание которых становится сильнее.
5.        Адаптация – придолгом повторении одних и тех же впечатлений происходит снижение остроты,притупление эмоциональных переживаний.
6.        Пристрастность(субъективность) – одна и та же причина у разных людей вызывает разные эмоции.
7.        Заразительность –человек может невольно передавать в процессе общения свое настроение,переживание другим людям.
8.        Пластичность –одна и та же по модальности эмоция может переживаться не только с различнымиоттенками, но и как эмоция другого знака.
9.        Удержание впамяти – способность эмоций долго храниться в памяти.
10.     Иррадиация –распространение настроения с обстоятельств, по поводу которых оно возникло, навосприятие в целом.
11.     Перенос –свойство чувств переноситься на другие объекты.
12.     Амбивалентность –человек может одновременно переживать отрицательные и положительные эмоции(смешанные эмоции).
13.     Переключаемость –предметом одной эмоции становится другая эмоция («мне стыдно своей радости»). [11, с.40]
По мнению автора, прямогосоответствия между чувствами и эмоциями нет, так как одна и та же эмоция можетвыражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разныхэмоциях. «Чувство – это эмоциональная установка, являющаяся долговременнымэмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный отклик в тот момент, когда вполе сознания появляется объект этого чувства.» [11, с.197] Также Ильин выделилследующие свойства чувств: модальность, интенсивность, устойчивость, широта,генерализованность, дифференцированность и обобщенность. Эмоциональные свойствачеловека Ильин Е.П. определял как характеристики эмоционального реагирования,постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека. Этими свойствами являются:эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональнаялабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность,эмоциональная устойчивость, оптимизм – пессимизм.
С.Л. Рубинштейн,выдающийся отечественный психолог, являясь представителем психологическойтеории деятельности, утверждал, что чувства человека — это его отношение кмиру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственногопереживания. [24, с. 377] Отличительными и существенными признаками эмоций,согласно Рубинштейну, являются: полярность (положительный или отрицательныйзнак, которые часто образуют сложное противоречивое единство); субъективноесостояние и отношение к объекту; противоположность напряжения и разрядки,возбуждения и подавленности. По мнению ученого, эмоции или аффективность –своеобразные познавательные процессы, которые специфическим образом отражаютдействительность, поэтому эмоциональные процессы нельзя противопоставлятьпознавательным. Согласно Рубинштейну, природа и функции эмоций определяютсяпроцессом деятельности человека, направленной на удовлетворение своихпотребностей и течением органических витальных процессов. В зависимости отудовлетворения или неудовлетворения потребности, о чем сигнализируют эмоции,человек может перестроить свою деятельность соответствующим образом, чтобыдостичь нужного результата. При этом течение эмоциональных процессовопосредовано такими психическими процессами, как: рецепция, восприятие,осмысливание, сознательное прогнозирование всего хода событий и действий. «Эмоциональныепроцессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости оттого, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие,которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к егопотребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходудеятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств всоответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций.» [24, с.379]Рубинштейн также постулировал, что у воли и эмоций общие истоки – потребности,так как человек осознает предмет, от которого зависит удовлетворениепотребности; в результате возникшего желания и чувства удовольствия илинеудовольствия, которое этот предмет доставляет, у человека формируется к немуопределенное чувство, и прилагаются определенные усилия для совершениядействий. Эмоции формируются в ходе деятельности человека, направленной наудовлетворение потребностей, и в то же время сами эмоции, или потребности,переживаемые в виде эмоции, побуждают человека к деятельности. Противоречивостьи амбивалентность чувств обусловлены разнообразием интересов, потребностей,установок личности. По мнению Рубинштейна, чувства и эмоции человека отражаютстроение его личности, выявляя ее направленность, ее установки, ее истинноесущество. [24, с.379]
С.Л. Рубинштейн выделялтри сферы эмоциональных проявлений личности. Первая – это сфера органическойаффективно-эмоциональной чувствительности, к которой относятся элементарныеудовольствия – неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Вторую,более высокого уровня эмоциональных проявлений, составляют предметные чувства(эмоции), которые связаны с обладанием определенными предметами и занятиямиотдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно их предметам,подразделяются на интеллектуальные, эстетические и материальные. Третья сфераэмоциональных проявлений человека связа с обобщенными мировоззренческимичувствами (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п.),которые отражают отношение человека к миру, социальным событиям, нравственнымкатегориям, ценностям. По глубокому убеждению Л.С. Рубинштейна, важнейшимисточником человеческих чувств является труд – основа человеческогосуществования. На основе зарождения совместного труда и деятельности в процессефилогенетического развития человечества, зародился новый мир специфическихчувств к человеку и к другим людям. Через отношения с другими людьми у человекаформируется определенное отношение и чувства к самому себе, личностные чувства,различные направления и стороны эмоциональности, общественные чувства.
Другой видныйпредставитель психологической теории деятельности А.Н. Леонтьев считал, чтоэмоции, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях иотношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельностьчеловека, также непосредственно отражают отношения между мотивами иреализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Леонтьев А.Н.дифференцировал эмоциональные явления на следующие подклассы: аффекты истрасти, собственно эмоции и чувства, которые, по его мнению, отличаются другот друга функционально и генетически, а также разной связью со структуройдеятельности, которую они регулируют. В отличие от аффектов, эмоции имеютидеаторный характер и способны регулировать деятельность в соответствии спредвосхищаемыми обстоятельствами. [14, с.161] Кроме этого, эмоции релевантныименно деятельности, а не отдельным актам и действиям, эмоции могут обобщаться,образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению Леонтьева, эмоции – этоширокий класс процессов внутренней регуляции деятельности, играющий рольориентирующих субъективных сигналов. [14, с.164] Простейшие эмоциональныепроцессы, согласно автору, являются врожденными и выражаются в двигательных,органических и секреторных изменениях. В процессе развития человека эмоцииотходят от инстинктов и приобретают сложнообусловленный характер,дифференцируются и образуют разнообразные виды высших или социальных чувств.А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, писал, что первые воспринимаютсясубъектом как состояния моего «я», вторые – как состояния, происходящие во мне.[14, с.165] К общепринятым определениям аффектов и эмоций Леонтьев добавил, чтоаффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этомсмысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоциипредвосхищают события. Кроме этого, аффективные комплексы при определенныхусловиях могут полностью вытесняться из сознания, а при частом повторенииситуаций, вызывающих отрицательные аффективные состояния, это приводит каккумуляции аффекта, которая может вылиться в «аффективный взрыв». В отличие отаффектов, эмоции являются более длительными состояниями, не всегдапроявляющимися во внешнем поведении, имеют ярко выраженный ситуационныйхарактер, а также могут возникнуть как реакция на аффект. Леонтьев также четкоразделял эмоции и чувства, отмечая что эмоция носит ситуативный характер, т.е.выражает субъективное оценочное отношение к существующей или прогнозируемойситуации, а также к своей деятельности в этой ситуации, в то время как чувстваносят отчетливо выраженный предметный характер. Чувства – это устойчивыеэмоциональные отношения. Существенно и то, с точки зрения Леонтьева, что эмоциии чувства могут не совпадать, но даже противоречить друг другу (например, поотношению к горячо любимому человеку мы можем испытывать гнев, раздражение илинеудовольствие в определенных ситуациях). Именно поэтому Леонтьев со скепсисомотносился к такому понятию, как «амбивалентность эмоций». По Леонтьеву, чувстваобразуют ряд уровней, начиная от простых чувств к конкретному объекту илипредмету, и заканчивая высшими социальными чувствами, связанными собщественными ценностями и идеалами и являющимися продуктом жизни человека вобществе, общения с другими и воспитания.
Немалый вклад в пониманиеэмоций внес замечательный отечественный психолог Вилюнас В.К. По егоутверждению, любое эмоциональное явление – это единство специфическогосубъективного переживания и некоторого отражаемого содержания. Эмоциональныепроцессы и состояния, рассматриваемые изолированными, не обнаруживаютпризнаков, позволяющих их четко идентифицировать и классифицировать. При этом,деятельность представляет собой сферу, в которой эмоциональные явленияобнаруживаются. [6, с. 4] В.К.Вилюнас в своих работах обосновал невозможностьсуществования эмоций без познавательных процессов, так как благодарявзаимодействию с восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую ипобуждающую функции. Также, в зависимости от познавательного содержанияпсихического образа, эмоции выделяют цели и побуждают человека ксоответствующим действиям. Основываясь на этих положениях, автор предложил своюклассификацию эмоций по их познавательной составляющей. Согласно этойклассификации, любой предмет познавательного процесса (восприятия, памяти,мышления) выступает как объект эмоционального переживания. Ученый убежден, чтознание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволитэкспериментально изучать эмоции через анализ познавательных процессов. ВилюнасВ.К. объясняет это положение тем, что познавательные процессы, которыеэмоционально переживаются, имеют ряд динамических отличий от эмоционально слабоокрашенных. К этим отличиям относятся темп, скорость, продуктивность познавательныхпроцессов. Изучение именно этих характеристик когнитивных процессов позволитсудить об эмоциональных процессах и состояниях, определяя характеристики самихэмоций: знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная илислабая).

Заключение
Проблема эмоций всовременной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферыпсихологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самымпристальным вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливатьсянеудачи в процессе поиска достаточно валидных, надежных и эффективных средствдля их объективного изучения. Поэтому нерешенных вопросов психологии эмоцийзначительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории эмоций восновном касаются отдельных аспектов проблемы и объясняют далеко не все, чтокасается эмоций.
А.Н. Леонтьев справедливополагал, что основная трудность при изучении эмоциональных явлений заключаетсяв том, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их наразличные подклассы, которые отличаются друг от друга не только генетически, нои функционально. К тому же термины «аффект», «эмоция», «чувство» частоиспользуются как тождественные, что не добавляет ясности концепциям. Нередко зачувства принимаются самооценка, нравственные качества, ощущения.
Психология эмоцийпринципиально отличается от других психологических проблем и, прежде всего,отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любоепсихическое явление выполняет две основные функции – отражения и регуляции,необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их иначе, чемкогнитивные процессы. Эмоции – более древняя форма отражения, чем болееосознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоцийс потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность имногообразие проявлений – важнейшие качества, составляющие специфику эмоций,существенно отличающие ее от других психических процессов. При этомэмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они нетождественны.
Также очень важным и доконца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагаетсвои, далеко не исчерпывающие понятия эмоциональных явлений, критерии дляоснования классификации эмоций. В качестве критериев (параметров эмоций)выступают: характер потребностей (витальные, базальные, небазальные); уровеньэмоций (простые, сложные); их знак (положительные, отрицательные); их связь смодальностью ощущений и восприятий; их связь с опытом (врожденные,приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные);отношение к состоянию активации (активизирующие, успокаивающие); их объект(направленность на себя или вовне); их интенсивность (сильные, слабые);длительность (кратковременные, длительные); их отношение к деятельности(ведущие, не ведущие) и т.д. Тем не менее, на сегодняшний день выработаны общиеподходы к пониманию и определению эмоций. Также общепринятыми являютсяследующие функции эмоций: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая,компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая,эвристическая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функциясинтезирующей основы образа, целостности отражения, функция активации имобилизации организма.
Доказано, что эмоциивлияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, чтоэмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными составляющимитемперамента и личности. Никто не оспаривает необходимость исследования эмоций,их функций в различных возрастных группах для понимания полноценного развитияличности, а также для диагностики и лечения психических нарушений.Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций нафизическое самочувствие человека, показали, что позитивные эмоции таят в себецелительные силы широкого спектра не только в плане здоровья, но и в смыслеповышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. Вто время, как негативные эмоции в определенных условиях не только подрываютфизическое и душевное здоровье, но и самым пагубным образом влияют наличностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.
На основании научныхисследований и разработок К. Изард выделил три основных способа устранениянежелательных эмоций: 1) посредством другой эмоции (приложение сознательныхусилий для активации желательной эмоции); 2) когнитивная регуляция(использование внимания и мышления для подавления и восстановления контроля наднежелательной эмоцией); 3) моторная регуляция (использование физическойразрядки эмоционального напряжения). Психическая регуляция связана либо своздействием извне (музыка, аромат, цвет, животные, лекарственные препараты,природный ландшафт, искусство, другой человек), либо с саморегуляцией. Частныеспособы регуляции эмоционального состояния, например, актуализация памяти ивоображения для вызова определенных эмоций, смехотерапия, тренинги,использование «защитных» механизмов, контрфактическое мышление, занижениеценности предстоящего события, аутогенная и релаксационные тренировки,ребефинг, холотропное дыхание, медитация и другие способы в основномукладываются в три глобальных способа, выделенных Изардом.

Список литературы
 
1.        АдлерА. Наука жить. – М.: Литература, Мир книги, 2004. – 58 с.
2.        АлександерФ. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. – пер.сангл. С.Могилевского. – М.: Издательство Эксмо-пресс, 2002. – 352 с.
3.        АнохинП.К. Эмоции. – Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.:Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
4.        ВеккерЛ.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл,1998. – 685 с.
5.        ВасилюкФ.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – СПб.:ИД «Невский проспект», 2005. – 79 с.
6.        ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. – СПб.: Питер, 2003. – 19 с.
7.        ГротН.Я. Психология чувствований. – Тексты под редакцией Вилюнас В.К., ГиппенрейтерЮ.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
8.        ДодоновБ.И. Эмоция как ценность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 79 с.
9.        ЕлисеевЮ.Ю. Психосоматические заболевания. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 284 с.
10.     ИзардК.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
11.     ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
12.     КрюгерФ. Сущность эмоционального переживания. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К.,Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
13.     ЛиперР.У. Мотивационная теория эмоций. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К.,Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
14.     ЛеонтьевА.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К.,Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
15.     МаклаковА.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.
16.     МясищевВ.Н. Психология отношений. – М.: Инфа-М, 2001. – 400 с.
17.     МакдауголлУ. Различение эмоций и чувства. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К.,Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
18.     НебылицынВ.Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. – Тексты под редакциейГиппенрейтер Ю.Б., Романова М.Е. – издательство МГУ, 1999. – 308 с.
19.     НемовР.С. Психология: Учебник в 3-ех кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательскийцентр Владос, 2003. – 688 с.
20.     Психология:Учебник для гуманитарных ВУЗов / под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. –656 с.
21.     Полныйэнциклопедический справочник. Психология / под ред. Мещерякова Б.Г., ЗинченкоВ.П., — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 896 с.
22.     ПервушинаО.Н. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2002. – 583 с.
23.     Психологияэмоций. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.:Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
24.     РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – 4-е издание. – Издательство МГУ, 1998. – 582 с.
25.     СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: учебное пособие. – изд. 18-е. – Ростов н/Д.: Феникс,2007. – 671 с.
26.     СимоновП.В. Эмоциональный мозг. – М.: Инфа-М, 2002. – 365 с.
27.     ФрейдтерР., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения,эксперименты. / пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 704 с.
28.     ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.