Реферат по предмету "Психология"


Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера

Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский городской педагогический университет
Самарский филиал
Кафедра педагогической и прикладной психологии
Курсовая работа
Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера
Выполнила студентка IV курса
заочного отделения
психолого-педагогического ф-та
Фадеева Е.С.
Научный руководитель
ассистент кафедры Добровидова Н.А.
САМАРА 2008
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты
1.1 Обзор литературных источников
1.2 Влияние цвета на человека
2. Практическая часть
2.1 Понятие проективные методики
2.2 Валидность и надежность теста ЦТО Люшера
2.3 Тест ЦТО Люшера
Заключение
Список использованных источников
Приложение № 1
Клинический (полный) цветовой тест Люшера
Интерпретация цветных пар по Люшеру
Приложение № 2
Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда
Введение
Одним из методовисследования личности в современной психологии является цветовой тест МаксаЛюшера.
Тест Люшераоснован на экспериментально установленной зависимости между предпочтениемчеловеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическимсостоянием.
Тестовыецвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов.
Существует«полный» тест Люшера (клинический), «малый» (восьмицветный).Клинический тест Люшера состоит из семи таблиц, на них — 73 цветных поля из 25различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протоколтеста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающийосознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можнопрочитать различные области психического состояния, душевного равновесия,эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клиническийтест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации исоответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение дляврача и психотерапевта. Сокращенный вариант клинического теста — восьмицветныйтест, состоит из 8 цветов — 4 основных (синий, желтый, красный, зеленый) и 4дополнительных (фиолетовый, коричневый, нейтральный серый, черный). Отражаетважные стороны человеческой индивидуальности и обращает внимание насуществование зон психологического и физического напряжения.
Во всем миреТест Люшера успешно применяется для:
самодиагностикии коррекции своего психологического состояния;
анализасемейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни;
контролядинамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и вовремя соревнований;
отборакандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подборапсихотерапевтических воздействий;
проведениясудебно-психологических экспертиз;
анализавнутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и [не] совершеннолетнихпреступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения.
Предпочтение,отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: этотвыбор точно отражает направленность испытуемого на определенную деятельность,его настроение и эмоциональное состояние. Десятки тысяч опытов с цветовымтестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всемумиру показали, что влияние цвета существует везде. [1]
Объектисследования: Цветовые психодиагностические методики личности.
Предметисследования: тест ЦТО Люшера.
Гипотеза: тестЦТО Люшера диагностирует не свойства личности, а ее состояния на моментдиагностики.
Цельисследования: Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера.
Задачиисследования:
Обзорлитературных источников по тесту ЦТО Люшера.
Влияниецвета на человека.
Валидность инадежность теста ЦТО Люшера
Тест ЦТОЛюшера.
Подведениеитогов выполненной работы.
Методисследования: Тест ЦТО Люшера.
1. Теоретические аспекты1.1 Обзор литературных источников
С моментапоявления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тестполучал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих.
Автор теста — швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле (Швейцария)в 1923 году. Его отец, доктор математики А. Люшер, был сотрудником ЛеопольдаЗонди. Тест создавался в 1947-49 годах (Максу Люшеру в это время былосоответственно 24 — 26 лет). Первая публикация с описанием теста Люшера вышла в1948 году. В 1949 году М. Люшер защитил докторскую диссертацию по философии ипсихологии. Очень быстро тест получает широкое распространение в странахзападной Европы и в США. Макса Люшера приглашали читать курсы лекций в лучшихуниверситетах Европы. В 1966 году он вновь возвращается на постоянное местожительства в Швейцарию. В средине семидесятых прошлого столетия тест Люшерапоявился и в Советском Союзе. Сначала только в Ленинграде, Москве и Новосибирске[15].
В настоящеевремя преобладает осторожное отношение к цветовому тесту Люшера (ЦТЛ). Основнымобъектом критики является теоретическая часть методики. По мнению критиков ЦТЛнедостает «строгой научности». В этом упрекает М. Люшера R. Meili (1960),считающий, что необходимым условием использования ЦТЛ на практике являетсятщательная научная разработка его основ. J. De Leeuw (1957) оценил теориюЛюшера, как «неприемлемую», но отметил, что эмпирические данные,полученные с помощью ЦТЛ в работах W. Furrer (1953) представляются ценными иинтересными. C. M. Braun, J. L. Bosta (1979) однозначно жестко оцениваютцветовой тест Люшера, как неадекватный диагностический инструмент [1].
В рядедругих работ (C. Freuch, B. Alexander — 1972; M. A. Pollatschek — 1977; L. V. Corotto- 1980; B. J. Levy — 1984), наоборот, указывается на то, что с помощью цветовоготеста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, егоэмоционально-мотивационной сферы [1].
ИсследованияL. Steide при проверке теста на валидность в случае цветовой слепоты показали,что инстинктивная реакция на цвет в терминах контраста делает Люшер-тествалидным даже в случае цветовой слепоты [20]. Проверку действенности теста Люшерапри дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу илиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Егообширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнаванияцветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту кцвету можно не принимать во внимание [7].
Исследовалисьсвязи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н.К. Плишко, 1980). Предпринятапопытка разработки на основе данного теста — методики, предназначенной дляизучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людями самому себе (А.М. Эткинд, 1980). Исследования Н.Н. Пуховского (1995) посвященыпсихометрической разработке цветового теста Люшера (8-цветный вариант). Помнению этого исследователя, тест «запускает» нейропсихологическиемеханизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционнойпроцедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционномряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормальногораспределения и отражает закономерности функционирования психологическихмеханизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивыеособенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делаетсявывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния[16].
В основном,с теоретическими основами ЦТЛ несогласны представители ортодоксальногобихевиоризма и ряда близких ему направлений в психологии, ставящие во главусвоих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главноеположение Люшера о независимости психологического значения цвета для человекаот научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретическиеположения. Вторым моментом является особый, метафорический язык описания Люшера.Он воспринимается как «несерьезный» и «ненаучный». Подобнаяоценка отражает господство в представлениях критиков Люшера «объективной»,механистической точки зрения на психику, проявляющейся в вере, что психикуможно описать понятиями и категориями того же типа, что используются вестественных науках. Но только объективный подход к психике, как смоглиубедиться в этом многие психологи, не позволяет понять психическую деятельность«изнутри», проникнуть в ее «святая святых» — субъективныймир человека [1].
В настоящее времяцветовой тест Макса Люшера находит широкое применение в психологическойпрактике по всему миру. И, несмотря на наличие некоторых недостатков, и критикив адрес данной методики, он является одним из наиболее удобных и частоиспользуемых методов в исследовании личности.1.2 Влияние цвета на человека
«Поданным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет напсихофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови,динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функциюсердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени,пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние,активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфическикак при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональнаяреакция является составной частью целостной психофизиологической реакцииорганизма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цветкак средство психической саморегуляции (Goldstein, K., 1942; Birren, 1961; Яньшин,1996).
Согласнообзору Ф. Биррена (Birren, 1961), наиболее ранние суждения о влиянии цвета наразличные системы организма и состояние человека в целом связаны с учением обауре и возможностью контакта между аурами больного и целителя. СледуяПарацельсу, суть лечения состояла в том, что врач сосредоточивал свое вниманиена представлении определенного цвета, что должно было повлиять на цвет ауры ифизическое состояние пациента. В общем плане темно-синий предполагал охлаждениеи успокоение, а красный и желтый — укрепляющее и возбуждающее действие. Ещекатегоричнее звучит утверждение цветотерапевтов Бэби-Брук и Эмбэра: „Лечениес помощью цвета, вероятно, было первым типом терапии, использованной человеком“(Babey-Brooke, Amber, 1979).
Позже (вXVII-XVIII вв) влияние цвета стало прописываться некоторыми врачами для леченияпутем освещения частей тела или ран. В частности, Хесси (Hessey, 1949) говорилследующее о влиянии цветов на организм и нервную систему человека: краснаячасть спектра действует на человека распаляюще, а синяя охлаждающе.
Синийсокращает артерии, вызывая повышение кровяного давления, „тонизируя кровь“,также анестезирует и имеет хороший эффект при заболеваниях кожи.
Зеленыйснижает давление и действует успокаивающе и гипнотически на нервную систему. Егохорошо применять в случаях нервного возбуждения.
Оранжевыйможет рассматриваться как стимулирующий и несколько поднимающий кровяноедавление. Желтый является психическим стимулятором.
Пурпурныйцвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий эффект синего(Birren, 1961).
Ф. Бирренприводит результаты экспериментов по воздействию цветов видимого спектра нарастения и животных (К. Menju, M. Natume, S. Mizutani; F. Ellinger). Наилучшийэффект на рост растений оказывает красно-оранжевая часть спектра. Красный такжеускоряет рост слепых утят, усиливает секрецию молочных желез у свиней, повышаеткровяное давление кроликов (Birren, 1961). Эти эффекты наблюдались внезависимости от того, облучалось ли все тело или только определенные его части. Синийоказывал противоположный эффект» [19].
«Влияниецвета на психологическое и физиологическое состояние — лишь один аспект сложныхвзаимосвязей цвета и человека. Другой аспект этих взаимосвязей, внимание накоторый обращается значительно реже, состоит в столь же закономерном влияниипсихического состояния на восприятие цветовой гаммы (колорита) окружающего мира.
Л.А. Шварц (Шварц,1948; Кравков, 1945), проследила изменения цветовой чувствительности взависимости от индуцированного экспериментатором эмоционального состоянияиспытуемых. В ее экспериментах при воспоминаниях о приятном у испытуемыхулучшалась чувствительность к теплой части спектра и ухудшалась к холодной, инаоборот. Согласно более современным данным Э.Т. Д.орофеевой (1970), приповышении чувствительности к красному налицо преобладание стенических (радость,гневливость), при понижении — астенических (тоскливость, страх) эмоций. Там,где повышена чувствительность к синему, — отрицательный знак эмоций (тоска,душевный дискомфорт), где понижена — положительный (радость, благодушие). Низкаячувствительность к зеленому связана с повышением внутреннего напряжения (гневливость,раздражительность, душевный дискомфорт). Когда чувствительность к красномунаибольшая, а к синему наименьшая, мы видим „радостное, солнечноенастроение“, а там, где соотношение обратное, — »печаль, тоскливость,грусть".
Сопоставлениедвух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействияцвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимостиот психологического состояния, — с другой, — приводят к выводу о тесной иоднозначной связи между характеристиками психологического состояния ихарактером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическоесостояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колоритнашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно переживается как эмоция,во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что то жесамое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цветаэмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, чтоконкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это ипозволяет использовать цвет как фактор психической регуляции" [19].
В работах,направленных на исследование семантического поля цветовых предпочтений (Ч.Е. Осгуд,Л. Сивик, О.В. Сафуанова), изучался в основном вербальный аспект цветовыхассоциаций и транскультуральные особенности цветовосприятия.
Многиеавторы, и в первую очередь сам М. Люшер, исходят из существования сложнойиерархизированной семантической структуры цвета. Нижний «этаж» представленфизиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состоянияи эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками ижизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, чтои в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являютсянеконвенциональными естественными символами обобщенных категорийдействительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам [19].
Г.Е. Бреславсчитает, что мы ошибаемся, когда рассматриваем цвет как свойство материала. Онутверждает, что в природе цвета нет, что цвет — «одна из особенностейвосприятия человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разнымифизическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами неиспускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеиваетсяи попадает в наши глаза. Цвет — это ощущение, возникающее в мозгу человека какреакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку его глаза» [10].
П.В. Яньшин утверждает,что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмомчеловека, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенноособенные отношения с человеческой душевной организацией». Понять это«нечто» невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться [11].
Л.Н. Миронова(1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возрастаи образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуютна человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностямлюдей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь,крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные,малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чемвозбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточновысокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилоговозраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованнойнервной системой [1].
Клиническиенаблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цветапозволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологическиехарактеристики:
1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой,активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы,скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличиваетмускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
2. Желтый — тонизирующий,бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующийдеятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеванияхпищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.
3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимаетнапряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы,ларингита и др.
4. Синий — замедляетсердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейтив тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительныхзаболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др. [по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра- 1973; Л.Н. Мироновой — 1984; И.В. Андрианова и Г.И. Демидова — 1991 г]
Наличиемногочисленного числа фактов о взаимосвязи цвета и психики; взаимосвязи цвета ипсихической деятельности человека, имеет большое практическое значение. Частотам, где традиционные методы клинического и психологического исследований непозволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики,либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическимсредством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.
2. Практическая часть2.1 Понятие проективные методики
Проективныеметодики (от лат. projectio — выбрасываниевперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности иразработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекциидля обозначения этих методик впервые использовано Л. Франком (1935) [3, с.250].
Полноеисследование Л. Франка, опубликовано в 1948 г. (Frank,1948). Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективногоисследования личности.
Направленностьна уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционныхпсихометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанныхпроцессов, а не перечень (набор) способностей, или черт.
Личность впроективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамическихпроцессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуальногоопыта.
Эта системаосновных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжениижизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначиваякаждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое иноедействие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства,высказывания, двигательные акты несут отпечаток личности. Это третье и основноетеоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» [2, с.290- 291].
Определяяспецифику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это приемисследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию,реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этойситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы впроективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различнуюинтерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективногосодержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым емуиспытуемым.
Общими длявсех проективных методик являются следующие признаки:
неопределенность,неоднозначность используемых стимулов;
отсутствиеограничений в выборе ответа;
отсутствиеоценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных» [2,с.291].
Л. Франкпервым разработал классификацию проективных методик:
Конститутивные.Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он долженпридать смысл (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков);
Конструктивные.Предлагается оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр),из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его;
Интерпретативные.Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тесттематической апперцепции — хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемомупредлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенныеситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследованияиспытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, чтопривело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чемдумают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается,что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даетвозможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов ипобуждений (ТАТ — тематический апперцептивный тест, тест фрустрацииРозенцвейга, тест Сонди);
Катартические.Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях(психодрама, проективная игра);
Рефрактивные.Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностироватьпо тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средствакоммуникации (анализ почерка, особенностей речевого общения) [2, с.291 — 293,14].
Экспрессивные.Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную илизаданную тему (дом-дерево-человек, несуществующее животное, кинетическийрисунок семьи);
Импрессивные.Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из рядапредложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательный, предпочитаемый имстимулы (тест Люшера);
Аддитивные. Вэтих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего началопредложения, рассказа или истории. Методики предназначены для диагностикиразнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков доотношения к половому воспитанию молодежи [2, с.294; 5].
Проективныеметодики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации иотношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или вформе различных личностных установок. Если большинство психологических приемовнаправлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективныйхарактер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своейцелью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных«интерпретаций» [14]. Они, по признанию психодиагностов, в меньшейстепени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, ипотому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективныхметодов связанно с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не можетугадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми илииными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению,защитным реакциям при обследовании [6, с.290].
Первоеописание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различнуюинтерпретацию, принадлежит Г. Мюррею (Murray, 1935). ПоложениеГ. Мюррея, в которых проекция рассматривается, как естественная тенденция людейдействовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психическойорганизации, является наиболее ранним приложением понятия проекции кпсихологическому исследования. По его мнению, защитные механизмы в процессепроекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого временитеоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованиюличности, не формировалась [3, с.250; 2, с.290].
В начале40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набираетзначительную силу. В советской психодиагностике первые упоминания о проективныхметодиках появились в конце 60-х гг.
Проективныеметодики становятся едва ли не самыми популярными в психодиагностике, оттеснивна второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимаютлидирующие положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего вобласти клинической психодиагностики. Свидетельство тому — специальные научныеинституты и общества, созданные во многих странах мира; посвященные исключительнопроективным методикам (периодические издания и монографии; регулярно проводимыемеждународные конгрессы). Проективные методики удачно дополняют существующиепсихометрические методики, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубокоскрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.2.2 Валидность и надежность теста ЦТО Люшера
Согласно М. Люшеруотношение испытуемого к цвету определяется его эмоционально-мотивационнымисвойствами. В противовес этой точке зрения ряд исследователей (Блейхер В.М., КрукИ.В., Урванцев Л. П) считает, что на выбор цвета могут влиять самыеразнообразные факторы (от особенностей стимула до индивидуально-типологическиххарактеристик испытуемого). В работе (Базыма Б.А. 1985), с помощью методамногомерного шкалирования было обнаружено, что ведущее влияние на цветовыепредпочтения оказывают 2 фактора: эмоциональная оценка цвета, как определеннойнеразложимой целостности, и осознаваемая или неосознаваемая эмоциональнаяоценка ассоциаций, вызываемых цветом [22].
Цветовойтест построен на разработанной профессором Люшером функциональной психологии. Втесте Люшера «Структура» или основное значение цвета остаетсяпостоянным. Эта структура определяется как «объективное значение» цвета.Темно-синий цвет означает, например, «покой», безразлично, нравитсяон кому-либо или нет. Напротив, «функцией» профессор Люшер обозначил«субъективную позицию относительно цвета», которая различна уразличных людей. Один может находить определенный цвет приятным, другому онможет казаться скучным, третий может относиться к нему индифферентно, тогда какчетвертому этот цвет может показаться абсолютно отвратительным [7].
Чрезвычайносущественным представляется вывод Б.А. Базымы [1] о том, что анализцветопредпочтения следует проводить с учетом той роли, которую играет цвет дляданного испытуемого в данном эксперименте. Действительно, одним респондентомцвет воспринимается просто как субъективно приятный сенсорный раздражитель (чтои предусмотрено инструкцией), другим — как символ чего-либо, у третьего цветстимулирует предметно-конкретную ассоциацию и пр. Инструкция часто (по крайнеймере, в клинике это обычное явление) «нечаянно» нарушаетсяиспытуемым, и тест Люшера обращается в ЦТО, т.е. выявляет не какие-то глубинныепсихические залежи, а опосредованную цветом и ранжированную по актуальностииерархию отношений испытуемого к конкретным объектам (о чем зачастую незадумывается испытуемый и не узнаёт экспериментатор). Возможно, тест Люшера — этои есть ЦТО, это всегда тест отношений к чему-либо, но в одних случаях объектосознается, а в других — нет. И лишь последний случай составляет собственнолюшеровскую процедуру, которая по своей сути является частным, идеальнымвариантом ЦТО — цвета ранжируются исключительно по зрительным симпатиям иничему больше, а стоящие за ними объекты остаются вне осознания [20].
«Мини-опросв среде коллег — медицинских психологов, показал, что из тех, кто постояннопользуется методикой, практически никто не заполняет канонические протоколы, нестроит „кубы“ полного варианта и т.д. Внимание обращается на попарноерасположение основных и дополнительных цветов (стоящих, прежде всего, в первыхи последних позициях), на уровень тревожности, на общий характер и устойчивостьряда. „Провокационный“ вопрос о том, к чему тест Люшера болеечувствителен — к актуальному эмоциональному состоянию или к устойчивымличностным особенностям — вызвал разделение экспертных оценок примерно поровну(примечательно, что компромиссных ответов типа „чувствителен и к тому, и кдругому“ практически не было). Наконец, в ситуации, когда возникаетпротиворечие между результатами цветового теста и собственной эмпатическойинтуицией экспериментатора, предпочтение всегда отдается последней, особенно втех не столь уж редких случаях, когда и остальные психодиагностические данныерасходятся с результатами пробы Люшера.
В самомделе, то, что казалось таким логичным при чтении лучших образцов литературы,зачастую оказывается бесполезным в ситуации реального обследования, когда, например,при биполярным расстройстве и депрессивный, и маниакальный больнойдемонстрируют один и тот же „светофорный“ выбор — 3, 4 и 2 на первыхпозициях (что, кроме прочего, составляет идеальную „рабочую группу“ идолжно свидетельствовать о прекрасной работоспособности), причем первый изреспондентов честно признается, что ему „абсолютно все равно“ и онвыбирает цвета именно „как светофор, лишь бы что-то выбрать“.
Следует,разумеется, учитывать клинический диагноз и психический статус пациента. Но втом и проблема, что одной из главных задач патопсихолога остаетсядифференциальная диагностика, а в этом смысле тест Люшера собственнойвалидностью, по-видимому, не обладает и может рассматриваться только каквспомогательный инструмент.д.ругими словами, для того, чтобы проводить цветовуюдиагностику при конкретном психическом заболевании, надо заранее быть увереннымв том, что имеешь дело именно с этой болезнью» [13].
Уже около 50лет известно, что выбор двух цветов — черного и желтого — является ярковыраженным индикатором суицидальных тенденций, что рассматривается какагрессивность по отношению к себе. Если же эти два цвета выбираются какполярные или если предпочтение отдается черному, а желтый полностьюигнорируется, то это является показателем агрессии по отношению к другим. Этоочень важный статистический показатель для правонарушителей (исследования впсихиатрической клинике при Бергенском университете, Норвегия). На медицинскомотделении Йельского университета было доказано (Остин (Austin), 1980), что извсех использованных тестов цветовой тест Люшера был единственным, которыйпредоставил статистически верную корреляцию (т.е. взаимосвязь) физиологическихи психологических факторов [21].
Валидность инадежность теста ЦТО Люшера вызывает спорные мнения. Так в патопсихологии тест даетпротиворечивые результаты и самостоятельно использоваться не может. Например,при биполярном аффективном расстройстве — испытуемый может выбрать цвета — красный, желтый и зеленый, на первых позициях, при маниакальной фазе, но это небудет свидетельствовать о его состоянии в целом [7].
Тест Люшераможно применять и он дает хорошие результаты при отборе кадров, для оценкисостоянии личности на данный момент, индивидуализации мер психологическойкоррекции и психотерапии и многое другое, но все же следует с осторожностьюрассматривать результаты и лучше проводить дополнительные методики поисследованию личности, т.к цветовой тест Люшера очень легко обойти. Для этогоследует запомнить последовательность из 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый,коричневый, фиолетовый, серый, черный).2.3 Тест ЦТО Люшера
Данный тест относитсяк проективным методикам, к группе тестов импрессивных.
Методикаоснована на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшеромв 1948 г.
Характеристикацветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основныецвета:
синий — «Эмоциональная глубина», является концентрическим, гетерономным,объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; символизирует — покой,удовлетворение, нежность, любовь и склонность;
cине-зеленый — «Волевое усилие», являетсяконцентрическим, автономным, оборонительным, предохранительным, владеющим,настойчивым; символизирует — самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценка;
оранжево-красный- «Ударная сила воли», является эксцентрическим, автономным,наступательным, моторным, завоевательным, влияющим; символизирует — желание,возбуждение, агрессивность;
светло-желтый- «Живость чувств», является эксцентрическим, гетерономным,ожидающим, способствующим расцвету, надеющимся, ищущим; символизирует — изменение,стремление к общению, экспансивность, веселость.
Приотсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны заниматьпреимущественно первые пять позиций [4, с.93; 14].
«Дополнительныецвета:
фиолетовый;
коричневый;
черный;
нулевой (серый).
Модификацияцвета — фиолетовый, коричневый, черный и серый (5, 6, 7 и 8) — относятся кдругой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный- это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовыйцвет — это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красногои черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской. Предпочтение,отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, вбольшинстве случаев указывает на нарушение. Они символизируют негативные тенденции:тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как иосновных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределениемпо позициям» [4, с.93].
Инструкция попроведению теста. Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностьюнаверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему большевсего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет кактаковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п.Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Кроме того, ни вкоем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух илинескольких цветов подбиралась именно как комбинация. Карточку с выбраннымцветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попроситевыбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следуетположить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишитеномера карточек в разложенном порядке.
Через 2-3минуты опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то жесамое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладкив первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбиратьцвета, как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй- действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретироватьрезультаты соответствующего тестирования.
В результатетестирования получаем восемь позиций:
первая и вторая- явное предпочтение (обозначаются + +);
третья ичетвертая — предпочтение (обозначаются х х);
пятая ишестая — безразличие к цвету (обозначаются = =);
седьмая ивосьмая — антипатия к цвету (обозначаются — -).
На основаниианализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристикувыбранных позиций:
1-я позицияотражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит онамерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);
2-я позицияпоказывает цель, к которой стремится испытуемый;
3-я и 4-япозиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемымистинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который емуподсказывает ситуация;
5-я и 6-япозиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Оникак бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение,мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция можетсодержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладываетсявременно как неподходящий в данной ситуации;
7-я и 8-япозиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавитькакую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
+ + х х = = — -
3 4 1 0 2 5 67
Записьвыбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения суказанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого,фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:
Зоны (+ +; хх; = =; — -) образуют 4 функциональные группы.
«Интерпретациярезультатов тестирования:
Одним из приемовтрактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Еслиони занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства,потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность,негативное состояние.
Рассматриваетсявзаимное положение основных цветов. Основные цвета, по мнению М. Люшера,символизируют следующие психологические потребности:
№ 1 (синий)- потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительнойпривязанности;
№ 2 (зеленый)- потребность в самоутверждении;
№ 3 (красный)- потребность активно действовать и добиваться успеха;
№ 4 (желтый)- потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Когда,например, № 1 и 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональнуюгруппу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность „вовнутрь“.Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность,самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4(красного и желтого) подчеркивает направленность „вовне“. Сочетаниецветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимостииспытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в однойфункциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от средыи субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности»вовне" (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4)рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь»,автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.
Еслиосновные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности визвестной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенностьиз-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться какисточник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенностьотсутствием покоя, привязанности.
Возможностиоценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходяиз следующих посылок.
Зеленый цветхарактеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чемобеспечивается поддержание работоспособности.
Красный цветхарактеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижениюцели, что также содействует поддержанию работоспособности.
Желтый цветограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности(иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
Если все этитри цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивнаядеятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второйполовине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.
Показателитревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, ивсе остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим жезнаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности,негативного состояния.
А А А
1 6 0
В тестеЛюшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета изнаком -, например:
Показателикомпенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либоосновным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиций) цвет, поставленный в 1-юпозицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом,настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место,ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когдакомпенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличияпоказателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточнойоптимальности состояния.
В тех жеслучаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результатытеста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативногоотношения к окружающей ситуации.
!!!!!!
А А А
2 1 4
Показателиинтенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Еслиосновной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительнослабым (это отмечается одним восклицательным знаком (!); если цвет в 7-йпозиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции,ставятся три знака (!!!). Таким образом, может быть поставлено до 6 знаков,характеризующих источники стресса, тревоги, например:
!!!!!!!
С С С
+ + +
6 0 7
Подобным жеобразом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсациейслужит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков.Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится одинвосклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первуюпозицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, считается,что чем больше знаков "!", тем прогноз неблагоприятнее.
С учетомполученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия порегуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторноетестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) можетдать информацию о снижении тревожности, напряженности.
Особо важноезначение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета впоследней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветовсо знаком -). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками,значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обратитевнимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация,по нормальной ли схеме она построена?
Может бытьтакже проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемаяцель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красныйцвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью,мотивами и самооценкой реального своего состояния.
Анализируя иинтерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическуюинформацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед,изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изученииличности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, еепсихологических особенностях.
То же самоеследует сказать о перспективах использования результатов теста для оценкисостояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однакосовпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции)и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить оразвитии у испытуемых различных негативных состояний" [4, с.95 — 99].
Заключение
Изпроделанной работы можно сделать вывод, что ЦТО тест Люшера до сих пор находитширокое приминение в психологической практике.
За все годысуществования тест ЦТО Люшера подвергался как критики и несогласии многихавторов (Блейхер В.М., Крук И.В., Урванцев Л. П), так и одобрение (Базыма Б. А)в его валидности и надежности. Множество авторов (Л.Н. Миронова (1984), Шварц,1948; Кравков, 1945, П.В. Яньшин, 1996 и др.) подтверждается влияние цвета наорганиз человека в целом.
Влияниецвета на детей и взрослых осуществляется по-разному. Так нервная системаздорового ребенка объективно нуждается в энергетическом воздействиидлинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенкиоказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цветовые симпатиидетей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета. Цветаможно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития,и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовойдепривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормальногохода развития нервно-психической деятельности ребенка. В этой связи, можнопредположить, что «ночные страхи» детей младшего школьного возраста,при которых ребенок не может заснуть в темной комнате из-за страха перед еечернотой и требует приоткрыть дверь или зажечь свет, связаны, кроме всегопрочего, и с «цветовой (световой) депривацией». Страх ребенка, темсамым, отражает фрустрацию, возможно, обостренной потребности в цветовомвоздействии на его ЦНС.
У взрослыхцветовые симпатии в большей мере зависят от информационной составляющейцветового воздействия, которая, в свою очередь, определяетсяобщественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовыевыборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности встабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксациинад потребностью в активности.
Тест Люшераоснован на положении о том, что субъективный смысл цветов для всех людейявляется одинаковым. Однако это допущение не всегда соответствуетдействительности. Могут существовать межиндивидуальные различия в цветовыхассоциациях. Цвет, который для одного человека выражает потребность в успехе,для другого может быть символом потребности в разрушении, а для третьего можетбыть связан с теплом и покоем. Да, статистически взаимосвязь между цветом ипотребностью существует, однако, в каждом конкретном случае такая связь может ине совпадать с общепопуляционной нормой. Да и само понятие общепопуляционнойнормы недостаточно определено. Не исключено, например, существованиемежкультурных различий в цветовой символике человеческих потребностей. А еслитак, то результаты диагностики потребностей, мотивации и эмоциональногосостояния любого конкретного человека нуждаются в проверке. При использованиитеста Люшера в индивидуальной консультации такая проверка не составляет труда. Исследовательскиезадачи с помощью теста Люшера также решаются неплохо, так как межиндивидуальныеразличия при статистической обработке нивелируются. Однако, применение тестаЛюшера как самостоятельной методики в практике психологической экспертизы, припрофессиональном отборе или для решения задачи оценки персонала совершеннонеприемлемо.
Опытыпоказывают, что через 1-2 месяца люди раскладывают ЦТЛ совершенно иначе — этосвидетельствует о том, что тест больше направлен на диагностику эмоциональногосостояния, которое переменчиво, а не на диагностику долговременных чертличности. Эмоциональное состояние человека может существенно меняться взависимости от ситуации. Однако если мы используем Люшера для тестированияодного человека многократно в течение достаточно продолжительного времени, томы можем обнаружить ряд повторяющихся от ситуации к ситуации особенностей. Крометого, мы можем выяснить, что люди существенно различаются по тому, остаются лиу них постоянными цветовые раскладки при повторных замерах, или они меняются. Втом случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинствеситуаций, мы можем сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности,более или менее постоянных чертах. Если же раскладки часто меняются, то мы можемпредположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью,непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения отпереживаний.
Тест даетхорошие результаты совместно с другими методиками, более полно и качественноотражая личностные особенности человека.
В своюочередь, тест широко применяется до сих пор, и это, обосновывает необходимостьдальнейшего развития и совершенствования цветовой психодиагностики в целом.
Список использованных источников
1.  Базыма Б.А. Цвет и психика: Моногр. / Харьк. гос. акад. культуры. — Х: ХДАК,2001. — 172с., ил. — книга в электронном виде.
2.  Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). стр.285 — 287, 290 — 294, 320 — 321.
3.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2006. — 528 с.: ил. — (Серия «Мастерапсихологии»). стр.165 — 166, 250 — 252.
4.  Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебноепособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2008. — 672 с. стр.92- 109.
5.  Носс И.Н. Психодиагностика. — Москва: Изд-во «КСП+», 1999. — книга в электронном виде.
6.  Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.К. Акимовой,К.М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2006. — 652 с.: ил. стр.64 — 65, 289 — 291.
7.  Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. — Мн.: Харвест,1999. — 448 с.: ил. — (Библиотека практической психологии). — книга вэлектронном виде.
8.  М. Люшер. Цвет вашего характера. РИПОЛ классик.М., 1997. — 240 с. — книга в электронном виде.
9.  Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995.- 176 с. — книга в электронном виде.
10.     Бреслав Г.Е. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000. — 214 с.
11.     Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996.
12.     http://psyfactor. org/lib/colorpsy7.htm#Струк — Цвет и психика (продолжение) Цветовой тестЛюшера. Б.А. Базыма.
13.     http://www.neuch.ru/referat/46562.html — К вопросу о валидности тестаЛюшера.
14.     file: // /C: / DOCUME~1 / Admin /LOCALS~1 / Temp / Rar$EX24.546/ ct/ct5p2.html — Основные цвета и модификацияцвета. Систематика восьми цветов.
15.     http://azps.ru/tests/2/lusher.html — Психологические тесты. Методцветовых выборов.
16.     http://www.psycheya.ru/lib/emoc_lb. htm — Соколова Е.Т. Проективныеметодики исследования личности.
17.     http://www.psycorr. com/Psich/lusher. htm — Восьмицветныйпсихоаналитический тест М. Люшера.
18.     http://www.childpsy.ru/index.php/view/diagn/?item=3650&cat=13&full=ys — Восьмицветный тест Люшера.
19.     http://magazine. mospsy.ru/nomer2/color01. shtml — Цвет как факторпсихической регуляции В. Яньшин. Московский психологический журнал №2, март2004.
20.     http://fima-psuchopadt. livejournal. com/706138.html — Цветовой тестМакса Люшера.
21.     http://www.profigroup. by/sup/5_2005/486/ — «Настоящий» Люшер.
22.     http://www.colorpsy. boom.ru/Sd. htm — К вопросуоб эмоциональных основных индивидуальных цветовых предпочтений в норме и припатологии. Базыма Б.А. Вестник ХГУ., №337, 1989, с.15-18.
Приложение № 1Клинический (полный) цветовой тест Люшера
Полныйвариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовыхтаблиц:
1. «серогоцвета»
2. «8-мицветов»
3. «4-хосновных цветов»
4. «синегоцвета»
5. «зеленогоцвета»
6. «красногоцвета»
7. «желтогоцвета»
В таблицу«серого цвета» входят — средне серый (0; он аналогичен серому из 8-мицветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-мицветов), светло-серый (3) и белый (4).
Таблица 2полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта тестаЛюшера.
Таблица 3: темно-синий(I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4). Каждый цветпредставлен в таблице по 3 раза (как и цвета последующих таблиц) с целью попарного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным»тонам таблицы 2.
Таблица 4: темно-синий(I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4). В этой таблицетемно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использованиеодного и того же цвета («основного») в нескольких таблицах ЦТЛпозволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко изучить отношение к немуиспытуемого.
Таблица 5: коричнево-зеленый(I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4). Здесь, в третий разприсутствует сине-зеленый (D2).
Таблица 6: коричневый(I1), красно-коричневый (D2), красно-желтый (O3), оранжевый (Р4). Первый из этихцветов аналогичен 6 из таблицы 2, а красно-желтый (O3) появляется в 3-й раз.
Таблица 7: светло-коричневый(I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей красного (O3) ижелто-красный (Р4). В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красныйцвет (Р4).
Цвета ЦТЛ,начиная с таблицы 4, относятся к определенным «цветовым колонкам». Ихчетыре — по числу «основных» цветов. В «синею» колонку (I1)входят цвета, обозначенные I1, в «зеленую» (D2) — D2; «красную»(O3) — O3; «желтую» (P4) — Р4.Интерпретация цветных пар по Люшеру
Позиции"+ +". Первый цвет синий:
+1 +2 (синийи зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойнойобстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.
+1 +3 (синийи красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление ктесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.
+1+ 5 (синийи фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении,стремление к эстетическому.
+1+ 6 (синийи коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти отконфликтов, избежать стресса.
+1 +7 (синийи черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху,неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
+1 +0 (синийи серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса,стремление к покою, отдыху.
Первый цветзеленый:
+2 +1 (зеленыйи синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности,обеспечивающей успех.
+2 +3 (зеленыйи красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям,преодолению преград в деятельности.
+2 +4 (зеленыйи желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности,желание произвести впечатление.
+2 +5 (зеленыйи желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности,желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на своипоступки.
+2 +6 (зеленыйи коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимостиотношения к себе со стороны окружающих.
+2 +7 (зеленыйи черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности вотношениях.
+2 +0 (зеленыйи серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желаниепроизвести впечатление.
Первый цветкрасный
+3 +1 (красныйи синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности,впечатлениям, удовольствиям.
+3 +2 (красныйи зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всехтрудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
+3 +4 (красныйи желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм,стремление к контактам, расширение сферы деятельности.
+3 +5 (красныйи фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность,стремление произвести впечатление.
+3 +6 (красныйи коричневый) — негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежеланиелишиться благоприятной ситуации.
+3 +7 (красныйи черный) — негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятнойситуации.
+3 +0 (красныйи серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.
Первый цветжелтый:
+4 +1 (желтыйи синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивномуэмоциональному состоянию, взаимовыдержке.
+4 +2 (желтыйи зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска первых путейрешения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
+4 +3 (желтыйи красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкойактивности.
+4 +5 (желтыйи фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желаниепроизвести впечатление.
+4 +6 (желтыйи коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональнойразрядке, отдыхе.
+4+7 (желтыйи черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем,склонность к необходимым, малоадекватным решениям.
+4 +0 (желтыйи серый) — негативное угнетенное состояние, стремление выйти из неприятнойситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.
Первый цветфиолетовый:
+5 +1 (фиолетовыйи синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.
+5 +2 (фиолетовыйи зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.
+5 +3 (фиолетовыйи красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремлениепроизвести впечатление.
+5 +4 (фиолетовыйи желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.
+5 +6 (фиолетовыйи коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональныепереживания.
+5 +7 (фиолетовыйи черный) — негативное состояние.
+5 +0 (фиолетовыйи серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.
Первый цветкоричневый:
+6 +1 (коричневыйи синий) — напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятнойситуации.
+6 +2 (коричневыйи зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой,чтобы избежать ошибки.
+6 +3 (коричневыйи красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.
+6 +4 (коричневыйи желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманныхрешений («мне все равно»).
+6 +5 (коричневыйи фиолетовый) — чувство, неудовлетворенности, стремление к комфорту.
+6 +7 (коричневыйи черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желаниеуйти от активности.
+6 +0 (коричневыйи серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, ане бороться с ними.
Первый цветчерный:
+7 +1 (черныйи синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставилибы в покое»).
+7 +2 (черныйи зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватноеупрямство.
+7 +3 (черныйи красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.
+7 +4 (черныйи желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.
+7 +5 (черныйи фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.
+7 +6 (черныйи коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти отбеспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
+7 +0 (черныйи серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивлятьсявсему, неадекватность.
Первый цветсерый:
+0 +1 (серыйи синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.
+0 +2 (серыйи зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желаниеоградиться от среды.
+0 +3 (серыйи красный) — негативное состояние, повышенные требования к окружающим, невсегда адекватная активность.
+0 +4 (серыйи желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.
+0 +5 (серыйи фиолетовый) — чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть эточувство.
+0 +6 (серыйи коричневый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного,трудного, от волнения.
+0 +7 (серыйи черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности,вероятность неадекватных решений.
Позиции" — ". Первый цвет серый:
0-1 (серый исиний) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.
0 — 2 (серыйи зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятнойситуации.
0 — 3 (серыйи красный) — раздраженность, чувство беспомощности.
0 — 4 (серыйи желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.
0 — 5 (серыйи фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.
0 — 6 (серыйи коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этомзавышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.
0 — 7 (серыйи черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активноестремление к деятельности.
Первый цветсиний:
1 — 2 (синийи зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативногострессового состояния.
1 — 3 (синийи красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти изэмоциональной ситуации.
1 — 4 (синийи желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания,чувство беспомощности.
1 — 5 (синийи фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений,чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.
1 — 6 (синийи коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поискподдержки.
1 — 7 (синийи черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность,стремление уйти из психогенной ситуации.
1 — 0 (синийи серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущениебесперспективности.
Первый цветзеленый:
2 — 1 (зеленыйи синий) — угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление уйти изнеприятной ситуации.
2 — 3 (зеленыйи красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средойсчитает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.
2 — 4 (зеленыйи красный) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования,нерешительности.
2 — 5 (зеленыйи фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленногодостоинства, неверие в свои силы.
2 — 6 (зеленыйи коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенныйсамоконтроль, необоснованное стремление к признанию.
2 — 7 (зеленыйи черный) — состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований,недостаточная целеустремленность.
2 — 0 (зеленыйи серый) — состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижениеволевых качеств.
Первый цветкрасный:
3 — 1 (красныйи синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поисквыхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.
3 — 2 (красныйи зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.
3 — 4 (красныйи желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление ксамооправданию.
3 — 5 (красныйи фиолетовый) — состояние стресса из-за неудачных попыток достичьвзаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.
3 — 6 (красныйи коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальнымсамоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.
3 — 7 (красныйи черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация,чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти изфрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.
3 — 0 (красныйи серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы,вероятность нервного истощения.
Первый цветжелтый:
4 — 1 (желтыйи синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремлениеподавить негативные эмоции.
4 — 2 (желтыйи зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.
4 — 3 (желтыйи красный) — состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе,претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.
4 — 5 (желтыйи фиолетовый) — эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги,разочарования.
4 — 7 (желтыйи черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремлениеизбежать контроля извне.
4 — 0 (желтыйи серый) — напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упуститьвозможности, напряженное ожидание.
Первый цветфиолетовый:
5 — 1 (фиолетовыйи синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремлениек сотрудничеству.
5 — 2 (фиолетовыйи зеленый) — стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.
5 — 3 (фиолетовыйи красный) — стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманныхдействиях.
5 — 4 (фиолетовыйи желтый) — настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.
5 — 6 (фиолетовыйи коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений,повышенная взыскательность к другим.
5 — 7 (фиолетовыйи черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремлениек взаимопониманию, откровенному выражению мысли.
5 — 0 (фиолетовыйи серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю,что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.
Первый цветкоричневый:
6 — 1 (коричневыйи синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-занедостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление ксамоограничению и самоконтролю.
6 — 2 (коричневыйи зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямоежелание выделиться, сомнения в том, что это удастся.
6 — 3 (коричневыйи красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и другихбиологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.
6 — 4 (коричневыйи желтый) — напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маскойуверенности и беспечности.
6 — 5 (коричневыйи фиолетовый) — негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления кчувственной гармонии.
6-7 (коричневыйи черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различнымзапретам.
6 — 0 (коричневыйи серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальныхпотребностей.
Первый цветчерный:
7 — 1 (черныйи синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получитьпомощь, поддержку.
7 — 2 (черныйи зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемыхдействий, стремление избавиться от помех.
7 — 3 (черныйи красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемойситуации, эмоциональное возбуждение.
7 — 4 (черныйи желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ отразумных компромиссов.
7 — 5 (черныйи фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.
7 — 6 (черныйи коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов,стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.
7 — 0 (черныйи серый) — стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
Первый цветсерый:
0 — 1 (серыйи синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.
0 — 2 (серыйи зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.
0 — 3 (серыйи красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий,раздражительность.
0 — 4 (серыйи желтый) — чувства тревожности, неуверенности.
0 — 5 (серыйи фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.
0 — 6 (серыйи коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколькозавышенная самооценка.
0 — 7 (серыйи черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошиеперспективы в будущем.
М. Люшерсоставил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разныхпозициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (некасаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и двепоследние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты" [4, с.99- 109].Позиция 1,2 Позиция 7, 8 0 4 хх 0 1 хх 0 6 хх 0 2 ххх  0 7 ххх 0 3 хх 1 7 хх 0 4 хх 2 7 хх 1 2 ххх 3 7 хх 1 3 ххх 4 0 хх 1 4 ххх 4 6 хх 2 0 хх 4 7 хх 2 1 ххх 6 0 хх 2 3 ххх 6 4 хх 2 4 ххх  6 7 ххх 3 0 хх  7 0 ххх 3 1 ххх 7 1 хх 3 2 ххх 7 2 хх 3 4 ххх 7 3 хх 3 5 хх 7 4 хх 4 1 ххх 7 5 хх 4 2 ххх 7 6 хх 4 3 ххх 5 3 хх 6 3 хх 7 3 хх
Подробное описание методики можно найти в книги Базыма Б.А.Цвет и психика.
Приложение № 2Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда
Проективнаяметодика «Цветовой тест отношений» (ЦТО), являетсяклинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональныхкомпонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд — 1985).
Теоретическойосновой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структурыотношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психическихструктур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительночувственной ткани сознания.
Методическойосновой цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент,базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальныхкомпонентов отношений к значимым другим и к самому себе, отражаются в цветовыхассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этомупредположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемыекомпоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальнойсистемы сознания.
В качествестимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица цветового тестаЛюшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Приотносительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цветаспектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый икоричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Процедура тестированиядостаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать ккаждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариантпроведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций.
Стандартнаяпроцедура проведения цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.
1. Определениелиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. Вкаждом конкретном случае их список может варьировать. Чаще всего, в него входят- «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое»,«настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач»,если обследуется больной, ограничений для внесения в список элементов оценкитех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.
2. Этаптестирования. Возможны два его варианта: диагностический и исследовательский. Впервом случае, испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие кданному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором, — испытуемому необходимопроранжировать все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия,содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям.
3. Послезавершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми цветовойтаблицы в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного дляглаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
4. Этапинтерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:
А) Проводитсясопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами,предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений поЛюшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три местав ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительномотношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4 — 5 места) — нейтральноеили равнодушное отношение. Последние три места — негативное, конфликтное отношение.
Б) Интерпретацияэмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого,позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношенийличности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :