Реферат по предмету "Психология"


Проблема отцовства в современной тувинской семьи

Психология
Проблемаотцовства в современной тувинской семьи
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава 1. Проблема изучения отцовства впсихологии
1.1.  Спецификасовременного отцовства в свете проблемы развития личности
1.2. Методы изученияфеномена отцовства и факторов оптимизации развития личности
Глава 2. Проблемы отцовства всовременной семьи
2.1. Проблема определенияотцовства
2.2.Проблема отцовства в современной тувинской семьи.
Глава 3. Методы исследованияотцовства в психологической практике
3.1. Экспериментальноеисследование структуры отцовства
3.2. Экспериментальноеисследование влияния отцовства на развитие личности
Заключение
Библиографический список
 

Введение
 
Актуальностьтемы: Психология отцовства — одна из наиболее интересных ив то же время наименее исследованных областей психологии родительства. Всовременной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу. Содной стороны, достоверно существует оформившийся в последние десятилетиясоциальный заказ на изучение проблем семьи и семейного взаимодействия,связанный с изменением традиционных семейных установок в современном обществе,когда в условиях профессиональной и экономической эмансипации женщин,либерализации брачных отношений акцентируется внимание на роли, функциях итребованиях к родителям.
Внастоящее время отцы проводят со своими детьмизначительно меньше времени, чем матери, причем лишь незначительная часть этоговремени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчиныникогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом смысле не только неуступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что, особенно внетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себягораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительноженскими. Например, при выравненных социальных факторах, таких, как количествовнерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, что и матери.
В современной городской семье эти традиции ослабели из-за женскогоравноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу и пространственнойразобщенности труда и быта. В патриархальной семье дети, особенно мальчики, проводилимного времени, работая с отцом и под его руководством. В городе дети не видят,как работает отец, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностейзначительно меньше, чем у матери.
Проблемысовременного общества, семьи, системы воспитания имеют социальные причины.Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формированияличности, и возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно сотстранением мужчин от воспитания молодого поколения.
Цель-изучениепроблемы отцовства.
Задачиисследования:
— рассмотреть проблему изучения отцовства в психологии;
— изучить проблему определения отцовства;
— выявить методы изучения феномена отцовства и факторовоптимизации развития личности;
-провести экспериментальное исследование в структуры отцовства.
Объектомданного исследования является проблема отцовства.
Предметом– современнаятувинская семья.
Структура работы. Даннаякурсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографическогосписка.
 

Глава1. Проблема изучения отцовства в психологии
 
1.1.Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности
Биологическиеи исторические предпосылки играют важнейшую роль в формировании личностисовременного человека, что касается формирования способов, особенностей ихарактеристик выполнения отцовской функции конкретным мужчиной. Биологические исоциальные факторы тесно взаимосвязаны, однако, по мнению И.С. Кона и В.В.Бочарова, если биологическое определяет психофизиологическую готовность котцовству, то социальные факторы достаточно жестко регламентируют реализациюэтой готовности. У человека различие отцовства и материнства и специфическийстиль отцовства зависят от множества социокультурных особенностей и условий исущественно варьируются. Социум не только предъявляет определенные требования квозрастному, экономическому, профессиональному, социальному статусу отца, нойрегламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом в системесоциальных ролей. Связанная с практикой разводов современная тенденция квоспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев матерью,приводит, как было отмечено еще в начале XXв. П.П. Блонским и Л.С. Выготским, к обеднению самого процесса воспитания,разрушению связей между поколениями, проблемам личностного становления молодогопоколения, росту социальных проблем.
Исследованияв рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитиеребенка еще до его рождения, когда отец оказывает влияние на его развитие черезобеспечение благоприятных условий. По мнению W.E.Fthenakis, взаимодействие сотцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, какполагает S. Barth(Barth S.,1999), отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм,дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за однипоступки и наказывая за другие, т.е. является проводником общественных норм иценностей. Доказано также и влияние отца на развитие различных личностныххарактеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию.
Отцовствокак совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающихвсе уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективнымихарактеристиками личности, такими, как потребности, влечения, желания, установки,и с субъективными характеристиками личности — ценностными ориентациями,мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным),Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины — это проблема личностного разdития,проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Подрастающий ребенокстановится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, всобственной значимости[1].
Отцовствотесно связано с такими понятиями, как социальная роль отца, различающаяся взависимости от общественной системы, социальной, экономической и политическойсфер общества, статуса мужчины в данном социуме, а также социальные стереотипы,предписывающие определенные правила выполнения этой роли, в том числе итендерные стереотипы, а также с такими личностными образованиями, какэмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка,самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. Многое зависитоттого, насколько данная роль принята мужчиной. Речь идет даже не столько обоперациональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии,интернализации роли отца конкретным мужчиной. Кроме того, важнейшим факторомотношения к ребенку являются отношения с собственным отцом, перенятие паттерновего поведения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствуетпроявлению чувств мужчинами.

1.2. Методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизацииразвития личности
В возрастной психологии взрослых в настоящее время сложилось дваподхода к изучению личности: возрастной и индивидуально-психологический, илиличностный. Первый из подходов отличается оперированием количественнымипоказателями, по которым прослеживается возрастная изменчивость в процессах,функциях, интеллекте личности. Массовый экспериментальный материал, полученныйпри работе с большим количеством испытуемых, подвергается статистическойобработке, в результате которой получают средний показатель развитияопределенной функции или процесса. Показатели индивидуально-психологическихособенностей личности необходимы для выявления закономерностей развития, вместес тем путь индивидуального развития может быть глубже понят на основе сравненияс общими закономерностями возрастного развития. Данный подход был взят вкачестве методической базы нашего исследования.
Второй подход с применением лонгитюдного метода характеризуетсяизучением изменений индивидуально-психологических особенностей человека напротяжении определенного периода его жизни.
Группу эмпирических методов составляет набор методов и методикдобывания научных фактов, среди которых наиболее распространенными являютсянаблюдение, эксперимент, тесты, беседа, анкетирование, изучение продуктовдеятельности, каждый из которых может быть применим для изучения особенностейотцовства. Анкетирование и другие опросные методы позволяют определитьпредставления испытуемых, касающиеся различных вопросов, связанныхс родительством, в частности с отцовством.
Третью группу методов составляют методы обработки данных,полученных с помощью эмпирических методов. Обнаруженные в исследовании фактыподвергаются качественной и количественной обработке. Качественная обработкаиспользуется при обработке единичных феноменологических фактов, для получениягрупповых показателей акцент делается на количественных методах обработки, втом числе и в сочетании с качественными. Применение методов статистическойобработки зависит от целей и задач исследования: при задаче проследить динамикуизменений достаточно средних показателей и выявления степени достоверностиразличий, при изучении структурных изменений применяют корреляционный ифакторный анализы.
Полученные факты могут служить аргументом для научных выводовтолько при достоверной интерпретации. Выявление причинно-следственных связей,вычленение существенного в различных фактах и установление на этой основе общихзакономерностей в изучаемых явлениях, обнаружение тенденций развития относятсяк завершающему этапу исследования, составляющему четвертую группу методов —интерпретационных, которые составляют: генетический и структурный методы. Висследовании родительства выбор интерпретационного метода зависит от позицииили подхода исследователя к данной проблеме. Можно выделить два основныхподхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправнойточкой изучения — ребенок или родитель. Первый, наиболее распространенный,рассматривает родительство применительно к развитию ребенка рассматриваетсявыполнение родительской роли через призму личности родителя. Здесь исследуютсясамореализация личности в родительстве, вводятся понятия «социальная роль»,«статус», «социальные нормы», «стереотипы и требования», исследуется феноментак называемого родительского «инстинкта» (материнского и отцовского), чувства,образы — Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначесвязанные и изменяющиеся с родительством[2].
В исследованиях отцовства в основном используется генетическийметод в связи с тем, что большинство исследователей изучают отцовство черезпризму его влияния на ребенка. В нашем исследовании мы придерживались какгенетического подхода в интерпретации результатов, так и структурного приразработке структурной модели феномена отцовства.
Родительство, в том числе и отцовство, является важнейшим аспектомразвития личности в период взрослости. Актуальность, связь со всемисоциальными, социально-психологическими процессами и с психологией личности, ис экзистенциальной психологией, и с социальной психологией, и с психологиейразвития, а также малая изученность, с одной стороны, и сложность исследованиявопросов данной проблематики, неразработанность и отсутствие однойсколько-нибудь определенной точки зрения или подхода к данной проблеме, сдругой стороны, обусловливают специфику исследования данной области вотечественной и зарубежной психологической науке.
Родительство — достаточно значимый аспект жизни каждого индивида,поэтому существует большое количество исследований и теоретических обобщений поданной теме, но в то же время, если материнская роль, статус, особенностиформирования чувства материнства, изменения, происходящие во времябеременности, изучаются  то проблемами формирования отцовского чувства и ролиотца, если и занимаются, то в основном в теоретическом аспекте. Таким образом,психологических исследований данной темы мало, в основном это теоретическийанализ частных аспектов проблемы. В последнее время возрастающий интерес к этойпроблеме выражается в появлении новых теоретических исследований. Например,исследование И.М. Марковской, изучавшей специфику представлений о семейныхтендерных ролях у различных поколений, работа Н.А. Коркиной, изучавшейотцовство в современной семье. Изучается влияние отношений с собственным отцомна мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей,специфика психологического сопровождения родительства, стереотипы современногоотцовства, влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей котцовств, зависимость ориентировки супругой в конфликте от образов родителей,сформированных в детстве, проблемы эмоционального состояния детей в неполныхсемьях, социально-психологические особенности формирования личности ребенка внеполной семье, проблемы детско-родительских отношений, вопросы психологическойготовности к отцовству проблема семейных отношений в период ожидания ребенка,особенности патернальной деривации в условиях семейного восприятия становлениятендерной идентичности ребенка в семье.
Таким образом, феномен отцовства, как и проблема оптимизацииразвития личности, исследуется в широком спектре проблем и вопросов,особенно за рубежом, однако сложность и многогранность данной проблемы, трудностив построении экспериментальных исследований, необходимость теоретического,социально-культурного и философского осмысления феномена отцовства, а такжеглубина и связь данного феномена с вопросами социологии, социальной психологии,психологии развития, психологии личности, антропологии, истории, культурологи,генетики, педагогики и многих других наук обусловливает малую изученностьмногих аспектов данной проблемы.

Глава2. Проблемы отцовства в современной семьи
 
2.1. Проблема определения отцовства
Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии,показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется, единого мненияотносительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже четкогоопределения, т.к. данный феномен не исчерпывается такими понятиями, как «роль»,«статус», «чувства», «мотивация», «ценностно-мотивационная» или «потребностнаясфера» или «самооценка».
Однако изучение феномена отцовства неразрывно связано с понятием«родительство», достаточно сложно определяемым, но в то же время более широким,чем понятие «отцовство».
И.С. Кон определяет родительство как систему взаимосвязанныхявлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б)специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в)обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям,стиль воспитания.
Р.В. Овчарова считает, что родительство — этосоциально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочноокрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя какродителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющейродительства.
Российский социолог Т.А. Гурко обращает внимание, что ванглоязычной литературе существует два термина, определяющих родительство:термин «parenthood» используется в анализе институциональных характеристикродительства, термин «parenting* — для раскрытия родительских ролей, одобряемых конкретнойкультурой моделей обращения с детьми.
Само же отцовство определяется в основном через введение общихнаучных терминов, которые позволяют выделять сложность изучаемого феномена.
Р.В. Овчарова подчеркивает, что отцовство является системнымобразованием, имеющим свою структуру и функции. Т.В. Архирева считает, чтоотцовство — открытая система, имеющая свою достаточно устойчивую структуру, —компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, врезультате чего возможно развитие данной системы[3].
Для дальнейшего изучения отцовства необходимо четкое определениеданного феномена, не основывающееся на отдельных понятиях, таких, как«чувство», «инстинкт», и в то же время конкретно определяющее специфическиеособенности явления.
Мы полагаем, что «отцовство» можно определить, каккатегорию психология личности, отражающую основные этапы развития личности,характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальныххарактеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельностичеловека: эмотивно-аксеологическом, когнитивном и операциональном; включающую всебя оценочный компонент и необходимость выполнения следующих функций: защитной— как кормилец и защитник; презентативной — как персонификация власти,воспитатель и высший дисциплинизатор; ментальной — как пример для подражания;социализирующей — как наставник во вне семейной общественной деятельности иотношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений.
 
2.2. Проблема отцовства всовременной тувинской семьи
Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи наразвитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее времясуществует большое количество исследований роли матери, влияния материнства наразвитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, еговоспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практическизначим при подготовке специалистов в области семейной психологии, а также присоставлении программ психологического сопровождения семьи.
Еще 3. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздниеисследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучениивзаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Дж. Боулби и другие). Однако, нанаш взгляд, именно изучение диады «отец — ребенок» позволит уточнить многиемалоизученные, но теоретически обозначенные
В связи созначительными изменениями в системе тендерных ролей, произошедшими в обществеза последние 50 лет, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, чтосвидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой тендерной системы, опереоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциациитендерных ролей.
Для нашего города данная проблема является особенно актуальной всилу исторических причин, включая особенности влияния тоталитарного государствана мужскую роль вообще и отцовство в частности. Мы посвятили нашу работуисследованию влияния феномена отцовства на развитие личности как ребенка, так исамого отца.
Существуют два подхода к изучению родительства в зависимости оттого, кто считается отправной точкой изучения, — ребенок или родитель: первыйподход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно кразвитию ребенка, во втором — рассматривается выполнение родительской роличерез призму личности родителя, здесь исследуются самореализация личности вродительстве и другие личностные характеристики, так или иначе изменяющиеся споявлением ребенка.
Исследования в рамках первого направления говорят о значительномвлиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитиисемьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим факторомнормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка всемье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа,благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерямипреодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становитсяпровоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожныхрасстройств, являющихся, как правило, предшественниками послеродовой депрессии,отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнанно.Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитиечерез обеспечение благоприятных условий.
Позднее отец помогает развитию ребенка в игре. Игры матери и отцаимеютразличные функции. Игры с отцом, в отличие от игрматери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла,способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства,собственного тела, что является важным условием интеллектуального развитияребенка.
Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитиедетей. Однако прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание икогнитивными достижениями была выявлена только для мальчиков. Это объясняетсятем, что отец дает пример практического и действенного решения различныхпроблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает такжеэмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрируетмужской подход к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках[4].
Кроме того,установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм.Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определеннымсобытиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения иморальную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставятопределенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются: 1)страх потери любви родителей, 2) идентификация с родителем (3. Фрейд), 3)развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затемчерез объяснение ребенку последствий его действий. Именно идентификацияявляется наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, иотец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь отца условна, чтоявляется важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому,что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детямотвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся кпроявлению детьми независимости.
Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладаютзначительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении стеми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которыхпринимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми всоциальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных»отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети.
Исследования растущих без отца детей  показали, что они менееуспешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчикиимеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностьюразграничения тендерных ролей.
Например, считается, что мужчины испытывают дискомфорт приприкосновении к младенцам, существует даже миф о брезгливости мужчин кмаленьким детям, однако, по мнению И.С. Кона, причинами этого могут быть вовсене очевидные факторы. Женщины очень часто отстраняют отцов от заботы о ребенкеили воспринимают отца лишь как заместителя матери, хотя по сути они выполняютразличные функции. Мужчины, кроме того, стесняются проявлять нежные чувства поотношению к ребенку, быть неуклюжими в общении с ребенком. Материнская функцияпризнается обществом почти священной и довольно хорошо регламентирована.Проявление материнских чувств являетсянормой. Мужчины же скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и поотношению к ребенку .
Проблема состоит в том, что ребенок вызывает эмоциональный отклику отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, восприниматьребенка как продолжение себя. Женщина подготовляется к общению с ребенкомзадолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщиныпоявляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка.
Мужчина отлучен от этого общения, поэтому чувство отцовства,эмоциональное восприятие ребенка затруднен. Женщина в период беременностиизменяется, она может прибегать к защитной «регрессии», в терминологиипсихоанализа, предполагающей детские эмоциональные реакции в столкновении свзрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализировать исхематизировать угрожающие переживания. Такая разница связана с традиционнымипредставлениями о мужественности, которые внушаются мальчикам. В этих ожиданияхне приветствуется фиксация на чувствах и переживаниях, а содержатся установкина хладнокровное избавление от них (подавление, вытеснение). Это приводит к тому,что мужчины подавляют проявления чувств, в том числе и чувств к ребенку.
Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу — оказатьпсихологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем,создав защитный барьер между нею и остальным миром. Как поведет себя будущийотец, будет зависеть от следующих факторов. Основные из них — его личностныйсклад, зрелость отношения к семье, осознанная оценка возникающих трудностей,способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом. Одноиз сильнейших переживаний — завороженность способностью женщины порождатьчто-то новое, давать жизнь. Вкупе с кормлением грудью, это вызывает у мужчинощущение могущественности женщины и, как писала К. Хорни, ощущение собственнойнезначительности, несовершенства. Это может спровоцировать у него чрезмерноеувлечение работой, другими женщинами или чем-то еще, что может привести к тому,что будущий отец упускает возможность установления контакта с ребенком.
Еще одной важной проблемой является то, что беременность женыактуализирует образы материнства, сложившиеся у мужчины ранее. Таким образом,очень важна реальная история отношений мужчины со своей матерью: насколькоприсутствовали забота, доверие, осознание отдельных от нее интересов ребенка — насколькомногомерный и позитивный образ женщины и матери сложился у мужчины.Беременность жены может актуализировать у мужчины детские отношения с егоматерью и спровоцировать различные реакции на реальные сложности, как уребенка, а не действия взрослого человека.
Ко всему этому прибавляется ощущение, что ребенок займет местомужчины в жизни женщины, она становится самодостаточной и получает все, что ейнужно, от ребенка. Страх быть ненужным становится одним из самых мощныхпереживаний этого периода. Боязнь кардинальных перемен в жизни и потеря свободыманевра в отношениях может даже быть причиной нежелания иметь ребенка.
Важно отметить, что хотя эти страхи могут не осознаваться, но онивлияют на поведение мужчины. Позднее проблемы, возникающие во время беременности,приводят к нарушению отношений в диаде «отец — ребенок», а иногда к проблемам всемье. Отец может отказаться от своей экзистенциальной, социализирующей роли ипревратиться только в источник материальных благ, если на ранних этапахразвития ребенка не возникло никаких чувств. Мужчина может воспринимать ребенкакак обязанного любить родителей и без близкой эмоциональной связи.Соответственно, он не будет стремиться к контакту с ребенком. Мужчина такжеможет отказываться общаться с ребенком-младенцем, мотивируя это его возрастом;при этом теряется возможность установления контакта с ребенком. На это могутповлиять установки матери в ее стремлении отстранить мужа от ребенка; тогда и сболее взрослым ребенком общение будет нарушено[5].
Таким образом, принятие роли отца оказывает влияние наоперациональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины.Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию иустановки человека, однако многие исследования говорят о том, что именнопринятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней.
Итак,существуют достаточно качественные эмпирические исследования отцовства, однакодо сих пор нет теоретической модели отцовства. Изучение отцовства проводится врамках следующих теорий: а) теория жизненного пути (она ориентирована наисследование того, как мужской опыт отцовства изменяется в связи с различнымипериодами жизни); б) социальная описательная теория (в ней делается упор на то,что отцы усваивают культурные образцы роли); в) теория социальной идентичности(она сфокусирована на то, как мужчины воспринимают идентичность отцаотносительно их других социальных ролей).
Самая часто используемая концептуальная модель отцовства —четырехфакторная модель вовлеченности отца, которая включает мотивацию, навыки,социальную поддержку, социальные условия и слишком узка по сравнению с теориямиразвития, такими как теория Э. Эриксона или теория социальной идентичности.
 По нашему предположению, вструктуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный (втом числе биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте,эмоциональные реакции, переживания); операциональный (умения по уходу заребенком и общение с ним); ценностно-смысловой (отношение отца к ребенку,включая экзистенциальные переживания). Кроме того, в данную структуру входитсквозной интегральный компонент — оценочный, это: 1) самооценка как элементЯ-концепции, принятие или непринятие роли отца, рациональная и эмоциональнаяоценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих,базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах ипредписаниях по выполнению роли отца, требованиях, которые необходимо соблюдатьдля соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формированиясобственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образыЯ-идеального.
Однако отцовство невозможно рассматривать в отрыве от семейной исоциальной ситуации. В контексте семьи на взаимоотношения отца и ребенкаоказываю г влияние множественные факторы, среди которых  на первый планвыдвигаются факторы отца, матери и ребенка, факторы отношений матери и отца, атакже влияния окружающей среды.
Идентификацияс ролью отца, навыки и ответственность оказывают важное влияние на отцовство.Изменчивость индивидуального выполнения функций отца обусловливает два важныхмомента: а) положительная поддержка матери может помочь мужчине быть болееответственным отцом даже при плохих экономических условиях; б) сильное желаниеотца, знания и навыки, вероятно, могут преодолеть отрицательное отношениематери, конфликты с ней, а также неблагоприятное влияние среды. Некоторыеисследования также показывают, что отношения мужчины с его собственным отцоммогут быть фактором, помогающим собственной идентификации в роли отца, черезидентификацию со своим отцом или компенсацию его ошибок.
 

Глава 3. Методы исследования отцовства в психологической практике
3.1. Экспериментальное исследование структуры отцовства
Исследование структуры феномена отцовства проводилось всоответствии с разработанной нами в процессе теоретического анализа феноменамоделью структуры отцовства и выдвинутой гипотезой.
Исследование проходило в городе Кызыле,  с ноября 2002 г. по март2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на двегруппы по признаку наличия детей (50 мужчин, имеющих детей, 49 мужчин бездетей). Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст мужчин, имеющихдетей — 32 года, мужчин без детей — 29 лет) и социальным характеристикам — восновном испытуемые являлись служащими (71% — в первой группе, 68% — вовторой), студентами (8% и 10% соответственно), предпринимателями (18 и 19%соответственно), временно неработающими (по 3% в каждой группе) с высшим (49 и51% соответственно), среднетехническим и средним специальным образованием.Выборка формировалась случайным образом. Данные, полученные с помощьюисследования, были подвергнуты статистической обработке, факторному,кластерному и корреляционному анализам. Результатом стало выявление компонентовструктуры отцовства, что было положено в основу дальнейшего исследования.
Процедура разработки и апробации анкеты в двух вариантах включалав себя разработку вопросов, необходимых для выявления различных аспектовотцовства, включающих общие представления об отцовстве, детерминированныесоциальными стереотипами, оценку отношений с собственным отцом, оценкуотношений с ребенком. Для оценки эффективности вопросов сначала была проведенапредварительная апробация их с помощью метода беседы, затем анкета былапредложена 25 мужчинам различного возраста (от 18 до 59 лет) для выявлениянедочетов, дальнейшей корректировки и уточнения вопросов анкет. В результатеисследования было выявлено, что большинство испытуемых (74%) полагаютотцовство, как и родительство вообще, а также различные аспекты воспитания,естественным и простым процессом, однако затрудняются ответить на уточняющиевопросы, такие, как различие функций отца и матери, отношение к практикесовместных родов, специфика отцовской роли, конкретная реализация функций отца.
В основу исследования структуры отцовства была положенаразработанная нами в ходе теоретического исследования структурная модельотцовства, которая включает четыре блока: потребностно-эмоциональный,операциональный, ценности смысловой и оценочный, включающий в себя социальную иличностную оценку. Для выявления содержания данных блоков нами использовалисьследующие методики: Шестнадцати факторный опросник Кеттелла — 16PF, Тест смысло-жизненныхориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика«Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шеффера-Белла и др. (Schaefer E.S. — Bell К.А.), а также некоторыевопросы анкеты, имеющие интервальную шкалу измерения.
На основе анализа индивидуальных протоколов респондентов былаполучена общегрупповая матрица данных. Уровневые характеристики выборки,состоявшей из 99 человек, представлены в табл. 1,  из которых видно, чтонаибольшей дисперсией характеризуются данные, полученные по шкалам тестасмысложизненных ориентации (СЖО), наименьшей дисперсией характеризуются шкалыШестнадцатифакторного опросчика Кеттелла и опросчика PARI. Таким образом, наибольшийразброс наблюдается в данных по смысложизненным ориентациям, причем как длявсей выборки, так и для групп, разделенных по признаку наличия детей, чтосвидетельствует о высоких индивидуальных различиях результатов данногоопросчика. Данные, полученные с помощью Шестнадцатифакторного опросчикаКеттелла и опросчика PARI, являются более однородными как внутри выборки, так и внутрикаждой группы, что для PARI свидетельствует о наличии определенной модели поведения.Сравнение результатов данного исследования со статистическими нормами говорит,что средние и стандартные отклонения данных по шкалам ЛД и СЖО находятся врамках статистических норм данных методик, данные по опросчику PARI являются высокой нормой,данные по 16PF соответствуют средним значениям норм. Проверка по критерию Фишерапри уровне значимости, равном 0,05, показала, что дисперсии обеих группразличаются незначимо. Таким образом, незначительные различия генеральныхдисперсий выборок позволяют использовать для проверки статистических гипотез критерийСтьюдента и корреляционный анализ (Боровиков В.П., Боровиков И.П., 1998).
Обще групповая матрица данных была подвергнута факторному анализус подпрограммой поворота осей «Varimax normalized». В результате обработки данных по выборке мужчин-отцов, быловыявлено, что для изучаемого нами феномена можно выделить четыре устойчивыхфактора (табл. 1). Устойчивость проверялась путем аналогичной процедуры дляполовины выборки, полученной случайным образом. Приведем шкалы опросчиков суказанием их факторной нагрузки, которая отражает то, насколько данный пунктсодержит в себе некий базисный смысл (фактор). Знак факторной нагрузки имеетматематический, а не оценочный смысл и показывает, к какому полюсу фактораотносится рассматриваемая шкала.
Фактор 1, включающий следующие параметры — ограничение материролью хозяйки дома, подавление сексуальности ребенка, власть матери, ускорениеразвития ребенка (PARI) (0,723100 0,816629; 0,704940 и 0,794317 соответственно), крометого, отношения с собственной матерью, чувства при первой встрече с ребенком,подавление воли ребенка, «жертвенность» родителей, строгость родителей,раздражительность родителей, зависимость ребенка от матери, поощрениезависимости ребенка от родителей, подавление агрессивности ребенка,«мученичество» родителей, навязчивость родителей, избегание общения с ребенком(PARI)(0,434502; 0,496484; 0,472188; 0,463385; 0,428503; 0,629101; 0,448172;0,475823; 0,691540; 0,463911; 0,582999; и -0,488313 соответственно).
Таблица 1
Результаты факторного анализа данных
Первый фактор
Второй фактор Цели в жизни 0,815392 G (подверженность социальным нормам) -0,799054 Процесс жизни 0,888908 Q2 (конформизм-нонконформизм) 0,654399 Результативность жизни 0,795097 N (прямолинейность-дипломатичность) 0,698795 Локус контроля Я 0,825203 Н (склонность к риску) 0,5410 43 Локус контроля управляемость жизни 0,717228 С (стрессоустойчивостъ) 0,545964 Общая осмысленность жизни 0,942219 Жертвенность родителей -0,512188 Возраст отца -0,501321
Фактор биполярный, объединяет на положительном полюсе различныеаспекты родительской заботы, на противоположном — избегание общения с ребенком.Мы предлагаем назвать фактор «Социальные стереотипы родительства». Налицодостаточно четкая дихотомия между представлением о любви родителей как о «жертвеннойлюбви», распространенное в российском обществе, согласно исследованиямК.Н.Сухановой (Суханова К.Н., 2003), и «эгоистическим» отстранением от участияв судьбе ребенка. Если учитывать тот факт, что эти данные получены на выборкемужчин, то становится явным интересный парадокс. Современные статистическиеданные социологов (de Mause L, 1977) говорят об увеличении количества разводов и о том, чтомужчины принимают минимальное участие в воспитании детей, не живущих с ними водном домохозяйстве, в то же время представления самих мужчин об отцовствеявляют собой прямо противоположную картину. Такое расхождение может бытьобъяснено тем, что в исследовании принимали участие в основном мужчины, живущиесо своими детьми (97%). Однако в любом случае выявление данной дихотомииговорит о представленности этой проблемы в общественном сознании в видеопределенных социальных норм, стереотипов «хорошего отца — плохого отца».
3.2. Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитиеличности
Исследование влияния отцовства на развитие личности проходило вдва этапа: первым этапом было исследование различия характеристик личностногоразвития мужчин-отцов, в отличие от мужчин, не имеющих детей, которое проходилов городе Кызыл, с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. В исследовании принялиучастие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку наличия детей (50мужчин, имеющих детей, 49 мужчин без детей). Обе группы были уравнены повозрасту (средний возраст мужчин, имеющих детей, — 32 года, мужчин без детей —29 лет) и социальным характеристикам. Вторым этапом стало экспериментальноеисследование влияния отцовства на развитие личности, которое проводилось впериод с сентября 2003 г. по июнь 2004 г. В исследовании принимали участиевсего 95 мужчин, имеющих одного или более детей. Из них 45 мужчин (три группыпо 15 человек) составляли экспериментальную группу, подвергшуюсяэкспериментальному воздействию, 50 — контрольную. Обе группы были уравнены повозрасту (средний возраст экспериментальной группы — 32 года, контрольной — 33года) и социальным характеристикам. Экспериментальное воздействие представлялособой прохождение в течение двух месяцев специально разработанного намитренингового курса, направленного на принятие роли отца и формированиепродуктивного отцовства.
Ввиду того, что согласно проведенного нами теоретического анализаэтапов, факторов и критериев развития личности в период взрослости, наиболееобщим критерием развития в данном возрасте в современной психологической наукеи принятой нами методологической позиции полагается достижение зрелости —процесс, который можно конкретизировать через формирование ответственности, терпимости,толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, а также принимаяво внимание структурную модель отцовства, которая включает четыре блока;потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и оценочный,включающий в себя социальную и личностную оценку, для выявления влиянияотцовства на развитие личности, понимаемое нами как формирование ответственности,терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, намииспользовались следующие методики: Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла — 16PF, Тест смысложизненныхориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика«Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е.Шеффера-Белла и др. (Schaefer E.S. — Bell R.A.), а также некоторые вопросы анкеты,имеющие интервальную шкалу измерения. Данные, полученные в ходе исследования,были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализов.
Обработка данных. На основеиндивидуальных протоколов респондентов была получена обще групповая матрицаданных.
Сравнение выборок показало, что между выборками существуютзначимые по критерию Стьюдента с уровнем значимости 0,05 (р
Корреляционныйанализ показал, что существует значимая (при р = 0,05) положительная корреляциямежду наличием детей и следующими показателями (табл. 2): сила (самооценка себяпо фактору силы) (ЛД) — г-0,33 (при р = 0,05), цели в жизни (СЖО) г-0,44,результативность (СЖО) г = 0,29, «жертвенность» родителей (PARI) г —0,55, а также снекоторыми факторами по 16PF: фактор С (стрессо-устойчивость) г —0,67, фактор F (сдержанность— экспрессивность),г-0,37, фактор G (подверженность социальным нормам) г = 0,81, фактор N(прямолинейность-дипломатичность) г = 0,54, фактор Q3 (низкий — высокий самоконтроль) г—0,45. Значимая отрицательная связь наблюдается между наличием детей и такимипеременными, как: шкала равенства родителей и ребенка (PARI) г = -0,30, фактор Е(доминантность) г = —0,35, фактор Н (склонность к риску) г= —0,65, фактор I (жесткость — чувствительность) г =—0,65, фактор L (доверчивость-подозрительность) г = -0,37, фактор М(практичность—воображение) г = -0,43, фактор Q1 (консерватизм-радикализм) г= -0,55, атакже фактор Q2 (конформизм—нонконформизм) г — -0,54.
Таблица 2
Корреляция между наличием детей и различными факторами
Положительная (при р 0,05)
Отрицательная (при р 0,05) Сила (ЛД) г-0,33 Оценка равенства родителей и ребенка г = -0,30 Цели (СЖО) г = 0,44 Доминантность г = -0,35 Результат (СЖО) г-0,29 Склонность к риску г = -0,65 Оценка «жертвенности» родителей г-0,55 Жесткость г = -0,65 Стрессоустойчивость г = 0,67 Подозрительность г--0,37 Сдержанность г-0,37 Воображение г =-0,43 Нормативность поведения
г = 0,81 Радикализм г = -0,55 Дипломатичность г = 0,54 Нонконформизм г = -0,54 Самоконтроль
г-0,45
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что различиямежду личностными особенностями мужчин, имеющих детей, и мужчин, не имеющихдетей, действительно существуют, и что для мужчин-отцов характерны большаястрессоустойчивость, экспрессивность, большая подверженность социальным нормам,дипломатичность, более высокий самоконтроль, а также большая оценка себя пофактору силы (ЛД) и большая осмысленность целей жизни и удовлетворенностьрезультатом в настоящий момент. Однако такие мужчины менее доминантны, менеесклонны к риску, более жестки, менее подозрительны, более практичны, болееконсервативны.
I. Среди мужчин, не имеющих детей, 52%считают, что любят детей, но общаются нечасто, 32% — общаются часто, 12%испытывают желание отстраниться, для 76% пол ребенка не важен, свои отношения сматерью оценивают как очень хорошие 76% испытуемых, причем ни один испытуемыйне рассматривает свои отношения с матерью как плохие, в то время как отношенияс отцом классифицируются таким образом 20% испытуемых, однако 68% считают своиотношения с отцом близкими. 92% испытуемых планируют иметь детей в будущем исчитают, что рождение детей необходимо планировать, 92% считают, что появлениеребенка сильно изменит их жизнь, 48% представляли себе когда-нибудь своегобудущего ребенка, при этом 64% представляют себя в роли отца. На вопрос отрудностях, сопряженных с рождением ребенка, 44% ответили, что это материальныетрудности, 28% — ответственность. К практике совместных родов 36% относятсяположительно, абсолютное большинство — 44% — не знают или не задумывались обэтом, 40% считают, что с рождением ребенка изменится отношение окружающих кним, все считают, что в положительную сторону, станут более уважительными, приэтом 64% полагают, что изменится их отношение к самим себе, в сторону большейответственности, большей взрослости. По мнению данной категории испытуемых,отец должен давать ребенку представление об окружающем мире, физическоевоспитание, заботу, тепло, опору, опыт, поддержку, мужественность,представление об ответственности, мудрость, защиту, уважение.
2. Среди мужчин-отцов 76% любят детей, но общаются нечасто, 12%общаются часто, для 88% пол ребенка не важен, 76% оценивают свои отношения сматерью как хорошие, с отцом (как хорошие) — 64%. Первый ребенок для 92% былжеланным, при этом к известию о беременности 52% отнеслись с радостью, 12%испытали страх, 40% никаких особенных чувств не испытали, при этом, впервыеувидев ребенка, 68% испытали радость, а 12% — испуг. Во время беременности 52%отцов представляли себе будущего ребенка, 44% считают, что уже во времябеременности их жизнь сильно изменилась, 76% считают, что жизнь измениласьпосле рождения ребенка. С рождением ребенка мужчины сталкиваются сматериальными трудностями (36%), отсутствием времени (40%), нежеланием, страхомобщения с ребенком (12%). Практику совместных родов отвергают 52% мужчин-отцов,16% не задумывались об этом. При этом 68% отцов занимались сребенком-младенцем. В идеале отец должен давать ребенку навыки, уверенность,воспитание, радость, помощь, защиту, материальное обеспечение, мужские навыки,содержание общения, ответственность, воспитание характера, отношение к людям.При этом конкретный отец обеспечивает основное жизненное направление, общение,понимание и решение проблем ребенка, помощь, совет, деньги, жизнь, средства ксуществованию, научение, заботу, любовь, опеку, оптимизм, поддержку, смыслжизни, практические навыки оценивания обстановки и отношений, образование,будущее, статус. Отмечается также стремление дать все, что возможно и что всилах.
Отношение окружающих после рождения ребенка изменилось в сторонубольшего уважения для 50% испытуемых. Отношение к себе изменилось у 64%испытуемых в сторону большей ответственности (40%), заботы о ребенке, большейсерьезности, меньшего внимания на себя, увеличения требований к себе.
На предложение закончить фразу: «Мужчина без ребенка — это...» 72%дали негативную реакцию по отношению к такому мужчине. Приводились следующиесравнения: по мнению мужчин-отцов, мужчина без ребенка — «это очаг без огня»,«дом без крыши», «птица без крыльев», «жизнь впустую», «не мужчина», «безсердца», «пустота», «дерево без листьев», «дерево без ветвей», «машина безмотора», «тупик», «эгоист», «мальчик».
Таким образом, качественный анализ показал, что мужчины, неимеющие детей в настоящий момент, планируют это сделать в будущем, при этомвполне представляют себя в роли отцов и считают, что рождение ребенка сильноизменит их жизнь — с рождением ребенка изменится и отношение окружающих к ним вположительную сторону, изменится и их отношение к самим себе. То есть можноконстатировать наличие определенных представлений и стереотипов об отцовстве умужчин, еще не имеющих детей.
Для мужчин-отцов характерно положительное отношение к отцовству.Они считают, что отношение окружающих меняется в лучшую сторону, а мужчинаменяется в сторону большей ответственности и увеличения требований к себе.Можно отметить также сложности с ответами на некоторые конкретные вопросы,касающиеся взаимодействия с ребенком, что может говорить о меньшейвовлеченности конкретных отцов в жизнь детей.

Заключение
Такимобразом, многие Проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеютсоциальные причины. Участие отца в воспитании ребенка необходимо длянормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современныхсоциальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодогопоколения.
Проблема современной семьи в целом и отцовства в частности неявляется специфически детской или мужской проблемой, так как практика отцовствадетерминирована общественными процессами, и только в контексте всего обществаможет быть решена. Все это подтверждает, что существует потребность в грамотнойпропаганде отцовства в соответствующих социальных программах.
Итак, совершенно очевидно, что изучение феномена отцовства,оказывающего влияние на личностное развитие мужчины и ребенка являетсянеобходимым для более полного понимания процесса развития личности в семье.Современные социальные стереотипы отцовства являются весьма противоречивыми ипредставляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативныхтребований общества к тому, что именно должен делать отец. Это, по мнениюнемецких авторов, является следствием переходного периода в истории отцовства,когда общество всерьез обратило внимание на важность отца для развития личностиребенка и поставило перед исследователями многочисленные задачи кактеоретического (например, изучение механизмов ассимиляции и интернализацииотцовских функций, механизмов социального регулирования отцовства и т.д.), таки прикладного характера, решение которых возможно только при масштабном,лонгитюдном или кросскультурном исследовании феномена отцовства.
Таким образом, несмотря на то, что существуют определенныеобъективные свидетельства уязвимости отцовства в неблагоприятных социальныхусловиях, спада отцовского авторитета и кризиса семьи, можно говорить опостепенном изменении общественного мнения относительно отцовства. Значительнаясоциальная детерминированность отцовства в этом смысле позволяет делатьоптимистичные прогнозы. Мы строим свое поведение на основе моделей общества, номы и есть это общество.
 

Библиографическийсписок:
 
1. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г.Проблема отцовства в современной обществе. //Вопросыпсихологии.-2006.-№3.-С.122-130.
2. Борисенко Ю.В.Психология отцовства.-Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН»,2007.-220с.
3. Думитрашку Т.А. Структура семьи икогнитивное развитие детей.// Вопросы психологии.-1996.-№2.-С.104-113.
4. Калина О.Г., Хормогорова А.Б. Влияниеобраза отца на эмоциональное отношения в разновозрастных группах дошкольников.// Вопросы психологии.-2007.-№1.-С15-26.
5. Карабанова О.А. Психология семейныхотношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие.-М.: Гардарики,2004.-320с.
6. Кон И.С. Отцовство каксоциокультурный институт // Педагогика.-2005.-№9.-С.3-16.
7. Кочубей Б. Зачем нужен папа? //Семьяи школа.-1990.-№6.-С30-33.
8. Овчарова Р.В. Психологияродительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательскийцентр «Академия», 2005.-368с.
9. Паняева О. Роль отца в воспитанииребенка. //Воспитание школьников.-2003.-№2.-С46-47.
10.Паняева О. Специфика отцовскоговзаимодействия с ребенком.- 2003.-№3.-С55-59.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.