Реферат по предмету "Психология"


Проблема детской дезадаптации в социуме

План.
 
1.        Введение.
2.        Понятиесоциальной адаптации.
3.        Дезадаптированностьсирот в социуме.
4.        Дезадаптированностьдетей с ограниченными возможностями.
5.        Проблемыадаптации детей в МДОУ.
6.        Заключение.
7.        Литература.

Введение.
Проблема адаптации детейактуальна на данном этапе развития современного общества. Она многогранна ирассматривается в литературных источниках с медицинской, психологической исоциальной точек зрения. Вопросы связанные с адаптацией, изучаются в различныхаспектах: определение феномена социальной адаптации, анализ основных сторонсоциальной адаптации. В литературе ряд авторов, рассматривая проблемуадаптации, дает ей неоднозначное толкование. Разделяя или наоборот отождествляяс понятием социализация.
Я попытаюсь в даннойконтрольной работе раскрыть причины неадаптированности у социально незащищенныхгрупп детей: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, т.к. восновном, социальная адаптация у детей, воспитывающихся в обычных условияхпроходит мягче, потому что большую роль играет семья. А также проблемыадаптации детей в МДОУ, т.к. эта тема  для меня актуальна.

1. Понятие социальной адаптации.
Социально-психическая дезадаптированностьличности выражается в неспособности адаптации личности к собственнымпотребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью(дезадапатацией)  Д. В. Рязанов понимает состояние затруднения человека приинтеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением.Неадаптированность, по его мнению, проявляется в самых разнообразных формах.[1]Формы дезадаптации как процесса, ведущего не к разрешению проблемной ситуации,а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которыеона вызывает, можно представить в виде факторов, классифицируемых в зависимостиот рассматриваемого уровня проявления. С учетом иерархического подхода кизучению процессов дезадаптации выделяются следующие уровни:
1.        психосоматический;
2.        когнитивно-эмоциональный;
3.        клиническихсиндромов поведения и патология стилей жизни[2].
Дезадаптация рассматривается нами как состояниезатруднения  человека при интеграции в социум, сопровождающееся личностнымирасстройствами в виде нарушения личностных процессов.
Проблема социальнойадаптации является предметом исследования во многих областях знания, и каждаянаука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает многообразиепредставлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальнойадаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной         средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Внастоящее время существует множество подходов к анализу данного понятия, однаконаиболее распространенно выделение трех видов адаптации:
1.        черезприспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду иизменением себя;
2.        через преобразованиесреды;
3.        адаптацию путемсамоустранения или ухода из среды.
Согласно первомупреобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся  вкомфортности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации илиокружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумеваетизменения себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно,нужно соответствовать определенным нормам  и ценностям доминирующим вкультуре. 
Адаптация путемпреобразования среды заключается в модификации или изменении окружения всоответствии с потребностями индивида.  Данная форма адаптации часто носит видноваторского полведения и сопровождается созданием новых способов разрешенияпроблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности.
Третий вид адаптациипредставляет собой самоустранение и ли уход из среды. Этот путь актуализируетсятогда, когда два предшествующих пути не удалось реализовать в связи сневозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособностьюизменить или покорить окружающий мир с другой. Крайняя форма ухода из среды-самоубийство.
Понятие «Социализация» и«социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя отождествлять. Социальнаяадаптация это один из механизмов социализации. Социализация раскрывает механизмсоциального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, аадаптация- активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия неследует забывать, что они взаимосвязаны и тесно переплетаются.
Социальная адаптациявлияет на протекание процесса социализации, ускоряя или замедляя его. Так,успешная бесконфликтная адаптация, вхождение человека в новый коллектив, могутспособствовать скорейшей социализации. Процесс адаптации идет на протяжениивсей жизни человека. От того насколько успешно он будет происходить в детскомвозрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности. 
2. Дезадаптированность сирот всоциуме.
Начну с того, что приведуданные из печати: «из 15000 выпускников детских государственных  учреждений(детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000становятся бомжами, 1500 кончают с собой».[3] 30 % в  контакт справоохранительными органами  вступают из-за  своего асоциального поведения, а8% совершают уголовно наказуемые преступления, 32% — участвовали в уличныхдраках, оставшаяся треть – это чья жизнь сложилась относительно благополучно[4].
Дети –сироты – проблемнаягруппа, т.к. они лишены общения в семье, перенесли жестокое обращение, а вобычных условиях начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус,воспитание, здоровье, образование и многое другое, а иногда дажепсихологические характеристики.
Детям приходится частоменять место жительства, отсюда следует, что у них нет чувства дома. В 15-18лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решатьпроблему жилья, прописки, образования. К статусу сироты добавляется статусмигранта, а также статус чужака. Очень тяжело адаптироваться с такимпервоначальным капиталом.
Обычно у свободногоребенка есть несколько кругов общения: семья, школа(детский сад), кружки исекции, родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. Уребенка в детском доме кругов общения, конечно, значительно меньше, детиполностью отгорожены от внешнего мира.  Дезадаптированные дети особенно устаютот непрерывного общения на людях, но на практике такой возможности у них нет.
 
Кроме характера,воспитания, здоровья на адаптацию сирот влияет наличие родственников и степеньобщения с ними. Братьев и сирот разлучают, определяя в разные учебные заведенияиз-за возраста, из-за необходимости лечения и т.д.
Дети часто делают вывод,что лучшая защита, это нападение, иногда им легче ассоциировать себя снегативной средой. Им негде получить психологическую поддержку в конфликтнойситуации, они тяжело адаптируются из-за замкнутости гос.учреждения, которое иявляется препятствием по жизни. Они практически не могут вспомнитьположительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что являетсярешающим в успешной адаптации.
Ребенок с неустойчивойпсихикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системойценностей и опытом общения, не может сразу адаптироваться, не в состоянии сразу усвоить систему требований и норм, на основе которых строиться жизнь вприюте. Ребенок- существо деятельное, и поэтому адаптация его происходитуспешнее, если он с первых минут пребывания поставлен в позицию соучастника, ане просто потребителя.
Важное условие адаптации– исключение из педагогического обихода жестких и категоричных требований.Также нужно помочь ребенку восстановить самооценку.
Результаты исследованийпоказали, что ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всейжизни.  О причинах дезадаптированности детей-сирот можно говорить долго, нобудем надеяться, что реабилитационные центры, программы разрабатываемыегосударством принесут пользу и ситуация изменится в лучшую сторону…

3. Дезадаптированность детей сограниченными возможностями здоровья.
 
Сегодня в связи сизменением в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкойподрастающего поколения к жизни.
Дети с когнитивнымнарушениями –одна из категорий проблемных детей, не всегда имеющая возможностьинтегрироваться в общеобразовательную среду. Для них система дополнительногообразования имеет особое значение, т.к единственная возможность войти  средунормально развивающихся детей.
Наиболее точнойхарактеристикой этой ситуации являются слова Л.С.Выготского «о социальномвывихе» ребенка с отклонением «Физический дефект вызывает как бы социальныйвывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член- рукаили нога –выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи исочленения и функционирование органа сопровождается болью и восстановительнымпроцессом… если психологический телесный недостаток означает социальный вывих,то педагогически воспитывать такого ребенка- это значит вправит его в жизнь,как вправляется вывихнутый и больной орган.»[5]
Под социально-психологической реабилитацией мы понимаем социальную адаптацию, осуществляемуюпедагогическими средствами.
Для нормальной адаптацииребенка важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя,воспитать нравственное отношение к окружающим.
Здесь необходимо решитьдве основные задачи: создать условия, которое позволяет каждому ребенку скогнитивными нарушениями реализовать себя, помогут быть уверенными в себе ижить в тесном контакте с другими людьми; помочь окружающим- педагогам, членамсемьи, соседям школьникам – принимать, уважать детей с когнитивныминарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности испособности.
Эти основные задачи можноразделять на более частные:
1.        помощь в решениипроблем полноценного  социального функционирования, способствующая овладениюкомплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытоваяадаптация);
2.        максимальноевовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющихкогнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение кругаобщение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детскомколлективе);
3.        формирование иудовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширениизоны их творческих возможностей, круга интересов;
4.        оказаниеэмоциональной и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями,активизация его жизненных сил;
5.        помощь вопределении возможностей и способностей ребенка;
6.        информационнаяпомощь;
7.        изменениенегативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченнымивозможностями здоровья;
Решение вышеперечисленныхзадач является необходимым для социализации ребенка с когнитивными нарушениями.
Успешность интеграциидетей данной группы зависит не только от характера и степени имеющихся у нихнарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социальногоокружения, прежде всего, в той среде, в которую ребенок интегрируется. Проблемаадаптации детей с когнитивными нарушениями требует разработки новыхпедагогических технологий.

Проблемы адаптации детей в МДОУ.
Решила дописать и этуглаву, т.к. она очень для меня актуальна. Моему ребенку 3 года 2 месяца. Мырешили отправить его в ДОУ, для того чтобы скорректировать минусы домашнеговоспитания. Во-первых, хочу отметить, что на этот период приходится кризис 3лет.  Конечно, малыши 2-2,5 лет легче подчиняются, а вот среди детей постаршевсегда найдется свободолюбивая личность, которая не будет мириться с любымиограничениями.  Для того чтобы адаптация в социуме у ребенка проходила менеебезболезненно, необходимо ребенка отдавать в садик около 2-3 лет, а наименееблагоприятный возраст для поступления в детский садик это 4 года и промежутокот 5-6 лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкоеизменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкимилюдьми, может привести к неприятным последствиям.
Почему мы решили отдатьребенка в детский сад:
1.        нетпротивопоказаний врачей для посещения МДОУ;
2.        для развитиясамостоятельности; (для моего ребенка это убирать за собой);
3.        для развитиялогического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей (т.к.обучение в группе проходит легче);
4.        для  того, чтобыон научился общаться в коллективе, взаимодействовать с другими детьми на основедоговоренности, учета общих интересов (т.к. мой сын- единственный ребенок всемье, эта причина для него одна из  важных). В условиях детского сада исчезаетустановка «Я-МОЁ», появляется «НАШЕ- ОБЩЕЕ»
5.        избавление отэгоцентричных установок, обо всем происходящем он судит только со своей позициии отрицает все, что не отвечает его интересам.
6.        а также из-замедико-педагогических преимуществ.
Причины плохой адаптациидетей в МДОУ:
1.        естественноенежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения;
2.        болезненнопроходящая смена режима и обстановки;
3.        непривычная пища.На первый взгляд маловажная причина, но она может привести к полному отказу отпищи, вызывать рвоту и т.д.
4.        неумениевоспитателей заинтересовать и вовлечь в игры и занятия детей;
5.        детскоеодиночество, вещь довольно страшная, но распространенная. Дети в этом случаенапоминают улиток, ведут себя обособленно, не имею друзей. Это происходит из-затого что многие родители, решая материальные, профессиональные, личные и другиепроблемы, предоставляют малыша самому себе, ограничивая взаимоотношения с нимвопросами ухода.
6.        травмирующиеобстоятельства, малыша могли обозвать, обидеть, после такого ребенок не хочетобщаться с обидчиками, а порой даже замыкается в себе.
7.        у часто болеющихдетей, которые редко ходят в детский сад мало друзей, дети от этого страдают.
8.        издержкидомашнего воспитания;
9.        агрессивностьдетей. (Вспомнила случай из личного опыта, во время пребывания детском лагере уменя в отряде был мальчик, очень агрессивный, избивал сверстников и егоповедение нас тревожило. Мы попросили его нарисовать свою семью, так как он еепредставляет. На наше удивление рисунок оказался таким: прямоугольник -комната, в нем в углу забилась  маленькая мышь, Антон сказал, что это он, аогромный свирепый медведь, нависший над ним это его папа. Мама он изобразил ввиде белки, закрывшей лицо руками. Позже оказалось, что его папа военный,сильно избивал ребенка. Проблема такого асоциального поведения- насилие всемье. После того как психологи попытались поговорить с папой, ребенка излагеря забрали…)
Таким образом, существуетмного причин по которым дети плохо адаптируются в обществе. Мой сын неделюпосещает МДОУ,  нет болезненного расставания, я думаю, что благодаря тому, чтомы с раннего возраста убеждали, что садик это «хорошо». Правда, установка «Я –МОЕ» еще никуда не исчезает, но привыкание ребенка длится 3-4 месяца, так чтовремя еще есть.
Проблемы социальнойдезадаптированности ребенка имеют различные причины, для того чтобы адаптациядетей проходила менее безболезненно задача родителей- помочь преодолеть все тепроблемы, о которых шла речь выше, сделать все возможное, для позитивногонастроя ребенка к МДОУ.

Заключение.
Первые две группы детейхарактеризуются подавлением или игнорированием своих побуждений илипотребностей. Самоорганизация их социального поведения будет подчиненагрупповым нормам, а не собственным нуждам. Можно прогнозировать трудностипрофессионального и жизненного самоопределения.
У детей со снижениеминтеллекта, выраженная слабость индивидуального развития компенсируетсястремлением быть включенным в группу, поэтому они чрезмерно открыты для влиянияокружения по причине индивидуальной неразвитости.
Тенденции адаптациивоспитанников школ-интернатов свидетельствуют о трудностях интеграции вобщество. Стремлении  к обособлению при подавлении или утверждении своихпотребностей означает обособление в среде своих. Этот вариант непродуктивен дляосвоения новых возможностей.
 

Литература.
 
1.        Социальнаяпедагогика: курс лекций /под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 2000.
2.        социальнаяпедагогика: курс лекций. Учеб.пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений. «Академия» М.-2003
3.        Выготский Л.С.Проблемы дефектологии. М., 1996
4.        Рязанова Д.В.Социальная адаптация школьника. Диссертация кандидата педагогических наук. М.,1995. с.42
Журналы.
1.        СОЦИС. И.Б.Назарова «Возможности и условия адаптации сирот» №4, 2004г.
2.        Социальныеисследования. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы иперспективы в условиях рынка. 2003, №10.
3.        Социально-гуманитарные знания. Н.Н. Иванова. Современные подходы к социальной адаптации иреабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. 2003, №4.
4.        Социальноеобеспечение. З. Масальская. «Реабилитация дезадаптированных  детей».  №8 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.