Реферат по предмету "Психология"


Проблема антропогенеза в психологии

Содержание
Введение1.  Понятиеантропогенеза2.  Проблемаантропогенеза в психологии
Заключение
Библиография

Введение
Прояснениюмногих проблем антропогенеза способствует интенсивно ведущаяся в ряде странисследовательская работа над морфологией уже известных находок, ихсопоставлением с геологической датировкой и историко-культурной интерпретациейсопровождающего археологического инвентаря.
Современная психология рассматриваетединство физической и психической природы человека. Вместе с тем единствосоциального и биологического всегда учитывается при объяснении механизмадействия социальной причинности через совокупность внутренних условийчеловеческого организма. Психологическое обобщение разнородных научных знаний овзаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является однимиз важнейших путей построения общей теории человекознания. [2, 54]
Проблема человека есть основная проблемапсихологии.
Человек – наиболее сложный объектисследования.
1.           Понятие антропогенеза
 
Антропогенез (от антропо… и греч. génesis– происхождение), процесс историко-эволюционного формирования физического типачеловека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.
Исследование факторов, путей изакономерностей этого процесса составляет задачу одного из основных разделов антропологии– учения об антропогенезе.
К главным проблемам антропогенезаотносятся: место (прародина) и время появления древнейших людей;непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силыантропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типачеловека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного обществаи речи.
Решение коренных и частных проблемантропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии (особенно палеоантропологии)и близких наук – эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологииприматов, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологиипалеолита, этнографии и лингвистики. Методологической основой анализа и синтезаматериалов, привлекаемых к решению проблем антропогенеза, служат эволюционноеучение Ч. Дарвина и, главное, диалектико-материалистическая философия икак её конкретное выражение трудовая теория Антропогенез, разработанная Ф. Энгельсомв 70-х гг. 19 в. Её центральная идея заключается в том, что в процессеантропогенеза основным фактором прогрессивного эволюционного и историческогоразвития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно наразличных уровнях становления общества.
2.           Проблема антропогенезав психологии
Начало человеческой истории означаеткачественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всегопредшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формыобщественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличныеот психики животных, – сознание человека.
Развитие сознания у человека неразрывносвязано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовойдеятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде,заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличиячеловека от животного; из него же проистекают и все специфические особенностичеловеческой психики. [4, 321]
Человек – это общеродовое понятие, этосовокупность физиологических и психологических особенностей, отличающихчеловеческое существо от других живых существ.
Индивид – это конкретный представительчеловеческого рода.
Индивидуальность – это совокупностьфизических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида отдругого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит отвнешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растетспокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным(физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
Личность – это социальная сущностьчеловека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходесоциального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своейжизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Выделяютфизическую, социальную и духовную личности. Индивидуум есть такжесоциологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть частьобщества. Стать личностью, есть задача человека. Наиболее ярким проявлениеминдивидуального является уникальное. Противоположностью индивидуальногонеповторимого является типовое. Предельный случай типизации техническихустройств – стандартизация. Личность не может реализовать полноту своей жизнипри замкнутости в себе. Человек не только существо, но он и социальноесущество. Но общество, нация, государство не являются личностями, человек какличность имеет большую ценность, чем они.
Поэтому-то право человеческой личности иее долг отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу,осуществлять свое призвание в обществе. [2, 12]
По мере развития трудовой деятельностичеловек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуянад нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы иосознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своегоотношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и ксамому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась всеболее сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производствоопределенного продукта, на определенный результат, она все более планомернорегулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность,направленная на определенные результаты – на производство определенногопродукта, – требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде иформировалось.
Характерная для трудовой деятельностичеловека целенаправленность действия, строящегося на предвидении исовершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявлениесознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность отнесознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.
Возникновение человеческого сознания ичеловеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости отего материальной основы, в связи с процессом становления человека какисторического существа.
Данные современной науки исключаютвозможность происхождения человека от одной из современных породчеловекоподобных обезьян, но определенно указывают на общность ихпроисхождения.
В процессе очеловечения, в филогенезечеловека решающее значение имело опять-таки изменение образа жизни прачеловека:отдаленный предок человека спустился с деревьев на землю.
Развитие руки как органа труда быловместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения впроцессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строениипериферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. Впроцессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различныечувственные качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов.[1, 64]
Развитие трудовой деятельности привелотакже к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированныхдвижений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: длятруда потребовалась все более совершенная координация движений и впроцессе труда она развивалась.
Развитие все более совершенных чувствбыло неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорныхобластей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшиечувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все болеедифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольныедвижения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека исоответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственносенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга,которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами,как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатыеассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служатдля более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождаетсяусложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получаетфронтальная область, играющая особенно существенную роль в высшихинтеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людейпреобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннеголевого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психическихфункций, в частности центры речи.
Так развитие трудовой деятельности иновые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи сразвитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строенияобусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все болеесложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так ипознавательных.
Вслед за трудом и рядом с ним возникшаяв совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимуломразвития человеческого мозга и сознания.
Благодаря речи индивидуальное сознаниекаждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями,питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знаниявсех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, даломощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие егомозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможностирасширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессевоздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.
Благодаря орудиям труда и речи сознаниечеловека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудиякак обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленныйчеловечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передачаобщественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Дляобщественного труда необходимо было общественное, материализованное в речисознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественноготруда и развивалось.
Становление человека было длительнымпроцессом. Древнейшим представителем человечества и в то же время по своемуфизическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является яванскийпитекантроп; питекантропу уже свойственно было прямохождение при действияхверхними конечностями, свободными от функций локомоции при передвижении поземле. Точно неизвестно, изготовляли ли питекантропы орудия, но можнопредполагать, что они уже перешли эту грань. С несомненностью установленоупотребление орудий у синантропов.

Заключение
В даннойработе я подробно рассмотрела вопрос о сущности и проблеме антропогенеза впсихологии.
Такимобразом, развитие сознания у человека неразрывно связано с началомобщественно-трудовой деятельности. Личность – это социальная сущность человека,совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социальногоопыта.
Личность не может реализовать полнотусвоей жизни при замкнутости в себе. Человек не только существо, но он исоциальное существо. Но общество, нация, государство не являются личностями,человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то правочеловеческой личности и ее долг отстаивать свое своеобразие, независимость,духовную свободу, осуществлять свое призвание в обществе
Происхождениелюдей от антропоидных обезьян подтверждается сходством их анатомии, физиологии,этологии, иммунологии и генетической структуры, а также находками костных остатковпромежуточных ископаемых существ – питекантропов и в целом не вызывает вестествознании сомнений.
Однако привсем том в симиальной гипотезе антропогенеза остается немало серьезныхпротиворечий и загадок, нередко замалчиваемых, или используемых антидарвинистами,или вовсе не замечаемых.

Библиография1. Борисковский П.И. Древнейшеепрошлое человечества. М., 19792. Древние цивилизации. Под общей редакций Г.М. Бонгард– Левина. М., 19893. Древние цивилизации: от Египта до Китая. М.,19974. Ибраев Л.И. Происхождениечеловека. М., 1994 г.5. История древнего мира. Под ред. Д. Редераи др. – М., 1981. – Ч. 1–26. История первобытного общества. В 3-х тт. М.,1983–19887. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы/ Каменный век. М., 19738. Урьенсон М.И. Истоки родачеловеческого в свете новейших данных /Вопросы истории, 1976, №19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.