ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Кафедра педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии
«Проблема акмеологии кризиса на этапе взрослости.
Особенности развития личности»
студентки ЗО 16 группы
специальность ПМДО
Юлиной Т.В.
Преподаватель:
Тирасполь — 2007
План
Введение. 3
1. Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. 7
2. И.С. Кон об этапе взрослости и его значении в жизничеловека. 13
3. «Кризис среднего возраста» в современнойпсихологии. 21
Заключение. 27
Литература. 28
Введение
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин иизучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелостии особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Человек,волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику,предстает сквозь ее предметно-целевую призму как высшая ценность природы иглавный приоритет и творец общества.
Актуальностьи востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокругнее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании ичеловековедении, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого кругазаинтересованных людей.
Особуюфундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамкахкоторой она получила признание и успешно развивается. Одним из первых идеюизучения человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В.М. Бехтерев.Он создал школу, которая на практике занималась решением этой проблемы. Впоследующем С.Л. Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как«совокупность всех внутренних условий». Они расценивались ученым какиерархия низших и высших специфических свойств, избирательно и активновзаимодействующих с внешними условиями и регулирующих деятельность.
Сущностьакмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследованияи восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда егоиндивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются вединстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействоватьего достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграцияданных, получаемых при таком подходе к изучению человека — процесс необычайнотрудный и требует создания особой методологии, а также техники ихнаучно-корректного сопряжения их друг с другом.
Дляакмеологии немаловажно, что сегодня психология проходит этап переосмыслениясвоих основ, взаимоотношений с другими отраслями знания и реальной практикой. Неподлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Он постоянно имеет смыслжизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, как заметил А. Эйнштейн,не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Ценную идею по данномувопросу высказали и другие авторитеты, в том числе В. Франкл заметил, что"… смысл нельзя дать, его нужно найти. Осуществляя смысл, человекреализует себя сам… "
Степеньжелаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя иохватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегдареально показывает, насколько он состоялся как гражданин, какпрофессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающейдействительностью личность, как семьянин или «неисправимый ловелас» ипр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличаетсябольшей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Ясно, чтодля того, чтобы целостно понять человека как «субъекта», как«носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всюсложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую«картину» результатов изучения конкретного человека, полученных висследованиях, проведенных с позиций разных наук. Такое благородноепроникновение в человеческую природу определено не менее значимой целью — помочьему «экологически чисто» относиться, сберегать, наращивать изадействовать заложенные в нем ресурсы.
Подобныецелостные «картины» человека, проходящего ступень зрелости, когда егоиндивидные, личностные, субъектно-деятельностные и неповторимо-индивидуальныемакрохарактеристики постигаются и развиваются в единстве во всех ихвзаимосвязях и опосредованиях. Они выявляются и нарабатываются акмеологией входе осуществления ею взаимосвязанных исследовательских и развивающих функций. Интеграцияданных, получаемых при таком подходе к изучению социального субъекта, человека,процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии,процедур, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.
Последовательнаяопора на них позволила установить, что физическая и психическая зрелостьчеловека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли, этоего личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образомвсе-таки проявляется в отношениях. Его зрелость как субъекта труда и жизни, обнаруживаетсяпрежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом,проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что,как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступенизрелости человека как индивида (живого организма), как личности, как субъектадеятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всегоразновременно в этих качествах. Время выхода на уровень «АКМЕ»человека во всех его макро- измерениях очень часто не совпадает, можно говоритьлишь об относительном совпадении.
Акмеологиявсесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходитчеловек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различноев зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов,которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно,существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживаниехарактера взаимовлияний свойств и качеств «физической» и«духовной» субстанций человека.
Состояниезрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него«работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природнойпредрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мерезависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступенизрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, икакие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональнойкомпетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда онстанет взрослым.
В нашейработе мы рассмотрим особенности личности на этапе взрослости и роль и значение«кризиса среднего возраста».
1. Психосоциальная концепция развития личностиЭриксона
Психосоциальнаяконцепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном,показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором онживет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», котораяформируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение вопределенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Нопостепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувствоустойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идутмногие процессы изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, которыйвключает рад стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачамиэтого возраста, а задачи выдвигаются обществом.
Но решениезадач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека идуховной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчестваглавную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, проявляетласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовоедоверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальнойработе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет,ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).
Динамикаразвития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качествоухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если матьтревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяютмало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовоенедоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицитэмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психическогоразвития ребенка.
Втораястадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости,ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актовдефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности,начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрениеоткрывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируетсячувство стыда.
В конце этойстадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Этосоотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, еслиродители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности. Ввозрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к онбегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенкаформируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игреребенка.
Игра оченьважна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенокосваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психическиевозможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляютребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет наразвитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувствувины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможностиразвития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущейдеятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешноовладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, нонеудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своейнеполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
При ощущениинеполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для негоубежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудностив учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки,чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. Вподростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная формаэгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченностьтем, как он выглядит на фоне других, необходимость найти свое профессиональноепризвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком,и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этойстадии заново встают все критические моменты прошлого. Если на ранних стадиях уребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность всвоей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности,находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих.
В противномслучае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я»,не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия кинфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, ноустойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляетсяпостоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человекактивно ничего не предпринимает, возникает страх перед личным общением инеспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола,враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя»со стороны окружающих людей.
Если человекнашел себя, то идентификация облегчается. На 6-й стадии (молодость) длячеловека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество слюдьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боитсяобезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляетсячувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако,если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается,закрепляется изоляция, одиночество.7-я — центральная стадия — взрослый этапразвития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие состороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительныесимптомы этой стадии: личность посвящает себя нужному, любимому труду и заботео детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я»(нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой,косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такиеотрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этомувсем ходом своего развития, если был отрицательный выбор на всех этапахразвития.
После 50 лет(8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основевсего пути развития личности; человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаетсясвое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек долженпонять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать,человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость влогическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизниперед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, точеловек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизньпрошла неверно, зря.
Переход отодного периода к другому — это изменение сознания и отношения ребенка кокружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходныевозрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка иокружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство,негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм — это когда ребенок можетотказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуютэтого, т.е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования взрослого, аотношением ребенка к взрослым.
Упрямство — реакцияребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому,что он этого потребовал. Строптивость — бунт ребенка против всего образа жизни,против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своегоповедения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненностьи резкость критических возрастов усиливается по вине взрослых, если у нихотсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи сизменением его личности и повышением его самостоятельности.
Выделяютбольшие кризисы (новорожденность, кризисы 3-х лет, подростковый кризис 13-14лет) и малые кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17-18 лет). При больших кризисахперестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы внешне проходятспокойно, связаны с развитием умений, самостоятельности ребенка.
Позитивноезначение критических возрастов — в переходе к новому, высшему периоду развитияличности. Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременныеконфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители, еслиони не понимают особенностей психики детей, не знают их типичных поведенческихреакций. У многих супругов вызывает недоумение и гнев детский негативизм,характерный для 2-6-летних малышей.
Ребенокэпизодически безо всяких причин наотрез отказывается подчиняться какому-либотребованию, приказанию. Немотивированный негативизм раннего детского возраста — закономерный этап формирования личности. Маленький человек делает первыенеловкие и наивные попытки продемонстрировать свое «Я». Еслистремиться во что бы то ни стало «переломить» малыша, он вырастетробким, зависимым, слабовольным, не сможет отстаивать свои интересы. С другойстороны, нельзя безоговорочно во всем ему уступать. Оптимальная «золотаясередина»: в каких-то случаях уступать, в каких-то настаивать наподчинении приказу, не забывая, однако, что и для ребенка важно чувствособственного достоинства.
По мнениюЭриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальныхкризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятныйисход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первыйкризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем,удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенкаухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувствоглубокого доверия к окружающему его миру, а во втором — наоборот, недоверие кнему.
Второйкризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка кчистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролироватьестественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишкомстрогий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию уребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерятьконтроль над собственным организмом.
Третийкризис свойственен дошкольному периоду. В этом возрасте происходитсамоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые емупозволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот,переживание повторных неудач и безответственности могут привести его кпокорности и чувству вины.
Четвертыйкризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать,готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферыи принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же,напротив, чувство неполноценности — как в плане использования средств ивозможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризиспереживают подростки обоих полов в поисках идентификаций (усвоения образцовповедения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагаетобъединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора,который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации илисвязанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же кпутанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальнойи профессиональной сферах.
Шестойкризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости слюбимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию насамом себе.
Седьмойкризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуетсяразвитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главнымобразом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этотпериод жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самыхразных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем,она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супруговна существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмойкризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершениепредшествующего жизненного пути, а разрешение кризиса зависит от того, как этотпуть был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении имитогов своей прожитой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уженичего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки вединое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии отневозможности начать жизнь заново.2. И.С. Кон об этапе взрослости и его значении вжизни человека
В своейкниге «В поисках себя» И.С. Кон последовательно рассматривает этапыразвития личности человека и значение кризисов для перехода от одного этапа кдругому. По его мнению, взрослость — не столько психологическое состояние,сколько свидетельство, что индивид является полноправным членомсоответствующего общества, который может и должен выполнять связанные с этимсоциальные роли и обязанности, реализуя таким образом свои индивидуальныечеловеческие возможности.
Новзрослость также и определенная фаза развития. Что же меняется в личности заэти годы? К сожалению, психологическая специфика этой фазы изучена очень мало. Хотяэкспериментальная психология работает в основном со взрослыми, ее данные досамого последнего времени не анализировались под углом зрения психологииразвития. Одни психологи считают возраст от 20 до 60 лет единым периодомустойчивого равновесия. Другие различают в нем фазу подъема (приблизительно до40-50 лет), за которой начинается постепенный спад. Третьи подчеркиваютмножественность и разнонаправленность возрастных изменений.
Судя поимеющимся эмпирическим данным, особенности эмоциональных реакций, многие изкоторых являются врожденными, и основные структуры темперамента человекастабилизируются уже к началу подросткового возраста. Юность укрепляет их общиеинтегральные связи, повышая степень уравновешенности и самоконтроля индивида.
Вопрос одинамике интеллектуального развития остается спорным. Тезис Ж. Пиаже, чтокачественное развитие интеллекта завершается уже к началу юности, оспариваетсямногими психологами, которые предполагают, что за стадией решения проблем,которой завершается его схема, следует еще одна стадия, характеризующаясяспособностью находить и ставить новые проблемы. Тем не менее, основные элементыи структура стиля мышления, включая способность к творчеству, формируются и проявляютсядостаточно рано.
Высокимвозрастным постоянством обладает и такое важное свойство личности, какстремление и способность к активному преодолению возникающих препятствий итрудностей в противоположность пассивному приспособлению к эго-защитным реакциям(отрицание проблем, желание уклониться от их решения и т.п.).
Стабилизацияосновных психических структур, ценностных ориентаций и уровня притязанийсопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности «образаЯ». Однако соотношение и степень значимости его компонентов зависят преждевсего от ценностной иерархии деятельностей, в которых индивид усматриваетпреимущественную сферу самореализации (труд, семейная жизнь, общественнаядеятельность и т.д.), и специфических критериев, которыми он измеряет своижизненные успехи и поражения.
В системесамооценок школьников одно из центральных мест занимает учебная успеваемость,самоуважение младших школьников нередко непосредственно зависит от школьныхотметок. В средних классах самооценки учащихся иногда уже расходятся сучительскими и имеют большее субъективное значение. У старшеклассников же исамая учеба зачастую отступает на второй план по сравнению с другими видамидеятельности (общение со сверстниками, спортивные достижения, формирующиесятрудовые интересы). Соответственно меняется и содержание «образа Я».
У взрослогодело обстоит еще сложнее. Реальная жизнедеятельность и мотивационная системавзрослого включает две главные сферы: труд в самом широком смысле слова,включая всякую предметную деятельность, и общение, включая все межличностныеотношения, любовь, эмоциональные привязанности, семейные, родительские,дружеские и иные чувства. Хотя человеческая жизнь не сводится к этой дихотомии,любое описание человеческой личности предполагает два главных вопроса:
1) чточеловек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится;
2) каковыего взаимоотношения с окружающими людьми, кого он любит и отвечают ли емувзаимностью, насколько он способен к самораскрытию и пониманию другого? Этимивопросами и определяется в конечном счете содержание его рефлексивного «Я»и степень его удовлетворенности жизнью.
Носоотношение и значимость этих сфер жизни неодинаковы у разных индивидов и наразных стадиях их жизненного пути.
Переход от юностик взрослости в большинстве случаев сопровождается упрочением, кристаллизациейчувства своей личной идентичности. Проведенное Р. Тэрнером обследование большой(свыше 1000) группы американцев, англичан и австралийцев показало, что молодыелюди (от 18 до 29 лет) чаще задают себе вопрос: «Кто же я такой вдействительности? », чем люди среднего и пожилого возраста. Однако,подчеркнем еще раз, это зависит не только и не столько от возраста, сколько отсоциального статуса людей. Проблема собственной идентичности волнует гораздобольше тех, кто еще не определился профессионально.
Переход отвоображаемой жизни к практической всегда сопряжен с определеннымипсихологическими трудностями, которые очень ярко описал еще Гегель: «Досих пор занятый только общими предметами и работая только для себя, юноша,превращающийся теперь в мужа, должен, вступая в практическую жизнь, статьдеятельным для других и заняться мелочами. И хотя это совершенно в порядкевещей,- ибо, если необходимо действовать, то неизбежен переход и к частностям,-однако для человека начало занятия этими частностями может быть все-таки весьмаболезненным, и невозможность непосредственного осуществления его идеалов можетввергнуть его в ипохондрию. Этой ипохондрии — сколь бы незначительной ни былаона у многих — едва ли кому-либо удавалось избегнуть. Чем позднее онаовладевает человеком, тем тяжелее бывают ее симптомы. У слабых натур она можеттянуться всю жизнь. В этом болезненном состоянии человек не хочет отказаться отсвоей субъективности, не может преодолеть своего отвращения к действительностии именно потому находится в состоянии относительной неспособности, котораялегко может превратиться в действительную неспособность».
Началотрудовой деятельности ускоряет взросление, способствует преодолению юношескогоэгоцентризма, формированию чувства личной идентичности и социальнойответственности, что благотворно сказывается и на самосознании молодых людей,их чувстве взрослости. Этот момент отметил еще Л.Н. Толстой в своем дневнике:«Одна из главных причин ошибок нашего богатого класса состоит в том, чтомы не скоро привыкаем к мысли, что мы большие. Вся наша жизнь до 25 иногда ибольше лет противоречит этой мысли; совершенно наоборот того, что бывает вкрестьянском классе, где 15 лет малый женится и становится полным хозяином. Менячасто поражала эта самостоятельность и уверенность крестьянского парня,который, будь он умнейшим мальчиком, в нашем классе был бы нулем».
Однакосоциальное формирование личности протекает в одних и тех же возрастных рамкахнеравномерно: одни индивиды взрослеют раньше, чем другие. Кроме того, молодойчеловек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разнойпоследовательности. Он может видеть себя в одних отношениях уже взрослым, а вдругих — еще нет. Отсюда неодинаковая степень серьезности и ответственности заразные аспекты своего поведения и его последствия. Нас удивляет, когдасерьезный молодой рабочий или студент, оказавшись в компании сверстников, вдругначинает вести себя как шаловливый подросток. Но в производственной обстановкеон чувствует себя взрослым, а вне ее — мальчишкой.
Выборпрофессии предполагает наличие информации как о мире профессий в целом, овозможностях и требованиях каждой из них, так и о себе самом, своихспособностях и интересах. Такой информации старшеклассникам наших школ часто нехватает. Как писал, обобщая результаты многолетних исследований, социолог В.Н. Шубкин,в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт — сведения,полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов,телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.
Не случайностержневой идеей реформы общеобразовательной и профессиональной школы, косуществлению которой приступила наша страна, является коренное улучшениетрудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся, такое соединениеобучения с производительным трудом, при котором участие в посильном общественнополезном труде наряду с учебой станет систематическим и обязательным длякаждого школьника, своеобразной пробой сил. Это будет способствовать не тольковыявлению его наклонностей, интересов и пристрастий, но и накоплению некоторогособственного трудового опыта.
Затягиваниеи откладывание профессионального самоопределения в связи с отсутствием у молодогочеловека сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов часто сочетается собщей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации. Но ираннее самоопределение имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередкообусловлены случайными, ситуативными факторами. Подросток ориентируется толькона содержание деятельности, не замечая других ее аспектов (например, что геологдолжен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, новозможности работы по этой специальности, если ты не хочешь быть школьнымучителем, довольно ограниченны и т.п.). К тому же мир профессий, как и всеостальное, часто кажется ему черно-белым: в «хорошей» профессии всехорошо, в «плохой» — все плохо. Категоричность выбора и нежеланиерассмотреть другие варианты и возможности часто служит своего рода эго-защитныммеханизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний.
Недостатокжизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своихспособностей овладеть сложной профессией, так и относительно предъявляемых кней ожиданий (вроде того, чтобы работа была сплошным праздником) чреватыразочарованиями и травмами. Причем по мере перехода студентов на старшие курсывузов число тех из них, кто не удовлетворен избранной специальностью, несокращается, а растет.
Такаянеудовлетворенность может объясняться разными причинами: низкий уровеньпреподавания, обнаружение теневых сторон будущей специальности, которые раньшене замечались. У многих это просто кризисная точка в развитии: сомнения пройдут,когда начнется практическая работа. Но там молодого специалиста подстерегаютновые трудности: один не справляется с возложенной на него высокойответственностью, другой, напротив, обнаруживает, что должностные требованиязначительно ниже его возможностей и полученного им образования.
В зарубежнойпсихологической литературе много пишут о так называемом «кризисе серединыжизни», или «кризисе среднего возраста», относя его условно кпериоду между 40 и 50 годами. Проблема эта, безусловно, реальна. «Серединажизни» для многих мужчин и женщин действительно является «труднымвозрастом». Современный человек долго сохраняет ощущение молодости, ногде-то около 40 лет он начинает все острее чувствовать, что есть много вещей,которые ему уже «нельзя делать» или «поздно начинать». Идело здесь не столько в физическом самочувствии. Пик профессиональной,служебной деятельности у большинства людей (исключение составляет лишьадминистративно-политическая и научная карьера) к 45 годам уже достигнут, а тои перейден. Овладение секретами профессионального мастерства приноситсоциальное признание и радостное чувство от умения делать свое дело, но в то жевремя влечет за собой определенную рутинизацию трудовых навыков, которойнередко сопутствует усталость и некоторое разочарование в работе, а заодно и всобственных способностях. Процессы рутинизации наблюдаются и дома: супружескаялюбовь утратила былую страсть, поблекла в мелочах быта; дети, цементировавшиесемью, выросли и предпочитают жить собственной жизнью, а круг внесемейногообщения с годами сузился, да и само оно приобрело известную монотонность. Еслив молодости и периоде ранней зрелости основным временным параметромсамовосприятия является то, что можно было бы назвать «будущее в настоящем»(жизнь в сегодняшнем дне, но не ради него самого, а ради предвидимого итворимого в нем завтра), то к «середине жизни» настоящее постепенностановится самоцелью. А сужение временной перспективы часто оборачиваетсяапатией, скукой, боязнью новых начинаний и т.д.
Некоторыелюди пытаются вернуть ушедшую молодость путем возврата к уже пройденнымэкспериментально-игровым формам бытия, сбросив груз ранее принятых обязанностей.Существует и тип «вечных юношей», которые не могут и не хотятвзрослеть. Образ такого мужчины предстает перед зрителем в фильме «Полетыво сне и наяву». Вечная юность кажется прекрасной, но, как и вечная весна,она обрекает на вечное бесплодие, которое ложится тяжким грузом и на самогосубъекта, и на окружающих его людей. На воображаемых крыльях можно летать лишьво сне.
Попыткипреодолеть чувство стагнации возвращением к стилю жизни собственной юности лишьдемонстрируют недостаток творческих потенций личности. Чтобы сбросить с плечбремя прожитой жизни, нужно смотреть не назад, а вперед — устремляться внеизведанное и принимать на себя новую ответственность не только за себя, но иза других.
Хотяжизненные кризисы и их переживание сугубо индивидуальны, их нельзя вырвать изсоциального контекста, которым они в значительной мере обусловлены. Молодойстудент с восхищением и завистью следит за успехами 15-16-летней чемпионки мирапо художественной гимнастике. Но ему самому предстоит еще долгий и радостныйпуть по восходящей, тогда как спортивные звезды рано профессионально стареют ивынуждены затем искать себе новое применение, причем их достижения в новойсфере деятельности крайне редко равняются тому, что было однажды достигнуто. Помочьэтим людям в юности избежать «звездной болезни», а затем — чувства,что все главное в жизни уже позади, — одна из задач спортивной и социальнойпсихологии.
Понятиевзрослости, если отвлечься от его формальных возрастных рамок, подразумевает, содной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма иприспособление к жизни, а с другой — творческую активность, самореализацию. Норазные люди обладают этими качествами в разной степени. Французский психолог Б.Заззо, проанализировав термины, в которых люди описывали свой переход от юностик взрослости, обнаружила здесь два полюса. Для одних взрослость означаларасширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышениеуровня самоконтроля и ответственности, короче — самореализацию. Другие,наоборот, подчеркивали вынужденное приспособление к обстоятельствам, утратубылой раскованности, свободы в выражении чувств и т.д. Взрослость для них — неприобретение, а потеря, не самоосуществление, а овеществление. В первом случаеналицо активное, творческое «Я», воплощенное в своих деяниях иотношениях с другими людьми, во втором — пассивное, овеществленное «Я»,сознающее себя игрушкой внешних сил и обстоятельств. Подобное самовосприятие — результатфактора не столько возрастного, сколько личностного. И отчетливее всего онопроявляется в старости.3. «Кризис среднего возраста» всовременной психологии
Отцом «новойболезни» принято считать канадского психоаналитика Элиота Жака (ЕlliotJaques), который в 1965 году в «Международном журнале Психоанализа»опубликовал статью под оптимистическим названием «Death and the mid-lifecrisis» («Смерть и кризис середины жизни»). Изучив множестволичных биографий, автор пришёл к выводу, что в середине жизни, люди испытываютнекий кризис обусловленный двумя основными факторами. Во-первых, к этомумоменту индивидуумы начинают глубоко осознавать собственную природу, каксмертных существ. Во-вторых, к этому моменту у людей меняются рамки восприятиядействительности, в результате чего система прямого отсчёта «время смомента рождения» заменяется в сознании системой обратного отсчёта «времядо смерти».
Даннаяконцепция получила широкое распространение, несмотря на то, что её сторонникамприходилось сталкиваться с огромными концептуальными трудностями,обусловленными ёмкостью и размытостью данного определения.
Теория «кризисасередины жизни» нашла применение в ряде предложенных в конце прошлогостолетия моделей «жизненного развития взрослых»Все эти моделипредполагали, что к середине жизни, у человека возрастает осознание собственнойсмертности, и он начинает оценивать время оставшееся до смерти. В ответ на этоосознание, происходит переоценка собственной жизни, меняется отношение кработе, семье, качестве жизни и смыслу существования.
На волнепопулярности психоаналитики, тема «кризиса середины жизни», получилабурное развитие, и стала предметом тщательного изучения. Учеными было выявленонесколько концептуальных составляющих, присущих «кризису середины жизни».Среди них:
беспокойствоотносительно будущего;
безрадостноепроведение отдыха;
ощущениерасшатывающегося здоровья;
негативнаяпереоценка отношений с родителями и детьми;
негативнаяпереоценка супружеских отношений;
негативнаяоценка карьерного пути и текущей работы;
духовныеискания, поиск смысла жизни, обращение к религии или эзотерике;
увеличениестрессов от ухода за престарелыми родственниками.
Вышеперечисленныехарактеристики легли в основу статистических исследований, целью которых быловыяснить: зависит ли интенсивность этих ощущений от возраста респондентов. Врезультате, Левинсон (1978) доказал, что 80% опрошенных испытывали ощущенияхарактеризующие кризис среднего возраста.
Последниеисследования американских учёных (Clements, Jonathan, 2005), подтвердили, чтонаименьший уровень счастья люди испытывают именно с сорока до пятидесяти лет.
Такимобразом, эмпирически обнаруженный и теоретически обоснованный симптом кризиса,вырвался в мир поголовными стрессами, общими поисками смысла, процветаниемразличных психологических служб, направлявших свои усилия на возврат процесса врамки нормы.
Всеисследователи сходятся на том, что пик кризиса приходится на серединусорокалетнего периода. Многие расширяют этот диапазон от 35 до 50 лет. Существуетмнение, что это не разовый кризис, а серия возрастных трансформаций, которыеименуются фазой перерождения, фазой освобождения и фазой подведения итогов ипроисходят соответственно в периоды 40-65 лет, 55-75 лет и 65-85 лет (Cohen,Gene, 2006). Однако сегодня, проблемы и ощущения свойственные с кризисомсреднего возраста возникают уже у тридцатилетних. Этому есть множествообъяснений, но какие из них верны, покажет время.
Так, как же сегоднявыглядит проблема и для кого она действительно остаётся актуальной?
Типичнымпредставителем данной категории, является мужчина 30-45 лет, достигшийблагополучия во всём, и вдруг, в один день решающий порвать со старой иумчаться в направлении, какой-нибудь юношеской мечты.
Такимирисовали представителей этой категории ещё совсем недавно. Но времена меняются,и такие понятие как успех, независимость, финансовая свобода сменили пол истали вдруг женского рода. Мужчины, у которых отобрали универсальное оправданиедля ленивой хандры и не всегда порядочных поступков, пытались отстаивать своёуникальное право страдать данным недугом, и даже выступили со статьей «Ониотобрали у нас кризис» (Hundy B.) Статья, конечно, скорее ироничная, но вней очень чётко отмечена тенденция представлять кризисных мужчин лысоватымитолстяками нелепо смотрящимися на фоне юных пассий, в то время как образженщины в это время рисуется подчёркнуто изящно и без оттенка иронии.
Да иронияздесь и неуместна, так как женщины входят в среднюю фазу своей жизни успешными,с гордо поднятой головой, глядя в будущее с оптимизмом и различая впереди новыевершины. Звучит несколько шаблонно? Но именно эти качества, во многомотличающиеся от мужской модели поведения, демонстрируют женщины в соответствиис исследованиями американских учёных. И эти факты имеют вполне понятноеобъяснение.
Во-первых,женщины гораздо критичнее относятся к собственному возрасту. Мужчина может думать,что ему восемнадцать лет до трагического момента, когда он вдруг проснётсяпосле очередного приключения и получит жёсткий и критический отчёт собственногоорганизма о реальном положении дел. Женщина, отслеживает возрастные измененияпостоянно, вовремя внося необходимые корректировки в замысел природы. Поэтомутридцать пять лет для нее наступают не внезапно, сразу после восемнадцати, а вположенное время, непосредственно после тридцати четырёх. При этом все вокругмогут продолжать думать, что ей ещё восемнадцать, но женщина весьма реалистичносмотрит на эту проблему, что позволяет ей избежать многих неловких ситуаций, вкоих зачастую оказываются пузоносцы иного пола, отказывающиеся видетьнеумолимое течение времён.
Во-вторых,работа для мужчин зачастую является исключительно источником денег исоциального положения, но не удовлетворения и самореализации. В то же времяисследования доказывают, что женщины ожидают и получают от своей работыбольшего. Это нивелирует для женщин остроту проблемы «неудовлетворенияработой и карьерой». Более того, женщины более склонны к экспериментам, ибудучи недовольны работой могут уйти в абсолютно иную область, начать новыйбизнес.
Этот процессоблегчается третьим важным отличием — женщины смотрят в будущее болееоптимистично и умеют мечтать даже в зрелом возрасте. В отличие от мужчин,которые становятся жёсткими реалистами задолго до сорока. Известныйисследователь Shellenbarger, объясняет это тем, что женщина откладывает своимечты на потом, пока растит маленьких детей, и лишь потом она в состоянииактивно превращать свои мечты в жизнь.
Мечты многихженщин включают в себя открытие собственного бизнеса. И многие отмечают фазукризиса именно этим деянием.
Расцветпопулярности проблемы «кризиса середины жизни» на Западе, совпал внашей стране с закатом социалистической формации, внутренние идеологическиеустановки которой не предполагали наличия кризисов изменения целей, так какцели были чётко прописаны в учебниках и лишь незначительно изменялись от одногопартийного съезда к другому.
Проблема «кризисасередины жизни» просочилась в Россию сквозь рухнувшие занавесы в видеотдельных публикаций и замечательного по актёрскому составу и музыкальномусопровождению фильму «Кризис среднего возраста». Именно под этимбрэндом проблема возрастной трансформации проникла на бескрайние Российскиепросторы и до времени затаилась в затянувшейся инкубационной фазе. Психологическийклимат первых перестроечных лет не способствовал глубинному самоанализу. Интенсивноеизменение внешней среды обуславливало необходимость активной психологическойадаптации членов социума. Изгибы человеческих судеб изжёвывались тектоническимисдвигами эпохальных пластов, духовные искания индивидуумов терялись в поискахнацией своей исторической миссии. Но буря перемен отгремела, и осевшая пыльоткрыла взору новый социально-экономический ландшафт, на котором проблемаличностных трансформацией вновь рельефно выступила на фоне относительногоэкономического благополучия и социального спокойствия.
Западныеэкономисты, любят проводить различные, порой самые неожиданные исследования иопросы. Так, например, им вздумалось выяснить, зависит ли уровень «счастливостинации» от её дохода. Результаты западных исследований предполагают чтозависимость, хоть и неявная всё же существует. Отечественные психотерапевты отмечают,что если в России эта зависимость и существует, то она скорее не прямая, аобратная.
Проблемыличностных кризисов с помощью психотерапевтов и личностных тренингов пытаютсярешить в основном люди высокого достатка. Конечно, это объясняется, в том числеи высокой ценой на услуги психотерапевтов, однако не последнюю роль здесьиграют и проблемы психологического характера, которые достались людям вместе сденьгами.
Кризиссреднего возраста помолодел в России, при этом помолодел даже сильнее чем вовсём мире. И это можно объяснить тем, что причины вызвавшие омоложение кризисана западе, в России завершающего двадцатилетия проявлялись наиболее интенсивнои ярко.
Темп жизнибыл таков, что одно десятилетие вместило в себя несколько веков нормальногоразвития западной экономики. Технологический бум проходил такими темпами, чтопоколение, начинавшее программировать на ручных программируемых калькуляторах,переживает свой расцвет, пользуясь мобильными телефонами с вычислительноймощностью суперкомпьютера конца прошлого столетия. И самое главное: материальноеблагосостояние, считавшееся панацеей от всех бед, став реальностью, нереализовало проблем и задач о которых мечталось ранее.
Заключение
«Кризиссередины жизни» или, в российской терминологии «Кризис среднеговозраста», можно считать просто данью моде, красивым брэндом, которыйпомогает продвигать маркетологам товары и услуги для определённой возрастнойкатегории. Однако проблемы возрастных трансформаций являются актуальными,независимо верите вы в них или нет, являются ли они предметом тщательногоизучения специалистов, или протекают естественным образом. И задачанивелирования отрицательного эффекта, минимизации психологического дискомфортаявляется крайне важной для обеспечения здорового социального и психологическогоклимата в обществе. Пока эта проблема в России не подвергалась тщательномуизучению, будет полезно использовать западный опыт, которого к данному моментунакопилось достаточно и который во многих случаях предлагает эффективныерешения для самых сложных проблем.
Литература
1. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
2. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
3. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.
4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах иответах. Ростов-на-Дону, 1999