Реферат по предмету "Психология"


Природа и классификация стрессов

Содержание
 
Введение
1. Природа и классификация стрессов
1.1 Физиологический аспект
1.2 Модель стрессовой реакции
1.3 Профессиональный стресс
1.4 Причины и признаки стрессового состояния
1.5 Анализ процесса реагирования
2. Практические рекомендации по предотвращению стрессов
2.1 Можно ли «выскочить» из стресса?
2.2 Профилактика стресса
2.3 Короткие советы по профилактике стресса
2.4 Методы борьбы со стрессом
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
В начале XXI в.человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы,нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности,т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологическиенагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своейжизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят острессе.
Актуальность темыисследования. Споявлением первого живого организма на нашей планете он стал учитьсяприспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы ивступать в конфликты. Стресс является неотъемлемой частью нашего времени от,его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы иизбежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизациичеловек находится в практически непрекращающемся стрессе на нас постоянновоздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, илинеприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может бытьрасценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадаетв такую стрессогенную ситуацию в которой от него потребуется реализация всехмобилизованных адаптационных ресурсов.
Предпосылкойвозникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считатьвозросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защитычеловека об действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своихпроявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушенийпсихической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов.Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. Всвязи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнатьо стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Однако это не значит, чтостресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки изакаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренируетего запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником внепрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
В связи с этимпервостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса ивыяснение механизмов его возникновения и развития.
Стресс вызывает измененияфизиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамкинормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными идоже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательныхсторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важнуюроль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления еготворческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденнойжизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомлениеширокого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.
Стресс являетсянеотъемлемой частью нашего времени от, его воздействия умирают люди во всёммире. Он действует на все организмы и избежать его воздействия невозможно. Внаше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемсястрессе на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь тонеблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни.Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. Всовременном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуациюв которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационныхресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когдачеловек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализоватьнакопленную энергию вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда этаэнергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальныхстрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когдаэнергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.
Можно ли жить безстресса? Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднеепопытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессорыбывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью,стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легкоотмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой ичувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чемнам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненноважным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальныйход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательноевлияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровьечеловека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении иобострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболеванияжелудочно-кишечного тракта.
Из всего вышесказанноговытекает цель нашей работы, а именно рассмотреть природу и классификациюстрессов.
Согласно поставленнойцели работы перед нами стоят следующие задачи:
— показать природу ипричины стресса;
— рассмотретьклассификацию стрессов;
— разобраться с моделямистрессовых реакций;
— показать в чем состоитпрофессиональный стресс;
— рассмотрим в чемзаключается физиологический механизм стресса;
— практически покажемпримы и методы профилактики и выхода из стрессовых ситуаций.

1. Природа и классификациястрессов
1.1 Физиологическийаспект
Одним из первых начализучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. ВПраге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Сельеобратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенноодинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы(слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.
Тогда же он сталразрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она былаописана Селье в 1936 году) впоследствии синдрома биологического стресса,согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные впроцессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частьюразвёртывания картины заболевания.
Занявшись исследованиемэтих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепциистресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментальногозначения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самымустановлено их участие в неэндокринных заболеваниях.[23] Изучая в лабораториифизиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, чтопринципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже кцелым сообществам людей.
Итак, по Селье; «Стрессесть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».[1]
Под словомнеспецифический подразумевается то, что каждое предъявленное организмутребование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма,то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносныесосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела. Насолнцепёке мы потеем, испарение пота охлаждает нас. При физических нагрузкахпредъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистойсистеме. Мышцы нуждаются в дополнительной энергии для выполнения работы,поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давлениерасширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и таких примеров множество.Любое требование предъявленное организму требует специфической настройки илиадаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит икомплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим требованиям.[2]
Это навело его на мысль орассмотрении «физиологического стресса» как ответа на любое предъявленноеорганизму требование.
С какой бы трудностью нестолкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типовреакций:
А) Активной или борьбы.
Б) Пассивной — бегства изтрудности, или готовности терпеть её.
Если в организм введёняд, бегство не возможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либохимическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесиеустанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научаетсяигнорировать яд.
Природа предусмотреламножество способов, с помощью которых приказы атаковать или терпеть яд передаютсянашим клеткам на химическом языке. Биохимические исследования стресса показали,что эти два типа реакций во внутренне среде нашего организма обеспечиваютсядвумя же типами химических сигналов или нервных импульсов: борьбаобеспечивается выделением кататоксических агентов которые химически стимулируютвыработку разрушительных ферментов активно атакующих возбудителя болезни,ускоряя его гибель, а пассивная реакция обеспечивается выделениемсинтоксических агентов действующих как транквилизаторы (успокоители), создающихсостояния пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимисячужеродными веществами (кортикоидные гормоны типа кортизона), это касаетсясохранения нашего гомеостазиса, а применительно к нашей деятельности в жизничеловек должен сам решать какую реакцию избрать исходя из оценки наличной илипрогнозируемой ситуации.[3]
Ганс Селье выделил 3 фазыобщего адаптационного синдрома (О.А.О) или синдрома биологичесского стресса:
Реакция тревоги.Мобилизация организма. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнутстрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный и превышаетего адаптационные возможности (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкиетемпературы), может наступить смерть. (Увеличение и повышенная активность корынадпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой железы (тимус) илимфатических узлов, появление язвочек желудочно- кишечного тракта).
Фаза сопротивления(резистентности). Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации,организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают,уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
Фаза истощения. Последлительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенноистощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакциитревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.
Трёхфазная природа О.А.О.дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, илиадаптационная энергия не беспредельна. Холод, мышечные усилия, кровотечения идругие стрессоры могут быть переносимы в течение ограниченного срока.
После первоначальнойреакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причёмпродолжительность периода сопротивления зависит от врождённой приспособляемостиорганизма и от силы стрессора. Поэтому если вовремя не снизится действиестрессора в конце концов наступает истощение и организм погибает.
Точно не установлено, чтоименно истощается, но ясно, что не только запас калорий: ведь в периодсопротивления продолжается нормальный приём пищи. Поскольку наступилаадаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве,можно ожидать, что сопротивление может продолжаться сколь угодно долго. Ноподобно машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива,человек тоже становится жертвой износа. Эти три фазы напоминают стадиичеловеческой жизни: детство, когда низкая сопротивляемость и чрезмерные реакциина раздражители, зрелость, когда происходит адаптация к наиболее частымвоздействиям и увеличивается сопротивляемость и старость, с необратимой потерейприспособляемости и постепенным дряхлением, заканчивающаяся смертью.
Необходимо отличатьповерхностную адаптационную энергию от глубиной. Поверхностная адаптационнаяэнергия доступна сразу же, по первому требованию, а глубокая адаптационнаяэнергия хранится в виде резерва который по видимому не начинает активироватьсядо тех пор пока хватает поверхностного и если поверхностная энергия довольнолегко восстанавливается (например сном после тяжёлого трудового дня), тоглубинная практически не подлежит восполнению. Таким образом, стадия истощенияпосле кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полноеистощение адаптационной энергии необратимо.[4]
Дальнейшее изучениестрессовых воздействий показало, что есть разные категории людей для которыхстресс может стать предпосылкой к различным психосоматическим заболеваниям,таким как язва желудка, хроническая гипертония со своим следствием инфарктмиокарда и т.д.
Роберт С. Элиот доктормедицинских наук, работающий в американском Институте медицины стресса,считает, что сердечные приступы, следствие фатальных изменений в сердечно — сосудистой системе, повреждения сердечных тканей и артерий. Тридцати летнийопыт работы в области кардиологии позволил ему сделать выводы о том, чтовнезапные сердечные приступы от которых умирает около 520 тысяч американцевежегодно, есть результат стрессовых воздействий. Исследования Р.С. Элиотапоказали, что при современной физической и психологической нагрузках у каждогопятого человека имеются отклонения от нормы кровяного давления. На основанииэтого он выявил категорию «взрывных» людей. Постоянное повышенное кровяноедавление ведёт к коронарной недостаточности и делает реальным рисквозникновения смертельного сердечного приступа (сердечного удара).
При стрессе повышаетсяуровень холестерина в крови. Показателем здоровья человека является величинакровяного давления в момент повышенной активности организма, поэтомуобследование в кабинете врача не может выявить степень риска сердечногозаболевания. Установлена прямая связь между стрессом, нарушениями иммуннойсистемы и раком. На современном уровне медицины можно выявить склонность кгипертонии задолго до того, как болезнь проявит себя. Элиот как последовательГ. Селье выделяет два вида реакций на стресс. Первый вид выглядит так: пытаясьовладеть ситуацией при воздействии стрессора, организм подготавливается либо ксопротивлению, либо к пассивной сдаче. Это время опасности, сердце гонит кровьбыстрее и с большей силой, кровяное давление резко возрастает, лёгкиепотребляют больше кислорода. В это время нашему мозгу требуется большеадреналиноподобных веществ – катехоламинов. (Катехоламины, производныепирокатехина. Природные катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) — медиаторы нервной системы, первые два — гормоны надпочечников животных ичеловека. Участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма,обеспечивая гомеостаз. При физическом и психическом напряжении (стрессе),некоторых болезнях содержание катехоламинов в крови и моче резко возрастает).Мы либо решаемся противостоять опасности, либо нет. Причём не важно, что это заситуация – поиск ли пищи в пустыне, попытка ли предотвратить столкновение совстречным поездом или необходимость правильно составить документ. Способностьбороться или не бороться зависит от специфики вашей личности.[5]
Вторым видом реакции настресс является хроническое беспокойство, в результате чего организмподготавливается к долговременным изменениям. Исследования показали, что этонаиболее частая реакция на стихийное бедствие, истощение жизненных ресурсов,любой вид конфронтации и недовольства собой. Беспокойство являетсябиологической реакцией организма на потерю самоконтроля, и в современномобществе этот вид реакции может иметь самые неприятные последствия.
Во время тревоги усиленновыделяется кортизол. Под его воздействием кровяное давление медленно инеуклонно растёт, ощущается нехватка соли, увеличивается кислотностьжелудочного сока, поскольку организму требуется больше калорий. В кровьпоступают высокоэнергетичные жиры и перерабатывающие ферменты. Иммунная системаослабевает, активность половых и других вторичных гормонов подавляется.Организм подготавливается к долгой перегрузке. Для большинства людей реальныефизические опасности или условия выживания – весьма редкие явления, тем неменее люди «взрывной» категории сильно реагируют на любой стрессор – так, будтопостоянно подвергаются нападению тигров или им грозит неминуемая смерть отголода. Самые обыденные происшествия дают у них резкий скачок кровянного давления.
Избыток катехоламинов вкрови может приводить к повреждению сердечных тканей. Повреждения, вызванныекатехоламинами наблюдаются у 86% умерших от сердечного приступа.[6]
1.2 Модель стрессовойреакции
Если личность находится всостоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку«битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человекпытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособитьсяк новой окружающей среде.
Когда менеджер признал,что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранитьфакторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться ссимптомами стресса.
По мере того какменеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременнодолжны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшаявозможность влияния стрессовых симптомов.
Конечно, разные личностибудут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должныпопытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключитьисточники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса,принесет пользу как ему, так и организации.
Как видно, стресс можетбыть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации илисобытиями личной жизни индивида.
Человек вынужден напротяжении жизни сталкиваться со стрессами, которым сопутствует тревога. Это иволнение за своих близких, страх потерять средства к существованию илинакопленный капитал, занять не то место в жизни, которое хотелось бы, недостигнуть желаемых профессиональных высот, просто неуверенность в завтрашнемдне.
Зачастую причины,вызывающие стресс, лежат в профессиональной деятельности человека. Причем невсегда они вызваны взаимодействием с другими людьми (например, конфликт ссотрудниками или клиентами, выговор начальства), но и внутренними причинами,гнездящимися внутри самого человека. Тут может сказаться как чрезмернаяперегруженность, постоянный дефицит времени, накопившаяся усталость, так истрах не справиться с поставленной задачей или ошибиться в процессе еевыполнения, высокая ответственность за принимаемые решения, опасения бытьобойденным кем-то из сослуживцев, когда речь идет о повышении, боязнь потерятьработу и другие, очень многоликие проблемы. Стресс оказывает влияние наразличные стороны человеческой жизни. Предлагаем, как один из вариантов,следующую классификацию видов стресса (на основе классификации В.А. Бодрова):
1. Психологический:
— внутриличностный(отражает конфликт внутри самой личности, нереализованные потребности ипритязания и т.п.);
— межличностный(вызванный сложностями во взаимодействии с другими людьми);
— личностный (связан спроблемами в личной сфере человека, а также в связи с заболеванием,злоупотреблением спиртным или употреблением наркотиков);
— посттравматический(связан с перенесенной человеком тяжелой психической травмой);
— информационный (связанс переизбытком или недостатком воспринимаемой человеком информации).
Каждый индивид участвуетво многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные событиятакже могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженнымрезультатам труда. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, уход напенсию, привлечение по суду, потеря вложенных в банк средств, болезнь илителесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.
Однако следует отметить,что положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба,повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или дажебольший стресс.
2. Физиологический: (воздействуетна организм человека. Стресс может возникнуть в результате плохих физическихусловий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).
К такому виду относитсяакустический стресс, стресс, связанный с действием перегрузок, вибрации и т.п.
3. Профессиональный:(связан со сложностями, возникающими в процессе выполнения профессиональнойдеятельности). Выделяется в особый вид, хотя может включать в себя различныевиды стресса, например, физиологический, межличностный, информационный и др.Неинтересная работа — важный фактор стресса. Люди, имеющие более интереснуюработу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическимнедомоганиям.
Организационный.Возникает при перегрузке, конфликте ролей, неопределенности ролей, неинтереснойработе.
Широко распространеннойпричиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику порученонепомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувствобезнадежности и материальных потерь.
Конфликт ролей возникает,когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации,когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдатьтребования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойстваи напряжения.
Неопределенность ролейвозникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие отконфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы инеопределенны.
4. Финансовый: (связан сфинансовыми затруднениями, кризисами).
5. Экологический: (отражаетнеблагоприятное влияние загрязненной окружающей среды на человека. К этому жевиду стресса относятся экологические аварии и катастрофы, а также различныевиды эпидемий).
6. Природный: (причинойявляются стихийные бедствия).
7. Общественный: (испытываемыйбольшими группами населения в связи с экономическими проблемами, войнами,региональными конфликтами, безработицей и др.).[7]
О том, что современныелюди подвержены стрессам, свидетельствует увеличение в гигантских размерахупотребления успокоительных средств, рост самоубийств, числа алкоголиков инаркоманов, а также увеличение числа людей с психическими и психосоматическимизаболеваниями.
Наличие стрессов в жизничеловека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь,может не только прямо, но и косвенно влиять на его частную жизнь. Эффективностьи успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в томчисле и от стрессогенных (являющихся причиной возникновения стресса). В связи сособой актуальностью рассматриваемой проблемы хотелось бы осветить ее в контекстепрофессиональной деятельности.
Феномен стресса. С давнихвремен явление стресса изучалось людьми. Было выявлено, что стресс может влиятьна человека как отрицательно, так и положительно.
Стресс, положительновлияющий на человека, получил название эустресса, а влияющий отрицательно былназван дистрессом. Стрессором принято называть воздействие, приводящее квозникновению стрессовой ситуации. В чем же заключается положительное действиестресса? Если действие стрессора непродолжительно и недостаточно интенсивно, тостресс может оказывать мобилизующее воздействие (эустресс), в результате чегонаблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. Приэустрессе возрастает способность к концентрации, переключению и распределениювнимания, улучшается память.[8]
При повторном воздействиистрессоров, имеющих схожий характер и не обладающих высокой интенсивностью, улюдей может повышаться устойчивость к воздействию стресса (повышаетсястрессоустойчивость). В настоящее время существует ряд методик, разработанныхучеными, которые направлены на повышение стрессоустойчивости. Если жевоздействие стрессора сильно или продолжительно, то ни о каком положительномвлиянии стресса речи уже идти не может: он действует отрицательно на организмчеловека.
Хотя стресс ирассматривается в аспекте взаимодействия между человеком и окружающей средой,его следует трактовать как индивидуальный феномен. То, что являетсястрессогенным для одного человека, может не быть таковым для других людей. Несамо по себе стрессогенное воздействие является причиной ответа организмачеловека на него соответствующей реакцией, а отрицательная оценка, «неприятиестимула с биологической, психологической, социальной и других точек зренияданного индивида».
Особый интерес к проблеместресса был привлечен работами Г.Селье (1956), который предлагал пониматьстресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к немутребование. Селье считал, что защитная реакция организма на повторяющееся действиестрессора проходит через три стадии, совокупность которых он назвал общимадаптационным синдромом.
Первая стадия — этореакция тревоги. В организме появляются изменения, характерные дляпервоначального воздействия стрессора и направленные на ослабление его влияния.
На следующей стадии — резистентности — организм начинает адаптироваться к продолжительномувоздействию стрессора. Изменения, характерные для реакции тревоги, исчезают.При этом повышаются требования к адаптационным системам организма, но он функционируетна уровне, мало отличающемся от нормального, не стрессового состояния.
Поскольку адаптационнаяэнергия не беспредельна, и если действие стрессора продолжается, то наступаетстадия истощения. Снова появляются симптомы, характерные для реакции тревоги, ичеловек может даже погибнуть.
Г.Селье предложилразличать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию.[9]
О самих же стрессогенныхситуациях можно сказать, что они делятся на кратковременные и долговременные.При кратковременном стрессе расходуется поверхностная адаптационная энергия инемного — глубокая. К тяжелым последствиям может привести ситуациякратковременного стресса, при которой воздействие стрессора столь велико, чтоповерхностной адаптационной энергии недостаточно, а темп мобилизации глубокойадаптационной энергии слишком мал для возмещения расходуемой поверхностнойэнергии. При долговременном стрессе мобилизуется энергия двух уровнейадаптации.
К числу наиболее опасныхстрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, войны идругие аналогичные явления. Наиболее ярко проявляются особенности действийлюдей в подобных ситуациях, и можно выделить несколько типов поведения:
— напряженный — характернызамедленность, скованность, напряженность, а также интенсивные реакции наэмоциональные воздействия;
— трусливый — уклоняетсяот необходимых действий. Преобладают эмоция страха и инстинкт самосохранения;
— тормозной — характеризуется полной заторможенностью действий;
— агрессивно-бесконтрольный — действия человека агрессивны, бессмысленны и бесконтрольны,он действует под влиянием аффекта (т.е. очень сильной эмоции, например, страха,гнева и т.п.);
— прогрессивный — деятельность осуществляет успешно, затраты сил и утомляемость невелики,повышенный тонус;
— суетливый — мечется, неможет принять решение и осознать приоритетное направление действий;
— уходящий в мелочи — невидит цели, занимается второстепенными делами;
— временно заторможенный- сначала заторможен, а затем активно действует в нужном направлении;
— ложно-прогрессивный — активно действует, но делает совсем не то, что нужно.[10]
Люди по-разному реагируютна стресс. Ходит легенда о том, что воинов в войско Александра Македонскогоотбирали не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в труднуюситуацию и смотрели: кто из них бледнеет, а кто краснеет. На воинскую службупринимались последние. Еще в те времена было известно о различных реакциях наситуацию стресса: активной и пассивной. Румянец воинов был индикатором ихреакции на стресс (активное реагирование).[11]
Если в работе,выполняемой человеком, зачастую возникают сложные, опасные, экстремальныеситуации, совершенно ясно, что хорошо с ней будет справляться субъект с активнымтипом реагирования.
Пассивное и активноереагирование. Активное реагирование на стрессовую ситуацию характеризуетсяусилением эмоционально-двигательной и поведенческой активности прикратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. Такойспособ реагирования — это попытка организма человека с помощью ускоренных иусиленных действий предотвратить возможность неблагоприятного развитияситуации. Различается адекватное и неадекватное действие в подобной ситуации.Неадекватная активная реакция может привести как к возникновению ошибок, так и дезорганизациидействий.
Активный способреагирования многопланов. Как уже отмечалось, может наблюдаться мобилизациясил, действия оптимальны, даже более активны, чем в обычной ситуации,наблюдается повышенный фон настроения, утомляемость невелика. Активные реакциимогут иметь и не столь положительные проявления — это и излишняя суетливость,порой бессмысленность действий, и уход в сторону, к мелочам от актуальностоящей проблемы, и излишняя агрессивность, бесконтрольность, и, наконец,неадекватные действия, совершенно не способствующие разрешению возникшейситуации.
Пассивный способреагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей — этозамедленность, заторможенность, напряженность. Кто-то на протяжении некотороговремени бездействует, его охватывает тревога и страх, человек испытываетзатруднения в организации умственной деятельности. При низкойстрессо-устойчивости и сильном воздействии стрессора может иметь место полнаязаторможенность и бездействие, стремление уйти от решаемой проблемы. Во многомэти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенноговоздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека.
Аналогично «замиранию»животных, подобное явление может наблюдаться и у людей — временнаязаторможенность сменяется активными, адекватными действиями. Хотя бываютситуации, которые нужно просто «пережить», своим активным вмешательствомчеловек ничего не изменит (например, гибель друга или близкого человека).[12]
Говоря о пассивном илиактивном реагировании на стресс, следует пояснить, что под этим подразумеваетсяреакция, типичная для конкретного индивида.
Чем более субъективнозначимо событие (например, за счет осознания опасности), и чем болееопределенным оно является для субъекта, тем больше вклад этого воздействия вактуализацию программы активного поведения.
Бывают ситуациинепрогнозируемые, или просто сложные, в которых человек с преобладаниемактивного типа реагирования на стресс может реагировать пассивно: в видерасслабления или пассивного напряжения. В таких случаях человеку может бытьнеясно, как следует действовать (не хватает опыта, недостаточно информации и т.д.),или ситуация воспринимается как неразрешимая.
Такое пассивное состояниеможет продолжаться до тех пор, пока не появится достаточно необходимойинформации. Или ситуация разрешится сама собой. Хотя пассивное реагированиеиногда может обернуться гибелью для человека.
При длительныхвоздействиях стрессора предпочтительнее активная реакция, при не очень сильном,но длительном воздействии — пассивная.
Наличие двухпротивоположных способов реагирования на стресс (активный и пассивный) — полезный фактор, способствующий сохранению генофонда.
Рассматривая феноменстресса, следует остановиться на том моменте, что некоторые люди получаютудовольствие от воздействия некоторых видов стрессоров и говорят о том, что этоих даже несколько взбадривает и позволяет ощутить полноту жизни.
Одним из отечественныхученых (В.А.Файвышевским) была разработана теория, в которой утверждалось, чтов организме человека существует особый физиологический аппарат общей мотивации,формирующий эмоции удовольствия и страдания. Предполагается, что в этомаппарате действуют две системы, порождающие положительные эмоции: системаповышения удовольствия и система минимизации страдания.[13]
При возникновении опасныхситуаций система минимизации страданий является источником положительныхэмоций. При определенных обстоятельствах и длительном бездействии этой системы,связанной с эмоциями страдания, в организме возникает стремление к опасности,т.е. к условию, дающему выход скопившейся энергии второй системе. Несмотря наспорность этой теории, следует отметить несомненный интерес, который онавызывает.
Рассматривая стресс,нельзя обойти стороной зависимость эффективности выполняемой человекомдеятельности от предъявляемых требований (лучше всего человек работает приумеренном уровне предъявляемых требований, при заниженном или завышенном уровнедеятельность не столь эффективна). Избыток и недостаток стимулов могутприводить к возникновению стресса.
Это явление может бытьописано перевернутой U-образной функцией. Такой же функцией описываетсяинформационный стресс, связанный с недостатком или избытком информации.
1.3 Профессиональныйстресс
Как нами отмечалось, вотдельный вид стресса может быть выделен профессиональный стресс.
Профессиональный стресс.В качестве стрессогенных факторов могут выступать профессиональные вредности,особо высокий темп работы или ее монотонность, завышенные требования кчеловеку, отсутствие возможности восстановиться, отдохнуть до продолжения своейработы (наблюдается у пожарных), а также такие факторы, как неудовлетворенностьсвоей работой, занимаемой должностью, а также несоответствие индивидуальныхособенностей человека и выполняемой им профессиональной деятельности. Ксобытиям, вызывающим переживание стресса, следует также отнести уход с работы,или изменение ее профиля, большие изменения в графике работы, возросшуюответственность или ее снижение, отсутствие работы более одного месяца,проблемы с коллегами или начальством.
Интенсивная работа невсегда прямым путем ведет к стрессу, а затем и к инфаркту. Не в количестветруда, а в его качестве все дело, точнее, в вашем отношении к нему.
Замечено, что многиевыдающиеся труженики почти во всех областях деятельности прожили долгую жизнь.Работа изматывает человека только удручающими неудачами, а успешнаядеятельность, даже самая напряженная, не приводит к разрушающему дистрессу,напротив, даже в преклонном возрасте она бодрит, создает ощущение молодости исилы. Вольтер, празднуя 80-летие, сказал: «Сейчас у меня нет для себя ни минутки.Уже через месяц у меня будет много работы. Чем старше становится человек, тембольше ему нужно трудиться. И это хорошо, ибо лучше умереть, чем старческитащиться по жизни. Работать — значит жить». Работа — надежный противовес любойбеде.[14]
Успешная работа связана стаким первобытным биологическим чувством, как гордость своим умением имастерством. Даже охотничья собака гордится, когда приносит добычу невредимой.Только неудачи и отсутствие цели портят удовлетворение от работы. Трения ивечно меняющиеся указания ускоряют износ и дряхление, способствуют накоплениюшлаков и отходов как в живых машинах, так и в неодушевленных. Вот почему такважно найти свою работу, ту, что нравится больше всего и ценится людьми.Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных неудач ипорицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает трудизнурительным и вредным.
Нужны три условия, чтобыработа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна бытьизнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Знаток бизнеса У.Геллерсоветует: ведите свой бизнес как игру. Не принимайте все слишком близко ксердцу — это чревато нервным стрессом. Играйте для того, чтобы выиграть, но вто же время умейте наслаждаться самим процессом игры.
Умственноеперенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование — это самыевредоносные агрессоры. Особенно вредна бесцельность, а цель у вас должна бытьнепременно, и самая благородная и оздоравливающая — достижение высокогомастерства. Достигнув его, вы обретаете спокойную уверенность в себе, а также расположение,уважение и, возможно, любовь близких.
У людей, заинтересованныхдо глубины души своим трудом, нет даже и мысли о болезнях. Английские медики врезультате многолетних исследований установили, что у людей, безразличноотносящихся к своей профессии, инфаркт бывает в четыре раза чаще, нежели у тех,кто любит свое дело. Древние инки говорили: «Живи так, словно завтра ты долженумереть. Работай так, словно тебе придется жить вечно».[15]
Труд называют первым вряду факторов, обеспечивающих долголетие. Здоровье и долголетие начинаются снеудержимого и необъяснимого желания трудиться, им же определяется творческоеначало в жизни человека, этнической группы и народа.
Чувство удовлетворенностиработой вызывается во многом возможностью личностного роста при выполнении работы,чувством самоуважения и заинтересованностью в самой работе.
Нелюбимая, скучнаяработа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он неможет справиться (будь то значительные физические нагрузки или требования кболее высокому уровню мастерства, которым человек не обладает), могут служитьпричинами возникновения стресса.
На профессиональную сферучеловека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения — личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее кограничению социальных контактов, большие затраты времени на дорогу до местаработы и многое другое.
1.4Причины и признаки стрессового состояния
Снижая эффективность иблагополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке ирезультатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся впсихологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты надостижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числатрудящихся.
Стресс может быть вызванфакторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиямиличной жизни человека.
Организационныефакторы
Рассмотрим те факторы,действующие внутри организации, которые вызывают стресс:
Перегрузка или слишкоммалая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретныйпериод времени.
Работнику просто поручилинепомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции наданный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация(чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однаконедогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающийработы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойствоотносительно своей ценности и положения в социальной структуре организации иощущает себя явно невознагражденным.
Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникаеттогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например,продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но,когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнятьполки товаром.
Конфликт ролей можеттакже произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителямогут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода можетпотребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в товремя как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартовкачества.
Конфликт ролей можеттакже возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы итребованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум можетпочувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятымгруппой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.
Неопределенность ролей.
Неопределенность ролейвозникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличиеот конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы инеопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданияхруководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этогобудут оценивать.
Неинтересная работа.
Некоторые исследованияпоказывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньшебеспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиесянеинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людейразличается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем необязательно будет интересно другим.
Существуют также и другиефакторы.
Стресс может возникнуть врезультате плохих физических условий, например, отклонений в температурепомещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношениямежду полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией ворганизации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызватьстресс.
Идеальным будет такоеположение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне,а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другиесотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
Личностныефакторы
Если мы обратим вниманиена жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, чтонекоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь(свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Крометого, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру,радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победалюбимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижениевыдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способнывызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.
Некоторые жизненныеситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития истановления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме,характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы,особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкогочеловека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека,принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена местаработы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способнавызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимыхорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелыежизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Этиадаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствоватьс помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих навопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию илижизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.
Прежде всего, необходимадостаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.
Продумайте, какпредупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемаякритическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.
Не спешите делатьпреждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, всостоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Непытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делатьпоспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточноеколичество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильноерешение.
Помните, что большуючасть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощиспециалистов.
Очень важно иметьдостаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одноиз главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности неподдавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустивруки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию,вызывающую стресс.
Вам необходимо понять ипринять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая частьжизни.
Помните, что стрессовымиситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методырелаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.
Активный образ жизниспособствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая темсамым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаютсяблагоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения,своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.
Для ослаблениянегативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональныетылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вамэмоциональную и моральную поддержку.
Преодолеть стрессовыеситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольныеучреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.
1.5 Анализ процессареагирования
Одним из наиболееинтересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования наэкстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г.Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома.Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно заэкстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемостиорганизма; стадия «сопротивления», характеризующаяся актуализацией адаптационныхвозможностей; стадия «истощения», которой соответствует стойкое снижениерезервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуациифизиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическимсодержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может бытьпредставлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональнымпроявлениям состояний «ответа на стресс», в случае неадекватности каждого изкоторых возникают специфические отрицательные последствия.[16]
Устойчивость человека квозникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всегоиндивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентациейличности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегдаоказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Впротивном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей,возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуацииобязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, чтоможет иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни«стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка,психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьмахарактерны для различных современных видов производства и управленческойдеятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальнойустойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологическихсостояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализповедения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники,инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделеныдва основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессу лиц.Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом,определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность кконкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость,беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжениелицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышеннойактивности». Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодомвозрасте.[17]
Не только обозначенныемедицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствиястресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии,прогулы, текучесть кадров — акцентируют внимание на необходимости изучениясостояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностейсовременной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использованиекомплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальноеограничение причин возникновения стресса.

2. Практическиерекомендации по предотвращению стрессов
 
2.1 Можно ли«выскочить» из стресса?
В психологии существуетпонятие направленность личности. В двух словах — это способность грамотнопрочитывать и оценивать ситуацию. Понимать, содержит ли свежая информация (аона свежая непрерывно, каждый день) угрозу, и если да, толково реагировать нанее.
Почему там, где одинлезет на стену, другой совершенно спокоен?
Ответ: личность этого«другого» направлена верно. То есть он свободно манипулирует опытом ивоображением. Опыт позволяет ему мгновенно вспомнить подобные ситуации, авоображение — соотнести с ними теперешнюю (поскольку воображение — своеобразныедрожжи, которые из теста-опыта «выпекают» самые разные комбинации событий,прилаживая их к теперешнему и выбирая наилучший вариант).
Опыт и воображение — прекрасные вещи, и все же мы воспринимаем информацию как угрозу тогда, когдаона задевает нас лично, то есть обращена к нашим эмоциям. Как быть с ними? Какзаставить их «держать удар» в стрессовой ситуации?
Если совокупность чувствчеловека — в какой-то степени модель его взаимоотношений с миром, ответ очевиден.Надо строить свои отношения с миром на здоровых началах — открытости,лояльности, умении идти на компромиссы.
Между тем сама природапозаботилась о нашей безопасности. Мы довольно легко переносим даже сильныйстресс, если он непродолжителен. Опасен долгий стресс, неприметно перетекающийв депрессию — первопричину большинства наших недугов.
У стресса свой механизмдействия, свои фазы. Первая из них называется реакцией тревоги. Организмсопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакциятревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потомвсе возвращается на круги своя — человек приходит в дострессовое состояние.
Если справиться сострессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему.Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его.Повышается активность надпочечников, они выбрасывают в кровь все большекортикостероидов, обладающих противовоспалительными свойствами. Но процессадаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающиесилы. Это состояние – «ни войны, ни мира» — может длиться долго, но небесконечно. Конец его — третья стадия стресса: истощение. А это уже оченьсерьезно.
Как избежать хотя бытретьей стадии, если не удается скрутить стресс на первых двух?
Оказывается, иногдапомочь могут самые простые вещи.
Нужно поговорить о своихпроблемах с кем-нибудь, кому можно довериться. Понимание — изумительноелекарство: высказавшись, сразу чувствуешь облегчение.
Хорошо вырваться в лес,пройтись парком — подышать свежим воздухом, не спеша побродить по улицам:отрешаться от тревог лучше всего на ходу.
Если это невозможно,необходимо делать упражнения, расслабляющие шейные и спинные мышцы,- помогает.
И главный рецепт: относитеськ себе здраво — то есть терпеливо и с юмором. «Здраво», «здоровье» — словаодного корня.
2.2Профилактика стресса
Образ жизни — это нашаповседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждыймесяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизниявляются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, икачество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, имногое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым,активным или же нездоровым, пассивным.
Если нам удастсяположительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобырелаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мыстанем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенныефакторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на теили иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностьюауторегуляции.
Можно выделить четыреосновных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация,противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе иаутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимостидоступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три другихметода.
Очень часто люди привозвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью.Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порогдома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мыприносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихсяза день впечатлений.
Если мы неожиданнооказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник иликто-то из домашних заставил понервничать) — у нас начинается острый стресс. Дляначала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобырезко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состоянияострого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способсамопомощи, свой метод. И тогда в критической ситуации, которая может возникнутькаждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методупомощи при остром стрессе.
Понять свою собственнуюстрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждогочеловека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может бытьединственной причины — таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможетенайти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.
Наиболее оправдавшим себяметодом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этотнесложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель — повозможности ежедневно — необходимо делать в дневнике простые пометки: когда ипри каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записыватьсвои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легчеприпомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок несделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда ичто произошло.
Анализ записей в дневникепомогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуацииспособствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации,описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
Полезно записывать своиощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном иуравновешенном состоянии проанализировать их.
Если мы пролистаем собственныезаписи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основныепризнаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться,забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечноенапряжение, «не успокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущение внутреннейтяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимоечувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли(особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или,наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.
Проанализировав записи,можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание,происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневникастрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает нашличный стресс.
2.3 Короткие советы попрофилактике стресса
Общие:
Скажите «нет», если выдействительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себядополнительными обязательствами.
Поговорите о своихпроблемах с кем – нибудь из близких.
Напомните сами себе, чтоВы человек, и потому имеете право на ошибки.
Не уподобляйтесь страусу,смотрите своим проблемам в глаза.
Если Вы чувствуете, чтохотите высказаться, не глушите в себе это желание. Очень часто именнопроизнесённое слово может успокоить.
Избегайте фраз типа «Мненужно это сейчас, сию минуту». Пусть всё идёт своим чередом.
Помните, что только времяпоможет привыкнуть к таким крупным переменам в жизни, как вступление в брак илипокупка дома.
Запомните, что Вы неможете отвечать за настроение других людей.
Не смотрите на жизнь какна серию неудач, это всего лишь уроки, которые она даёт.
Дома:
Сходите в кино, на вашлюбимый фильм.
Отключите телефон иполежите в тёплой ванной.
Включите свою любимую музыку.
Вспомните какие – нибудь счастливыемгновения вашей жизни.
Пофантазируйте о чём нибудьприятном хотя – бы пять минут.
Устройте себе спортивную разминку.
Сделайте что – либоприятное для кого – то из членов своей семьи или друзей.
Купите пару золотых рыбоки любуйтесь ими.
На работе:
Не сердитесь насправедливую критику, и сделайте вывод.
Всё лишнее, что мешает наработе (например, старые бумаги) безжалостно выбрасывайте.
Не забывайте пропроизводственную гимнастику
После работы посидитедесять минут спокойно, ни о чём не думая..
2.3 Методы борьбы сострессом
 
Бывает, что мы находимсявнутри стрессовой ситуации и от нашей способности «держать себя в руках» и неподдаваться на провокации со стороны собеседника зависит исход деловыхпереговоров. Психолог Наталия Раннала предлагает следующие техники работы сосвоим состоянием, выполнить которые несложно после некоторой тренировки:
1. По возможности сменитеобстановку. Например, если предыдущий этап переговоров закончился «накалом»эмоций, то целесообразно проводить следующие переговоры в другом помещении либохорошо продумать дизайн существующей «переговорной» комнаты. При необходимостиобратитесь к специалистам.
2. В перерыве сполоснитеруки холодной водой.
3. Следите за своимдыханием. Если вы хотите оставаться хладнокровным и эмоционально незацепленным, то длительности вашего выдоха должна быть больше, чем длительностьвдоха.
4. Обратите внимание наокружающие вас предметы, назовите их мысленно на выдохе. Тогда вам будет легчедонести до вашего визави содержание своих мыслей в максимально корректнойформе. Некоторым людям с «горячим» темпераментом психологи рекомендуютдосчитать до 100, прежде чем начать возражать оппоненту.
Возможно, в первое времявам будет нелегко выполнять перечисленные техники работы со своим состоянием вситуациях «предстартовой лихорадки» и после стресса. Однако здесь главное — выработать навык. Если вам сложно работать над своим стрессом в одиночку, то можнообратиться к специалисту — психологу или психотерапевту — за индивидуальнойконсультацией либо пройти обучение на семинаре по соответствующей теме.
1. Метод рационализациипредстоящего события.
Для этого следуетмаксимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдетволнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во чтобудет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть нетакими, однако это неважно. В результате у вас снизится уровеньнеопределенности и, как следствие, снизится повышенный уровень эмоций, мешающийработать.
2. Метод избирательнойпозитивной ретроспекции (полезен для тех, кто часто сомневается).
Вспомните ситуацию, вкоторой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями.Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, есливы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать,что и с настоящим заданием вы справитесь так же успешно.
3. Метод избирательнойнегативной ретроспекции.
Запишите все свои провалыи проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких),недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки припланировании своих действий в будущем.
4. Метод зеркала.
В момент волненияотметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности.Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станетвырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции исчезнут или ихуровень понизится.
5. Метод детальной визуализациинеудачного исхода ситуации (предельное усиление).
Представьте себеразличные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного.Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариантразвития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при другихисходах. В результате вы снизите уровень неопределенности, который ипровоцирует обычно лишние эмоции.

Заключение
В повседневной жизничеловек постоянно попадает в разные ситуации. Среди их множества особо выделяютсяте, которые мы обозначаем как стрессогенные ситуации.
В жизни мы выделяемситуации стресса и конфликта, как состояний требующих активации дополнительныхпсихических резервов превышающих активность индивида в обычнойжизнедеятельности.
Стрессу одинаковоподвержены все живые организмы способные взаимодействовать с окружающей средой.Стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответорганизма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Реакциястресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней ивнешней среды. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные исоответственно способности к их восстановлению так же различаютсяиндивидуально. Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаютсястепенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможностииндивида. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовоенапряжение и при этом стресс не просто нервное напряжение, а также это инервная перегрузка, и сильное эмоциональное возбуждение.
К последствиям стрессаотносятся эмоциональные реакции, например, неадекватное, завышенноереагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, атакже переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя,табака или лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособностьрасслабиться. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль ввозникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеванийвнутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любоезаболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можнобольше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Психологический стресспредставляет собой, прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех,благополучие и в значительной степени является продуктом образа мысли и оценкиситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способамуправления и стратегии поведения в стрессовой ситуации. Фрустрация –эмоциональный фактор влияющий на развитие дистресса у человека. Фрустрационнаянапряжённость приводит к рассогласованию в системе потребностей, следовательнов процессе мотивированного поведения подавляется одна из конкурирующихпотребностей, что является основой интропсихического конфликта. Состояниефрустрации в некоторых случаях (когда запрет перестаёт быть сомоочевидным истановиться внутренне проблематичным) развивается во внутри личностныйконфликт.
Стресс не только зло, нетолько беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера нашажизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.
Активность – единственнаявозможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Постоянное сосредоточениевнимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшитьположение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто необескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
Стресс является нашимверным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям вокружающей нас среде.

Список используемойлитературы
1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы,рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1999.
3. Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000.
4. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! Новосибирск,1999.
5. Дэна Д. Преодоление разногласий. — СПб., 2004.
6. Зимичев А. Психология политической борьбы. СПб, 2003.
7. Краткий психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского,М.Г. Ярошевского. – М., 1995.
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1993.
9. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело,2003.
10. Козырев Г.И. Конфликтология. Социальные конфликты вобщественной жизни. // Социально-гуманитарные знания, 2006, №1.
11. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов.М., МГУ, 2003.
12. Леонова А.Б. Основные подходы к изучениюпрофессионального стресса. Статья в «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000,№ 3.
13. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда иорганизационная психология: современной состояние и тенденции развития».Хрестоматия. М., Радикс, 1998.
14. Э.Э. Линчевский «Контакты и конфликты», Москва, 2000.
15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с анг. – М.: «Дело», 1999.
16. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура испорт, 1998.
17. Самоукина Н. Карьера без стресса.– СПб.: Питер, 2004.
18. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. –М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2005.
19. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев:Внешторгиздат,1999.
20. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.- М., 2000.
21. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.:Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008.
22. Булыгина А.Л. «Этика делового общения», Новосибирск,1995.
23. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 2002.
24. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв.ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.