Реферат по предмету "Психология"


Применение приемов арттерапии в практике художественного образования детей

Применениеприемов арттерапии в практике художественного образования детей
В последниегоды в педагогической практике образовательных учреждений все более активноприменяется метод психотерапии искусством. В современной международнойклассификации он представлен пятью основными направлениями: атртерапией,включающей в себя изотерапию, глинотерапию, песочную терапию и т. д.;драмотерапией, в которую входят сказкотерапия, сценические игры и т. д.;танцевально-двигательную и музыкальную терапии.
Термин «арттерапия»(art therapy) был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работыс туберкулезными больными в санаториях. Им было замечено, что изобразительнаядеятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само посебе обладает целительным действием.
В системеразличных направлений психотерапии искусством арттерапия рассматривается каксовокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контекстеизобразительной деятельности клиента и пси-хотерапевтических отношений, используемыхс целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лицс различными физическими недостатками, эмоциональными и психическимирасстройствами, а также представителей групп риска. Большинством отечественныхпсихотерапевтов и психологов, затрагивающих в своих публикациях тему арттерапии,она также понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как однаиз форм психотерапии, основанная на занятиях клиентов изобразительным творчеством.
В российскихисточниках арттерапия наиболее часто трактуется как «метод психотерапии,имеющий вспомогательное и самостоятельное значение» (Бурно, 1999; Хайкин,1977). Иногда говорят о «подходе». Так, А.И. Копытин определяет арттерапию как«направление работы»: «лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной…»(Практикум, 2001).
Но арттерапиясегодня ни концептуально, ни практически не относится к формату «малойпсихиатрии (психотерапии)», так как арттерапия, сегодня гораздо чащеприменяется в социально-реабилитационных программах, программах социализации,разного рода тренингах и в рамках других работ с практически и клиническиздоровыми людьми.
Концепт«терапии» — в значении медицинского «вмешательства», «починки сломавшегосяустройства» — не является базовым для арттерапии. Гораздо чаще арттерапияоперирует такими категориями, как «самореализация», «гармонизация» человека,«образ жизни», что является воспитательной задачей педагогики.
Применительнок последней, арттерапия решает иные задачи:
— «гармонизация»личности,
— помощьчеловеку в «самораскрытии и самореализации»,
-стимулирование«личностного роста»,
-работа с«духовным кризисом» и пр.
Современнаяартпедагогика предполагает способность обращаться с реальностью современногоискусства. В случае с музыкой это означает практиковать музыку («Музыка сама иобучение ей есть прежде всего не профессиональное занятие, а установлениеотношений с миром и с собой» (Fripp, 1989)), с литературой — практиковатьреальность литературного творчества (Выготский, 1986).
Говоря обизобразительной деятельности, нам бы хотелось отметить, что намерениеразглядеть в художественных продуктах, созданных детьми, черты«патологического», «проекции комплексов» или «отображение симптомов» —тенденция, в которой проявляется традиционное отношение психологов ипсихотерапевтов к «творчеству кризисных личностей». Между тем, арттерапия, еслиперестать ее воспринимать лишь как одну из «технологий» в рамках традиционнойпедагогики, но видеть в ней определенное культурное и социальное движение,предлагает иной путь.
Артпедагогдолжен худо-бедно, по-любительски, быть способным сам что-то нарисовать,сыграть либо поучаствовать в пантомиме или, по крайней мере, иметь смелость наэто отважиться при полном неумении и отсутствии навыков в перечисленных видахдеятельности. При этом он должен быть в состоянии отнестись к художественнымпродуктам как к художественным продуктам, а не только как к «материалу дляинтерпретации».
Иначе говоря,от артпедагога требуется быть, прежде всего «гуманитарным человеком», а непросто психоаналитиком (хорошо еще – если психоаналитиком) или специалистом вобласти «патологического художества».
Это условиестало основным в решении применить методы артпедагогики в практической работе сдетьми в возрасте от 7 до 9 лет, учащимися отделения Эстетического развития ивоспитания младших школьников Детской художественной школы имени И.С. Куликова(г. Муром).
С моментаоткрытия данного отделения, преподаватели отмечали высокую степень утомляемостидетей, низкий уровень внимания и концентрации, подверженность стрессам, увеличениечисла учащихся с ограниченными возможностями (иначе говоря, детей-инвалидов), снарушениями социального развития. Проведя анкетирование среди родителейучеников (в исследовании принимали участие родители 45 учащихся) мы выяснили,что 64 % детей воспитываются в неполных семьях, 12 % «семилеток» еще нуждаютсяв дневном сне, 40 % детей имеют серьезные заболевания (из них 10 % имеютинвалидность), 70 % — эмоционально неустойчивы…
Главнымипричинами столь безрадостной картины мы считаем не только ухудшение социальныхи экологических условий жизни, но и разрушение института семьи, психофизическуюнеготовность детей к высоким нагрузкам в школе, неумение детей управлять своимэмоциональным состоянием, анализировать и выражать свои чувства.
Рассмотреввозможные методы и приемы коррекции создавшейся ситуации, мы остановились наизотерапии, позволяющей реализовать ряд целей:
1) преодолетьпсихологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать,настроить, заинтересовать;
2) установитьконтакт между педагогом и ребенком;
3) развитькоммуникативные и творческие возможности ребенка;
4) повыситьсамооценку учащегося;
5)способствовать развитию чувств;
6)возможность пережить катарсис;
7)способствовать установлению и развитию межличностных отношений;
8)формировать ценные практические навыки работы с различными художественными материалами;
9) улучшитьречевую функцию, развить мелкую моторику;
10) помочьзанять ребенка увлекательным делом — рисованием, лепкой, конструированием, и т.д.;
11)непродолжительное занятие изобразительной деятельностью на каждом уроке хорошоусваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки;
12) увлекаети оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивныхдетей.
Внутреннее«Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтаннорисует, пишет картину, лепит скульптуру. Для детей младшего школьного возрастахарактерна одна особенность: образы художественного творчества отражают всевиды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы,воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могутвозникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятсяосновными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются»от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя впространстве, во времени и в отношениях с другими.
Следует особоотметить, что арттерапевтические занятия в школе проходят на особых уроках, иизобразительные упражнения по своим целям и задачам совершенно отличаются отобычных уроков учебного цикла.
Рисунки искульптуры детей в данном случае не подвергаются ни критике, ни оценке, неведется обсуждение художественных достоинств рисунка, его грамотности ивыразительности, эти работы не экспонируются на просмотрах. Ребенок рисует то,что думает, чувствует, переживает или боится. Во время работы и по ее окончаниюпедагог разбирает с ребенком то, что нарисовано, «проигрывая» ситуациюсоответственно теме рисунка.
При работе сизобразительными материалами мы предлагаем детям для изображения объектовиспользовать линии, геометрические фигуры, легкие или жирные мазки, длинные икороткие штрихи, яркие, темные и светлые цвета так, чтобы эти приемы помогалипередать настроение самого художника.
Очень важнымв ходе занятия мы считаем совместное обсуждение работ, которое предлагаемпроводить несколькими способами:
1. Спроситьвсех детей в группе по очереди, что они чувствуют, глядя на од-ну изнарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когдачеловек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешаетсяспорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце педагог делаеткраткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересноузнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, чтохотел, все смогли это почувствовать.)
2. Можнопопросить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на нейизобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задаватьвопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины,особенно если он затрудняется рассказывать сам. Педагог поощряет неуверенного всебе ребенка, направляет его внимание, ограничивает чрезмерно словоохотливогоребенка, в конце благодарит.
3. Каждыйотвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему.
Например: «Уменя получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркиецвета», или «Машина у меня похожа на папину», или «Я нарисовал, как девочкатанцует» и т. д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то емупомогают другие.
4. Если вклассе есть застенчивые, неуверенные в себе дети, можно попросить их друзейответить на вопрос «что тебе нравится в рисунке?». Преподаватель сознательновыбирает рассказчика и картину, о которой он будет говорить.
5. Можносложить все картины вместе в ряд и попросить одного из ребят сочинить по нимобщую историю. Это можно делать, если картины были нари-сованы на разные темыили на одну всеобъемлющую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметьначало, середину и конец. Можно рассказывать историю по очереди (каждый просвою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе изображениена картине с изображением на предыдущем рисунке.
6. Можноспросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый долженрассказать что-либо от лица героя. (Под героем понимается главный персонажкартины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан илюбой другой предмет.)
В этомзадании педагог имеет возможность получить информацию от ребенка напрямую: то,что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесетот лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ недолжен на этом закончиться. Педагог обязательно сразу после слов ребенка задаетвопрос, который позволит ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое,выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.
7. Еслипредложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то вы сможетеузнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли егокто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этихситуациях.
Мы используемна занятиях разные упражнения, тексты инструкций к которым могут выглядеть,например, так:
• «Сейчас тыбудешь в течение минуты смотреть на этот цветок (игрушку, вазу, осенние листьяи т. д.). Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когдазакончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когдасмотрел на него».
• «Попробуйвыразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах,символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».
• «Нарисуй,что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
• «Изобразиместо, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувству-ешь в данныймомент; как бы ты хотел себя чувствовать».
• «Нарисуй себя:как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, ко-гда станешь старше;когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте иливообще)».
• «Нарисуй товремя, которое ты вспоминаешь с удовольствием, ту вещь, которая тебе нравитсябольше всего; семейную сценку; твой любимый обед; сон».
• «Нарисуй,где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Место, которое ты нелюбишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».
• «Нарисуй,как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего тыхочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
• «Нарисуй:счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
• «Нарисуйвещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный,печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье;доверие — подозрение; отдельно — вместе».
• «Нарисуйподарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить?Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Работая сдетьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то,что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.В качестве тем для рисунков мы предлагаем использовать множество других вещей:фантазию, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинироватьрисование с сочинением литературных произведений, стихов. При выполнениизаданий наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, мычасто используем для создания коллажей журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль,лепим из глины, пластилина и соленого теста. Для некоторых заданий необходимоиметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашиваниябольших пространств, ножницы, нитки, скотч и т. д.
В ходе нашегоисследования мы убедились в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтическихприемов в работе с детьми в группе:
1.устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контактглаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенкапоявляется чувство значимости, повышается самооценка;
3.воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечаетсявысокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкиевключаются в работу);
5. назанятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создаетсякомфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость,откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7.стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих то-чек зрения;
8.формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать,отстаивать свою точку зрения;
9. идетразвитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать своимысли;
10.уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняяагрессивность.
Все этипозитивные изменения мы считаем своим успехом и в дальнейшем предполагаемввести занятия с элементами арттерапии в классах от-деления «Раннейпрофориентации» для старших школьников, так как эти уроки позволят решить рядпроблем выпускников ДХШ, связанных не толь-ко с выбором профессии, но идальнейшего жизненного пути.

Списоклитературы
1. Аметова Л.А.Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себеарттерапевт». М.: Московский государственный от-крытый педагогический университет,2003 а.
2. Бозенкова М.Психологическая защита, образ «Я» и развитие личности ребенка // Гештальт вработе с детьми. Материалы конференции, 1996. С. 27—28.
3. Выготский Л.С.Психология искусства. М., 1965.
4. Гришина А.В. Развитиетворческой индивидуальности подростков сред-ствами арттерапии в учрежденияхдополнительного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
5. Копытин А.И.Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.
6. Копытин А.И. Теория ипрактика арттерапии. СПб., 2002.
7. Лебедева Л.Д.Арттерапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9. С. 27—34.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.