Содержание
Введение
1. Характеристика психических травм и последствий ихперенесения
2. Характеристика гештальт-терапии как методасоциально-психологической реабилитации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В «Энциклопедическомсловаре медицинских терминов» травма психическая определяется как«эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство». При этомэмоции следует понимать как субъективное состояние человека, возникающее вответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющееся в форменепосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия). Психологическаятравма (психотравма), как последствие стресса, бывает очень тяжела
Человек, получившийпсихотравму вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло –слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечтобессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая оситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией.Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходитделение событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено,часто идеализированно. Если психотравмирующие события были пережиты в детстве,они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться втом времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически,переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.
Психотравма такжеотражается и на будущем. Люди, перенесшие психологическую травму, нередкореализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность ксуициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистикапоказывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такойсклонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувствовины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либочеловек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобыотреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.
Для того чтобы человекпродолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь емупроработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личнойистории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а невызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Вытесненные переживания такжемогут проявляться в виде психосоматических заболеваний.
Поэтому столь важносвоевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживаетпсихологическую травму, как последствия стресса. Чтобы не было потом слишкомпоздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем,разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.
1. Характеристикапсихических травм и последствий их перенесения
Шоковая психотравма.Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силойи внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В.Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека ивстречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа илинасилия.
Острая психотравмаотносительно кратковременного действия в отличие от шоковой психотравмы неявляется такой внезапной и неожиданной. Она нередко в определенной степенивытекает из предшествующих событий, свидетелем которых был данный ребенок.Примером могут служить тяжелая болезнь и смерть близкого человека, распад семьис предшествующими ссорами и выяснением отношений, конфликты в школе с учителямиили товарищами, незаслуженная обида от любого человека и т.д. Подобныесостояния встречаются преимущественно у детей школьного возраста и уподростков. Психотравма при этом (по мнению В. В. Конллева, 1979) действует нена врожденные инстинктивные физиологические механизмы деятельности ребенка, ана более высокие, сознательные уровни жизни личности.
Хроническая психотравма.Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основномвстречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще итрудового в частности. Бывают случаи, когда с ребенком не проводится никакаявоспитательная работа, что имеет место в социально неблагополучных семьях,когда оба родителя или один из них страдают алкоголизмом.
Психическая травма — это аффективное отражение всознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее,беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическаятравма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего,что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать егос этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах,внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях иутратах. Психическая травма — одновременно объективный и субъективный феномен.Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистрпереживаний; субъективность ее — в индивидуально различном, личном характерепереживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека,другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.
Психическая травма какпсихологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-тоиндивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний иразвитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психическогосостояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмыозначает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие ихотреагирования.
Посттравматическиестрессовые расстройства (ПТСР) Для обозначения расстройств, возникающих у лиц,перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматическиестрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованнаядиагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства можноопределить как состояние, которое развивается у человека, испытавшегоэмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный бытьтравматичным практически для любого человека.
К основным (первичным)симптомам синдрома ПТСР относятся:
нарушение сна;
патологическиевоспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);
неспособность вспомнить –амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболееэкстремальных моментах);
сверхчувствительность(повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);
сверхвозбудимость(неадекватная сверхмобилизация).
Для возникновения ПТСРнеобходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамкиобычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого.
Воздействиеэкстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих:интрузии, избегания и гиперактивности.
Длительность первичныхсимптомов — по крайней мере, один месяц.
К вторичным симптомамПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:
депрессию,
тревогу,
импульсивное поведение,
алкоголизм(токсикоманию),
соматические проблемы,
нарушение чувствавремени,
нарушение ЭГО-функционирования.
Зарубежнымиисследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широкоизвестные методы (клиническая беседа, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкаладепрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также рядспециализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкалаПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), и ряддругих. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себятакже различные «шкалы самодиагностики», позволяющие человеку самомуоценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение обобращении за консультацией психолога.
В нашей стране надежные,адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСРпрактически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известныеметоды СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированыпрямо на выявление постстрессовых состояний.
Лечение ПТСР являетсякомплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после —преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты дает методика, в ходе,которого пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание наярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическомупереходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующегоопыта в случае появления триггера.
Наиболее эффективнымметодом коррекции подобного состояния является личносто-ориентированнаяпсихотерапия, в частности метод, разработанный в гештальт-терапии. С точкизрения гештальт-терапии, только сам человек является, в конечном счете,ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в видеэмоций или ощущений.
Иными словами сам человекответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает бытьнесчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этогоположения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии прикоррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается визменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизнипсихотравмирующей ситуации.
Психотравмирующие факторывоздействуют не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Психотравмирующиевоздействия в условиях жизни имеют не только психическую, но и соматическуюсторону влияния.
В качестве одного изпоследствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматриваетсяпсихическая травма (ПТ). Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А.Абдурахманову в своей диссертации сделать вывод о том, что под терминомпсихическая травма целесообразно понимать результат воздействия на личность значимыхдля нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективностьжизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменениямогут быть результатом интенсивного разового стрессового события илидействующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом воснове ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения вфизиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческойсоставляющих системы регуляции/>/>/>/>/>/>/>
2. Характеристикагештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации
Изо всего многообразияметодов и техник, на мой взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективныхметодов преодоления фиксации клиента на психотравме.
Гештальт-терапияутверждает, что люди испытывают трудности в выражении и проживании своихчувств, поскольку окружающие не склонны принимать их, отвергая как опасные. Врезультате формируются когнитивный контроль и защитные механизмы, направленныена то, чтобы справиться с теми чувствами, которые переживаются, но не должныпереживаться с точки зрения тех, кто вокруг. И тогда организм тратит своюэнергию на контролирование опыта, избегание контакта с собой и со средой. Такимобразом, подавляется эмоциональное самовыражение и поиск ответа на жизненныеситуации, происходит удерживание от присутствия в настоящем моменте. Однако впсихотерапевтической работе важно, по нашему мнению, соблюдать границуконтакта, чувствовать ресурс, возможности клиента выносить сильные траурныеэмоции, а не стремиться, во что бы то ни стало поощрять эмоциональноеотреагирование. Возможно и применение техник для проживания эмоций всимволической форме (при нехватке ресурса, самоподдержки организма), как,например, при использовании символдрамы, а также при помощи техники«зеркало» и режима «playback» в психодраме. Говоря далее облокировании чувств способами социального контроля, можно сказать, что этоможет обусловливаться следующими моментами: 1) интроецированными культурными традициями,предписывающими относиться к трауру определенным образом; 2) стремлениемизбежать собственных эмоциональных переживаний, активирующихся приидентификации с горюющим; 3) нехваткой в опыте окружения знаний о том, какаяименно помощь в данном случае может быть эффективна. Необходимо также отметитьто, что восстановление саморегуляции «горюющего организма» возможно привозрастании самоподдержки, особенно если важную роль поддержки в среде для негоиграл ушедший (здесь потребуется дополнительная психотерапевтическая работа на«взращивание» «взрослого» психологического состояния, причем прогноз будетосложнен при инфантилизации личности), а также при возрастании поддержки изсреды.
Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, форма, структура + греч. therapeia — лечение) — это направлениепсихотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека ипосредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижениебольшей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленностижизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми
Гештальт-терапия,представляет собой терапевтический подход, который помогает человеку достичьсамоинтеграции и научиться направлять свою энергию на развитие и самоактуализацию.
Гештальт-терапия,созданная под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализаи, в частности, теории Райха о физиологических проявлениях вытесненногопсихологического материала, возникла в русле феноменологического подхода,подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важностьнепосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую длятерапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента.Феноменологический подход гештальт-терапии противопоставляется традиционномуподходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причинрасстройств у пациента в его прошлом.
Ключевым понятием вгештальт-терапии является понятие гештальта.
В психологии подгештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляетопределенное целое. Гештальт – это также функциональная структура, по присущимей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений.
Термин предложенгештальт-психологией и первоначально применялся к описанию психики, но позжераспространился на область физических, физиологических, социальных и другихявлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований,когда потребовалось ограничивать от входящих в их состав отдельных компонентов(ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении вразличных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и таже). Этот способ и стал пониматься как гештальт.
Гештальт-психология — это направление психологическоймысли, которое возникло в начале XXвека. Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапиивпервые были применены в 40-е годы XX века.
С точки зренияГештальт-терапии только сам человек является в конечном счете ответственным завсе, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций илиощущений. Иными словами, сам человек ответственен за тот выбор, который онпроизводит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это егоправо и его ответственность.
Из этого положения ивыводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекциипостстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в измененииотношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующейситуации.
Гештальт-психологиявыдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди них были выделены:
тяготение частей кобразованию симметричного целого;
группировка этих частей внаправлении максимальной простоты, близости, равновесия;
прегнантность – тенденциякаждого психического феномена принять более определенную отчетливую изавершенную форму.
/>/>/>/>/>Основныеположения гештальт-терапии
В целом, теориягештальт-терапии основывается на следующих положениях:
-Человек представляетсобой целостное социо-био-психологическое существо.
-Любое деление его насоставные части, например, психику и тело, является искусственным.
-Человек и окружающая егосреда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называютполем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организмпреобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений этоозначает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, сдругой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
Человеческое поведение,согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушениягештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущнаяпотребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма —фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект,который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу причувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевываниеи проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности —гештальт завершается и разрушается.
Контакт — базовое понятие гештальт-терапии.Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как впространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо неможет развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могутудовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котороморганизм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границейконтакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности,зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу.Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которыеделают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.
Осознание — осведомленность о том, чтопроисходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественноинтеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживаниевосприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма —ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов,воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, заисключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако вцивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятиювнешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, даетреальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.
Здесь и сейчас — принцип, который означает, чтоактуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия,чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся внастоящем моменте. Использование этого принципа позволяет сделать болееинтенсивным процесс осознания.
Ответственность — способность отвечать на происходящееи выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем вбольшей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способенотвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза,опираться на себя.
Основная цель практикигештальт-терапии — эторасширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем,что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую,ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, какони относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложныепредставления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностейорганизма — процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапияисходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешнейреальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтомутерапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само помере роста осознания.
Феноменологический подходв гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится какк субъективному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту.Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения впереживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживаетих значение.
Наиболее значительнымпонятием гештальт-терапии является понятие «сейчас». Согласно Перлзу,осознание того, что происходит в каждый момент времени, позволяет непрерывнополучать новый опыт через ощущения. Позволяя себе полностью переживатьнастоящее, индивидуум запускает органическую саморегуляцию, сводя на нетвозможности самообмана, внешнего контроля и других факторов, которыевмешиваются в естественный процесс саморегуляции организма. Достижениесостояния непрерывного осознавания настоящего есть главная цельгештальт-терапии. Перлз на примерах показывает, что «осознавание как таковоеможет быть целебным».
Главная цель гештальт-терапии – достижение возможно более полного осознания себя:своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительнойдеятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира,прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится кнемедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранениесимптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознания, недает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на местестарых.
Цель гештальт-терапиибольше, чем решение частных проблем, она направлена на изменение всего стиляжизни человека. Гештальт-терапевт стремится помочь участнику терапии принять насебя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, погрузиться в бытие втекущем моменте, войти в полный контакт с реальностью, основанный наосознавании.
В результатегештальт-терапиичеловек приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используяразличные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной,избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становитсяустойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться безманипуляций, другими словами, он научается «стоять на собственных ногах».
Гештальт-терапия проводитсякак в индивидуальной, так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводитсяв группе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) изучастников. Остальные члены группы могут идентифицироваться с «работающим»участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаяхобеспечивать обратную связь
К основным понятиямгештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение нанастоящем, полярности, защитные функции и зрелость.
К основным техникамгештальт-терапии относятся:
расширение осознавания;
интеграцияпротивоположностей;
усиление внимания кчувствам;
работа с мечтами(фантазией);
принятие ответственностиза себя;
преодоление сопротивления.
Расширение осознавания. Используются упражнения,направленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняяи внешняя зоны. Руководитель группы просит участника закрытьглаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться на внутреннем миресвоего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчася ощущаю...» и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи,в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открытьглаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего миратакже сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет информация обощущениях, которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т.п.). Далее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так поочереди.
Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтовзависит от способности личности четко определять свои потребности и умениевступить в контакт со средой для того, чтобы удовлетворить эти потребности.Контакт со средой во многом зависит, во-первых, от способности разграничиватьокружающую среду и свое Я и, во-вторых, от способности разграничивать отдельныеаспекты своего Я, например свои ощущения, их истинность и полярность.
В диалектике существуетзакон единства и борьбы противоположностей. Он одинаково применим как кокружающей среде, так и к нашему внутреннему миру. В нас самих постоянно идетборьба двух или нескольких противоположных желаний и тенденций. Борьба этихпротивоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.
Для гештальт-терапевтаважно, чтобы человек осознал свои противоречивые качества, а главное — осозналчувства, которые сопровождают борьбу этих противоположностей.
Усиление внимания кчувствам. Осознаниесвоих чувств должно быть непрерывным, но многие люди прерывают процессосознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств,которые пациент избегает осознавать.
В подобных случаяхпсихотерапевт должен помочь участнику терапии завершить незавершенный итравмирующий его гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия,которая тратится на сокрытие «неприятного» чувства, после его отреагированияможет быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это можетпрояснить противоположности, вовлеченные во внутренний конфликт, и интегрироватьих в единое целое.
Иногда для того, чтобылегче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать,сделав более гротескными.
Работа с фантазией. Фредерик Перлз считал, что фантазиипредставляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себеуникальную информацию, те фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказеподавляются или от которых мы отказываемся. При гештальт-терапии фантазии неанализируются и не интерпретируются психотерапевтом. Участник терапии сам исследуетсвои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компонента:
перенос фантазии нареальную почву;
идентификацию фантазии сосвоей личностью.
Каждый объект или фигурамечты представляет собой отчужденный фрагмент личности. Для того чтобы вновь присвоитьих, необходимо выявить их, идентифицируясь с каждым объектом своей мечты.Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, которыйявляется самым важным, или переводит его внимание с объекта на объект,заставляя пережить все чувства, связанные с ними.
Принятие ответственностиза самих себя.Сторонники гештальт-терапии считают, что причиной невроза часто являетсянеспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за своичувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственностьза свое Я.
Люди очень часто склонныперекладывать ответственность за негативные поступки и чувства на других,многие искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, адругие люди или обстоятельства.
Преодоление сопротивления. В гештальт-терапии сопротивлениемобозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения,которые предлагает ему терапевт. Но гештальт-терапевты, в отличие отаналитиков, не рассматривают сопротивление в качестве барьера, которыйобязательно нужно разрушить и преодолеть. Перлз рассматривает сопротивление,прежде всего, как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувства. Цельюже гештальт-терапевта является преобразование сопротивления в процесс осознаниясамого себя.
Сопротивление можетпроявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении голоса, визменении дыхания: оно становится поверхностным, неритмичным.
Сопротивление – это не только барьер, которыйнужно убрать (как в психоанализе), но и созидательная сила, помогающаяпреодолевать жизненные трудности. Поэтому работа гештальт-терапевта неограничивается только концентрацией внимания на сопротивлении. Сопротивлениерассматривается им в основном как способ прерывания контакта с окружающейсредой (в психоанализе этому примерно соответствуют защитные механизмы),способ, в котором концентрируется энергия пациента, которая могла бы пойти надействия по достижению цели. Поэтому энергия сопротивления не преодолевается, аиспользуется.
Противоядиями от слияниямогут быть хороший контакт, дифференциация и проговаривание. Участник терапиидолжен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему,и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для неголюдьми. Вопросы «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы хотите сейчас?» могутпомочь ему сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами,дают возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагомстановится разговор о его собственных потребностях и желаниях — сначала стерапевтом, а затем и с тем человеком, с которым связаны его ожидания.Проговаривая свои потребности, человек может понять, чего он хочет на самомделе, и найти способы достичь желаемого. Когда есть свои собственные цели, ненадо искать слияния с другими, можно быть свободным в движениях и больше несоблюдать «соглашения», заключенного много лет назад.
Работа по преодолениюинтроекции основанана стимуляции различий между Я и Ты и созданию у человека чувства, что выборвозможен. Любой опыт, усиливающий чувство собственного «Я», — важный шаг напути освобождения от интроекции. Это позволяет освобождаться от представлений,не являющихся ассимилированными, то есть результатом собственного опыта.
Психотерапевтическаятехника работы с проекцией основана на предположении о том, что мы сами создаем свою жизнь и,восстанавливая свою причастность к ней, обретаем силу для изменения мира. Когдапроективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некоторыекачества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это расширяет иподдерживает его подавленное чувство идентичности.
В работе сретрофлексиейтерапевту необходимо хорошо знать тот факт, что расщепление импульсов,возникающее при ретрофлексии, часто не проявляется в действиях. Дляосвобождения от ретрофлексии направление внутренней борьбы должно быть измененона взаимодействие с чем-то внешним, изменение мира, ситуации жизни.
Один из способовопределить, что в человеке происходит борьба, — это внимание к позе и жестам, а также чувствам,направленным на себя в ситуации взаимодействия с другим. Сдерживание движенийрук, застывшая нижняя челюсть, вжимание себя в кресло, напряженная поза,поглаживание себя, раздирание платка в руках — все это может быть признакамивнутренней борьбы, препятствующими направлению импульса в среду, к людям. Ещеодин признак внутренней борьбы — чувства, направленные на себя. Терапевт можетпоинтересоваться, кому еще, кроме самого участника, могут быть адресованыдосада или раздражение, страх или ненависть.
/>/>/>/>/>Применение,техники и методы гештальт-терапии.
С самого началагештальт-консультант стремится побудить участников к принятию ответственностиза их собственные действия. Он пытается сразу донести мысль о том, что, хотяконсультант хочет облегчить рост и его самораскрытие участников, он не можетсовершить эти изменения за них. В сущности, консультант стремится побудитькаждого участника к открытому и честному взаимодействию, отказываясь приниматьучастие в играх, в которые последний обычно играет с людьми внеконсультирования. Такое взаимодействие предполагает создание условий, которыесмогут облегчить осознавание и рост человека.
Главная техника,используемая гештальт-консультантом, — обеспечение того, что Перлз называет «континуумосознавания». Континуум осознавания требуется организму для того, чтобыфункционировать в соответствии с принципом здорового гештальта, так чтобынаиболее важная незаконченная ситуация стала осознанной и человек мог с нейвзаимодействовать. Консультант делает это, объединяя внимание и осознаваниеклиента, помогая ему ассимилировать в его структуру «Я» все переживания.
Консультант не даетответов на проблемы человека. Он скорее старается побудить его работать втупике — сначала структурируя ситуацию так, чтобы этот тупик стал открытым,затем — фрустрируя человека, отказываясь предоставить ему ожидаемую поддержку.В этой ситуации цель консультанта — помочь участнику признать тот факт, чтотупик существует лишь в уме и что он обладает достаточными способностями дляпрохождения через этот тупик. В итоге консультант говорит участнику: «Ты можешьи должен отвечать за себя сам». И как результат — человек становится все большепохожим на самого себя.
Гештальт-консультирование,подобно личностно-ориентированному консультированию, не пытаетсяреконструировать прошлое или раскрыть бессознательные побуждения клиента. Гештальт-консультантысосредотачиваются на настоящем. Они полагают, что люди, имеющие склонность кинтеллектуализациям относительно прошлого или будущего, вообще имеют трудностив настоящем и используют эти разговоры, чтобы сопротивляться попытке консультантавзаимодействовать с текущим функционированием; поэтому консультант имеетвозможность получать наиболее важную информацию о человеке из наблюдения за нимв течение взаимодействия. Гештальт-консультант должен быть способен замечатьнесоответствия между вербальными и невербальными проявлениями и возвращать этипроявления участникам, тем самым помогая им больше осознавать их собственноеповедение и эмоции. Ориентации на «здесь и теперь» консультант придерживается ив дальнейшем, задавая вопросы типа: «Что ваша правая рука делает теперь?» или«Как ваш голос звучит теперь?» Консультант никогда не спрашивает «Почему»,поскольку такие вопросы поощряют интеллектуализацию, в то время как вопросы«Как?» и «Что?» обращают внимание человека на текущее функционирование. В обоихслучаях консультант стремится заставить участника стать более осознаннымотносительно своих чувств, поведения, эмоций и ощущений — в каждый момент сейчас.В то же самое время консультант старается обнаружить то, что человекпробует избегать, и те области его функционирования, которые содержатвнутренние конфликты.
В дополнение к методамфрустрации и поощрения ориентации на «здесь и теперь», гештальт-консультанттакже использует экспериментирование, которое направлено на увеличениесамоосознания участников и осознавание их тупиковых ситуаций, затем помогая имреинтегрировать себя. Это экспериментирование является наиболее рискованным иопасным, поскольку индивидуумы снимающие все защиты, не освоив новые способыповедения, становятся даже более уязвимы к воздействию внешних сил, чем доконсультирования.
Технические процедуры вгештальт-терапии называются играми или упражнениями. Это разнообразныедействия, выполняемые участниками терапии по предложению психотерапевта,которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимымсодержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможностьэкспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игручастники «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляютсясо значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности иинтроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального иинтеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональноеосознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человекговорит: «Ага!» По Перлзу, «aгa» — это то, что происходит, когдачто-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда«закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактовэмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр неограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципамигештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.
Основной принципприменения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний заключается в изменении отношенияпострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации
Заключение
Гештальт-терапия являетсяэффективным методом социально-психологической реабилитации клиентов, получившихпсихотравму, и для преодоления фиксации на ней. Более полное познание себя ивнешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение,осознание и эмоциональное отреагирование клиентами психотравмирующего опытапозволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации, ицеленаправленно идти к «новой» жизни.
Метод гештальт-терапииможет быть использован практикующими психологами в любом учреждениимедико-психолого-социальной реабилитации практически с любыми группами людей.
Списокиспользуемой литературы
1. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма(к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии):Руководство по психотерапии под ред. Рожнова В.Е. Ташкент, Медицина, 1979. –192 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие длястудентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Социальнаяпедагогика». – М.: Алетейа; Киев: Ника – Цент, 1999. – 317 с.
3. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д. Карвасарского,Ледера С. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
4. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методыпсихологической диагностики и коррекции в клинике. — Л-д: «Медицина», 1983–210с.
5. Конторович В.А., Анцупова Г.Л. Гештальт-терапия как однаиз форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации Кроль Л.М., МихайловаЕ.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. – М.:Класс, 1999. – 225 с. Наранхо К. Техники гештальт-терапии. Практическоеруководство для профессионалов. СПб., 1995
6. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ.М. Папуш. М.: Изд. Института Психотерапии, 2003
7. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционнаягруппа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.
8. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 1998. –
9. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. — М., 2002.
10. Кондратенко С. В. Опыт работы с горем в рамкахгештальт-подхода. // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии / Под ред. В.Я. Семке, Л. М. Ермолаева. – Томск, Барнаул, 1999.
11. Наранхо К. Гештальт-терапия. — Воронеж, 1995.
Приложения
Техника«Развитие осознавания»
/>Упражнение «Фигура и фон»
Участники сидят в кругу,ведущий читает инструкцию.
Ведущий: «На некотороевремя обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядяна него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фонеокружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнемувизуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.
Точно так жевслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звукиотходят в фон. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению,вроде внезапной боли («колет») или зуда, и заметьте, как и здесь остальныетелесные ощущения отступают на задний план».
После этого терапевтпроводит обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта:во-первых, процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли ичто при этом чувствовали), а во-вторых, содержание (то, о чем участникиговорили, выполняя данное упражнение). Процесс выполнения упражнения болееважен, чем содержание, и иногда тренер может принимать решение проводитьобсуждение только процесса[1].
Также терапевт проситвсех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения,они научились, выполняя данное упражнение.
/>Упражнение «Осознавание эмоций»
Упражнение проводитсяаналогично предыдущему.
Ведущий: «Дайтесвоему вниманию переходить от одного объекта к другому, отмечая фигуры и фоны вобъекте — и свои эмоции. Каждый раз выражайте эмоции словами вроде: «Мне этонравится» или «Мне это не нравится». Разделяйте объекты на части: «Это мне вобъекте нравится, а это не нравится». Наконец, если это приходит естественно,дифференцируйте свои эмоции, например: «Это вызывает у меня отвращение» и т. п.
Во время этогоэксперимента вы можете встретиться с такими сопротивлениями в себе, какзамешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремоннымили нескромным; или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее бытьобъектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, скоторыми вы входите в соприкосновение, эти сопротивления становятся настолькосильными, что заставляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время наживотных и неживые объекты».
/>Упражнение «Непосредственное осознавание»
Всех участников просятразбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга.После этого один из членов пары начинает описывать все, что ему попадается наглаза. Такое описание может быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например,так: «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо итвою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые волосы с несколькимитемными прядями. Ты сидишь на старом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета,на нем красивый узор...»
Это все, что требуется отучастников. Их цель — описать, как можно больше всего за пять минут. Попрошествии этого времени члены пары меняются ролями и еще раз повторяют даннуюпроцедуру.
После этого тренер проситвсех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
Тренер должен такжепомочь группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретенныев результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной илипрофессиональной жизнью участников. По возможности тренер также участвует ввыполнении упражнения.
Тренер просит всехучастников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, онинаучились, выполняя данное упражнение.
/>Упражнение «Перемещающееся осознавание»
Все участники разбиваютсяна пары, члены каждой пары садятся друг напротив друга. Один из них начинаетописывать своему партнеру то, каким образом перемещается фокус его внимания стечением времени. Он пытается вербализировать все то, что он видит, чувствует,о чем думает, — любые изменения в фокусе внимания. Рассказ может строиться,например, следующим образом: «Я осознаю, что сейчас смотрю на тебя… а сейчася слегка смущен тем, что ты, улыбаясь, смотришь на меня… Смущение начинаетисчезать, как только я тебе о нем сказал. Только что я вспомнил о другойситуации, произошедшей на другом тренинге, в которой я также испытывалсмущение. Сейчас я смотрю в окно, находящееся за твоей спиной, вижу людей,прогуливающихся по траве. Я понимаю, что мне очень сильно хотелось бы быть сними. Сейчас я возвращаю свое внимание к тебе, и у меня создается впечатление,что ты глубоко погружен в какие-то свои мысли...» По возможности тренер такжеучаствует в выполнении упражнения. Все это рассказывается в течение пяти минут,затем члены пары меняются ролями.
После этого все участникисадятся в общий круг. Как и в предыдущем упражнении, проводится обсуждение.Тренер помогает группе в определении способов, при помощи которых знания,приобретенные при выполнении данного упражнения, могут быть соотнесены с личнойили профессиональной жизнью участников.
Каждый участник поочереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данномупражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в немпонравилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.
/>Упражнение «Описания»
Все участники разбиваютсяна пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Тренер выдает каждомуучастнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые ипривычные предметы, такие как фрукты или овощи, бутылки, вазы или украшения.Каждого участника просят описать своему партнеру полученный предмет, неоценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку сконсервами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическуюформу. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова.Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом...»
Задача участников — какможно более полно и детально описать полученные предметы. Очень часто, выполняяподобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть привычные вещи.Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия другихлюдей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшегообсуждения.
После этого тренер проситвсех участников сесть в общий круг для проведения обсуждения упражнения.
/>Упражнение «Чувственное сознавание»
Упражнение выполняют сзакрытыми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читаеттекст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцатьминут.
Ведущий: «Оглядитесьвокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Каковаее форма и фактура… какого она цвета… как освещена… и как падают тени…Обратите внимание на сочетание различных форм… Если вы поймаете себя на том,что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампанапоминает мне мексиканскую»), то вы на ложном пути.
В самом по себе называниивещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас жетребуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий ихназваний… Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например,комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да,значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобыпросто смотреть… Расслабьте мышцы глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд…выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например,ворсинку ковра или фрагмент обоев… задержите взор… Что вы там видите?Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощенным наблюдением за этимпредметом?
Теперь — закройте глаза.Что вы видите?.. Отметьте образы, оставшиеся от наблюдения… прислушайтесь…Что вы слышите?.. Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, покавы пытались концентрироваться на зрительных ощущениях, существовали какие-тозвуки, на которые вы не обращали внимания… Теперь сосредоточьтесь на слуховыхощущениях, постарайтесь уловить все звуки, какие только можете разобрать,вплоть до самых слабых… Представьте, что вы очнулись после глубокогонаркотического забытья… сознание постепенно возвращается к вам…Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь… вгороде или в деревне?.. в помещении или на улице?.. присутствует ли кто-то ещерядом с вами или вы в одиночестве?.. Если здесь кто-то есть, что вы можетеузнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?..
А сейчас, продолжаясидеть с закрытыми глазами, сосредоточьтесь на обонянии… Запах воздуха…Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по немуузнать собственную руку?.. Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяетэто сделать… запах вашей одежды… подмышек… Принюхайтесь к запахампредметов, окружающих вас… О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли еговыбивали?.. Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?..
Не открывая глаз,возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку… Почувствовалили вы сначала запах, а затем вкус?.. Прожевывайте каждый кусочек тщательно инеторопливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений… Обратите внимание,какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку...
Теперь замрите на минуту,направьте внимание на руки, особенно — на кончики пальцев, и попытайтесьосознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственныйисточник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир?.. Теперь соединитеваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения увас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов,ногтей… исследуйте поверхность кожи… А сейчас прислушайтесь к ощущениям,возникающим в той руке, которую вы исследуете… Может быть, стоит изменитьспособ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее…Поищите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритмпоглаживающих движений… Теперь попробуйте попеременно направлять своевнимание то на одну, то на другую руку… Легко ли вам это удается? Сноваперенесите внимание на активную руку… Что вам больше понравилось, осознаватьощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала поглаживания?Снова переключите внимание на пассивную руку (Как с известной картинкой, где вывидите то контур вазы, то два профиля)… Удаются ли вам эти произвольныепереключения?
… Пусть ваши рукипоменяются ролями… Обратите свое внимание на ту из них, которая теперьзанимается исследованием… Как она ощущает суставы, мышцы, кожу, подушечкипальцев другой руки… Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исходящим от пассивнойруки… что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают… Легко ли вашируки приняли свои новые роли или что-то вызывает их сопротивление?..
А теперь — займитесьлицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого — лицо незнакомца…Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый деньвидите в зеркале?.. А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения отприкосновений пальцев?.. Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость инаправление касаний… как ему лучше, если дотрагиваться только кончикамипальцев или всей ладонью?.. Как и раньше, попробуйте переключать свое вниманиес лица на пальцы и с пальцев на лицо… Что вы чувствуете?.. Меняя попеременнонаправление своего внимания, увеличьте зону исследования собственного тела,включите в нее шею, плечи, туловище, ноги… Есть ли разница в ваших ощущениях,когда вы дотрагиваетесь до обнаженных частей тела или до скрытых под одеждой?Какое из них интенсивнее, какое приятнее?
Не открывая глаз, исследуйтеруками то, что вас окружает… стул… ковер… все, что находится рядом…Можете исследовать и все помещение, если хотите… Попробуйте на ощупь те самыепредметы, в которые вы всматривались в начале упражнения… Насколько уверенновы чувствуете себя, двигаясь с закрытыми глазами?.. Движетесь еле-еле,осторожными шажками или чувствуете себя достаточно свободно, чтобы простоидти?.. Отметьте, как при этом вам помогают ориентироваться в пространстве вашируки и ваш слух… Как вам удобнее идти, быстро или медленно?.. Продолжайте вашпуть, по собственному выбору обращая внимание на разные вещи… Если рядом с ваминикого нет, чувствуете ли вы от этого неуверенность… Если есть другие люди,что вы испытываете, когда встречаетесь с ними с закрытыми глазами или хотя бытолько предвосхищаете возможность такой встречи? Помните, все в ваших силах, выможете выбирать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно решать,делать или нет те из них, которые вам не нравятся...
Заканчивая своиперемещения, попробуйте, не открывая глаз, вернуться на прежнее место… Какиеориентиры помогли вам отыскать его? Вспомните то положение, в котором вынаходились до начала путешествия.
А теперь… откройтеглаза… что вы видите?
Поделитесь своимивпечатлениями, расскажите, чему вы научились. Слушая о впечатлениях другихлюдей, постарайтесь сравнить их со своими. Может быть, это поможет вам лучшеосознать собственные ощущения, отметить то, что вы не заметили (или попростусочли недостойным внимания, ибо многие из нас упускают впечатления, которыележат на поверхности, из-за того, что буквально натренированы быть слишкомглубокомысленными)».
/>Упражнение «Сознавание тела»
Как и в предыдущемупражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помеченных многоточиямиместах. Используется музыкальное сопровождение. Длительность упражнения —тридцать минут.
Ведущий: «Предлагаемоеупражнение поможет научиться слушать то, что вам хочет сказать ваше собственноетело.
Займитеудобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше телоопирается на кресло, кровать или ковер… Они поддерживают все ваше тело,доверьтесь им и позвольте себе расслабиться… Теперь спокойно отметьте, как выдышите. Не нужно ничего менять. Просто отметьте, как вы дышите. Именносейчас… Следите, как воздух входит и… выходит… Отметьте, как ваше телодвижется в ритм дыханию… Я буду называть различные части тела. Постарайтесьна вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольтенапряжению выйти из всего тела вместе с воздухом...
Итак, вашлоб… Запрокинута ли голова или опущена на грудь?.. Ваши веки… Неподвижныили подрагивают?.. Ваши глаза… в покое или в движении? Видятся ли вамкакие-нибудь пятна, образы?.. Ваши щеки… расслаблены или напряжены?.. Вашиуши… Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холоднее?.. Ваш нос…Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях?..Ваши губы… сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык… В какомон сейчас положении, чего касается?.. Ваши зубы… Проверьте каждый… Нечувствуете ли вы неудобства от застрявших в них кусочков пищи?.. Ваша шея…Нет ли в ней напряжения от неудобного положения головы? Или голове вполнеудобно?..
Вашпозвоночник… Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самогокопчика… Какова линия вашего позвоночника?.. Почувствуйте мышцы спины… Онинапряжены или расслаблены? Теперь перенесите внимание на плечи… Ониприподняты или опущены?.. Сведены или расправлены?.. Почувствуйте свои плечевыесуставы… Постарайтесь представить себе, как вы вращаете руками в плечевыхсуставах...
Теперьпройдитесь мысленным взором вдоль своих рук… Плечи… локти… Они выставленыили прижаты?.. Предплечья… запястья… кисти рук… пальцы… Чувствуете ливы в них какое-нибудь напряжение?
Прислушайтеськ своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений…Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним,— например, на шее, под коленом, на запястье.
Сновавернитесь к дыханию… Мысленно проделайте тот путь, который совершаетвдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к легким… Вы чувствуете,как они наполняются воздухом, а затем выпускают его...
Сделайтеглотательное движение и попробуйте ощутить свой пищевод… желудок… Идет ли внем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как поели?.. Покаким ощущениям вы это сейчас узнали?.. Теперь опуститесь ниже… Вот ваштонкий кишечник… Происходят ли сейчас в нем какие-то процессы?.. Толстыйкишечник… Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначалаподнимается снизу вверх, затем переходит налево и снова опускается вниз…Чувствуете ли вы, что там что-то происходит?.. Ваша прямая кишка, непереполнена ли она? Как скоро вам захочется освободить ее?.. Попробуйтеосознать свои почки… Они расположены по бокам в самом низу спины и по форменапоминают бобы… Каналы, идущие от них к мочевому пузырю и сам мочевойпузырь… Насколько он полон? Как скоро вам потребуется опорожнить его? Теперьмысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы…Ощутите форму вашего таза… Направьте внимание на тазобедренные суставы… имысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги… Теперьвообразите, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потомнаружу.
Почувствуйтеваши бедра… колени… Вы ощущаете равномерное тепло вдоль всей ноги?.. Можетбыть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры?.. Теперьваши лодыжки и стопы… Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степеньее подвижности… Ваши пятки и ступни… Если вы обуты, не жмет ли обувь?..
Теперьсовершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравнителевую и правую стороны своего тела. Возможно, ваши ощущения окажутся различнымис одной и другой стороны. Насколько легко вам удается сознавать все свое тело?Нет ли каких-то «слепых пятен» в вашем сознавании?
Теперьпостарайтесь ощутить тело как единое целое. Произнесите: «Это я. Я — (назовитесвое имя). Я здесь живу...»
Упражнениезакончено. Сделайте глубокий вдох, потянитесь, откройте глаза и медленновстаньте».
Ведущий проводитобсуждение. «Поделитесь своими впечатлениями друг с другом, расскажите,чему вы научились. Какой опыт вы только что получили?».
/>Техника «Концентрация внимания на чувствах»
/>Упражнение «Воспоминание»
Ведущий: «Выберите какую-нибудьпрошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите вфантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно видите? Дверь —кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других людей? Не пытайтесь «вытаскивать»что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь. Просто «отправьтесь» вто место, которое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть».
/>Упражнение «Чувственное воспоминание»
Ведущий: «Теперьповторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируйтесьисключительно на зрении, попытайтесь включить как можно больше чувств:вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли,чувствовали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения;попытайтесь восстановить эмоциональный тон, который сопровождал этот опыт.
Избегаете ли вывспоминать определенного человека? Замечаете ли вы, что можете вспомнитьнеживые объекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаетеситуации, остаются ли они статическими или появляется движение? Присутствует лив этом нечто драматическое? Возникают ли только отрывки, или вы можетепрослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются?»
/>Упражнение «Управление эмоциями»
Ведущий: «Попробуйтевоспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потомрасслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить,что все это вызывает смутную эмоцию — в данном случае фрустрированный страх.Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление окаком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоцияразгорится с полной силой и ясностью. И, наоборот, в присутствии чего-то иликого-то, фрустрирующего вас, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока непримете как свои собственные соответствующие телесные действия: в сжиманиикулаков, возбужденном дыхании и т.п. вы начинаете чувствовать гнев».
/>Упражнение «Настроения»
Ведущий: «Попробуйтепочувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретяэти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Невмешивайтесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, ивы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствоватьнесколько разных настроений».
/>Упражнение «Внутреннее молчание»
Ведущий: «Постарайтесьподдерживать внутреннее молчание, воздержитесь от внутренней речи; при этомоставайтесь пробужденным и осознающим. Поначалу это может удаваться лишь нанесколько секунд, «думание» навязчиво возобновится. Для начала хорошо, если выхотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и внутренней речью;позвольте им сменять друг друга. Хороший способ — координировать это сдыханием. Попробуйте останавливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, вовремя выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим словам. Если вы занимаетесьв одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса,шепотом. Если вы будете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализациистанут ярче, ощущения тела — определеннее, эмоции — яснее, потому что вниманиеи энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперьмогут быть направлены на выполнение этих более простых и более фундаментальныхфункций».
/>Упражнение «Внутренняя речь»
Ведущий: «Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ееинтерпретировать: ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы говорите? С какойцелью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразытак, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Стараетесь произвестивпечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг задруга? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?»
/>Упражнение «Визуализация»
Ведущий: «Это упражнениелучше проделывать, находясь в расслабленном положении, желательно лежа. Образы,которые, казалось бы, самопроизвольно появляются у вас в голове, на самом деле— в вашей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.
Закройте глаза и в течениенекоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…
Вообразите большой белыйэкран…
Представьте на экранелюбой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белуюрозу…
Поменяйте белую розу накрасную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасилирозу в красный цвет, как Алиса в Стране Чудес.)
Уберите розу ипредставьте комнату, в которой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет ит. п.
Переверните картинку.Посмотрите на комнату с потолка. (Если это трудно сделать, то вообразите себяна потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз.)
Теперь снова вообразитебольшой белый экран.
Поместите синий фильтрперед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим.
Поменяйте синий фильтр накрасный. Сделайте экран зеленым.
Представляйте любые цветаи изображения на свое усмотрение».
Обсуждение: «Удалось ливам достигнуть всех эффектов, таких, как, например, поворот комнаты или сменацветов? Ничего страшного, и без подготовки легко вы сможете увидеть пустойэкран, вообразить цветок и представить обстановку вашей комнаты. И уже этодостаточное доказательство того, что продуцируемые вами образы в вашей власти,вы вольны вызывать или не вызывать их. Поэтому, если вы вдруг обнаружите, что«разглядываете» некий психический образ, вызывающий у вас беспокойство,попытайтесь осознать, что вы сами за него в ответе, вы сами его создали и самиможете изменить его на более приятный, подобно тому как раскрасили белую розу вкрасный цвет».
/>Упражнение «Эмоционально-коррективное переживание»
«Запишите тревожащий васэпизод в виде небольшого рассказа, написанного в настоящем времени от первоголица. Попытайтесь как можно более точно вспомнить все события. Восстановитедиалоги. Запишите ваши чувства.
Затем перепишите историютак, как вы бы хотели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю.Отомстите мучителю. Или полюбите человека, которого вы ненавидите. Делайте все,что хотите. Создайте новые диалоги. Запишите ваши чувства. Придумайте свойсобственный финал и развязку».
Это упражнение может бытьпроделано как индивидуально, так и в группе. В результате тягостное событиебудет заново пережито, субъективно завершено и перестанет постоянно«прокручиваться» в голове.
/>Техника «Принятие ответственности»
/>Упражнение «Принятие ответственности»
Участника иногда просятзакончить выражение чувств или убеждений словами: «И я беру на себя ответственностьза это». Иногда терапевт предлагает принять ответственность, заменив не могуна не хочу или но на и. Например, фраза «я хочу похудеть,но продолжаю много есть» звучит иначе, чем «Я хочу похудеть, и я продолжаюмного есть». Заменив но на и, участник говорит болееответственно. Это утверждение ответственности помогает осознать себя обладающимивнутренней силой, а не полагаться на контроль извне.
/>Упражнение «Использование личных местоимений»
Участника поощряютиспользовать «Я» вместо слов типа этот, ты или нам, когда онговорит о себе. Это помогает ему признать ответственность за собственноеповедение. Например, участник может сказать: «Я ничего не добился в этом году.В следующем году это будет по-другому». Консультант отреагирует: «Это будетпо-другому? Вы о ком говорите?» Участник мог бы тогда ответить: «О себе. Это Ястану другим».
/>Упражнение «Преобразование вопросов в утверждения»
Люди часто используютвопросы, чтобы держаться подальше от себя или скрывать то, что онидействительно думают. Участник терапии, который спрашивает: «Вы действительноверите этому?» — на самом деле говорит: «Я не думаю, что вы верите в это».Побуждение членов группы к преобразованию вопросов в утверждения заставляет ихпредъявлять свои системы убеждений и вынуждает их брать на себяответственность.
/>Упражнение «Жизнь без себя»
Ведущий: «Когдазабудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя.Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее состороны… Теперь вернитесь к себе».
Анализ: «Изменился ли мирв ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?»
/>Упражнение «Способность к искренности»
Это упражнениепредназначено для того, чтобы лучше узнать свои способности к искренности.Проводится оно в парах в течение 15 минут.
«Выберите удобное место.Сядьте лицом друг к другу. Посмотрите прямо в лицо друг другу.
Поделитесь друг с другомдействительно важным для вас: своими мыслями, чувствами. Когда рассказываете,старайтесь говорить свободно. Осознайте ваши чувства и выразите их. Осознайте,как изменяются ваши чувства. Поочередно поделитесь друг с другом несколькораз».
Анализ: «Какиечувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?»
Техника«Интеграция полярностей»
/>Упражнение «Два стула»
Ведущий: «Нередко человекощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствуетсебя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагаетсясыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менятьстулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».
Варианты: исполняемаяроль может быть ролью человека, какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца,супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физическим симптомом —язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может бытьпредметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.
/>Упражнение «Диалог между частями собственной личности»
В технике «пустого стула»участникам дают задание взаимодействовать с другим человеком, представив егосидящим на пустом стуле. Эта ролевая игра помогает соприкоснуться с темичастями себя, которые или не сознавались, или отвергались. Кроме того, участникможет также отрепетировать новую роль, которая будет испробована вне ситуацииконсультирования. Репетиция усиливает веру в то, что новое поведение может бытьуспешным. Техника пустого стула может также использоваться, когда участник«раздираем» полярными частями его индивидуальности (собака сверху — собакаснизу; пассивный — агрессивный). В этом случае консультант может предложитьиграть обе роли, садясь по очереди то на один, то на другой пустой стул и,таким образом, организуя устный диалог между этими двумя частями. Такой диалогпозволяет вынести конфликт наружу, так чтобы индивидуум мог его рассмотреть ипреодолеть.
/>Упражнение «Дублирование»
Вспомогательный игроквербализует мысли и чувства, которые протагонист затрудняется высказать.Двойник внимательно наблюдает невербальные проявления. Дублер вслух высказываетсвои догадки насчет того, что чувствует, о чем думает и что собирается сказатьпротагонисту. Тот, от чьего имени говорят, может изменить высказывания дублера,дополняя и уточняя их.
Двойник может играть исубличность.
/>Упражнение «Разыгрывание ролей»
Участники группы попредложению психотерапевта по очереди проигрывают некоторые своивнутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны дляокружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне частоизвиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложитьсыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просятнесколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенновыражены.
Если участник осознаетсвое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть рольчеловека с противоположными чертами характера, например Хлестакова илиНачальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания инравоучений.
Для разыгрывания роликаждому участнику дается по 5-10 минут. Остальное время нужно оставить дляобмена впечатлениями.
/>Упражнение «Борьба противоположностей»
Психотерапевт определяеттему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому —Защищающегося.
Участники садятся лицомдруг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен твердопридерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его,поучать, говорить твердым, авторитарным голосом. Защищающийся — извиняться,оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует отнего Нападающий.
Дискуссия длится 10минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику диалога нужнокак можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего ичувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося. Ведущий: «Сравнитесыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученныйопыт вместе с группой».
/>Упражнение «Круг субличностей»
«Перечислите все своижелания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включилии то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следуетучесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!».Например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить и быть любимым,достигнуть успеха в работе, получить хорошее образование, и т.д.
Перечитайте. Теперьсосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вассубличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Илисубличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которыедля вас являются несущественными. А теперь составьте список ваших собственныхжеланий.
Когда в вашем спискенаберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания),просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вызахотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься налыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее:«заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важныежелания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность«Что Подумают Люди?».
На большом листе бумагинарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше.Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольцеразместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями вашихжеланий.
Нарисуйте пастелью илицветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественныхспособностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьтелюбые пришедшие в голову символы.
Когда вы закончитерисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из нихмогут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка,Здоровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут болееромантичны, например: Первобытный Любитель Лошадей И Гончих, Девушка ИзПровинции, Лесной Эльф, Мистер Божество и т. д. Важно придумать свои собственные,имеющие для вас смысл названия.
Теперь раскрасьте свое«Я»».
/>Упражнение «Психодрама субличностей»
«Выберите из группы техучастников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качествепримера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информациюдля организации действия и смогли изображать именно ваши, а не своисубличности.
Сядьте в центре комнаты ипопросите друзей-актеров сесть вокруг вас.
По вашему сигналу они должныначать говорить с вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь вобразе своего «Я», обращая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действийи слов каждого.
Будьте внимательны. Какдирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого ипоощряйте и усиливайте робкого.
В заключение скажитекаждой вашей субличности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, ирасскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшейжизни».
Психодраматический подходпозволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинаютосознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлятьсвоими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизнидаже больше, чем могли это делать во время психодрамы.
/>Упражнение «Разотождествление»
«Сядьте удобно, выпрямивспину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя засвоим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:
У меня есть тело,но я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым,усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».
Мое тело — прекрасныйинструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишьинструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, номое тело — это не «Я».
У меня есть тело,но я — это не мое тело.
У меня естьэмоции, но я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы,противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь илигорюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку ямогу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять,владеть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».
У меня естьэмоции, но я — это не мои эмоции.
У меня естьинтеллект, но я — это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен.Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он— это не мое «Я».
У меня есть интеллект, ноя — это не мой интеллект.
Я — Центр чистогосамосознания.
Я — Центр Воли, способныйвладеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моимипсихическими процессами.
Я — это постоянное инеизменное «Я»».
Можно использовать модельэтого упражнения для разотождествления с субличностями.
/>Техника «Работа со сновидениями»
/>Упражнение «Элементы сновидения»
«Расскажите сон отпервого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна.Последовательно идентифицируйтесь с каждым «объектом» из сна, произнеситемонолог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна.Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется«челнок»)».
/>Упражнение «Рисование сна»
«Выберите фрагмент сна инарисуйте его. В паре выберите двух «персонажей» из сна. Вылепите из партнера,как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаясяскульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второгоперсонажа. Поменяйтесь ролями — теперь вы сами сыграете ту роль, которую игралваш помощник, а он сыграет второго персонажа вашего сна».
/>Упражнение «Работа над сном»
«Превратитесь в персонаж(предмет, элемент) вашего сна. Теперь расскажите о себе.
Что вы делаете в этомсне? Что чувствуете?
Каковы твоивзаимоотношения с другими персонажами сна или с другими предметами?
Что вы хотите?
Побеседуйте с другимиперсонажами или элементами сна».
/>Техника «Работа с сопротивлениями»
/>Упражнение «Совершение кругов»
Участнику предлагаетсяпройти по кругу и обратиться к каждому члену группы с волнующим его вопросом.Например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразитьсобственные чувства по отношению к членам группы.
/>Упражнение «Незаконченное дело»
Любой незавершенныйгештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, всягештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людейесть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями ит. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Участнику терапиипредлагается с помощью приема «пустого стула» выразить свои чувствавоображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участникупсихотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.Гештальт-терапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженноечувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, котораяначинается со слов: «Я обижен...»
/>Упражнение «Проективная игра»
Когда участник терапиизаявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, егопросят проверить, не является ли это его проекцией. Участнику предлагается«разыграть проекцию», то есть примерить на самого себя это чувство или черту.Так, члена группы, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просятразыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников ивступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрываетсебя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
/>Упражнение «Выявление противоположного (реверсия)»
Явное поведение членагруппы часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Дляосознания скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагаетсяразыграть роль противоположную той, которую он демонстрирует в группе.Например, участнику терапии с манерами «маменькиного сынка» предлагаетсяразыграть роль независимого, самостоятельного, не терпящего вмешательства вличные дела мужчины. Такой прием позволяет достичь более полногосоприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
/>Упражнение «Разыгрывание проекций»
Когда член группыпроецирует что-либо на других людей, особенно на консультанта, консультантпросит, чтобы участник сыграл роль другого человека. Например, когда кто-то изгруппы говорит консультанту, возможно, в результате созданной консультантомфрустрирующей ситуации, «Я чувствую, что на самом деле вы мне не нравитесь»,консультант может попросить его сыграть роль консультанта и выразить то, что,по ее мнению, чувствует консультант. Сделав это, участник терапии признает, чтоего чувства к консультанту есть следствие проекции его предположенийотносительно того, что консультант чувствует.
/>Упражнение 7 «Заброшенный магазин»
Упражнения на воображениеиллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться сотвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра«Старый, заброшенный магазин». Участнику предлагают закрыть глаза,расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькойулочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но еслизаглянуть, можно заметить какой-то предмет. Участнику предлагают тщательно егорассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет,обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и,говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже егосуществование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, членыгруппы проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.