Реферат по предмету "Психология"


Преодоление стрессовых ситуаций

Введение
Проблемапсихической саморегуляции в экстремальных ситуациях остается одной изцентральных в психологии. При взаимодействии с окружающим миром индивидсталкивается с экстремальными ситуациями, в которых ему приходиться выбиратьразличные способы реализации своей активности и прибегать к разнообразным средствамсаморегуляции. Это предполагает реализацию субъектом индивидуально-личностныхусилий, посредством которых происходит снижение уровня неопределенности,дискомфорта и риска.

Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях
Сцелью подтверждения данного факта, нами было проведено исследование. Для этогобыла отобрана группа респондентов, так или иначе связанная с экстремальнымиситуациями в своей деятельности, в частности, молодые люди, стремящиеся ковладению мастерством в экстремальном виде спорта «маунтинбайк» (N=66). Заоснову был взят опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССП-98 (В.И.Моросанова). Также в ходе работы использована совокупность методик, позволяющихизучить индивидуально-психологические особенности и личностные свойства испытуемых.
Данныеполученные в результате психодиагностического среза были подвергнутыкорреляционному и сравнительному анализу.
Впервом случае был проведен тщательный анализ корреляционных взаимодействийшкалы «общего уровня саморегуляции» опросника ССП-98 с другими личностнымисвойствами испытуемых. Во втором установлены различия в содержательном аспектеготовности к риску на двух контрастных уровнях в процессе саморегуляции вэкстремальных ситуациях.
Напервом этапе для выявления наиболее сильных корреляционных связей заминимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 318 при Sig. (2-tailed)= 0, 09.
Врезультате наиболее сильные связи со шкалой «общий уровень саморегуляции»набрали следующие шкалы – по методике ССП-98 (В.И. Моросановой): «моделирование»(p=0, 522 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «программирование» (p=0, 477 при sig.(2-tailed) = 0, 00), «оценка результатов» (p=0, 471 при sig. (2-tailed)=0, 00),«гибкость» (p=0, 556 при sig. (2-tailed) = 0, 00); по методике САМОАЛ Н.Ф.Калининой – «высокая потребность в познании» (p=0, 322 при sig. (2-tailed) =0,08), «спонтанность» (p= — 0, 345 при sig. (2-tailed) = 0, 05); по методикедиагностики волевых особенностей личности (ВКЛ) М.В. Чумаковой – «выдержка»(p=0, 329 при sig. (2-tailed) = 0, 07); по опроснику МакКрае – Коста («Большаяпятерка») – «привязанность — обособленность» (p=0, 412 при sig. (2-tailed)=0,01), «сотрудничество-соперничество» (p=0, 436 при sig. (2-tailed) = 0, 00),«доверчивость-подозрительность» (p=0, 318 при sig. (2-tailed) = 0, 09).
Корреляционныйанализ выявил прямую зависимость уровня саморегуляции от личностных свойств иохарактеризовал испытуемых как способных в экстремальных условияхсаморегулировать свою активность при помощи, прежде всего:
процессагибкости и моделирования принятия решений. При возникновении непредвиденныхобстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программыисполнительских действий и поведения, они способны быстро оценить изменениезначимых условий и перестроить программу действий;
высокойпотребности в познании, характерной для самоактуализирующейся личности, всегдаоткрытой к новым впечатлениям;
выдержки,усилий, привязанности, сотрудничеству и доверчивости.
Влияниерассмотренных личностных свойств на процесс саморегуляции можно объяснить,цитируя высказывание тренера по маунтинбайку «…Скоростной спуск – это не борьбас соперником, это борьба со скоростью, и, прежде всего с собой. Он требует отчеловека полной концентрации, заставляет отключить привычный разум и приниматьрешения ранее редко задействованные…».
Навтором этапе проведенное нами исследование, изучающее личностные свойстваиспытуемых, предпочитающих заниматься экстремальными видами спорта, показало,что большинство из них подсознательно предпочитаю избегать рискованные ситуациии оценивают себя по методике диагностики степени готовности к риску Шуберта,как людей «слишком осторожных». Так, из выборки (N=66) только 30% оценили себякак «склонных к риску», 47% «среднее значение» и 23% «слишком осторожные».
Получается,что экстремалы, занимаясь экстремальным видами спорта, не оценивают себятаковыми. Можно предположить, что данный процентный показатель сложился врезультате того, что молодежь, ежедневно подверженная экстремальнымвоздействиям, становиться более осторожной и критичной к себе и своемуокружению, нежели лица, предпочитающие рациональный образ жизни.
Этопослужило основанием для проведения сравнительного анализа среди группэкстремалов на двух контрастных уровнях готовности к риску, в результатекоторого было выявлено, что для лица с высоким уровнем готовности к рискуоказались в большей степени свойственны – спонтанность (САМОАЛ),расслабленность («Большая пятерка»), беззаботность («Большая пятерка»),эмоциональная комфортность («Большая пятерка»), эмоциональная стабильность(«Большая пятерка»), в меньшей – экстернальность в области производственныхотношений (УСК).
Такимобразом, лица «склонные к риску» в меньшей степени приписывают важное значениевнешним обстоятельствам, больше полагаются на себя, считая свои действия важнымфактором организации деятельности. Они уверенны в себе и доверяют окружающемумиру, самоактуализация в экстремальных ситуациях стала для них образом жизни, ане мечтой или стремлением. Спонтанность испытуемых соотносится с такими ценностями,как свобода, естественность, игра, легкость без усилия, расслабленность иэмоциональная комфортность.
Дляреспондентов же с низкой готовностью к риску в большей степени оказалисьсвойственны – экстернальность в области производственных отношений (УСК),эмоциональная устойчивость («Большая пятерка»), тревожность («Большаяпятерка»), напряженность («Большая пятерка»), депрессивность («Большаяпятерка»), эмоциональная лабильность («Большая пятерка»), в меньше –спонтанность (САМОАЛ).
Значитлицам, предпочитающим рациональный образ жизни, в большей степени свойственноприписывать важное значение внешним обстоятельствам – тренеру, товарищам поспорту, везению – невезению. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случаенеудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Достижение успеха и мастерства уних напрямую зависит от тщательного планирования и организации своей спортивнойдеятельности. В экстремальных ситуациях они предпочтут избежать неудачу, нежелиидти на риск.
Структура совладающего поведения
Совладающеесо стрессом поведение, или копинг стал активно изучаться в последние годы (Н.Ф.Михайлова, P.M. Грановская S. Folkman). В создавшейся на сегодняшний деньэкономической ситуации изучение данной проблематики приобретает особенно оструюнеобходимость. Значительное количество работ посвящено, как теоретическойразработке данной категории (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Л.А.Китаев-Смык,N.S.Endler, J.A.Parker) так и эмпирическим исследованиям (Крюкова, Н.А.Сирота,В.М.Ялтонский). Проанализировав существующие работы можно предположить, чтосовладающее поведение имеет ступенчатую, последовательную, многоактнуюструктуру, и не ограничивается одним единственным действием.
Всовременных исследованиях используются методики имплицитно предполагающие выбородного действия в рамках копинг-стратегий. Необходимость доказательствамногоактной структуры совладающего поведения поставила нас перед необходимостьюмодифицировать существующие методики. Использовался метод свободного интервью,где подростки могли указывать, произвольное количество действий в ходе описаниякопинг-стратегий в трех заданных ситуациях: стресс во время экзамена, стресс вэкстремальной ситуации, стресс в сфере межличностных отношений. При этомподростки при ответе могли пользоваться как текстами стандартизированныхметодик, что бы описать разные формы совладающего поведения, так и предложитьсвои собственные формулировки.
Висследовании приняло участие 80 подростков (15-16 лет, 44 девочки и 36мальчиков).
Результатыпоказали, что для совладания со стрессом наряду с единичными копинг-стратегиямииспользуются также цепочки, состоящие из последовательности разнообразныхкопинг-стратегий. Длина цепочек достигает от одного до восьми актов в рамкаходной копинг-стратегии, что дает огромное количество различных комбинаций.
Вэкстремальной ситуации в 32,5% случаях используются единичные копинг-стратегии.Двухактные копинг-стратегии в экстремальной ситуации используются в 25%,трехактные в 12,5%, а четырехактные в 10% случаях. При стрессе в ситуациимежличностных отношений использование единичных копинг-стратегий снижается до7,5%. Трехактные, четырехактные и пятиактные копинг-стратегии используются в17,5%, 10% и 5% соответственно. Нужно отметить, что именно в ситуацияхмежличностных отношений широко используются длинные цепочки копинг-стратегий,состоящие из 7 и 8 копинг-стратегий, которые составляют 7,5% и 5%. В ситуацииэкзамена, использование одноактных копинг-стратегий составляет 10%, наиболеешироко распространены двухактные копинг-стратегии — 32.5%, использованиетрехактных стратегий составляет 20%, четырехактных 22,5%, семиактных — 2,5%.
Вэкстремальных ситуациях одноактные копинг-стратегии в большинстве случаевявляются проблемно-ориентированным копингом, а копинг, направленный наизбегание, не используется. Это объясняется тем, что экстремальная ситуацияпредполагает опасность для жизни или здоровья человека при промедлении. Вситуации межличностных отношений единичные копинг-стратегии составляютпроблемно-ориентированный копинг и копинг направленный на избегание,эмоционально-ориентированный копинг в данном случае не используется.
Рассматриваямногоактные цепочки от 5 до 8 актов, мы не заметили определенной постояннойпоследовательности, возможно из-за их немногочисленности. Лишь 12% испытуемыхпри совладающем со стрессом поведении использует цепочки копинг-стратегийдлиннее 4 комбинаций. Однако и среди многоактных стратегий можно было выделитьопределенные закономерности. Например, можно заметить, что в целомпроблемно-ориентированный копинг встречается наиболее часто, что объясняетсяего наибольшей эффективностью в преодолении стрессовой ситуации.
Наиболеераспространенными являются следующие комбинации: ПОК-КОИ-ПОК (10%); N-ПОК(25%);N-N-ПОК(7,5%); N-N-N-ПОК(17,5%). Можно заметить, что наиболее часто подросткамииспользуются комбинации из копинг-стратегий, где проблемно-ориентированныйкопинг находится в конце последовательности совладающих действий. Нами былоустановлено, что в 80% случаях такой стиль воспринимается испытуемыми какнаиболее эффективный при решении трудной или экстремальной ситуации. Надоотметить, что наиболее это характерно для тех ситуаций, решение которых зависитот самого подростка.
Связь копинг-поведения в стрессовых ситуациях
Деятельностьспециалистов водного транспорта с момента выхода в рейс сопровождаетсянепростой навигационной обстановкой, а так же негативнымигидрометеорологическими условиями, долгими, отрицательно влияющими на человекаштормами, туманами, качкой и другими неблагоприятными факторами погодныхусловий. Современными исследованиями установлено, что капитан осуществляет намостике свою активную трудовую деятельность зачастую по 16 часов в сутки иболее.
Всвязи со спецификой профессиональной деятельности специалистов водноготранспорта этот вид деятельности является малоизученным и представляет собойособый интерес при изучении человека находящегося в экстремальной ситуации. Вданной статье мы представляем результаты исследования, целью которого являетсяизучение особенностей связи жизнестойкости будущих специалистов водноготранспорта со стратегиями совладания в стрессовых ситуациях.
Следуяцели нашего исследования, мы выявили особенности связи жизнестойкости будущихспециалистов водного транспорта со стратегиями совладания личности эмпирическимпутем. Базой исследования выступило Астраханское речное училище. В исследованиеприняли участие 248 курсантов (юношей) I-III курсов.
Намибыли использовали следующие диагностические методики: «Тест жизнестойкости»Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, методика «Копинг-поведение в стрессовыхситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А.Паркера). Приобработке данных использовался статистический пакет STATISTICA 6.0. врезультате чего была определена достоверность результатов исследования. Ванализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова дляодной выборки, корреляционный анализ. Для окончательных выводов использовалисьрезультаты на уровне значимости р. 0,1; р. 0,05; р. 0,01.
Напервом этапе проводилось обследование курсантов с целью определения ихжизнестойкости с помощью методики «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И.Рассказовой. Установлено, что у 15 % опрошенных низкий уровень, 68 % — среднийуровень, 17 % — высокий уровень развития вовлеченности. Низкий уровень попоказателю контроля имеют 6 % юношей, средний – 75 %, высокий – 19 %. 11 %респондентов имеют низкий уровень принятия риска, 73 % — средний и 16 % — высокий. Наконец, по шкале жизнестойкости обнаружено 9 % с низким уровнем, 77 %со средним и 14 % с высоким.
Методика«Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволила определить стратегиисовладеющего поведения будущих специалистов водного транспорта. С помощьюкритерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы установили, чтораспределение переменных: «проблемно- ориентированный коппинг»,«эмоционально-ориентированный коппинг», «коппинг ориентированный на избегание»,«субшкала отвлечение», «субшкала социальное отвлечение»- значимо не отличаютсяот нормального. Поэтому для выявления взаимосвязи указанных переменных сжизнестойкостью мы рассчитали коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Изтаблицы видно, что выявлена значимая (p
Такимобразом, по результатам эмпирического исследования можно сделать вывод о том,что для высокого уровня жизнестойкости не характерна выраженность такихстратегий совладания, как эмоционально-ориентированный копинг и отвлечение, начто указывают выявленные значимые отрицательные коэффициенты корреляции.

Заключение
Такимобразом, полученные результаты полностью подтверждают нашу гипотезу о том, чтокопинг-поведение, имеет сложную, многоступенчатую структуру, состоящую из несколькихпоследовательных актов. Количество последовательно используемыхкопинг-стратегий различно и чаще всего личность не ограничиваетсяодной-единственной копинг-стратегий. Итак, личностные свойства ииндивидуально-психологические особенности: моделирование, программирование,оценка результатов, гибкость, высокая потребность в познании, спонтанность,выдержка, привязанность, сотрудничество, доверчивость; готовность к риску,расслабленность, беззаботность, эмоциональная комфортность, эмоциональнаястабильность, экстернальность в области производственных отношений,тревожность, напряженность, депрессивность, эмоциональная лабильность,эмоциональная устойчивость — могут быть описаны индивидуально-типическимиособенностями саморегуляции, оказывать влияние на ее процесс в экстремальныхситуациях и, в этом смысле, могут являться регуляторно-личностными свойствами.

Список литературы
1.        Абульханова –Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова – Славская. – М., 2007. –300с.
2.        Анцыферова Л.И.Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненныхситуаций и психологическая защита //Психол. журнал. 2004. Т. 15, №1.
3.        Бодров В.А.«Информационный стресс». М., 2008. с. 270-275
4.        Дикая Л.Г.,Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторыего формирования // Психол. журнал. – 2006. -№3.
5.        Дикая Л.Г.Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологическогоанализа. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. с.80-103
6.        Жарков Е.С.«Психологические средства стрессоустойчивости». М., 2009. С 8-29
7.        Журбин В.И.Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К Роджерса /Вопросыпсихологии. 2009. №3.
8.        И.Г. Малкина-Пых.Стратегии поведения при стрессе. Московский психологический журнал. №12
9.        Климов Е. А.Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойствнервной системы. Казань, 2009.
10.      Крюкова Т.Л.Психология совладающего поведения. – Кострома, 2008.
11.      Лазарус Р. Теориястресса и психофизиологические исследования /Эмоциональный стресс/ Под. Ред.Л.Леви.
12.      Наенко Н. И.Психическая напряженность. М.: МГУ, 2006. C. 5-20.
13.      «Практикум попсихологии личности». Елисеев О.П. –СПб: «Питер», 2008 г.
14.      Селье Г. Стрессбез дистресса. – М.: Прогресс, 2009.
15.      Сирота Н.А.,Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройству подростков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 2008.
16.      Столяренко А.М.Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2002.
17.      Толочек И. А.Индивидуальный стиль деятельности — устойчивость и изменчивость // Вопр.психол. 2007. № 4.
18.      Ф.Е.Василюк.Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций – М.:Издательство Московского университета, 2004.
19.      Леонтьев Д.А..,Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.- М.: Смысл, 2006.
20.      Маликова Т.В.,Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатрова О.В. Психологическая защита: направления иметоды.- СПб.: Речь, 2008.
21.      Снопков В.И., КонопелькоГ.И., Васильева В.Б. Безопасность мореплавания. — М., 2008. с.9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.