Реферат по предмету "Психология"


Представление и воображение в психологии

НОУ «МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ: ПСИХОЛОГИИ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ.
Выполнил: СТУДЕНТКА
2 КУРСА, Ф-ТА ПСИХОЛОГИИ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
БОРОДКИНА И.Н.
Проверил: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
СЕМЕНОВА М.А.
Мурманск 2009

Содержание
Введение
Понятие о представлении, механизмывозникновения представлений
Основные характеристики представлений
Функции представлений
Классификация и виды представлений
Операции представлений
Понятие о воображении, механизмыпроцесса воображения
Физиологические основы воображения
Роль воображения в жизни человека
Виды воображения
Операции воображения
Воображение и творчество
Заключение
Литература

Введение
 
Первичную информацию обокружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение,возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение,когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и втечение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы.Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика.Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время послетого, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может бытьснова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название«представление»[2,c.234].

Понятие опредставлении, механизмы возникновения представлений
 
Представление — этопсихический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент невоспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В основе представлениялежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколькотипов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления,которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошломкакого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. Напервый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия«представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда невидели, но это только на первый взгляд[2, с.234]. Представления воображенияформируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее болееили менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнееможет быть соответствующее представление.
Представления возникаютне сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этомпредставления имеют огромное значение не только для процессов памяти иливоображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов,обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления,письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, котораяхранит информацию и благодаря которой формируются представления[2, с.235].
Основныехарактеристики представлений
 
Представления имеют своихарактеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью.Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этомзаключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являютсяотражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данныймомент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образыобъектов, которые воспринимались в прошлом.
Следующей характеристикойпредставлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельныечасти и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообщеотсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно иотчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мыфиксировали внимание.
Не менее значимойхарактеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так,любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ,исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вампридется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того,представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступаютто одни, то другие детали воспроизведенного образа[2, с.235].
Следует отметить, чтопредставления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда визвестной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям.Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целойгруппе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообщеи др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предметмы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этогопредмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, товозникший образ носит всегда обобщенный характер.
Наши представления всегдаявляются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения,содержащегося в представлении, может быть различна. Представления,характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями[2, с.236].
Функциипредставлений
 
Представление, как илюбой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психическойрегуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основныефункции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальнойфункции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не толькообраза предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но имногообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретныхвоздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функцияпредставлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужнойинформации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органычувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальныхусловий предстоящей деятельности.
Следующая функцияпредставлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человекав зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучаяфизиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, чтопоявившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата навыполнение соответствующих движений. Настроечная функция представленийобеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, чтоспособствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом,представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельностичеловека[2, с.236].

Классификацияи виды представлений
 
Поскольку в основепредставлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификацияпредставлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия.Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые,двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые,температурные и органические[2, с.238].
Классификациюпредставлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; сэтой точки зрения можно говорить о представлениях математических,географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; сэтой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого,классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевыхусилий.
Большинство имеющихся унас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностьюзрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельноконкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.
В области слуховыхпредставлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Всвою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколькоподтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевыепредставления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается впредставлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так какмузыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическимисоотношениями[2, с.239].
Другой класспредставлений — двигательные представления. По характеру возникновения ониотличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простымвоспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями.Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела,происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано,что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудьслова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д.Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоватьсяречью и общение друг с другом было бы невозможным[2, с.240].
Необходимо остановитьсяеще на одном, весьма важном, типе представлений — пространственныхпредставлениях. Термин «пространственные представления» применяется к темслучаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещениеобъектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно.Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первыйвзгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаютсяобразами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственноеразмещение вещей — они передают с полной наглядностью. Пространственныепредставления в основном являются зрительно-двигательными представлениями,причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент[2, с.241].
Кроме того, всепредставления различаются по степени обобщенности. Представления приняторазделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличийпредставлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятиявсегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретномпредмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичныепредставления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета.Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства рядасходных предметов.
Следует также отметить,что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. Приэтом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольныепредставления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации волии памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающиеу человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели[2, с.242].
Операции представлений
 
Все люди отличаются другот друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иноговида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло своеотражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией вселюди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений начетыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательныхпредставлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последнейгруппе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуютсяпредставлениями любого вида.
Человек с преобладаниемпредставлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницукниги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает.
Человек с преобладаниемпредставлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимыеслова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.
Человек с преобладаниемпредставлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либоцифры, произносит их про себя[2, с.242].
Следует отметить, чтолюди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. Убольшинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанныхтипов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данногочеловека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаютсяне только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностяхпредставлений.
Важнейшим условиемразвития представлений является наличие достаточно богатого перцептивногоматериала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления взначительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимоучитывать при решении конкретных задач.
Важнейшим этапом развитияпредставлений является переход от их непроизвольного возникновения к умениюпроизвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, чтовсякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представленийидет по пути увеличения в них элемента обобщения.
Увеличение обобщающегозначения представлений может идти в двух направлениях. Один путь — это путьсхематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно рядчастных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь — путьразвития типических образов. В этом случае представления, не теряя своейиндивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными иотображают целую группу предметов и явлений[2, с.244].
Понятие овоображении, механизмы процесса воображения
 
Воображение — это процесспреобразования представлений, отражающих реальную действительность, и созданиена этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилосьв процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существованияпотребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображениявсегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятьюи мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направлениепсихической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвестипредставления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессахпамяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобысоздать новое сочетание этих представлений или создать из них новыепредставления, мы говорим о деятельности воображения.
Образы воображениясоздаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человекаобразов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооцениватьего роль в психической деятельности человека, потому что определеннаяпереработка образов действительности происходит даже в самом простом вариантевоспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы оченьчасто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях исо всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязныхфрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности.Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся ввосполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессевоспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения[2, с.284].
В значительно большейстепени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектовили явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самымтесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представлениежелаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенныхситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайненегативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента,проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего.Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Воображение связано и среализацией наших волевых действий[2, с.285]. Важнейшее назначение воображениякак психического процесса заключается в том, что воображение ориентируетчеловека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного илипромежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению[4, с.190].Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся ктворческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашеговоображения[2, с.285].
Физиологическиеосновы воображения
 
Принято считать, чтофизиологической основой воображения является актуализация нервных связей, ихраспад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникаютобразы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность,непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основаниепредполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но ис более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесьиграет гипоталамо-лимбическая система.
Следует отметить, чтовоображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем вопределенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционированиежелез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. А также, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека.
Таким образом, можносделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляциипроцессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения[2, с.285].

Рольвоображения в жизни человека
 
В жизни человекавоображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том,чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоватьсяими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически внего включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональныхсостояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчастиудовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Даннаяжизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляциипознавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человекможет обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получаетвозможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертаяфункция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способностивыполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — этопланирование и программирование деятельности, составление таких программ,оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мыможем управлять многими психофизиологическими состояниями организма,настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующиео том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять наорганические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяноедавление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широкоиспользуемого для саморегуляции[3, с.225].
Благодаря воображениючеловек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображениевыводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему опрошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может — «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живоесущество в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольновоскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение являетсяосновой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться вситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практическихдействий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практическиедействия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны(нежелательны) [3, с.221].
Видывоображения
 
В воображении проявляютсявсе виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровнивоображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколькосознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровняхсмена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большуюроль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов[5, с.299].
Процессы воображения, каки процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, илипреднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являютсясновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных ипричудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также являетсядеятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии,например перед засыпанием.
Произвольное воображениеимеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляетсятогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов,намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процессвоображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такойработы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужныепредставления.
Среди различных видов иформ произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение,творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда,когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно болееполно соответствующее его описанию. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающимвоображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление пословесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление окаком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. Следовательно,процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий видпроизвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем,что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу,а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для негонеобходимые материалы[2, с.286].
Особой формой воображенияявляется мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельномсоздании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческоговоображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогдакак в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. Вмечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чемуон стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный втворческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственнообъективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия,технического изобретения и т. д.
Главной особенностьюмечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта —это воображение, направленное на желаемое будущее[2, с.288].
Следует отметить, что этитипы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическимипроцессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме,которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такогонепроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.
Если произвольное, илиактивное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениямичеловека, то пассивное воображение может быть преднамеренным инепреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, несвязанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее яркообнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, очем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события.Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинаютподменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это ужесвидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладаниегрез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности,уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое исоциальное развитие этого человека.
Непреднамеренноепассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, егорасстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательнымпроявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человеквоспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются принекоторых психических расстройствах.
Таким образом, приклассификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Этостепень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности[2, с.290].
Операциивоображения
 
Преобразованиедействительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением,оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способахили приемах преобразования[5, с.304].
Образы, воссоздаваемые впроцессе воображения, формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основепредставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Создание образоввоображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходитсвоеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составныечасти. Другими словами, первый этап формирования образов воображенияхарактеризуется анализом полученных от реальности впечатлений илисформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такогоанализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированнымот других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далеемогут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образымогут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам можетбыть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образамипроизводятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Этиоперации, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являютсявторым этапом формирования образов воображения.
Простейшей формой синтезав процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образапутем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому[2, с.290].
Процессы, лежащие воснове агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить надве основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, илинедостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е.контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.
Одним из наиболеераспространенных способов переработки образов восприятия в образы воображенияявляется увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такогоспособа были созданы различные литературные персонажи.
Наиболее существеннымиспособами переработки представлений в образы воображения, идущими по путиобобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка[2, с.291].
Схематизация может иметьместо при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать врезультате неполного, поверхностного восприятия объекта. Во-вторых, причинойсхематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забываниекаких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении напередний план выступают существенные детали и черты. И наконец, в-третьих,причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, иливторостепенных, сторон объекта.
Акцентированиезаключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа.Как правило, этот способ используется при создании художественных образов[2, с.292].

Воображениеи творчество
 
Воображение — важнейшаясоставляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуявоспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простоевосприятие[1, с.187].
Психология творчествапроявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном,художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличиеопределенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Несмотря на кажущуюсялегкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческоепреобразование действительности в воображении подчиняется своим законам иосуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основетого, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. Вконечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходныхпредставлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новыхсочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер.Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которыезадействованы и при формировании обычных образов воображения[2, с.296].

Заключение
 
Человек постоянновступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувстввоздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолгоостаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психикичеловека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления отпредметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительноевремя, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феноменаобусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленноизменять ее.
Следует отметить, чтовоздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человекомимеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказываетвоздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленнойцели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагаетпредварительное представление в сознании того, что человек хочет получить врезультате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции,напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминаютлюдей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошейпчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченномуплану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — еговоплощение на практике. Можно сделать вывод о том, что воображение играетсущественную роль как в регуляции процессов организма человека, так и врегуляции его мотивированного поведения[2, с.284].

Литература:
1. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атласпо психологии [Текст]: информ. метод. материалы к курсу «Общая психология»;учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко; — М.;Просвещение, 1986, — 272 с.; ил.
 2. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов /А.Г.Маклаков. – СПб.; Питер, 2001. – 583 с.; ил. – (Серия«Учебник нового века»).
3. Немов, Р.С. Психология [Текст]:Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в трех книгах/Р.С.Немов… — 2-еизд. – М. Просвещение: Владос, 1995. Книга 1. — 576 с.
4. Общая психология [Текст]: учеб.для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко идр.; Под ред. А. В. Петровского, — 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Просвещение,1986, — 464 с., ил.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общейпсихологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. — СПб.; Питер, 2007. – 713 с.; ил. –(Серия «Мастера психологии»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.