Реферат по предмету "Психология"


Предотвращение конфликтов в коллективе

Предотвращение конфликтов в коллективе

Содержание
1. Сущность и классификация конфликтов
2. Классификация конфликтов
3. Факторы, вызывающие конфликт
4. Предотвращение конфликтов
5. Положительные и отрицательные воздействия конфликтов
Литература
Введение
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческойдеятельности, поэтому изучение проблемы предотвращения конфликтов актуально. Предотвратитьконфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременноподготовиться к нему гораздо лучше, чем его разрешать. Мероприятия попредотвращению конфликтов вытекают из причин их возникновения, а так жесуществуют различные типы конфликтов, требующие специфических методов ихпредотвращения. В связи с этим важно рассмотреть сущность и классификациюконфликтов, факторы, вызывающие конфликт.
/>/>1. Сущность и классификация конфликтов
Конфликт (лат. konfliktus — столкновение) — это столкновениепротивоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознанииотдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групплюдей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Основуконфликтных ситуаций в коллективе составляет столкновение между противоположнонаправленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями оспособе их достижения. [4, стр.264]2. Классификация конфликтов
В зависимости от источников и носителей конфликта выделяют: социальные,психологические, организационные (управленческие). По длительности протеканияразличают кратковременные конфликты, которые быстро распознаются и разрешаются,и долговременные, влекущие глубокие нравственно-психологические травмы людей. Понаправленности действий выделяют вертикальные конфликты — между руководителем иподчиненными, и горизонтальные — между сотрудниками одного уровня. По степениоткрытости существуют открытые конфликты, когда ярко выражены внешние агрессивныедействия, такие как споры, ссоры, драки, а так же закрытые, когда используютсякосвенные методы.
По значению для организации, а так же по способу разрешенияразличают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивныхконфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны,проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводиторганизацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития,появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания. Деструктивные конфликтыприводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногдаперерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижаетэффективность работы группы или организации.
По количеству участников различают внутриличностный,межличностный, конфликт между личностью и группой, в которую она входит,конфликт между организациями или группами одного или различного статуса. Наиболеераспространенная форма конфликта в организациях — межличностный конфликт. Как правило,это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место,рабочую силу, время использования оборудования и т.д.
Конфликт между личностью и группой возникает, когда членгруппы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Конфликт междуруководителем и группой возникает при неадекватности стиля руководства уровнюзрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя испециалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными группами ворганизации, между высшим и более низкими уровнями управления. [4, стр.265-267]
/> 3. Факторы, вызывающие конфликт
Информационные факторы, которые связаны с неприемлемостьюинформации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могутвыступать:
неполные и неточные факты;
слухи, невольная дезинформация;
преждевременная информация, переданная с опозданием;
нежелательное обнародование информации;
Поведенческие факторы — неуместность, грубость,эгоистичность, непредсказуемость. В межличностных отношениях наиболее типичнымиповеденческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
стремление к превосходству;
проявление агрессивности;
проявление эгоизма;
Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействиямежду сторонами:
вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
важность отношений для каждой из сторон;
совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных ипрофессиональных целей и личного общения;
различия в образовательном уровне, классовые различия;
история отношений, их длительность, негативный осадок отпрошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
Ценностные факторы — это те принципы, которыепровозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мыпренебрегаем, принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы отдругих.
личные системы верований и поведения;
групповые традиции, ценности;
религиозные, культурные, региональные, политические ценности;
представления о правильном и неправильном, о плохом ихорошем;
Структурные факторы — относительно стабильныеобстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которыеневозможно изменить: действующее законодательство, фиксированные даты, возраст,время, доступность техники и других средств, географическое положение; [7, стр.28-37]
Перечислить все причины возникновения конфликта непредставляется возможным. Но в целом он вызывается тремя группами причин,обусловленными:
трудовым процессом;
психологическими особенностями человеческих взаимоотношений,то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей,действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.
личностным своеобразием членов группы, например, неумениемконтролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,некоммуникабельностью, бестактностью и т.д. [4, стр.266]
/>Признаки,указывающие на:
конфликт в коллективе,
частые отсутствия на работе и высокая текучесть,
служба «от и до» и формальное присутствие наработе,
страх перед изменениями, неуверенность сотрудников,
отсутствие коммуникации и правильной ориентации (если связьмежду различными рабочими отделами плохо налажена и нерегулярна, возникаютслухи, сплетни — явные предвестники конфликтов) [6, стр.26]
/> 4. Предотвращение конфликтов
Цель предотвращения конфликтов — создание таких условийдеятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятностьвозникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Дляпредупреждения негативных последствий конфликтов необходимо вовремя распознатьконфликтную ситуацию и не допустить развитие конфликта в коллективе.
Мероприятия по профилактике конфликтов следуют изобсужденных выше причин возникновения конфликтов и применяются в соответствии стипом конфликта. Рассмотрим эти меры детально.
Во-первых, для предотвращения конфликтов важно созданиеблагоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Неблагоприятный психологический климат в коллективе нередкослужит причиной снижения эффективности труда, не говоря уже о стрессах,эмоциональных срывах и неконструктивном поведении работников. Для формированияблагоприятного морально-психологического климата важно:
1) Правильная кадровая политика, т.е. подбор и расстановкакадров с учетом не только профессиональных, но и психологических качеств. Дляпредотвращения социально-психологической напряженности в коллективе необходимоеще на стадии подбора кадров осуществлять отсев кандидатов, чье поведение можетвпоследствии вызвать возникновение конфликтов в коллективе.
В связи с этим необходимо знать основные признакиконфликтной личности:
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, (завышеннаяили заниженная), что может противоречить адекватной оценке окружающих;
стремление доминировать, во что бы то ни стало;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежеланиепреодолеть устаревшие традиции;
излишняя принципиальность и прямолинейность в высказыванияхи суждениях, стремление сказать правду в глаза;
критический настрой, особенно необоснованный инеаргументированный;
определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность,агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненнаяобидчивость. [4, стр.270]
Научные исследования и обобщение опыта практической работысвидетельствуют о том, что наиболее продуктивными являются рабочие группы,состоящие из лиц разного возраста, пола и темперамента.
2) Необходимо обеспечить соответствующий ожиданиямработников уровень заработной платы, необходимые благоприятные возможностикарьерного и профессионального роста (оптимизация рабочего времени управленцеви исполнителей; уменьшение зависимости работника от руководителя; поощрениеинициативы, справедливое и гласное распределение нагрузки, материальных благмежду подчиненным); создание благоприятных условий для жизнедеятельности работниковв организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешениятипичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающаячеловека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).
3) Необходимо информировать персонал о деятельности иконечных результатах работы организации. Осознание своей роли в процесседостижения конечного результата позволит сотрудникам более ответственноотносится к выполнению своих обязанностей, а также усилит их внутреннююмотивацию.
4) Важным фактором профилактики конфликтов является зрелостьколлектива, которая проявляется в умении видеть положительные стороны другдруга, в терпимости к трудным чертам характера, в умении сознательно сглаживатьнеизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактороммогут служить и положительные традиции в коллективе, снятиесоциально-психологической напряженности путем, например, проведения совместногоотдыха, в том числе с участием членов семей.
5) Во избежание ролевых конфликтов необходимо, чтобыперсонал соответствовал профессии и своей роли в организации. Для каждогосотрудника необходимо разработать твердые правила деятельности. В любой фирмедолжны присутствовать ясные должностные инструкции, устанавливающиесовокупность обязанностей работников, четко определяющие роль каждого вобщегрупповой работе.
6) Немаловажную роль в предотвращении конфликтов вколлективе играет стиль руководства и индивидуальные качества руководителя. Кчислу важных качеств относятся аналитические способности, готовность приниматьрешения, высокая стрессоустойчивость, самоконтроль и умение правильно строитьотношения с окружающими.
Важным фактором, который может предотвратить конфликт,является авторитет руководителя. В коллективе должен быть только одинпроизводственный лидер — официальный. Руководитель должен быть всегдакомпетентным, организованным, принципиальным, честным, справедливым,требовательным, жить общим делом, а не личными соображениями о своем престиже.
Руководитель обязан проявлять доброжелательность итерпимость, с уважением относиться к личной жизни подчиненного, избегатьсоветов в этой области. Важно помнить, что уважают только тех руководителей,которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; своевременно признаютсвои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязанпредъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относитьсяровно, никого не выделять. [4, стр.232.]
Авторитет руководителя — залог стабильности отношений вколлективе. Принятие обоснованных управленческих решений — важнейшее условиепредупреждения конфликтов всех уровней.
Во-вторых, предотвращению конфликтов способствуетбесконфликтное общение.
Для грамотного общения важны приемы предупрежденияконфликтов:
Умение определить, что общение стало предконфликтным, и«вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию,а не пойти на конфликт.
Умение управлять своим текущим психическим состоянием,избегать переутомления, перевозбуждения, тревожности и агрессивности.
Умение в общении с окружающими быть внутренне готовым к решениювозникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.
Умение общаться с людьми, проявляя искреннююзаинтересованность в партнере по общению.
Умение человека сохранять конструктивные способывзаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е.обладать высокой конфликтоустойчивостью.
Не забывать о чувстве юмора.
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно.Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышатьдопустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут бытьмимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотнопрекратить или сгладить спор можно следующими приемами:
Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент.
Изменить свою позу в процессе разговора на более открытую и располагающую,результатом будет копирование вашей позы и открытость со стороны партнера.
Свести проблему к шутке.
Перевести разговор на другую тему.
Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас.
Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблемеи предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когдаэмоции улягутся).
Правила бесконфликтного общения:
научиться правильно слушать (не перебивать собеседника, неделать поспешных выводов и возражений, не давать непрошенных советов, проявлятьзаинтересованность, эмпатию и уважение к говорящему);
сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводитьсобственные аргументы;
выражать свои мысли и чувства в вежливой форме, вестиаргументацию корректно по отношению к собеседнику.
оперировать простыми, ясными, точными понятиями
стремиться к открытому общению, преодолевать барьеры вобщении
не употреблять конфликтогены (слова, действия илибездействие, могущие привести к конфликту), не отвечать конфликтогеном наконфликтоген
избегать категоричности, подшучиваний, напоминаний окакой-то проигрышной ситуации и т.п.
делать как можно больше благожелательных посылов (все, чтоподнимает настроение собеседнику: похвала, комплимент, дружеская улыбка,внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение)
учитывать личностные особенности собеседника (особенностивосприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики); типы темперамента, черты характераи т.д.)
критиковать конструктивно [3, стр.112; 7, стр.28-37]
Правила конструктивной критики:
Избегать несправедливой критики, не критиковатьотсутствующих.
Указывая человеку на ошибку, необходимо начать с похвалы иискреннего признания достоинств человека.
Сначала следует поговорить о собственных ошибках, а затемкритиковать собеседника.
Лучше указать на конкретные ошибки, чем говорить общие фразы.
Критиковать конкретные действия, а не личностьпровинившегося.
Критикуя важно пояснить, как можно исправить ситуацию.
Для предотвращения конфликтов лучше всего начинать сналаживания рабочих отношений. Один из самых успешных способов предотвратитьконфликт в коллективе — разговор с сотрудниками, который может способствоватьуточнению понимания ролей, вскрытию страхов, недоразумений и предубеждений илиулучшению условий труда. [6, стр.100-113]
Так же важно для предотвращения конфликтов не приниматьучастия в интригах, сплетнях и борьбе за власть, не ожидать от коллегсовершенства, т.к всем свойственно ошибаться; избегать дезинформации.
Одним из эффективных средств предупреждения конфликтовявляется их запрещение на работе. Руководитель как властное лицо в коллективепросто может приказать: «Не ссориться!» Но не всегда такой приказ целесообразени выполним. Иногда предотвратить межличностный конфликт не удается. В этомслучае можно ослабить его силу разными приемами. Один из них — перевестиучастников на другие места, загрузить работой так, чтобы им некогда былоконфликтовать и др. Вообще — слухи, сплетни, конфликты весьма характерны дляорганизаций, где сотрудники слишком мало загружены.
/> 5. Положительные и отрицательные воздействияконфликтов
Итак, одной из важнейших задач менеджера является умениепредотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий,разрешение споров. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобыбыла принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то жесамое, поэтому конфликт ассоциируется с агрессией, враждебностью, напряжением,стрессом, снижением дисциплины, ухудшением социально-психологического климата вколлективе, сложным восстановлением деловых отношений и другими негативными явлениями.
Однако многие специалисты по менеджменту считают, что с точкизрения эффективного управления организациями, некоторые конфликты могут полезны.Целесообразно осуществлять поддержание рационального для данной организацииуровня конфликтности и грамотно использовать позитивные функции конфликтов. Вомногих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даетдополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив илипроблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, атакже дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворитьличные потребности в уважении и власти. Это также может привести к болееэффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждениеразличных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, предотвращение конфликтов заключается в такойорганизации жизнедеятельности коллектива, которая исключает или сводит к минимумувероятность возникновения конфликтов.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивноразрешить их. Профилактика конфликтов требует меньших затрат сил, средств и времении предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеетлюбой конструктивно разрешенный конфликт.
/>Литература
1.        Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем. / Науч. ред.и авт. предисл. А.Л. Журавлев. — М.: экономика, 1990. — 335.
2.        Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом / В.В. Козлов, А.А. Козлова.- М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 224 с.
3.        Психология деловых конфликтов. Хрестоматия. Учебное пособие дляфакультетов: психологических, экономических, менеджмента. Редактор-составительРайгородский Д.Я. Самара: Изд. дом «Бахрах — М», 2007. — 768 с.
4.        Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 415 с.
5.        Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «УчебникиXXI века». Ростов н/Д: «Феникс», 2001.512с.
6.        Фелау, Эберхард Г. Конфликты на работе. Как их распознавать, разрешать,предотвращать / Эберхард Г., Фелау; [пер. с нем. Зись Е. А.] М.: Изд-во Омега -Л,2005. — 117с.
7.        М.Г. Клейн, Н.Б. Бячкова, М.В. Армстова, Н.В. Рудакова, Т.А. Доронина, С.А.Семкова, А.А. Жуков. Предотвращение конфликтов в работе с клиентами учрежденийсоциального обслуживания и в трудовом коллективе социальной службы. // Работниксоциальной службы. №1, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прийняття нової конституції україни- завершення правового оформлення самостійної держави
Реферат 2 Технологии целеполагания в структурировании рекламного сообщения Коммуникативная деятельность подразумевает активную обратную связь между субъектами взаимодействия, обмен информацией
Реферат Invisble Man Essay Research Paper In our
Реферат Ctbuh 2010 Международная конференция индия преобразование ресурсосберегающих городов в вертикальный век
Реферат Влияние художественной литературы на современный русский язык
Реферат Ярлыки ордынских ханов русским митрополитам.
Реферат Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства
Реферат Комунізм як ідеологія
Реферат Администрация Абанского района Красноярского края постановлени е
Реферат Составление маршрута пешеходной экскурсии "Ростов-Литературный"
Реферат Криминологическая характеристика личности насильственного преступника
Реферат Казахская национальная одежда
Реферат Анализ дозирующего оборудования
Реферат Круговорот воды 2
Реферат Экспериментальная психология