Тема 1. Проблемымотивации в психологической науке.План
1. История изучения активности человекаи животных.
2. Активность как одна из проблемпсихологии мотивации.
3. Изучение мотивации и мотивовчеловека.
4. Методы изучения мотивации и мотивов.
Научному изучению причинактивности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великиемыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ,упоминавшие о нужде как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривалнужду как основную движущую силу.
Гераклит утверждал, чтопотребности определяются условиями жизни.
Сократ считал, чточеловек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их толькотогда, когда они становятся действительно насущными.
УПлатона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую»душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной иблагородной души».
Аристотель полагал, чтостремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мыслипредставлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Сдругой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с нимичувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобысообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизниорганизма. Таким образом любое волевое движение и эмоциональное состояние,определяющее активность человека, имеют природные основания.
Б.Спиноза считал главнойпобудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередьвлечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, тооно превращается в желание.
П. Гольбах писал, чтопотребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственнойактивности. Через мотивы потребности приводят в действие наш ум, чувства и волюи направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержаниясуществования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельствослужит источником его постоянной активности.
Большую роль потребностямв понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Только через них,считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить рольматериально-экономических условий для психического и нравственного развитияличности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательныхспособностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворениекоторых ведет и к появлению нравственно эстетических потребностей. Животныенаделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение ипсихическую жизнь.
Также значительную роль впсихической активности человека отводил потребностям Р.Вудвортс. Благодаря иморганизм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим,что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но ивлияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р Вудвортса иА.А. Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность какдоминантный очаг возбуждения).
В первой половине 20-гостолетия в разны странах мира почти одновременно началась плодотворная работавыдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации. З Фрейдв Австрии, Ню Ах и К. Левин в Германии, И.П.Павлов и Е.Н.Соколов в России, У.Мак Дауголл а Англии, Ую Джеймс и Э Торндайк в Америке внесли решающий вкладв создании подходов в исследованию мотивов и мотивации, которые интенсивноразвиваются до настоящего времени.
О мотивации говорятмного. С некоторых пор это слово проникло и в обыденную речь. Им пользуются,чтобы сказать, что человек делает что-то охотно или по своей воле. В психологиипонятие мотивации имеет длинную и довольно запутанную историю. Еще болеезапутанной является почти столетняя история относящихся к ней исследований.Вряд ли найдется такая частная область психологии, которой бы не приходилосьапеллировать к эффектам мотивационных процессов, хотя бы для того, чтобы как-тообъяснить неожиданные результаты. Собственно психология мотивации формироваласьна протяжении нескольких десятилетий. Но даже ее трудно окинуть одним взглядом,т.к. проблемы. Которые она призвана объяснить исходят из таких несхожихобластей, как экспериментальная психология научения, социальная психология,психология личности, клиническая психология.
Едва ли найдется другаятакая необозримая область психологических исследований, к которой можно бы былоподойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации.
2
Жизнь любого человекапредставляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не толькоразного рода действия или сообщения, но и переживания – психическую активностьв виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже если она недоступнавнешнему наблюдению и не производит каких либо непосредственных изменений вовнешнем мире. Формы активности варьируют от образов представлений, проплывающихперед нашим внутренним взором в снах и грезах, до действий, произвольноосуществляемых по заранее намеченному плану. К психологии мотивации относятсялишь такие формы активности, которые характеризуются направленностью надостижение некоторой цели, образуя в этом отношении искомое единство.Исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности наединицы прежде всего с точки зрения вопроса «Зачем?». Например: как изменяютсяцели одного типа в течение жизни индивида и какими могут быть индивидуальныеразличия? Почему в данных ситуационных исследованиях человек выбирает данную, ане какую-то иную цель (активность) и некоторое время с определеннойнастойчивостью старается ее достичь?
Разумеется, есть важныепроблемы, которые исследования мотивации не затрагивают, поскольку ихразрешение почти не связано с вопросом «Зачем?». Всевозможные функциональныеспособности, такие как восприятие, переработка информации, речь, моторныенавыки, без которых активность не могла бы осуществляться, в исследованияхмотивации тоже не затрагиваются. Их изучением занимаются другие разделыпсихологии, прежде всего психология познавательных процессов.Видыактивности
Средивозможных различий в психологии мотивации представляются полезными следующие.Прежде всего нужно развести произвольные и непроизвольные активности взависимости от их соответствия интенции переживающего или действующегосубъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такойкоррекции.
Произвольной активностьможно назвать. Когда известно, что отдельные ее стадии согласуются сменяющимися условиями ситуации и продолжаются ровно столько, сколько необходимодля достижения определенного результата. Это активность, при которой созданыпреследуемая цель, возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов.Только применительно к подобным единицам активности имеет смысл ставить вопрос«Зачем?» и искать мотивацию. Произвольная активность всегда проходит на фонеболее или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности иливозможных последствий такого результата. Наиболее явно эти ожидания выступают вволевых действиях, однако они прослеживаются и в сугубо импульсивных реакциях.Даже когда волевые действия автоматизируются до уровня навыков, ожиданияпродолжают имплицитно играть свою роль в регуляции активности, что сразу жестановится очевидным при нарушении протекания автоматизма.
Непроизвольными (или, поменьшей мере, промежуточными) являются единицы активности, связанные спереживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размышлениям, каксмотрящий спектакль зритель. К непроизвольному поведению относятся как чисторефлекторные ответы, например мигательный рефлекс и ориентировочная реакция,так и условные сигнальные реакции. Следует также выделить единицы поведения,нежданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченнуюпоследовательность действия и иногда даже разрушающие ее. Они напоминают то,что в психоанализе обозначалось как ошибочные или симптоматические действия,происходящие с субъектом непредвиденно и необъяснимо (З. Фрейд, 1901).Применительно к непроизвольной активности, видимо, лишен смысла вопрос«Зачем?», поскольку ей нельзя приписать никакого намерения. Это, однако, незначит, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и не поддаетсяобъяснению. Ее объяснение связано с ответом на вопрос «Почему?», а не «Зачем?»,например с раскрытием причинных зависимостей организмических процессов.
Среди единицпроизвольного поведения следует различать действия и навыки. В действияхнаходит выражение не только присущая поведению животных целенаправленность, ноеще и нечто, характеризующее исключительно человека. Речь идет о так назаваемойрефлексивности действия. Рефлексивность означает, что действие сопровождаетсяособого рода «обратной связью» — субъект осознает свое действие. До и во времянего он может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха,корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным завозможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих, а такжесообщать все это другим людям. Напротив, устоявшиеся способы действия (привычки,навыки), как, например, фиксированные в субкультуре процедуры приветствия илинавыки вождения автомобиля, суть активности, ставшие настолько заученными. Чтопревратились в автоматизмы. Они лишены рефлексивности, которая, однако,восстанавливается при нарушении протекания деятельности. Действия, как правило,включают в себя отдельные сегменты в форме навыков.
Активность еще можноразличать и по тому, насколько она нормативна или индивидуальна, т.е.отклоняется от правил, от привычного. Почти к любым жизненным ситуациямприменимы правила поведения, обязательные в данной субкультуре и восходящие кее традициям. Причины поступков, их цели и средства часто очевидны длясовременников. Принадлежащих к той же культурной среде, поэтому при нормативномповедении вряд ли кто-нибудь задаст вопрос «Зачем?». Люди определенным способомутоляют жажду и голод, вступают в союз с партнером противоположного пола,воспитывают детей, приобретают друзей, пытаются улучшить социальные иэкономические условия, стремятся побольше узнать и понять, а также делаютмногое другое.
Все это, очевидно,присуще природе человека, и вряд ли требуется уточнение вопроса «Зачем все этидействия совершаются?».
Действие становитсяиндивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадиицелеполагания, ни на стадии его осуществления. В отличие от нормативногоиндивидуальное действие требует ответа на вопрос «Зачем?», т.е. ответа навопрос о мотивах. Иногда такое действие требует от субъекта и оправдания своегопоступка. Так, в случае преступления ищут его мотив, а преступнику приходитсяотвечать за содеянное. Индивидуальным действие является или когда ни влияние,ни принуждение, ни отрицательные последствия не могут заставить человекаотклониться от избранного курса; или когда человек, столкнувшись с привычнойдля него ситуацией, ведет себя в ней иначе, нежели раньше; или когда действиесамо по себе оказывается противоречивым; или когда человек в различныхситуациях ведет себя не нормативно-различно, как другие, а одинаково.
Индивидуальным действиеделает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Вероятно, должнысуществовать специфические свойства, определяющие индивидуальные различия в ихжеланиях, влечениях, стремлениях, намерениях. Мотивах или в чем-то еще. Мысль оличностной детерминации действия приходит на ум и когда разбираются различныепараметры действия. Келли выделяет следующие параметры.
1. Степень соответствияданного действия действиям других людей (индивидуальные различия). Чем меньшесогласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации,тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами. Пример: толпалюдей неподвижно стоит вокруг жертвы аварии, и лишь один наклоняется, чтобыпомочь. Этого человека, по-видимому, отличает большая готовность к помощи.
2. Степень соответствияданного действия действиям человека в других ситуациях (стабильность поотношению к ситуациям).Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях,тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами. Пример: человекобсуждает свои профессиональные дела не только на работе, но и на загороднойпрогулке, более того, он готов превратить любую вечеринку в рабочее совещание.Скорее всего у этого человека очень высока мотивация достижения.
3. Степень соответствияданного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом(стабильность во времени). Чем чаще и чем заметнее человек при повторныхситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминированоличностными факторами (при условии. Что на ситуацию не влияют дополнительныевнешние обстоятельства). Пример: школьник первые побарывает искушение списатьконтрольную, хотя возможности для этого по-прежнему благоприятны, а способностиего не улучшились. Вероятно, он стал честнее, достиг более высокой ступениморального развития.
По мере того как по всемтрем параметрам действие становится все более индивидуальным, оно все в меньшейстепени начинает определяться внешними обстоятельствами и все сильнее зависитот своеобразия или личностных особенностей действующего субъекта. Поэтому либосубъекты обладают различными по виду и формам проявления мотивационнымидиспозициями, либо причины меняющейся мотивации обусловлены самой ситуацией(например, изменившимися внешними обстоятельствами); в противном случаедействия следует охарактеризовать как случайные.
Три указанных парметрасвязаны с двумя проблемными областями: межиндивидуальные и интраиндивидуальныеразличия поведения. Параметр 1 – соответствие действия поведению других людей –несомненно относится к межиндивидуальным, а параметр 3 – стабильность вовремени – к интраиндивидуальным различиям. Параметр 2 – стабильность поотношению к ситуациям – может свидетельствовать о межиндивидуальных различиях,если постоянство действий в разных ситуациях, скорее выглядит как отклонение отестественного поведения, а не как обусловленное временем изменение.
При внешнем наблюдении мыв рамках одной ситуации склонны сопоставлять одновременные или почтиодновременные события, а не события, изрядно отстоящие друг от друга вовремени. Кроме того, сравнить действия разных людей возникает у нас, пожалуй,чаще, чем желание сравнить поступки одного человека в разные периоды времени.На чем бы ни строилось наивное объяснение поведения других людей, оно скорее будетсвязано с межиндивидуальной, чем с интраиндивидуальной проблематикой, вероятно,потому, что суждения об интраиндивидуальных изменениях строятся на информации,охватывающей длительный период времени. Внешний наблюдатель редко располагаетподобными сведениями.
3
Выполнение задач, стоящихперед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколькоуспешным будет изучение различных сторон человеческой активности,закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном направлении.
Рассматривая мотивациючеловека как психологический феномен, ученые столкнулись со многимитрудностями, что потребовало от науки более интенсивной разработки проблематикичеловека как в теоретическом, так и в практическом отношении. Стала болееочевидной необходимость познания закономерностей функционирования психики изнания того, как они обусловливают поведение человека в различных ситуациях.
Как известно, психическоеразвитие человека происходит в условиях весьма сложного и многообразногосоотношения биологического и социального, оно определяется взаимосвязьюорганических задатков и деятельности индивида, реализуемой в конкретныхсоциально-исторических условиях (Брушлинский А.Б., 1974). Будучи включенной висторически сложившиеся формы деятельности людей, любая деятельность человекаподчиняется законам общественного развития.
Изучение мотивационныхпроцессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее деятельности.Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегдацеленаправленна. Способность к целеполаганию – одна из принципиальныхособенностей человека как разумного существа. Выражая активную сторонусознания и нередко определяя способ и характер действий человека, цель, которуючеловек ставит перед собой, интегрирует в единое целое сложную структурурегулятивных процессов поведения, определяет то, что человек совершает данныйпоступок, а не иной. Большое внимание взаимосвязи мотивов и целей деятельностиуделяет С.Л. Рубинштейн. Именно это обстоятельство, по его мнению, определяетсознательную психическую жизнь индивида, проводит через нее хотя и изменяющуюсяприменительно к обстоятельствам, но все же единую жизненную линию. И именнопоэтому при изучении мотивации следует должное внимание уделитьпсихологическому анализу деятельности.
Обусловленность психикичеловека исторически сложившимися формами деятельности предполагаетнеобходимость рассмотрения проблемы мотивации также со стороны связи ивзаимообусловленности деятельности и сознания. Активность человеческойдеятельности определяется не только жизненной потребностью организма, но такжеобусловлена осознанием зависимости удовлетворения индивидуальных запросов отвыполнения определенных действий, направленных на удовлетворение как нуждсамого человека, так и нужд общества… Этим подчеркивается важнейшая рольсознания в деятельности человека как существа общественного по своей природе.
П.М.Якобсон обращаетвнимание на очевидную необходимость собственно психологических ( в противовеснейрофизиологическим) способов причинного объяснения поведения человека.Невозможно, например, назвать причиной преступного поведения неустойчивостьнервной системы, так как остается непонятным, почему многие люди с подобнымипсихо-физиологическими данными таких поступков не совершают.
В течение более чемполувекового периода на западе было проведено много исследований по проблемемотивации поведения, которые развивались, в основном, в рамках трехнаправлений: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, а также болеепоздних и современных модификаций этих течений. Многие зарубежные теориимотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в рядеслучаев прямая экстраполяция на человека невозможна. Кроме того, возникаетвопрос: можно ли вообще эти теории рассматривать как истинно мотивационные? Неявляются ли они биологическими теориями детерминации поведения?
Растущий интерес кпсихологии личности, к сложным динамическим переменам в ее деятельности ипоступках делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологическойнауки. Очевидно, что требуется критическое рассмотрение существующих точекзрения на проблему и поиск нового подхода к ее решению. Этому будет уделеновнимание в следующих лекциях и семинарских занятиях.
4
Насколько важно знаниелюдьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, известно всем.Однако выявление оснований действий и поступков человека – дело не простое,связанное как с объективными, так и с субъективными трудностями. Изучениепсихологического склада человека включает выяснение и таких вопросов:
- какие потребностиприсущи данному человеку;
- с помощью какихсредств он предпочитает удовлетворить свои потребности;
- какие ситуацииили состояния запускают то или иное поведение;
- что сильнеевлияет на мотивацию – имеющиеся потребности или чувство долга, ответственности;
- какованаправленность личности.
Ответна большинство этих вопросов можно получить, лишь используя разноообразныеметоды изучения мотивов и личности.
Психологами разработанонесколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент,наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности и пр.Все эти методы можно разделить на три группы:
1. Осуществляемый в той или иной формеопрос субъекта;
2. Оценка поведения и его причин со стороны(метод наблюдения);
3. экспериментальные методы.
Помимоэтого, различают три общих методических подхода к изучению мотивов: косвенный,прямой и проективный.
При первом подходепроцедура исследования требует от испытуемого таких действий, диагностическийзамысел которых для испытуемого остается неразгаданным. Например, исходнымпунктом мотивационного теста при контролируемых условиях может являтьсяизбирательность в запоминании событий, неодинаковая осведомленность в различныхобластях, интенсивность стремления к чему либо.
Процедуры косвенногоподхода к изучению мотивов иногда называют «объективными» тестами. Методологиятаких тестов разработана недостаточно, и процедуры косвенного подхода не нашлипока широкого применения.
Второй, прямой, подходосновывается на собственных высказываниях обследуемых… У данной процедурыимеются серьезные недостатки. Во-первых, ответы могут быть искажены(неосознанно) или сознательно фальсифицированы испытуемым, во-вторых, ответытребуют самооценки, что сопряжено со многими трудностями.
Соблюдение общихметодических принципов опроса и тщательная проработка самих тестов могутпредотвратить влияние большинства причин, приводящих к искажению поведения, илисвоевременно вскрыть эти искажения.
Трудность самооценкиможет быть устранена, если тест составлен правильно и его вопросы не требуютглубокого самоанализа.
Третий подход к изучениюмотивов заключается в том, что испытуемому предлагается многосмысловойматериал. Эти многозначные ситуации по разному воспринимаются испытуемыми сразличной мотивационной сферой… Существенным недостатком данных процедурявляется то, что высказывания обследуемых достаточно произвольно могуттрактоваться экспериментатором и здесь нет объективных критериев.
В практике изучениямотивов поведения наибольшее применение нашли опросные листы и тесты,реализующие второй подход. Получаемая при этой процедуре информация имеетхарактер непосредственных реакций на вербальные индикаторы. В качествеиндикаторов используются вопросы, на которые испытуемый отвечает утвердительноили отрицательно, или высказывания, которые он считает верными или неверными.Возможные ответы обычно даются заранее и требуют только отметки условнымзнаком.
Тесты по изучению мотивовпостроены на основе предположения, что причины, побуждающие поведение,осознаются человеком и могут быть качественно оценены. Таким образом, тестымотивов являются психометрическими процедурами, направленными на определенныестепени выраженности индиката.
Характер мотивовопределяется посредством большого числа отдельных индикаторов (от 15 до 40),имеющих одну направленность. Ответ на один индикатор не считается достаточнонадежным.
Большое число индикаторовспособствует точности структурной и измерительной моделей.
Однако, идеальныхметодов, которые бы позволяли проследить весь процесс построения мотивов,выявить его существенные моменты и тем самым – структуру мотива конкретногодействия или поступка. Практически нет. В основном методы направлены навыявление личностных диспозиций (свойств личности, установок), которые какдоминирующие тенденции, могут повлиять на принятие решения и формированиенамерения, но отнюдь не известно, повлияли ли они на решение конкретно в данномслучае.
Надо заметить, чтовыявление мотивов человека дело трудное, но не безнадежное. Оно требуеткомплексного использования различных методик, позволяющие выявлять глубинныепричины поведения человека (потребности, мотивационные установки, состояние вданный момент), а не только цели. Однако при этом следует все же учитывать,что, как и любая психологическая диагностика, определение мотива поведения –это вероятностный процесс, не дающий в ряде случаев стопроцентной гарантииправильности диагноза.