Реферат по предмету "Психология"


Подростковый период. Новообразования

--PAGE_BREAK--
Основные характеристики возраста

 

 Подростковый возраст не является однородным. Поэтому, внутри подростковой школы выделяют несколько периодов. Основанием для такой периодизации является динамика становления основного возрастного новообразования, которым мы полагаем «авторское действие» и особое место подростковой школы как среднего звена между начальной и  старшей школой. Таким образом, внутри подростковой школы выделяют  четыре периода:

·     Первая половина 6-го класса — адаптация выпускников младшей школы к новым условиям обучения и особенностям образовательного пространства подростковой школы. На данном этапе ребенку необходимо специальное педагогическое и психологическое сопровождение и поддержка, что требует специальной организации работы классных наставников, педагогов-предметников, администрации школы.

·     Вторая половина 6-го класса и 7 класс — период «безответственных» проб. Именно на этом этапе важным для подростка является проявление собственной инициативы и пробы себя в различных видах деятельности. Мы не ожидаем от подростка непременного достижения результата собственных проб. Нам важно, чтобы таких проб случилось как можно больше, поскольку  это способствует накоплению у подростка  опыта проб и техник работы по реализации собственного замысла.  Педагогическая работа в данный период разворачивается в двух направлениях: создание краткосрочных (полугодовых) курсов по выбору и  представление насыщенного внеучебнго образовательного пространства.

·     8 класс — «ответственные» пробы, предполагающие обязательное получение учениками результатов своих проб. Результаты анализируются и оцениваются учителем.  Образовательное пространство ступени для данного периода предусматривает появление занятий-практикумов в лабораториях естественно — научных дисциплин (физики и химии), появление исследований социального и социологического характера в рамках обществоведческих дисциплин,  расширение выбора учащимися областей занятий по интересам (не только курсы по выбору, но и мастерские  курсов технологии).

·     9 класс — период «ответственного, культурного результата». Основной образовательный результат данного возраста — умение оформить результаты своего «авторского» действия в культурную форму и представить его профессиональному сообществу. Поэтому  основными педагогическими действиями  в отношении учащихся этого возраста мы полагаем  организацию работы с учениками над их собственными  проектами (исследование, спектакль и др.) и представление  результатов на школьной научно-практической конференции и творческих экзаменах.
Идея подростковой школы направлена на формирование у ребенка способности к собственному ответственному действию. Реализуется эта идея в устройстве образовательного пространства подростковой ступени как пространства Подготовки — Опыта — Демонстрации.

Подростковый возраст является наиболее сложным, ответственным и противоречивым периодом в психическом развитии ребенка. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. Вследствие резкого увеличения круга связей с окружающим миром и развития социальной активности рамки повседневной школьной жизни становятся для подростка тесными. Ценные качества личности формируются в самостоятельной деятельности, выходящей за пределы школьных программ. Важнейшим фактором развития личности подростка является наличие стремления к самообразованию (учение приобретает личностный смысл) и самосовершенствованию. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, направленные на формирование жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми. Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка — она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения. Стремление к самоутверждению – естественная возрастная особенность подростка, поэтому важно уметь тактично контролировать выбираемые ими формы самоутверждения и при необходимости корректировать их выбор.

Психические процессы у школьников-подростков развиваются в процессе учебной деятельности, которая становится значительно более сложной. С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом, у них появляются новые мотивы учения: познавательные, общественные, личные, связанные с самоутверждением и формированием жизненной перспективы. Учение приобретает личностный смысл и начинает осознаваться школьниками как деятельность, направленная на самообразование и удовлетворение познавательных потребностей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности поэтики романов М Булгакова в системно-типологическом аспекте
Реферат Розробка комунікаційної політики для мережі продуктових супермаркетів Еко-маркет у місті Сумu
Реферат Улучшение сбыта и продвижения продукции организации
Реферат The Balmain ironworkers' strike of 1945
Реферат King Arthur Essay Research Paper King Arthur
Реферат Актуальність справжнього дослідження. Однією з найактуальніших проблем сучасної культурологічної науки є проблема так званих пограничних культур
Реферат Формирование философских понятий материя и бытие
Реферат Источники привлечения персонала в организации
Реферат Апелляционное и кассационное производство в гражданском процессе
Реферат «Земля наш общий дом»
Реферат Iii (XIX) Всероссийский археологический съезд решения
Реферат Инфраструктура рынка ценных бумаг
Реферат Анализ современных оптических ТСО
Реферат Основи побудови обліку фінансування витрат
Реферат Озёрная лягушка