Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Понятие коллектива в психологии

--PAGE_BREAK--Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств для их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и таким образом принимают на себя ответственность за их достижение, в других – участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в–третьих – может и не бить и ни того, и не другого либо присутствуют и то и другое (рис. 1)
Отношение автократии
Корпоративный тип культуры
Отношение «доктор — пациент»
Консультативный тип культуры
Отношение автономии
«Партизанский» тип культуры
Отношение демократии
Предпринимательский тип культуры
 
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 1
 Типы культур как отношения власти в группе/организации (по Р. Акоффу)
ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ РИСУНКА 1.
ü   Традиционно управляемая корпорация с централизованной культурой.
ü   Институты социальных и других услуг.
ü   Кооперативы, творческие союзы, клубы.
ü   Группы и организации управляемые по целям или по результатом, компании со структурой Перевернутой пирамиды.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации.
Коммуницируя и взаимодействия, члены группы стремятся описать для себя окружающий их организационный мир. Они могут придти к выводу, что они является меняющимся или застойным, полным возможностей или опасностей. Так, люди пойдут на нововведения, если они верят, что могут провести важные изменения в окружающем мире и то, что раньше составляло опасность, теперь может стать возможностью для изменений.
На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера во многом может определять культуру организации (табл.2). В большей степени влияние лидера на формировании культуры проявляется, если он является сильной личностью, а организация только создается. Формирование организационной культуры может быть связанно со спецификой отрасли, в которой действует организация, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т. п. Однако эта черта по — разному может проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания. Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последняя является предметом развития изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу глубинности базовых предположений и их устойчивость указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. (Смотрите таблицу 2 в приложении 1)
3.3 Поддержание организационной культуры
Организация растет за счет новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации заносят в нее новый вирус другой культуры. Какая из культур выживет, во многом зависит от ее силы, влияющей на интенсивность определенных образов поведения.
Сила культуры организации характеризуется тремя моментами:
–                                толщиной культуры;
–                                степенью разделяемости культуры членами организации;
–                                ясностью приоритетов культуры.
В некоторых культурах разделяемые верования и ценности расположены в четко порядке. Их относительная важность и связь между ними не вызывают сомнений у членов организации. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны.
В первом случае культура сильнее влияет на поведение людей, так как у них существует уверенность в том, что конкурентная ценность должна преобладать в случае конфликта интересов.
Таким образом сильная культура имеет глубокое влияние на поведение в организации.
Существуют методы поддержания организационной культуры. Основными группами методов являются следующие:
–              Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны  менеджеров. Своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что от них ожидается.
–              Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в какой они себе ее и не представляли.
–              Моделирование ролей, обучение и тренировка. Элементы организационной культуры усваиваются работниками через то, как они должны исполнять свои роли.
–              Определение критериев определений и статусов.
Смотрите в приложение рисунок 2 Методы поддержания организационной культуры.
Если у работников будут недопонимание, нервность, то может возникнуть конфликт или стресс, или то и другое.

4 Стресс и конфликты
4.1 Симптомы стресса.
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психологического напряжения, отрицательного воздействуя на людей вызывая у них стресс. Формула стресса такова: деятельность — перенапряжение – отрицательных эмоции.
Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы, Поэтому менеджер должен помнить механизмы и этого социально психологического явления для обеспечения эффективности управления.
 Типичные симптомы стресса:
•                 Нервность и напряжение;
•                  Хроническое переживание;
•                 Не способность к отдыху;
•                 Чрезмерное употребление алкоголя или курения;
•                  Проблемы со сном;
•                 Чувство не способности справиться, с чем-либо; проблемы со здоровьем.
Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни.
Причинами стресса руководителя часто является:
•                              Хроническая нехватка квалификации рабочих;
•                               Затраты времени на личную обработку информации;
•                              Работа в слепую с большим риском;
•                              Замыкание всей информации на себе и др.
Человек на стресс реагирует по-разному. Имеются возможные реакции человека на стресс например:
1. Реакция стресса.
Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Чело­век сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равнове­сие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация ). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает до­вольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматиче­ских заболеваний.
2. Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и орга­низм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежно­сти, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирова­ние и т.п.)
4. Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природную адаптацию че­ловеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее дейст­венная.
Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности у правле­ния.
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, харак­теристики, способности, черты личности.
Во-первых — это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, со­циально-экономический статус и образование руководителя.
Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование.
Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и различных сферах жизни организа­ции, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятель­ность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятель­нее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявля­ется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению кол­лег, если в нём содержится рациональное зерно.
4.2 Конфликты в организациях, типы конфликтов, стили
Конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает дру­гой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угро­зами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что кон­фликт- явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возмож­ность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффектив­ным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может ме­шать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организа­ции в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принад­лежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффектив­ные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить раз­нообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить боль­шее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к бо­лее эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различ­ных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффек­тивности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к сниже­нию личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организа­ции. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управ­ляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Выделяют различные типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Его воз­можные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов кон­фликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма роле­вого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производствен­ные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Ис­следования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённо­сти работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрес­сом.
Межличностный конфликт. Это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них счи­тает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руково­дство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.
Конфликт между личностью и группой.  Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта лич­ность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собра­нии пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно до­биться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, мо­жет принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматри­вать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.
Межгрупповой конфликт.  Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в са­мых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Нефор­мальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправед­ливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производитель­ности. Яркий пример межгруппового конфликта — конфликт между профсою­зом и администрацией. 
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограничен­ность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представле­ниях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в вы­полнении задач от другого человека или группы.
 Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта.
Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единонача­лия.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Не следует считать при­чиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единст­венной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов
Реферат Определение оптимальной цены
Реферат Лекции - Офтальмология (клиническая рефракция глаза)
Реферат Лесток, Антон Вильгельм фон
Реферат Лекции - Инфекционные болезни (ОРЗ)
Реферат Рождественская сказка
Реферат Лекции - Патологическая анатомия (воспаление 1)
Реферат Образ Ивана Никитича в рассказе А П Чехова Корреспондент
Реферат Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия
Реферат Из истории Москвы XIX века
Реферат Анализ работы огбоу спо «Костромской строительный техникум» за 2010 2011 учебный год
Реферат Падший мир Юрия Мамлеева(по материалам сборника Черное зеркало)
Реферат Лекции - Патологическая анатомия (воспаление 3)
Реферат Лекции - Терапия (современные методы обследования функции почек)
Реферат Лекции - Психиатрия (эндогенные заболевания, шизофрения)