Реферат по предмету "Психология"


Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов

--PAGE_BREAK--5.   новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность («потерять себя прежних»).
II.           Изменение:
1.   создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально — в ходе индоктринальных занятий; неформально — другими адептами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.);
2.   использование техник модификации поведения (награды и наказания, использование техник остановки мышления, контроль окружения);
3.   мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни «обрабатываемой» личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);
4.   использование исповедей    и доносов.
III.          Замораживание (консервация новых стереотипов):
1.   укрепление новой идентичности;
2.   отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами;
3.    новое имя, новый язык, новая «семья»;
4.   спаривание с новыми ролевыми моделями (система «приятельства»);
5.   продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм.
Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах: контроль поведения; контроль информации; контроль мышления (мыслей); контроль эмоций (чувств).
Контроль поведения
1.   Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость);
2.   Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам;
3.   Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений;
4.   Награды и наказания;
5.   Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль);
6.    Жесткие правила и предписания; необходимость покорности и зависимости.
Контроль информации:
1.      Использование обмана (умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман);
2.      Максимально возможное ограничение доступа адептов к не культовым источникам информации или устранение приверженности к ним;
3.       Загружение адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать;
4.      Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации среди адептов);
5.      Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках);
6.      Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников);
7.      Использование проповеди (информация о «грехах» — чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).
Контроль мышления:
1. Необходимость к принятию групповой доктрины как «Истины», включающей в себя следующие элементы:
а) «Черное и белое» (нет полутонов);
б) «Добро против зла» (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний);
в) «Мы против Них» (групповое против внешнего мира).
Огромное влияние на личность оказывает методы группового мышления. Сплоченность членов группы в культе не спонтанна, а спланирована и реализуется манипулятивно лидерами культа. Лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является «группой принятия решений», т.е. процесс принятия решения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к принадлежности группе у участников культа поддерживается через процесс сурового испытания верности члена культа с использованием приемов « кнута и пряника». Культ становится центральным интересом жизни человека и единственным, первичным, необходимым источником межличностных связей членов культа. Члены культа стремятся к однородности. Они теряют старые принципы поведения и «принимают» новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются. [Кондратьев,1999, с.25-38].
Спонтанные и проходящие стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») в культе имеют вид жесткого социального контроля, который использует как инструмент чувства вины, страха, позора за свое прошлое, чтобы создавать образ более привлекательного будущего в культе, таким образом, члены культа находятся в постоянном напряжении. Достичь будущего в культе можно, только соблюдая нормы группы, нормы устанавливает элита («группа принятия решения»). Здесь мы опять наблюдаем отчуждение, депривацию по отношению к процессу принятия личностью решений.
Преждевременное согласие с мнением группы в культе модифицируется в полное, восторженное соответствие доктрине культа. Преждевременное согласие может подразумевать наличие и критического настроя участника принятия решения и находится на одном конце континуума. На другом его конце — полное принятие и соответствие. Поскольку в культе критика решений, принятых элитой исключается, то требуется восторженное обожание и самой доктрины, и ее проводников: доктрина — единственная дорога к правде, с ней мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать. [Кондратьев, 1999, с.38].
Ещё одним мощным механизмом влияния является использование «специализированного» языка в культе. В нём сложные проблемы редуцируются — представляются коротко и просто. Создаются легкозапоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С помощью них, адепт может дать ответ на многие сложные вопросы. Создаётся специальный словарь, содержащий либо новые термины, либо трактующиеся по новому знакомые понятия. Особый язык облегчает формирование новой, упрощённой картины мира, увеличивает отчуждение от старых знакомых и близких людей. Адепту, несомненно легче становится общаться с людьми из секты и сложнее со всеми остальными. [Дворкин,1996, с.2-3]. В культе действует запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными, и запрет на альтернативные системы верования.
Наиболее сильной техникой контроля сознания адептов, используемой деструктивными культами, является индоктринация различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянно поддерживается. Могут индоктринироваться следующие фобии: боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа; боязнь внегруппового социума («внешнего мира»); фобия на выход из культа; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий, создание крайностей эмоциональных пиков и спадов, использование ритуального, часто публичного признания «грехов». [Хассен, 2000, с.90].
Механизм деформации личности при попадании в тоталитарный культ представляет собой фактическую дезинтеграцию образа «Я», выросшего естественным путем. Происходит насильственная замена его на искусственно сформированный псевдообраз «Я». Суть этого нового образа — быть ведомым, управляемым и подчиняемым. Фактически личность фрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности и организующего центра. Результатом оказывается исчезновение желания быть независимым, стремление к рабскому повиновению более сильной фигуре и прекращение мотивации, направленной на реальное саморазвитие. Фактически жертва такого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается     в своем развитии. Внутреннее время, в пространстве которого разворачивается личная судьба и осуществляется углубление самовосприятия, останавливается. Такой человек начинает жить вне личной истории, диссоциируется из мира реальных взаимодействий с окружающими субъектами. [Кондратьев,1999, с.19].
Происходит отчуждение от родственников, в том числе от собственных детей; уход из родительского дома: отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты; прекращение чтения газет, журналов, книг. пользования телевидением и радио; отгороженность от окружающих; резкое ограничение приема пищи; значительное ограничение сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении, физическое и психическое истощение, повышенная возбудимость, утрата присущих ранее интересов. Он переходит в виртуальный мир специально выстроенных для него и ему же навязанных совершенно искусственных отношений с многозначащими фигурами гуру и «братьями по вере». Это человек выпадает из реального культурного пространства, попадая в своего рода лакуну вневременного забытья. Поэтому без применения специальных репрограммирующих техник трудно достучаться до него реального, как бы ярко ни блестели его глаза, сколь бы живой ни казалась его речь. На самом деле он «спит наяву», будучи глубоко погруженным в галлюцинаторную виртуальную реальность впечатываемого в его психику сектантского           мировидения.


1.2. Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ.
Экзистенциальный вакуум, давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек, требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологического стресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления и тщательного анализа предлагаемой им системы ценностей, либо просто не хотят и боятся разочаровать себя в своем выборе. [Кондратьев, 1999, с.35].
Любой деструктивный культ старается представить свое учение, ориентируясь на жизненно важные потребности потенциальной «жертвы». Включение в жизнь деструктивной группы, путем поначалу незначительных уступок, дает возможность обретения нравственной опоры, которая кажется некоторым людям более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы. Кто же попадает под влияние тоталитарных культов:
I.             Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса,  глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давление экзистенциального вакуума и неудовлетворенность духовных потребностей.
К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на почве семейной жизни и профессиональной деятельности. [Кондратьев, 1999, с.44]. Причинами попадания в тоталитарные культы данной категории людей могут являться следующие факторы: возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моменты личной биографии (развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.). У них имеются четыре возможности для разрешения жизненного кризиса, избавления от давления:
а) Самоубийство.
б) Изоляция от общества (самостоятельная \ с группой). Изоляция от общества в отдельной группе единомышленников, является наиболее вероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет человеку полностью снять с себя ответственность за свою судьбу, реализовать потребность в общении и понимании, и не совершить при этом социально неприемлемых (преступных) действий. Следует учитывать также, что сама ориентация на поиск новой социальной ниши, приводит к снижению когнитивного диссонанса, увеличивающего убежденность в правильности выбранного пути.
в) Избавление от людей, которым приписывается ответственность
за свои надежды (их крах).
г) Самостоятельное начало новой жизни в реальном мире.[Кондратьев, 1999, с.34].
II.           Так называемые true believers (истинно верующие). Люди, испытывающие острую потребность в духовном и нравственном развитии, стремление которых к высшим целям и моральным ценностям осталось не востребованным в обществе.
III.          Акцентуированные и психопатические личностипо, шизоидному, паранойяльному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму. В тоталитарных сектах они находят для себя социально психологическую нишу, способ адаптации к жизни. К этой же категории относятся психически больные на ранних стадиях заболевания, либо на стадии ремиссии. Необходимо отметить прямую психопатологическую мотивацию вступления в неокультовую общину. [Хассен,2000, с.86]. Чаще всего это наблюдается в дебюте шизофрении при развивающемся чувстве потери смыслообразующих позиций своего “Я” с гипертрофированной интроспекцией и рефлексией (самоанализом своего внутреннего мира и отношений с внешним). Здесь можно отметить и мотивацию преодоления нарастающего чувства отгороженности от реального мира, и стремление восстановить способность контролировать свои мысли и чувства, и поиск контакта с людьми, способными понять их философские построения, созданные в результате их навязчивых поисков смысла бытия, и попытки обрести магический путь к духовному совершенству.
IV.         Лица, с хорошо развитым критическим мышлением, без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные на макросоциальные, духовные ценности. У этих лиц наблюдается неудовлетворенность культивируемым в современном обществе гедонизмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины. Все это является причиной, формирующей мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиозным учением. Здесь налицо интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.
V.          Лица, характеризующиеся отсутствием личностной защи-щенности при наличии фрустрации, то есть при психологическом стрессе, переживании неудачи, разочарования своей жизнью. Этим людям нужен катарсис — очищение от психотравмирующего комплекса, “отреагирование” аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. Мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других в своей проблемной ситуации. Иными словами, здесь в основе лежит чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда находятся в арсенале каждой секты. Чувственная потребность снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития синдрома зависимости от авторитетов секты. Для таких личностей уход из секты — это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам, не говоря уже о страхе за свою жизнь. Эти люди в “культовой семье” нашли свой “якорь”, им все стало ясно, а от этого просто и спокойно. Они говорят, что обрели в секте чувство счастья, “духовного интима”, лишиться которого и не хотят и боятся. Все это сопряжено с подсознательным чувством беззащитности вне секты. Они не хотят слушать доказательств, аргументирующих неоригинальность, примитивность учения, его духовную ущербность. Они не допускают мысли, что существуют сотни других неокультов с подобными богами-учителями со сходными в целом “абсолютными истинами”. У этих людей нет и четкого представления о догме учения их неокульта: они утверждают, что у учителя есть “все знания”, а им достаточно того, что они ему верят. Все большая потеря своего “Я”, подчинение своей воли воле “учителя” делают этих лиц по существу интактными к попыткам показать им их трагическое положение и предложениям помощи. В отмеченном диапазоне полярных свойств личности и мотиваций согласия приобщения к секте можно отметить много вариаций. [Кондратьев, 1999, с.32].
VI.         Лица, самостоятельные, с развитым критическим мышлением, но отличающиеся отсутствием внутренней честности и порядочности. Их характеризуют амбициозность, властность, авантюристичность. Довольно скоро они замечают всю химеру “религиозного” учения своей секты, но при этом также быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро вырваться “из серой массы”, занять “офицерскую” должность в секте (то есть роли надзирателя, наставника, активного помощника, ассистента главы культового новообразования, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими земными (и немалыми) благами. [Кондратьев, 1999, с.39].Чем выше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они к большим деньгам — тем меньше в них даже сектантской “духовности”.
    продолжение
--PAGE_BREAK--VII.       Лица — наивные искатели “чего-то новенького”, необычного, таинственного. Они также хотят выделиться из серой массы, быть причастными к “современному”, “международному” духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными, “всемирно признанными” проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить “за океан”. [Кондратьев,1999, с.42].
На предупреждения об опасности связи с сектами они самонадеянно говорят, что могут всегда, когда захотят бросить это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома зависимости, после сформированности которого обратный ход практически закрыт.
К числу общих факторов такого риска относятся такие характерологические черты, как повышенная внушаемость, ведомость, пассивность. Подверженность личности вербовке в секту усиливается развитием невротического состояния в результате упоминавшегося психологического надлома, потери смысловых ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, духовной опустошенности, чувства одиночества и ненужности, непонимания в семье.[Хассен, 2001, с.144-146].
В мотивационной сфере предпосылками интереса к учению неокульта и факторами риска вовлечения в его деятельность являются ориентации на глобальные макросоциальные ценности в сочетании с такими социально-психологическими особенностями личности, как неудовлетворенность бездуховной жизнью, протест против поп-культуры, жажда познания, поиск истины. Личностная самостоятельность, ориентированная на такие ценности. может предопределить легкость присоединения к “новой религии”, но эта же личностная особенность помешает формированию синдрома зависимости и поможет быстро выйти из неокульта при возникшем сомнении в ее “божественности”.
VIII.     Подростки. Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. [Егорцев А.Ю, 1997, с.20-21]. Первый период повышенной чувствительности — период раннего полового созревания. Он характеризуется активной ориентацией на адаптацию к образцам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему образцам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.
Второй возраст повышенной чувствительности — юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.
          Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.
          Молодые люди, чьи родители оказывают постоянное психологическое давление и не способны ответить эмоциональной поддержкой в его проблемах  ищут контакт со “слушающими и понимающими людьми”, способными дать ориентир в жизни.  Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь — быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к «великой идее» за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.
1.3. Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию.
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты оберегающей его  от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности. Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация, в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны. [Бассин, Бурлаков, Волков, 1988, с.78].
М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:
1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение;
2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в том, что с ними делают;
3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные.
4.Создание у новичка ощущения беспомощностии снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения — удобного группе;
5.Подавление прежнего социального поведения и, за счёт манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки);
7.           Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы). [Бассин, Бурлаков, Волков, 1998, с.79-80].
Контроль над временем может сформировать так называемую «вынужденную беспомощность», характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный — человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым. [Скородумов,1999, с.49]. Тотальный контроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивного фильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности, которые наиболее значимы для принявшей их группы.
Медленно, поступенчато секта стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цель секты — сформировать зависимый тип личности. [Полищук,1995, с.40-41]. Человеку приходится делать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестёр и братьев». Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела — полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по другому, а всем явлениям жизни предписывается новый «культовый» смысл.
Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции. [Волков, 1996, с.86-95].
К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление. [Дмитриева, 1999, с.24]. Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых при внушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постоянной готовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т. п.), как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд. [Дмитриева, 1999, с.35]. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов.
Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Заражение представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется в некоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности.
В деструктивных культах как способ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация. Известно, каким влиянием на человека обладает незадействование какой-либо анализаторной системы. «Отключение» каналов восприятия может привести к дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям, трансоподобным состояниям. Сенсорная депривация активизирует один из видов психологической защиты — регрессию, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица. Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере, проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве, разделённым на две группы: «посвящённых» и «нечистых». На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или-или». Одновременно происходит активная выработка иммунитета против иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации. Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора и спонтанности. [Дмитриева, 1999, с.16].
Изоляция от внешних источников информации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкое торможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т. п.). В секте данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются, как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира (третий глаз) и т. п.
Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых форм поведения. [Кондратьев, 1999, с.41].
Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе. [Кривельская,1999, с.112-114].
В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных. [Дмитриева, 1999, с.35-36].
Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т. п., программирующих на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение — совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм. [Хассен, 2001, с.51-52с.].
С помощью такого психологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. [Бассин,1969, с.118-126]. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: «Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо». Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями. [Хассен,2000, с. 82с.].
Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам секты и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь — измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--С.С.Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что “принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний”. [Кондратьев,1999, с.44]. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть “промыванием мозгов”. DDD синдром (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной “бомбардировкой любовью” последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.[Кондратьев, 2000, с.22-23].
Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).
При постановке судебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего от деятельности секты все эти состояния должны оцениваться как следствия причиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтная психотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развития невротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрыто протекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи. когда лицо, порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных в секте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью.[Кондратьев, 2000, с.23].
Проблемы жертв культового контроля сознания:
1.Крайнее нарушение идентичности, диссоциирующие состояния — «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), “плавание” описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще “кадетами пространства” (“Space Cadei”) из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. “Плавание” может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации.
2.Приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов, диагностировали их состояние как “посттравматическое стрессовое расстройство”. Один психиатр пришел к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, который в свою очередь приводил к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым “синдромом хронической усталости” — отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований. [Дворкин, 1996, с.125-128];
3.Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы).
проблемы с  принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.
 Cуществуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.[Хассен,2001, с.80]. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. [Зимбардо, Андерсен, 1998, с.18]. Так, амер.психологи, обследовав большую группу экс-культистов, нашли у 52% из них синдром “плавания” (floating), ночные кошмары — 40%, амнезию (расстройство памяти) — 21%, галлюцинации и мании — 14%, неспособность сломать “навязчивые умственные ритмы” монотонного пения. ритуально навязанного в секте, — 35%, вспышки ярости — 14% и тенденции к самоубийству или саморазрушению — 21%. Согласно 88%  экс-культистов рассматривали свои группы как вредные (37%) или очень вредные (51%). [Кондратьев, 2000, с.45].
1.4. Психологические основы помощи жертвам массового манипулирования психикой.
Одним из известных на сегодняшней день видов помощи является консультирование о выходе из культа.
Консультирование о выходе (реформировании мышления) — это интенсивная информационная терапия участника деструктивного культа, проводимая группой консультантов из 3-4 человек при содействии близких и родственников непрерывно в течение 3-5 суток по 12-16 часов в день. Конечной целью является восстановление у культиста индивидуального умения разумно и критически мыслить и усиление основанного на информированности свободного волеизъявления. Этот процесс можно было бы точнее обозначить как консультирование об информации (или информирование), позволяющей более полно и критично оценить степень и средства влияния данной группы на личность. В работе с членами культов, вопрос блокировки сознания является необходимым для понимания. Почему человек отказывается верить в факты, не смотря на довольно убедительные доводы? Почему бывает невозможно достучаться до сознания человека? Правильное понимание мышление культиста, и расстановка приоритетов в его сознании, являются главными в достижении успеха по выводу человека из культа.
Сами авторы этого подхода пишут о нем, что он “является добровольным, интенсивным, ограниченным по времени, договорным образовательным процессом, который придает особое значение сообщению информации членам эксплуататорски манипулятивных групп, обычно называемых культами”. [Хассен, 2000, с.52].
Консультирование обычно начинается по инициативе родителей или мужа (жены) члена группы. Родитель или муж (жена), обеспокоенные участием близкого в культе, договариваются о встрече наедине или о телефонной консультации с консультантом “по реформированию мышления” или с «командой» таких консультантов.
Родители или супруг(а) должны узнать о культовом манипулировании (особенно о том, которое использует группа, привлекшая их близкого человека) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям с культистом. Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях с психотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом. Затем консультант и клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить культиста поговорить с консультантом. Тогда семья представляет консультанта по психологическому насилию культисту, консультант обычно будет представлять участие в культе как семейную проблему, каким оно действительно является. Консультант  просит культиста принять участие в просмотре (прочтении, прослушивании) информации, которая может помочь ему и его семье лучше понять и справиться со своими проблемами. Если культист соглашается, что случается в большинстве случаев, консультант  может потратить один или несколько дней, обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменных материалов, просматривая и обсуждая видеофильмы и обсуждая значение этой информации для культиста и семьи. Консультант хотя и не прячет свои взгляды относительно культов, стремится не оказывать на культиста, который решает, как реагировать на эту информацию, давление и не манипулировать им. [Джиамбалво ,1998, с.82].
Консультант уважает окончательное решение культиста, заключается ли оно в том, чтобы остаться в группе, или в том, чтобы уйти. Если культист покидает группу, консультант обеспечивает его информацией о том, как продолжать образовательный процесс, начатый во время консультирования о выходе, и где получить помощь для того, чтобы справиться с послекультовыми проблемами. Большинство консультантов  полагают, что когда культист дает им достаточное время для представления их информации — обычно около трех дней — человек решает уйти из культа примерно в 90% случаев. Если культист не дает консультантам достаточного времени, но слушает их информацию до определенной степени, неофициальные оценки отмечают, что около 60% решат, в конечном счете, покинуть группу.
Хотя существуют различные подходы к консультированию о выходе, все они отвечают потребностям семьи или пострадавшего члена семьи и стремятся помочь культистам, обеспечивая их информацией, о которой они не знают. Подход, предлагаемый К. Джиамбалво, можно назвать сосредоточеннымна информации консультированием о выходе. Он отличается от сосредоточенного на процессе консультирования о выходе, или оттого, что С. Хассен называет «стратегической терапией воздействия», и от подходов, которые выдвигают на первый план определенные теологические моменты, прежде всего то или иное религиозное переобращение. С. Хассен  допускает более активную и целенаправленную роль консультанта в подведении клиента к выходу из культа, в том числе и за счет некоторых технических приемов. Неприемлемы для совести практического психолога или психотерапевта должны быть попытки предопределить в ходе консультирования изменения в более широкой и глубокой системе жизненных, духовных, в том числе и религиозных, взглядов клиента. [Волков,1997, с.102-109]. Консультирование о выходе не производит существенной психологической перемены. Оно просто обеспечивает информацией, которая является катализатором перемены, котораяпробуждает культистов, затем уже способных сделать истинный выбор, вытекающий скорее изнутри, нежели снаружи. Опора на психологические методики в консультировании о выходе может сделать более трудным для культистов определение того, был ли выбор, сделанный ими во время консультирования о выходе, действительно их выбором, а не консультанта по выходу”.
Особенностями консультирования о выходе является:
1.   Значительная роль предварительного сбора информации.
2.   Активное участие семьи и близких (но не семейная терапия!).
3.   “Командная” работа консультантов.
4.   Длительность и интенсивность.
5.   Акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т.е. информирование вместо психотехники.
6.   Участие бывших культистов.
Реально консультирование о выходе относится к добровольным отношениям между профессиональным помощником и нуждающимся в помощи индивидуумом, семейством, группой, или социальной единицей, в которых консультант занимается обеспечением информацией, что позволяет клиенту более ясно определять и решать проблему, по которой они искали консультацию.
Консультация о выходе — это представление информации относительно принципов и практических применений восстановления социальной идентичности. Консультация предполагает почтительный диалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами, типа подходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников), сообщений средств массовой информации, и личных свидетельств. Главная помощь может быть оказана при хорошо спланированной работе близких адепта и специалиста, которые помогает как семье, так и самому культисту. В качестве группы используется: семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, что во время знакомства с культом, завербованный получает только одностороннюю информацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа — это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.
[Целикова ,1997, с.98-101].
До начала консультирования родителям стоит начать немедленный сбор информации об особенностях культа. В общении с членом своей семьи, вовлеченным в культ надо избегать конфронтации, не критиковать посещаемую группу и ее членов. Критика культа приведет к негативным мгновенным реакциям. Дело в том, что личность долгое время пребывающего в секте, подвергается значительной трансформации, сказывающейся в невротичном и неадекватном реагировании на любую негативную информацию о секте. Критическая информация является слишком резким переходом. Необходимо понимать, что каким способом культиста вербуют, примерно таким же образом следует предоставлять критическую информацию. Должна происходить минимальная дозировка информации, которая разрушает непосредственно саму систему ценностей, а не компоненты системы. Когда система нарушена, можно приводить доказательства неверности доктрин. Разрушая систему ценностей культиста, необходимо понимать, что культист, на данный момент, уже не может жить без этой системы. Старая атеистическая система не годится для возврата в нее. Поэтому необходимо предоставить другую, но подлинно христианскую систему ценностей, чтобы перейти в нее. Если этого не произойдет, тогда культист не обнаружив лучшей замены, возвратится обратно, а духовно зрелые братья по культу помогут заделать появившиеся трещины в системе ценностей. Она активно вытесняется из сознания. Если член семьи будет совершать поступки, выходящие за этические рамки, следует набраться мужества и спокойно переносить подобное поведение. Надо понимать, что это происходит из-за глубокого внутри личностного конфликта. Можно также демонстрировать интерес к его культовой деятельности и даже попросить когда-нибудь посетить организацию вместе с ним. Это увеличит его доверие к членам семьи и уменьшит напряжённость в отношениях, а углубленное знакомство с группой, даст опыт того, какие подходы следует использовать в общении. Можно также включать методы мягкого контроля и тщательно отслеживать средства, которые тратятся и количество времени, которое он проводит в секте.
Однако даже такой вид общения не приведёт к тому, что человек, полностью зависимый от группы и эмоционально включённый в её деятельность уйдёт из секты. Без помощи специалистов вырвать личность из культа, не нанеся значительных травм её психическому здоровью, практически невозможно. После этого, работая уже вместе с профессионалами, надо договориться о том, что он выделит часть своего времени (не менее 3 дней) и проведёт их с членами своей семьи или консультантом, обеспокоенными его посещением группы и решившими предпринять кое-какие действия. Если он очень испуганно реагирует на «чужих» людей, стоит первоначально не раскрывать ему цель своих намерений. [Волков,1997, с.102-109].
Единственный вариант эффективности консультирования — абсолютная изоляция личности от секты на время работы с консультантами. Для этого можно вывести за город, либо на время сменить место жительства. Готовиться к консультированию надо кропотливо, просчитывая все возможные варианты, тщательно прослеживая все аспекты, устраняя сами возможности ошибок. Не факт то, что огромный объём проделанной работы, даст эффективный результат, поэтому стоит запастись терпением и мужеством. Главное — это бороться до последнего, но, при этом, думая о его психологическом здоровье, обращая внимание на его эмоциональное состояние, ориентируясь на его потребности.
Если консультирование даст позитивный эффект, то членам семьи надо будет приложить определённые усилия, чтобы удержать этот положительный результат. Уделять много времени. Искать альтернативные занятия его бывшему посещению секты. Стоит постараться изолировать его от контактов с людьми из секты. Лучше всего — уехать на время куда-нибудь на отдых. Необходимо помочь ему обрести эти социальные навыки, адаптироваться, Для этого наилучшей формой являются все программы социально-психологического тренинга как способа научения социальными умениям и навыкам, формирования гибкого стиля поведения с самоответственностью, критичностью, креативностью, уверенностью в себе. В консультировании о выходе первостепенное значение имеет тщательное разъяснение тех социально-психологических механизмов, которые были задействованы манипуляторами для их подчинения и установления зависимости. Отсутствие ясного представления о том, что же с ними случилось, иногда на многие годы отравляет жизнь людей, даже уже вышедших из культов, или приводит к новым рецидивам вовлечения в культ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Разработка и апробация программы консультирования о выходе из религиозного нетрадиционного культа, учитывая индивидуально- психологические особенности личности.
2.1.Объект исследования:
Молодые люди, в количестве 50 человек, оказавшиеся участниками деятельности нетрадиционных религиозных организаций и обратившиеся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности, помощи в уходе из культа, в возрасте от 14 до 18 лет, пребывающие в разных нетрадиционных религиозных культах от 1-го до 3-х лет. Работа проводилась с членами организаций: «Свидетели Иеговы».
2.2.Предмет исследования:
Консультирование с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.
2.3.Цель исследования:
разработка программы консультирования о выходе, учитывая индивидуальные психологические особенности личности молодых людей, вовлеченных в нетрадиционный религиозный культ.
2.4. Задачи исследования:
1.Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект и особенности их поведения,
2.Разработать основы профилактической и просветительской работы, пути оказания реальной помощи выхода из культа, учитывая индивидуально-психологические особенности личности.
3.Разработка программы помощи жертвам нетрадиционных религиозных культовых организаций, учитывая их индивидуально-психологические особенности личности.
Разработка программы включала в себя следующие этапы:
2.5. Диагностический этап:
На начальных этапах было проведено диагностическое исследование 50 человек из культа «Свидетели Иеговы» на выявление их индивидуальных психологических особенностей личности.    Групповое тестирование проводилось при помощи Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). [Батаршев, 1998, с.74]. Возрастной состав молодых людей, участвовавших в тестировании от 14 до 18 лет, находящиеся в культе от 1 до 3-х лет.
О целях тестирования молодые люди не знали. После обработки результатов тестирования  наметились основные типологические особенности личности культистов.
55% — паранойяльные
20% — шизоидные
15% — эпилептоидные.
          Применительно к этим трем категориям культистов были разработаны три варианта программ работы. Апробация программ осуществлялась на выборке из 10 человек. Они согласились принять участие в консультирование о выходе.
Расстановка их типологических особенностей испытуемых  была следующей:
7 человек — паранояльный тип личности
1 человек — шизоидный тип личности
2 человека — эпилептоидный тип личности.
Дальнейшая работа включала в себя следующие этапы:
2.6. Этап беседы:
Цель этапа: этот этап включал в себя знакомство с культистами.
2.7. Этап консультирования о выходе:
Цель этапа: рефлексивное осознание ситуации, расширение фокуса сознания, снижение диапазона неосознаваемого, сбор информации о том, что способствовало принятию решению ухода их культа, предоставление информации о возможном контроле сознания и внедрении различных страхов по поводу ухода из группы. Рефлексия, лат.,психолог., вообще мышление, в частности — обращение внимания на собственную деятельность сознания, постижение психических процессов посредством внутреннего чувства.
Основное моменты данного этапа:
а) поддержание и углубление психологического контакта 
б) стимулирование на дальнейший рассказ и его углубление,
Работу с каждым культистом мы проводили, учитывая индивидуально-психологические особенности личности.
Паранояльный тип личности:
Главная особенность данного типа — склонность к образованию сверхценных идей, влияющих на поведение личности. Это люди с узкими и односторонними интересами, недоверчивые и подозрительные, с повышенным самомнением и эгоцентризмом, упорные в защите своих убеждений, угрюмые и злопамятные, часто грубые и бестактные, готовые в каждом человеке видеть недоброжелателя. Подобные свойства, а также узость кругозора и односторонность мышления, малаяпластичность психики, обусловливающая застревание на одних и тех же мыслях и аффектах, настойчивость, перерастающая в упрямство, побуждают таких субъектов к непрерывным конфликтам, домогательствам, борьбе с мнимыми врагами. Мышление их с одной стороны незрелое, детское, со склонностью к фантазиям, а с другой — со склонностью к резонерству. Соответственно бедному идеями и одностороннему мышлению аффективная жизнь определяется односторонними и сильными аффектами. Это люди действия, напора, бескомпромиссности, без чувства юмора, прямолинейные в суждениях, высокомерные и крайне самоуверенные. Содержание сверхценных идей может касаться переоценки своей личности со стремлением к изобретательству, реформаторству. Сверхценные идеи в отличие от бредовых имеют достаточное жизненное обоснование, более тесно связаны с реальными событиями и более конкретны по содержанию. Однако теоретические построения обычно вырастают из односторонне подмеченных и воспринятых фактов логика мышления субъективна, суждения ошибочны. Убеждениям, угрозам, просьбам он не поддается. Неудачи не останавливают, а лишь прибавляют сил для дальнейшей борьбы. [Прудченков,1994, с.12]. Содержание сверхценных идей, приводящих к сутяжному поведению, черпается из реальных бытовых или служебных конфликтов и благодаря эмоциональной охваченности дополняется интерпретацией все новых событий из окружающей жизни. Активность, стеничность и настойчивость «в борьбе за справедливость» проявляются в бесконечных письмах, жалобах, тяжбах и судебных разбирательствах. Сверхценное значение для паранойяльных психопатических личностей могут приобрести также идеи ревности, отношения, ипохондрические идеи. К психопатии параноического типа относятся и фанатики — люди, с исключительной страстью посвящающие себя одному делу. В отличие от крайне эгоцентричных параноических личностей, преследующих лишь собственные цели, фанатики преимущественно альтруисты, борющиеся за общие интересы. И тем, и другим свойственны очень большая аффективная напряженность и в то же время отсутствие душевной теплоты. В начале беседы с таким клиентом желательно отметить большое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели, которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не следует иронизировать над его перспективами, можно содержательно обсудить возможности их достижения и те планы, которые он разработал для достижения своих целей. [Личко, 1999, с.32].В рамках вовлечения в культы, клиенты этого типа считают себя глубоко верующими. Они стремятся на религиозные и духовные переживания и стремятся к ним. Они вовлекаются в культы потому, что переживают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. Уйти они могут только потому, что получили более сильное духовное послание.
В беседе с культистом данного типа личности, мы пытались узнать детальное описание того, как и когда он получил послание от Бога. Полные ответы мы получили на вопросы:
Когда впервые услышал об этой группе, что именно побудило уверовать?
Просим рассказать о своем духовном пути. Какие наиболее важные духовные переживания случались у него в жизни?
Какими вопросами задавался, когда впервые вступил в группу?
Что бы ты сделал, если бы молился сегодня вечером и пережил духовное озарение, ясно показывающее, что должен уйти из своей группы?
Замешательство вызвали вопросы:
Насколько сильно подвергался влиянию других духовных учителей и традиций?
Состоял ли когда-либо в группе, лидер которой оказался недостойным доверия?
Эпилептоидный тип:
Эпилептоидный тип характеризуется сочетанием трех основных признаков: а) крайней раздражительностью, вплоть до ярости; б) приступами аффективных расстройств (тоски, гнева, страха) и в) моральными дефектами (асоциальными установками). Впрочем, последняя особенность может быть скрытой и обнаруживаться, напротив, в преувеличенной гипер-социальности, в подчеркнуто строгом соблюдении моральных норм, доходящем до ханжества. Эпилептоиды обычно очень активны, напряженно деятельны, настойчивы и даже упрямы, в общении – эгоистичны, нетерпеливы и крайне нетерпимы к мнениям других, резко реагируя на любые возражения. Характерная для них страстность и любовь к сильным ощущениям нередко выражается в отсутствии чувства меры (в азартных играх, коллекционировании, обогащении и т.д.). Их мышление – инертно, вязко, нечувствительно к новому опыту. [Личко, 1999, с.44]. В компаниях они стремятся к авторитарному лидерству, к власти, но если это не удается, жестокие к слабому, они заискивают перед сильными. Охотно упражняют свою физическую силу, тренируют ручные и др. навыки, предпочитая заниматься ими не в коллективе, а наедине и получая при этом особое чувственное удовольствие. Основной целью помощи этому психотипу является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера. Но  помощь часто затруднена тем, что не воспринимаются советы и просьбы. Поэтому так важно установить контакт, взаимопонимание с этим клиентом.
Контакт с эпилептоидным целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают в самоутверждение.
Культисты этого типа испытывали повышенную потребность в любви и одобрении группы. Ими не раз было замечено, что если они не повиновались групповым правилам, группа сразу высказывала неодобрение. Последовательное выражение любви, свободной от подобных условностей, а также побуждение культиста к честным поступкам, творческим стремлениям, совершенствованию себя и окружающего мира напоминает о нарушении обещаний со стороны секты. Любовь оказывается для таких культистов сильнее даже изощренных методов контроля сознания. Исходя из этого,  мы интересовались следующими аспектами:
— Как ты узнал, что эта группа для тебя, что она осуществит твои цели?
Ты интересовался реальными достижениями группы, прежде чем присоединиться к ней?
Интересовался ли ты какими-нибудь другими организациями, прежде чем решился посвятить себя этой? Какие именно?
Какие конкретные цели группы изначально привлекали тебя? О каких событиях и действиях тебе сказали, что они приведут к их достижению? Были ли они достигнуты? Устанавливал ли ты для себя точную дату осуществления конкретной цели, пообещав себе, что в противном случае ты выйдешь из группы?
Сделаешь ли ты все, что прикажет группа?
Что, если это будет нечто такое, чего ты не хочешь делать? Сделаешь ли ты это вопреки своему желанию? Если да, то почему? Почему нет?
Что, если тебе предложат совершить преступление?
Какой опыт пребывания в группе тебе требуется, чтобы понять, что пора попробовать что-то другое?
Культисты эпилептоидного типа личности давали полные ответы практически на все вопросы о путях попадания в культах, о целях, которые они преследовали, попав в него. Замешательство вызывали вопросы о выходе из этой группы и предложение заняться чем-нибудь другим, т.е. вступление в другую организацию.
Если бы ты нашел группу, которая делала бы больше для осуществления твоих целей, задумался бы ты о вступлении в нее? Как насчет Грин Пис и др.?
Шизоидный тип личности:
Этот тип отличается патологической замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, аутизмом. Им свойственны отсутствие внутреннего единства и последовательности психической деятельности в целом, причудливость и парадоксальность эмоциональной жизни и поведения, отсутствие синтонности. Эмоциональная дисгармония у этих лиц характеризуется так называемой психастенической пропорцией, т. е. сочетанием повышенной чувствительности (гиперестезия) и эмоциональной холодности (анестезия) с одновременной отчужденностью от людей («дерево и стекло»). Такой человек отрешен от действительности, склонен к символике, сложным теоретическим построениям. [Личко,1999, с.60].Его воля развита чрезвычайно односторонне, а эмоциональные разряды часто совершенно неожиданны и неадекватны. Вследствие замкнутости и нарушения контакта с реальной действительностью она воспринимается весьма субъективно и неточно, как «в кривом зеркале». У этих лиц нет эмоционального резонанса с чужими переживаниями, им трудно найти адекватную форму контакта с окружающими.[Прудченков, 1999, с.14]. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллектуальной деятельности проявляется в особом обобщении фактов, образовании понятий и их сочетаний, в логических комбинациях, неожиданных выводах, резонерских рассуждениях и склонности к символике. Их суждения о людях обычно категоричны и склонны к крайностям. Это люди пристрастные, недоверчивые, подозрительные. В работе они то неуправляемы, так как часто трудятся, исходя из собственных представлений, то монотонно активны. Однако в ряде областей, где требуются оригинальность мышления, художественная одаренность, особый вкус, они могут при соответствующих условиях достичь многого. Эмоциональная жизнь шизоидных личностей также малопонятна и необычна. Они способны тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые образы. Пафос и готовность к самопожертвованию ради торжества отвлеченных концепций общечеловеческого порядка сочетаются у них с невозможностью понять эмоции близких и других людей реального окружения и откликнуться на них. Внимание избирательно направлено только на интересующие их вопросы, за пределами которых они проявляют рассеянность и отсутствие интереса. Внушаемость и легковерие у них уживаются с выраженным упрямством и негативизмом. Пассивность, бездеятельность в решении насущных житейских задач сочетаются с предприимчивостью в достижении особо значимых для них целей. Их движения своеобразны, угловаты, лишены гармоничности и пластичности. Нарушения моторики могут проявляться в неестественности, манерности мимики и жестов, карикатурности походки, вычурности почерка, речи и интонации.
В зависимости от преобладания гиперестетического или анестетического компонента различают сенситивных и холодных шизоидных личностей. Сенситивные лица наряду с парадоксальностью и причудливостью психической жизни повышенно ранимы и чувствительны, мнительны, склонны многое из происходящего вокруг безосновательно относить на свой счет. Бездеятельные, робкие, замкнутые и необщительные, они предпочитают одиночество, целиком уходят в себя, в мир своих фантазий. Таким личностям недоступны чувство симпатии и любви, сопереживание, понятия долга и патриотизма. Они холодны, бесцеремонны и нередко жестоки. В иных случаях эти черты шизоидной психопатии сочетаются с экспансивностью, повышенной, но односторонней и педантичной деятельностью. Направленность волевых усилий часто определяется не интересами общества, а малопонятными внутренними побуждениями, связанными с содержанием сверхценных построений.
Установление контакта с этим типом  с целью оказания  помощи представляет значительную трудность. Многие из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить, и тогда он замкнется, уйдет в свои внутренний мир еще больше.
В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
Когда культиста спрашивали о причинах присоединения к культу, отвечал, что нашел истину, что получил ответ на все жизненные вопросы, что на него произвело впечатление всякие собрания и конференции, проводившиеся группой, что  привлекло притязания доктрины на то, чтобы соединить науку и религию. Беседа с культистами шизоидного типа личности  требует повышенной тактичность и ненавязчивого контроля и доброжелательности.
В рамках беседы с таким культистом, учитывая его особенности, чтобы заставить такого взглянуть на ситуацию другими глазами, нас интересовало следующие:
Что, если бы ты узнал, что Божественный принцип не является истиной?
Что, если бы ты обнаружил, что цитата из Библии взята группой вне контекста и неверна?
Обращался ли ты к оригинальным источникам, чтобы удостовериться в правильности утверждений группы, проводимых ею цитат и формулируемых ею выводов?
Как можно узнать, есть ли во всем этом Высшая Истина? Как она должна выглядеть, звучать и ощущать?
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Mcgwire Essay Research Paper A Season for
Реферат Huckleberry Finn
Реферат Barn Burning Essay Research Paper In
Реферат Конфекционирование материалов на плащ для женщины младшей возрастной группы
Реферат Налоговое право как составная часть финансового права
Реферат Sixth Sense Movie Essay Research Paper The
Реферат Why Has JS Mill
Реферат Применение методов игротерапии в диагностической и коррекционной работе с детьми, пережившими психологическую травму
Реферат Этот вкусный и питательный суп можно готовить и в постном, и в скоромном виде, он также имеет и массу разновидностей
Реферат Huckleberry Finn And The Villa Essay Research
Реферат Socrates Final Speech Essay Research Paper Perhaps
Реферат Методи розв’язування одновимірних та багатовимірних нелінійних оптимізаційних задач та задач лінійного цілочислового програмування
Реферат Motivation Speech Essay Research Paper I AttentionAHookIn
Реферат Гоголь Н.В.
Реферат Организация и осуществление коммерческими банками операций потребительского кредитования