Содержание
Введение
1. Понятие потребности
2. Этапы формирования ифункции потребностей
3. Классификация и видыпотребностей
Библиографический список
Введение
Приступая к эмпирической психологической характеристике личностиважно сформулировать основной вектор анализа. Необходимость в нем обусловленасложностью и противоречивостью самого объекта.
Б.Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личностинеобходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальнойпозиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личностьформируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретнойсоциальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус,который задается сложившейся системой общественной отношений. Статус личностиобъективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активнолибо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности всоциуме. К примеру, в социальной ситуации семьи один занимает статус отца,другой – сына и т. д. Наряду со статусом личности каждый человек занимает иопределенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторонуположения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержаниепозиции обусловлены содержанием деятельности личности.
Позиция личности, как деятельная, субъективная сторона ее статуса,представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективнойсреде, самому себе)установок и мотивов, которыми она руководствуется в своейдеятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. В своюочередь вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемыхличностью ролей в заданных социальных ситуациях развития.
Таким образом, изучая динамические тенденции личности – ее потребности,мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец,ее направленность, т. е. то что личность хочет, к чему она стремится – можнопонять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус ипозицию, которую она занимает.
Однако качество исполнения ролей, статус и позиция обусловлены нетолько динамическими тенденциями личности, но и ее потенциаломиндивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальнымиспособностями, одаренностью.
Не случайно, поэтому С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что при изучениипсихического облика личности нужно ответить на вопрос: а что личность может?Ответ на него можно получить при изучении перечисленных выше параметровличности.
Статус личности и ее социальные роли, потребности и мотивы,установки и ценностные ориентации, структура и динамика отношений личности,реализованные посредством данных человеку возможностей, переходят в системуустойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям, объективнойсреде и самому себе – черты характера.
Все перечисленные психологические характеристикиличности–динамические, тенденции, возможности и характер – характеризуют намее, какой она представляется для окружающих ее людей. Однако человек живет нетолько для других. Он живет и для себя. Он осознает себя. Он пытается ответитьна вопросы: кто Я, какой Я? Он отдает себе отчет, что он субъект, носительмногочисленных психологических свойств и качеств. Свойство человека осознаватьсамого себя как субъекта со свойственными ему психологическими исоциально-психологическими характеристиками называют самосознанием.
Таким образом, приступая к психологической характеристикеличности, мы должны рассмотреть, во-первых, ее динамические тенденции –потребности и мотивы, установки, ценностные ориентации и отношения личности,интегрированные в ее направленности.
Во-вторых, ее возможности, реализуемые посредством задатков,способностей, одаренности, интеллекта.
В-третьих, характер и самосознание личности
1. Понятие потребности
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческойдеятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в пониманиисущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической.Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемоеиспытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которыхневозможно развитие и существование живых организмов (С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, А. Пьерон, В.И. Ковалев, В.А. Ядов, Л.И. Божович).
Однако потребностное состояние у человека возможно и при избыткечего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка.Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознаниичеловека.
Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее егозависимость от конкретных условий существования (В.А. Василенко, Б.И. Додонов).Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмоми внешней средой, но не отражает сущности потребностей.
Следует отметить, что приведенные выше два определенияпотребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними,имеются и другие взгляды.
Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношениемежду субъектом и миром (Д.А. Леонтьев). Это скорее философский подход кпониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственнопсихологическое содержание потребностей.
Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и естьпотребность (В.С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующееблаго. Если в предыдущем определении психологический подход заменялсяфилософским, то в этом случае – социально-экономическим.
Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяетсякак отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихсяожиданий относительно этой реальности (Д.К. Мак-Клелланд). Человек, например,привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды,или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровнявызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другиепримеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается какпотребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека,что активизирует потребность в достижении.
Потребность как состояние (И.А, Джидарьян, В.Н. Мясищев, К. Обуховский).Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянииорганизма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственнымвыражением потребности.
Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, чтоудовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностноесостояние заставляет человека лишь искать причину страдания.
Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левинпонимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникаету человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, чтовсякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит вразрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некаянапряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации,обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающимфактором, детерминирующим поведение человека.
Анализ приведенных определений потребностей показывает, что всеони содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сутипотребностей.
Во-первых, становится очевидным необходимость разделенияпотребностей на потребности организма и потребности личности. При этомпотребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые)и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо науровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания(социальные потребности).
Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой.Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, апотребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективнуюсторону.
В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможноисключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта исигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.
Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности являетсямеханизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способнуюудовлетворить его потребность.
Учет перечисленных фактов позволяет Е.П. Ильину определитьпотребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннегонапряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающеепсихическую активность, связанную с целеполаганием».
потребность личность
2.Этапы формирования и функции потребностей
Процесс осознания потребности предполагает его стадиальныйхарактер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин половоговлечения (В.М. и И.В. Ривиных).
1-я стадия–латентная или стадия формирования потребности, втечение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешнимраздражителям.
2-я стадия – неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для неехарактерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себясостояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги.Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иноеповедение.
3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуетсяпоявлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали опоявлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.
ФУНКЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.
Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализируетчеловеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического илипсихического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либонеосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.
Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности дляудовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностногосостояния. Потребность выступает как источник активности, побудительдеятельности, поведения человека.
3.Классификация и виды потребностей
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личностисуществует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущностипотребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множествоклассификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западнойпсихологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.
Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них всепотребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные(духовные).
Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальноеи видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище,безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.
Социальные потребности отражают потребности человека принадлежатьк какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении,внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности,независимости-зависимости.
Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира,смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственнопознавательные потребности, эстетические потребности.
Другая классификация делит все виды потребностей на два большихкласса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый классвключает в себя:
физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),
потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),
изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р.Акоффу),
биологические (по П.В. Симонову),
материальные (по Ф.М. Достоевскому). Второй класс потребностей это:
— потребности в уважении и любви,
— самоуважении,
— самоактуализации (по А. Маслоу),
— познавательные, в том числе и познания смысла жизни,
— потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),
— социальные и идеальные потребности (по П.В. Симонову).
Таким образом, видно, что почти одни и те же потребностиперетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зренияпрактического поведения личности потребности.
Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека кулучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесносвязана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полноудовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин даннаяпотребность выражена сильнее, чем у мужчин.
У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выраженавнутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией(мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленнымили уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительнокоррелирует с активностью в научной работе.
Потребность в аффиляции (межличностном общении). Данная потребностьпредусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность отпотребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это –разные стороны потребности в аффиляции.
Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующиефакты. При среднем уровне потребности в аффиляции у студентов наблюдаетсяположительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательносвязана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем умужчин. Кроме того потребность в аффиляции значимо влияет на степеньудовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем уженщин. В то же время потребность в аффиляции практически не оказывает влиянияна облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этойпотребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность ваффиляции уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует стревожностью.
Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения.Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, влидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю.М. Орлова – все эторазличные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности вдоминировании.
Данные экспериментального изучения этой потребности выявили еепротиворечивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию,вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чемсильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию наотлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже независит от степени развития потребности доминирования.
Положительная связь этой потребности с потребностью в достиженииоказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнемпотребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому,этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самымоблегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчениеучения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростомуспеваемости.
Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, вовсяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующейспособностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учитьсяна отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а подвлиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов сосредним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшаяудовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребностиудовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказываетсущественное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легчеучиться.
Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребностьможет повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того,видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один итот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о много-многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми имидеятель-ностями.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человеккак предмет познания. ЛГУ, 2008.
2. Ананьев Б.Г. Опроблемах современного человекознания М., 2009.
3. Божович Л.И. Личностьи ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
4. Ковалев А.Г. Психологияличности. М., 2009.
5. Лазурский А.Ф. Очеркнауки о характерах. М., 2010.