Реферат по предмету "Психология"


Поведенческая норма и отклонения в поведении

министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«череповецкий государственный университет»
Институтпедагогики и психологии
Кафедрадефектологического образования
Контрольнаяработа
По дисциплинеСпециальная детская психология
Вариант № 12
Темаконтрольной работы
Поведенческаянорма и отклонения в поведении

ПЛАН
Введение
1. Понятие нормы и отклоненияповедения учащихся от нормы
2. Группы отклонений
3. Психологические классификации отклоняющегосяповедения
4. Характеристика отклоняющегося поведения
Заключение
Список литературы

Введение
Развитие человека — оченьсложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так ивнутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущемуорганизму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человекаестественная и социальная среда, а также специальная целенаправленнаядеятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитиечеловека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
Понятие норма являетсяисходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющеесяповедение — это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последниезаслуживают специального рассмотрения.
В переводе с латинскогоязыка «норма»- правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контролясо стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозироватьего. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

1. Понятие нормы и отклонения поведения от нормы
Для психологии понятия «норма»и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристикипроцесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носитькак негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы вразвитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такиенегативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания идр., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становлениячеловека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении,к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическуюпредприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служатразвитию социальной системы, замене старых норм новыми.
Таким образом, в психологиипонятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета,относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения,выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основеэтого строить практическую социально-педагогическую деятельность
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействиеего с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям егоразвития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно иадекватно реагировать нате или иные особенности ребенка, то его поведениевсегда (или почти всегда) будет нормальным. Социальная норма- совокупностьтребований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам сцелью регуляции деятельности и отношений.
Отсюда отклоняющеесяповедение может быть охарактеризовано каквзаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализациювследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей егоиндивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленнымнравственным и правовым общественным нормам.
Социальные отклонения могут быть не только негативными, но ипозитивными.
2. Группы отклонений
Социальные отклонения — это нарушение социальных норм,которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.
Отклонения от нормыусловно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические исоциальные.
Физические отклонения отнормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскимипоказателями.
Психические отклонения отнормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическиминедостатками.
Особую группу отклоненийпредставляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей,обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее времяразработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способностидетей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта,интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.
Педагогические отклонения— такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике.В последние годы в России появились дети, которые в силу определенныхобстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названыпедагогическими.
Социальные отклонениясвязаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образецдействия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения илидеятельности людей или социальных групп, которое официально установлено илисложилось на том или ином этапе развития общества.
В социологической,психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаныпроблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературедля этой категории детей используются различные термины: «трудный»,«трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Поведенческие девиациигруппируются по нескольким основаниям:
— в зависимости отмасштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
— по значению последствий- негативные и позитивные;
— по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условныхсоциальных групп.
— по объекту –экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
— по длительности –единовременные и длительные;
— по типу нарушаемойнормы – преступность, аморальное поведение, хулиганство, бродяжничество,расизм, геноцид.
Под отклоняющимсяповедением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовымнормам и запрещено под угрозой наказания.
3. Психологические классификацииотклоняющегося поведения
Трудновоспитуемостьребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в наукерассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация (отклонение)является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку,так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана сдеятельностью и выражается в поведении человека, которое представляетвзаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутреннейактивностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может бытьнормальное и отклоняющееся.
Девиации включают в себя девиантное,делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегосяповедения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм иправил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных,школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, вотличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступкидетей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотипдействий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственностииз-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенкомвозраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок,который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием длявозбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьямуголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуютразличные формы девиантного и делинквентного поведения.
Психологическиеклассификации выстраиваются на основе критериев:
— вид нарушаемой нормы;
— психологические целиповедения и его мотивация;
— результаты данногоповедения и ущерб им причиняемый;
— индивидуально — стилевые характеристики поведения.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донскихделят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивноеповедение. В психологической литературе можно встретить и другие классификацииотклоняющегося поведения.
Классификацияповеденческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как виднарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяюттри основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное,аутодеструктивное поведение.
Антисоциальное (делинквентное)поведение — поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучиюлюдей.
У подростков преобладаютследующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрастераспространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям илисверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.
Асоциальное поведение-это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм,непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно можетпроявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность вазартные игры на деньги, бродяжничество.
В подростковом возрастенаиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивноеповедение, граффити, субкультуральные девиации.
У детей чаще встречаютсяпобеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение,злословие, ложь, воровство.
Границы асоциальногоповедения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиацийнаходится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное(саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских ипсихологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах:суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическоеповедение, деятельность с выраженным риском для жизни.
Спецификойаутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является егоопосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдаетсянаркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.
В детском возрасте имеетместо курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периодааутодеструкция малохарактерна.
По направленности истепени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалуотклоняющегося поведения: антисоциальное  просоциальное — асоциальное — саморазрушительное – самоубивающее
В жизни отдельные формынередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегосяповедения оказывается индивидуальным и неповторимым.
4. Характеристикаотклоняющегося поведения
Очевидно, что отклоняющеесяповедение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря одетско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которыеподвержены этому процессу:
— дети школьноговозраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5миллиона);
— дети-сироты, общеечисло которых превысило 500 000;
— социальные сироты;действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, детимесяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями,лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому,психическому, сексуальному насилию;
— подростки,употребляющие наркотики и токсические средства;
— подростки сексуальнораспущенного поведения;
— подростки, совершившиепротивоправные действия; по официальным данным, их число среди детей иподростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
В зависимости от типанарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
— видам преступления(уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
— уровню или масштабностиотклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
— внутренней структуреотклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или инойсоциальной группе, половозрастными особенностями;
— ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры,насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
Ребенка, чье поведение отклоняетсяот принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям,которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоениемнекоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессецеленаправленного обучения и воспитания.

Заключение
Обучение ребенка томусоциальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где онродился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функцияродителей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека,формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальныекачества личности. Семья способствует не только формированию личности, но исамоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность,раскрывает индивидуальность.
Правильная организациясвободного времени способствует улучшению здоровья и физического развитияребенка.
Необходимость в регулированииповедения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существуетнеразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями ихудовлетворения. Факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическаяневосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам илигенетическая предопределенность отклонения.

Список использованнойлитературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика.— М., 1989.
1996. 6. Андреева Г. М. Социальнаяпсихология. — М., 1996.
2. Божович Л. И. Личность и ееформирование в детском возрасте. — М., 1968
3. Бочарова В. Г. Социальнаяпедагогика. — М., 1994.
4. Газман О. С. Воспитание: цели,средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
5. Захаров А. И. Как предупредитьотклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
6. Захаров А.И. Предупреждениеотклонений в поведении ребенка. СПб.,1997.
7.Змановская Е.В. Девиантология(психология отклоняющегося поведения).- М.,1998.
8. Социальная дезадаптация: Нарушениеповедения у детей и подростков. — М.,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы анализа вероятности наступления банкротства
Реферат Общая характеристика транспортного комплекса России
Реферат Уран, Нептун, Плутон
Реферат Процедуры при аудите импортных операций
Реферат 1 Строение и геометрические свойства структурной группы G
Реферат Суть і структура світового господарства 3
Реферат Ключевые тенденции экономической, потребительской и конкурентной среды в России
Реферат Восточные славяне в древностиВозникновение государственности у восточных славян
Реферат Вивчення геометричного матеріалу в початковій школі
Реферат Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки
Реферат Образ Марусі Чурай (за історичним романом Л. Костенко "Маруся Чурай")
Реферат The Invisible Man Essay Research Paper
Реферат Hills Like White ElephantE Essay Research Paper
Реферат Alzheimers Disease Essay Research Paper Alzheimers DiseaseWe
Реферат Fear And Lonelines Essay Research Paper Fear