министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«череповецкий государственный университет»
Институтпедагогики и психологии
Кафедрадефектологического образования
Контрольнаяработа
По дисциплинеСпециальная детская психология
Вариант № 12
Темаконтрольной работы
Поведенческаянорма и отклонения в поведении
ПЛАН
Введение
1. Понятие нормы и отклоненияповедения учащихся от нормы
2. Группы отклонений
3. Психологические классификации отклоняющегосяповедения
4. Характеристика отклоняющегося поведения
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие человека — оченьсложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так ивнутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущемуорганизму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человекаестественная и социальная среда, а также специальная целенаправленнаядеятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитиечеловека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
Понятие норма являетсяисходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющеесяповедение — это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последниезаслуживают специального рассмотрения.
В переводе с латинскогоязыка «норма»- правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контролясо стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозироватьего. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.
1. Понятие нормы и отклонения поведения от нормы
Для психологии понятия «норма»и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристикипроцесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носитькак негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы вразвитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такиенегативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания идр., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становлениячеловека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении,к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическуюпредприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служатразвитию социальной системы, замене старых норм новыми.
Таким образом, в психологиипонятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета,относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения,выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основеэтого строить практическую социально-педагогическую деятельность
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействиеего с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям егоразвития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно иадекватно реагировать нате или иные особенности ребенка, то его поведениевсегда (или почти всегда) будет нормальным. Социальная норма- совокупностьтребований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам сцелью регуляции деятельности и отношений.
Отсюда отклоняющеесяповедение может быть охарактеризовано каквзаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализациювследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей егоиндивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленнымнравственным и правовым общественным нормам.
Социальные отклонения могут быть не только негативными, но ипозитивными.
2. Группы отклонений
Социальные отклонения — это нарушение социальных норм,которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.
Отклонения от нормыусловно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические исоциальные.
Физические отклонения отнормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскимипоказателями.
Психические отклонения отнормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическиминедостатками.
Особую группу отклоненийпредставляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей,обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее времяразработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способностидетей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта,интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.
Педагогические отклонения— такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике.В последние годы в России появились дети, которые в силу определенныхобстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названыпедагогическими.
Социальные отклонениясвязаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образецдействия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения илидеятельности людей или социальных групп, которое официально установлено илисложилось на том или ином этапе развития общества.
В социологической,психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаныпроблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературедля этой категории детей используются различные термины: «трудный»,«трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Поведенческие девиациигруппируются по нескольким основаниям:
— в зависимости отмасштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
— по значению последствий- негативные и позитивные;
— по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условныхсоциальных групп.
— по объекту –экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
— по длительности –единовременные и длительные;
— по типу нарушаемойнормы – преступность, аморальное поведение, хулиганство, бродяжничество,расизм, геноцид.
Под отклоняющимсяповедением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовымнормам и запрещено под угрозой наказания.
3. Психологические классификацииотклоняющегося поведения
Трудновоспитуемостьребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в наукерассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация (отклонение)является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку,так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана сдеятельностью и выражается в поведении человека, которое представляетвзаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутреннейактивностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может бытьнормальное и отклоняющееся.
Девиации включают в себя девиантное,делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегосяповедения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм иправил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных,школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, вотличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступкидетей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотипдействий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственностииз-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенкомвозраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок,который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием длявозбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьямуголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуютразличные формы девиантного и делинквентного поведения.
Психологическиеклассификации выстраиваются на основе критериев:
— вид нарушаемой нормы;
— психологические целиповедения и его мотивация;
— результаты данногоповедения и ущерб им причиняемый;
— индивидуально — стилевые характеристики поведения.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донскихделят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивноеповедение. В психологической литературе можно встретить и другие классификацииотклоняющегося поведения.
Классификацияповеденческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как виднарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяюттри основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное,аутодеструктивное поведение.
Антисоциальное (делинквентное)поведение — поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучиюлюдей.
У подростков преобладаютследующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрастераспространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям илисверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.
Асоциальное поведение-это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм,непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно можетпроявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность вазартные игры на деньги, бродяжничество.
В подростковом возрастенаиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивноеповедение, граффити, субкультуральные девиации.
У детей чаще встречаютсяпобеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение,злословие, ложь, воровство.
Границы асоциальногоповедения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиацийнаходится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное(саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских ипсихологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах:суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическоеповедение, деятельность с выраженным риском для жизни.
Спецификойаутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является егоопосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдаетсянаркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.
В детском возрасте имеетместо курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периодааутодеструкция малохарактерна.
По направленности истепени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалуотклоняющегося поведения: антисоциальное просоциальное — асоциальное — саморазрушительное – самоубивающее
В жизни отдельные формынередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегосяповедения оказывается индивидуальным и неповторимым.
4. Характеристикаотклоняющегося поведения
Очевидно, что отклоняющеесяповедение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря одетско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которыеподвержены этому процессу:
— дети школьноговозраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5миллиона);
— дети-сироты, общеечисло которых превысило 500 000;
— социальные сироты;действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, детимесяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями,лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому,психическому, сексуальному насилию;
— подростки,употребляющие наркотики и токсические средства;
— подростки сексуальнораспущенного поведения;
— подростки, совершившиепротивоправные действия; по официальным данным, их число среди детей иподростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
В зависимости от типанарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
— видам преступления(уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
— уровню или масштабностиотклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
— внутренней структуреотклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или инойсоциальной группе, половозрастными особенностями;
— ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры,насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
Ребенка, чье поведение отклоняетсяот принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям,которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоениемнекоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессецеленаправленного обучения и воспитания.
Заключение
Обучение ребенка томусоциальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где онродился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функцияродителей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека,формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальныекачества личности. Семья способствует не только формированию личности, но исамоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность,раскрывает индивидуальность.
Правильная организациясвободного времени способствует улучшению здоровья и физического развитияребенка.
Необходимость в регулированииповедения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существуетнеразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями ихудовлетворения. Факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическаяневосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам илигенетическая предопределенность отклонения.
Список использованнойлитературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика.— М., 1989.
1996. 6. Андреева Г. М. Социальнаяпсихология. — М., 1996.
2. Божович Л. И. Личность и ееформирование в детском возрасте. — М., 1968
3. Бочарова В. Г. Социальнаяпедагогика. — М., 1994.
4. Газман О. С. Воспитание: цели,средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
5. Захаров А. И. Как предупредитьотклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
6. Захаров А.И. Предупреждениеотклонений в поведении ребенка. СПб.,1997.
7.Змановская Е.В. Девиантология(психология отклоняющегося поведения).- М.,1998.
8. Социальная дезадаптация: Нарушениеповедения у детей и подростков. — М.,1996.