I. Потребностикак внутренние побудители активности человека
1. Какова связь междууровнем развития потребностей человека и уровнем развития его как личности?
Потребность – это нужда вчем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развитияорганизма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические,свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят историческийхарактер, зависят от уровня экономики и культуры.
Осознанные обществом,социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как ихинтересы. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникаютновые, что связано с уровнем развития личности и её включением в различныесферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, воснове которой витальные, а последующие ее уровни — социальные потребности,высшее проявление которых — потребности в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. За отправную точку при создании мотивационнойтеории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называтьфизиологическими позывами.
Физиологическиепотребности – самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, ониобладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочимипотребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде,обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностямифизиологического уровня. При доминировании физиологических позывов, остальныепотребности могут не ощущаться человеком.
В качестве еще однойспецифической характеристики организма, подчиненного единственной потребности — специфическое изменение личной философии будущего. Человек, измученный голодом,жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предметуего вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Онсчитает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, егофилософия предельно проста и выражается присказкой: «Любовью сыт небудешь». Но когда он сыт, обнаруживаются другие (более высокие)потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая местофизического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут жезанимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности.
После удовлетворенияфизиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуумазанимают потребности безопасности (в стабильности; в зависимости; в защите; всвободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе,ограничениях; другие потребности). Подобно физиологическим потребностям, этижелания также могут доминировать в организме, узурпировать право на организациюповедения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их надостижение безопасности, и в этом случае организм рассматривается какинструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическимпозывом, рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуумав данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности.
Потребность в безопасностиздорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило,удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем,хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им неугрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность вбезопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, какнасытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасномобществе, не чувствует угрозы.
Для того, чтобы наблюдатьпотребности данного уровня в их активном состоянии, нам приходится обращаться кпроблемам невротиков и невротизированных индивидуумов, к представителямсоциально и экономически обездоленных классов; массовые проявления активнойработы этих потребностей наблюдаются в периоды социальных потрясений,революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность вбезопасности проявляется только в мягких ормах, например, в виде желанияустроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникамсоциальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день»,в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование отпотери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
Тягой к безопасности вкакой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность врелигии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определитьсвое место в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как таковыев какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности. Потребность вбезопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только вситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силыдля борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называемвойны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы,неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хроническинеблагоприятными, угрожающими условиями.
Потребность в любви. Послетого, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасностидостаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности,принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек какникогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены илидетей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа,которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его каксвоего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека,он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и былпостоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего,кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества,болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу,друга.
Невозможностьудовлетворить потребность в любви и принадлежности приводит к дезадаптации, апорой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентноеотношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этихчувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иноетабу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся вомнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность влюбви и привязанности.
Потребность в признании. Каждыйчеловек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждаетсяв признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственныхдостоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, ивозможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на двакласса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием«достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества,адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости исвободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или впрестиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность взавоевании статуса, внимания, признания, славы.
Удовлетворение потребностив оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувствособственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходимв этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувствоуниженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвойдля уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследованиятяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, наскольконеобходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек,лишенный этого чувства.
Потребность всамоактуализации. Если все вышеперечисленные потребности человекаудовлетворены, он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность оттого, чтозанимается совсем не тем, к чему предрасположен. Говоря о самоактуализации, имеетсяв виду стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительностьпотенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назватьстремлением к самотождественности, самобытности. У разных людей эта потребностьвыражается по-разному. Один желает стать идеальным родителем, другой стремитсядостичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Как правило,человек начинает ощущать потребность в самоакту-ализации только после того, какудовлетворит потребности нижележащих уровней.
2. Каковы сходства иразличия в детерминации поведения человека и животных?
Для философов ДревнейГреции и Древнего Рима человек представлялся уникальным существом, не имеющимничего общего с животными. Только он, наделенный разумом, мышлением исознанием, обладает свободой выбора действий.
Мотивация, детерминацияповедения с этик позиций связывалась только с разумом и волей. В отличие отобъяснения поведения человека с позиций рационалистов как исключительноразумного, на поведение животных распространялись взгляды иррационалистов: ононесвободно, неразумно, управляется неосознаваемыми биологическими силами,проистекающими из органических потребностей. Неслучайно стоиками,представителями одного из философских течений введено понятие "инстинкт".
Различия в воззрениях насущность и происхождение мотивации поведения человека и животных сохранялисьвплоть до cepедины XIX века. Это было столкновение представлений о главенствепроизвольного и непроизвольного, волюнтаризма и необходимости. Произвольность иволюнтаризм выражали связь с душой как психологическим механизмом управленияповедением человека, а непроизвольность и необходимость — с материалистическимпониманием причинности, с рефлексами.
Постепенно произошлосближение позиций рационализма и иррационализма в изучении причин поведениячеловека и животных. И произошло это благодаря эволюционному учению Ч. Дарвина,позволившему ученым свести к минимуму различия между человеком и животными.
С одной стороны, сталиизучаться разумные формы поведения у животных, с другой — инстинкты и рефлексыу человека, рассматривавшиеся в качестве мотивационных факторов. Сближениепонимания механизмов поведения у животных и человека привело к тому, что,например, английский философ Джозеф Пристли (2 половина XVIII века) считал, чтоживотные обладают зачатками всех способностей человека без исключения, причемотличие их от человека только «в степени, а не в роде». Он приписывал животнымволю, рассудок и даже способность к абстрагированию.
Качественноеотождествление психики животных и человека, побудительных причин их поведения,допускали многие передовые естествоиспытатели и философы-материалисты XVIII-XIXвеков (Ж. Ламетри, Ч. Дарвин, Н. Г. Чернышевский и др.). Этот шаг в сторонуантропоморфизма был в целом ошибочным, однако и до сих пор вопрос о том, какимобразом развивалась в филогенезе мотивация поведения животных и человека,остается столь же актуальным, сколь и неясным.
До сих пор в философской,биологической и психологической литературе принято говорить о мотивации имотивах не только человека, но и животных (Н. Ю. Войтонис (1935), В. К. Вилюнас(1986) и др.). При этом под мотивацией понимается любая причина, вызывающая туили иную реакцию животных и человека. Например, II. Ю. Войтонис говорит омотивации гнева, страха, П. В. Симонов (1975) принимает за мотивы животных ихбиологические потребности и т. д.
Предложенная П. К.Анохиным (1975) схема функциональной системы, в частности та ее часть, котораякасается принятия решения, приложима как для произвольного, так инепроизвольного поведения, и это вроде бы дает основание сблизить мотивационныемеханизмы человека и животного. Действительно, у того и другого присутствуетпусковая афферентация (стимул, сигнал, раздражитель), обстановочнаяафферентация (оценка и учет собственного состояния и ситуации), память (какаяпрежде была реакция на данный стимул) и потребность, называемая П. К. Анохиныммотивацией. У животных и у человека имеется предвосхищение будущих результатов,описываемых в различных схемах поведения как «акцептор действия», «установка»,«ожидание», «экстраполяция», «антиципация».
Далее по аналогии. Так, уживотных, как и у человека, при организации своего поведения проявляетсяизбирательность (предпочтение). Далее: у животных диапазон объектов,выступающих в качестве удовлетворителей потребности, задан от природы, жесткоограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительныхинстинктивных форм деятельности. У человека же круг этих объектов практическине ограничен, как не ограничены и формы деятельности по их добыче. Главное же втом, что поиск объектов удовлетворения потребности осуществляется человекомсознательно, с участием второй сигнальной системы. У животных же образ объекта(пищи, кормушки или хозяина) связан с работой первой сигнальной системы,которая обеспечивает им разумность поведения, но на более низком уровне.Проявляемая животными избирательность в выборе пищи осуществляется также нанепроизвольном уровне. Поисковая активность и направленное побуждение хотя ицелесообразны, но не обладают смыслообразующей функцией, как у человека. Заживотное «думают» условные рефлексы, инстинкты, а направленность ицелесообразность реагирования определяются целью рефлекторно.
Правда, некоторыеособенности поведения высокоразвитых животных заставляют думать о зачаткахпроизвольности, а не сводить их поведение только к инстинктам и условнымрефлексам, на что справедливо указывается в работах П. В. Симонова.
У высших животных возможнаи «борьба мотивов», например потребности в пище с инстинктом самозащиты(животное хочет схватить пищу, но боится). Наконец, у них проявляется и силаволи: они настойчиво требуют от хозяина пищу, которую он ест (бьют его лапой),или не мочатся, находясь дома или в транспорте (при этом, как и люди,испытывают мучительные ощущения).
Таким образом, поведениеживотных может быть не только целесообразным, но в определенной степениразумным, произвольным. И если поставить вопрос о том, можно ли говорить омотивации поведения животных, то ответ следует дать такой: это поведение втакой степени мотивированно, в какой оно носит произвольный характер. Такаяпозиция означает признание эволюционного развития мотивации как произвольногоспособа управления поведением.
Отсюда можно сделать двавывода: мотивация не сводится лишь к реагированию (безусловно- илиусловно-рефлекторному), так как подразумевает участие сознания ипреднамеренность, а не просто инстинктивную экстраполяцию; мотивация поведениячеловека и животных не равнозначна. В основном поведение человека связано спроизвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая рольпринадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так каксознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение планадействия.
II. Психологические теории мотивации
1. Проблема мотивации вработах античных философов
Великие мыслителидревности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ,упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучениюпричин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматривалнужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела вдействие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным,позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек несмог бы выйти из дикого состояния.
Роль эволюционной теорииЧ. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека.
Дарвин показал, чтоцелесообразность поведения объясняется естественными причинами, эволюционнозакреплёнными, и что в основе поведения человека и животного лежат одни и те жепринципы. Учение Дарвина оказало существенное влияние на возникшиепсихологические школы, которые сосредоточились на изучении внесознательныхдетерминант поступков человека.
Поведенческая теориямотивации и теория высшей нервной деятельности.
В самом общем видемотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил,побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятсякак вне так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанносовершать определённые поступки.
/>В настоящее время выделяют два подхода к изучению мотивации. Первыйподход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации.Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являютсяосновными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. Ксторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А.Маслоу, Ф.Герцбергаи Д.МакКлелланда, которые считали, что предметом психологии является поведение,а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека.
Среди отечественных психологовначала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, был А. Ф.Лазурский, опубликовавший в 1906 г. книгу «Очерк науки о характерах». В нейобсуждены вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов ипринятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью внутреннейзадержке побудительных импульсов. Вопросы мотивации поведения рассматривали В.М. Bopoвский (1927), Н. Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторскихпозициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже рассматривал проблему детерминациии мотивации поведения человека.
Мотивационные концепциивторой половины ХХ века.
Во второй половине XX векапоявились мотивационные концепции Дж. Роттера (1954), Г. Келли (1955), X.Хекхаузена (1955), Дж. Аткинсона (1964), Д. Макклелланда (1971), для которыххарактерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведениячеловека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научныйобиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели,когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязньнеудачи, уровень притязаний. Р. Кеттелл (1957) построил «динамическую решеткуустремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. ergon- энергия, работа), в которых видел биологически обусловленные влечения, и «энграммы»,природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизнисубъекта.
Во многих зарубежныхмотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющимповедение, становится принятие решения.
Теория деятельностногопроисхождения мотивационной сферы человека Леонтьева А.Н. А. Н. Леонтьев в 1956году писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие. В более позднихработах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие неимеет самостоятельного мотива. Если принять это как частный случайосуществления действий, то каждое действие в составе деятельности не имеетсобственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированны.Просто для деятельности и действий имеется общий мотив. Однако целидеятельности и каждого действия в ее составе не совпадают, хотя и те и другиеобусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемойпрограммы.
III.Мотивация и различные виды деятельности
1. Сила мотива иэффективность деятельности
Для того, чтобыосуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, еслимотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения,вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады,т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивациивызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментальноустановлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень)мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данногочеловека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условноможно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующееувеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективностидеятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда являетсянаилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличениемотивации приводит к ухудшению результатов.
Такую зависимость называют-законом Йеркса Додсона. Эти ученые ещё в 1908 г. установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятнойявляется средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударовтока).
2. Мотивация познавательнойдеятельности
Познавательные потребностирассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческогопознания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личностимладшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности. Спецификапознавательных потребностей проявляется в понимании младшими школьникаминеобходимости: познавать новое; проявлять интеллектуальную, эмоциональную,социальную готовность к познавательной деятельности, регулярной умственнойработе; принимать ролевую позицию школьника; активно проявлять в учебнойдеятельности качества личности (прилежание, трудолюбие, дисциплинированность,ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в себе),определяющие ученика как субъекта познания.
Основой мотивациипознавательной деятельности является процесс формирования у младших школьников внутреннейпозиции ученика, которую Л.И. Божович определяет как систему установок,мотивов, связанных с актуальными потребностями ребенка и определяющих собойосновное содержание и направленность его деятельности в данный период жизни.Опираясь на данное положение, формирование у младших школьников внутреннейпозиции ученика обеспечивается становлением мотивов их познавательнойдеятельности, проявляющихся в их познавательных потребностях.
Комплекс принциповформирования познавательных потребностей младших школьников включает: осознаниешкольниками ценности учения; учет потенциальных возможностей ребенка, егосубъектного опыта; познавательную активность; готовность к ответственнымдействиям в учении; самореализацию в творческом познании.
3. Мотивация учебнойдеятельности школьников и студентов
Для мотивации учебнойдеятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый видмотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побужденияучащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которыемогут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозыродителей и т. п. По существу, при таком мотиве — это обучение без всякойохоты, без интереса и к получению образования, и к посещению учебногозаведения. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбрать меньшее».Мотив посещения учебного заведения не связан с потребностью получения знанийили с целью повысить личностный престиж. Этот мотив необходимости, присущийнекоторым учащимся, не может привести к успехам в учении, и его осуществлениетребует насилия над собой, что при слабом развитии волевой сферы отсутствует у этихучеников из учебного заведения.
Вторая разновидностьмотивов учебной деятельности, по П.М. Якобсону, тоже связана с внеучебнойситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на учебу. Воздействия состороны общества формируют у учащегося чувство долга, которое обязывает егополучить образование, в том числе и профессиональное, и стать полноценнымгражданином, полезным для страны, для своей семьи. Такая установка на учение,если она устойчива и занимает существенное место в направленности личностиучащегося, делает учение не просто нужным, но и привлекательным, дает силы дляпреодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настойчивости.
В эту же группу мотивов П.М. Якобсон относит и те, которые связаны с узколичностными интересами. Процессучения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средствопродвижения по жизненной лестнице.
Третий вид мотивации, поП. М. Якобсону, связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждаютучиться потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое.Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении новогоматериала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы.Специфика мотивации учебной деятельности зависит, как отмечает П. М. Якобсон,от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха или,наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой,устойчивости к неудачам (фрустрации) и т. п.
Ведущими учебными мотивамиу студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические»(получить диплом о высшем образовании) и «познавательные» (А. Н. Печников, Г.А. Мухина, 1996). Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется.На первом курсе ведущий мотив – «профессиональный», на втором – «личногопрестижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — ещеи «прагматический». На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный»и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерныдля слабоуспевающих студентов.
4. Мотивация трудовой иразличных видов деятельности
Мотивы, связанные струдовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовойдеятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретнаядеятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивытрудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, апоследние ведут к мотивам выбора места работы).
Мотивы трудовойдеятельности. Побудительные причины, которые заставляют человека заниматьсятрудом: Первая группа причин — побуждения общественного характера. Это иосознание необходимости приносить пользу обществу, и желание оказывать помощьдругим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защитеотечества и т. д.), это и общественная установка на необходимость трудовойдеятельности («кто не работает — тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем. Втораягруппа — получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатываниеденег для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Третья группа — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации:человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, чтоон — не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получаетудовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой жегруппе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности вобщественном признании, в уважении со стороны других.
IV. Мотивации и общение
1. Составить 5 отрицательныхи 5 положительных качеств застенчивости
Отрицательные качествазастенчивости.
1) Застенчивые люди считаютсебя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как«менее популярных», чем не застенчивые. Это говорит о том, что оничувствуют себя не соответствующим неким стандартам.
2) Застенчивость имеетотрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативновоздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такоесостояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическимичертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным,скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивостьсопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередкоощущением неудачи, поражения. В какой-то степени можно сказать, что человексходит с ума. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность,застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации.
3) Агония застенчивостиубивает память, искажается восприятие. Застенчивость лишает человека не толькодара речи, но так же памяти и ясного восприятия. Застенчивость заставляетчеловека испытывать повышенные чувства самосознания, самопонимания исамоконтроля. При этом все сознание человека заполняется им самим, и оносознает только те черты, которые кажутся ему сейчас неадекватными,неприличными.
4) Застенчивый человек страдаетнизкой самооценкой и самоуважением, он превращает себя в объект самонаблюденияи самоанализа. Низкое самоуважение предполагает чувство неполноценности,ущербности, недостойности, что оказывает отрицательное воздействие напсихическое самочувствие и социальное поведение личности. Для людей спониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я»и мнений о себе.
5) Такие источникизастенчивости, как неуважение к себе, низкая самооценка, повышенныйсамоконтроль и самоанализ могут привести к необратимым последствиям. В лучшемслучае это могут быть замкнутость, ощущение одиночества, а в худшем случае — алкоголизм, различные виды агрессий или застенчивость принимает форму невроза — паралич сознания, которое выражается в депрессии и порой может привести ксамоубийству. Может быть легкий дискомфорт, необъяснимый страх, и даже глубокийневроз, внутренние ощущения неловкости и смущения.
Положительные качествазастенчивости.
1) Застенчивостьспособствует мысленному «проигрыванию» трудных ситуаций, что приводитк усилению «Я» и уменьшению уязвимости личности.
2) «Сдержанный»,«серьезный», «непритязательный», «скромный» –такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям. Более того, в изысканнойформе их манеры могут рассматриваться как «утонченные» и «светские».
3) Застенчивость вызываетбольшее, чем другие эмоции, осознание собственного тела. Возникающая призастенчивости чувствительность к себе и к своему телу может выполнятьопределенные полезные функции, как биологические, так и психологические посвоей природе; она может выразиться в более тщательной выполнении правилгигиены, в действиях, направленных на улучшение внешности, что способствуетповышению общительности и т. д.
4) Застенчивость усиливаетсамокритику и временное ощущение бессилия. Это способствует формированию болееадекватной «Я»-концепции. Объективно осознающий себя человекстановится более самокритичным, фиксация внимания на себе заставляет индивидаосознать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек начинаетлучше понимать, как он выглядит в глазах других.
5) Усиленноепротивоборство переживанию застенчивости может облегчить развитиесамостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь.
Социальные влияния какмотиваторы поведения людей
На мотивацию поведения индивидачасто оказывают воздействие социальное влияние — неравновесное, несимметричноеотношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границахкоторого одна сторона (субъект социального влияния) способна навязывать другойстороне (объекту социального влияния) собственные убеждения, социальныеустановки, побуждения и мотивации к мышлению и действию.
В современной социальнойпсихологии социальное влияние традиционно подразделяется на вознаграждающее ипринуждающее (технология «кнута и пряника»), легитимное (инициированноегосударством и его органами), а также экспертное (основанное на знании в тойего версии, которая санкционирована властью). Изучение влияния социальногоконтекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимальногоуровня «социальности» (изолированного индивида) к постепенномуобогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей илилюдей, выполняющих совместную деятельность)
Классическими темами висследованиях социального влияния в 20 в. были фасилитация, процессы убеждения,взаимный обмен, конформность и социальное давление, влияние меньшинства.
Эффективность процессаубеждения зависит не только от ряда характеристик источника, получателя испособа передачи информации, от использованных риторических стратегий иситуации. Важной переменной, опосредующей изменение аттитюдов адресата,является его вовлеченность в предмет обсуждения и наличие когнитивных ресурсов.Существенную роль играют социальные соглашения о доверии публичным источникам истремление адресата быть понятым и предсказуемым для других, высказывая мненияи поступая в соответствии с принятыми на себя обязательствами (ранеедекларированной позицией). Задача предсказания эффекта убеждающего воздействияеще более усложняется, как только исследователь принимает во вниманиесуществующее поле мнений и процессы группового обсуждения, которые, какправило, приводят к поляризации, т.е. усилению первоначально доминировавшихмнений. В зависимости от типа решаемой задачи группа может выбрать разные схемыпринятия решений (побеждают «факты», побеждает большинство и т.д.). Вдругой экспериментальной парадигме, связанной с изучением конформности (С. Аш),была показана зависимость эффективности влияния от количества воздействующихиндивидов, единства мнений в лагере большинства и отсутствия единомышленников влагере меньшинства. Влияние большинства оказалось непрочным и относительноповерхностным. В свете недавних работ по каузальной атрибуции показательконформности в экспериментах Аша, равный 37% и трактовавшийся ранее как нижнийвозможный уровень, теперь интерпретируется как сильно завышенный. Вэкспериментах С. Московичи и его школы исследовался другой уровень социальноговоздействия — влияние меньшинства. В отличие от большинства меньшинствоинициирует не социальный, а содержательный конфликт по поводу обсуждаемоговопроса; его влияние менее значительно, но более продолжительно и креативно;успех воздействия зависит от того, насколько осмысленно и гибко ведет себяменьшинство. Исследования С. Московичи частично объясняли масштабные социальныереформы, инициированные небольшой группой единомышленников. Делались попыткиобъединить конформность и влияние меньшинства в единую модель (напр., теориясоциального воздействия Б. Латане), однако они столкнулись с невозможностьюучесть большое количество релевантных переменных в одноуровневых теорияхсреднего ранга.
В последние годы растущуюроль в исследованиях социального влияния играют когнитивные понятия,переосмысливаются идеи групповой динамики, используются более поздние моделигрупповой продуктивности. В информационном обществе социальное влияниестановится все более невидимым и аппелирует к нетрадиционным формам власти(экспертной и информационной), к дискурсивному конструированию реальности,системам классификаций. Основным уроком исследований социального влиянияявляется признание необходимости упорядочения микротеорий в иерархические илигетерархические концепции.
2. Убеждение. Подчинение.Конформизм
Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии сосвоими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения,отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченнуюсистему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных идр.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличиеустойчивых убеждений, включающих в себя компоненты коммунистическогомировоззрения, свидетельствует о высоком уровне активности личности в условияхсоциалистического строя, мерилом которой является органическое единство знаний,убеждений и практического действия. Под убеждением понимают также используемыйв коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к еесобственному критическому суждению. Основу метода убеждения. составляет отбор,логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.Метод убеждения считается основным в научной полемике, а также вкоммунистическом воспитании и в советской педагогике, ведущим к формированиюнаучного, материалистического мировоззрения.
Конформизм характеризуетлюдей, которые уступают реальному или воображаемому социальному давлению.
Уступчивость в целомопределяется как подчинение человека социальному давлению в своем публичномповедении, даже когда его собственные убеждения не изменяются. Подчинение — этоформа уступчивости, возникающая, когда люди уступают разным требованиям, какправило, кого-то с позиции власти. Независимо от того, нравится нам это илинет, эти вопросы часто возникают в нашей повседневной жизни. Исследование этихтем в США показало, что такие явления, как конформизм, уступчивость иподчинение, не только существуют, но и постоянно влияют на человека.
3. Коммуникативныепотребности и мотивы
Основные функции коммуникационногопроцесса состоят в достижении социальной общности при сохранениииндивидуальности каждого ее элемента.
Общение – взаимодействиесубъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями,навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором длявозникновения общения является потребность в высказывании, так какмотивированность является характерной чертой этого процесса.
П.К. Бабиская и И.М.Андреасян (2003) указывают, что в основе мотивации, лежит потребность. В основекоммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общениикак таковая, свойственная человеку как существу социальному и потребность всовершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться вданную речевую ситуацию. Оба эти вида взаимосвязаны. Первый вид можно назватьобщей коммуникативной/> мотивацией, он является фоном длявторого вида мотивации – ситуативной мотивации, уровень которой определяетсятем, как мы создаем речевые ситуации, какие используем приемы и т.д.Ситуативная мотивация воспитывает у человека потребность в общении, создаетпостоянную мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия вобщении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства.
Коммуникативная мотивация- это способ обеспечения инициативного участия в общении. Объективнаядействительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении.Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на условий речевого общения,нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать водно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационныйпроцесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, ивзаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные ивоспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение,чтение, письмо.
Г.М. Коджаспирова (2001)описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обменемежду ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,умениями, навыками. Б.Д. Парыгин (1999) отмечает, что общение – это сложный имногогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процессвзаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людейдруг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания ивзаимного понимания друг друга. Стремление к общению часто занимает ведущееместо среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практическойдеятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности иприобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, чтохочется общаться с человеком.
Коммуникация – этоспецифический вид деятельности, содержанием которого является обмен информациеймежду членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания ивзаимодействия. Коммуникация всегда целенаправленна. Ее цель – обменинформацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, т.е. выполнениекоммуникативных задач. В процессе обмена информацией у участников общениявозникает побуждение к высказыванию. При искусственно созданном общениивозникает понятие — коммуникативная мотивация. Мотивация – необходимое условиедля развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению конкретноустановленных задач. Мотив – фактор, влияющий на продуктивную мыслительнуюдеятельность. Е.И. Пассов (1991) определяет, что коммуникативная мотивация — это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке,так и вне его. Известно, что коммуникативная мотивация возникает на основевзаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективнаядействительность и служит той основой, которая вызывает потребность в общении.Мотивация к высказыванию возникает при условии, если есть потребность высказатьмысль. Следовательно, коммуникативная мотивация зависит от содержаниямыслительной деятельности. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнеепотребность в его выражения.
4. Самоуважение,самооценка и мотивация социального поведения
Самоуважение являетсяэмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека осебе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике,профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самомусебе.
Самооценка – это оценкаличностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором еёповедения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, егокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценкасвязана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достиженияцелей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека иего реальными возможностями ведёт к неправильной самооцценке, вследствие чегоповедение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы,повышенная тревожность и т. д.).
Самооценка получаетобъективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результатыдеятельности других людей.
Социальным называютповедение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенноговоздействия на общество и на окружающих людей. Такое поведение регулируетсяособыми мотивами, которые называют мотивами социального поведения.
К видам социальногоповедения, управляемого соответствующими мотивами и потребностями, относят:поведение, направленное на достижение успехов или избежание неудач, поведениетипа привязанности, агрессивность, стремление к власти, аффилиацию (стремлениек людям и боязнь быть отвергнутым), помогающее поведение (helping behavior — англ.), поведение по типу А, поведение по типу В, альтруизм, беспомощное идевиантное поведение. Все разновидности социального поведения в зависимости оттого, что они собой представляют, и какую пользу приносят людям, делятся на триосновные группы: просоциальное, асоциальное и антисоциальное поведение.
Мотивы, как и самосоциальное поведение, могут быть позитивными и негативными. Позитивные — этотакие мотивы социального поведения, которые стимулируют просоциальное поведениечеловека, направленное на оказание помощи и психологическое развитие другихлюдей.
Мотивация социальногоповедения — это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которыев едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека,мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотиватакого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели,вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеком своихспособностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определениетого, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий.Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единуюсистему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влиянияна социальное поведение, так и в динамике развития
5. Мотивация асоциальногоповедения
Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественно-принятым нормам и принципам, выступающеев форме безнравственных или противоправных норм. Оно проявляется в мелкихпроступках, поведении, не представляющих социальной опасности и не требуетадминистративных воздействий. Оценка его осуществляется на микросредовом иличностном уровнях в формах коммуникативного, психологического и поведенческогопроявления.
При таком поведениичеловек не отдает себе отчета в наносимом обществу ущербе, не осознаетнегативной направленности своих действий. Примерами асоциального поведениямогут быть инфантильность, действия лиц психически невменяемых, т. е. теслучаи, когда люди неспособны понимать социальный смысл своих поступков. Асоциальноеили антисоциальное поведение порождают негативные мотивы, стимулируя видыдеятельности, которые препятствуют психологическому росту человека и наносятвред людям.
Причиной различных форм асоциальногоповедения и личностных нарушений могут стать закономерно возникающие на разныхэтапах жизненного пути человека кризисы. Трудности и вызываемые ими стрессовыесостояния, с которыми сталкивается человек, требуют определенных стратегийпреодоления препятствий Человек либо формирует эффективное адаптивноеповедение, что соответствует поступательному движению личности, либопретерпевает дезадаптацию и находит выход в различных формах неоптимальногоповедения.
Наркомания и алкоголизм,вандализм, хулиганство, уход от реальности, тунеядство, отсутствие интереса кучебе, членство в сектах не являются неврозами в строгом смысле слова, нопредставляют собой проблему для общества и для тех его институтов, которыевключены в процесс социализации новых поколении граждан
Источником асоциальногоповедения может быть неотреагированный негативный опыт разных периодов жизни,неспособность противостоять неудачам и трудностям, отсутствие четкихориентиров, неумение принимать ответственность за свою жизнь и другие причины.Каждая из них может привести к запечатлению неадекватной формы защиты личности
V. Мотивация и здоровье
1. Реакции личности нанеудовлетворение потребностей и мотивов
Результатом острого неудовлетворенияглубоких и актуальных мотивов и потребностей/> личности»является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуетсядлительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. Взависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личностивступают во взаимное противоречие, выделяют шесть основных видоввнутриличностного конфликта.
Мотивационный конфликт — между «Я хочу» и «Я хочу», столкновение двух различных желаний, мотивов,потребностей, одинаково привлекательных для личности. «Не хочу — не хочу» — выбор между двумя равно нежелательными возможностями на фоне стремления кизбежанию каждой из альтернатив. «Из двух зол выбираю меньшее».
Нравственный конфликт — между «Я хочу» и «Надо», между желанием и долгом, моральными принципами ижеланиями, между долгом и сомнением в необходимости ему следовать.
Конфликт нереализованногожелания, между «Хочу» и «Могу», между желанием и невозможностью егоудовлетворения в силу различных субъективных и объективных причин (физические ипсихические особенности человека, временные и пространственные ограничения).«Хочу — не могу» — от достижения цели удерживает страх, страх ассоциирующийся сее достижением, либо с самой целью, либо с процессом ее достижения.
Ролевой конфликт — между«Надо» и «Надо», между двумя значимыми для личности ценностями, принципами,стратегиями поведения при невозможности одновременно сочетать несколькосоциально-психологических ролей, либо связанный с различными требованиями,предъявляемыми личностью к данной роли.
Адаптационный конфликт — между «Надо» и «Могу», несоответствие между психическими, физическими,профессиональными и иными возможностями человека и предъявляемыми к немутребованиями.
Конфликт в результатенеадекватной самооценки, — между «Могу» и «Могу». Самооценка зависит от степеникритичности личности к себе, к своим удачам и неудачам, реальным ипотенциальным возможностям, способности к самоанализу. Она может бытьсубъективно завышена или занижена при сопоставлении ее с оценкой окружающих.
Как реакция на затрудненияпри разрешении внутренних противоречий, на невозможность достижения значимойцели, на обман ожидания, у человека может возникнуть фрустрация. Она сочетает всебе весь диапазон негативных эмоции и способов поведения от депрессии доагрессии. Если препятствие, вызвавшие фрустрацию, преодолеть не удалось, тонеобходимо найти другой способ разрешения проблемы, например: заменить средствадостижения цели; заменить цели; потерять интерес к цели на основание новойинформации.
2. Мотивация и аномалииличности
Аномалия личности относитсяк расстройствам личности — стойкие аномалии характера, складывающиеся изсовокупности генетических и приобретенных свойств, которые приводят ксоциальной дезадаптации. Большинство аномалий личности связано с задержкойразвития и искажением стадий психосексуальности, в то время как приобретенныеаномальные черты чаще являются результатом регресса.
К примеру, такой виданомалий, как алкоголизм, остается уникальной в научном плане моделью, изучаякоторую можно увидеть грани перехода от практически здорового состояния вглубокую психическую болезнь и деградацию, причем переход этот свершается вотличие от всех других психозов во многом по воле самого пьющего, чтооправдывает древнее определение пьянства как «добровольного сумасшествия».
Сказанное может бытьотнесено по сути к любым наркоманиям. Как показал В. П. Чемиков в исследовании,выполненном под нашим с Н. И. Евсиковой руководством, эйфория сама по себечасто не является первоначальным мотивом, непосредственным побудителем ипричиной наркотизации. Это состояние необходимо научиться достигать, пройдячерез овладение техническими приемами и через создание образа желаемогорезультата, который задается извне, путем обучения новичка опытным наркоманом.Разумеется, этот задаваемый извне образ не является сугубо произвольным,отделенным от способа действия самого наркотика. Хорошо известно, что каждомувиду наркотика приписывается по преимуществу и свой особый вид галлюцинаторныхобразов. Речь идет лишь о том, что это действие, сводимое по сути к изменениюпсихофизиологических систем, специфическим искажениям ощущения и восприятия,само по себе не способно породить все те подчас чрезвычайно сложные и тонкиесостояния сознания, которые возникают в наркотизации. Между изменениямипсихофизиологии и этими состояниями лежит развернутая иллюзорно-компенсаторнаядеятельность — деятельность иллюзорного переживания, имеющая свою технику, своисредства и цели.
3. Особенности мотивации имотивов при различных заболеваниях
Нервно-психическиерасстройства объединяемые под названием неврозы, вызываются различнымипсихотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворениипотребностей влечении, желании человека Клинически выделяют основные формыневрозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Неврастения возникаетпреимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах Длячеловека с неврастенией характерны легкая возбуди ость при быстройистощаемости, изменчивость эмоции, неустойчивое, часто пониженное настроение.Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушении нервнойсистемы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.
Истерия разнообразна поформам своего проявления. Наиболее часты двигательные расстройства (нарушениякоординации движении, параличи), и др. расстройства чувствительности, сенсорики(истерическая слепота, глухота) речи и пр.
Часто неудовлетворениепотребностей, влечении и желании вызывает у человека сильное психическоенапряжение. В этом случае для уменьшении го и снятия излишнего потребностноговозбуждения человек использует ряд физических и психологических защитныхмеханизмов саморегуляции
Вытеснение представляетсобой процесс изгнания из сознания и перевода в сферу бессознательногонеприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживании, которые все равнопродолжают оказывать влияние на его поведение, проявляясь в форме тревоги,страха и т п.
Проекция — осознанное илибессознательное перенесение субъектом собственных свойств, состоянии на внешниеобъекты, она осуществляется под влиянием доминирующих потребностей и ценностейиндивида.
Защитная проекция поФрейду — это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства, неприемлемыедля человека, приписываются внешнему объекту и пронзают в сознание какизмененное восприятие мира
Сиблимация — снятиенапряжения в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психикив более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергииполового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающиемгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной общественной моралью
Эти механизмы могутиспользоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного снеудовлетворением потребностей и влечении
Речемыслительный каналразрядки задействован в таких способах, как фантазирование, проигрывание в умежелаемой ситуации с мнимым достижением цели, приносящим человеку удовлетворениеи переживание положительных эмоций
Сюда можно отнести исознательное изменение значимости недостигнутой цели, объект начинает убеждатьсебя в том, что не так уж мне этого хотелось, есть вещи и поважнее, «не так ужэто было мне нужно» и т п Кроме того, может использоваться дискуссия «про себя»с сопровождающими эмоциональными переживаниями, как компенсация того чего неудалось достигнуть в реальном споре с оппонентом
Наконец как неадекватный ималоэффективный способ разрядки через мыслительный канал может использоватьсяругань
Однако такое «выпусканиепара» не может продолжаться долго и не решает главную проблему — удовлетворениепотребности и реализацию намерения (мотива).
Следствием этого являетсяневроз.
VI. Мотивация и личность
1. Мотивация иформирование личности
Формирование личностиосуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания:освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладениямногообразными видами и формами деятельности, богатство которых определяетбогатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовомучеловеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда,закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой)обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимаетсобственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив,присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельностикаждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий,- непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности.Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из спецификиусловий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являютсяиндивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических,социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этиммногообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами вгрупповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается всоциально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны,придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социальнообусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основепсихофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношенийличность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако,становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной отпредшествующих поколений культурой.
Для того чтобы личностидостичь желаемых результатов необходимо, чтобы в образовательном процессевоплощалась «self концепция» («Я-концепция»), были созданыпсихолого-педагогические условия для ее саморазвития, самосовершенствования,самореализации, самоактуализации и т. д.
«Глубинные»аспекты развития личности в процессе самообразования могут быть активизированыпосредством механизмов, которые заключены в гуманистической психологии. Этоособенно важно на этапах />формирования личностьюпотребностей, мотивации/> своего образования,становления как профессионала более высокого уровня, соответствующеготребованиям постоянно изменяющихся внешней и внутренней сред.
2. Мотивация и темперамент
Темперамент — этоиндивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания егопсихических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм,продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональныхпроцессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темпераментhghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.studik.ru%2Fpsychology%2F46636&text=%F2%E5%EC%EF%E5%F0%E0%EC%E5%ED%F2&reqtext=%F2%E5%EC%EF%E5%F0%E0%EC%E5%ED%F2%3A%3A235975&dsn=0&d=1481974&sh=2&sg=1&isu=1
— YANDEX_12 характеризует динамичностьличности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не являетсяпоказателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности.Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1.Общая активностьпсихической деятельности и поведения человека выражается в различной степенистремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающуюдействительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общейактивности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с однойстороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия,активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумяполюсами располагаются представители различных темпераментов. Тем вышеактивность – тем сильнее мотивация.
2. Двигательная, илимоторная, активность показывает состояние активности двигательного иречедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости,интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или,наоборот, сдержанности ), говорливости (или молчаливости ).
3. Эмоциональная активностьвыражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость кэмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности(быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляетсяв деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение? Что всвою очередь влияет на уровень мотивации.
3. Характер и мотивация
Характер — совокупностьустойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаясяв деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятностипредвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия ипоступки.
Среди множества черт характераиндивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные,обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, ирезко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или болеепротиворечивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется,обнаруживая зависимость как от ее содержания и личностного смысла для индивида,так и от ее реальной, объективно оцениваемой успешности и от субъективногоотношения индивида к своим успехам и неудачам.
Характер проявляется всистеме отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другимлюдям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность илигрубость и т. д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность,трудолюбие или леность и т. д.); в отношении к себе (скромность илисамовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность);в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость илирасточительность, аккуратность или неряшливость). Xарактер обнаруживаетзависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов. Так,честность, принципиальность, гуманность органически связаны с нравственнымиубеждениями, с которыми несовместимы лицемерие, беспринципность, бездушие.Однако сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позициюиндивида: жизнерадостностью или тревожностью могут обладать люди, кореннымобразом отличающиеся друг от друга по своим взглядам и убеждениям.Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокойпластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальноевоспитание, включение личности в коллективы.
4. Мотивы и чувство
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своегоотношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительнойустойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающихсубъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувствавыделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открываяличности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по ихудовлетворению, чувства представляют собой конкретно-субъективную формусуществования последних. Формирование чувств является необходимым условиемразвития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, нормповедения недостаточно для того, чтобы человек им руководился; только ставпредметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями кдеятельности чувств человека общественно обусловлены и историчны, как и самачеловеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества. В онтогенезе чувствапоявляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развитияиндивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы,искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся преждевсего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых дляличности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результатобобщения эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущимиобразованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь,определять динамику и содержание ситуативных эмоций: например, из чувства любвик близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога занего, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек неоправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание чувств вотношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям,способствуют развитию вызываемой чувством деятельности. Иногда чувства исопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту.
В процессе формированияличности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувствазанимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемымитенденциями. Содержание доминирующих чувств. определяет одну из важнейшиххарактеристик направленности личности.
Наиболее распространеннаяклассификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, вкоторых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которыхзаключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальнойдействительности.
К области нравственных чувствотносится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, кгосударству, к определенному классу, партии, к другим людям, к самому себе.Познавательная деятельность порождает у человека познавательные, илиинтеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретениязнаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств являетсяобобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимаютпрактические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. Квысшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознаннуюили неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительностируководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические,эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами иобогащаются в связи с ними.
5. Мотивы и воля
Воля — способностьчеловека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своейдеятельности и различных психических процессов. В качестве основных функцийволи выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям принедостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов вадекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических ипсихических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижениипоставленных целей. Понятие «Воля» было первоначально введено дляобъяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениямчеловека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться дляобъяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека,связанного с постановкой проблем «свободы воли». Возможностьпроизвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своимсознательным решениям, также объясняется наличием Воли, как и проявление вдействиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка,смелость и т. д. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевойрегуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликтмотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся учеловека желанием и т. д.), можно свести к трем реальностям, в основе которыхлежит необходимость: восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствииих достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при ихконфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психическихпроцессов.
Как социальноеновообразование психики, обусловленное развитием трудовой деятельности, воляможет быть представлена как система различных психических процессов или какособое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства.Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т. д. в волевой регуляцииприводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальныхпроцессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов(эмоциональные теории воли). Были созданы теории, в которых В. рассматриваласькак первичная способность души. Волевая регуляция поведения и действий являетсяпроизвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается подвоздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затемсамоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровеньпроизвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляцииисходит от личности и при регуляции используются личностные средства. Одним изтаких средств личностной регуляции является намеренное изменение смысладействия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться через переоценкузначимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидениеи переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредствомвоображаемой ситуации и т. д. Развитие волевой регуляции связано прежде всего сформированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения иубеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуацияхдействия. Развитие этой способности связано с переходом от внешних способовизменения смысла действия к внутренним.
VII. Самосознание и мотивация в онтогенезеПериод, этап развития Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации Референтное окружение Интеграция /отторжение личности Особенности мотивации и самосознания 1. Младенчество (0-1). Этап доверия к миру Непосред-ственно-эмоциональное общение стадия адаптации взрослые + рефлексия 2. Ранний возраст (1-3г.). Этап состоятельности. предметная манипуляция усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами взрослые, сверстники +
мотив достижения,
мотивы поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. 3. Дошкольный возраст (3-6). Этап выбора инициативы. сюжетно-ролевая игра освоение социальных ролей взаимоотношений между людьми сверстники взрослые, социум + притязания на признание, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда, познание себя как субъекта действия 4. Младший школьный возраст (6-12). Этап мастерства. учебная деятельность освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности учителя, сверстники социум родители + потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми 5-а. Подростковый возраст. нтимно-личностное общение стадия индивидуализации, самоопределения сверстники учителя социум + рефлексии на другого человека, потребность в любви и одобрении, эмоционально положительное отношение к самому себе 5-б. Юношеский возраст. Этап самоопределения. учебно-профессион. деятельность
устойчиво концептуальная
социализация сверстники социум + мотивация учебной деятельности Молодость (20-25). Этап человеческой близости профессиональная учеба
стадия интеграции устойчиво концептуальная
социализация
социум коллеги семья
дети +
осознанные мотивы, представляют систему,
мотивация профессиональной деятельности Этап человеческой зрелости (до 64). трудовая деятельность трудовая стадия социализации социум, семья + мотивация трудовой деятельности .Поздняя зрелость (65 и более) - послетрудовая стадия социализации семья - мотивация общения
Выводы: Основныммеханизмом и первым толчком к развитию мотивации на каждом возрастном/> этапе является изменение объективных условий жизниребенка, системы его отношений с окружающими людьми, обозначенное в литературекак рассогласование между реально занимаемым местом в системе общественныхотношений и стремлением ребенка изменить это место.
Этапы развития личностиносят закономерный характер и могут быть поняты как результат перестройкипсихических процессов ребенка под влиянием его социального опыта. Возрастнойэтап характеризуется не простой совокупностью отдельных психологическихособенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка,которая определяется направленностью. Потребность в новых впечатлениях являетсяведущей для психического развития в онтогенезе, на основе которой развиваютсядругие потребности — в общении, в деятельности и т. д.
Внутренняя позиция,определяемая как система потребностей и стремлений ребенка, подвергаетсяизменению под влиянием конкретных обстоятельств жизни.
Внутренняя позициявыражает отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает,и к тому положению, на которое он претендует. Стремление ребенка сохранить илиизменить как объективно занимаемое положение, так и свою внутреннюю позицию,определяет реальное состояние мотивационно-потребностной сферы.
Интенсивное развитие всеймотивационной сферы характерно, по периодизации Д.Б. Эльконина, длямладенчества, дошкольного возраста, подросткового возраста, где происходитпреимущественное овладение ребенком нормами межчеловеческих отношений, задач имотивов деятельности. Отмечено, что могут быть сензитивные этапы для отдельныхсторон мотивационной сферы — целеполагания, социальных и познавательных мотивови др.
Итак, теоретическоепонимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании иучете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этихпотребностей с учетом возрастных особенностей.
VIII. Самосознание личности как социального субъекта
1. Социальные детерминантысамосознания
Самосознание — относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представленийиндивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязанияна признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности ивнешних физических данных; притязания на социальное признание; притязания напризнание своей сущности как представителя пола); историю их развития вовремени (прошлое, настоящее, будущее) и существование в социальном пространстве(самость личности, долг перед людьми, права среди других) .
Наиболее близкими кпонятию «самосознание» являются понятия «Я -концепция», «Я — эго», «Я — образ».Термин «Я — эго», «Я — образ» чаще трактуется как результат выделения человекомсамого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических ипсихических состояний, действий, процессов, переживать свою целостность итождественность с самим собой в отношении прошлого, настоящего и будущего.Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, спонятием личности, а с другой — с понятием самосознания. «Я» — не простоиндивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В тоже времясамосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым.
Самое общее значениетермина «Я» — самость, т.е. интегральная целостность, «одноличность»,«подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мираи от остальных людей. Самость — это единство «реальной» идентичности индивида иего самосознания. Понятие идентичности, широко употребляемое в психологическойи социологической литературе, обозначает не формальное тождество субъектасамому себе («Я»=«Я»), а его осознанную принадлежность к определенной категориилюдей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.п.), т.е.некоторый аспект личности и ее самосознания.
Исходя из анализапонятийного ряда, выделяют следующие функциональные характеристики феномена«самосознания»: осознание представлений о самом себе; понимание самого себя;образ себя; отношение к себе; признание себя на индивидном, субъектном,личностном уровнях; ощущение себя, своих состояний; приобретение жизненногоопыта; переосмысление жизни; определение мотивов действий, новых связей междуразличными функциями.
Другое условие взаимосвязивсех компонентов самосознания есть познание внешнего мира. При этомсамосознание развивается и наиболее полно и адекватно осуществляется в процессеактивного воздействия на внешний мир и его познания. Лишь в процессе осознаниявнешнего мира и, прежде всего, социального мира и в меру этого осознанияосуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. По мнению Мерлина,благодаря обусловленности самосознания коллективной деятельностью и познаниемвнешнего мира, отдельные его компоненты в большей или меньшей степенисоответствуют друг другу, согласуются друг с другом, образуют органическоеединство, целостность самосознания. Взаимная связь компонентов самосознанияопределяется их взаимным влиянием друг на друга, при этом нарушение одного изкомпонентов может сопровождаться нарушением других. Самосознание становитсяопределяющим фактором развития личности только тогда и только в той степени, вкакой оно совпадает с направлением общественного сознания.
2. Фрустрация икомпенсаторные реакции
Фрустрация — состояниечеловека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения ивызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми)трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Вприменении к животным определение таково: фрустрация — состояние животного,выражающееся в характерных реакциях и вызываемое трудностями, которые возникаютна пути к удовлетворению биологических потребностей. Необходимость двухопределений диктуется тем, что животное — биологическое существо, а человек — общественное, и фрустрация имеет разную значимость и разные причины у человекаи животного, хотя есть и много общего в этом состоянии, как провоцируемом„барьерами“, которые блокируют деятельность. Имеются попытки возвести явлениефрустрации в ранг совершенно закономерных явлений, необходимо возникающих вжизнедеятельности организма и личности. Так, Майер считает, что поведениеживотного или человека зависит от двух потенциалов. К первому из них относится«репертуар поведения», определяемый наследственностью, условиями развития ижизненным опытом. Второй потенциал составляют избирательные или отборочныепроцессы и механизмы. Они, в свою очередь, подразделяются на действующие примотивированной деятельности и возникающие при фрустрации. Первые функционируют,когда деятельность направлена на достижение цели на основе соответствующихмотивов, одним из которых (весьма важным) является удовлетворение потребностей.В таких случаях поведение всегда есть путь к решению задачи. Совсем другиеизбирательные процессы и механизмы имеют место при фрустрации: в то время какмотивированное и целенаправленное поведение отличается вариабельностью,конструктивностью или зрелостью и «упражнениями в свободе выбора»,нецеленаправленное поведение, характерное для фрустрации, отличается чертамидеструктивности, ригидности и незрелости. Возникает сомнение по поводу того,можно ли считать фрустрацию ничем не мотивированной. Если под ней понимать, какэтого хотят, например, Чайльд и Уотерхауз, внешнюю причину (барьер илиобструкцию), то возможно одно из двух: или этот барьер преодолевается, и втаком случае поведение будет не просто мотивированным, но и мотивированнымразумно, или же барьер вызывает нецелесообразное, а иногда и, действительно,деструктивное поведение. Но и тогда нельзя сказать, что поведение ничем немотивировано и никакой цели не преследует. Уже одно то, что оно отнесено кизбирательным формам поведения, свидетельствует, что в нем имеется своямотивировка.
3. Самоконтроль исогласованные действия
Самоконтроль — осознание иоценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества кповедению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможностьчеловека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтрольпредполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемыхдействиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека,как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектомволевой регуляции, например в стрессовых ситуациях.
Согласованные действия — организованная система активности взаимодействующих индивидов,направленная на достижение общей цели.
Согласованные действия предполагают: 1) пространственное и временноесоприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личногоконтакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а такжевзаимной перцепции; 2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата согласованногодействия, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностейкаждого из включенных в согласованные действия индивидов, 3) наличиеорганов организации и руководства, которые воплощены в лице одного изучастников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4)разделение процесса согласованных действий между участниками, обусловленноехарактером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнемквалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов,проявляющуюся либо в конечном продукте согласованного действия, либо в самомпроцессе.
4.Самосознание «Я»-роли исоциальный статус
Социальный статус — этоположение, занимаемое личностью в обществе и связанное с определёнными правамии обязанностями. Отношение к своему статусу играет важную роль в самооценкечеловека. Различают прирождённый статус, обусловленный полом, этническойпринадлежностью, местом рождения, фамилией семьи, и приобретённый статус,определяющийся тем, чего достиг человек в своей жизни благодаря собственнымусилиям в различных сферах жизнедеятельности. Человек может иметь несколькостатусов, но чаще всего только один из них определяет его место в обществе.Этот статус называется главным или интегральным, он определяется в основномдолжностью человека. С социальным статусом тесно связана социальная роль.
Социальная роль — этоожидаемое окружающими людьми поведение, обусловленное статусом человека. Дляхарактеристики особенностей ролевого поведения социологи используют двавзаимосвязанных понятия ролевые ожидания и ролевые требования. Под ролевымиожиданиями принято понимать реакцию со стороны окружающих людей, которыеожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям. Подролевыми требованиями понимаются обязательные и необходимые действия,вытекающие из принятой личностью роли. Каждый, выполняя какую-либо роль, чёткопредставляет соответствующий круг обязанностей. В формальных группах обычнострого определены ролевые требования, в первичных — ролевые требования невсегда чётко и однозначно определяются. Если по каким — либо причинам человекне выполняет действий, предписываемых ему данной ролью, то ожидания окружающихне оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение, в других — привести к формальным санкциям.
Через социальные ролисубъекты непосредственно включаются в жизнедеятельность различных социальныхгрупп. Социальная роль является важнейшим средством реализации творческихспособностей личности. Исполнение социальной роли для человека, как субъекта,обусловлено определённым объёмом знаний, навыков, умений, выражающих егопотребности и интересы. Ролевое поведение всегда есть единство объективного,представленного в виде ролевых требований, и субъективного, выражающего степеньосвоения роли, обусловленную личностными качествами человека. Если личностьвкладывает всю свою энергию и талант в выполнение социальной роли, действуетцелеустремлённо и ответственно, то, вероятнее всего, выполнение данной ролиреализует его сущностное «Я». Если же человек относится к выполняемой ролипассивно и безучастно, то несомненно, что его интересы и направленность его «Я»не совпадают с данной ролью. Противоречивые требования, предъявляемые одной итой же ролью, могут стать причиной ролевой напряжённости. Когда человексталкивается с противоборствующими требованиями двух или более ролей, возникаетролевой конфликт. Один из способов преодоления конфликта заключается в том, чтонекоторые роли признаются более важными, чем другие. Когда ролевые требованияне отвечают внутренним устремлениям личности, то срабатывают иные защитныемеханизмы. Так происходит вытеснение из сферы сознания в область бессознательногонеприятных переживаний и оценок, связанных с выполнением роли и, Таким образом,индивид адаптируется к ней. Другой защитный механизм — рационализация, когдачеловек стремится разумно уговорить сам себя в том, что нет ничего неприятногов навязываемой ему роли. Если всё-таки защитные механизмы не срабатывают, тоэто может привести к эмоциональному срыву. Конфликт между ролью и личностьюможет закончиться отказом человека выполнять данную роль. Ролевые требованиявместе с ролевыми ожиданиями определяются социальными нормами, которыекоординируют и регулируют поведение людей.
Литература
1 Божович Л. И. Изучение мтивации поведения детей иподростков. – М., 1972.
2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте. – М., 1968.
3. Венгер Л. А. Мухина В.С. Психология. — М., 1988.
4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивациичеловека. — М., 1990.
5. Занюк С. Психология мотивации. — К., 2002.
6. Ильин Е. П. Мотивы человека. — Киев, 1978.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
8. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельность. — М., 1988.
9. Кон И. С. Открытие «Я». – М., 1978.
10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.,1971.
11. Леонтьав А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1975.
12. Маклаков А. Г. Общая психология. – М., 2001.
13. Марищук В. П. Евдокимов В. И. Поведение исаморегуляция человека в условиях стресса. — СПб., 2001.
14. Немов Р. С. Общая психология. – М., 2001.
15. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара,2003
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.,1999.
17. Семиченко В. А Психология личности. — К., 2001.
18. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. — СПб., 2001.
19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
20. Хекхаузен Х. Психология мотивации и достижения. — СПб., 2001.