Реферат по предмету "Психология"


Построение межличностных отношений в юношеском возрасте

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогическийуниверситет
им. К.Д. Ушинского»

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
Исполнитель:
Сапункова Вера Игоревна
студентка 3 курса факультета
социального управления,
специальности педагог-психолог
Научный руководитель: ЧернявскаяА. П.,
профессор кафедрыпедагогических
технологий, докторпедагогических наук
Ростов 2009

Содержание
 
Введение
Глава 1. Личность в юношеском возрасте
1.1 Личность и формирование личности
1.2 Психологические особенности юношеского возраста
1.3 Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
1.4 Межличностные отношения и психологический климат вколлективе
Вывод по главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния межличностныхотношений на психологический климат в группе
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Социометрия
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
2.3 Результаты и их обсуждение
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Приложение 1. Социометрическая матрица
Приложение 2. Результаты теста Лири
Приложение 3
Приложение 4. Типы отношения к окружающим
 
Введение
Актуальность темы исследования:
В настоящее время уже неприходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимоеусловие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование учеловека ни одной психической функции или психического процесса, ни одногоблока психических свойств, личности в целом.
Общение — это взаимодействиелюдей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними,устанавливаются взаимоотношения, имеет место взаимообращение участвующих вобщении людей.
Межличностное общениеоказывается процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть,должен рассматриваться как система «человек — человек» во всеймногоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношениек детям разных возрастов.
Потребность в общении сосверстниками возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонноусиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка со взрослых (родителей,учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе поположению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно илискачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследованияИ. Кона, Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Моренои др.) [4; 6, с.225].
Юношеский возраст — это порадостижений, стремительного накапливания знаний, умений, становлениянравственности, обретение новой социальной позиции.
Но в то же время, это такжевозраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-тостепени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных сомнений всебе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждениесобственного «Я» в обществе, взаимоотношений со сверстниками.
Все выше указанные особенности ипроблемы требуют своего изучения, и правильного понимания, особенно всовременном нестабильном мире, и это обусловливает актуальность выбранной темыработы.
Цель курсовой работы: измеритьстепень сплоченности-разобщенности в группе молодых людей юношеского возраста,выявить статус членов группы, а также психологический климат, созданный в ней.
Объектом работы выступаетпсихологический климат в группе.
В исследовании проверяетсягипотеза: структура межличностных отношений выступает важным факторомпсихологического климата в студенческом (молодежном) коллективе.
Предмет исследования — межличностные отношения юношей и девушек в возрасте от 16-17 до 20-21 (студентов3-их курсов педагогического колледжа г. Ростов).
Задачами исследования являются:
1. Провести анализ исследованиймежличностных отношений в психологии.
2. Проанализировать построениемежличностных отношений молодых людей на примере конкретной группы юношей идевушек
3. Выявить зависимость уровнямежличностных отношений и психологического климата в коллективе.
Глава 1. Личностьв юношеском возрасте1.1 Личностьи формирование личности
Личность — система социальнозначимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способностьк реализации этих ценностей [1, с.257].
Формирование личностипредполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развитиядействий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот кругдеятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившимиих мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянноописываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-тои образуют так называемые кризисы развития — кризис трех лет, семи лет,подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. Врезультате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии, рождениеновых мотивов — новых видов деятельности; прежние цели психологическидискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать,или превращаются в безличные операции,
Внутренние движущие силы этогопроцесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякойопосредованности — предметной деятельностью и общением. Ее развертываниепорождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому такжеи соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений,в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природесоподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимаетдлительный период, который может быть назван этапом стихийного, ненаправляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе, продолжающемсявплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, незаканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.
В педагогической ипсихологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, топодростковый возрасты как переломные в этом отношении. Личность действительнорождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляются в явных формахполимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен «горькойконфеты» и подобные ему), второй раз — когда возникает его сознательнаяличность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройкасознания. Возникает задача — понять необходимость этой перестройки и то, в чемименно она состоит.
В движении индивидуальногосознания, описанном как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственныхсодержаний и значений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тотили иной смысл, теперь открывается движение еще в родном измерении. Еслиописанное раньше движение образно представить себе как движение в горизонтальнойплоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Онозаключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают местоподчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот,опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают своюсмыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собойстановление связной системы личностных смыслов — становление личности.
Конечно, формирование личностипредставляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательносменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретныхусловий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательные его сечения, мызамечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторогоудаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступаеткак событие, изменяющее ход всего последующего психического развития. [6,7,8,с.39]
Знания, представления о себенакапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах они,по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело — самосознаниеосознание своего Я. Оно есть результат, продукт становления человека какличности. [11,12,13]1.2 Психологическиеособенности юношеского возраста
Юношеский возраст — один изсамых спутанных и противоречивых в психологических и педагогическихпредставлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можнообъяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самоговозраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) обисторическом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возрастисторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы имеханизмов развития [1; 223].
Юношеский возраст- периодиндивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно,практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительствасобственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решениепрофессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществлениеобщественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.)[1; 224].
Юность не так давно выделилась всамостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходномуэтапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослостидостаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования ипроизведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становитсяне просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний,ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разныхвидов труда. [1; 225]
Юность разделяют на раннюю ипозднюю. Ранний юношеский возраст — это вторая стадия фазы жизни человека,названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой являетсяпереход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этойстадии, т.к терминология в области взросления несколько запутана. Внутри переходаот детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастомусловны и часто пересекаются [2; 278]. Никто не назовет 13-летнего мальчикаюношей, а 18-19-летнего — подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами необладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других- к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границыюношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами длядевушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам уюношей и 19-20 годам у девушек [4; 229]. В связи с явлением акселерации границыподросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развитияохватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньшеначинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст-15-17лет. В этовремя вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюююность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуетсясамостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни,перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной,производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществлениеобщественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).Позднюю юность относят к 20-23 годам.
Границы юности связаны свозрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность — возрастобязательного участия в выборах органов государственной власти. В юностичеловек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодомучеловеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей исвоих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательноразрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которыеопределили его поведение в детстве и отрочестве. Он выбирает для себянеадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именноизбранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно,единственно правильной [22; 282-284].
Юность направлена на поисксвоего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслениювсего сущего, многого она не знает ещё нет опыта реальной практической идуховной жизни среди близких и других людей [22; 286].
Часто юность считают бурной,объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этоммире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новыепотребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которыхстанет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказатьсянапряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моментув своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассникарадует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтическиепорывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом детименее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своихпривязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлениюличности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те,кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся кделу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельныерешения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формированияличности проходил в это время легко. Существуют ещё два варианта развития. Это,во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровнюсаморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассникирано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однакоу них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан сособенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, исебя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствиеглубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках ив отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценностиродителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего [13; с.314-316].
Главное психологическоеприобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Обретаяспособность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открываетцелый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинаетвоспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-товнешних событий, а как состояния собственного “Я". Вместе с осознаниемсвоей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества. Юношеское “Я “ ещё неопределённо, расплывчато, оно нередкопереживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которуюнеобходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременноповышается его избирательность, потребность в уединении [24; с.17].
Таким образом, юность — периоджизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17лет до 22-23 лет.
Становление мировоззрения.
В это время начинает развиватьсянравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все болееориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основеприобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Таксамоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкоймировоззрения.
Интеллектуальное развитие,сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес кличности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которойстроятся мировоззренческие взгляды.
Как считает В.Э. Чудновский,старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задаетсямировоззренческими вопросами: “А что я значу в этом мире?", “Какое место язанимаю в нем?", “ Каковы мои возможности? ”, “Какой я? ”. Он ищет четкие,определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализмхарактерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского [2; 11; 12].
Юность — решающий этапстановления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и егокогнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возрастхарактеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширениемумственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов ипотребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческиеустановки ранней юности обычно весьма противоречивы. [16; с.159]1.3Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность характеризуется какпериод выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, вподтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого)в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, — этоузнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомыхлюдей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча даетответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек — это вопрос оцели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самомделе. Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимоесуществование Я. Психологически важно то, что дружба дарит силу длястроительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я идругих людей от возможного воздействия [18; 267]. С друзьями общение остаетсяинтимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщаетдругого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам,увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольшихразочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителямипротивоположного пола. Содержание такого общения — реальная жизнь, а нежизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общениетребует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано наотношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственноереальное “Я". Юность считается привилегированным возрастом дружбы.
Эмоциональная напряженностьдружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу,в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юношескиемечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном теле,понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность всамораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическимвзрослением. [16; 17; 20]
Способность к интимной юношескойдружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущейвзрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороныразвития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить ужевзрослый человек. [2; 289-290]
Юность-период, когда молодойчеловек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своегоместа среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждениеот всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и отрочестве. Этоуже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранениеродных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающимсыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша илидевушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким [2;293].
Юношеский возраст — возрастроста силы Я, его способности проявить и сохранить свою индивидуальность; в этовремя уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условияхгрупповой деятельности или интимной близости, или дружбы [18; 271].
В юности у молодого человекавозникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформироватьвнутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также кморальным ценностям. Юноша задает себе вопросы: Кто Я? Каким я должен быть? ЧтоЯ могу? [4; 201]
Важное значение для развитияличности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение сосверстниками — это специфический канал информации, специфический видмежличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.
Становится актуальным поискспутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве слюдьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувствоинтимности с определенными людьми.
Юношеская дружба уникальна, оназанимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность винтимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно.Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.
Дружба — важнейший видэмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Оченьчасто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества,ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношениясовременной молодежи становятся более поверхностными и экстенсивными, что идеалисключительной и глубокой парной дружбы, дружбы Герцена и Огарева, несоответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкимиприятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т.п. Но жалобына оскудение дружбы раздавались и в начале нашего века, и в эпоху романтизма, ив средние века, и в античности. Высшие нравственные ценности — а дружба во всевремена считалась таковой — всегда были дефицитными. Психологическиезакономерности юношеской дружбы — будь то ее идеал или реальные свойства — отличаютсяудивительной, устойчивостью и проявляются (разумеется, в разных сочетаниях) всамых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разныхлюдей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые ииндивидуально-типологические вариации.
Возрастная динамика дружбы, каки прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью ееизбирательности, устойчивости и интимности. Все эти качества с переходом отдетства к отрочеству и от отрочества к юности возрастают. Если дошкольники имладшие школьники еще не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки ужесчитают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Чем старше человек,тем меньшее влияние на его дружеские отношения оказывают внешние, ситуативныефакторы. Привязанности ребенка требуют постоянного подкрепления, отсутствиенепосредственного контакта с другом быстро разрушает привязанность. В юностидружба может сохраняться и на расстоянии, поскольку она уже интериоризована.
Рост избирательности дружескихотношений сопровождается ростом их устойчивости. С одной стороны, этообъясняется общим повышением с возрастом стабильности интересов и предпочтений.Когда детям разных возрастов, с I по Х класс, предлагали через определенныеинтервалы времени назвать трех своих ближайших друзей, любимые цвета, учебныепредметы, животных и т.д., то, по данным А.В. Мудрика, старшие обнаружили вовсех выборах больше устойчивости, чем младшие. С другой стороны, с развитиеминтеллекта повышается способность ребенка интегрировать противоречивуюинформацию, отодвигая частности на задний план. В сфере межличностных отношенийэто выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означалабы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можнопренебречь ради сохранения более глубокой общности. [11,12,13, 19,25]1.4 Межличностныеотношения и психологический климат в коллективе
Межличностные отношения — системаустановок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают иоценивают друг друга.
А так же, межличностныеотношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми,проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми другна друга в процессе совместной деятельности и общения [13, с.68].
В многочисленных работах,посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике,группообразованию, коллективообразованию и т.д. [7; 12; 13; 18; 19; 20],показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группына становление межличностных отношений на становление сплоченности,ценностно-ориентационного единства членов коллектива.
Поэтому, в качествеобъяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровскийпредлагает принцип деятельного опосредствования межличностных отношений,опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева:объектом исследования выступает коллектив [21; 27].
Применительно к социальнойпсихологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяетпреодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностныхотношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместнойдеятельности, а совместной деятельности — вне межличностных отношений.
Совместная предметнаядеятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные отношения еёучастников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только имогут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих,процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельностипредполагает собой движущую силу развития социальной группы.
Все эти черты совместнойдеятельности с предельной отчетливостью проявляются при анализе межличностныхотношений в коллективе. Прежде всего, благодаря использованию категориисовместной деятельности, А.В. Петровский вводит в социальную психологию малыхгрупп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется черезпонятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группавысокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других,проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностныхотношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видетьразличную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуютразличные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные,так и глубинные. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективеможет быть представлена следующим образом (Рис.1.1):


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование лепки на уроках изобразительного искусства
Реферат T. Henry Moray makes some final adjustments in tuning his radiant energy device to tap zero-point vacuum energy
Реферат «Гамма» Александр Ермаков задумал стать монополистом
Реферат Творчі розповіді
Реферат Аллергия или кто не любит запахи растений
Реферат Эволюция представлений о пространстве
Реферат Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х – начале 90-х годов
Реферат Oppressed Essay Research Paper The Oppressed
Реферат Синкретизм образов солярных богов и божеств в образах орёл конь и олень у якутов
Реферат Этические проблемы генных технологий
Реферат Конвективная неустойчивость несжигаемой жидкости и ячейки Бернара
Реферат Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере
Реферат История государства и права Японии в новое время
Реферат Трудовой кодекс. Утвержден в декабре 2001 г.
Реферат I. введение состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв