Содержание
1. Понятие сознания
1.1 Понятие и структура сознания
1.2 Социальная сущность сознания
2. Психика и особенности строения мозга
3. Психология конституционных различий
3.1 Понятие психологии конституционных различий
3.2 Недостатки психологии конституционныхразличий
Список литературы
1. Понятиесознания
1.1Понятие и структура сознания
Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоениядействительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто,не зависящее от объективного мира и созидающее его.
Объективныйидеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственнуюсущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всегосущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознаниеиндивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность,а все предметы — как совокупность представлений отдельного человека.Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его смеханизмами высшей нервной деятельности.
Воззрениядомарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека какприродное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу,практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира(Созерцательность).
Специфическиеособенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:
- сознание общественно посвоей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонентпрактической деятельности общественного человека;
- человек мыслит с помощьюмозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условиемвозникновения и развития человеческого сознания;
- сознание предметно, т.е.направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность — в этомзаключается смысл сознания;
- сознание включает в себяне только отражение объективного мира, но и осознание человеком своейпсихической деятельности (Самосознание);
- вместе с тем сознание несводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующуюдеятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознаниевключает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак,сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека;
- сознание тесно связано сязыком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке,продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Языкесть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметахкультуры — продуктах труда, произведениях искусства и пр.;
- наряду с теоретическимотражением действительности сознание включает в себя ценностные установкиличности, её социальные ориентации;
- существуют различия междуобыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научнымсознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающеминтересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания — наука, искусство, мораль и т.д. — несводимы к индивидуальному сознанию;
- функция сознаниязаключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности,но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реальногомира.
Ощущения,понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпываютвсей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свойнеобходимый компонент.
Свойствасознания: универсальность — в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность- сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность — отражает так, какнадо; целеполагание — прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
В широкомсмысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психическихпроцессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В рядепсихологических теорий бессознательное — особая сфера психического или системапроцессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное»используется также для характеристики индивидуального и группового поведения,действительной цели, последствия которого не осознаются.
Громаднаяроль в теории бессознательноого принадлежит Фрейду. В общем плане психикачеловека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другусферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенныехарактеристики личности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферыпредставлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом,составляющим суть человеческой психики, а сознательное — лишь особойинстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Согласно Фрейду, сознательноене есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое «может присоединятьсяили не присоединяться к другим его качествам».
Самобессознательное Фрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейдвысказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это — во-первых, скрытое, «латентное» бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания,но может в дальнейшем «всплыть» в сознании; во-вторых, это вытесненноебессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут статьсознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила.
1.2 Социальнаясущность сознания
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективнойдействительности. Сознание представляет собой единство психических процессов,активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своегособственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания так какобладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание илиязыковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов,телесной организации, хотя зависит — пол, возраст, национальность, физическоесамочувствие, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметныхдействий.
Сознаниевозникло в процессе общественно-производственной деятельности человека инеразрывно связанно с языком. Основными подходами к происхождению сознания былиследующие: Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб,бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, егомышление — искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует вчеловеческом сознании. Декарт: сознание — внепространственная субстанция,впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание — одно извоплощений всемирного разума. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение — всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности другихобъектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознаниеэто высшая форма отражения.
Общественноесознание — осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающейдействительности. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи,чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общеебытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, котораяначинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Общественноесознание формируется с учетом вида материального производства. Значение материальногопроизводства не только в том, что оно необходимое условие существования обществаи человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей зависит отспособа производств материальных благ в каждую эпоху.
Индивидуальноесознание — продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.
Общественноеи индивидуальное сознание не сводимы друг с другом: общественное сознание неесть сумма индивидуального сознания; общественное сознание вбирает в себя некаждое индивидуальное сознание.
Общественноеи индивидуальное сознание отличаются друг от друга носителем, ролью, способомсуществования, временными рамками, степенью обобщенности
Фомы общественногосознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности.Классификация:
1) попредмету отражения: политическое сознание отражения отношения между классами,нациями, государствами к проблеме власти.
2) по формамотражения: наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий,моделей.
3) по особенностямсвоего развития, сопоставляя науку и искусство.
4) по выполнениюими социальных функций.
Различие функций,прежде всего, выявляет своеобразие каждой формы общественного сознания. Поэтому признаку все формы общественного сознания делятся на 2 группы:
1) регулированиечеловеческих отношений. Политическое — совокупность политических доктрин,концепций, программ, взглядов и представлений. Право — совокупность норм иправил поведения людей, утвержденных государством. Мораль — совокупность нормповедения, не установленных государством.
2) наука,искусство, философия — формы духовного и духовно-практического освоения всейокружающей человека действительно. Плюс религия — промежуточное положение.
Категория сознанияявляется одной из фундаментальных как в классической, так и в современной философии.В современной философии проблема сознания предстала в новом свете благодарянезаурядным успехам науки, которая дала богатый материал для критическогофилософского осмысления. Характерно, что в последние десятилетия вотечественной философии неожиданно заговорили о таком странном явлении впознании, как «борьба с сознанием».
Научноеосмысление понятия сознания, предпринятое в ХХ в., вскрыло структуруданного понятия исходя из нескольких различных, не сводимых друг к другуоснований. Результаты оказались столь внушительными, что появилась возможностьустранить данное понятие из естественно-научного оборота вообще. В этом смыслепопытки редукции понятия сознания не следует рассматривать как негативные,указанная «борьба с сознанием» есть процесс, необходимый для естествознания.
Однако,несмотря на все смелые научные гипотезы о природе сознания, не следуетзабывать, что сознание является также философской категорией и условием всякоговозможного научного познания. Всегда надо помнить, что свой смысл понятиесознания черпает не только из эмпирических данных, но и из самой сущности категориальногомышления. Научный редукционизм, претендующий на абсолютную значимость,напоминает попытку известного персонажа вытащить самого себя из болота закосичку. Иногда это удается, однако подобные победы всегда оказываютсяпирровыми. В этом смысле полная победа в «борьбе с сознанием», т.е.окончательная редукция сознания, все равно невозможна, что всегда оставляетместо для философского осмысления. Именно благодаря феномену сознания возможнатакая область человеческой деятельности, как философия.
2. Психикаи особенности строения мозга
Психикаявляется продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Этадеятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым иИ.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервнойдеятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.
Следуетотметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочноепредставление об этой связи получило название психофизического параллелизма,которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители такназываемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взглядуфизиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно другдругу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматриваетсякак эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельноефизиологическим, мозговым явлениям.
Другоеошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлениемпсихического и физиологического. В частности, представители немецкоговульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысльтаким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегалеще Ф. Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудьэкспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу,но разве этим исчерпывается сущность мышления?
Психикасложна и многообразна по своим проявлениям. В сложной психической деятельностиразличные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающийадекватное отражение действительности и осуществление различных видовдеятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой иинтенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состоянийличности.
Индивидуальностьличности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушариймозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашегобека профессором психологии Калифорнийского технологического института РоджеромСперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присужденаНобелевская премия).
Оказалось,что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом,вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладаетмузыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь вформах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части.Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а привыходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.
Человек нерождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, чтоу больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции взачаточной форме, со временем они совершенствуются. «Неграмотное» правоеполушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оноуже умело все это, но забыло.
Центры речи влевом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания:упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.
Не случайнофизиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственнымиспособностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавнапрактике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно невыходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбоваядорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром учеловека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память,внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно учеловека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенностиполушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, чтобиологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональнойасимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не «тольконачинается», то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.
Именноспециализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различныхточек зрения, познавать его объекты, пользуясь не толькословесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образнымподходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий какбы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу длятворчества.
Если наинтеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, тоэмоциональное состояние резко меняется. Человека охватывает эйфория: онвозбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное –словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, накаждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степенилитературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он итворческой жилки.
Полнаяпротивоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, несвязанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композиторпродолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике.Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, мирпредставляется только в черном цвете.
Итак,подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм,сущность правого – «дух отрицания, дух сомнения».
Левоеполушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, носам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуютотрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и самувозможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.
Каждоеполушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для негословесное выражение, что теряется при этом и что приобретается, как происходитвзаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства».
Едваначинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как вглаза бросаются поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, вкоторый окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю имногим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя повсему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложныепотребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельствнаходят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – вразрушении старых.
У клеток корыголовного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности иотличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческогоорганизма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего этозаметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней;клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрастеперестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. Наместе ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткамчеловеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткамкоры головного мозга.
3. Психологияконституционных различий
3.1 Понятиепсихологии конституционных различий
Элементамипсихологической структуры личности являются психологические свойства иособенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все этотрудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить внекоторое число подструктур.
Низшимуровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которуювходят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервнойсистемы и темперамента.
Следующаяподструктура включает в себя индивидуальные особенности психологическихпроцессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия,мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки,самосовершенствования этих качеств.
Далее уровнемличности является также ее социальный опыт, в который входят приобретенныечеловеком знания, навыки, умение, привычки.
Высшимуровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересысклонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Различиялюдей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различияубеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента ихарактера.
В психологиисуществует два главных направления исследования личности: в основе первоголежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определениетипов личности.
Притипологическом подходе исходят из положения, что тип личности являетсяцелостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных личностных факторов.Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителягруппы лиц, относимых к данному типу.
Издавнаделались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей кнебольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типическихсвойств входят конституциональные и нейродинамические.
Выделяютобщую и частную конституцию человека. Под общей конституцией понимаютсовокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств,закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организмана воздействие среды.
Инымисловами, общая конституция – это общая характеристика организма. Можнопредположить, что в основе общей конституции человека лежит генотип человека.
В структуречастных конституций выделяют два основных класса: класс морфологическихконституций и класс функциональных.
Посколькутелосложение в сравнении с другими видами конституции – это легко наблюдаемаяхарактеристика организма, характеризующая его как единое целое, именно онозанимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституциячеловека». Поэтому, описывая конституционные особенности индивида, необходимоиметь ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека. Наибольшуюизвестность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э.Кречмера и У. Шелдона.
Немецкийученый Э. Кречмер в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» пыталсянайти те связи, которые существуют между строением тела человека и егопсихическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришелк выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психическихзаболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.
Кречмерописал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента (табл. 1).
Таблица 1. –Типы телосжения и темперамента в теории Э. КречмераТипы телосложения Типы темперамента Астенический (лептосомный) Шизотимный Атлетический Искотимный Пикнический Диспластический Циклотимный
Например,Астенический тип – это люди, как правило, высокого роста, с хрупкимтелосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент.К характеристикам следует отнести необщительность, замкнутость, сдержанность,серьезность, застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышеннаявозбудимость.
В основеварианта У. Шелдона лежат системы антропометрических показателей («компонентовтелосложения»), соответствие которым оценивается по семи бальной шкале. И Э.Кречмер и У. Шелдон пришли к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е.максимально непохожих друг на друга – «эндоморфный», «мезоморфный»,«эктоморфный». Трем основным соматотипам соответствуют три варианта психическойструктуры человека. Чем же так привлекательно типологическое мышление? Помнению Д. Леонтьева:
1.Универсальностью. Наклеивание «ярлыков» срабатывает всегда. Нет человека,которого с первого взгляда нельзя было бы подвести под тип.
2. Это путьнаименьшего сопротивления при познании личности, так, как, по сути, отнесениечеловека к какому-нибудь определенному типу избавляет нас от необходимостипознавать его дальше. И дальше, действуя как-то по отношению к этим людям, мыуже ориентируемся не на самого человека, а на тот типологический ярлык, которыймы уже дали.
3.2Недостатки психологии конституционных различий
Типологическоемышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не осамой личности, а о соответствии ее определенной типологии. Мы не можем узнатьо человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.
Не всем, нобольшинству типологических характеристик присуща положительная илиотрицательная оценка. Отличительная особенность к личности, в отличие, напримерот традиционного педагогического заключается в его безоценочности. Это незначит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваютсяодинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятиячеловека, сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и ужепосле этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная жепедагогика по своему замыслу, по определению исходит из необходимостисформировать определенные идеальные типы, качества и всегда смотрит наконкретного человека через призму этого идеала, что мешает видеть человекасамого по себе. Типологический подход к личности по нагруженности оценочнымихарактеристиками близок традиционному педагогическому подходу.
Всетипологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта,устанавливают границы там, где нет границ. Отнесение человека к определенномутипу является, по мнению Д. Леонтьева, является не познанием человека кактакового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.
Итак,отнесение человека к какому-то определенному типу не является познаниемчеловека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т.д. Оно даетответ на какие-то конкретные практические вопросы. Если типология и ярлыкиабстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь,ведущий ближе к истинному познанию – это путь познания личности в разныхгранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому то одномуобозначению.
Списоклитературы
1. БазымаБ.А. К вопросу о природе психики //Вестник Харьковского университета. Серия“Психология”, №432, 1999, с.9-18
2. ВыготскийЛ.С. Предисловие к кн. Лазурского А.В. Психология общая и экспериментальная. –Л.: Госиздат, 1925.
3. ГельгорнЭ., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства: Нейрофизиологическоеисследование. — М.: Мир, 1966 – 672 с.
4. ДубровА.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. — М.: Соваминко,1989 – 280 с.
5. ЛурьеС.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы.Учеб. пос. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005 – 624 с.
6. МотковО.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. — М.: ГУП Воскресенскаятипография, 2007 – 248 с.
7. МотковО.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008– 160 с.
8. РамендикД.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. — М.: Химия,КолосС, 2004 – 240 с.
9. СимоновП.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984; 161 с.