Реферат по предмету "Психология"


Понятие психического здоровья личности

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИУПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Контрольная работа № 1
Наименование дисциплины: Содержаниеи методика психосоциальной работы в системе социальной работы
Тема: Понятиепсихического здоровья личности
Фамилия: Зуй Имя: Елена Отчество:Владимировна
Рецензент: Алёхина М.А.

Содержание
 
Введение
1 Понятие психического здоровья личности
2 Психологические последствия стресса,фрустрации, перенапряжения и психотерапевтическая помощь
2.1 Стресс и его последствия
2.2 Когда стресс приводит к перенапряжению
2.3 Фрустрация и её реакции
2.4 Психотерапевтическая помощь
Заключение
Список использованных источников

Введение
Следить засвоим психическим здоровьем и здоровьем своих родственников – можно сказать,что это первоочередная задача каждого. В любом возрасте человек может и долженчувствовать себя здоровым. Время от времени нас окружают неблагоприятныефакторы, вызывающие напряжение т.е. стресс. Хотя стресс является естественнойсоставляющей жизни, он может стать серьёзным поведенческим фактором риска, еслиявляется продолжительным или тяжёлым.
Цельюконтрольной работы является анализ понятия психического здоровья личности, атакже психологического последствия стресса, фрустрации, перенапряжения ипсихотерапевтической помощи. Обьектом контрольной работы являетсяпсихологическое здоровье личности, а также, стресс, фрустрация и эмоциональноеперенапряжение. Предметом контрольной работы служит изучение психологическогопоследствия стресса, фрустрации и перенапряжения, а также характеристикапонятия психического здоровья личности. Достижение поставленной цели предусматриваетпостановку и решение следующих задач:
— дать понятиепсихического здоровья личности;
— выявить психологическиепоследствия стресса;
— определить когда стресс приводит к перенапряжению;
— рассмотреть такое эмоциональное состояние как фрустрация, выяснить каковыбывают реакции на фрустрацию;
— охарактеризовать психотерапевтическую помощь в Российской Федерации.

1 Понятие психическогоздоровья личности
 
Овысокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья,данному в Уставе ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического,душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней ифизических дефектов». Психическое здоровье является неотъемлемой частью этогоопределения.
Целии традиции общественного здравоохранения и укрепления здоровья могут так жеэффективно применяться к области охраны психического здоровья, как ониприменяются, к примеру, к области профилактики инфекционных исердечно-сосудистых болезней. Психическое здоровье можно представить каксостояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свойсобственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивнои плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этомпозитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия иэффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основноепонятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразныминтерпретациям в разных культурах [1].
Укреплениепсихического здоровья основано на разнообразных стратегиях, каждая из которыхнаправлена на оказание положительного воздействия на психическое здоровье. Каки укрепление здоровья в целом, укрепление психического здоровья охватываетдействия по созданию жизненных условий и окружающей среды, поддерживающихпсихическое здоровье и позволяющих людям принимать и вести здоровый образжизни. Сюда входит целый ряд действий, повышающих вероятность того, что всебольшее число людей будет иметь лучшее психическое здоровье. Психическое здоровьеи психические расстройства определяются многочисленными и взаимодействующимисоциальными, психологическими и биологическими факторами, как и здоровье иболезнь в целом.
Фактическиеданные четко указывают на связь с показателями нищеты, включая низкие уровниобразования, а в некоторых исследованиях — с плохими жилищными условиями инизкими доходами. Признанным риском для психического здоровья являютсяусугубляющиеся и сохраняющиеся неблагоприятные социально-экономические условиядля людей и общин. Повышенную восприимчивость находящихся в неблагоприятныхусловиях людей к психическим расстройствам в любой общине можно объяснитьтакими факторами, как чувство незащищенности и безнадежности, быстрыесоциальные перемены, а также риск насилия и плохое состояние физическогоздоровья. Атмосфера, в которой соблюдаются и охраняются основные гражданские,политические, социально-экономические и культурные права, также имеетосновополагающее значение для укрепления психического здоровья. Беззащищенности и свободы, обеспечиваемых этими правами, крайне трудно сохранятьвысокий уровень психического здоровья.
Национальнаяполитика в области охраны психического здоровья должна быть направлена нетолько на одни лишь расстройства психического здоровья — она должна также признаватьи регулировать более широкие аспекты укрепления психического здоровья. Сюдавходят социально-экономические факторы и факторы окружающей среды, описанныевыше, а также поведение. Для этого необходимо включать укрепление психическогоздоровья в стратегии и программы государственного и частного секторов, включаяобразование, труд, правосудие, транспорт, окружающую среду, жилищноестроительство и улучшение быта, а также сектор здравоохранения. Особо важнуюроль играют лица, принимающие решения в правительствах на национальном иместном уровнях, действия которых оказывают такое воздействие на психическоездоровье людей, о котором эти лица могут и не подозревать [2, с. 8].
Дляукрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимостимероприятия даже в бедных популяциях. Недорогие, основанные на фактическихданных мероприятия по укреплению психического здоровья с высокой степеньювоздействия включают:
— Мероприятия в раннем детстве;
— Поддержку детей;
— Предоставление социально-экономических возможностей женщинам;
— Социальную поддержку популяций пожилых людей;
— Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренныенародности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийныхбедствий;
— Деятельность по укреплению психического здоровья в школах;
— Мероприятия по охране психического здоровья на работе;
— Политика по решению жилищных проблем;
— Программы по предупреждению насилия
— Программы по развитию общин.

2 Психологическиепоследствия стресса, фрустрации, перенапряжения и психотерапевтическая помощь
 
2.1 Стресси его последствия
Если быстресс ограничивался только дискомфортными ощущениями — увеличением мышечногонапряжения, потоотделения, одышкой или состоянием беспокойства, это уженегативно сказывалось бы на человеке. К сожалению, хронические стрессы такжеприводят к развитию болезней. Многочисленные примеры взаимосвязи стресса иболезни не заставляют себя искать. Пожалуй, наиболее драматичным являетсяразвал Советского Союза. В течение этого стрессового периода смертность откардиоваскулярных заболеваний среди русских мужчин возросла на 40%. Такжеизвестно о разных травматических происшествиях и событиях, которые сказываютсяна психическом и соматическом здоровье спустя довольно длительное время послеокончания травматического действия. В связи с этим ученые стали рекомендоватьврачам помогать пациентам «приобретать навыки адаптивного поведения, познаватьсвои ограничения и расслабляться». У многих людей стандартная реакция настрессор — фактор, вызывающий стресс, — значительное физиологическоенапряжение, которое наносит большой урон здоровью. Такие люди называютсягиперреактивными. Симптомами гипперрактивности могут стать частоемочеиспускание, беспокойство, запор, диарея, тошнота или рвота, чаще чемобычно. В этом случае необходимо регулярно обследоваться, чтобы выявитьвозможные болезни на ранних стадиях, когда их легче вылечить.
Психосоматическиеболезни не придуманы, они реальны. Следует отметить, что сейчас вместо термина«психосоматический» нередко используется термин «Психофизиологический».Психосоматические болезни существуют, диагностируются и проявляются физически.В их основе — психологические причины, которые не всегда легко определить. Так,обычная простуда может быть следствием психологического стресса, которыйснижает иммунитет, или результатом действия вирусов, вызывающих простуду. Онаможет быть вызвана психологическим стрессом, на который расходуютсяопределенные витамины, и это снижает возможность организма эффективно подавлятьвирусы простуды.
Психосоматическиеболезни бывают психогенными или соматогенными. Психогенные относятся кфизическим болезням, вызываемым эмоциональным стрессом. Бронхиальная астма —пример психогенной психосоматической болезни, В этом случае нет проникновения ворганизм вызывающих болезнь микроорганизмов, сознание изменяет физиологию такимобразом, что тело заболевает. Соматогенные психосоматические болезни возникаюттогда, когда разум повышает восприимчивость организма к некоторым патогенныммикроорганизмам или тем или иным естественным дегенеративным процессам. Примерыболезней, предположительно соматогенных, — рак и ревматоидный артрит [3, с 59 –61].
2.2 Когдастресс приводит к перенапряжению
Стресс- (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитныхфизиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ навоздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода,голодания, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфекции ит. п.[4, с 474]
Неприятныесобытия, такие как давление на работе, проблемы в семье или финансовыенеприятности, могут естественно привести к стрессу.Реакция на стрессначинается с возбуждения вегетативной нервной системы, возникающего, когдачеловек испытывает эмоции. Представьте, что вы стоите на вершине трамплина впервый раз. Учащается сердцебиение, повышается давление крови, дыханиесбивается, мышцы напряжены, возникают и другие реакции вегетативной нервнойсистемы. Короткие стрессы такого рода могут причинять неудобство, но они редкоприносят вред человеку. Существует утверждение, что одни события чаще вызываютстресс, чем другие. Стрессор — это условие или событие в окружающей среде, котороестимулирует человека или угрожает ему [5, с. 9]. Так, например, среди полицейскихнаблюдается очень высокий процент заболеваний, связанных со стрессом.Психологическое давление — это еще одна составляющая стресса, в особенностистресса, связанного с работой. Прессинг возникает, когда человек долженвыполнить срочное требование, поступающее извне, или оправдать ожидания.Например, человек испытывает прессинг, когда должен выполнить работу быстро,когда нужно успеть к определенному сроку, когда неожиданно возникает дополнительнаяработа или когда в течение длительных периодов времени должен проявлятьмаксимум способностей. Большинству студентов, сдавших последние экзамены,знакомы эффекты прессинга [6, с. 486 – 489].
Люди, какправило, ощущают более сильный стресс в ситуациях, которые они почти или совсемне контролируют. Итак, подводя итог, можно сказать, что когда «эмоциональныешоки» интенсивны или повторяются, непредсказуемы, неконтролируемы и связаны спрессингом, стресс усиливается и, вероятнее всего, здоровью человека будетнанесен вред. На работе хронический стресс иногда приводит к истощениюфизических и духовных сил, эмоциональному истощению.
2.3Фрустрация и её реакции
Фрустрация (Frustration) — психическое состояниепереживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимыхпрепятствий на пути к некоторой цели. Может рассматриваться как одна из формпсихологического стресса [7, с. 423].
Фрустрациювызывают препятствия разного рода. Можно разграничить внешние и внутренниефрустрации. Внешняя фрустрация вызывается не самим человеком, а внешнимиусловиями, которые мешают человеку продвижению к цели. Внешняя фрустрацияосновывается на задержках, неудачах, отказе, утратах и других факторах,блокирующих мотивированное поведение. Внешние препятствия могут быть или социальными(водителями, которые медленно едут; высокими людьми в зрительном зале передвами; наглецами, которые влезают в очередь) или несоциальными (закрытымидверями, севшей батарейкой, дождем в день игры). Фрустрация особенновозрастает, когда возрастает сила, срочность или важность блокированного мотива.Также, фрустрация усиливается, когда человек оказывается рядом с целью. Врезультате фрустрация становится еще более интенсивной, если человекнаталкивается на препятствие, находясь вблизи цели. Эффекты повторяющейсяфрустрации накапливаются, и небольшое раздражение перерастает порой в сильнуюреакцию.
Агрессия —это любая реакция, которая возникает как результат намерения причинить вредчеловеку или предмету. Агрессия — одна из самых устойчивых и наиболее частовстречающихся реакций на фрустрацию. Связь фрустрация—агрессия оченьраспространена в жизни, агрессия, как правило, — первая реакция на фрустрацию.Чаще всего на фрустрацию человек реагирует еще большей настойчивостью. Для этойнастойчивости характерны более живые усилия и разнообразные реакции.
2.4Психотерапевтическая помощь
Психотерапия(отгреч. psyche -душа и therapeia — лечение). В настоящее время не являетсяоднозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, апредставляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие иотличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими,социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайношироким спектром применения. Психотерапия — это особый вид межличностноговзаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощьпсихологическими средствами при решении возникающих у них проблем илизатруднений психического характера [8, с. 446].
Системаорганизации современной психиатрической службы включает психиатрические учреждения,куда входят: а) психоневрологические диспансеры, оказывающие внебольничнуюпомощь; б) психиатрические больницы, оказывающие стационарную помощь;
Психиатрическаяпомощь населению осуществляется органами здравоохранения, социальногообеспечения, народного образования, медико-санитарными частями предприятий иведомств. Для этой цели организована внебольничная (амбулаторная) истационарная помощь психически больным.
Внебольничнаяпсихиатрическая помощь сконцентрирована в областных, городских, межрайонныхпсихиатрических диспансерах. Основной задачей диспансеров является оказаниенаселению лечебно-диагностической помощи, учет психически больных, проведениесоциально-гигиенических, реабилитационных мероприятий, а также постоянноенаблюдение и лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями, а в случаенеобходимости — своевременная их госпитализация. Особое внимание диспансернаяслужба уделяет социально-гигиенической, социально-бытовой и правовой помощипсихически больным. Помимо этого в диспансере выделяются специализированныекабинеты: детские, подростковые, психотерапевтические, процедурные и др.Психоневрологический диспансер проводит также судебно-психиатрические, трудовыеи военные экспертизы.
Психоневрологическиедиспансеры осуществляют анализ состояния психиатрической помощи населению исоставляют планы развития психиатрической службы. Диспансеры решают вопросыоказания психически больным бесплатной квалифицированной психоневрологическойпомощи, установления над ними опеки и попечительства, бесплатного внеочередногопредоставления жилья, устройства их в дома инвалидов и трудоустройства в случаевыздоровления [9, с. 265 – 267].

Заключение
Цельюконтрольной работы являлся анализ понятия психического здоровья личности, атакже психологического последствия стресса, фрустрации, перенапряжения ипсихотерапевтической помощи. Анализ результатов позволяет сделать следующиевыводы:
1)Установлено, что психическое здоровье это состояние благополучия, при которомкаждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться собычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а такжевносить вклад в жизнь своего сообщества.
2)Выявлено, что психосоматические болезни это следствие воздействия стресса начеловека. Они могут быть соматогенными и психогенными. Также длительное влияниестресса приводит к перенапряжению, что отрицательно сказывается на здоровьечеловека. Хронический стресс иногда приводит к истощению физических и духовныхсил, эмоциональному истощению.
3)В ходе исследования определено понятие фрустрации, это — психическое состояниепереживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимыхпрепятствий на пути к некоторой цели. Может рассматриваться как одна из формпсихологического стресса. Самая устойчивая и наиболее часто встречающиесяреакция на фрустрацию – это агрессия. Агрессия — это любая реакция, котораявозникает как результат намерения причинить вред человеку или предмету.
4)Охарактеризовано определение психотерапевтической помощи, это особый видмежличностного взаимодействия, при котором пациентам оказываетсяпрофессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих уних проблем или затруднений психического характера.
Теоретическаязначимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы иобобщения способствуют более глубокому пониманию методики психосоциальнойработы в системе социальной работы.

Список использованныхисточников
1.    Психическое здоровье этобольше чем, чем отсутствие психических расстройств. URL:// mediainquiries@who.int (26.05.10).
2.    Эзотерика. Т.3.Парапсихология. Учебный курс. Перевод с нем. – М. воскресенье. 2003. – 672 с.
3.    Гринберг Дж. Управлениестрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 467 с.
4.    Психологический словарьВ.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова, под общ. Ред.Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 с.
5.    Романин А.Н. Основыпсихотерапии: Учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 208 с.
6.    Кун Д. Основы психологии:Все тайны поведения человека. – СПб ЕВРОЗНАК, 2005. – 720 с.
7.    Краткий психологическийсловарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов н/Д:Феникс, 1999. – 512 с.
8.    Карвасарский Б.Д.Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб: «Питер», 1999, — 752 с.
9.    С.М. Бортникова, Т.В.Зубахина. Нервные и психические болезни. Ростов н/Д: «Феникс». 2000, — 480 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.