МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО общей ПСИХОЛОГИИ
тЕМА: «проблема мотивации в различных психологических теориях»
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА
ГРУППЫ 4-ПС-22
САПОЖНИКОВА Е.С.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
малышева е. ю.
ЧЕРЕПОВЕЦ
2003Содержание.
Введение
Глава I. Понятие мотивации, еёмеханизм и структура
в психике человека.
1.1 Понятие и сущность мотивации
1.2 Стадиальность мотивационногопроцесса
1.3 Индивидуальные особенностимотивации
Глава II. Различные теории мотивациив психологии
2.1 Представлениео мотивах в психоанализе
2.2 Теориячеловеческой мотивации А. Г. Маслоу
Глава III.Методики исследованиямотивационной сферы
3.1 Оценка самоактуализации
3.2 Оценка энергофизиологическойсовместимости с брачным партнёром
3.3 Диагностика состоянияагрессии (тест Басса-Дарки)
Заключение
Список используемой литературыВведение.
Целостная теория личности должна объяснять, почемулюди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или другими словами,процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются надинамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный типвопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему людиставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какиеспецифические мотивы заставляют человека действовать, и направляют егопоступки?»
На эти вопросы мыпытаемся ответить, объясняя поведение окружающих нас людей в процессевзаимодействия, при помощи ответов на эти вопросы руководители стараютсяэффективно строить управление людьми на предприятиях и в организациях, этивопросы люди задают сами себе, анализируя свое поведение в конкретной ситуациии свою жизнь в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что, понявмеханизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленновлиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации нашихдетей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышаяпроизводительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников;получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наши истинныемотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжатьсясобственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но ивсю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своимпотребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинныемотивы.
Мотивация – это сложный психологический феномен,вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различныхпсихологических концепций. [11, 42] Поэтому целью нашей работы явилосьрассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих внастоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Такжемы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмымотивационных процессов, индивидуальные особенности мотивационной сферычеловека. Другой важной задачей нашей работы стало практическое применениепсихологических знаний о мотивации в повседневной жизни. В частности, подобратьнесколько наиболее оптимальных методик исследования мотивационной сферы инаправленности личности.
Чтобы более полно осветить данную проблему, мы обратились кразличным теориям мотивации человека, пытаясь вобрать наиболее прогрессивныенаправления в исследованиях. В некоторых теориях высказывается предположение,что все личностные процессы – от сексуальной разрядки до чувства юмора – происходятот попыток индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистскаямодель мотивации, первоначально описанная Фрейдом, предполагает, чтофизиологические (биогенные) потребности индивида создают напряжение, и этозаставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Многиевиды жизненных основных потребностей, такие как голод, жажда, потребность восне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека спозиции редукции напряжения. В противоположность редукционистским, другиетеории делают основной упор на стремлении человека овладевать окружающей средойи на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Приверженцы этой точкизрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все чащенаправляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобыповысить его компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, ивсе реже его поведение бывает направленно исключительно на уменьшениенапряжения.
Конечно, мы не должны ограничиватьсяредукционистской моделью мотивации человека. Маслоу, выдающийся теоретик вобласти мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицитпотребности и тогда он стремиться уменьшить напряжение. В другое время его ведутза собой возрастающие потребности, и тогда он стремиться усилить напряжение,пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинствотеоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснениимотивации поведения человека, мы же в своей работе пытались учесть все гранинаучной мысли по данному вопросу.Глава I. Понятие мотивации, её механизм и структурав психике человека.1.1 Понятие и сущность мотивации
Термин «мотив» –русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле словаобозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю.
Впервые слово “мотивация” употребил А. Шопенгауэрв статье “Четыре принципа достаточной причины” (1900-1910). Затем этот терминпрочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человекаи животных. [11, 53]
Большая Советская Энциклопедия приводит следующееопределение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причинадействий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельностиявляются его стремления удовлетворить свои материальные и духовныепотребности».
Попытаемся на доступном уровне, не вдаваясь вглубины нейрофизиологии, проследить основу механизма мотивации в психикечеловека. В лабораторных условиях проводились опыты над животными, в которыхпытались выявить, при помощи раздражения электрическим током отдельных участковкоры головного мозга, те участки мозга, воздействие на которые, приводило бы кактивизации поведения животного на удовлетворение своих биологическихпотребностей.
С помощью прямого раздражения мозга электрическимтоком, через заранее вживленные электроды, были найдены структуры,ответственные за эмоции, потребности и действия. В результате подобного родаисследований было обнаружено, что потребности (жажда, голод и т.п.), эмоции(ярость, страх и т.д.) и действие, как сложно организованные целенаправленныедвигательные акты, репрезентированы в Головном мозгу тесно связанными междусобой, но самостоятельными нервными образованиями. Мотивационные иподкрепляющие (эмоционально положительные) системы разделены в мозге, хотя присамостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом,существует различие механизмов потребностей и эмоций (о чем так жесвидетельствует и фармологический анализ), хотя полный комплексморфофизиологической организации поведения включает в себя помимо потребности имотивации также и эмоции. [10, 46]
Слабое раздражение током приводит к поисковомубеспокойству. Происходит актуализация потребности. Система структур,необходимых и достаточных для актуализации потребности более проста, содержит всебе меньшее число компонентов. Усиление интенсивности тока ведет к началу действияу мотивированного животного. Это происходит воздействие на систему,обеспечивающую целенаправленное мотивирование животного. Дальнейшее усилениетока ведет к активизации структур эмоционально положительного подкрепления иживотное переходит к самораздражению, то есть произошло подключение и нервногоаппарата эмоций.
Этот опыт показывает не только тесную взаимосвязьмежду структурами, отвечающими за активизацию потребности и эмоционального фонаудовлетворения этой потребности, но и то, а это наиболее важно для нас в даннойработе, что мотивация, как сложная структура, представлена в коре головногомозга самостоятельным нервным образованием. [10, 52]
Рассмотрим теперь структуру возникновения потребности и еёактуализацию через действие, ведущее к её удовлетворению, то есть какпроисходит мотивация человека посредством следующей схемы: нужда – потребность– действие.
Нужда, как свойство жизни,является не усматриваемым, а реальным онтологическим состоянием организма,выражающим необходимость определенных изменений для своего носителя, а не длянаблюдателя, то есть она всегда «нужда» для себя, а не только «нужда» длядругого.
Компонент нужды – благо – это то, в чем организмнуждается, и что способно эту нужду устранить.
Но не все нужды живого организма способны привести его всостояние активности, направленной на их устранение. Для того, чтобы нужда быласпособной вызвать какие бы то ни было активные процессы, должны существоватьспециальные механизмы, способные эту нужду обнаружить до того, как наступают необратимыеразрушительные ее последствия, то есть организм должен быть оснащен средствамивыявления нужды. Также организм должен быть оснащен еще и механизмами,способными обеспечивать его необходимыми благами.
Потребность – представляетсобой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооруженспециальными механизмами ее обнаружения и устранения. То есть потребность – этоне только нужда, но и определенный закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способее удовлетворения. [4, 13]
Собственно потребность – это всегда потребность в чем-то,что на психологическом уровне потребности опосредованы психическим отражением,и при том двояко. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям субъекта,выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другойстороны – сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностныесостояния, в простейших случаях – в результате действия интероцептивныхраздражителей. При этом важнейшее изменение, характеризующее переход напсихологический уровень, состоит в возникновении подвижных связей потребностейс отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном состояниисубъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко «незаписан». До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своегопредмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаруженияпотребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – своюпобудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.
Следует различать два аспекта вопроса о «первичности»и «вторичности» биологических и духовных потребностей: аспект временнойпоследовательности их оформления как относительно самостоятельных в филогенезеи онтогенезе и аспект их структурно-функционального взаимоотношения. В первомаспекте биологические потребности действительно первичны: духовные окончательнооформляются несколько позже. Но зато во втором, наоборот, духовные потребностиявляются первичными, поскольку выполняют важнейшую смыслообразующую функциючеловеческого сознания в регулировании поведения, в управлении потребностями(в том числе и биологическими), создавая при определенных условияхпринципиальную возможность предпочесть духовные высшие потребностибиологическим, пожертвовать последними и даже жизнью ради той из высшихпотребностей, которую человек считает смыслом своей жизни. [2, 87]
И духовные, и биологические потребности имеют какминимальный, жизненно необходимый для человека уровень удовлетворения, так иболее высокие, жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни.Последние являются, так сказать, роскошью для человека, они возникают толькопри наиболее благоприятных обстоятельствах жизни. Но было бы неверным считать,что человек может позволить удовлетворение духовных потребностей только послезначительного или полного удовлетворения биологических. В минимальной степените и другие, по-видимому, являются совершенно необходимыми для существованиячеловека. Но их содержательная роль, их функция в жизни человека и в егодеятельности совершенно различны. Те и другие одинаково важны в конечном счете,в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств,от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могутпроявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются назадний план, уступая место биологическим, в других — биологические уступаютместо духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативныхрамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжениидлительного времени.
Неправомерно такжеумозаключение по аналогии следующего вида: поскольку общественно-экономическиефакторы являются первичными по отношению к духовным, то иматериально-биологические потребности являются первичными и определяющими поотношению к духовным. В этой формулировке принижается регулирующая рольчеловеческого сознания.
Целеполагание, такаяспособность организма активно преследовать цели средствами гибкогоприспособления к ситуации, стала возможной благодаря наличию планапредвосхищаемого будущего, так как иначе, чем в этом плане, цель (в строгомсмысле слова) просто не может быть задана.
Таким образом, мотивационный аспект психического отражениякасается движущих сил и содержательной направленности психических процессов.Возникновение целей – есть основной феномен мотивации. [2, 89]
Генетически исходным длячеловеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, ихсовпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения цельюсамостоятельно побудительной силы, либо результат осознания мотивов,превращающего их в мотивы-цели.
В отличие от целей, мотивы актуально неосознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этотмомент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают.(Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не всегдасодержит в себе указание на их действительный мотив).
Мотивы, однако, неотделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек неотдает себе отчета в том, что побуждает совершать его те или иные действия,они все же находят свое психическое отражение, но особой форме – в формеэмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественнаяхарактеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различатьпонятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является,однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребностикак раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь врезультате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоенияфункций мотивов. [2, 95]
Такое раздвоение возникает вследствие того, чтодеятельность необходимо становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающейдвум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегдареализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающимлюдям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественномотивирована, но она управляется и такими мотивами, как, скажем, материальноевознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разныхплоскостях.
Таким образом, однимотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мыбудем называть их смыс-лообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними,выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) —порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мыбудем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами. [2, 102]
Итак, мотивационнаяструктура человека представлена в коре головного мозга отдельным нервнымобразованием. Она имеет сложную структуру и двойственную природу. С однойстороны, выделяют биологические потребности, с другой – социальные.Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферучеловека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, котораяхарактеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером,поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Онаскладывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом,мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.1.2. Стадиальность мотивационного процесса
На необходимостьстадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разныхпозиций, указывали многие исследователи. Близки к этому и представленияпсихологов, например, с точки зрения которых образование цели может носитьхарактер развернутого во времени процесса.
Стадиальную модельпринятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит втщательном рассмотрении оценки: ситуации, приводящей к возникновению желанияпомочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и длянуждающегося в помощи. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или “непонят” или “не принят”. Таким образом, возможный вариант возникновения мотиваможно представить следующим образом: возникновение потребности — ее осознание —“встреча” потребности со стимулом — трансформирование (обычно посредствомстимула) потребности в мотив и его осознание. В процессе возникновения мотивапроисходит оценка различных сторон стимула (например, поощрения): значимостьдля данного субъекта и для общества, справедливость и т. д. [1, 53]
Так, ощущение голода,жажды вызывает в сознании образ предмета, который мог бы удовлетворитьпотребность; под влиянием этого образа возникает импульс к действию(побуждение), которое соотносится человеком с внешними условиями (ситуацией), атакже с морально-психологическими установками личности. Этот процесссоотнесения, осуществляемый с помощью мышления (анализ условий, средств и путейрешения задачи, учет последствий), и приводит к постановке цели и определениюплана действий.
А. А. Файзуллаев выделяетв мотивационном процессе четыре этапа. Первый этап — возникновение и осознаниепобуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметногосодержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способовосуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечаетавтор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любоеявление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этомпобудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком,быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее — скрытом) состоянии. Однакопобуждение — это еще не мотив, и первым шагом к его формированию являетсяосознание побуждения. [1, 45]
А. А. Файзуллаевсчитает, что, для того чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждениянедостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознаннымпобуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению осодеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источникипоступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.
Второй этап — это“принятие мотива”. Под этим несколько нелогичным названием этапа (если до сихпор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, навтором этапе речь должна идти о принятии решения — “делать — не делать”) авторпонимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловымиобразованиями личности. Нелогичность названного этапа состоит в том, что еслиосознанное побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда этоуже принятое побуждение.
Говоря другимисловами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственнымипринципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшаяпотребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно А. А. Файзуллаевговорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования.Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не толькопобудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.
В принципе нельзяотказать автору в логичном выстраивании событий в процессе мотивации. Но авторобходит стороной вопрос о том, каким же является поведение, основанное толькона осознанном побуждении (а не на “принятом мотиве”), — мотивированным илинемотивированным.
Мотивационный процесс,по А. А. Файзуллаеву, на втором этапе не заканчивается. Третий этап — этореализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий испособов реализации может измениться психологическое содержание мотива. Приэтом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения,насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапумотивации — закреплению мотива, в результате чего он становится чертойхарактера.
Последний этап —актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в видуосознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера вусловиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. [1, 57]
А. Н. Зерниченко и Н.В. Гончаров выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижениеобъекта потребности и удовлетворение потребности. Если бы речь шла о мысленномосуществлении этих стадий, то с авторами можно было бы и согласиться. Однако уних вторая и третья стадии связаны с реальным действованием. Поэтому связыватьсаму исполнительскую деятельность с процессом мотивации (точнее — принимать ееза мотивацию) вряд ли справедливо. [1, 67]
В разработанной Д. В.Колосовым концепции потребностного поведения понятие “мотивация”, по существу,не используется, вместо него автор использует, с нашей точки зрения не оченьудачно, понятие “мотивационное поле”, функцией которого является в конечномитоге формирование мотива и удовлетворение потребностей индивида.Мотивационное поле, как пишет автор, это функциональный орган головного мозга,задачами которого являются упорядочение потребностей и выбор оптимальногоспособа достижения состояния удовлетворения как конечной цели поведенческихреакций.
Формированиепобуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, по Д. В.Колосову, ряд последовательных стадий (зон). Потребностное возбуждение сначалапопадает в зону потребностных эталонов, затем — в зону представительствапотребностей, в зону обработки потребностного возбуждения и зону формированияпрограммы действий и на конечном этапе — в зону (центры) подкрепления. [1, 82]
В зоне потребностныхэталонов расположены ядра потребностей и модели потребного результата.Последние имеют устойчивую (в подлинном смысле слова эталонную) часть и частьдинамичную, развивающуюся в ходе развития потребностей.
В зоне представительствапотребностей накапливается потребностное возбуждение от ядер всехпотребностей. Функцией этой зоны является, во-первых, “переключение” чрезмернонакопившегося возбуждения одной потребности на другую, получившую доступ кисполнительной системе. Как считает автор, это чрезмерное удовлетворение однойпотребности за счет другой. Речь скорее должна идти о неадекватном способеразрядки возникшего потребностного напряжения (“выпускание пара”, безудовлетворения самой потребности) и о переключении на другую деятельность,чтобы “вытеснить” неудовлетворение, разочарование от предыдущей. Во-вторых,функцией зоны представительства является задержка потребностного возбуждениядля его последующей обработки в следующей зоне, так как последняя не должна “захлебываться”от чрезмерности поступающего в нее возбуждения.
В зоне обработкипотребностного возбуждения происходит конвергенция потоков информации:потребностного возбуждения, поступающего из зоны представительствапотребностей; возбуждения, несущего информацию о возможных предметахудовлетворения потребностей, возбуждения, несущего информацию об условиях,сопутствующих успеху (на основании предыдущего опыта). В данной зоне, пишет Д.В. Колесов, потребностное возбуждение дважды конкретизируется, т. е.привязывается к реальности, согласуется с ней — по предмету и по способу егодостижения. Эта конкретизация, по мнению автора, и есть процесс формированиямотива, а то, что в результате получается, является собственно мотивом.
В четвертой зонемотивационного поля — зоне формирования программы действий— мотивтрансформируется в исполнительную активность, в которую он входит в качествекомпонента. Когда программа действий полностью сформирована, нонепосредственного импульса к началу соответствующей деятельности нет, то данноесостояние, пишет автор, есть побуждение к деятельности. Пусковаяафферентация, сформировавшийся “пусковой” мотив переводят его в актуальнуюдеятельность.
Пятая зонамотивационного поля — центры подкрепления — взаимодействует с тремяпредыдущими, подкрепляя (усиливая или ослабляя) происходящие в них процессы.
Ряд зарубежныхпсихологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамкахгештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью которого являетсяактуализация и удовлетворение потребности при взаимодействии человека с внешнейсредой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания вкачестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется вфоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула — его осознание— возбуждение (решение, возникновение побуждения) — начало действия — контактс объектом — отступление (возвращение к исходному состоянию). При этомотмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.
Таким образом, каждыйавтор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних — этоструктурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, А. А. Файзуллаев), у других —биологизированный функциональный, в значительной степени рефлекторный подход(Д. В. Колосов), у третьих — гештальт-подход (Ж.-М. Робин). Положительныемоменты есть в каждом из них, но целостного впечатления о процессе мотивации иэтапах формирования мотива не возникает.
Стадии мотивации, ихколичество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, подвлиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения какконечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими — это внешниераздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие отвнутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувстводолга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способыцелеобразования. Например, О. К. Тихомиров отмечает, что заданные (принятыечеловеком) и самостоятельно сформированные (по желанию) цели различаютсяхарактером связи, образующейся между целью и мотивом (потребностью): в первомслучае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором — от потребностик цели. [3, 34]1.3. Индивидуальные особенности мотивации
Процесс формирования мотива может иметь индивидуальныеособенности в зависимости от свойств личности. Так, например, психастеникипредъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому уних в формировании мотива непременное участие должен принимать такоймотиватор, как нравственный контроль. У других же лиц такие проблемы невозникают, так как при обосновании принимаемых решений они руководствуютсяиными ценностями, например личной преданностью руководителю, начальнику. [3,45]
Особенности личности вмешиваются в процесс формированиямотива на всех этапах. Так, легкость возникновения потребности, ееинтенсивность (сила) зависят от индивидуальной “чувствительности” человека кстимулу второсигнального воздействия (ситуации). Возникновение и переживаниесостояний (обиды, злости и т. п.), приводящих к желанию применить ту или инуюформу агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у субъектаконфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнениюдругих и т. п. Эти черты личности заставляют воспринимать конфликтную илифрустрирующую ситуацию острее.
На стадии принятия решения сильное влияние на процессмотивации могут оказывать такие волевые качества, как решительность исмелость. Нерешительность может затягивать принятие решения, а боязливостьможет привести к отказу совершить то или иное действие. Высокая мотивация насоциальный успех (стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности,соперничеству) связана с уверенностью человека в собственном обаянии, впривлекательности своей личности. При этом женщины высоко оценивают своиделовые качества (практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность),а мужчины — качества, необходимые общественному деятелю (интеллект, умениеладить с людьми, личное влияние). [4, 22]
Стремящиеся к признанию наиболее высоко оценивают своикоммуникативные качества (общительность, воспитанность, обаяние, умение ладитьс людьми) и частично — свойства социального интеллекта (юмор,проницательность). Эта самооценка подкрепляется действительной выраженностью уэтих субъектов экстраверсии, манипулятивности и авантюристичности.
Субъекты с преобладанием мотива соперничества высокооценивают свою предприимчивость, волю. Они рассчитывают на свою энергию,напор, доказательством чему является жесткость их поведения — доминантность иагрессивность.
Те же, кто более всего стремится к достижениям в значимойдеятельности, склонны выделять свои деловые качества, такие, например, какпрактичность, организованность, предприимчивость, воля, предусмотрительность.Реально эти самооценки подкрепляются ответственностью и деловойнаправленностью этих субъектов.
Таким образом, это хорошо иллюстрирует положение, чтонаправленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности иих самооценкой субъектом.
Имеет значение и развитие интеллекта. Как отмечает К.Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с одной стороны, у лицс примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой духовной культуры.Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно контролировать себя, испытываюттрудности в выборе целей и средств их достижения. Часто формулирование целистановится для них невозможным, и поэтому они характеризуютсянепоследовательностью действий, внезапностью порывов и отказов от намеченного.[3, 53]
В связи с этим можно говорить о различных стиляхмотивации. В частности, к ним можно отнести выделенные В. Н. Азаровым стилидействования: импульсивный и управляемый (рефлексивно-волевой), которые взначительной степени отражают особенности формирования мотива. Под импульсивнымстилем действования автор понимает склонность реализовывать ситуативныетенденции при минимальном обдумывании вариантов и последствий своих действий,а под рефлексивно-волевым — стиль, характеризующийся выраженной регуляциейдействий, опосредуемых развернутым анализом возможных способов достижения цели.[3, 65]
Другими стилями мотивации могут быть особенностипостроения основания поступка (мотива) с опорой на свои возможности, усилияили же на обстоятельства, случай. Этот аспект мотивации рассмотрен Дж. Роттеромв его концепции о внешнем и внутреннем локусе контроля (внешнего и внутреннегоконтроля подкрепления). При внутреннем локусе контроля речь идет об убеждениях,касающихся собственной деятельности и того, насколько человек собственнымиусилиями может добиться желаемого. Несмотря на то что такие убеждения могутзависеть и от особенностей ситуации, Дж. Роттер указывает, что одно и то жеподкрепляющее событие (желательное последствие действия) может вызывать уразных индивидов различные реакции.
В одном случае индивид считает, что достижение успехазависит от него самого, в другом — от внешних обстоятельств или случайности.Это сказывается на уровне притязаний — индивиды с внутренним локусом контролячаще выбирают легкие задания, а при обосновании своих действий они опираютсячаще на потребность, чем на долженствование, лучше просчитывают последствия иобъект удовлетворения потребности.
Близка к концепции Дж. Роттера и концепция Р.Де Чармса,различающего два типа личности: “самобытная” и “пешка”. Самобытная личностьотносится к своим действиям как к свободным, самостоятельным (в смысле принятиярешения), “пешка” же видит себя как объект, подчиненный внешнему управлению ипринуждению. Правда, автор пишет, что это различие относительно: в однихслучаях, обстоятельствах индивид ощущает себя больше как самобытная личность, ав других — больше пешкой. Этот личностный аспект — гораздо более важныймотивационный фактор, чем реальные события, продолжает Р. Де Чармс. Если личностьощущает себя “самобытной”, то для предсказания ее поведения это имеет большуюзначимость, чем любой другой объективный показатель принуждения. И напротив,если личность считает себя “пешкой”, то ее поведение будет сильно зависеть отвнешних факторов, хотя объективные данные свидетельствуют о ее свободе.“Самобытному” индивиду присуще сильное чувство личной причастности, ощущение,что локус сил, влияющих на его окружение, находится в нем самом. Обратнаясвязь, подкрепляющая это ощущение, определяется теми изменениями в окружении,которые приписываются собственным действиям. В этом и состоит суть мощногомотивационного воздействия этого фактора на поведение. “Пешка” ощущает эти силыкак неподвластные ему, как личностные силы других людей. Из этого складываетсячувство бессилия, подчиненности другим людям. [3, 86]
Значительное влияние на процесс мотивации приосуществлении руководства могут оказывать такие свойства личности, каквластность или же боязнь ответственности. Их наличие может обусловливатьстихийное формирование стиля руководства (авторитарного, демократического,либерального), существенной характеристикой которого является единоличное илигрупповое принятие решения что, как и когда делать.
По данным Е. П. Ильина и Нгуэн Ки Тьюнга (1999), склонныек демократическому стилю руководства обладают большей полезависимостью, чемсклонные к авторитарному и либеральному стилям, у “автократов” более выраженанаправленность на результат деятельности, а у “либералов” — на процессдеятельности. У “демократов” больше выражена склонность к альтруизму, а у“автократов” и “либералов” — к эгоизму. Стремление к власти явно больше у“автократов” и меньше всего — у “либералов”. [3, 78]
Еще одна стилевая особенность процесса мотивации связанасо стремлением субъектов к успеху или избеганию неудачи (Д. Макклелланд, Д.Аткинсон). Если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха переднеудачей, а если ориентирован на избегание неудачи, то будет тщательнеевзвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Поскольку лица смотивацией избегания неудачи боятся критики, они в качестве психологическойзащиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению успеха, мотивируют своипоступки с помощью декларируемой нравственности. [3, 115]
Возрастные особенности детей оказывают влияние намотивацию. П.М.Якобсон показал, например, что готовность школьниковподчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, чтосвидетельствует о снижении роли внешнеорганизованной и увеличении роливнутренне организованной мотивации. К сожалению, этот факт редко принимаетсяво внимание как родителями, так и педагогами.
В ряде работ показаны этнические различия в мотивации,обусловленные как образом жизни, так и национальными традициями и характером.Сравнение американских и российских студентов, проведенное О. С. Дейнека,показало, что для первых “разумная осторожность” при принятии решения болеехарактерна. Американцы реже поступают на авось, лучше осознают стили поведенияв ситуации риска, более дифференцированно относятся к риску принятия решения,рискуют более взвешенно. [3, 137]
Из сказанного выше о мотивации вытекает ряд следствий.Во-первых, рассматривая мотивацию как начало произвольного акта, нелогичноговорить о произвольной и непроизвольной мотивации. Во-вторых, нетнеобходимости выделять “вырабатываемые в течение жизни мотивы”, как это делаютнекоторые авторы. Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, ане имеются в готовом виде уже при рождении. В-третьих, мотивы не могутдействовать непроизвольно. В-четвертых, не может быть внешних и внутреннихмотивов, о чем говорят многие авторы (как и внешней и внутренней мотивации,что постулируют некоторые психологи). Мотивы всегда внутренние, в отличие отстимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, ивнутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах,то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательностькаких-то объектов.Глава II. Различные теории мотивации в психологии.2.1 Представление о мотивах в психоанализе
Психоаналитическаятеория З.Фрейда основывается на представлении, согласно которому люди являютсясложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики ифизиологии 19 века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единойэнергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить изодного состояния в другое, но количество её остается при этом тем же самым).Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологическихтерминов и заключил, что источником психической энергии являетсянейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждогочеловека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающейпсихическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит вуменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.[12, 33]
/ Например, значительная часть вашей энергиирасходуется на постижение того, что написано на этой странице, то её не хватитна другие виды психической активности – на то, чтобы помечтать или посмотретьтелевизор. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, можетслужить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью оценить даннуюдипломную работу. /
Таким образом,согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергиивозбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основноеколичество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется наумственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения,вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей,выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляютсяврожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода иразрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие,память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведениеможет быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. Люди ведут себя такили иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действияслужат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются«конечной целью любой активности». [12, 45]
Хотяколичество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существованиедвух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общимназванием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важныхпроцессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значениеинстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существеннымидля развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальныхинстинктов получила название либидо (от латинского — хотеть или желать), илиэнергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненныхинстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии,которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Фрейд полагал,что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связанс определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле всетело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическаятеория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, чтоэрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения, и чтоманипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятныеощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнениекишечника ведет к анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальноеудовлетворение.
Вторая группа- инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявленийжестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, какэнергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особогонаименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими жеважными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал,что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, (то есть законутермодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится ксохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал:«Целью жизни является смерть». Тем самым он хотел сказать, что всем живыморганизмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенноесостояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присущестремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчаетсятем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинктусмерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспекттеории Фрейда. [12, 62]
Что жепредставляют собой инстинкты в действительности? Любой инстинкт имеет четырехарактеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояниеорганизма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизниописывает нейрофизиология (например, голод и жажда). Четкого определенияинстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении илиредукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человекиспытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способовдостижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояниявозбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
Объектозначает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственномтеле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта.Действия, ведущие к инстинктивному удовлетворению, не обязательно всегда одни ите же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости ввыборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта напродолжительные отрезки времени. [4, 52]
Практическилюбой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан втерминах: привязки, или направления энергии на объект (катексис); препятствия, мешающегоудовлетворению инстинкта (антикатексис).
Примеромкатексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (то естьперенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.
Антикатексиспроявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленномуослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие междувыражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисомсоставляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.
Наконец,стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, котороетребуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвеннымобразом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоитпреодолеть человеку в поисках конкретной цели. [12, 78]
Ключом кпониманию динамики энергии инстинктов и её выражения в выборе объектов являетсяпонятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии иослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности.Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выборнужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаяхинстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудьдругом объекте.
/ Рассмотрим ситуацию. Ваш начальник запугал васмерами, которые последуют, если вы не выполните свою работу. Вы приходитедомой, хлопаете дверью, пинаете собаку и кричите на своего супруга. Чтопроизошло? Вы выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения квашему состоянию; это было непрямое выражение эмоций. /
Фрейд считал, что многие социально-психологические феноменыможно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального иагрессивного. [12, 102]Например, социализацию ребенка можно частично объяснитькак результат последовательного смещения сексуальной потребности от одногообъекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образомрасовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивныхпобуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство,музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивнойэнергии. Люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другиепредметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямойразрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные,политические, экономические и другие институты.2.2 Теория человеческой мотивации А. Г. Маслоу
Еще одно направление исследований личности известнокак «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, иназывается «Теория роста» или (в отечественной психологии) это направлениеполучило название «гуманистическая психология». Это направление представленотакими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркиваетстремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала,самовыражению. [6,25]
Создательтеории самоактуализации Курт Голдштейн развивал это представление: будучинейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, онрассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме,который может иметь как позитивные, так и негативные последствия дляиндивидуума. Голдштейн писал, что «организм управляется тенденциейактуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности,свою природу в мире». Голдштейн утверждает, что ослабление напряжения являетсясильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организмапервичной целью является «формирование определенного уровня напряжения, такого,который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность». Такоевлечение, как голод, — это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешениеищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию длядальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных случаях этовлечение становится слишком настоятельным. Голдштейн утверждает, что нормальныйорганизм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы,такие как любопытство или желание игры, вызывают это. По Голдштейну, успешноеобращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока.Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новыеситуации ради использования своих возможностей. Для Голдштейна (как и дляМаслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив,рост часто может принести определенную долю боли и страданий. Голдштейн писал,что способности организма определяют его потребности. [6,34]
Несмотря нато, что Маслоу был последователем Голдштейна, его представления, однако,существенно отличаются от первых разработок Голдштейна в данном направлении,хотя и сохраняют общую концепцию. Маслоу начал исследовать самоактуализациюболее формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казалисьему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался ему в высшейстепени самоактуализированными, то есть достиг более оптимального, эффективногои здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, чтоболее резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучаялучших ее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируятрудности и ошибки средних и невротических индивидуумов. [5, 77] Маслоуопределяет невроз и психологическую неприспособленность как «болезнилишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворенияопределенных фундаментальных потребностей. Примерами фундаментальныхпотребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жаждаили потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, вконце концов, к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением.Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ ихудовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальныепотребности не могут полностью игнорироваться. Для сохранения здоровья должныудовлетворяться также и определенные психологические потребности. Маслоуперечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности,обеспеченности и стабильности; потребность в любви и чувстве принадлежности;потребность в самоуважении и уважении и других. Кроме того, каждый индивидуумимеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки испособности и потребность в самоактуализации. Таким образом Маслоу, изучаялучших представителей человеческого рода, косвенно изучал тех индивидуумов, укоторых удовлетворены все вышеперечисленные фундаментальные потребности. [5,82]
Маслоупредположил, что все потребности врожденныеи представил свою концепциюиерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности: потребности самоактуали-зации: реализация потенциала Потребности самоуважения: значение, компетентность Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие Потребности безопасности: долговременное выживание и стабильность Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.
В основе этой схемы лежитправило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть болееили менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и бытьмотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворениепотребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознаниепотребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. ПоМаслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивациичеловека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большуюиндивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье онпродемонстрирует.
Ключевым моментом в концепциииерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетвореныпо принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременноможет быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделалпредположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
· физиологические — 85%,
· безопасность и защита — 70%,
· любовь и принадлежность — 50%,
· самоуважение — 40%,
· самоактуализация — 10%.
Если потребности более низкого уровня перестанутудовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока этипотребности не будут в достаточной мере удовлетворены. [5, 89]
Теперь рассмотрим иерархиюпотребностей по Маслоу более подробно:
Физиологическиепотребности [5, 93]
Физиологические потребности непосредственнокасаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены накаком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровнястанут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить этиосновные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающихвысшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолькодоминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.
Потребностибезопасности и защиты. [5, 94]
Сюда включены следующие потребности: потребности ворганизации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и всвободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, этипотребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, созданиесберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки,отчасти мотивированные поисками безопасности.
Другое проявление потребности в безопасности изащите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайнымиобстоятельствами — такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание,общественные беспорядки и т.д.
Потребностипринадлежности и любви. [5, 95]
На этом уровне люди стремятся установить отношенияпривязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить ватмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получаетмного ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признаниясвоей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных,музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытываютпотребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживанийс лицом противоположного пола.
Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарнаяили Д-любовь, и бытийнаяили Б-любовь. Первая основана надефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то,чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мыне чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает.Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, безкакого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнениюМаслоу, дает возможность человеку расти.
Потребностисамоуважения. [5, 97]
Когда наша потребность любить других и быть имилюбимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается,открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа:самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, каккомпетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, чтоон достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которыепредъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж,признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимознать, что то, что он делает, признается и оценивается.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождаетчувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы.Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня иперестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
Потребностисамоактуализации. [5, 100]
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желаниечеловека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня,добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциалаличности, т.е. самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мыможем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоусамоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своегопотенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользысамосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своихспособностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоуназвал комплексом Ионы. Он Характеризуется страхом успеха, которыймешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.
Так же тормозное влияние на процесссамоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно«способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциалнаиболее полно.
Еще одно препятствие для самоактуализации,упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние оказываемое потребностямибезопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, болеесклонны к приобретению здорового представления о процессе роста.
В дополнение к своей иерархической концепциимотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
· дефицитные мотивы
· мотивы роста.
Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний,например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристикамиповедения.
В отличии от дефицитных мотивов мотивы роста имеютотдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта.К ним можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта,уникальность, истина, честь, реальность и т.д.Глава III. Методики исследования мотивационнойсферы3.1 Оценка самоактуализации [9, 13]
Разработка «Опросника личностной ориентации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение,связанные с самоактуализацией.
Единственным серьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях являетсяего длина. Джоунс и Крендалл ( Jones, Crandall,1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Респонденты отвечают накаждое утверждение, используя 4-хзначную шкалу: 1- не согласен, 2- не согласенотчасти, 3- согласен отчасти, 4- согласен. Значок (N),следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценкапо этому пункту будет инверсной (1=4,2=3,3=2,4=1).Чем выше общее значение, темболее самоактуализированным считается респондент.
Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива квыбору ответов «Социальной желательности». Шкала состоящая из 15 пунктов:
1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций
2. Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N)
3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можнодоверять
4. Я могу сердиться на тех кого люблю
5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что яделаю(N)
6. Я не принимаю свои слабости (N)
7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять
8. Я боюсь неудач (N)
9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы(N)
10. Лучше быть самим собой, чем популярным
11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)
12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет кне желательным последствиям
13. Я не обязан помогать другим (N)
14. Я устал от неадекватности (N)
15. Меня любят, потому что я люблю.
Характеристики самоактуализирующихся людей:
1. Более эффективное восприятие реальности;
Приятие себя, других и природы. (принять себя такими,какими они есть);
Непосредственность, простота и естественность;
Центрированность на проблеме;
Независимость: потребность в уединении;
Автономия: независимость от культуры и окружения;
Свежесть восприятия;
Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильноговолнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения,блаженства и спокойствия );
Общественный интерес;
Глубокие межличностные отношения;
Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
Разграничение средств и целей;
Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
Креативность (способность к творчеству);
Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии сосвоей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).3.2 Энергофизиологическая совместимость с брачным партнером [8, 32]
Поскольку Фрейд считал, что многие социально-психологическиефеномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов:сексуального и агрессивного, мы сочли целесообразным применять методикиопределения уровня агрессии и сексуальной удовлетворённости, и, исходя изрезультатов, судить о мотивации человека.
Тест состоит из 24 суждений, по поводу которых возможны 2варианта ответов – «да» или «нет».
1. У нас с супругом(ой) разный ритм сна и бодрствования:один
любит поспать, а другой — встает рано, один ложится спать,а другому спать
не хочется и т. п.
2. Если брачный партнер нервничает или злится, я обычнобыстро
успокаиваю его, сказав или сделав что-либо приятное.
3. Мы с супругом(ой) хорошо ладим между собой.
4. Меня часто раздражает то, что я и супруг(а) что-либоделаем в
разном темпе: я быстро, а он(а) медленно, или наоборот.
5. Меня в какой-то мере раздражает, что супруг(а) многоили часто
ест.
6. Мы иногда конфликтуем из-за того, что у нас разныепредпочтения
в пище.
7. Часто бывает так: когда мне весело, то партнеругрустно, или
наоборот.
8. Супруг(а) часто мешает мне уснуть или выспаться.
9. У нас с супругом(ой) очень схожие темпераменты.
10. Сексуальные контакты, как правило, положительносказываются
на наших отношениях с супругом(ой).
11. Супруг(а) вполне меня устраивает как сексуальныйпартнер.
12. Знаю, что я устраиваю супруга(у) как сексуальныйпартнер.
13. Потребность в сексе у нас возникает, как правило, содинаковой
частотой
14. Один из нас любит мыться под душем (в ванной), адругой — нет.
15. Обычно мы быстро и легко разрешаем свои конфликты.
16. Супруг(а) умеет успокоить меня, когда я переживаю,нервничаю.
17. Мой партнер умет сохранить самообладание, когда ятеряю его,
или наоборот: я владею собой, когда партнер теряетсамообладание.
18. В целом наша супружеская жизнь проходит в мире исогласии.
19. Меня выводит из себя, когда я занимаюсь домашнимиделами, а
супруг(а) в это время отдыхает.
20. Я прощаю супругу(е) то, что он(она) «выпускаетпар» на меня.
21. Наше настроение обычно меняется согласованно: если уодного
оно улучшается или ухудшается, то другой переживает тоже.
22. Времена года на наши настроения действуют примерно
одинаково.
23. У нас с супругом(ой) очень похожие организмы — одинаковые
реакции, ощущения, физиологические потребности.
24. Супруг(а) часто делает мне замечания: не жуй такгромко, не сопи,
не мотай ногой, не шаркай по полу и т. п.
Обработка данных. Показатель энергофизиологической
совместимости партнеров определяется по сумме ответов,соответствующих
«ключу»: «да» — 2, 3, 9, 10, 11, 12,13, 15, 16, 17, 18,20,21, 22, 23; «нет» — 1, 4,
5, 6, 7, 8, 14, 19, 24. За каждый «правильный»ответ начисляется балл.
Интерпретация результатов. Показатель энергофизиологической
совместимости супругов может варьироваться от 0 до 24баллов. Чем он
выше, тем больше сходства между брачными партнерами.Низкий уровень
совместимости — 0-8 баллов; неопределенный — 9-12;относительно
высокий — 13-18; очень высокий — 19-24 балла.3.3 Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) [8, 51]
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявленияагрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силыпротив другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная надругое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувствпри малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении отпассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев изаконов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим задействительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия иосторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируюти приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств какчерез форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта втом, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые имугрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемыйотвечает «да» или «нет».
1. Временами я не могу справиться с желанием причинитьвред другим
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им этопочувствовать
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь испытывалмучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидатьсяпредметами
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Если мне не нравится установленное правило, мнехочется нарушить его
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятнымиобстоятельствами
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся комне несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю не согласен с людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегдапоступаю ему наперекор
21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласнысо мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувствовины
25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается надраку
26.Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все,чтобы они не зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне ненравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобыих I щелкнули по носу
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, яне расстраиваюсь
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаювнимания
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложетзависть
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»
46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказатьвсе, что я о нем думаю
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готоваявзорваться
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считаличеловеком, с которым нелегко ладить
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляютлюдей делать что-нибудь приятное для меня
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ »
54. Неудачи огорчают меня
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол,что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мнойнесправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду,но теперь я в это не верю
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. Если для защиты своих прав мне нужно применитьфизическую силу, я применяю ее
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком постолу
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне ненравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
66. Я не умею поставить человека на место, даже если онтого заслуживает
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаютсяразозлить или оскорбить меня
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсьприводить угрозы в исполнение «нет»
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение клюдям
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет»-0:1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
«да» — 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42,56, 63, «нет» = 1, «да» — 0: 26,49
3. Раздражение:
«да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50,57,64,72, «нет» = 1, «да» =0: II,35,69
4. Негативизм:
«да» == 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28,«нет» — 1, «да» = 0: 36
5. Обида:
«да»= 1,«нет» — 0: 5, 13,21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
«да»=1, «нет»=0:6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33,66,74,75
7. Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31,46, 53, 60, 71, 73, «нет» — 1, «да»= 0:33,66,74,75
8. Чувство вины: «да»-1, «нет»=0:8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индексагрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращаетсявнимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степеньпроявления агрессивности.Заключение.
Итак, в результате проведенных нами теоретическихисследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можнозаключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
В современной психологии в настоящее время существуетмножество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивациинастолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.Тем не менее мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализотдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основные направления всовременных исследованиях. Нам кажется, что сама сложность данного понятия,многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры имеханизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всехупомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направлятьсяна различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направленияхбудут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложитьсятолько при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современномэтапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различныхтеорий.
При изучении различных теорий мотивации, при определениимеханизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мыпришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложнойсистемой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы,поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человеканеобходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, содной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворениясвоих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется рядспецифических особенностей, присущих только человеку, что так же необходимоучитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умалятьвлияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на системумотивационной направленности личности в целом, так как это может привести кискажению целостного понимания данного вопроса.
Структура мотивационной сферы человека в процессежизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формированиепредставляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своейвнутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание в своей работе мы уделили и индивидуальным различиям.
Мы уделили особое внимание этому вопросу, так каксформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не толькона его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристикаличности, на структуру личности человека в целом. Определяет общуюнаправленность личности, стремления человека, его жизненный путь, ипрофессиональную деятельность.
Мы считаем, что изучения в области мотивации будутпродолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этойтемы очевидна и практически значима.Список используемой литературы.
1. Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирование личности. – М.,1976.
2. ВилюнасВ.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
3. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
4. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
5. Маслоу А.Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
6. Немов P.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 т. Т.1. Общиеосновы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994.
7. Общаяпсихология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995.
8. Познайсебя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
9. Психологическиетесты /под ред. А. А. Корепина: в 2-х т. Т.1. – М., Владос, 2001.
10. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность иестественные основы общей психологии. – М.,1987.
11. Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин,1997.
12. Фрейд З., Буллит У. Т. В. Вильсон. Психологическое исследование. М.: ИГ«Прогресс», 1999.