Реферат по предмету "Психология"


Пенитенциарная психология

Предмет и объектпенитенциарной психологии
 
Объектом пенитенциарнойпсихологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающиеуголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющиеисполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов,закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групплюдей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективовсотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии. Пенитенциарнаяпсихология не может ограничиться лишьиндивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личностивоспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и всоциально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях сокружающими людьми. Цели и задачи пенитенциарной психологии.
Цель пенитенциарнойпсихологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного.
Задачи пенитенциарнойпсихологии:
· Важнейшей задачейпенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологическихособенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика даннойзадачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, иособенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его отдругих людей.
· В задачуисправительно-трудовой психологии входит также исследование с психологическихпозиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т. е. изучениезакономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностныхкачеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовногонаказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания.
· Важное значениеимеет изучение особенностей психических состояний осужденных, вызванныхсознанием вины или, наоборот, убеждением в несправедливости приговора. Большое специальное и общепредупредительное значение имеетморальное и психологическое воздействие на осужденного всего комплекса условий жизнии быта места лишения свободы.
· Задача изученияособенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями.
· Задача разработкипсихологических основ применения средств исправления и перевоспитанияосужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты,общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
· Задача исследованияпсихологических основ закрепления результатов исправительно-трудовоговоздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.
· Задача изученияособенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом,профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступнойдеятельности и тяжестью совершенного преступления, и определениепсихологической тактики в работе с ними.
· Задача учетатаких явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложнуюпсихологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновыватьпути и способы руководства самовоспитанием осужденных.
· Важной задачейявляется социально-психологический анализ деятельности работниковисправительно-трудового учреждения и психологическая подготовка их к работе сосужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.
Задача научного анализа икритического использования передовых взглядов отечественной и зарубежнойпенитенциарной психологии. Междисциплинарные связи пенитенциарной психологии.
1. Взаимосвязипенитенциарной психологии с общественными и естественными науками,составляющими ее методологическую, теоретическую и естественнонаучную основу.
2. Взаимосвязи пенитенциарной психологии с правовыми науками(прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.
3. Взаимосвязиисправительно-трудовой психологии с исправительно-трудовой педагогикой, организациейтруда осужденных и экономикой исправительно-трудовых учреждений, наукойуправления ИТУ.
4. Взаимосвязиисправительно-трудовой психологии с прочими, казалось бы, далекими от неенауками, например, с уголовной статистикой, математикой, и особенно сматематическими методами обработки материала.
5. Взаимосвязи скибернетикой. В чем состоит различие между пенитенциарной психологией идевиантной психологией. Пенитенциарная психология изучает отклонения отсоциальной нормы (нравственные и криминальные), не являющиеся патологическими впрямом смысле слова, при этом она использует педагогические меры и средствавоздействия, девиантная же психология изучает психические отклонения, связанныес нарушениями деятельности головного мозга, при этом использует средства и мерыпреимущественно медицинского характера. С какими областями психологическогознания связана пенитенциарная психология. Пенитенциарная психология связана сдругими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией,психологией труда и т. п.Пенитенциарнаяпсихология широко использует достижения и выводы других отраслейпсихологической науки. В частности, она пользуется учением о психологииличности, разработанным в общей и социальной психологии, данными об усвоениизнаний, навыков и умений, накопленными в педагогической психологии. Изсоциальной психологии пенитенциарная психология заимствует обобщения и выводы овзаимоотношениях в коллективе и группе, о механизмах формирования групповыхнастроений, структуре и общих путях формирования общественного мнения и т. п.
Данные психологии труда озакономерностях формирования двигательных навыков, динамике трудового процессаи психологических факторах повышения производительности труда способствуютнаучной организации труда осужденных и воспитанию у них трудолюбия. Этому жеспособствует и инженерная психология, дающая сведения о путях реконструкциипроизводства исправительно-трудовых учреждений с учетом данных о психикечеловека. Исправлению и перевоспитанию осужденных способствуют также и психологияискусства, раскрывающая механизмы влияния эстетических ценностей на развитиеличности человека, и медицинская психология, обосновывающая тактикувзаимоотношений врача с душевнобольными осужденными, а также приемы воздействияна лиц с неполноценной психикой, и т. п. История развития пенитенциарныхучреждений России. Можно выделить несколько периодов в истории развитияпенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когдаВ.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России,доминирующим принципом функционирования которых было подавление и угнетениеличности осужденного. Однако действительность вскоре потребовала созданияпенитенциарных учреждений, так как советская власть намереваласьперевоспитывать и исправлять осужденных граждан. Второй этап в развитии пенитенциарнойсистемы связан с временем правления И.В. Сталина, когда пенитенциарныеучреждения прирастали гулагом и являлись инструментом репрессий и подавления безвины виноватых. Следующим периодом развития пенитенциарных учреждений сталовремя правления Н.С. Хрущева и Л.И.Брежнева, когда данные учрежденияиспользовались для борьбы с политическими противниками и инакомыслящими. Сначалом демократизации общества наступил новый этап в развитии пенитенциарныхучреждений России, основным назначением которых стало перевоспитание,исправление и возвращение в общество осужденных граждан. Проблема исправленияосужденных в пенитенциарной системе. Существует две точки зрения на проблемуисправления осужденных в пенитенциарной системе. Сторонники первой точки зрениясчитают, что преступные наклонности заложены в человеке от рождения и отрицаютвозможности качественных изменений человеческой психики и личности преступника(свойственна западной пенитенциарной психологии, представители классической –А.Фейербах, Грольман, антропологической – Ч.Ломброзо и социологической школ –Г.Спенсер, В.Джемс, Э.Торндайк, А.Комбс, К.Холл). Сторонники другой точкизрения считают, что преступные наклонности приобретаются в результате неблагоприятныхусловий жизни, отрицательного влияния среды или неправильного воспитания имогут быть устранены. К ним относятся представители отечественной школыпсихологии – И.П.Павлов, А.С.Макаренко. Методологические принципыпенитенциарной психологии. В отечественной психологии выделяются следующиеметодологические принципы:
·  Принципдиалектико-материалистического монизма;
·  Принцип детерминизма;
·  Принцип психического отражения(рефлекторной природы психики);
·  Принцип социальной обусловленностипсихики и историзма;
·  Принцип развития;
·  Принцип личностного подхода;
·  Принцип единства сознания,деятельности и общения;
·  специфические
1. Принцип исправимости;
2. Принцип соответствияцелей исправления и перевоспитания потребностям общества и личности осужденного;
3. Принцип социализации игуманизации личности;
4. Принцип целостностипроцесса исправления и перевоспитания личности осужденного;
5. Принцип дифференциациии индивидуализации. Биологические и социальные детерминанты девиантного(делинквентного) поведения личности. Биологические: плохая наследственность(родители алкоголики, наркоманы, психически больные и т.п), тип нервной системы,тип деятельности головного мозга, интеллектуальный уровень, наличие родных или родственников,имеющих девиантное поведение.
Социальные:
1) отрицательное влияниемикросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейныхотношений, отрицательное влияние уличного окружения и т. п.);
2) проявлениеотрицательных моментов в макросоциальной среде (элементы неправильногоэкономического планирования и стимулирования деятельности людей, диспропорция впроизводстве отдельных предметов потребления, отсутствие социальнойсправедливости, наличие коррупции, взяточничества, бюрократизма и формализма,наличие криминогенной обстановки;
3) ошибки в воспитании всемье, школе, производственном и других коллективах, незнание личностивоспитуемого и т.п. Психолого-педагогическая неподготовленность людей,призванных оказывать воспитательные влияния на подрастающее поколение;
4) противоречия воспитательныхвлияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т.п.Понятие об асоциальной субкультуре. Под асоциальной субкультурой понимаетсясовокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих иупорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, чтоспособствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности,преемственности поколений правонарушителей. Основу асоциальной субкультурысоставляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различныеритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном иизвращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенностинесовершеннолетних.
Ее социальный вредзаключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулируетперерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и являетсямеханизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде. Асоциальнаясубкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультурыкриминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членовгруппы между собой и с посторонними для группы лицами (с «чужаками»,представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.).Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельностьнесовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный«порядок». В ней отчетливо прослеживается: 1) резко выраженная враждебность поотношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание; 2) внутренняясвязь с уголовными традициями; 3) скрытность от непосвященных; 4) наличиецелого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознанииатрибутов.
Криминальной субкультуренесовершеннолетних присущи следующие особенности:
1) попрание правличности, выражающиеся в агрессивном, жестоком и циничном отношении, к «чужим»,слабым и беззащитным;
2) отсутствие чувствасострадания к людям, в том числе и к «своим»;
3) нечестность и двуличиев отношении к «чужим»;
4) паразитизм,эксплуатация «низов», глумление над ними;
5) обесцениваниерезультатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
6) неуважение правсобственников, выражающееся в кражах и хищениях;
7) поощрение циничногоотношения к женщине и половой распущенности;
8) поощрение низменныхинстинктов и любых форм асоциального поведения.
 
Структура криминальнойсубкультуры и ее функции
Криминальная субкультуравключает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые вгрупповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступныенавыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение,формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управленияпреступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты»,предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим»,«чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результатыдеятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальныеценности, денежные средства и т.п.). Все это находит отражение, прежде всего, вособой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений,отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побужденияблагородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях –чувством«коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; вкорыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людейсобственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией.Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрогообогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что даловспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры. Беспределувульгарной преступности противостоит тенденция демократизации жизни преступныхсообществ с определенным учетом интересов между «верхами» преступного мира и«низами», что является в известной степени отражением процесса демократизациинашего общества. Указанные тенденции важно учесть в профилактической работе с несовершеннолетними.В криминальной среде сложились свои внешне броские извращенные эстетическиевкусы (приоритеты), которые охотно усваиваются подростками и юношами. Эти, какправило, циничные вкусы и предпочтения проявляются не только в досуговой культуреи способах развлечения («красивая жизнь», порнография и секс, модная одежда иособая музыка), но и в способах совершения преступлений, во взаимоотношениях впреступной среде, наборе привилегий для «элиты», татуировках, кличках, вовнешнем оформлении правил, «законов» и традиций уголовного мира. Функциикриминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультурывзаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Однако в зависимости отвыполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:
1) стратификационные(нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире,клички, татуировки, привилегии для «элиты»);
2) поведенческие«законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст,традиции, клятвы, проклятия);
3) пополнения уголовногосообщества «кадрами» и работа с новичками «прописка», «приколы», определениесфер и зон преступного промысла);
4) опознания «своих» и«чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон);
5) поддержания порядка вуголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных «разборки»,стигматизация, остракизм, «опускание»);
6) коммуникации(татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»);
7) сексуально-эротические(эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство как способыснижения статуса неугодным лицам и др.);
8) материально-финансовые(изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы»для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);
9) досуговые (извращеннаякультура отдыха и развлечений);
10) функцияспецифического отношения к своему здоровью от полного пренебрежения им:наркомания, пьянство, членовредительство – до культуризма, активных занятийспортом в интересах криминальной деятельности.
Проведенный анализпозволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры,во-первых, полифункциональны (татуировки, например, этические и эстетическиеценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации икоммуникации, опознания «своих», а клички – этические и эстетические ценности,выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультурыобладает основной функцией (например, татуировки – функцией стратификации, аклички функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальнойсубкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируетсяиндивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой, достремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы иличности к определенным ценностям (например, увлеченность каратэ) позволяет сдостаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранеенеобходимые меры профилактики. Особенности поведения человека в группе.Преступные группы, члены которых чувствуют психологическую и моральнуюподдержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие ограбления, разбойныенападения, кражи, групповые изнасилования, учиняют циничные хулиганскиедействия. Преступные группы, сложившиеся на антиобщественной основе ипреследующие асоциальные цели деятельности возникают не столько на основе общихсимпатий, сколько общности криминальных интересов, потребности в поддержке всовместной криминальной деятельности. Находясь в группе, индивид чувствует себяединым целым с данной группы, поэтому он зачастую утрачивает своюиндивидуальность и начинает мыслить и действовать как все, повинуясь единому групповомупорыву. Важными способами психологического влияния группы (коллектива) наличность считаются психическое заражение, внушение, подражание, конформизм,состязательность (соперничество). Субъективные факторы существованияасоциальной субкультуры. Криминальная субкультура как и любая культура по своейсущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее,девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику.Известно, что носителем культуры является язык. Возьмем наш «великий и могучийрусский язык». На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологиейуголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представителивласти, депутаты государственной думы. А ведь утрата чистоты национальногоязыка – серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества.Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально– рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивыйпреступный опыт, «воровские законы», а затем передают его подрастающемупоколению. И здесь можно говорить о трех психологических механизмахвоспроизводства подростковой преступности. Первый – персонализированный, когдапреступник рецидивист из числа взрослых берет «шефство», «наставничество» надконкретным подростком, знакомя его с «законами» преступного мира. Второймеханизм – через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовномуязыку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий психологическиймеханизм – через криминальную группу, которую цементирует криминальнаясубкультура своими нормами и ценностями, способствует длительному ее существованию.Эти группы становятся школами первоначальной подготовки молодых преступников,школами повышения криминального «мастерства» и самих рецидивистов, носителямитрадиций преступного образа жизни.
Поскольку криминальныегруппы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами«дорогами», «трассами»), постольку это способствует универсализации, типизациинорм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте ее распространения. Приэтом можно выделить и четвертый психологический механизм воспроизводстваподростковой преступности, когда лидеры организованной преступности специальноотбирают талантливых подростков и на различных базах готовят из них боевиков,телохранителей, будущих лидеров преступного мира.
Криминальная субкультура,ценности которой формируются уголовным миром с максимальным учетом возрастныхособенностей несовершеннолетних, привлекательна для подростков и юношей:
1) наличием широкого полядеятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигшихих в обществе;
2) процессом криминальнойдеятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетомложной романтики, таинственности и необычности;
3) снятием всех моральныхограничений;
4) отсутствием запретовна любую информацию и, прежде всего, на интимную;
5) учетом состояниявозрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей»группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессииизвне. Ценности криминальной субкультуры быстро распространяются в молодежнойсреде, поскольку подростки и юноши бывают увлечены ее внешне броскимиатрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.Связанные круговой порукой и жестокими правилами, преступные группы подросткови юношей обеспечивают своей деятельностью существование асоциальнойсубкультуры. Виды криминальных групп несовершеннолетних.Социально-психологическая структура криминальных групп. Криминальные группынесовершеннолетних различаются по своей численности, возрастному составу иполу, длительности существования, степени их организованности, сплоченности и самостоятельности,степени и видам криминальной активности криминальной мобильности. По числуучастников можно условно выделить: малые (2-4 чел.), средней численности (5-8чел.) и большой численности (9 и более чел.) криминальные группы. Величинагруппы – важный показатель, влияющий на ее сплоченность, криминальнуюактивность и криминальную мобильность. Как правило, чем больше число участниковгруппы, тем меньше ее сплоченность, но выше ее криминальная активность икриминальная мобильность.
По возрастному составу выявленыкриминальные группы:
1) только изнесовершеннолетних;
2) с участием взрослого(взрослых) в группе несовершеннолетних;
3) с участиемнесовершеннолетнего (несовершеннолетних) в преступной группе взрослых.
Однако с достаточнойточностью определить тип группы в зависимости от возраста ее участников весьматрудно по ряду причин.
Во-первых, несовершеннолетниеправонарушители не склонны распространяться о составе своей группы и особенно ороли взрослых в ее деятельности. Это строго запрещено нормами и правиламикриминальной субкультуры.
Во-вторых, взрослые тем болеене афишируют свою связь с преступной группой подростков, в целях безопасностируководя ее криминальной деятельностью с определенной дистанции. Средипреступных групп несовершеннолетних с участием взрослых наиболее типичныгруппы, в которых один член (реже два) является взрослым. Это обычно человек,недавно достигший совершеннолетия, т.е. возраста 18-20 лет.
Причины вхождения этоговзрослого в преступную группу несовершеннолетних весьма разнообразны. Однако вовсех случаях следует различать:
а) преступные группынесовершеннолетних, создаваемые самим рецидивистом для достижения четкоопределенных им криминальных целей и реализации его программы;
б) группынесовершеннолетних, возникшие стихийно как криминальные и используемые взрослымпреступником в своих криминальных целях. Преступные группы взрослых с участиемнесовершеннолетнего. Взрослые включают в свою криминальную группунесовершеннолетнего с определенными четко очерченными целями на достижениевысокой результативности преступной деятельности. Несовершеннолетний им нуженкак инструмент преступного ремесла.
По признаку пола группымогут быть:
1) однополые (преимущественномужского пола и реже женского пола);
2) смешанные (с участиемлиц мужского и женского пола).
По длительностисуществования. Большинство групп существует от 1 до 6 месяцев. Однако и за этотпериод времени они успевают совершить в среднем 7 преступлений на группу,прежде чем начнется их уголовное преследование. Привлечение к уголовнойответственности может вести к распаду лишь части таких групп (одни члены группыарестованы, другие направлены в специальные образовательные учреждения, третьипоставлены на учет в отделе профилактики преступности несовершеннолетних ит.п.). В части групп и после ареста их членов подростки продолжают поддерживатьмежличностные контакты путем переписки, в надежде на восстановлениенепосредственных межличностных контактов их участников после отбытия сроканаказания, возвращения из колонии или спецшколы. Особо опасны длительносуществующие криминальные группы несовершеннолетних, выявить момент возникновениякоторых в ряде случаев не удается.
По степениорганизованности и сплоченности:
1. Тип группнесовершеннолетних, стоящих на грани законопослушного поведения. Это обычныеподростковые группы, оказавшиеся вне должного контроля со стороны взрослых, уних нет цели нарушить правовые запреты. Они представляют собой вариантвозрастной оппозиции взрослым (по мexaнизму возрастной эмансипации – «быть иказаться взрослыми»).
2. Группы, в которыхпреступление хотя и совершается случайно, но микросредовые нормы расходятся сзаконопослушными установками, не достигая уровня криминальной направленности.Это, как правило, кланы «уличного племени» (подростки крайней степенибезнадзорности, бродяжки, второгодники, склонные к употреблению спиртного). В такиегруппы подростки вытесняются из школ, профтехучилищ, не удовлетворенные своейучебной деятельностью и своим положением в официальной системе отношенийколлектива.
3. Группы, в которыхмикросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов. Игровоеотношение к взглядам и поступкам, переносимые из криминальной субкультуры вмотивацию группового поведения, более всего заметно при изучении групповыхнорм, ценностей, в которых четко определено отношение к «своим» и «чужим».
4. Группы, специально создаваемые для совершения преступлений.Здесь с самого начала криминальная деятельность является группообразующимфактором и подчинена воле одного человека – организатора группы (лидера).Групповая криминальная установка в них ярко выражена. Микросредовые нормы ориентированына ценности уголовной субкультуры. В соответствии с этим определяется иструктура группы, распределяются роли в ней: лидер, его доверенное лицо,поощряемый актив, привлекаемые новички. В такой группе отношения дружбы итоварищества отходят на второй план, поскольку вся деятельность группыподчинена достижению криминальной цели. Нередко такие группы действуют позаконам стаи, где взаимное заражение, разгул стихии провоцируют членов такогоскопа на особую изощренность в глумлении над личностью, жестокости, актамвандализма. Психология организованной преступности. Организованная преступность– функционирование устойчивых социально организованных преступных групп,имеющих материальную базу и коррумпированные связи с властными структурами вцелях незаконного обогащения и самозащиты от социального контроля. Отличительнойособенностью организованной преступности является ее внедренность в «телосоциума» – в аппарат административно-государственного управления вплоть довысших эшелонов власти. Это усугубляет ее общественную опасность –организованная преступность наносит ущерб устоям государственного управления,существенно влияет на массовое правосознание, подрывает возможностифункционирования правового государства, цивилизованных экономических отношений.Различаются примитивные, среднеорганизованные и высокоорганизованные преступныегруппы.
Организованнаяпреступность – основная угроза благополучию общества. Она несет угрозусоциализации подрастающего поколения, подрывает устои общества, подрываетэкономику общества, наносит ущерб предпринимательской и кредитно-банковскойсистеме. Она осуществляет стихийное уголовно организованное перераспределениенационального дохода. Родоначальниками современной организованной преступностибыли дельцы и махинаторы, сформировавшиеся в недрах тоталитарного режима,крупные расхитители общественной собственности, имевшие властные полномочия и вкладывавшиеогромные средства в нелегальное производство. Появились теневые отечественныемультимиллионеры. Они стали контролировать целые отрасли народного хозяйства,внутренней и внешней торговли, сферу жилья и коммунально-бытовых услуг.Появилась криминальная служба расправы с конкурентами. Экономическаяпреступность стала срастаться с насильственной преступностью. Продажныечиновники попали под власть профессиональных преступников. Многочисленныекоррумпированные чиновники предают интересы социума, наносят ему удар изнутри,всемерно покрывая преступников, снабжая их документами, официальнымиразрешениями, закрытой служебной информацией, преследуя тех, кто ведет честнуюборьбу с преступностью. При высокой численности высокоорганизованных преступныхгрупп (мафий) они начинают объединяться, образуя государство в государстве,парализуя весь механизм государственного управления. Будучи внедренной вофициальные структуры общества, организованная преступность получаетвозможность деформировать органы социального управления и социального контроля.Организованная преступность паразитирует на недостатках в социальной саморегуляцииобщества – возникает на основе крупных социально-экономических иправоохранительных упущений. Генезис организованной преступности связан свозрастанием «правовой неуязвимости» ее лидеров, объективной возможностьюсистематически вести преступный образ жизни, «питаться» от преступности,превратив ее в промысел. Эти условия неодинаковы в различных регионах – отсюдаи региональная специфика организованной преступности. Особое вниманиеорганизованное криминальное сообщество уделяет разветвленной сети обеспечениябезопасности, созданию условий, препятствующих разоблачению преступнойорганизации, обеспечению исполнителей легальными средствами прикрытия. Идеологические,организаторские, управленческие и контрольные функции выполняет «элитарная»группа криминального сообщества, имеющая, как правило, высоко статусноеприкрытие и остающаяся вне пределов действующего уголовного законодательства.Члены элитарной группы обычно выполняют не криминальные задачи и не подпадаютпод уголовно-правовые признаки соучастия. Они постоянно расширяют сферудействия криминального сообщества, принимают меры по монополизации еепреступной деятельности, вносят коррективы в стратегию и тактику сообщества взависимости от текущих социально-экономических условий, формируют нормативнуюсистему криминального сообщества, обеспечивают материальную и юридическуюпомощь осужденным. В местах лишения свободы формируют теневую администрацию. Законченныйделикт в организованной преступности образуется лишь суммарно – деятельностьодних звеньев преступной группы обусловлена совокупной деятельностью другихзвеньев. Это выдвигает перед уголовным правом и уголовно-правовой доктринойнеобходимость учреждения дискретной ответственности для участниковорганизованной преступности. Высшие руководящие звенья организованной преступности,оставаясь вне пределов юридической ответственности, изыскивают возможностьвосстановления эпизодически разрушаемых низовых структур. Организованнаяпреступность несет в себе криминально — синтезируюшую функцию.Социально-психологическая сущность организованной преступности состоит всоциальной кооперации преступников.
Типология криминальнойагрессии
криминальныйсубкультура татуировка девиантный
Агрессия (лат. – agressio– приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида,противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме,причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущербдругим людям.
В психологии принятовыделять следующие виды агрессии:
1) физическую, т.е.использование физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальную,проявляющуюся в выражении негативных чувств как через форму (ссора, крик,визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозы, проклятья, ругань,оскорбления);
3) прямую,непосредственно направленную против конкретного объекта или субъекта;
4) косвенную – совершениедействий, направленных окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки,измышления и т.п.), и действий, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью,проявляющихся во взрывах ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столуи т.п.;
5) инструментальную,являющуюся средством достижения какой-либо цели (например, достижения победы всоревнованиях);
6) враждебную,выражающуюся в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту (убийство,нанесение тяжких телесных повреждений, сексуальное насилие и т.п.);
7) аутоагрессию,проявляющуюся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесныхповреждений вплоть до суицида. Установлено, что некоторые проявления агрессии иаутоагрессии могут служить признаком развивающихся болезненных измененийличности (патопсихологических – как возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсияи др.). Современные концепции классификации осужденных. Ряд современныхисследователей разрабатывает классификации преступников исходя изхарактеристики направленности их личности. Так, Г. М. Миньковский берет заоснову типологии ступенчатое различие направленности, ориентаций личности(включая систему установок) как адекватное выражение социально-демографической,нравственно-психологической и правовой ее характеристик.
Исходя из этого, онвыделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушителей, для которыхпреступление является:
1) случайным, противоречащимобщей направленности личности;
2) возможным с учетом общейнеустойчивости направленности личности, но ситуативным с точки зрения повода иситуации;
3) результатом общейотрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, время препровожденияи непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примерапреступного поведения и т. п.;
4) результатом преступнойустановки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуациидля преступных деяний[1].
Данная классификация в основесвоей применима и по отношению к взрослым правонарушителям. Полезность предлагаемейтипологии, когда за основу берется направленность, отрицать нельзя, ибо при даннойклассификации личность берется не изолированно, а в неразрывной связи с микросредойи объективно складывающимися ситуациями и в то же время не отрицается активнаяроль личности в этиологии преступных деяний. Однако направленность личности – толькоодно из основных свойств, отражающихся в ее поведении, поэтому классификация осужденныхна основании лишь направленности не может быть базовой.
Криминальный тип целесообразноделить на следующие подтипы:
а) глобальный преступныйподтип, совершенное деяние которого полностью соответствует общественной опасностиличности, ибо она является результатом преступной установки, включающейактивный поиск и организацию ситуаций для совершения преступлений. Подоминирующей преступной установке представителей этого типа можно подразделитьна убийц, грабителей, разбойников, бандитов, насильников и т. п., однако они способнына совершение любого из этих преступлений;
б) парциальныйкриминальный подтип, поведение которого лишь частично соответствует принятымсоциальным нормам, а преступление является результатам односторонней антиобщественнойнаправленности личности и избирательной преступной установки, включающей (как иу глобального типа) активный поиск и организацию ситуаций для совершения толькооднотипных преступлений. Они совершают или убийства, или грабеж, или насилие,или мошенничество и т. д. Что касается предкриминального типа, то совершенноеим деяние не всегда соответствует личности правонарушителя. Хотя она обусловленоаморальной направленностью личности, педагогической запущенностью, но у данноготипа отсутствует криминальная установка. Ситуативная установка на совершение преступленияпроявляется при стечении обстоятельств, под влиянием группы, подстрекательства,под воздействием примера преступного поведения и т. п.
Указанный тип можноразделить на:
а) легкомысленных самонадеянныхлиц, не желавших предвидеть последствия своего поведения;
б) чрезмерно эмоционально-возбудимых(аффективных);
в) слабовольных и слабохарактерных.
К нонкриминальному типу относятсяосужденные, преступление которых противоречит общей положительнойнаправленности, положительным качествам, ориентации личности, общественноценным личностным установкам.
Осужденных этого типа подразделяютна:
а) лиц, недостаточно предусмотрительныхи осторожных;
б) лиц, совершившихпреступления в связи со стечением обстоятельств.
Каждый из этих подтиповтакже классифицируют по видам совершенных преступлений. Понятие и сущностьстратификации подростков в уголовной иерархии. Иерархия позиций, ролей иобязанностей есть в любой группе законопослушных подростков и юношей. Однакоделение в преступной среде людей на касты (стратификация) и наделение их всоответствии с этим правами и обязанностями – одно из основных проявленийкриминальной субкультуры
Существует четыреклассификационные группы:
1)индивидуально-личностные: «бывалость»; характерологические особенности(личностные качества); физическая сила;
2) социально-групповые:возраст; социальное происхождение; национальность; региональная принадлежность («землячество»);
3) криминологические:категория и квалификация преступной группы; стаж преступной деятельности(рецидивизм); срок пребывания в исправительных заведениях; поведение вправоохранительных органах (на следствии, в суде, в милиции и т.п.); соучастиев прошлых преступлениях;
4) поведенческие:поведение в адаптационный период в преступной группе; отношение к слабым, беззащитными стоящим ниже в групповой иерархии; отношение к официальному активу; отношениек «чужим»; отношение к учебе и проводимой воспитательной работе; отношение кзаконам, нормам общежития (а в закрытых учреждениях – к требованиям режима).
Татуировки в системеценностей асоциальной субкультуры
Составным элементомкриминальной субкультуры являются татуировки. Татуировки выполняют различныефункции в преступной среде несовершеннолетних.
Это прежде всегосигнально-обособительная функция: они служат указателем принадлежности ихносителя к определенной социальной общности – преступному миру. С помощьютатуировок преступный мир опознает себе подобных как в древности людиопознавали по определенным татуировкам представителей своего этноса. Сюда жеотносятся знаки и рисунки, подчеркивающие принадлежность их носителей к«тюремному братству».
Вторая функция татуировок– личностно-установочная. Мало определить принадлежность человека копределенной общности (преступному миру, сообществу заключенных), но с помощьюих достигается «паспортизация,) носителей татуировок. Действительно порисункам, знакам, надписям можно определить имя, возраст человека, место егорождения, количество судимостей, места отбывания им наказания, количествопобегов, проведенный срок в колонии и другие «паспортные» данные. Вместе с темс помощью татуировок фиксируется положение несовершеннолетнего в уголовнойиерархии.
В этом заключается третья– стратификационная функция татуировок: по ним можно точно определить статусличности подростка в криминальной группе. Так, высокостатусным лицам наносятсяпочетные знаки различия, называемые регалками, для чего используютсяспециальные приборы и качественные, преимущественно иностранные, красители.Наносят их высококлассные специалисты. Основная масса членов преступногосообщества наносит самоделки, называемые на уголовном жаргоне портачками(портачить – портить). Их наносят с помощью определенных шаблонов, используяподручные красители, подростки-самоучки. Низкостатусным подросткам, особенно изчисла отверженных «опущенных», «помоек» и т.п. татуировки наносятся насильно.Это – татуировки-клейма (на уголовном жаргоне – «нахалки», «позорные». Помимоуказанных функций, татуировки могут выполнять функциидекоративно-художественную, то есть эстетическую, религиозную,сексуально-эротическую, сентиментальную, профессионально-ориентированную июмористическую. Понятие об уголовном жаргоне. В уголовном мире существует свойязык, проявляющийся в форме воровского (тюремного) жаргона («воровскойречи», «блата», «блатной музыки», «фени»). Уголовный жаргон – не случайность,а закономерное явление, отражающее специфику субкультуры преступной среды,степень ее организованности и профессионализма.
Уголовный жаргон –явление международное. Он родился и развивается вместе с преступностью. Имеетсямного исследований по истории возникновения, развития и функционированияуголовного жаргона, а также различных словарей и справочников. Важнейшаяфункция уголовного жаргона – зашифровка мыслей и тем самым обеспечениеживучести преступного сообщества. Это достигается постоянным динамизмомуголовного жаргона (постоянными изменениями в нем, непрерывным обновлением егословаря). Кроме того, в уголовном жаргоне много синонимов. Например, дляобозначения умения говорить на воровском жаргоне употребляются как синонимыслова и выражения: «по фене ботать», «курсать», «куликать по-свойски»,«блатыкаться», «наблатоваться» и др. Для обозначения проститутки имеется около180 терминов, стукача (доносчика) – свыше 125, грабить – около 80, красть(воpoвать) – 128 и т.п. Владение уголовным жаргоном всегда использовалосьнесовершеннолетними и молодежью как средство самоутверждения в преступнойсреде, подчеркивания мнимого превосходства сообщества преступников над другимилюдьми. Он возник и из объективной необходимости распознавания «своих» ивыделения их в особую «касту», противостоящую законопослушным гражданам. В этомуголовный жаргон по своим функциям схож с татуировками. Одной из важнейшихфункций уголовного жаргона является обнаружение с его помощью лиц, которыехотели бы проникнуть в криминальное сообщество – это процесс иерархическойдиагностики. Знание воровского жаргона необходимо и для отражениявнутригрупповой иерархической структуры. Воровской жаргон выполняет функциюобслуживания воровской деятельности. Он обеспечивает внутреннюю жизнь криминальногосообщества, выступает как коммуникативное средство. Особенности делинквентноготипа поведения. Разновидностью преступного (криминального) поведения человекаявляется делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих проявленияхпредставляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного откриминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженностиантиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления ипроступки.
Суть проступказаключается не только в том, что он не представляет существенной общественнойопасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершенияпротивоправного действия. К. К. Платонов выделил следующие типы личностипреступников:
1. Определяетсясоответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторнымпреступлениям;
2. Определяетсянеустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влияниемсложившихся обстоятельств или окружающих лиц;
3. Определяется высокимуровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовыхнорм;
4. Определяется не тольковысоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попыткамипротиводействия при нарушении правовых норм;
5. Определяетсявозможностью только случайного преступления. В группу лиц с делинквентнымповедением относят представителей второй, третьей и пятой групп. У них в рамкахволевого сознательного действия в силу индивидуально-психологическихособенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущегорезультата проступка. Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешнейпровокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализотрицательных (в том числе, и для самого человека) его последствий. Делинквентноеповедение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься.Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы(или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву».В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредитьо якобы заложенной в самолет бомбе. С целью привлечения внимания к собственнойперсоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионнуюбашню или украсть у учителя из сумки записную книжку.
Итак, под делинквентнымповедением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений(от лат delinquo – совершить проступок, провиниться), отличающихся откриминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушенийи преступлений. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов иприобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкоехулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманныхденег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением«трясти деньги» малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли унего монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потомбросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивныесделки («фарцовка»), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могутприсоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнемвозрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным КодексомСССР и союзных республик, да и у взрослых подобное поведение чаще служитпредметом разбирательства товарищеских судов и причиной административныхвзысканий. Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность итем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболеечастой причиной разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних при местныхСоветах народных депутатов. Иногда все эти нарушения поведения называют«девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность –отклонение от принятых норм – понятие более широкое, оно включает не толькоделинквентность, но и другие нарушения поведения – от ранней алкоголизации досуицидных попыток. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеетчисто социальные причины – недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентныхподростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. безотца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, смачехой.
Росту делинквентностисреди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину илишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армиябеспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов. Делинквентностьдалеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако принекоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуацийхарактера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятноговоздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубнымвлияниям.
Среди обследованных 300подростков мужского пола 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическую клиникув связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективнымиреакциями и другими реактивными состояниями, делинквентное поведение отмечено в40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда,мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы делинквентности– хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедови мотоциклов с целью покататься, приставание к иностранцам, выпрашивание у нихподачек, вызывающее поведение в общественных местах. Склонность кделинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии,акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом. Делинквентность шизоидовобычно проявляется, когда отклонение характера от нормы достигает степенипсихопатии. У неустойчивых, истероидов и гипертимов делинквентность достаточночасто встречается на фоне акцентуации характера. Патохарактерологический типдевиантного поведения. Под патохарактерологическим типом девиантного поведенияпонимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера,сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемыерасстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера.Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структурапсихической деятельности человека. В выборе своих поступков он часторуководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, асущественно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностьюданных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частностирассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По данным Л. М. Балабановой,при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии)наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватнозавышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию,упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность ксамовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лицс истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивамидевиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм,жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностейведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке,совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Кпатохарактерологическим девиациям относят также так называемые невротическиеразвития личности – патологические формы поведения и реагирования,сформированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов исиндромов. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов,которые пронизывают всю жизненную деятельность человека. В зависимости от ихклинических проявлений человек может выбирать способы болезненногопротивостояния реальности. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами можетподолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать изакрывать двери, определенное число раз пропускать подходящий к остановкетроллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряженияи тревоги. К сходному параболезненному патохарактерологическому состояниюотносят поведение в виде поведения, основанного на символизме и суеверных ритуалах.В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического имистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основесимволического истолкования внешних событий. Человек, например, можетотказаться от необходимости совершить какой-либо поступок (жениться, сдаватьэкзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесныхсветил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.
Аддитивный типдевиантного поведения
Аддиктивное поведение –это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу отреальности путем искусственного изменения своего психического состоянияпосредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания наопределенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержаниеинтенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских). Основным мотивомличностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменениене удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как«серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удаетсяобнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способныепривлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существеннуюи выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему не интересной, в силу ееобыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в общественормальным: необходимости что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью,соблюдать какие-то принятые в семье или в обществе традиции и нормы. Можноговорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведениязначительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями.При этом аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областяхжизни, которые пусть временно, но не приносят человеку удовлетворение ивырывают его из мира эмоциональной бесчувственности, он может проявлятьнедюжинную активность для достижения цели.
Выделяются следующиепсихологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
1. Сниженнаяпереносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостьюкризисных ситуаций;
2. Скрытый комплекснеполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3. Внешняя социабельность,сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4. Стремление говоритьнеправду;
5. Стремление обвинятьдругих, зная, что они невиновны;
6. Стремление уходить отответственности в принятии решений;
7. Стереотипность, повторяемостьповедения;
8. Зависимость;
9. Тревожность.
Основными, в соответствиис имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивнымформам поведения является рассогласованность психологической устойчивости вслучаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психическиздоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной(бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц сразнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующихнетрадиционных событий. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острыхощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску,обусловленным опытом преодоления опасности. Вместе с тем, объективно исубъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянныеупреки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких иокружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый «комплекснеполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, чтонеспособны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекснеполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженнойсамооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной,минуя адекватную. Учитывая тот факт, что давление на таких людей со сторонысоциума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиватьсяпод нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого, оннаучается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываютсяобществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги).Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождаетсяманипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такимобразом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходуот реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами ирегламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельныхэмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность бытьответственным за что-либо. Особенности агрессивного поведения делинквентныхличностей в исправительных учреждениях состоят в том, что их агрессия направлена,прежде всего, против работников ИТУ, актива, своих сокамерников. Агрессия можетвыражаться как в актах неповиновения и саботирования, так и в стремлении любымспособом увильнуть от исправительных работ, в порче инструмента и станков – всеэти поступки могут иметь как характер истерии, так и характер хорошо спланированныхи заранее продуманных действий. Самой сильной и непрерывной агрессииделинквентных личностей подвергаются их сокамерники, над которыми могутсовершаться крайне изощренные издевательства и продолжительные унижения. Особенностиаутогрессивного поведения делинквентных личностей в местах лишения свободы. Данныеособенности состоят в том, что аутоагрессия, проявляется прежде всего всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть досуицида. Данные делинквентные личности могут неоднократно вскрывать себе вены,наносить себе шрамы, порезы, телесные повреждения (например, зашить себепроволокой рот, проглотить столовую ложку, стальные иголки), они могут дажеполучать удовольствие от нанесения сокамерниками побоев и увечий. Все действияделинквентных личностей представляются абсурдными с точки зрения здравогосмысла. Возрастные особенности девиантных подростков. Широкая область научного знания охватывает аномальное,девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведениявыступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силуразнообразных причин от поведения, которое признается нормальным инеотклоняющимся. Характеристиками нормального и гармоничного поведениясчитаются: сбалансированность психических процессов (на уровне свойствтемперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологическихособенностей) и духовность, ответственность и совестливость (на личностномуровне). Также, как норма поведения базируется на этих трех составляющихиндивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях,отклонения и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можнообозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащихпринятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированностипсихических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации илив виде уклонений от нравственного и эстетического контроля за собственнымповедением. У большинства подростков с девиантным поведением, как мальчиков,так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, скоторыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть котличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростковс асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятыхправил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Имне трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; длядостижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб. Поскольку унесовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации несложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей.Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочнымкатегориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты ичестности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему – везетменьше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят надругих неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимостьобъектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания уделинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связьсо структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотркинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современныхподростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой. Следуетотметить, что каждому типу психопатий и акцентуаций характера присущиопределенные особенности делинквентного поведения. У неустойчивых наблюдаютсядва возрастных пика делинквентности. Один из них совпадает с переходом в 4—5-йклассы школы — от одного учителя к предметной системе с усложнением программобучения и одновременно с началом полового созревания. Другой пик падает наокончание 8-летнего образования и переход к профессиональному обучению.Делинквентность неустойчивых в 90 % сочетается с ранней алкоголизацией. У гипертимовначало делинквентности в 50 % падает на предподростковый возраст — на 10—12лет. Делинквентность истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. Уних выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающейманере вести себя в общественных местах. Алкоголизация у истероидов встречаласьлишь в 35 %. Зато у 60 % угроза наказания за совершенные проступки толкала надемонстративное суицидальное поведение.
Возрастные особенностиначала делинквентности у эпилептоидов сходны с таковыми у неустойчивых, однакодраки и даже жестокие избиения у них не уступают воровству. Началоделинквентного поведения у шизоидов в 60 % относилось к более старшемуподростковому возрасту — к 15—16 годам. У них часто приходилось сталкиваться ссексуальной делинквентностью (развратные действия, эксгибиционизм,гомосексуальные сношения и др.).
Подростки – делинквентыфактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормальногоподросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятнымпсихологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых криминогенныхкачеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых – эпилептоидная,неустойчивая, гипертимная. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимсяповедением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации;социальные отношения этих подростков
имеют высокуюконфликтность. Одним из факторов возможных отклонений в поведении младшихподростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что уподростков с девиантным поведением имеет место искажение действительности, выражающеесяв стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть девиантноеповедение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение.Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантнымповедением – более совестливы, дисциплинированны, обладают высокимсамоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающимиморальные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяетсниженная критичность мышления. Девиантным подросткам свойственна ригидностьповедения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно,они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний. Эго-структурадевиантных подростков перенапряжена, что отражается на более высокихпоказателях самоконтроля поведения, моральности, демонстративности и силе «Я».Возможно, что среди девиантных подростков имеет место искажение действительности,выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете. Они говорято себе больше хорошего, отрицая плохое поведение. Итак, на нормативностьповедения подростков оказывают влияние доброжелательность, открытость вобщении, социальная зрелость, выражающаяся в реакциях во взаимодействии сокружающими, способах решения проблемных ситуаций. Отгороженность,отчужденность подростка, дефицит в общении и эмоциональная неустойчивость вусловиях стресса могут провоцировать его отклоняющееся поведение. Возможно, чтослабая нервная система – источник повышенной возбудимости подростка сдевиантным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит запроявлениями его конфликтности, агрессивности. Обобщение исследований позволяетконстатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологическиеособенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолеватьтрудности; игнорирование препятствий; сверхнапряженность; апатичнаяподчиненность группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность,двойной локус контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе,порожденный систематическими учебными неуспехами; негативные установки кучебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; слабостьсамоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность. Психологическаядиагностика делинквентных личностей в местах лишения свободы позволяет сделатьболее эффективным весь комплекс воспитательно-исправительных мероприятий(исправительные работы, ударный труд, участие в самодеятельности), направленныхна преобразование личности осужденного с целью ее адаптации к социуму. Большаяроль в диагностике отводится психологу, так как только специалист способенвыявить личности, обладающие подобными отклонениями. Психологическая коррекцияосужденных в местах лишения свободы. Как известно, человек, впервые попавший висправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологическогодискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственнойнеполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страхнеизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будетинтересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическоеперенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершаютпреступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются безвидимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многиестремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаипсихических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще,чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ¼ осужденныхживет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 летзаключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека.Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологическиелаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов исоциальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методическойбазы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности поресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так и отечественныйопыт.[2]Необходимость созданияпсихологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. онаприобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лабораториипо изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи икоррекции поведения.[3]

Литература
1. Аминев Г.А. и др.Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа, 1997. – 168с.
2. Васильев В.Л.Юридическая психология. – СПб.: Питер. Ком., 1988. – 656с.
3. Исправительно-трудоваяпсихология: Учебное пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред.К.К.Платонова, А.Д.Глоточкина, К.Б. Игошева. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. –360с.
4. Подгурецкий А.Очерки социологи права. – М., 1974. – 206с.
5. Пирожков В.Ф.Криминальная психология. – М., 1998. – 304с.
6. Пирожков В.Ф. Опсихологических причинах воспроизводства подростковой преступности //Психологический журнал, 1995. т. 16. № 2, С.178-183.
7. Социально-психологическиепроблемы организации исполнения уголовных наказаний./ Под ред. А. В. Пищелко. –Домодедово, РИПК МВД России, 1996.– 61с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.