Реферат по предмету "Психология"


Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего психического развития

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Тверскойгосударственный университет
(Представительствов г. Бежецке)
Факультетпсихология и социальная работа
Кафедрасоциальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Периодноворожденности: характеристика социальной ситуации развития, спецификапсихофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшегопсихического развития
Выполнила:
студентка 1курса
заочногоотделения
факультета психологиии
социальнойработы
КушалинаНаталья Юрьевна
Проверил:
кандидатпсихологических наук, доцент
ДемиденкоНадежда Николаевна.
Тверь 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Условия ипричины психического развития ребенка
1.1. Концепцииконвергенции двух факторов детского развития
1.2. Внутренние причиныразвития
Глава2. Новорожденный: особенности развития, социальная ситуация развития
2.1.Является ли рождение травмирующим?
2.2.Недоношенные младенцы и младенцы в группе риска
2.3.Период адаптации к новым условиям жизни. Кризис новорожденности
2.4. Социальная ситуацияразвития в период новорожденности
2.5. Рефлексология и физиологиянервной системы
2.5.1. Безусловныерефлексы и их значение для развития ребенка
2.5.2.Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов
2.5.3. Развитиеэмоциональной сферы. Комплекс оживления
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Наука о психическомразвитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительнойпсихологии в конце 19 века. Точкой отсчёта для систематических исследованийпсихологии ребенка служит книга немецкого учёного-дарвиниста Вильгельма Прейера«Душа ребёнка». Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велисьзадолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяетсяобращением к изучению самых ранних лет жизни ребёнка и введением в детскуюпсихологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии сметодами естественных наук. Его взгляды с современной точки зрениявоспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки 19 века. ОднакоВ. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованиюпсихики ребенка. Поэтому он считается основателем детской психологии.[3]
Одной из важнейшихпроблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развитияпсихики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматриваетсямногими психологами) в плане метафизической теории двух факторов(наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных силякобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этомодни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности,другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи предполагали, что обафактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом.[4]
Эксперименты современныхисследователей показали удивительное своеобразие внутреннего мира младенца,позволили увидеть законы, которым подчиняется рождающийся интеллект, наметитькачественные этапы его развития.[3]
Целью работы являетсявыяснение условий и движущих причин психического развития ребенка, спецификиразвития психики, эмоциональной сферы. Мы рассмотрим процесс рождения ребенка,период адаптации новорожденного к новой жизни, социальную ситуацию развития.Выясним, какое влияние оказывают условия жизни и воспитания на дальнейшееразвитие ребенка.

Глава 1Условия и причины психического развития детей
1.1Концепции конвергенции двух факторов детского развития
 
Спор психологов о том,что же предопределяет процесс детского развития – наследственная одаренностьили окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов.Основоположник ее – В. Штерн. Он считал, что психическое развитие – это непростое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешнихвоздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешнимиусловиями жизни.
За проблемой соотношениядвух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чащевсего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенностиразвития. Но даже и в этом случае, когда исследователи подчеркивают приматсреды над наследственным фактором, им не удается преодолеть диалогизаторскийподход к развитию, если среда рассматривается ими по такому же принципу, каксреда животных, как среда обитания, и весь процесс развития трактуется какпроцесс приспособления, адаптации к новым условиям жизни.
В. Штерн, как и другиеего современники, был сторонником концепции рекапитуляции. Часто упоминаютсяего слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с ещенеосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадиимлекопитающего.
Споры о том, чтоопределяет детское развитие, какой из двух факторов имеет решающее значение, непрекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальнуюсферу.
Теория конвергенциирассматривает психическое развитие как процесс, который складывается подвлиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самаяраспространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравомусмыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и « с кем поведешься, от тогонаберешься». До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Так,английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80%влиянием наследственности и на 20% влиянием среды. Все современные теорииотличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие среды инаследственности, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных иприобретенных способностей в ходе психического развития.
За рамки концепции двухфакторов не удалось выйти даже такому выдающемуся ученому, как З. Фрейд. Небудучи детским психологом в общепринятом смысле, он разработал метод анализапсихических явлений, который с неизбежностью привел его к пониманию значениябессознательных переживаний детства в жизни взрослой личности. Метод психоанализапозволил З. Фрейд создать структурную теорию личности, в основе которой лежитконфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиямиобщества.
По З. Фрейду, всякийчеловек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они первичны иобнаруживают себя с первого дня жизни. Эта внутренняя психическая инстанция –«Оно» — существует уже на начальной, оральной, стадии развития. Оральная стадияразвития характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а,следовательно, и потенциальная фрустрация, сосредоточивается на зонеактивности, связанной с кормлением. Ранняя фаза стадии характеризуется двумяпоследовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогеннаяобласть на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследованияпредметов. Сосание, по З. Фрейду, — это тип сексуальных проявлений ребенка.
Сначала сосание связано спищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становитсялибидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенокиногда сосет в отсутствие пищи и даже сосет свой большой палец. Этот типнаслаждения совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своегоудовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называетаутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет сои ощущения отобъекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – этомир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при которомне осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисноенарциссическое состояние – это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеетникакого интереса к внешнему миру.
Внутриутробноесуществование человека, по З. Фрейду, относительно укорочено; на свет онпоявляется менее подготовленным, чем детеныши животных. Тем самым усиливаетсявлияние реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно»,повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно возрастает значениеобъекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместитьпотерянную внутриутробную жизнь. И этот объект – мать. Биологическая связь сматерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда непокидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворятьвсе желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и естьисточник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизниразличение между внутренним и внешним достигается не на основе восприятияобъективной реальности, а на основе переживания удовольствия илинеудовольствия, связанных с действиями другого человека.
На оральной стадиификсации либидо у человека формируются некоторые черты личности: ненасытность,жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже наоральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.
В понимании отношений«ребенок-взрослый», «ребенок-общество» З. Фрейд наметил основные ориентиры.Общество – источник всевозможных травм (рождения отнятия от груди и т. п.). Наэтой основе возникла теория развития как теория детских травм. По З. Фрейду,отношения «ребенок-взрослый», «ребенок-общество» — с самого началаантагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество –проблеме социализации личности.
Концепция социальногонаучения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как онусваивает привычки и нормы современного общества. Представители этогонаправления считают, что, наряду, с классическим обуславливанием и оперантнымнаучением, существует также научение путем имитации, подражания.
Р. Сирс предложил принципдидактического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человекавсегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личностипервоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Диадическиеотношения – это отношения ребенка и матери, отца и сына и т. п. По мнениюСирса, нет строго фиксированных и неизменных черт личности. Соответствующееповедение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады.
Дж. Уайтинг изучив вразных культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода,укладывания спать), пришел к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектовжизни ребенка на его восприятие мира.[3]
1.2 Внутренниепричины развития ребенка
Т. Шнейрла развилконцепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой накаждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления отнего. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи,убежища; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегстваи др. Это простейшие реакции мотивированного поведения животного. Ихвозникновение зависит от интенсивности стимула. Стимулы высокой интенсивностивызывают реакции удаления от источника стимуляции, а низкой интенсивности –приближения к стимулу.
Исследования по сенсорнойдепривации показываю, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающаяметаболические процессы, существенные для всех видов деятельности – первичная потребностьорганизма.
В соответствии с теориейдвухфазных процессов Шнейрла объясняет развитие улыбки у новорожденногоребенка.
Анатомы установилисуществование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры умлекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз.Поведенческие данные говорят о том. Что поднимающая система имеет более низкийпорог возбуждения, чем опускающая. При помощи стимула низкой интенсивностиможно получить «механическую улыбку», при более высокой интенсивности – различныегримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.
Ранняя реакция ребенка –это реакция-гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокойинтенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития.Хотя эту реакцию могут вызвать разнообразные стимулы (легкое поглаживаниегрудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, дажеинтероцептивные изменения после принятия пищи – «газовая улыбка»), все ониобладают общим свойством – низкой интенсивностью. Этот процесс постепенноспециализируется благодаря обусловливанию, где безусловным стимулом служитвозбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.
Улыбка, возбуждающаясясначала тактильными стимулами, затем регулируется визуальными стимулами низкойинтенсивности, когда зрительное восприятие достигает достаточного совершенства.
Визуальный эффект сначалаочень генерализирован и распылен, но со временем он становится все болееспецифическим. Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трехмесяцев, не четко отличающейся от общей «лицевой активности», до более четкогоее выражения. Далее возникает «социальная улыбка», обращенная к знакомым лицам.Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степенизависящего от обстановки, в которой происходит развитие.
Одно из ключевыхпротиворечий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело,биологическое, органическое, телесное или психическое, как происходит переходот органического к психическому? По мнению А. Валлона, психика не может бытьсведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того,чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлонрассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».
Подобно либидо у З.Фрейда, эмоции у Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всегоостального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям.Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенокобретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиозорганического и психического, происходит как бы «переливание одного в другое».Так, крик новорожденного – первоначально физическая реакция. Под влияниемвзрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно сталопсихическим. То же самое можно сказать и об улыбке младенца. Будучипервоначально проявлением «вегетативного благополучия» ребенка, она связываетребенка с его окружением, и, прежде всего, с матерью. Она соответствуетпотребностям, возникающим между ними, будучи их «непосредственным органом».
В концепции А. Валлонапонятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение». У маленького, еще неговорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психическойжизни. Среди разных форм или функций движения одна прямо касается выраженияэмоций – это тоническая или постуральная функция. Другая функция движения –кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ейосуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетическихреакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средствовыражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяетсяэмоциональной стадией, когда само движение есть экстрериоризированная эмоция.Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого,удовлетворяющего потребности ребенка. Связь эмоции сдвижением показывает, что психикарождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.
А. Валлон подчеркивает,что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничегосделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены,поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает Валлон,человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически.Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальноеуже включено в биологию как абсолютная необходимость.
Сравнительный анализподтверждает, что все организмы рождаются с установленными на минимальномуровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют имвзаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. Впротивном случае они бы не могли развиваться. Организм активно все принимает иисследует свойства среды, благодаря этому возникает физиологическое и (или)психическое развитие. Очевидно, что физиологические структуры могут толькоассимилировать те свойства среды, для которых они имеют физиологические органы.Подобным же образом психологические структуры могут только ассимилировать туинформацию и тот опыт, для которых они имеют соответствующую психическуюсистему. Таким образом, строение организма селективно определяет характер еговзаимодействия и результат его опыта. Этот опыт в свою очередь закрепляется вфункциональных структурах, которые были первоначальным источникомвзаимодействия.
Организацияпредшествующих стадий подразумевает, но не содержит в себе организациюпоследующих стадий. Так как организация на каждой стадии развития отличается отдругой, то взаимодействие организма со средой меняется на протяжении жизни.Когда эти взаимодействия благоприятны для организма, его организация остаетсястабильной. Когда же обратная связь от этих взаимодействий нарушает организм,тогда возникают условия для выведения его из равновесия и возрастаетвозможность его функциональной и структурной реорганизации.
Среда – это сцена, илиобъект для действия и развития организма, а организм – это актер, или субъектна сцене. Следовательно, организм не просто реагирует на среду, он – операторна своей сцене.
На примитивной стадииразвития «сцена», или психологическая среда, — первый инициатор взаимодействия.Хотя функциональные структуры организма определяют форму его поведения, это всеже сравнительно пассивная реакция на внешнюю стимуляцию.[3]
Таким образом, можносделать вывод, что врожденные свойства организма и его созревание являютсянеобходимым условием, но не движущей силой психического развития ребенка. Оносоздает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видовпсихической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческихи индивидуальных органических способностей, а также ход их созревания вонтогенезе, необходимо подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишьусловия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формированиячеловеческой психики. Как справедливо указывал Л. С. Выготский, ни одно изспецифических человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление,творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д., не могут возникнутьпутем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого родакачеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.Социальная среда является подлинным источником развития ребенка, поскольку вней содержатся те материальные и духовные ценности, в которых воплощеныспособности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть впроцессе своего развития.

ГЛАВА 2.Новорожденный: особенности рождения, социальная ситуация развития
 
Человек, появляясь насвет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Пофизическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности испособам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе.
Однако по состоянию намомент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенкаотсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоитживое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнееэто существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, которыйпредопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывноросло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетиячеловеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же времяноворожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологовоб анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можнопредположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном неотличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.[3]
2.1Является ли рождение травмирующим?
В нормальных условияхпоявление нового человека является результатом психологической готовностиматери к его рождению.[2]
Не обсуждая сейчас,является ли рождение травмирующим переживанием или, как предполагал Фрейд,существует ли его связь с последующей тревожностью во взрослом возрасте,заметим, что рождение – это радикальный переход из защищенной, поддерживающейсреды материнской утробы в отличающуюся гораздо меньшей определенностью и,можно сказать, враждебную внешнюю среду. Кислород и питательные вещества большене поступают в организм младенца тогда, когда это ему необходимо. Новорожденныедолжны научиться дышать самостоятельно, сообщать о своих потребностях, желанияхсоциальному миру, который может отреагировать на эти сигналы либо остатьсябезучастным к ним.
Роды вызывают у младенцазначительный стресс. Тем не менее доношенные дети обладают всем необходимым длятого, чтобы благополучно пережить это событие. В последние минуты родоворганизм младенца вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина –гормонов, противостоящих стрессу. Резкий выброс адреналина компенсируеткислородную недостаточность и подготавливает новорожденного к дыханию черезлегкие. Первые вдохи даются младенцу с трудом, так как жидкость, заполнявшаялегкие, должна быть исторгнута, а миллионы микроскопических альвеол –заполниться воздухом. Однако уже через несколько минут у большинствановорожденных устанавливается регулярное дыхание.
Испытывает линоворожденный боль? В его кровеносной системе циркулирует большое количествоестественных болеутоляющих веществ, называемых бе-та-эндорфинами. Возможно,поэтому большинство младенцев сразу после родов отличаются необычайно высокойактивностью и восприимчивостью. Многие специалисты считают, что именно этотпериод повышенной активности, длящийся лишь немногим более часа, являетсяидеальным временем для первого контакта ребенка с родителями.[1]
 
2.2 Недоношенныемладенцы и младенцы в группе риска
Наиболее очевидным ичастым признаком недоношенности является низкий вес младенца прирождении. Сразу после рождения недоношенные младенцы сталкиваются с большимитрудностями при адаптации к внешнему миру, чем нормальные дети.Распространенной проблемой является температурный контроль. Недоношенныммладенцам сложнее поддерживать необходимую температуру тела, так как жировыхклеток у них меньше, чем у доношенных. Другой серьезной проблемой являетсяпитание в течение позднего фетального периода. Создается впечатление, что втечение первых нескольких месяцев жизни такие младенцы не могут догнатьздоровых новорожденных в весе и росте.
Многие ученые считают,что последствия недоношенности могут еще долго напоминать о себе послеокончания младенческого периода. Исторически все исследования показывали, чтопервые три года жизни эти младенцы больше страдают от болезней, обладают болеенизкими баллами по коэффициенту интеллекта, отличаются большим количествомповеденческих нарушений, чем дети, родившиеся в срок. Однако в более позднихисследованиях было доказано, что такие трудности появляются менее чем у однойчетверти недоношенных младенцев. И все же среди детей, имеющих такие диагнозы,как нарушение способностей к обучению, гиперактивность или нарушениеконцентрации внимания, исследователи находят большой процент тех, кто родилсяраньше срока.
Но ко всем подобнымсообщениям следует относиться с известной долей осторожности. Например, нельзяделать вывод о том, что недоношенность является причиной этих нарушений.Поэтому преждевременность появления на свет зачастую является лишь симптомом наличияаномалии, а не ее причиной.
Некоторые из проблем,возникающие у недоношенных детей на следующих стадиях развития, могут появитьсяиз-за особенностей общения с ними в первые недели их жизни. Вследствиенеобходимости содержания их в инкубаторах они меньше времени проводят вконтакте с родителями, чем обычные дети. Следовательно, они не имеют социальныхпереживаний, получаемых нормальными детьми во время кормления и помогающихвырабатывать раннюю привязанность. Последствия недостаточного количества раннегоконтакта с родителями могут наблюдаться в период младенчества. В среднем, такиемладенцы находятся дальше от тела родителя, меньше прикасаются к нему ииспытывают меньше ласки. Позже они менее активны в игре, чем нормальные дети, исталкиваются с трудностями при восприятии стимулов внешней среды. Даже с учетомвсех этих условий многие из различий между недоношенными детьми и детьми,родившимися в срок, исчезают к концу первого года жизни, особенно если родителиактивно занимаются компенсацией, проводя с ребенком больше времени, и прилагаютбольше усилий для того, чтобы вызвать у него различные реакции.
Некоторые изнежелательных последствий недоношенности могут компенсироваться и условиямисреды, окружающей ребенка в первый год жизни.[1]
Младенцы группы риска, родившиеся с физическиминедостатками, в первые дни жизни сталкиваются с проблемами, сходными с теми,что переживают преждевременно рожденные дети. Часто их сразу после рожденияизолируют от родителей в связи с необходимостью проведения различных медицинскихпроцедур. Для таких детей характерно наличие проблем развития, препятствующихактивному контакту с родителями, возможности позитивной обратной связи,сигнализирующей о том, что о них хорошо заботятся. В результате ребенок частостановится нервным, невосприимчивым к вниманию взрослых. Родители, в своюочередь, испытывают трудности в общении с ним, проявляют чрезмерную опеку.
Родителям может оказатьсянеимоверно сложно выработать привязанность к ребенку из группы риска. Крометого, такие проблемы, как раннее разделение и госпитализация, нарушения зренияили слуха, могут существенно ограничивать способность ребенка адекватнореагировать на внимание взрослых. [1]
2.3 Периодадаптации к новым условиям жизни. Кризис новорожденности
Несмотря на кажущуюсябеспомощность, доношенные новорожденные – жизнестойкие создания, уже сделавшиепервый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни, перешедшие от полнойзависимости от матери к независимому самостоятельному существованию. Четырьмяглавными системами приспособления являются дыхание, кровообращение, пищеварениеи терморегуляция.
С первыми вдохами легкиенаполняются воздухом и начинают работать как основной орган собственнойреспираторной системы ребенка. Некоторое время после родов у новорожденного случаютсяприступы кашля и чихания, вызывающие беспокойство у неопытных матерей, хотя вданном случае они выполняют важную функцию очитки дыхательных путей ребенка отслизи и околоплодной жидкости.
Переход на легочноедыхание влечет за собой важные перемены в работе системы кровообращенияноворожденного. Сердцу больше не приходится перекачивать кровь в плаценту дляаэрации. Вместо этого кровь попадает в легкие для насыщения кислородом иудаления углекислого газа. Переход дыхательной и кровеносной систем от фетальногок самостоятельному функционированию начинается сразу после родов, нопродолжается еще несколько дней. Недостаток кислорода в первые минуты во времяродов или дни приспособления к новым условиям может привести к необратимымповреждениям головного мозга.
В течение пренатальногопериода питательные вещества, как кислород, передаются младенцу через плацентуиз организма матери, но после появления новорожденного на свет должна начатьфункционировать его собственная пищеварительная система. Однако этот процессболее длительный и постепенный по сравнению с мгновенными и разительнымипеременами, происходящими в дыхательной и кровеносной системах. Приспособлениек новым условиям требуется и механизму терморегуляции новорожденного. Послеродов собственные обменные процессы ребенка должны постоянно обеспечиватьизоляцию даже от незначительных изменений температуры окружающей среды. Вскореноворожденные становятся способны сохранять тепло собственного тела благодарязначительному слою жира, который накапливается в течение первых недельжизни.[1] Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни– кризис новорожденности. Если бы рядом с новорожденным не было взрослогочеловека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переходк новому типу функционирования обеспечивается только взрослым.
Ребенок наиболеебеспомощен в момент своего рождения, так как у него нет ни единой сложившейсяформы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни былоинстинктивные функциональные системы. (Инстинктивные системы – это такиесистемы, в которых известный раздражитель вызывает заранее заданные формыповедения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированногоповеденческого акта. Все вкладывается при жизни. В этом и заключаетсябиологическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведенияпроисходила на протяжении сотен тысяч лет, она – чрезвычайное благо,расширившее возможности развития. Дж. Брунер отмечал, что эволюция приматовоснована на отборе в направлении все более отличительного паттерна незрелости,благодаря именно такому направлению отбора стала возможной более гибкаяадаптация нашего вида.[3]
2.4Социальная ситуация развития в период новорожденности
С самого начала возникаетситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Всеусловия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
Однако социальнаяситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. Тоединство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а состороны ребенка, пока еще ничего нет.[3]
Ранние контакты родителейс ребенком имеют важное психологическое значение для упрочнения уз, соединяющихих. Особенно необходимо такое взаимодействие для несовершеннолетних матерей,людей, не имевших ранее опыта обращения с новорожденными, для матерей детей,родившихся преждевременно, и тех, кого относят к группе риска. Но родители,усыновившие или удочерившие детей гораздо позже первых дней и недель после ихрождения, могут выработать такую же устойчивую привязанность к ним.
Включение отца вотношения с ребенком имеет множество плюсов. Например, выяснилось, что такиемладенцы социально отзывчивее, чем среднестатистические (Parke, 1979). Однако следует помнить, чтоотцы, принявшие решение установить ранний контакт со своим ребенком, могут понекоторым другим критериям отличаться от тех, кто предпочел отказаться от такихотношений, поэтому мы не можем с уверенностью заявлять, что именно раннийконтакт является причиной позитивных моментов в дальнейшем развитии ребенка.[1]
Большинство родителей, помнению Дж. Гевирца, придают особое значение факту подачи подкрепления (пищи,любви) и не учитывают при этом обстоятельств, при которых ребенок получаеттакую стимуляцию, и как эта стимуляция связывается с поведением ребенка. Так,родители, которых окружающие считают «любящими», могут проявлять, с их точкизрения, заботу и любовь к ребенку, но подобное поведение может не иметьникакого влияния на ребенка и даже, напротив, приводить к развитиюнеадекватного поведения. Но могут быть и такие случаи, когда родители, с точкизрения посторонних, равнодушно и «сухо» реагируют на ребенка, но вдействительности, взаимодействуя с ним, они создают эффективные условия для егонаучения, и в результате воспитывается дружелюбный и общительный человек.
Гевирц изучает не толькокак формируется привязанность у младенца, но и как формируется привязанность уродителей; это крайне важно для понимания взаимодействия «мать – ребенок».Младенцы доставляют взрослым нескончаемое удовольствие. Разнообразные реакциимладенца – улыбка, смех, вокализации – служат положительными подкрепляющимистимулами для поведения родителей, а реакция плача может быть важнымотрицательным сигналом; поэтому прекращение плача, сопровождающее определенныедействия взрослых, становится положительным подкреплением. Таким образом,младенец может формировать, а затем контролировать разнообразные виды поведениясвоих родителей. Например, в поведенческом репертуаре родителей могут появиться«детские» гримасы, телодвижения и звуки детского лепета, то есть такие реакции,которые могут вызывать подражание у ребенка, которое, в свою очередь, станетподкреплением для поведения родителей. Дж. Гевирц и Д. Баер подробно изучалипроблему происхождения первых имитационных реакций. Гевирц считает, что первыеподражательные ответы появляются случайно либо посредством научения. Скоростьпоявления этих ответов возрастает в зависимости от подкрепления. В определенныймомент накапливается достаточное количество подкрепляющихся ранее реакций, чтоприводит к возникновению обобщения подражания, оно становится относительносвободным от подкрепления.[3]
Общение – один изважнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте совзрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опытачеловечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителямичеловеческого рода. Предметом, или объектом, деятельности общения являетсядругой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметомдеятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которыепроявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятсязатем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Мы полагаем, чтоу человека существует самостоятельная потребность в общении, то есть несводимаяк другим нуждам (например, к нужде в пище и тепле, во впечатлениях иактивности). Потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себяи других людей. Для ребенка мотивом деятельности общения служит взрослый.Общение со взрослым в большинстве случаев составляет лишь часть более широкоговзаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей.
Первому полугодию жизнисоответствует ситуативно-личностное общение. Эту форму общения можно наблюдать,когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленногохарактера. Взаимодействие со взрослым разворачивается в первые месяцы жизнидетей на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеетникакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающиммиром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечиваютвыживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категорииэкспрессивно-мимических средств общения.
Ситуативно-личностноеобщение имеет большое значение для общего психического развития ребенка.Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у детей яркие радостныепереживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка,активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научитьсявоспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцевперцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в«социальной» сфере, эти приобретения начинают затем использоваться и длязнакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессукогнитивных процессов у детей.[4]
Дефицит общения в этотпериод сказывается отрицательно. Отрыв ребенка от матери вызывает значительныенарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимыйотпечаток на всю его жизнь. Разлука с матерью сказывается на развитиипознавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд,описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любитьокружающих связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме онавыражалась.[3]
2.5 Рефлексологияи физиология нервной системы[1]
1.   У новорожденного ребенка, наряду сприрожденными простыми и сложными специфическими рефлексами и общиминеспецифическими реакциями, имеются прирожденные реакции доминантного типа –это пищевая доминанта и доминанта положения.
2.   Первым существенным этапом развитияребенка является возникновение доминант с других воспринимающих поверхностей,из которых наиболее существенное значение имеют зрительная и слуховаядоминанты.
3.   Для развития и дальнейшегоусовершенствования этих доминант является важным их упражнение путем влияниявнешних воздействий.
4.   Последующие доминанты с органа зренияи слуха развиваются на почве постепенного функционального усложненияпервоначально местных рефлексов, получающихся уже у новорожденного с тех жевоспринимающих поверхностей.
5.   доминантные соотношения функционированиясложных нервных механизмов являются основными условиями образованиядифференцированных двигательных реакций, образующихся на почве первичноимеющихся общих двигательных реакций и простых рефлексов, а также путемдальнейшего образования новых функциональных связей, что приводит квозникновению в области движений высших реакций типа сочетательных рефлексов.
6.   Время и порядок образованиягенетически наиболее ранних сочетательных рефлексов соответствуют таковым же ввозникновении доминант. Установление новых функциональных связей, то естьобразование сочетательных рефлексов, возможно лишь при наличии доминантныхпроцессов общего характера (сосредоточение), происходящих не только в кореполушарий, но и одновременно в нижележащих отделах нервной системы, и в силу чегомеханизм сочетательных рефлексов не ограничивается только корковыми процессами.Поэтому на образование сочетательных рефлексов и их работу оказывают влияние иподкорковые области, а также иннервируемые ими другие части организма:сосудистая система, железы и пр. Приходится допустить также возможности исамого образования новых связей в подкорковых отделах, как, например,возникновение уже в течение первого месяца пищевой реакции в положениикормления.
7.   Как одну из существующих проблемгенетический метод выдвигает проблему развития бодрствования как таковогофункционального состояния, которое является основной предпосылкой всех вообщевысших реакций.
8.   В генезисе первичным являетсясостояние сна или, вернее, отсутствие бодрствования, поэтому при генетическомизучении представляется возможным проследить как количественное нарастаниебодрствования, так и выяснить внешние и внутренние условия его возникновения иразвития. Отсюда ясно, что и проблема сна до конца может быть разрешена лишь всвязи с выяснением природы бодрствования, так как сон возникает при устраненииусловий, необходимых для возникновения и поддержки бодрствования.
2.5.1Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка
Ребенок рождается сопределенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешнимусловиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работуосновных систем организма (дыхания, кровообращения).
В первые дни можно такжеотметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитноеотдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, арезкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т. д. Эти реакции – защитныерефлексы.
Кроме защитных, уноворожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт сраздражителем. Это ориентировочные рефлексы.
Наблюдениями установлено,что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызываетповорот головки. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственноследить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются иориентировочно- пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает уголодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторонураздражителя, открывает рот.
Кроме перечисленных уребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс –ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельныйрефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлексотталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и некоторые другиерефлексы.
Таким образом, ребеноквооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются всамые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, чтонекоторые рефлекторные реакции появляются еще до рождения. Так, черезвосемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.
Большинство врожденныхреакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новымусловиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становитсявозможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается засчет организма матери (через стенки сосудов плаценты – детского места – изкрови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), топосле рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемомуоральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливаниепроисходит рефлекторно. После того, как легкие наполняются воздухом, целаясистема мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыханиеосуществляется легко и спокойно. Питание происходит с помощью сосательногорефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, сначала плохосогласованны между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у негобыстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения.Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизматерморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурнымперепадам.
Новорожденность –единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом видепроявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных наудовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Этиорганические потребности не могут, однако, составить основу психическогоразвития – они только обеспечивают выживание ребенка.
У ребенка в отличие отдетенышей животных имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появлениячеловеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексовдетенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными,охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормальногосуществования.
Как показалиисследования, в сравнительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка навнешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего неразвивается. Это – атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком отживотных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания.Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Цеплятельныйрефлекс заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражениеладони. Движения ребенка, необходимые для его психического развития, дляразвития способности взаимодействовать с внешним миром, формируются не наоснове этого цеплятельного рефлекса, а на основе хватания, которое возникаетпри раздражении пальцев. Цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем начинаетскладываться хватание. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не являетсяисходным для развития самостоятельного передвижения в пространстве. Какпоказали наблюдения, подлинное ползание начинается не с отталкивания ножками, ас движения рук: ребенок тянется к привлекшему его внимание предмету,«переступает» руками и продвигается вперед.
Хватание и ползаниеначинают формироваться не в период новорожденности, а значительно позже – привзаимодействии ребенка со взрослым, который понуждает и тренирует эти действия.
Таким образом, ребенокгораздо меньше «вооружен» врожденными формами поведения, чем детеныш животного.У ребенка все человеческие формы поведения еще должны сложиться.[2]
2.5.2Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов
Ребенок рождается болеебеспомощным, чем детеныши многих животных. Однако отсутствие значительногоколичества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка.
Основная особенностьноворожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретениясвойственных человеку форм поведения. Если органические потребности вдостаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и вусловиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (вполучении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляетсяпсихическое развитие.
Потребность в получениивпечатлений связана в своих истоках с ориентировочными рефлексами и развиваетсяв зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления.Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного вступают в строй с первогодня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет,находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжениипервых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенокначинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливает взорна неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, вчастности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражителивозникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножеки головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховомсосредоточении.
Важная особенностьноворожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у негобыстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка отдетенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.
Развитие работызрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешниераздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первуюочередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет ¼ весамозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как увзрослого, но эти клетки недостаточно развиты. Тем не менее уже в периодноворожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполневозможным образование новых условных рефлексов. Этот факт служитдоказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миромвключаются высшие отделы мозга – Кора больших полушарий. С первых дней жизниначинает быстро увеличиваться вес головного мозга, растут и покрываютсязащитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстроформируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: задве недели площадь, занимаемая в коре полушарий зрительными полями,увеличивается в полтора раза.
Но было бы невернодумать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органовчувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенкомвнешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно самосозревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в периодноворожденности – упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозгимпульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Еслиребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточногоколичества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Напротив, еслиребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитиеориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слуховогососредоточения), создается основа для последующего овладения движениями иформирования психических процессов и качеств. Источником зрительных и слуховыхвпечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органовчувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений становитсявзрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо,разговаривает с ребенком, тем самым активизируя его ориентировочные реакции.[2]
2.5.3 Развитиеэмоциональной сферы. Комплекс оживления
Уже с первых днейрождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждалирефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и оченьдиффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеютсяпервичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные сфундаментальным развитием мозга (потребность в первых впечатлениях), и,наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первогогода жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании иподдержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственногоформирования ребенка. Признание указанных потребностей требует признания умладенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либоиз них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся вбеспокойстве, крике, а их удовлетворение – радость, повышение общего жизненноготонуса, усиление познавательной и двигательной активности.[4]
Плач становитсяестественным выражением всякого рода страданий, идет ли речь о физической болиили (конечно, намного позднее) о душевном горе.
Улыбка, выражающаяположительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Но для возникновенияположительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органическихпотребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, прикоторых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживаниевызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.
Ребенок 80% времени сутокспит. Сон еще не смещен на ночное время и имеет полуфункциональный характер.Ребенок спит полубодрствуя. 20% времени ребенок бодрствует, но самободрствование носит пока полудремотный характер. Процесс правильногочередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания –со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.
Движения новорожденногоеще нельзя назвать движениями в собственном смысле слова. Это скореефизиологические отправления двигательных органов. Новорожденный во многом покаеще подкорковое существо, правда, сама подкорка еще не организована. Всенаходится в состоянии негармоничном; поведения в собственном смысле слова ещенет. Поведение – это движение, связанное с выделением какого-то элемента изокружающей жизни. Оно имеет две части: ориентировочную и исполнительную. Безориентировки нет поведения.
Первый объект, которыйребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Постепенноу ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращеннаяко взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживлениясостоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над нимчеловека, улыбается ему.[2] Эта эмоционально-положительная реакциясопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны,некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплексоживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый актобщения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействоватьна взрослого.
Комплекс оживления –основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конецноворожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтомупоявление комплекса оживления представляет собой психологический критерий концановорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности – появлениезрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условныхрефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий концапериода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которымон родился, что свидетельствует о том, что физиологические системыжизнедеятельности функционируют нормально.[3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Период новорожденности –первый критический период развития ребенка. Это первая травма, и всяпоследующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Акт рождения визвестном смысле есть переход от паразитарного типа существования к формеиндивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, отодного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологическойрегуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционироватьзаново.
Социальная среда, вкоторой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие«социальная среда» входят: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери,социальная позиция семьи, уровень образования и др. В раннем развитии ребенкапроявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и«нельзя». Вероятность здорового развития ребенка выше, если мать довольна своимположением в жизни.
Таким образом, перваяфаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного сего социальным наследием. Эта фаза вводит младенца в окружающую среду исоставляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Крайг Г., Бокум Д. – Психологияразвития – 9-е издание – СПб.: Питер, 2005.
2.   Мухина В. С. – Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 9-еизд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
3.   Обухова Л. Ф. – Возрастная психология– Изд. 4 – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4.   Фельдштейн Д. Н. Хрестоматия повозрастной психологии – 2-е издание – М.: Институт практической психологии,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.