Реферат по предмету "Психология"


Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива

Московский департамент образования
Педагогический колледж №8 «Измайлово»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа
 
на тему:
«Педагогическое общение и роль учителя в формированиидетского коллектива».

Студентки группы 302 «У»
Ивановой О.В.
 
Специальность: 0312
учитель начальных классов.

Научный руководитель
Петрова В.Г.
Преподаватель психологии

                                   

Москва 2000.
Оглавление
 
                                                                                                                                                                                                          Страницы ВВЕДЕНИЕ 3  ГЛАВА I  Понятие общения. Его виды. Развитие педагогического общения. 6 1.1 Коммуникации и общение. 6 1.2 Педагогическое общение. 8 1.3 Формирование педагогического общения учителя. 10 ГЛАВА II  Понятие коллектива. Развитие детского коллектива. 12 2.1 Коллектив. 12 2.2 Факторы, влияющие на образование коллектива. 12 2.3 Детский коллектив. Класс как вид коллектива 14 ГЛАВА III Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. 16 3.1 Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. 16 3.2 Структура межличностных отношений в группах младших школьников. 20 3.3 Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста. 24 заключение. 34 Литература 35 Приложения.                                                                                                                                                                                                                                                                                        ВВЕДЕНИЕ
 
АКТУАЛЬНОСТЬ.Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизацииобучения.  В понятие гуманизации обучения входит организация коллективаучащихся и влияние учителя на этот коллектив. (При этом формирование данногоколлектива влияет на развитие личности и обучаемость.) Одну из важнейших ролейв организации детского коллектива играет учитель. Но положительной организациюможно считать тогда, когда педагог не только воздействует, указывает и учит, нои помогает.
Решение этой проблемы ведетк качественному улучшению образования т.к. в этом случае школа воспитывает нераба, а человека с большой буквы. Это — проблематика нашей работы, но не мы ееоткрыли. Она была открыта давно, начиная с Януша Корчака, но в последнее времяэта проблема стоит особенно остро. Если бы обучением и воспитанием детей незанимались профессиональные педагоги, то через несколько поколений обществопрекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы простонедостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный,экономический и культурный прогресс.
В современномцивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особоговнимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, впервую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычноневосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы средиучителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовленыинтеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждомучеловеку.
К сожалению, в связи сэкономическим соотношением сил, учительская профессия стала местом, кудастекается все неприспособленное, неудачливое, терпевшее неудачи на всехжизненных поприщах. Школа – та пристань, в которую жизнь отводит поломанныекорабли. Это символично, что когда-то в учителя шли отставные солдаты. отставные солдаты жизни и сейчас ещезанимают на /> учительские ряды. «Этоужасно, писал один педагог, — что среди учителей так много старых дев обоегопола и, вообще, всякого рода неудачников. Как можно доверять жизнь детей тому,кому не удалась его собственная жизнь?» Ведь надо сказать прямо, что в учителяможет идти далеко не каждый, а только наиболее годный.
Одну из ведущих ролей вформировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиляпедагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должнырассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование детскогоколлектива.
Исходя из этого, мы избрали тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ВФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
В данной работе будемоперировать следующими понятиями:
Авторитетность — способность человека иметьопределенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться ихпризнанием и уважением.
Барьер психологический — внутреннеепрепятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.),мешающий человеку выполнить некоторое действие. При взаимодействии людей мешаетустановлению между ними открытых и доверительных отношений.
Группа — совокупность людей, выделенная наоснове какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков.
Испытуемый — человек, над которым проводятсянаучные психологические опыты.
Коллектив-высокоразвитая малая группа людей, отношенияв которой строятся на позитивных нормах морали.
Коммуникации -контакты, общение, обмен информациейи взаимодействие людей друг с другом.
Лидер — член группы, чей авторитет, властьили полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы,коллектива, готовыми следовать за ним.
Лидерство — степень ведущего влияния тех илииных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповыхзадач.
Общение — это многоплановый процесс развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
социограмма — графический рисунок, с помощьюкоторого условно представлена система личных взаимоотношений сложившейся междучленами малой группы, коллектива на данный момент времени. Используется всоциометрии.
Социометрия — совокупность однотипно построенныхметодик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и рядаспециальных индексов личных взаимоотношений между членами малой группы,коллектива.
Статус — положение человека в системевнутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазахостальных участников группы.
Тест — стандартизированнаяпсихологическая методика, предназначенная для сравнительной качественной оценкиу человека изучаемого психологического качества.
Эмпатия — способность человека ксопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Этой проблемойзанимались: МакаренкоА.С. «Детский коллектив»,    Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», ЭльконинД.Б. «Избранные труды», Кан-Калик В.А. «Основы профессионально-педагогическогообщения», Коломинский Я.Л. «Психология личных взаимоотношений в детскомколлективе», Януш Корчак «Педагогическое наследие» и другие.
ОБЛАСТЬ. Педагогическое общение.
ГИПОТЕЗА. Учитель является ключевой фигурой ворганизации детского коллектива.
ОБЪЕКТ. Роль учителя в педагогическом общении.
ПРЕДМЕТ. Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива.
ЗАДАЧИ:
1)    изучить литературупо теме исследования;
2)    изучить особенностивербальной и невербальной коммуникаций учителя;
3)    изучить особенностииндивидуальности младшего школьника;
4)    изучить особенностиформирования коллектива на, этапе младшего школьного возраста;
5)    рассмотреть влияниеособенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшегошкольника;
6)    разработатьпсихолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизациювзаимодействия педагога и учащихся.
ПРАКТИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕ.
Анализ видов вербальных иневербальных компонентов педагогического общения, используемых учителем,позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей,направленные на помощь в формировании коллективов младших школьников и болееполное раскрытие индивидуальности младшего школьника.
 МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ.
а)    изучение и анализлитературы;
б)    метод наблюдения;
в)    методыпсихологического исследования с использованием стандартных психологическихметодик.ГЛАВА I
Понятие общения. Его виды. Развитие педагогическогообщения.
 
1.1 Коммуникации и общение.
Коммуникации -контакты, общение, обменинформацией и взаимодействие людей друг с другом. Одной из главных составляющихкоммуникации является общение.
 Общение — категория, которая являетсяосновополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе «Проблемаобщения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовойкатегорией, логическим центром общей системы психологической проблематики»,указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемыйпотребностями совместной деятельности (определение, данное А.В. Петровским).
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членамиобщества, в общении реализуются социальные отношения людей (определение, данное             Л.Д. Столяренко).
 В общении выделяют тривзаимосвязанных стороны: перцептивная сторона общения включает процессвосприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основевзаимопонимания;коммуникативная сторона общения состоит в обменеинформацией между людьми (Общаясь, люди обращаются к языку как одному изважнейших средств общения.); интерактивная сторона заключается ворганизации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия,распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждениесобеседника.
 
 К средствам общенияотносятся:
1.  Язык-системаслов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемыедля общения.
2.  Интонация,эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смыслодной и той же фразе.
3.  Мимика, поза,взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4.  Жесты каксредства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за нимизначения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5.   Расстояние, на котором общаются собеседники,зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.
Для ребенка являетсяосновным не язык, а жесты.
В наши дни речь, болеечем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью котороголюди живут вместе. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будеттем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.
Слово является средствомпередачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одногочеловека другому. При передаче информации частично искажается ее смысл,частично происходит ее потеря.
Высказывание безориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерьинформации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторыхслучаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общениивоспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом.Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения являетсядиалог.
Диалог предполагает свободное владениеречью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответыот уклончивых. В основе диалога — умение задавать вопрос себе и другим. Вместотого, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнеепреобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами,посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрируетжелание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение иуглубление.
Культура поведения влюбом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанногос формами и манерами речи, словарным запасом,
т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.
Передача информации можетиметь различную форму — это может быть и разговор, и беседа, и сопор, и дажелекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбортого или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.
хотелось бы сказать несколько слов отаких видах вербальных коммуникаций, как разговор, беседа, собеседование иподробно остановиться на таких видах, как спор, и менее распространенных — дискуссии, полемике, дебатах.
Разговор — это словесный обмен мнениями,сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор,беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которыев непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому илииному поводу.
Обсуждение ведется по какой-либо определеннойтеме и каждый участник  высказывает свою точку зрения. Участники разговоразадают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснитьнепонятные моменты обсуждения.
Беседа особенно эффективна в том случае,если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.
Спор. Слово спор служит для обозначенияпроцесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякоестолкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу,предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
В русском языке есть идругие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика,дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.
Невербальныесредства общения изучают следующие науки:
а)  кинесика (жесты,мимика, походка, поза, визуальный контакт);
б)  просодика и экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех,плач, т.е. интонационные характеристики голоса);
в)  токесика (тактильныевзаимодействия);
г)  проксемика (ориентации,дистанция, т.е. пространственная организация общения).
Дети в общении реагируюткак на вербальные средства, так и на невербальные, причем невербальныесчитывают легче. И чем младше возраст, тем значительнее для него невербальноеобщение. Поэтому педагогическое общение заключается в соотношении вербальных иневербальных коммуникаций.
Невербальное общениеценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно иобусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможностиподделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чемвербальному каналу общения.
1.2. Педагогическое общение
Под педагогическим общением обычно понимаютпрофессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения ивоспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное насоздание благоприятного психологического климата, а также на другого родапсихологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений междупедагогом и учащимися [18].
Педагогическое общение,будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания междулюдьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный- от лат.  слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и какисточник информации, и как способ взаимодействия собеседников.
В структуру речевогообщения входят:
1.  Значение и смыслслов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важнуюроль точность употребления слова, его выразительность и доступность,правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношениязвуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2.  Речевые звуковыеявления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса(плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный,прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
 Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размереннаяманера речи.
3.  Выразительныекачества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении:смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель;нулевые звуки — это паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», »э-э-э» и др.
 Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звукии интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(«говорим голосом,беседуем всем телом» Публиций).
Педагогическое общениестанет действительно творческим процессом, если высокая информативная речеваякультура и техника в сочетании с легкостью вступления в контакт,активно-положительным отношением учителя к ученикам, развитой эмпатией,рефлексией, перцептивными и другими способностями будут согреты теплотойчеловеческого чувства и любви к детям.
Стилипедагогического общения.
Выделяют следующие видыпедагогического общения:
1.    Авторитарный стиль. При авторитарный стиле характернатенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том,что преподаватель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы инеаргументированное восхваление других.
При таком стилеруководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельностиклассного коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь изсобственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективнооценивает достигнутые результаты. Любая инициатива школьников воспринимаетсятаким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет идостоинство.
Этот стиль руководстваявляется средством реализации тактик диктата и опеки, а в случаепротиводействия школьников властному давлению учителя неизбежно ведет кконфронтации.
2.   Попустительский, или игнорирующийстиль. Попустительскийстиль руководства характеризуется стремлением педагога максимально облегчитьсвою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность.Формально выполняя свои обязанности, такой учитель на деле пытаетсясамоустраниться от руководства коллективом школьников, во что бы то ни сталоизбежать роли воспитателя, ограничившись выполнением сугубо преподавательскойфункции.
Этот стиль руководстваявляется средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирногососуществования», в основе чего лежит равнодушие, незаинтересованностьпроблемами школьной жизни.
Следствием подобногоподхода учителя к решению своих профессионально — педагогических задач оказываетсяотсутствие у него адекватных, отражающих реальность знаний о взаимоотношениях вклассном коллективе, неспособность позитивно влиять на становление личностиучащихся. Дисциплина в классах, руководимых такими учителями, нередко бываетнеудовлетворительной, да и успеваемость оставляет желать лучшего...
Ясно, что эти учителятерпят фиаско, что называется по всем статьям. При столь отстраненной позициипедагога нельзя рассчитывать на какой бы то ни было эмоциональный контакт междуним и классом.
3.   Демократический стиль. «Один в поле не воин» — гласит стараяпословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этоймудрости, как в воспитании подрастающего поколения. Любые усилия даже самогознающего и опытного наставника пропадут впустую, если он не добьется поддержкиот своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников.
При демократическом стилеруководства педагог не только никогда не бывает одинок, но и в меньшинствеоказывается крайне редко. Все дело в том, что основной рычаг управления,используемый таким учителем, — опора на коллектив.
Демократический стильруководства учащимися — единственно возможный способ организации реальногосотрудничества педагога и школьников.
Важнейшая особенностьдеятельности такого педагога — ориентация на личность учащихся, а потому и науроках, и во внеурочной работе он нацелен на повышение активности школьников,на пробуждение их инициативы, на привлечение каждого к решению общих задач.
1.3 Формирование педагогического общения учителя.
Для формирования полноценного педагогическогообщения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершатьопределенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценногопедагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем :
1.  Учитель долженспособствовать формированию группы.
2.   Учитель должен учитыватьсоциально-психологические факторы в ходе учебно-воспитательного процесса.
3.   Учитель должен постоянно повышатьсвою квалификацию.
4.   Учитель должен постоянно оцениватьсвою деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса.
5.   Учитель должен постояннокорректировать свою деятельность, исходя из педагогической ситуации.
6.   Учитель должен тщательноанализировать выбранный им индивидуальный стиль руководства коллективом.
7.   Учитель должен использовать приработе с коллективом невербальные средства общения и взаимодействия.
8.   Учитель должен повышать свойкоммуникативный уровень используя в работе невербальные средства общения.
9.   Учитель должен уметь просчитыватьспособы решения проблемных ситуаций общения на модели.
10. Учитель должен конструктивноподходить к решению  педагогических проблем.
11. Учитель должен уметь использоватьнавыки, полученные при работе с моделью, в ходе решения реальных педагогическихситуаций.
12. Учитель должен уметь детальнопросчитать пути решения конфликтной ситуации на модели.
Успешное протеканиеучебно-воспитательного процесса зависит от компетентности учителя и высокогоуровня его профессионализма. Только выполняя этитребования можно говорить о полноценности педагогического общения.ГЛАВА II  Понятие коллектива. Развитие детского коллектива.
 
2.1  Коллектив.
При помощи общенияформируется коллектив.
В данной работе хотелосьбы разделить два понятия группа и коллектив и уточнить ихзначения.
/>
     Группа
 
 
 
 
/>/>/>
Услов­ные
 
 
Реаль­ные

 
 
/>/>/>
 
Лаборатор­ные

Боль­шие
 
Естествен­ные

   Малые
 
/>/>/>
 
организован­ные
 
 
Неорганизо­ванные
 
Становя­щиеся
 
Коллективы
Группа — совокупность людей, выделенная наоснове какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков. Высшаястепень развития группы — коллектив.
            Коллектив — высокоразвитая малая группа людей,отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладаетповышенной эффективностью в работе.
Замечена закономерность:чем ближе по уровню своего развития группа нахо­дится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности иторможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, тем больше воз­можности онапредставляет для проявления в системе взаимо­отношений худших сторон личности содновременным торможением лучших устрем­лений.
Понятие коллективизмавключает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремлениепротивостоять тому, что разобщает, разрушает  коллектив.
2.2 Факторы влияющие на образованиеколлектива.
Коллектив развивается поопределенным законам. Внезависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллективпроходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группыстроятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий.  Можно выделить следующие стадии развития коллектива.
1 стадия: объединение людей.
2 стадия: появление лидеров и аутсайдеров.
3 стадия: появление конфликтов.
4 стадия: разрешение конфликтов и объединениев сплоченный коллектив.
При классификации детскихколлективов Г. Фортунатов [18] выделяет следующие их виды:
1)  стихийно организующиеся коллективы;
2)  сознательно организующиеся коллективы;
3)  организуемые коллективы.
П. Загорский предложилследующую схему характеристики детского коллектива:
1.   Число членов и возраст детскогоколлектива.
2.   Из какой среды дети пришли вколлектив?
3.   Каковы основные занятия данногоколлектива?
4.   Какова форма его организации?Характеристика вожаков, степень их влияния: в чем оно проявляется?
5.   Есть ли борьба между вожаками имассой? Между вожаками друг с другом? Между вожаками и педагогом?
6.   Насколько инициативна масса? В чем ееосновные интересы?
7.   Насколько легко сговариваетсяколлектив? Какие конфликты внутри коллектива? С другими коллективами? Спедагогом?
8.   Какие группировки внутри коллектива?Вокруг чего и кого? Насколько устойчивы?
9.   Кто из детей вне коллектива? Почему?Что это за дети?
10. Как коллектив влияет на отдельныхдетей? Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе?
Без лидера ни однагруппа, ни один коллектив существовать не может. Лидер — это такой человек,который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им можетбыть только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно вданной группе.
Лидерство— степень ведущего влияния тех илииных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповыхзадач.
Лидерство — естественныйсоциально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личногоавторитета человека на поведение членов группы.
Под влиянием понимаюттакое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения,чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное иписьменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение,принуждение, личный авторитет и пример.
Д.Б. Эльконин говорит о лидерстве, как о вожачестве. Он выделяет шесть ступеней развития этогосоциального явления.
Первая ступень — пассивное вожачество. Ребенокстановится вожаком по отношению группе не в силу своего собственного желаниявоздействовать на поведение других детей, а в силу того, что другие детиподражают ему и следуют за ним. В таком случае вожак может осуществить своюфункцию, ничего не зная о ней и не интересуясь ею. Уже здесь возникает вопрос отом, почему подражают именно этому ребенку, а не какому-либо другому, то есть окачествах самого вожака.
Вторая ступень — активное вожачество, проявляемое вотдельные моменты: «функция вожака переходит из рук в руки».
Третья ступень — активное вожачество, охватывающеезначительные отрезки процесса общения, но не распространяющиеся на весьпроцесс.
Четвертая ступень — активное вожачество, охватывающеепроцесс сотрудничества в целом. Вожак руководит от начала до конца, «подчиняясебе всех членов коллектива в течение данной деятельности».
Пятая ступень — отличается от предыдущей тем, что вотдельные моменты основного вожака дополняет другой, который «не имеет вполнеравноправного с главным вожаком значения».
Нашестой ступени отмечаетсяпоявление двух вполне равноправных вожаков, которые обладают каждый своейсферой влияния.
После характеристикивожачества как явления и процесса автор предлагает типологию вожаков. Д.Б.Эльконин описывает три основных типа: вожак-диктатор, подавляющийдетский коллектив; Эмоциональный организатор, захватывающий детскиеколлективы «целым рядом ярких эмоциональных моментов»; наконец, вожак,«которого можно назвать интеллектуальным рационализатором или Ісухим указчикомІ».
Стоит лишь незначительно изменитьтерминологию, и мы получим совершенно современную классификацию:лидер-диктатор, «эмоциональный лидер», «инструментальный лидер».
2.3. Детский коллектив. Класс как вид коллектива.
Существуюттакие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс — как самаяустойчивая группа. Структураличных взаимоотношениймежду детьми в классе — это реально сложившаяся, нигде официально незафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и свояорганизационная структура — в классе это органы ученического самоуправления,староста и т.д.
В первый круг желаемогообщения ребенка входят те одноклассники, которые являются для него объектомустойчивого выбора, — те, к кому он испытывает постоянную симпатию,эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь,симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь.
У некоторых учениковвообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивуюсимпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует.
Деловые и личныеотношения не всегда находятся в прямой зависимости. Бывает, что в деятельномклассе, где хорошо налажено выполнение различных коллективных дел и ученикидостаточно требовательны друг к другу, обнаруживается явное разобщение в планеличных взаимоотношений. Благоприятные личные взаимоотношения могут и невозникнуть под влиянием совместной учебы и других дел. Эти отношения необходимоспециально воспитывать учителю.ГЛАВА III
Влияниепедагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьномвозрасте.
 
3.1  Младший школьник:индивидуальность и ее развитие.
Учебнаядеятельность.
Одно из основных открытий ребенкасеми лет — это приход в школу.
С приходом ребенка вшколу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенокостается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенкапродолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности ещепредстоит развиться.
С поступлением в 1-йкласс у ребенка меняется ведущий вид деятельности — игровой на учебный. Теперьуже через нее опосредуется вся система отношений ребенка со взрослыми исверстниками. Под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательныхпроцессов, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Это связано стем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системымежличностных отношений, требующие наличия новых психологических качеств.
Общими характеристикамивсех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность,продуктивность и устойчивость. На уроках ребенку с первых дней обучениянеобходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, бытьдостаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все, о чем говоритучитель. В этот период восприятие носит непроизвольный характер, так как детиеще не умеют управлять им, не могут самостоятельно анализировать предмет,явление.
Основной чертойвосприятия является особенность самого предмета. Поэтому дети замечают неглавное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне другого предмета. Вотпочему процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующимназванием предмета, явления.
Начиная со 2-го классаэтот процесс постепенно претерпевает существенные изменения; все в большейстепени в нем принимает участие анализ. Восприятие как процесс, дающийвозможность ориентации во внешнем мире, начинает отделяться от специальноговосприятия определенных объектов в процессе их познания при обучении. Детиовладевают техникой восприятия, учатся смотреть, слушать, выделять главное,видеть детали. Восприятие становится расчлененным.
В развитии произвольноговосприятия большую роль играет слово. У первоклассников слово-название играетзавершающую роль в восприятии. У учащихся 2-3-х классов слово выполняет другуюфункцию. Назвав предмет, объект, явление, дети продолжают его анализировать,описывать в словесной форме. Процесс восприятия чаще определяется интересами,потребностями, прошлым опытом человека, нежели внешними особенностямипредметов. Его развитие у младших школьников идет от слитного, фрагментарного красчлененному, осмысленному.
По мнению Э.А.Фарапоновой [18], в процессе постепенного перехода отнерасчлененного восприятия к более углубленному, расчлененному, мы наблюдаембольшую неравномерность, то есть этот переход не делается сразу универсальнымво всех случаях. Учащийся в восприятии одних объектов может стоять на болеевысоком уровне анализа, а в восприятии других оставаться еще на низком уровне.Обычно дети переходят на более высокий уровень восприятия в тех видах учебнойдеятельности, в которых они достигают наиболее продуктивных результатов.Например, уровень восприятия в процессе рисования или пения при отсутствиидолжного организационного обучения у учащихся 4-го класса может оставатьсячрезвычайно низким.
Переход учащихся к болееуглубленным формам анализа в процессе восприятия связан с общей постепеннойперестройкой их личности. Познавательные интересы первоклассникахарактеризуются простым накоплением фактов и сведений об окружающем мире. Вэтом возрасте познание нового сводится главным образом к присоединению новогофакта, новой подробности к своему прежнему опыту.
В дальнейшем постепеннопроисходит усложнение познавательных интересов. Ребенка теперь начинаетинтересовать существо самого предмета. В связи с этим он все больше и большеначинает наблюдать и изучать интересующие его объекты. В ходе обученияизменяется и отношение учащихся к восприятию важных для них объектов. Чемстарше учащийся начальных классов, тем возможнее обучение его углубленномувосприятию и наблюдению. Эту особенность в развитии восприятия у младшихшкольников необходимо широко использовать в процессе обучения в школе.
Остановимся наособенностях восприятия детьми этого возраста человека вообще и учителя вчастности. Типичным здесь является то, что дети достаточно глубоко отражаютвнешние признаки учителя, выделяют некоторые особенности его поведения,рассматривая их, однако, вне связи с личностью учителя в целом. В описанияхучителя превалируют элементы физического облика и оформление внешности.Значительно реже младшие школьники выделяют поведение педагога. Для них оченьтрудно за внешне выразительными движениями увидеть определенные психическиекачества. Правда, с возрастом отношение к учителю меняется: от целостного,недифференцированного — к более детальному, глубокому. Так, от 1-го к 3-муклассу увеличивается число сторон, отмечаемых и оцениваемых в личности ивнешности учителя; наблюдается тенденция увеличения фиксирования учащимисяповедения учителя, а также профессиональных умений педагога передавать знания,поддерживать дисциплину, организовывать мероприятия и т.д.
 Произвольное управлениедействиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правилвозможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, чтовремя его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжениепроизвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.
 Если с приходом в школусразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это можетпривести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебнуюдеятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо ктому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру всебя, начнет негативно относится к школе и к ученью, а возможно, «уйдет вболезни». На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовыхк ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказываетсянепосильным, достаточно велико.
 Попытки приспособитьдетей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятияэлементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение»привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебнойдеятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебныхзаданий, не развивает произвольных видов управления действиями.
Дети должны научитьсяразличать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие отигры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенокэто сделать или не хочет.
В этом возрасте учитель долженформировать в детях адекватную самооценку.
Нами был проведен тест«Лесенка» с целью выявления уровня самооценки и влияния на уровень самооценки.
Тест «Лесенка»(см. Приложение1)
Цельметодики: самооценка личностных качеств испытуемых.
Оснащение:ручка, лист для ответов, вопросник теста, схема «лесенка».
Порядокработы: испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкциюпримерно следующего содержания: «Ребята, на полученных листочкахпроставьте номера вопросов с первого по четвертый. Посмотрите на схему. У насесть «лесенка» состоящая из семи ступенек. На первой ступеньке находятся самыелучшие дети, на седьмой ступеньке — самые плохие. Отвечая на следующие вопросы,поставьте только цифры, соответствующие номеру нужной вам ступеньки.»
Вопросы:
1.   Кудабы ты себя поставил(а)?
2.  Куда бы тебя поставил учитель?
3.  Куда бы тебя поставила мама?
4.  Куда бы тебя поставил лучший друг? Кто это?
Схема:
Самые
хорошие
 
 
 
 
 
 
1
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
Самые
плохие
6
 
 
 
 
 
7
 
 
 
 
 
 
В результате тестированиявыявлено, что у восьми испытуемых самооценка завышена, у одного испытуемогосамооценка занижена, у шестнадцати детей самооценка в норме.
Самооценка испытуемого иоценка его мамой совпала у пятерых.
Самооценка испытуемого иоценка его лучшим другом совпала у  четверых.
Самооценка испытуемого иоценка его ни кем из перечисленных выше не совпала у тринадцати учеников.
Самооценка испытуемого иоценка его учителем совпала у троих.
Таким образом мы видим, чтосамооценка учащихся с мнением учителя практически не совпадает. Учащиесясчитают, что учитель их оценивает неадекватно. Это говорит о недостаточноблизких отношениях учителя и класса.
3.2 Структура межличностных отношений в группах младшихшкольников.
         
Важным вопросомпри изучении характеристики внутригрупповых взаимоот­ношений как детей младшего школьного возраста, так и не толькоих является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, ихсодержания. Это можно осу­ществить исходя из анализа социальной ситуации развитиягруппы.
            В детских группах могутбыть выделены функционально – ро­левые, эмоционально – оценочные и личностно –смысловые отношения между свер­стниками.
            Функционально – ролевыеотношения выступают при изучении „делового“ об­щения и совместнойдеятельности, что позволяет ответить на вопросы: „в какой кон­кретнойдеятельности разворачиваются эти отношения?“ и „что ониотражают?“. Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общностисферах жизнедея­тельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) иразворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе поднепосредственным руководством и контролем со стороны взрослого, в том числе иучителя.
Учитель санкционирует те или иныеобразцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и исполнительным; во времясамостоятельной работы на уроке нельзя смотреть в тетрадь соседа и т.д.Функционально – ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, взначительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля состороны взрослого.
В самой игре, как,впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе,проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения поповоду совместной деятельности в игре. Например собственно – игро­вые отношениявоспроизводят социально – типические образцы поведения: доктор к больному –добр; учитель с учеником строг. Это отношения „вообще“, они»бессубъ­ектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.
Другой тип игровых отноше­нийвозникает «вокруг» игры, при обсуждении её замысла, построении«сценария», распределении ролей. Психологический смысл общенияребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребеноксам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают иразрешаются существенно важные кон­фликты детской жизни: «во чтоиграть?»; «кого принимать в игру?»; «кто будет глав­ным?».
Функционально – ролевоеповедение в группе проявляется и в действиях, со­ответствующих статусу ребенкаили его конкретным обязанностям: дежурного, ко­мандира бригады, старосты классаи т.д. Такое поведение обнаруживается и в нефор­мальных группах детей.
Рассмотрение эмоционально– оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведениедетей в группе социальным нормам? какие эмо­ции оно вызывает? что нравится илине нравится им в сверстниках? Основная функ­ция эмоционально – оценочныхотношений в детской и подростковой группе – осу­ществление коррекции поведениясверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Напервый план здесь выступают эмоциональные предпоч­тения – симпатии, антипатии,дружеские привязанности и т.д. Они возникают в онто­генезе довольно рано, иформирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментамивосприятия (например ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствованооценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с этим ре­бенком – негативнымили позитивным.
Эмоционально – оценочныеотношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов прираспределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре,сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могутстихийно возникнуть первые проявления требования справедли­вости вовзаимоотношениях – ориентация на норму очередности при распределении престижныхролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строгособлюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными иему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.
В детской группеосуществляется взаимная коррекция поведения в соответст­вии с усвоеннымисоциальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оцениваетсядругими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают«жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.
Анализ мотивационногоплана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучениюличностно – смысловых отношений, кото­рые выделяются при ответе на вопрос: радичего, во имя кого осуществляется совме­стная деятельность? Личностно –смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одногоребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участникисовместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка,как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальныероли, действуют.
Статистическую картинувнутригрупповых отношений можно получить с помощью методики, которая называетсясоциометрия.
Слово «социометрия»буквально означает «социальное измерение». Чаще всего этот термин используютдля характеристики комплекса методик, предназначенных для исследования личных,эмоционально — непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей,их взаимной привлекательности  и непривлекательности, авторитетности и неавторитетности. Кроме того, социометрическая методика позволяет выделить лидерав группе или коллективе, а также оценить их сплоченность.
 
Дружба школьников.
Отношения междушкольниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строятсвои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти летшкольники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младшихшкольников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного итого же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинаетощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, емунеобходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
 Именно группа сверстниковстановится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускаетценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какиеориентироваться в дальнейшем. 
 В школьные годы группысверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономическогостатуса семей, к которым принадлежат дети.
 Играя, ребеноковладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества»позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваютсячувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость инесправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность.предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Своюточку зрения мы хотели проверить на практике и провели ряд тестов.
 
Социометрия (см. Приложение 2).
Цельметодики: выявить уровень сплоченности данного коллективы, лидеров,аутсайдеров.
Оснащение:ручка, лист для ответа.
Процедура применения методики следующая:
 1)Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий — основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критериемможет явиться любой повод, в частности — некоторая предполагаемая совместнаядеятельность членов данной группы.
2)Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг одруге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнутьдруг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая накоторые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу.
3)полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистическиобрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различныхсоциограмм и социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных,эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении,занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.
Передначалом социометрического исследования члены группы получают инструкциюпримерно следующего содержания: «Ребята, представьте, что каждому из  васпредстоит отправиться в Диснейленд. Кого из класса вы возьмете с собой?»
Полученныеот членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, котораяназывается «социометрическая матрица». (см. Приложение 2, табл.1, 2,3) Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группыполучил больше всего выборов. Этого ребенка, вероятно, и следует считатьлидером в данной группе.
Следующий этап работы –определение диагностических показателей социо­метрического исследования и ихинтерпретация. В качестве таковых выступает социометрический статус ребенка всистеме межличностных отношений.
            Статус ребенкаопределяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены взависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
 1 – «звезды»: 5 и более выборов,
 2 – «предпочитаемые» — 3-4 выбора,
 3 – «принятые» — 1-2 выбора,
 4 – «не принятые» — 0 выборов.
1 и 2 статусная группыявляются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятенстатус каждого ребенка в группе. Иными словами, на­сколько ребенок желанен всистеме межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. Взависимости от этого можно говорить об эмоцио­нальном климате группы для каждоговоспитанника: теплый, благоприятный, холод­ный, отчужденный.
Вывод:На основе проведенного исследования выявлено: 2 лидера, 3 аутсайдера, 16предпочитаемых и 9 пренебрегаемых. Поскольку количество взаимных выборов — 46,то мы можем говорить о нормальном развитии коллектива.
 Творческийтест(см.Приложение 3).
Цельметодики: выявить роль учителя в жизни испытуемых, отношение испытуемых ксвоему классному коллективу.
Оснащение:ручка, двойной листок бумаги.
Порядокработы: испытуемым предлагается дома написать мини — сочинения по темам:«Мой учитель» и «Мой класс».
Вывод:данное исследование показало, что класс является дружным коллективом, при этомдети любят своего учителя.
 
3.3 Особенности межличностноговзаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детеймладшего школьного возраста.
В первые школьные годыдети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность вруководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи ивзаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников,однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, чтовсе более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.
 Очень важной для ребенкамладшего школьного возраста является педагог (его роль). Вот что говорит обулыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в книге«Психология взаимопонимания»: «В педагогическом общении улыбка являетсянепременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он впоощрении своих действий молчаливой улыбкой старших.
Не только в процессеобучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшегошкольного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтомускупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличиваети без того большую возрастную дистанцию между ними».
 Различные формыобращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают,своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. В однихслучаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других — что оннекрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослыхсамооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей.
Для учителя очень важнознать, как воспринимают его учащиеся, что считают в его облике главным. Этодает ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества.Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемымавторитетом.
Однако пока остаетсяоткрытым вопрос о том, каким воспринимают своего учителя дети, какие качестваличности являются главными в образе педагога, определяющими отношение ребенка кнему, как в связи с этим отражением и отношением ученик строит свое поведение сучителем. Образ учителя у младших школьников характеризуется целостностью,отсутствием дифференцирования личных и деловых качеств; оценка первого учителяносит, по преимуществу, эмоциональный характер. Наиболее значимыми качествамиличности учителя для младшего школьника являются качества, отражающие егоотношение к другим людям.
В связи с вышеперечисленным мы считаем, должен обладать такими качествами как: общительность,эмпатия, обладать высокой педагогической мотивацией и определенной группойпедагогических умений.
А.К. Маркова [9] выделяет и подробно описывает десять групп педагогическихумений. Рассмотрим, с некоторыми сокращениями, их содержание и смысл.
Первая группапедагогических умений включает в себя умение увидеть в педагогической ситуации проблему исформулировать ее в виде педагогических задач; умение при постановкепедагогической задачи ориентироваться на ученика как на активногоразвивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение изучать ипреобразовывать педагогическую ситуацию; умение конкретизировать педагогическиезадачи, принимать оптимальное педагогическое решение в условияхнеопределенности; умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решенияпедагогических задач и др.
Вторую группупедагогических уменийсоставляют: умение работать с содержанием учебного материала; способность кпедагогической интерпретации разнообразной информации; формирование ушкольников общеучебных и социальных умений и навыков; демонстрация межпредметныхсвязей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций,обученности и воспитанности школьников, определять реальные учебные возможностишкольников, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся;умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организацииучебно-воспитательного процесса; умение отбирать и применять сочетания приемови форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся иучителя и др.
Третья группапедагогических умений: умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность всовременном состоянии психологии и педагогики; умение соотносить затрудненияучащихся с недочетами в своей работе; умение строить планы развития своейпедагогической деятельности и др.
Четвертая группапедагогических умений — это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которыхсамими главными являются создание условий психологической безопасности вобщении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
Пятая группапедагогических умений включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровнейобщения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении,проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умениеинтерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения,владение средствами невербального общения; умение встать на точку зренияученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другомучеловеку; владение средствами, усиливающих воздействие; преимущественноеиспользование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особеннодисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение сюмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Шестая группапедагогических умений. Это прежде всего умение удержать устойчивую профессиональную позициюпедагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать иразвивать свои педагогические способности; умение управлять своими эмоциональнымисостояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер;способность воспринимать позитивные возможности себя и учащихся.
Седьмая группапедагогических умений. Состоит из способностей осознавать перспективу своего профессионального развития,определять особенности своего индивидуального стиля, максимально использоватьвсе положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильныестороны.
Восьмая группапедагогических умений включает в себя умение определять знания учащихся в начале и в концеучебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков,видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года;умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовностьк самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группапедагогических умений — это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости кактаковой; умение по поведению распознавать, насколько согласованы нравственныенормы и убеждения школьников; умение учителя увидеть личность ученика в целом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создаватьусловия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников.
Десятая группапедагогических умений — это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидетьпричинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами,средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельныхпедагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.
Начало обучения в школе — это не только новые условия жизни и деятельности человека. Это — новыеконтакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всеподчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Поступление в школу — этоособый период в жизни ребенка, который знаменуется переходом не только к новойведущей деятельности, но и к новому деятельностно-опосредованному типувзаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для негов этот период группой или лицом. Именно таким лицом для первоклассника являетсяучитель. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации вшколе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения«учитель-ученик».
Как правило, учитель дляученика — высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитетродителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующийвыполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельностькоторого подчинена основной задаче — дать детям знания. И ученики обычно хорошопонимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличаютего от других взрослых.
Это определяется тем, чтов начальных классах коллектива по существу нет, он только начинаетформироваться; позиция каждого ученика создается в основном через учителя.Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учительорганизует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаютсяи усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе- глазами учителя.
Отношение учителя кребенку — индикатор отношений к нему и его одноклассников. Учитель долженподдерживать дружбу ребят, формировать их интересы. Важная цель воспитательнойработы — привить ребятам чувство, что класс — это доброжелательный, чуткийколлектив сверстников, младших и старших товарищей. И, наконец, учителюпринадлежит главная роль в учебном процессе: он передает знания, воспитывает ребенка.
Но влияние педагога будетоптимальным только в том случае, если ученик положительно относится к учителю,если в его сознании складывается представление об учителе как о человеке многознающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего учительдолжен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении сдетьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости,раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех икаждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим  терпением. Ведьименно от мастерства учителя, его общения зависят взаимопонимание, установлениев детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.
Мастерство учителяпроявляется в развитии тенденции педагогического процесса, в восприятии егоребенком как свободно выбранного. Главное — создание непринужденной обстановки,предоставление ребенку радости в жизни, снятие отрицательных эмоций, постоянноеобогащение растущих духовных и познавательных потребностей.
Учитель должен бережноотноситься к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении,разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность. Общаясь с детьми,педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлятьими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения,чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальныеспособы и средства влияния.
Педагог учит детейорганизовывать коллектив. Для успешной организации коллектива учитель должензнать основные принципы его формирования.
Для младшего школьникашкола — это, прежде всего, учитель. Если ребенок любит учителя, значит, онлюбит учиться, любит школу. Психологическая совместимость между учителем иучащимися — одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для учителябольшое значение имеет знание того, как его воспринимают дети. Эти знания даютему возможность определить свои личностные и профессиональные качества.
Мы решили проверить нашуточку зрения на практике, для этого провели ряд тестов.
 
Методика«Автопортрет» (см.Приложение 4).
Цельметодики: диагностика личности учителя.
Оснащение:карандаш, альбомный лист бумаги.
Порядок работы: испытуемому предлагается за 10 минутнарисовать автопортрет.
Вывод: на рисунке «Автопортрет» учителямывидим преподавателя окруженного детьми. Преподаватель в два раза больше, чемученики, что свидетельствует о покровительственном отношении к учащимся, одоминирующей функции учителя, о практическом отсутствии сотрудничества. Помимоэтого на рисунке изображено много предметов в классе, т.е. учитель такжеуделяет большое значение постановке в классе предметов, которые его окружают.Ученики расположены на различном расстоянии по отношению к учителю, чтоявляется неоднозначным отношением его к классу. Ученики находятся на одномрасстоянии по отношению друг к другу, что соответствует стремлению учителясоздать коллектив.
Методика: «Оценкакоммуникативных и организаторских склонностей учителя». (см. Приложение5)
Цель методики: оценить коммуникативные иорганизаторские склонности учителя.
Оснащение: ручка, листдля ответов, опросник КОС.
Порядок работы: Испытуемому дают бланк для ответов изачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы.Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Вашответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листаответов поставьте плюс, если же Ваш ответ на вопрос отрицателен (Вы несогласны) — поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, кудаВы запишете свой ответ совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общийхарактер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтомупредставьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следуеттратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторыевопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, которыйВы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайтевнимания на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. отвечая на вопросы, не стремитесьпроизвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, асуммарный балл по серии вопросов».
 
ВопросникКОС
1.  Много ли у Вас друзей, с которыми Выпостоянно общаетесь?
2.  Часто ли Вам удается склонитьбольшинство товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3.  Долго ли Вас беспокоит чувство обиды,причиненное Вам кем-то из ваших друзей?
4.  Всегда ли Вам трудно ориентироватьсяв создавшейся критической ситуации?
5.  Есть ли у Вас стремление кустановлению новых знакомств с разными людьми?
6.  Нравится ли Вам заниматьсяобщественной работой?
7.  Верно ли, что Вам приятнее и прощепроводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8.  Если возникли какие-либо помехи восуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9.  Легко ли Вы устанавливаете контакты слюдьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10.Любите ли Выпридумывать и организовывать со своими друзьями различные игры и развлечения?
11.Трудно ли Вывключаетесь в новую для Вас компанию?
12.Часто ли Выоткладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13.Легко ли Вамудается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Выдобиваться, чтобы Ваши друзья действовали в соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Выосваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что уВас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обязанностей,обязательств?
17.Стремитесь ли Выпри удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18.Часто ли врешении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли Васокружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20.Правда ли, что Выобычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21.Нравится ли Вампостоянно находиться среди людей?
22.Возникает ли уВас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23.Испытываете ли Вычувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлятьинициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.Правда ли, что Выутомляетесь от частого общения с друзьями?
25.Любите ли Выучаствовать в коллективных играх?
26.Часто ли Выпроявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашихдрузей?
27.Правда ли, что Вычувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательствусвоей правоты?
29.Полагаете ли Вы,что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вамкомпанию?
30.Принимаете ли Выучастие в общественной работе?
31.Стремитесь ли Выограничивать круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32.Верно ли, что Выне стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразупринято Вашими товарищами?
33.Чувствуете ли Высебя непринужденно попав в незнакомую Вам компанию?
34.Охотно ли Выприступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35.Правда ли, что Выне чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говоритьчто-либо большой группе людей?
36.Часто ли Выопаздываете на деловые встречи, свидания?
37.Верно ли, что уВас много друзей?
38.Часто ли Выоказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39.Часто ли Высмущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40.Правда ли, что Выне очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих друзей?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лист ответов.
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________
Дата___________________________ Возраст _______________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
 
Вывод: Испытуемый учитель получил оценку«5», что свидетельствует о высоком уровне проявления его коммуникативности иорганизаторства. Преподаватель настроен на организацию и коммуникации, но оченьчасто не замечает границ и не определяет рамок своего общения, поэтомуокружающие дети могут уставать от общения с ним, а он не замечает этихмоментов.
Методика: «Оценкауровня общительности учителя»(см. Приложение 6).
Цель методики: оценить уровень общительности учителя.
Оснащение: ручка, листдля ответов, опросник, классификатор.
Порядок работы: испытуемый получает инструкциюпримерно следующего содержания: «Вашему вниманию предлагается несколько простыхвопросов. Отвечайте быстро, однозначно: ІдаІ,ІнетІ,ІиногдаІ».
 
Вопросы:
1.  Вам предстоит ординарная или деловаявстреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2.  Вызывает ли у Вас смятение инеудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией накаком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3.  Не откладываете ли вы визит к врачудо последнего момента?
4.  Вам предлагают выехать в командировкув город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобыизбежать этой командировки?
5.  Любите ли Вы делиться своимипереживаниями с кем бы то ни было?
6.  Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улицеобратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить накакой-то вопрос)?
7.  Верите ли Вы, что существует проблема«отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.  Постесняетесь ли Вы напомнитьзнакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцевназад?
9.  В ресторане либо столовой Вам подалиявно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы лишь рассерженно отодвинувтарелку?
10.Оказавшись одинна один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будететяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11.Вас приводит вужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассекинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете вхвост и будете томиться в ожидании?
12.Боитесь ли Выучаствовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13.У Вас естьсобственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы,искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Этотак?
14.Услышавгде-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошоизвестному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
15.Вызывает ли у Васдосаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе илиучебной теме?
16.Охотнее ли Выизлагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов: ІдаІ — 2 очка, ІиногдаІ — 1 очко, ІнетІ — 0 очков.
Полученные очкисуммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людейотносится испытуемый.
Классификация ктесту:
30-32 очков. Вы явно некоммуникабельны, и этоВаша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людямнелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы,предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа инеобходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолговыводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываетенедовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в Вашейвласти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что прикакой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полнуюкоммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очка. Вы в известной степени, общительны ив незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас непугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутахучаствуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, безвсякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность.Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливыв общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Безнеприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время нелюбите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Васраздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, бытьможет, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться поразным поводам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотнознакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому неотказываете в просьбах, хотя не всегда их можете выполнить. Бывает, вспылите,но потом быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения иотваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можетесебя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть «рубаха — парень».Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любитепринимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Васмигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеетео нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете его успешно довести до конца. Поэтой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской исомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носитболезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которыене имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которыхсовершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причинойвсякого рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередкобываете необъективны. Серьезная работа — не для Вас. Людям — и на работе, идома, и вообще повсюду трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своимхарактером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такойстиль жизни не проходит бесследно.
Вывод: Эта методика также подтвердилавысокую, иногда чрезмерную общительность учителя и постоянную потребность вкоммуникациях.
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все поставленные в даннойработе задачи выполнены. Мы выяснили, что детский коллектив может развиватьсятолько при правильном влиянии на него учителя и хорошо сформированном пед.общении.
На стадии младшего школьноговозраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учительиграет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенноевлияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людейдля детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организациипедагогического общения.
Проведенные исследования позволяютсделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимоналичие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:
1)  интерес к детям иработе с ними, наличие потребности и умений общения, общительностькоммуникативные качества;
2)  способностьэмоциональной эмпатии и понимания детей;
3)  гибкость,оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильноориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевоевоздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностейдетей;
4)  умение ощущать иподдерживать обратную связь в общении;
5)  умение управлятьсобой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умениеуправлять настроением, мыслями, чувствами;
6)  способность кспонтанности (неподготовленной коммуникации);
7)  умениепрогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своихвоздействий;
8)  хорошие вербальныеспособности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильныйотбор языковых средств;
9)  владение искусствомпедагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных,естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний,способных повлиять на детей в требуемом направлении;
10) способность к педагогической импровизации, умение применять всеразнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).
Все поставленные в даннойработе задачи выполнены. Мы выяснили, что детский коллектив может развиватьсятолько при правильном влиянии на него учителя и хорошо сформированном пед.общении.
Литература.
1. Андреева Г. М.Социальная психология. — М., 1980.
2. Возрастная ипедагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов      / В.В.Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просве­щение, 1979. -288с.
3. Выготский Л. С.Педагогическая психология / Под. Ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
4. Кондратьев М.Ю.Слагаемые авторитета — М.: Знание, 1988. — 80 с. — (Новое в жизни, науке итехнике. Сер. Педагогика и психология; № 4).
5. Корчак Януш Педагогическое наследие. — М., 1986.
6. Краткийпсихологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского.-М., с.195
7. Леонтьев А.А.Психология общения. — М., 1997
8. Макаренко А.С. Трудовоевоспитание. Вст. Статья Л.Ю. Гордина. Мн., Нар. света, 1977.
9. Маркова А.К.Психология труда учителя. — М., 1993.
10. Мудрик А.В. Учитель:мастерство и вдохновение. — М., 1986.
11. Мухина В.С.Возрастная психология. — Москва: Академия, 1997.
12. Немов Р.С. Учеб. Длястудентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
13. Ночевник М. Н.Человеческое общение, М., Просвещение,1986.
14. Петровский А.В.Введение в психологию. — М.: Издательский центр Академия, 1995.
15. Петровский А.В.Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
16. Практикум по общей,экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А. Крылова,           С.А.Маничева. — СПб: Издательство Питер, 2000. — 560 с.
17. Психология и учитель.Пер с англ. / Гуго Мюнстерберг; пер. А.А. Громбаха. — 3-е изд., испр. — М.:Совершенство, 1997. — 320 с.
18. Реан А.А.,Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО ИздательствоПитер, 1999. — 416 с.: (Серия  Мастера психологии).
19. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога в обра­зовании: Учебное пособие. -М.:ВЛАДОС, 1996г. -529с.
20.Столяренко Л.Д.,Самыгин С. И.  психология ипедагогика в вопросах и ответах. Серия Учебники, учебные пособия.Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 — 576 с.
21. Сухомлинский В.А. ОВоспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. — 4-е изд. — М.:Политиздат, 1982, — 270 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.