Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Память и её развитие в учебной деятельности»
План
1. Общаяхарактеристика процессов памяти
2. Видыпамяти.
3. Возможностьцеленаправленного развития памяти в учебной деятельности.
Литература
1. АткинсонР. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980.
2. Введение впсихологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
3. ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
4. Психологияпамяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000.
5. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
6. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
7. ЧеремошкинаЛ.В. Психология памяти. – М.: Академия, 2002.
1. Общая характеристика процессов памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся взакреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающаявозможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферусознания.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понятьосновы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому длялучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание),сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанныепроцессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются вдеятельности и определяются ею.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: ужеисходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форменепроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания,систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления,запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человекпредварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном еговоспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представленийи знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или ввиде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь ввоспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, вспецифическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, чтовоспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активноприпоминаться.
Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оновключает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть болееили менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когдавоспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности,т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражениюпрошлого.
Общим для всех этих многообразных психических процессов, которыеобычно объединяются термином память, является то, что они отражают иливоспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительнорасширяются возможности отражения действительности – с настоящего онораспространяется и на прошлое. Без памяти не было бы ни основанных на прошломзнаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единствеличного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения,проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть (С.Л.Рубинштейн).
Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание – этоспецифические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в болееили менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все сторонычеловеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).
Само сохранение – это не пассивное хранение материала, не простоеего консервирование. Сохранение – это динамический процесс, совершающийся наоснове и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающийкакую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающуюучастие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.).Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку иотбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., чтоотчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется.
Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментамиболее конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.
Запоминание является собственно более или менее сознательнойфиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целяхиспользования его в будущей практической или теоретической деятельности, так жекак припоминание является извлечением знаний,. добытых или усвоенных в прошлом,для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.
Сложная деятельность запоминания, включающая организованный процесс заучивания,припоминания, воспроизведения и т.д. на основе первичной элементарноймнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленнымпотребностями конкретной человеческой деятельности.2. Виды памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельностичеловека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти навиды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, вкоторой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливои для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная илислуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведьпрежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно вней формируется.
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видовпамяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, вкоторой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельныевиды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей вдеятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную исловесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную ипроизвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (всвязи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременнуюи оперативную.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли.Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не простологической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены вразличную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать Напередачу либо только основного смысла материала, либо его буквальногословесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергаетсясмысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже нелогическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второйсигнальной системе. Словесно-логическая память – специфически человеческаяпамять в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своихпростейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видовпамяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и отее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логическойпамяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессеобучения.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальнаяцель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью.В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольнойпамяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают какспециальные, мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собойдве последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает,какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основекоторой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная ипо объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельностичеловека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этихусловиях важную роль играет произвольная память, дающая возможностьпреднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.3. Возможностьцеленаправленного развития памяти в учебной деятельности
В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессызапоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное ипроизвольное.
Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществленияпознавательных и практических действий. Это строго закономерный процесс,определяемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, дляпродуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает вдеятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной целидеятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен вусловия, способы достижения этой цели.
Содержание основной цели требует более активной ориентировки иполучает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности ипотому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.
Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающийместо основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем болеесодержательные связи устанавливаются в нем.
В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста,который требовалось понять школьникам, обнаружили, что очень легкий текстзапоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминалсялучше при таком более активном способе работы с ним, как составление плана, чемпри использовании готового плана этого же текста.
Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал,который вызывает активную умственную работу над ним.
Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем болеезаинтересованно человек относится к содержанию выполняемой задачи. Так, еслиученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когдашкольник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокойпродуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, чтоодним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственнопознавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счетспециальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученныйрезультат становится необходимым средством для получения каждого последующего.
Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемическихдействий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание.Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивови способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одноиз основных условий произвольного запоминания – чёткая постановка задачизапомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические целивлияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных егоспособов, а в связи с этим и на его результат.
Роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себенамерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировкув материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д.,обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебнойработе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надозапомнить.
Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающиезапоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, неприобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди,у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, частозабывают многое из того, что им надо помнить.
Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральноеместо занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаютсяиз определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминаниянеобходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи междуними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутымипроцессами мышления. Понимание – необходимое условие логического, осмысленногозапоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательноассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека.Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека какчто-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятныйматериал обычно не вызывает и интереса к себе.
Один из важнейших приемов логического запоминания – составлениеплана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:
1) разбивка материала на составные части;
2) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудьопорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной частиматериала;
3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктамв единую цепь ассоциаций.
Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые частисокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объемазапоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результатесоставления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченнуюформу. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.
Учебный материал, требующий по своему объему многократныхповторений, может запоминаться тремя способами:
1) по частям – частичный способ,
2) весь сразу – целостный способ,
3) весь и по частям – комбинированный способ.
Наиболее рациональный – комбинированный способ, а наименованиерациональный – частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общеесодержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна отдругой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостныйспособ, при котором используется общее содержание материала, облегчающеепонимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различатьсяпо трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем началои конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированныйспособ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал вцелом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваютсяотдельные части, особенно более трудные, и наконец, материал снова повторяетсяв целом.
Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностямструктуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировкуво всем материале, выделение групп его элементов, установление виутригрупповыхотношений, установление межгрупповых связей.
Возможность воспроизведения необязательно будет показателемпрочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобыпутем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. Пословам К.Д. Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочностизнаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он всегонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем,что проделан большой путь.
Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно,осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию.Поэтому лучший вид повторений – это включение усвоенного материала впоследующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когдапрограммный материал организован в специальную строгую систему задач (так,чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей),то в соответствующей деятельности ученика существенный материал снеобходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этихусловиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т.е.непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, нетолько обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.
Вопросы поматериалам лекции
1. Какое значение имеет память в учебной деятельности?
2. Перечислите основные процессы памяти.
3. По каким критериям подразделяются виды памяти?
4. Что такое словесно-логическая память?
5. При каких условиях повышается продуктивность непроизвольногозапоминания?
6. Назовите основные приемы улучшения произвольного запоминанияучебного материала.