Реферат по предмету "Психология"


Оценка письменных работ сочинений с точки зрения русского языка из опыта вступительных экзаменов

Оценка письменных работ (сочинений) с точки зрения русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова)
Багрянцева В.А
Требования, предъявляемые к вступительному сочинению в вузы, в частности в МГУ, базируются на «Нормах оценки знаний, умений и навыков» Министерства просвещения РФ для средних общеобразовательных школ. Вместе с тем существуют некоторые отличия в подходах и критериях в оценке экзаменационных работ между школьной и вузовской практикой.
В первую очередь это касается итоговой отметки: если школьное (и в том числе выпускное экзаменационное) сочинение оценивается двумя отметками – за «литературу» и за «русский язык», то в университете отметка за экзаменационное сочинение (= письменную работу по русскому языку и литературе) ставится одна. Эта единая отметка не есть среднее арифметическое между отметкой по литературе и языку, это отметка по низшему результату, что означает: даже отличное содержание при безграмотном «исполнении» оценивается «двойкой», и точно так же «два» ставится за работу без ошибок, но не раскрывающую тему.
Второе принципиальное отличие заключается в самом характере вступительного экзамена: это экзамен конкурсный, а значит, критерии оценки определяются уровнем подготовки поступающих. Конкурс в университете традиционно высокий, и поэтому многие абитуриенты, чьи знания оценивались в школе на «отлично», получают на вступительном экзамене более низкие отметки.
При проверке грамотности учитываются три типа ошибок: орфографические, пунктуационные и стилистические, которые подчеркиваются в работе и выносятся на поля общепринятым образом (орфографические подчеркиваются двумя или одной чертой и на полях ставится «палка», пунктуационные подчеркиваются одной чертой и на полях ставится «галочка», стилистические подчеркиваются волнистой чертой и на полях ставится знак «ст»).
Если первые два вида ошибок в комментариях не нуждаются, то на понятии «стилистическая ошибка» следует остановиться более подробно.
Классификация стилистических ошибок
При оценке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных ошибок, учитываются так называемые стилистические ошибки. В практике школьного преподавания они разграничиваются на грамматические (языковые) и речевые.
Грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не сформирована. Они делятся на морфологические, словообразовательные и синтаксические.
Морфологические ошибки проявляются в нарушении грамматических форм имен и глаголов, например:
человечишко (при нормативном для одушевленных имен существительных мужского рода после уменьшительно-ласкательных суффиксов окончании –а,; ср. обратный случай – ветхого домишки вм. домишка );
нет время (вместо правильной формы родительного падежа с окончанием –и – времени при отрицании),
(новых) сплетней (с окончанием –ей при нормативном нулевом окончании);
существующие положения вещей (форма множественного числа существительного вместо формы единственного в устойчивом словосочетании положение вещей или дел);
более значительнее (вм. более значительный),
самый лучший (вм. формы лучший, которая уже является формой превосходной степени прилагательного хороший),
свойсвенен (при нормативной краткой форме мужского рода этого прилагательного свойствен);
ейный (вм. её),
от ее (вм. от неё);
ездиет (вм. ездит),
ложат (вм. кладут),
пиша (при невозможности образования формы деепричастия от глагола писать).
Словообразовательные ошибки являются результатом неправильного словообразования, при этом часто
по имеющимся в языке моделям образуются «несуществующие» слова.
Низкопоклонник, низкоприклонство, жалкость, времяпровождение.
Синтаксические ошибки – это ошибки в нарушении подчинительных связей на уровне словосочетания (при согласовании и управлении) или в нарушении структуры простых и сложных предложений.
Объяснять о чем-то, стихотворение «Кинжал» написан…; Узнав об этом, становится понятно …; Печорин бросается догонять Веру. Так как хочет объясниться с ней.
Речевые ошибки встречаются в письменных работах намного чаще грамматических. Т.к. для констатации речевой ошибки нужен контекст, целесообразно классифицировать их с позиций текста, выделяя смысловые (семантические) ошибки и ошибки, нарушающие стилистическую целостность текста (стилевые).
Семантические ошибки – это нарушение требований, предъявляемых к точности словоупотребления:
А) неправильный выбор слова:
Пламенный крепостнический трибун, Яким Нагой …(вм. трибун, обличающий крепостничество); Он апеллирует разными периодами мировой истории (вм. оперирует);
Б) употребление слова в несвойственном ему значении:
Пугачев – главарь восставшего народа (вм. вожак, предводитель); Графиня-внучка уезжает с бала из-за отсутствия танцовщиков (танцовщик – артист балета);
В) смешение паронимов:
Она вела свое хозяйство экономично (вм. экономно); Развитие действия уступает место длинным монологам, пространственным речам (вм. пространным); Из сбившихся речей Репетилова невозможно понять (вм. сбивчивых); Татьяну трудно обсуждать за это (вм. осуждать);
Г) нарушение лексической сочетаемости слов:
Гринев попал в несчастье (попасть можно в беду); вздыбленный всадник (вм. вздыбленный конь); Начавшись с осторожного перешептывания, слух о сумасшествии Чацкого набирает уверенность (вм. набирает силу).
Стилевые ошибки – это употребление в письменной работе слов, не относящихся к стилям кодифицированного литературного языка, т.е. употребление слов просторечных, диалектных, а также жаргонизмов и арготизмов. Ср. например:
Автор проверяет героев на вшивость; Лиза стоит на стрёме; В русской литературе царил беспредел. А потом явился Пушкин – первый авторитет в нашей литературе.
Таким образом, классификацию стилистических ошибок можно представить следующим образом:
Стилистические ошибки
1. Грамматические
1.1. Морфологические
1.2. Словообразовательные
1.3. Синтаксические
2. Речевые
2.1. Семантические
2.2. Стилевые
Все остальные возможные нарушения требований коммуникативной целесообразности высказывания и стиля, нарушения формальной связности при создании текста, приводящие к ошибкам в построении текста, следует отнести к стилистическим недочетам. Это:
— неудачный порядок слов в предложении;
— неудачное использование местоимений:
Главным героем комедии Грибоедова является Чацкий – представитель передовой дворянской молодежи. Он(?) показывает его(?) в столкновении с косным обществом;
Одинокое дерево вызывает ассоциации с угрюмым холостяком. Оно(?) написано в форме отрывка;
Достаточно посмотреть на события любого государства в любой период своего (вм. его) развития;
— бедность и/или однообразие синтаксических конструкций;
— неудачное использование лексического повтора в одном предложении или в качестве средства связи разных предложений;
-семантическая избыточность, нарушающая лексическую норму: повторение того же самого другими словами – тавтология, например: природный пейзаж (пейзаж — описание природы в литературном произведении) или стилистическая избыточность — плеоназм: период времени (близкие по значению слова);
-употребление слов иной стилевой окраски (т.е. использование в сочинении не нейтральной лексики, а, например, слов разговорного стиля или, наоборот, высокого);
-употребление эмоционально-экспрессивной лексики, неуместной в таком жанре, как сочинение;
-использование штампов.
Перечисленные выше случаи стилистических недочетов и указанные недочеты при построении текста снижают выразительность письменной речи, но не подпадают под понятие «ошибки», являясь стилистическими погрешностями.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аборт как центральная проблема биоэтики
Реферат Закон України Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті
Реферат “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков
Реферат Налогообложение лизинговых операций в регионах России Региональный аспект налогообложения лизин
Реферат Митотический цикл. Клеточный цикл, фазы M, G1, S, G2, ауто- и гетеросинтетические функции клеток
Реферат Разработка мероприятий по созданию оптимальных условий содержания кобыл на откорме в конюшне
Реферат Агопромышленный комплекс Новосибирской области
Реферат Классификация документов и составление номенклатуры дел на предприятии
Реферат Улучшение финансово-экономического состояния предприятия
Реферат Кадка
Реферат Христианизация Руси Ее последствия
Реферат Акушерство. Невынашивание беременности
Реферат Русский авангард
Реферат Пушкин: Станционный смотритель
Реферат Lyndon Baines Johnson Essay Research Paper Lyndon