--PAGE_BREAK--Билет №25
Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-индивид, индивидуальность, личность. Чел – вид животного. Индивид — каждый в отдельности чел. Каждый чел индивидуален и неповторим. Личность – чел, проявляющийся в обществе. Формирование чел как личности начинается ещё внутриутробно (по одной версии – Гроф), с первых дней жизни – классики. Понятие зрелой личности – личность, кот имеет свою неподдельную т зр на эти или иные явл-ия жизни. Зрелость зависит от опыта (примерно 33 года). Структура личности
Психич процессы – воображение, ощущение, восприятие. Темперамент – явл биологич, характер – соц. Опыт и знания основаны на 2 предыдущих, но зависит от соц факторов. Направленность – ценности, жизн позиция личности.
Билет №26
Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
Темперамент (в пер с лат – смесь, соразмерность) – индивид особенности чел, опред динамику протекания его псих функций и поведение. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих процессов. Темперамент – биологич основа, на кот формируется личность, как соц явление. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). Создатель учения о Т Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 жидкостей организма: крови, желчи, слизи и чёрной желчи. Представления о Т Гиппократа получили частичное подтверждение в совр эндокринологич исследованиях. По мнению Лесгафта, в проявлении темперамента лежат св-ва кровообращения: толщина и упругость стенных сосудов, диаметр их просвета, строение и функции сердца. Кант выделил 2 группы: темпераменты чувств (сангв, меланх) 2) действия (хол, флегмат). Совр. Представления о Т: согласно концепции о 4 структур в формировании потребностей и поведении ведущая роль принадлежит след 4 структурам: кора гол мозга, гипокамп, гипоталамус, миндалины. Предполагается также, что функц особ-ти этих 4 структур лежат в основе индивидуальности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик, миндалины и гипокамп – меланхолик, гипоталамус и гипокамп – сангвиник, миндалина и лобная кора – флегматик. Выделяют 2 подструктуры: 1) миндалины – гипоталамус – потребностно-мотивац структура (интроверт) 2) кора – гипокамп – информац структура (экстраверт). От соотношения этих подструктур зависит экстра- и интроверсия.
Билет №27.
Холерический темперамент.
+-+. Сильный неуравновешенный тип личности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик. Он имеет точные доминирующие цели и интересы, его действия, направлены на преодоление тех или иных препятствий, на достижение цели. Человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключит страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоц вспышкам, резким сменам настроения. Высокая работоспособность нерв системы, м/работать долго, с высокой отдачи. Он относится с энтузиазмом к той деят-ти, кот ему нравится. Он не любит контроля, чтобы его хвалили (контролировать м/только результат). Преобладает гнев, ярость, агрессия. Взаимоотношения с людьми: он прямой, категоричный, часто конфликтный. У холерика возбуждение сильнее торможения. Не носит долго гнева. Пётр I, Пушкин, Суворов, Павлов, Жириновский.
Билет №28.
Сангвинистический темперамент.
Сильный, уравновешенный тип личности. Преобладает гипоталамус и гипокамп. Чёткие доминанты: открытый, живой, подвижный, быстро отзывающийся на окруж события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, любознательный, доминируют положит эмоции. Сильная нервная система, высокая работоспособность. Душа общ-ва, преобладают положит эмоции. Рассудит человек, холодное внимание. Думает одно, а говорит другое (хорошее). Лермонтов.
Билет №29.
Флегматический темперамент.
+- Нервная система инертная. Преобладает миндалина и лобная кора. Хорошо сбалансированные потребности, без выделения доминанты, тяготеет к положит эмоциям. Высокая работоспособность, однако медленно воспринимают инфу, медленно обрабатывает и выполняет. Доминирует подкорка, закрытая и сист. Воспринимает блоками, материал очень хорошо систематизирован. Настойчивый и упорный. Работа качественна, труженик жизни. Медлит, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. С людьми: равнодушный, но если возникает негатив—это надолго. Крылов, Кутузов.
Билет №30.
Меланхолический темперамент.
— Слабый тип. Преобладают миндалины и гипокамп. Из множества событий трудно выделяет доминирующие. Отсюда реагирует на широкий круг проблем сл-но нерешительность, бесконечные колебания, высокая чувствительность, тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высокую и длит работоспособность. Ему нельзя менять работу. Легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначит неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. В общении: замкнутые, необщительные. Они ни во что не верит, всё боится, во всём видит недоброе, злое. Чайковский, Гоголь.
Билет №31.
Соционика как наука.
Соционика—это наука, заним-ся изучением способов обмена инфой между людьми. По мнению учёных, соционика м/не только описывать, но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять суть соц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказаться полезным при решении сугубо практич задач, формир устойчивых коллективов, решение сем проблем, проблемы воспитания детей. Соционика м/спрогнозировать какие отношения сложатся между чел и окружающими. Юнг установил, что социотип – совокупность псих качеств проявл-ся в одинаковом образе мышления и поведения. Социотипы отличаются друг от друга способами восприятия мира и способами обработки инфы.
Билет №32.
Модель Юнга.
Социотип
Экстраверсия интроверсия рац(I) иррац(P) рац иррац мышлениеTощущенияS мышлениеощущения эмоцииF интуицияN эмоции интуиция __ — деловая логика (выгода, эффективность, целесообразность, технология)
__ — структурная логика (умозрит структура, система, теория, стратегия)
__ — этика эмоций (открытое эмоц воздействие, непосредств эмоц реакция)
__ — этика отношений (отнош между людьми, вопросы долга, чести)
О – волевая сенсорика (акт действия, экспансия, владение пространством)
О – сенсорика ощущений (гармония пр-ва, ощущение удобства, самочувствие)
__ — интуиция возможностей (способность оценивать внутр содержание, потенц возможности объекта)
__ — интуиция времени (предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтич фантазия, мистич чувство).
Билет №35.
Рац и иррац стиль поведения.
Рационалы – люди с аналитич складом ума, хар особ-тью обработки инфы явл выделение наиболее значимых признаков воспринимаемой инфы. Они ориентируются на нормы, объективные ценности. Их поступки обдуманы и живёт по принципу «7 раз отмерь».
Иррационалы – синтетич склад ума, целостное нерасчленённое восприятие мира. Люди с преимущественно образным типом мышления. Если рац интересует прежде всего причинно-следств отн-ия, то иррац – чувственность: образы и чувства. Речь иррац насыщена сравнениями, образами, метафорами. Синтетич склад проявляется в импульсивности поступов, эмоциональности, поведение не явл результатом предшествующего анализа, а рез-том сложившихся эмоций. Иррац типы доминируют процесс восприятия (интуиция и ощущение), поэтому поведение основано не на разуме, а на ощущениях; не любят правила, нормы.
Билет №37.
Тип личности и стили управления.
Классич стиль управления подразделяется на авто- и демократич. В силу типологии личности мы польз-ся теми или иными стилями управления.
Автократический
приказывающий продающий
ESTJ ESTP ISTJ ISTP) (ESFJ ESFP ISFJ ISFP)
Демократический
участвующий делигирующий
INTJ INTP ENTP ENTJ ENFJ ENFP INFJINFP
Каждый менеджер в зависимости от его типа личности тяготеет к тому или иному стилю управления. Социоанализ позволяет провести чёткую дифференциацию разных стилей: 1)менеджеры с разными признаками логики (Т) и сенсорики (S) в большей степени исп-ют волюнтаристич методы рук-ва. При этом уделяют внимание матер стимулам для своих работников 2) этики(F) и сенсорики(S) как сильных качеств говорит о меньших авторитарных склонностях, больше гибкостив управлении, склонность к популизму, ориентация на соц программы в ущерб пр-ву 3) логика (Т) и интуиция (N) в кач-ве доминирующих признаков менеджеров побуждает его отдаватьвсе свои силы целям предприятия. Такие руководители ценят людей за их умение выдвигать ценные идеи и предложения. Сам склонен консультироваться с этими людьми при выработке управленческих решений 4) этика (F) и интуиция (N) менеджер доверяет своим подчинённым, пренебрегает контролем дисциплины, делегирует большинство своих полномочий заместителями и не умеет вести конкурентную борьбу на рынке. Самым лучшим руководителем явл-ся приказывающий.
Билет №38
Тип личности и формирование команды,.
Для решения проблем рук-ва с т зр социотики рук-во д/представлять собой двойственную структуру. Эта структура хорошо работает в странах Запада, где процессом руководит специалист, а обеспечиванием дела — менеджер. с т зр социотики, такая структура оптимальна при отношениях дуальности, активации, полудуальности, соц заказа, деловых и квазитождеств между менеджером и специалистом. Эффективно работают пары с отн-ями активации, иногда при этом дуальные отн-ия ставятся на второе место. Это объясняется сходством партнёрор по шкалам экстра- и интроверсии. В истории: Маркс и Энгельс (ENTP-ESFJ), Ленин и Троцкий (ESTP-ENFJ), Бухарин – Сталин (INFP-ISTJ). Лидеры SP – сенсорный и рац тип, живут по принципу «и здесь, и сейчас». Наилучший руководитель в усл риска. Руководители лишены сентиментальности, романтизма, практичны и здравомыслящи, непунктуальны; отсутствует планирование, организация м/нести ущерб из-за отсутствия детально разработанного плана развития. Он м/возглавлять организацию, если его заместителями явл-ся NT или SJ. Лидеры SJ(логика) — жёсткий лидер, организация стабильна, планомерна и надёжна. Надёжный партнёр, серъёзно относится к мат ресурсам, традициям и обычаям, но в орг-ции м/процветать бюрократия. Его заместители: SF, NF. Руководители NT: люди, способные планировать, умение беспристрастно менять сложившийся порядок, гибкие по содержанию и жёсткие по форме. Зам: SF. Руководители NF: ориентирован на межличностные отн-ия, стремится всегда быть приятным и полезным. Зам: NT, SJ.
Билет №36.
Тип личности и профессиональная ориентация.
ESTJ, ESTP, ISTJ, ISTP – практики. Будучи логиками (Т), они ориентированы на объективные законы, а сенсорика (S) проявляется в том, что они воспринимают мир конкретно; реалисты, практичные люди. Их деят-ть наилучшим образом проявляется в областях, где св-ва S и T востребованы: сфера пр-ва, армия, силовые структуры, спорт. ESFJ, ESFP, ISFJ, ISFP – социалы. Ведущий блок занят этикой F и сенсорикой S. Именно он определяет их соц направленность. Все они эмоциональны, хорошо разбираются в настроениях других людей, легко идут на компромиссы ради хороших отношений. В тоже время они реалистичны (S). Мат ценности и благосостояние играют в их жизни большую роль. Слабые функции: интуиция и логика. Поэтому они реалисты, а не мечтатели. Часто вместо того чтобы обдумать ситуацию, идут на поводу у эмоций. Сл-но им трудно действовать в сфере пр-ва. Социалы м/реализовать себя в гуманит области с практич уклоном: медицина, преподават обл-сть. INTJ, INTP, ENTP, ENTJ – исследователи. Сильные функции: логика, интуиция. Будучи Т, все 4 типа ориентированы на объективную реальность, а с др стороны желают всё анализировать. Интуитивность N способствует развитию желаний проникнуть в самую суть проблемы и явлений. В каждую деят-ть они вносят эл-ты творчества. Слабые функции: сенсорика сказывается на том, что мат ценности имеют меньшее значение, чем идеи. Слабая этика (F): они слабо ощущают оттенки отношений между людьми. Совершенно противопоказана жёстко регламентир работа. Показано: научно-исследоват работа, руководители. ENFP, ENFJ, INFP, INFJ – гуманитарии. Сильные функции: этика F и интуиция N. Сильная интуиция настраивает на мечтательность. Интерес к необычному порождает склонность больше к теории, чем к практике. Сильная F эмоциональность, хорошо разбираются в людях. Слабые: S и Т, сл-но практичность, логич задачи решаются с трудом. Противопоказания: произв деят-ть, строит работы, хоз профессии, бухгалтеры, армия, силовые структуры. Показано: гуманит дисциплины, искусство.
Бухгалтеры: рац, планирование: SJ.
Снабженцы: ISFJ, но если в системе снабжения нужен контроль и порядок, то ISTJ. Если криминал, то ESTP.
Билет №10 Виды эмоций и механизмы их возникновения. В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражат ф-ции мозга – эмоции (от лат emovio – возбуждаю, волную). Они оражают личную значимость внеш и внутр стимулов, ситуаций, событий для чел, т е то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции опред-ся как переживание чел-ком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к др людям, к самому себе). Помимо этого эмоция исп-ся в шир смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоц реакцию личности, включ не только психич компонент – переживание, но и специфич физиологич изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае м/говорить об эмоц состоянии чел-ка. Эмоции имеются и у животных, но у чел-ка они приобретают особую глубину, имеют мн-во оттенков и сочетаний. Нем ф-ф Кант делил эмоции на стенич (сила), повышающие жизнедеят-ть организма, и астенич, ослабляющие её. Эмоции также делятся на положит и отриц. Филогенетически наиболее древним явл-ся переживания удовольствия и неудовольствия (т н эмоц тон ощущений), кот направляются поведение чел и животных на сближения с источником удовольствия и на избегание источника неудовольствия. В головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение кот даёт соответствующие переживания. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положит о отриц оттенки. В зав-ти от личностных (вкусов, интересов, нравств установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также ситуации, в кот они находятся. Одна и та же причина м/вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, эмоции, аффекты. Имеются несколько теорий, почему возникают эмоции Симонов – эмоция появляется вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребностей. Степень эмоцион напряжения опред-ся силой потребности и величиной дефицита инфы, необходимой для достижения цели.
Билет №11 Функции эмоций.
Отражат-оценочная эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Т е на одно и тоже событие разные люди м/эмоционально реагировать совсем различно. Помогают оценивать не только прошедщие или происходящие сейчас действия или события, но и будущие, включаясь в процесс вероятного прогнозирования. Управляющая – управление поведением чел, влияют на принятие решений, мотивацию, работоспособность. Защитная – связана с возникновением страха, предупреждает о реальной или мнимой опасности, защищает от гибели. Мобилизующая – мобилизация резервов чел за счёт выброса в кровь доп кол-ва адреналина. Компенсаторная – возмещение инфы, недостающей для принытия решения или вынесения суждения о чём-либо, при сталкновении с незнакомым объектом придаёт окраску в связи с его схожестью с ранее всречавшими объектами, помогает выйти из тупика, когда он не знает, что делать. Санкционирующая – разрешает действия какие-либо или нет. Сигнальная – воздействие чел или животного на др живой объект, помогает взаимопониманию при общении, предупреждает агрессию. Деорганизующая – страх м/разрушать поведение чел, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая ступор, отказ от выполнения задания, или злость – тупо повторяет одни и теже действия без рез-та.
Билет №18.
Модель обработки инфы.
Инфа передаётся 2 путями: специфич (первое впечатление) – по этому пути передаются физ хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к коре гол мозга. Неспецифич – от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-ся подключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отношение (в силу скорости) идёт зомбирование. Спец путь связан с анатомо-физиологич устройством нерв структур, относящихся к данному анализатору. Неспец идёт через ретикулярную формацию, волокна кот начинаются от спин мозга и заканчив-ся в неспец ядрах таламуса. В отличие от импульсов, идущих по спец пути проведения возбуждения, импульсы, поступающие в ретикулярную формацию, многократно отражаясь, передают не специал инфу, связ, связ с тонким различением св-в предмета, а регулируют возбудимость корковых клеток, заканч-ся в коре синапсами неспецифич волокон. Неспециф путь передачи импульсов выходит на все слои коры гол мозга и служит для оказания на неё тонизирующих, активизирующих влияний. Проведение возбуждения по неспециф пути хар-ся изменением фоновой ритмики коры, кот наступает с некот опозданием после ответа коры на специф возбуждение. В передаче активизирующего влияния на корковые нейроны участвуют все составные части ретикулярной системы – стволовая и таламич, отлич-ся по хар-ру своего действия. К этим отделам на разных уровнях отходит спец коллитералии, так что изолированное нарушение одной системы не исключает действия другой. 2 раздела ЦНС специф и неспециф выполняют разл роль в регуляции чувствит рецепторов. Специф более влияет на адаптац, а неспециф на ориентировочные рефлексы.
продолжение
--PAGE_BREAK--Билет №19.
Ощущение и его роль в формировании дея-ти.
Ощущение – отражение св-в предметов объект мира, возникающего при их непосредств воздействии на ограны чувств. Представители: Вундт, Мах, Авенариус, Сеченов, Ленин, Павлов. Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внеш миром, есть превращение энергии внеш раздражения в факт сознания. По своим физиологич механизмам ощущение явл целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферич и центр отделы анализатора. Сущ-ет классификация, по кот выделяют зрит, слух, осязат и др ощущения. По др признаку м/выделить 3 осн класса ощущений: 1)экстерорецептивные, возникающие при воздействии внеш раздражителей на рецепторы, кот расположены на поверхности тела (они делятся на дистантные (зрит и слух) и контактные (осязат и вкусовые), обонятильные занимают промежуточное положение; 2)проприорецептивные, отражающие движение и относит положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3)интерорецептивные, сигнализир с пом спец рецепторов о протекании обменных процессов во внутр среде организма. Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, отражая тем самым объективную связь между биотич и абиотич факторами живой среды. В кач-ве источника знаний чел об окр мире ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувств ткань чел сознания.
Билет №20
Воприятие и его роль в формировании деят-ти.
1)Субъективный образ предмета, явл-ия или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов 2)процесс формир-ия этого образа. Как образ воприятие есть непосредств отражение предмета в совокупности его св-в, в его объект целостности. В зав-ти от того, какой из анализаторов явл-ся ведущим в данном акте восприятия, различают зрит, слух, осязат, вкусовое и обонятельное. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные ощущения, хотя последние и не всегда отчётливо осознаются чел. Так зрит В помимо собственно зрит ощущений (цвета, света и т д) включает также кинестич ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод из одного положения в другое). Движения, включённые в акт В, имеют значение в процессах анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-врем локализации. Осн св-вами В явл-ся предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В явл-ся его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деят-ти, индивидуально-психологич различий людей. Под влиянием этих факторов создаётся характерная для каждого чел –пперцепция, обуславливающая значит различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же чел в разное время.
Билет №21
Внимание. Приёмы его активизации.
Это произв или непроизв направленность и сосредоточенность психич деят-ти. В м/быть непроизв, или пассивным, и произвольным, или активным. В представляет собой особую динамич хар-ку деят-ти, её необход сторону. В связано с направленностью личности в данный момент и при данных условиях. Непроизв В – В, вызываемое объектом. Т е внимание само по себе, без старания и воли чел, направляется на объект (например, появление нового чел в компании). произв В — В, поддерживаемое усилиями объекта. мы обращаем внимание на объект по собств желанию, по просьбе др чел, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некот времени. Под переключением В поним-ся возможность более или менее лёгкого перехода от одного вида деят-ти к другому. Частое переключение В вызывает утомление, особенно когда виды деят-ти сильно различаются между собой. Однако, если чел длит время занят какой-то работой, для него переключение В на др деят-ть м/б отдыхом. Отвлечение В – непроизв переход от данной деят-ти к другой, хотя первая ещё д/продолжаться. В особенно легко отвлекается при появл-и неожид воздействий. Воспитание в связано с общим воспитанием личности, с формированием её потребностей, интересов, стремлений и убеждений.
Билет №22
Мышление. Приёмы его активной организации.
Это психич процесс отражения действит-ти, высшая форма творч активности чел. М постольку процесс отражения объектов, посколько оно есть творч преоьразование их субъект образов в сознании чел, их значения и смысла для разрешения реал противоречий в обст-вах жизнедеят-ти людей, для образ-ия её новых целей, открытия новых ср-в и планов их достижения, раскрывающих сущность объект сил природы и общ-ва. М – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реал предмету мысли. М – это процессцеле- и планообраз-я, т е идеал преобраз-я способов предметно-чувств деят-ти, способов целесообраз отн-я к объект реал-ти. Виды мышления: 1) содержание использ ср-в: наглядное и вербальное, 2) степень соответствия реал-ти: реалистич, идеалистич и эутистич 3) степень новизны и оригин-ти: реподуктив и творч 4) степень сознат контроля и управл-я: произв и непроизв 5) хар-р протекания: логич и интуитив 6)мировоззренч позиция: научное и религиоз 7) хар-р решаемой задачи: теоретич и практич 8) степень развёрнутости: дискурсивное и интуитивное.
Билет №23
Память, её механизмы и приёмы организации.
Это форма психич отражения действительности, заключ в закреплении, сохранении и последующем воспрозвед-и чел своего опыта. П обеспечивает накопление впечатлений об окр мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использ-ия. Сохр-ие опыта создаёт возбможность для обучения чел и развития его психики. П служит необход усл единства психич жизни чел, единства его личности. Наиболее распростр гипотеза о физиологич процессах, лежащих в основе запоминания – гип Хебба о процессах памяти – кратковрем и долговрем. Механизмом кратковрем процесса памяти явл ревербация электрич импульсной активности в замкнут цепях нейронов, а долговрем хранение основано на устойч морфофункц изм-ях синаптич проводимости. След памяти переходит из кратковрем формы в долговрем посредством консолидации, кот развивается при многократном прохождении нерв импульсов через одни и те же синапсы. Различают осн процессы П: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. По происхождению разл-ют 3 вида памяти: 1)генетич (хранится в молекулах ДНК), 2)прижизненную (хранилище инфы, кот чел получает от рождения до смерти, 3)промежуточную (между наследств и прижизн (импринтинг-запечатление). По хар-ру психич активности: 1)образная – память на представления картин природы и жизни, звуки, запахи, вкусы 2)вербальная 3)моторная – запоминание, сохранение, воспроизведение разл движений и их систем. 4)эмоциональная – память на чувства. По хар-ру целей деят-ти и степени волевой регуляции: непроизв (ненамер запоминание, хранение и воспроиз инфы, при отсутствии спец-но поставленной цели что-либо запомнить) и произв (целенаправл процесс запоминания). По длит-ти сохранения инфы: 1)мгновенная – связана с энерционностью органов чувств 2) кратковрем – кратковрем-но сохраняется инфа, к кот привлечено внимание 3) промежуточная – промеж стадия между кратковрем и долговрем 4) долговрем – не ограничена по объёму и времени сохр инфы.
Билет №33
Экстра- и интровертивная личность.
Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); и интроверсия – ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъект). В каждом чел сущ-ет одновременно и эстраверт, и инотроверт. Однако степень их выраженности м/б совершенно различной. При экстраверсии открытая нерв система, в единицу времени перерабатывает большое кол-во инфы, мотивац энергия находится во вне. При интроверсии закрытая н с, инфа перерабат-ся порциями, мотивац энергия направлена во внутрь. Юнг выделил 4 подтипа переработки инфы: мыслит, чувств, ощущающий и интуитив, доминирование одного оз кот придаёт своеобразие интро- или экстравертивной установке чел. Англ исследователь Айзенк предположил, что «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структурой мозга – ретикулярной формации. У интровертов ретикуляр формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, — им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внеш сенсорной стимуляции потому, что у них пониж тонус коры, — их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
Билет №40.
Механизм интертипных отношений.
1 канал – самая ведущая ф-ция по обработке инфы, программная ф-ция. 2 канал – осущ-ет программу. 3 канал – альтернативен 2ому. В нём наход-ся слабая энергетика ф-ции. 4 канал – альтернативен 1ому. Слабый, но с удовольствием принимает помощь от партнёра. Если ф-ция 1ого канала экстравертивна, то все остальные – интровертивны, и наоборот.
ENFJ-ISTJ Это дуальные отношения. Самые хорошие оношения между людьми (полного дополнения). Как известно, психика человека ассиметрична, нет таких людей, у которых в одинаковой степени были бы развиты все функции. У каждого из нас самые благоприятные отношения могут сложиться с тем человеком, у которого ассиметрия имеет дополняющий характер. Такого партнера называются дуалом. Инфо от дуала воспринимается как поддержка, готовность облегчить решения задач. Дуал воспринимает дуала как надежного партнера
Рис
ENTP-ISTJ Отношения ревизии. Сильная функция одного выходит на слабую функцию другого, они акссиметричны и являются более тягостными. Особеннно страдает тот, кто испытывает давление на функцию 3 канала. Ревизор, не ощущая давления на себя, может приближаться к ривизуемому на опасно близкое расстояние. Ревизуемый чрезывычайно чувствиетле, все замечания принимает близко к сердцу. Для ревизора эти отношения тоже неприятны. Он не может понять, почему ревизуемый реагирует раздражением, агрессией, слезами. Следует хорошо помнить, что каждый человек сам по сбее стремится быть в хороших отношениях со всеми, однако если встретились ревизор и ревизуемый на близком расстоянии то конфликт неизбежен.
ISTJ- ENFP отношения конфликта. Инфо саомго сильного 1 канал попадает партнеру на 3 самый слабый канал. Отношения не из приятных. Каждого привлекает сильная функция партнера, но при сближении партнеры ощущают сильное давление на свою 3 функцию, и автоматически увеличивают дистанцию. Гармонии в личных отношениях нет, но если люди находятся на далекой дистанции то могут быть нормлаьные отношения.
ENTP-INFP Миражные отношения. Нет дополнения с 1 канала на 4. Это приводит к тому, тчо партнеры поддерживают хорошие отношения в делах не слишком серьезных. Самая слабая функция 4 канал остается без поддержки. Поэтому партнер воспринимается как хороший человек, но легкомысленный, однако в семейных отношениях это могут быть благоприятные отношения
INTJH-ENTP Зеркальные отношения. Выхода на слабую функцию нет. При таком взаимодействии активный обмен информации по сильным функциям. ТО, очем говорит и размышляет 1 делает 2, сильные функции не выходят на 3 канал, поэтому конфликты маловероятны
INTJ-ISFJ – Отношения Супер-Эго В связи с тем, что в первых каналах стоят разные функции, интересы партнеров совершенно различны, общение затруднено. Они не могут положиться друг на друга и часто возникают конфликты.
ISTJ-ISTJ- Отношения тождества. Это отношения людей с одинаковыми соционическими типами. В их инфо каналах действуют идентичные функции, поэтому инфа легко передается от одного к другому. На одинаковые раздражители одинаковая реакция. Оба сильны и оба слабы в одних и тех же областях, так что поддерживать друг друга не могут
ESFJ-ISFJ Полная противоположность. Люди успешно обмениваются инфой, когда у низх есть общие каналы коммуникации. В данной ситуации тождественных функций вообще нет. В одинаковых каналах стоят одинаковые, но противоположные поверхности функции. Это приводит к тому, что партнеры стморят на одинаковые проблемы с разныъ сторон. Общение поверхностное, разговоры ведутся на разных языках, очень трудно быть вместе, никак не удается скоординировать свои действия. Такие партнеры в начале знакомства привлекают друг друга своей загадочностью. Согласия в таком браке нет, отношения напряжены, супруги на грани развода.
INFP- ISTJ Отношения активации- очень благоприятные (особенно в денежных отношениях) сильная функция 2 канал каждого из партнеров активизирует 4 функцию партнера. Отношения симметричны, благоприятны, но могут оуставалть друг от друга из-за разных ритмов (иррациональный- рациональный)
INFJ-ENFJ Полудуальные. По 1 и 4 каналу они такие же как и дуальные, но нет компенсации по 2 и 3, поэтому полной компенсации нет и может наступить разочарование.
INTP-INFP Родственные отношения. Оба партнера с одинаковыми сольными функциями 1 канала. Они похожи, одинаокво воспринимают мир, но нет компенсации с 1 кнаала на 4, поэтому помочь особенно они друг другу не могут, но в деловой активности эти отношения могут быть благоприятны, а если нет общих интересов, то эти отношения могут быть неприятны, резки, раздражающи
INFP-ISFP- деловые отношения спокойные, ровные. Если интересы совпадают, то возможна помощь с 1 на 4 канал, хотя функции несколько разные. Выхода сильной функции на 3 кнаал нет, поэтому конфликты мало вероятны
ENFP-ENFJ Отношения квазитождества. Связь идет по слабым фнукциям с 3 на 4 кнаал. Сильным функциям слабая коммуникация. В результате партнеры могут что-то обсуждать, но из трудных ситуаций выходят каждый сам по себе. Конфликты редки.
INFP-INTJ Отношения социального заказа. Отношения ассиметричны, один из них заказчик INFP и подзаказный. Функция 2 симметричного канала выходит на 4 слабый канал, а у партнера связи идут только по слабым каналам- 3 и 4. Хорошей обратьной связи здесь нет, т.е. обе сильные функции подзаказного не действуют на заказчика. Этим механизмом определяется и характер отношения. Все, что говорит и делает подзаказный, заказчику кажется неважным и не существенным. И наоборот. Заказчик восриниматеся подзаказынм как значимая фигура. Заказчик не склонен считаться с подзаказным видя в нем более слабого партнера, поэтому он стремится покровительствовать ему, руководить, им. В семье эти отношения удовлетворительны только при условии, что подзаказный зантя какой-то деятельнсотью вне семьи. Если же такой деятельности нет, то велика вероятность конфликта и разрыва.
Если взаимоотношения идут по финансовым функциям 1-3 и 1-4 канала, адекватные (например дуальные, полудуальные, конфликтные, ревизии) Если данные отношения идут по каналам 1-2, 2-3, 3-4 то в этих взаимоотношениях факторы воспитания, уровень культуры.
Билет №34
Дихотомия психологических функций и стиль поведения личности.
Существует 2 пути передачи информации. Специфический: прямо через спинной, продолговатый мозг, прямо к коре головного мозга. По ним передается физическая характеристика стимула. Неспецифический путь передачи информации (образное мышление, интуитивный тип). Отростки от этого специфического пути регулярная формация (сетка со взаимосвязанными клетками)
рисунок
Юнг ввел понятие психических функций. Он выделил 4 основные функции:
1. ощущения + интуиция= восприятие
2. логика+ чувства= мышление
Интуиция- это психическая функция, которая передает субъекту информацию бессознатлельным путем )ген интуиции – от отца, от матери – функция интуиции)
Ощущения- это психическая функция, которая воспринимает физические стимулы
Логика- это психическая фкункция, которая переводит инфо в понятийную связь
Мышление- основано на логике, осуществляется по объективным критериям.
Чувства (эмоции) – психическая функция, предающая содержанию ценность, принимая или отвергая )Т- мужская, P- женская. Наличие у человека всех 4 функций дает ему целостное восприятие мира, однако эти функции развиты у человека не в одинаковой степени. Психологические функции почти никогда не имеют равной силы или равной степени развития у одного и того же человека. Если у человека и логика и чувства оказываются на одном уровне, то это признак примитивного сознания.
46. Самооценка личности. Характеристика уверенной личности.
продолжение
--PAGE_BREAK--На эту проблемы еще в 20 годы обртили внимание После установки, что психосоматические заболевания приходятся на людей с низкой самооценкой. В 40 е годы в США Андра Сальтер основал клинику по профилактере пониженной самооценки. Сальтер дал определение уверенной в себе личности:
- открытость- свои чувства человек называет совими именами и не заставляет патнера догадываться о них.
- Эмоциональность речи (что соответствует открытому, спонтанному выражению своих чувств)
- Конгружнтность поведения и речи (соответствие, если речь сопровождается утверждением о то, о чем говорит и жесты),
- Прямое, четкое выражение своего мнения
- Им не свойственна недооценка своих сил и качетсв, они способны без стесения выслушивать похвалу в свой адрес.
В 70 е годы сформировалося представление об уверенности как комплексной характеристике личности. В этот комплекс входят следующие компоненты:
1.Когнитивные, сознавательные процессы
3. Эмоциональный компонент (страх, тревожность)
4. Поведенческий (дефицит навыков социального поведения)
Имеется две точки зрения на просхождение повышенной и пониженной самооценки: физиологическая и социальная. Суть физиологической- в НС преобладает процесс торможения над возбуждением в результате формируется тормозная личноть, которая не способна к открытому, спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей. Ограничесна в самореализации имеет затруднение в контакте с другими. После рождения человек испытывает влияние семьи, школы, общетсва. Под влиянием семьи общественных структур происходит формирование собственного Я, тоерия Роджерса Я идеальный и Я реальный. Через тот образ, который мы имеем в сбее формируется наше поведение.
48. Акцентуация характера.
Характер в переводе с греческого печать. Характер- это совокупность устойчивых индивидуальный особенностей личности, складывающийся и проявляющиеся в деятельности и общении. Характер определяет значимые поступки, а не случайные реакции. Характер рпоявляется в отношении к себе, отношении к другим, к делу, к вещам. Характер формируется в течении всей жизни. По мере того, как формируется определнный стиль жизни, формируется и сам человек. На формирвоание характера оказывает влияние: социально политические и экономические условия, референтные группы (политиков, компания, классы), семья, направленность личности (интересы, цели, убеждения, идеалы). Черты характера: мотивационные, инструментальные. Мотивационные- это те, которые побуждают деятельность- примеры- рационализм, рассчетливость, альтернативные им качества.
Инструментальные- спокойствие, тревожность, сдержанность, импульсивность, переключаемость.
Характер тесно связан с темпераментом. Он развивается на его базе, но темперамент не предопределяет характер. Темперамент определяет только динамические свойства характера. Общим и для темперамента и для характера являются зависимость от физиологических особенностей человека. Классификация характеров: Типология характера предложена немецким ученым Монгардом. Основана на стиле общения человека с окружающими людьми. Монгард считал, что у 50% людей некоторые черты характера заострены, акцентуирвоаны, что при определенных ситуациях приводит к нервным срывам.
Типы акцентцации
Гипертивный- дистимный
Циклоидный- элоптивный
Демонстративный- возбудимый
Застревающий – педантичный
Тревожный- экзальтированный
Интравертивный- экстравертивный
История учения о характере- характерология прогнозирует поведние человека по тем или иным признакам. Оценка характера по датам рождения- гороскоп, по имени. Наука говорит, что связь есть: как только ребенок начинает фиксировать взгляд на тех предметах, которые больше всего с ним, а имя мать повторяет постоянно. Физиогномика- оценка личности по внешним признакам. Зеленые, серо-зеленые- настойчивость, решительность, целеустремленнность, иногда жестокость, постоянство. Темно голубые- настойчивость, сентиментальность, непредсказывуемость, напряженность. Темно серые- ревнивые, вспыльчивые. Темно-карие- общительные, непостоянные, влюбчивые, ревнивые. Светло-карие-застенчивы, трудолюбивы, мечтальны, роматичны. Синие- романтичны, эгоистичны. Хиромантия- это рисунок на руке. Как только начинает закладываться НС сразу же закладывается рисунок руки. Раздел хиатогрифика- по линиям руки- определение наследственных болезней
В акцентуации характера скрыты как положительные, таки отрицательные заряды. В то же время она предопределяет процессы и стиль поведения личности в общении. В повседневной жизни приходится иметь дело с акцентуированными личностями и каждый тип акцентуации порождает свои проблемы и в определенных ситуациях рождает однотипные конфликты. Один из распространненых источников конфликтов и обид является несоответствие самооценки и оценки окружающих. Следует помнить: подчеривание собственных достоинств, надменность всегда раздражают окружающих
Недопустимо вместо замечания по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности
У каждого ест ьсвои особо уязвимые места, критикаовть или упрекать которые не желательно.
Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале, если он ее заслуживает
Каждому человеку свойственна приписывать другим те ощущения, эмоции, желания которые он сам в данных момент испытывает.
49. Характеристика типов личности по Кречмеру.
По телосложению- конфигурация Кречмера (немецкий ученых, врач, психотерапевт) Наблюдал за психическими больным и пришел к выводу, что телосложение и поведение коррелируются между собой. Выделиют следующие типы
-астеник (экзодерма)
-атлетик (мезодерма)
-пикник (эндодерма)
-диспластик.
Астеник- плоская, длинная грудная клетка, широкий таз, худое тело, длинные конечности, бледное лицо, маленькая голова, длинная шея.
Атлетик- широкие сильные плечи, мощный рельеф мышц, крепкая голова и шея, резкие черты лица, густые волосы
Пикник- короткая широкая грудная клетка, округлые формы, широкое красное лицо, большая голова (добрый человек), любит поесть и комп
Диспластик- нарушенные пропорции тела (Паганини)
Его теорию продолжил Шелдон, изветив только названия понятий.
51. Общение как восприятие.
в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. термин «социальная перцепция», впервые введеный Брунером или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.
54. Психология малых групп и межгрупповые взаимодействия.
Малая группа- это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность- возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать, оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы принимают 3 человека, верхняя граница 20-30 человек. Отимальный размер 5-12. Более большие группы распадаются на более мелкие, где общение теснее, поэтому выделяют первичные- наименьшие, неделимые и вторичные общности- формальные, включают несколько первичных групп. Формальные группы- группы, членство и взаимоотношение в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Неформальные группы- объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. По времени существования выделяются: временные и стабильные. В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе их нее делятся на открытые и закрыты.е Структура малой группы- это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможности индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Ролевая структура малой группы- совокупность отношений между индивидами. Структура социальной власти и влияния в малой группе- совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Лидерство- феномен воздействия или влияния индивида на менния, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем и ли иным социальным группам (большим или малым). Особенности межгрупповых отношения: сбъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах как стереотипы и предрассудки. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций.
По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны — изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми, кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают, связаны с не членскими группами.
В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов: в негрупповые (физические и социальные), внутригрупповые (нормы, межличностные отношения), в неличностные (однородность — разнородность по индивидуально-психологическим параметрам), внутри личностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки). Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.
55. Психология больших социальных групп.
Каждый человек включен в различные социальные общности или большие группы. Существуют 2 вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. Это или определенная система объективных социальных связей- пол, возраст, национальность или стремление людей к объединению на основе общих целей и ценностей. По длительности существования выделяют долговременные и недолговременные. По характеру организованности есть стихийно возникающие и сознательно организованные. Можно говорить об условных и реальных группах. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. В своем развитии они проходят ряд этапов: 1. типологический — члены группы сходны собой по каким-либо признакам. 2. члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности. Уровень идентификации. 3. они осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей — уровень солидарности. Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно волевой. Когнитивная- коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание. Мотив-потреб- обще групповая мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы. Аффективная- чувства, эмоции, настроения. Регулятивно волевая — коллективная деятельность и групповое поведение. В действительности выделяют цели, структуру, субъектов и форм деятельности. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
- социальные классы;
- различные этнические группы;
- профессиональные группы;
- возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
2. Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
3. Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составляющих ее личностей.
4. Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность — реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях — выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.
В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
“У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах:
Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать.
Вторая причина — заражаемость — также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего.
Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием… Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к “зачарованности”, овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера…
56. Психология денег.
Поскольку деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и накопления, особое значение приобретает то, как они реально воспринимаются и на основании этого используются людьми. Отношение к деньгам всегда субъективно окрашено и зависит от множества факторов. В рамках психоанализа в психологии уделяется особое внимание подсознательным мотивам поведения человека и патологически выраженным способам обращения с деньгами. Гольдберг и Левис предложили типологию личности, в которой деньги ассоциируются с властью, любовью, безопасностью, свободой и самовыражением. Типы «денежного сумасшествия»:
-«коллекционеры безопасности»- не доверяют другим, деньги снижают степень их тревожности, связанную с боязнью зависимости от других
«Жадные до власти» рассматривают деньги как силу, контроль и власть. Финансовые потери для них беспомощность и унижение
«Торговцы любовью»- параллель между любовью т деньгами, при этом либо деньги символизируют любовь, либо деньги и есть любовь, либо любовь можно купить-продать
«поклонники автономии»- деньги да достижения свободы и независимости.
Смысловые значение денег для человека является многомерным. Деньги иногда выступают как расширение своего Я., отождествляются с успехом. Установки в отношении денег связаны с социальными убеждениями. Существует связь между демографическими характеристиками, социальными нормами и ориентацией в отношении денег. Так называемый денежный стиль сильно зависит от пола. Мужчины склонны подчеркивать свою компетентность как в обращении с деньгами, так и в принятии на себя финансовых рисков, в то время как женщины нуждаются в деньгах, прежде всего как в средстве получения желаемых товаров и удовольствий. Деньги обладают также символическим смыслом. Для человека имеют также значение то, каким образом были полученные деньги.
58. Психология предпринимательства.
Предпринимательство сравнительно новый, по крайней мере, в масштабах развития общества феномен. Это развивающееся явление, поэтому оно подвержено серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, и социокультурных условиях, это сложное, многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические социальные и психологические стороны. Предпринимательство- это целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда. Маккеланд: Отличительная психологическая особенность предпринимателя — более высокий уровень мотивации достижения. Соревнование с неким существующим стандартом. Индивиды с высоким уровнем мотивации вели себя как успешные, рациональные предприниматели. Они устанавливали для себя средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении. Позитивное отношение к ситуации достижения, стремлению к решению сложных, но интересных задач, уверенность, высокая настойчивость, стремление к риску. Атк