Реферат по предмету "Психология"


Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога

Курсоваяработа
Особенностисамоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельностьпсихолога


Содержание
Введение
1. Проблемасамоактуализации личности в психологии: теоретический аспект
1.1 Проблемасамоактуализации в трудах отечественных психологов
1.2 Проблема самоактуализацииличности личности в гуманистической психологии
1.3Профессиональнаядеятельность и самоактуализация личности
2. Исследованиесамоактуализации личности
2.1 Методы исследования иобработки данных
2.2 Самоактуализацияличности психолога: анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

/>Введение
личность профессиональнаясамоактуализация маслоу
Ставшая актуальнойв последние годы проблема профессиональной компетенции традиционно придает большоезначение знаниям, умениям, навыкам, необходимым для успешного достижения профессиональныхцелей. При этом, все чаще акцентируется внимание на значимости личностной составляющейв профессии. Уже очевидно, что профессиональная эффективность неотъемлема от личностногопотенциала специалиста, в т.ч. его готовности к личностному и профессиональномуросту, совершенствованию себя. Навряд ли можно найти профессиональную сферу, гдепрофессиональный успех безотносителен к личности специалиста. При этом личностныйаспект профессиональной успешности наиболее очевиден в тех областях, где предметоми объектом профессионального воздействия является человек. Яркими представителямиэтих сфер являются руководители и психологи. Осознание значимости и возможностейспециалиста этого профиля обуславливает рост популярности данных профессий.
Требования к личностипрофессионала с годами претерпевают изменения и набор личностных характеристик ужене ограничивается традиционным пониманием и выводится на более глубокий уровень.То есть работоспособность не просто как способность выдерживать интенсивные нагрузки,а как умение восстанавливать свой энергетический потенциал, используя, прежде всего,свои собственные ресурсы; компетентность не только как профессиональный кругозор,его практическое приложение, на также стремление и способность к постоянному обучениюи развитию; общительность не только как умение устанавливать и поддерживать контактысо многими людьми, а уже как способность понимать человека, принимать во всех еговозможных проявлениях и строить продуктивные взаимоотношения.
Таким образом,требования к личности профессионала все более акцентируются на качествах, отражающихуровень его самоактуализации, личностного роста, что является неотъемлемой частьюпрофессионального роста.
В работе проведентеоретический анализ литературы по проблеме самоактуализации и акцент сделан натеории самоактуализации А. Маслоу.
Самоактуализацияв данном исследовании рассматривается как: одна из базовых потребностей личности;полное использование своих возможностей; основная характеристика личностного и профессиональногороста; устремленность к неким высшим ценностям.
Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление к возможно полному выявлению и развитию своихличностных возможностей. Зная уровень своего стремления к самоактуализации, личностьвсегда может более четко наметить стратегию жизненного, профессионального пути иоценить успехи, мера которых, “не сколько расстояние до финиша, сколько промежуток,пройденный от момента старта”.
В данной работемы рассматриваем влияние профессиональной деятельности на самоактуализацию личности,но, также, отдаем себе отчет в том, что определенный склад личности, индивидуальныехарактеристики человека оказывают, в свою очередь, влияние на выбор профессии, аследовательно дальнейшее личностное и профессиональное развитие.
Цель исследования: определить выраженностьсамоактуализационного профиля личности психологов в зависимости от включенностив профессиональную деятельность.
Объект исследования: самоактуализация личности.
Предмет исследования: особенности самоактуализациив зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога.
Гипотеза: степень включенности личностив профессиональную деятельность (что определяется стажем работы и продолжительностьюпрофессиональной подготовки), оказывает влияние на сформированность и степень выраженностисамоактуализационных характеристик психологов.
В соответствии с целью и гипотезойпоставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретическийанализ исследований по проблеме самоактуализации личности. Сформулировать рабочее понятие.
2. Подборметодов исследования и формирование методических процедур, адекватных исследовательскимзадачам.
3. Эмпирическивыявить сформированность самоактуализации психологов. Сравнить самоактуализационныйпрофиль психологов в зависимости от курса обучения и опыта работы..
4. Определитьзависимость самоактуализации от степени включенности личности в профессиональнуюдеятельностьАнализ и интерпретацияполученных данных.
Методы исследования: самоактуализационный тест(Э. Шостром — А. Маслоу); беседа; наблюдение; теоретический анализ; математическиеметоды обработки данных.
Теоретическимиоснованиями работы явились следующие источники:
А. Маслоу “Психологиябытия”, “Дальние пределы человеческой психики”, “Мотивация и личность”; К. Роджерс“Взгляд на психотерапию. Становление человека”; Я. Фромм “Человек для себя”; А.Асмолов “Психология личности”; Б. Братусь “Аномалии личности”; З. Рябикина “Личность.Личностное развитие. Профессиональный рост”.
Работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
База исследования:психологив количестве 52 человек, из них 12 психологов-практиков, 20 студентов-психологов 5-го курса 20 студентов-психологов 1-го курса Куб ГУ. Итак, объем исследуемой выборки- 52 человек, возрастом от 17 до 42 лет.
Теоретическаязначимость: определяется его вкладом в изучение самоактуализации, факторов ее обуславливающих.В частности, расширены представления о самоактуализационном профиле личности личностипсихолога в зависимости от включенности в профессиональную деятельность.
Структура работы: работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

1.Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект
 
1.1Проблема самоактуализации в трудах отечественных психологов
В отечественной общепсихологической науке, прежде всего в трудах А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и других, дан достаточно однозначный ответ на вопрос: что определяет внутреннее движение развития личности – источники движущих противоречий надо искать в системе предметной деятельности субъекта. А.А.Смирнов писал: «Движущей силой психического развития…, понимаемого как самодвижение, являются, как и во всяком развитии (согласно его диалектическому пониманию), противоречия…»[24].
Зрелость, как обоснованно подчеркивает А.А.Бодалев, это «многомерное состояние человека, которое…охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни…никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью» [6, с.1]. Но при этом всегда остается значимой для личности, проблема адекватности ее «внутренней сути» внешним активно выстраиваемым личностью пространствам.
Б.С. Братусь считает, что ведущим и определяющим для человеческогоразвития является процесс самоосуществления, предметом которого становится родоваячеловеческая сущность, стремление к приобщению, слиянию с ней и обретение тем самымвсей возможной полноты своего существования как человека [7]. Понимание самоосуществленияотлично от большинства зарубежных концепций, в которых затрагиваются проблемы самоактуализации,самореализации и т.п. Обычно в этих концепциях постулируется некая потребность какглавная детерминанта развития. Б.С.Братусь, говоря о самоосуществлении, о соответствующейпотребности в нем, имеет в виду, во-первых, производность этой потребности от реальногохода жизни человека и, во-вторых, то, что подлинное содержание самоосуществления,подлинный его предмет есть приобщение ко всеобщей родовой сущности посредством целенаправленной,целетворящей активной деятельности субъекта.
Для психологии это представляет важнейшую, хотя еще мало разработанную проблему. Л.С. Выготский в 30-х годах писал: "…через других мы становимся самими собой…" [9]. А.Н. Леонтьев, спустя 40 лет, говорил о насущной необходимости «коперниканского понимания» в психологии, поскольку «я нахожу/имею свое „я“ не в себе самом (его во мне видят другие), а во мне меня существующим – в собеседнике, в любимом, в природе…» [14].
Б.С. Братусь рассматриваетпсихическое здоровье не как однородное образование, а как образование, имеющее сложноепоуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловойили уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношенийчеловека. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценкакоторого зависит от способности человека построить адекватные способы реализациисмысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, которыйопределяется особенностями внутренней. мозговой, нейрофизиологической организацииактов психической деятельности [7, с.72].
Положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя (С.Л. Рубинштейн), об отказе от традиционного для эмпирической психологии «птолемеевского» понимания человека в пользу «коперниканского», идущего «я» человека не под поверхностью кожи индивида, а в его бытии, во взаимосвязях людей в обществе (А.Н. Леонтьев) резко отличаются от понимания самоактуализации личности в гуманистической психологии [26, с.360]. Оно получило свое развитие в разрабатываемой А.В. Петровским и В.А. Петровским концепции «личностных вкладов» или «концепции персонализации», где выдвинуто предположение о наличии у индивида стремления «привнести свое я в сознание, чувства и волю других людей» [26].
С точки зренияэтих исследователей, личность продолжает свое существование «по ту сторону»актуального общения и совместной деятельности в форме инобытия индивида в другихлюдях, вольно или невольно производя своей активностью преобразования в их личностях,внося в них значимый для их жизни личностный вклад. Речь идет об активном процессе,о своего рода «продолжении себя в другом». Активность, посредством которойосуществляются личностные вклады, характеризуются как деяния личности в которыхпроисходит самоосуществление личности в ходе ее жизненного пути, “личностные вклады”претворяются в социально-исторический образ жизни [12].
Согласно Д.А.Леонтьеву, «развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности.Оно проходит еще длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации,самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностьюзаложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченногоЯ и оттождествление с более общими глобальными ценностями… Механизмы развитиязрелой личности изучены в психологии пока еще очень слабо, намного хуже, чем механизмыразвития личности в детстве и при психических отклонениях.… Это область для дальнейшихисследований” [16].
Для того, чтобыпонять в чем заключается зрелость личности по Д.А. Леонтьеву, следует рассмотретьего представления о том, как “устроена” личность, понимаемая не как неизменная структура,а как изменяющаяся личность в изменяющемся мире. В структуре личности он выделяеттри иерархических уровня, границы между которыми достаточно условны. Высокий уровень- это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас,на который впоследствии наслаивается все остальное. Второй уровень — это отношенияличности с миром, взятые с их содержательной стороны, т.е. “внутренний мир человека”.
Третий нижнийуровень — это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичныедля личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействие с миром, ее внешнююоболочку.
К низшему уровнюотносятся характер, способности и роли. Основными составляющими внутреннего мирачеловека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального жизненногоопыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение кним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источникамиэтих смыслов.
Свобода, ответственность,духовность Д.А. Леонтьеву, — способы самоосуществления личности, определяющие еезрелость. Они в сформированной, зрелой личности занимают центральное место в отношенияхчеловека с миром, становятся стержнем его жизнедеятельности и наполняются ценностнымсодержанием, которое придает смысл им самим.
Свобода подразумеваетвозможность преодоления всех форм детерминации, внешней по отношению к человеческомуглубинному экзистенциальному Я. Свобода человека — это свобода от причинных зависимостей,свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своегоповедения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущим, которое есть ни у каждогочеловека.
Позитивную характеристикусвободы необходимо начать с того, что свобода является специфической формой активности.Если активность присуща всему живому, то свобода 1) является осознанной активностью;2) опосредованной ценностным “для чего”; 3) активностью, полностью управляемой самимсубъектом.
Ответственность-создание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающеммире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственностьзрелой личности — это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами”[16,с.52].
Лишь в ходе активности,направленной во вне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять насобытия. В своей развитой форме свобода и независимость неразделимы, выступают какединый механизм самореализируемой произвольной осмысленной активности, присущейзрелой личности в отличие от незрелой.
Вместе с тем,пути и механизмы становления свободы и ответственности различны. Путь становленияответственности — это переход регуляции активности извне вовнутрь. Путь становлениясвободы — это обретение права на активность и ценностных ориентиров личностноговыбора.
Интеграция свободыи ответственности связанная с обретением личностью ценностных ориентиров, знаменуетпереход человека на новый уровень отношений и миром — уровень самодетерминации — и выступает предпосылкой и признаком личностного здоровья.
Наряду с формированиемличностных структур: свободы и ответственности происходит их содержательное ценностноенаполнение, что выражается в формировании индивидуального мировоззрения, системыличностных ценностей и, в конечном счете, в обретении человеком духовности как особогоизмерения личностного бытия [8].
Духовность, каки свобода и ответственность, — это не особая структура, а определенный способ существованиячеловека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей,жизненных отношений и личностных ценностей, которые не находятся между собой в иерархическихотношениях, а допускают альтернативность. “Поэтому принятие решения здоровой личностью- всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который… обогащаетличность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбиратьи создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Без духовности поэтому невозможнасвобода, ибо нет выбора», — Д.А. Леонтьев [16, с.54]. Духовность — то, что соединяетвоедино все механизмы высшего уровня. Без нее не может быть автономной личности.Только на ее основе может обрести плоть основная формула развития личности:сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживаетсвое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни [16].
Содержательнаяроль личности, сознания — очевидность. В суждениях многих исследователей прослеживаетсяуказание на то, что зрелость личности определяется ее способностью к самоактуализации,ее плодотворностью.
З.И. Рябикинавыделяет следующие фазы личностного развития [24]:
1. Фаза, в которой«развитие преимущественно определяется противоречиями, инициируемыми изменениямипроисходящими во внешних объективных пространствах” (процесс созревания организма,его отдельных структур; внешние причины перемещения личности в социуме, такие каксмена социальных ролей, изменение проецируемых на нее ожиданий общества и другое;формирование у личности в процессе обучения новых навыков, умений, стереотипныхформ обращения с предметами и людьми).
2. Фаза, связанная“с наступлением зрелости (акме), в которой дальнейший рост связан с активной стратегиейвоплощения во внешних пространствах системы обретенных личностью смыслов”, “ядромкоторых является смысл жизни”.
З.И. Рябикинаотмечает, что изменения, происходящие во внешних пространствах, по независящим отличности причинам, продолжают влиять на развитие личности, если обнаруживают своюзначимость для нее. Основной источник противоречий связан с внутриличностными смысловымипреобразованиями и процессом самоактуализации, вступающим в противоречие с внешнейбытийностью (ограниченность физических возможностей индивида; отсутствие необходимыхумений, знаний о мире; сопротивление этических и иных стереотипов и прочее).
Именно на даннойфазе человек становится субъектом жизни, достигает зрелости и может быть охарактеризованкак самоактуализирующаяся, плодотворная личность. Это есть акме, период расцвета,когда рост личности не прекращается, но в большей степени теперь определяется внутреннимипсихологическими, личностно-смысловыми причинами. Не каждому удается достичь этогорубежа и продолжить саморазвитие, самосовершенствование, неотделимое от совершенствованиявнешних объективных пространств явлений: своей телесности; пространства событийСреды и его воплощения в образе мира; пространства деятельностных возможностей.
Итак, решающимпризнаком этапа зрелости является осознание себя субъектом жизни, когда внешняясобытийность, внутренние превращения, а также достижения личности увязываются еюв последовательность следствий некоторого идеального плана, стратегии самоопределенияи самореализации в последующем, в процессе осуществления “замысла жизни”, сами планыуточняются, детализируются, иногда изменяются, вызывая смысловое противоречие сранее совершавшимися, достигнутыми. Это противоречие снимается переосмыслением.
В.А. Ананьев отмечает,что обогащение, развитие личности осуществляется по трем основным каналам: самопознания,самовоспитания, самоосуществления [3].
В.А. Ананьев даетследующее описание психологически здоровой личности. Личностная зрелость характеризуетсяглавным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различнымситуациям, с которыми она сталкивается. Основой же адекватного поведения в жизненныхситуациях является умение отделять реальные цели от идеальных.
Главным критериемзрелости личности человека выступает его духовная ориентация, которая входит в системуобщего духовного начала всего человечества.

1.2Проблема самоактуализации личности в гуманистической психологии
Гуманистическаяпсихология сформировалась как течение в начале 60-х годов ХХ века, противопоставляясебя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подходак психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческогоповедения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу,критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемойнеосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология,объединившая большую группу психологов под руководством А. Маслоу, уже в 60-е годыприобрела большой вес и получила название “третьей силы” в западной психологии [29].
Гуманистическаяпсихология, надеясь под влиянием экзистенциальной философии, в качестве предметаизучения выдвигает человека как единого целого, в его высших, специфических толькодля человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализацию личности, ее высшиеценности и смысл, любовь, творчество, свободу, ответственность, автономию, переживаниямира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т.п. [30].
Представителигуманистической психологии стремятся построить новую, принципиальную иную методологиюпознания человека как уникального объекта исследования. Основные методологическиепринципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующему: а) человекцелостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтомуанализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человекоткрыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологическойреальностью; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становленияи бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации,которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободыот внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуетсяв своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.Истоки этих идей в философский традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения,немецкого романтизма, философия Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского,а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах[26]. Некоторые выдающиеся психологитакже оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболееизвестными среди них являются Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй[36].
Общая методологическаяплатформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов.Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностейчеловека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюллер, Ф. Бэррон,Р. Мэй, В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. В трудахА. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологическиздоровой, полноценной функционирующей личности.
Согласно гуманистическойпсихологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личностив самоактуализации, самосозидании своего “феноменального мира” [23].
“Самоактуализация”является одним из основных понятий гуманистической психологии и широко трактуетсяпредставителями данного направления.
Концепция самоактуализацииА. Маслоу
А. Маслоу утверждает,что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, непридавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, онрешительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение болезни, патологии и плохойадаптации.
Чтобы исправитьэтот недостаток, А. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке.Он был убежден, что невозможно понять психическое заболевание без понимания психическогоздоровья. А. Маслоу решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психическиздоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии [19].
А. Маслоу разработалцелостно-динамическую теорию мотивации. В своей книге “Мотивация и личность” (1954г)он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребностьв самоактуализации, высшим выражением которого служит особое переживание, подобноемистическому откровению, экстазу [19]. Признание получил тезисА. Маслоу о том, что „цель личностного развития — это стремление к росту, ксамоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человекакак личности, для его самости”. Основа развития человека и общества есть стремлениек развитию, личностному росту, то есть к самоактуализации.
А. Маслоу полагал,что люди мотивированы для поиска личных целей и это делает их жизнь значительнойи осмысленной [19]. Он описал человека как “желающее существо”, которыйредко достигает полного удовлетворения.
А. Маслоу определяетневрозы и психологическую неприспособленность как “болезни лишенности”, то естьсчитает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальныхпотребностей. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концовк болезням, которые могут быть излечены только их удовлетворением. А. Маслоу предположил,что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета.
Иерархия фундаментальныхпотребностей по А. Маслоу:
— физиологическиепотребности (голод, жажда, сон...);
— потребностьв безопасности, обеспеченности и стабильности;
— потребностьв любви и принадлежности (семья, дружба);
— потребностьв уважении (самоуважение, признание);
— потребностьсамоактуализации (развитие задатков, способностей, личностный рост).
“Высшая природачеловека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпитнеудачу без этой основы. То есть, для большинства человечества, высшая природа человеканепостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры” [18].
По А. Маслоу ранееназываемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемыхпозже. “Человек может жить хлебок единым — если ему на хватает хлеба. Но что происходитс желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда высокие потребности и начинаютдоминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокиепотребности выходят на сцену и так далее” [20].
Впоследствии А.Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив потребности в два класса:потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации) [19].
“… Когда мыизучаем людей, у которых преобладает мотивация развития личности, концепция “стремленияк покою” становится совершенно бесполезной, — А. Маслоу — У таких людей удовлетворениепотребности усиливает, а не ослабевает мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие”[29,с.55].
“Самореализирующиеся”люди наслаждаются и самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то времякак остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа,достижения цели или высшими пиками переживаний.
Г. Олпорт признает,что мотив “ликвидации дефицита”, действительно, толкает к снятию напряжения и восстановлениюравновесия. А мотив “развития личности”, напротив, поддерживает напряжение радидалекой и зачастую недостижимой цели. [29].
Удовлетворение,обусловленное ликвидацией дефицита, и удовлетворение потребности в развитии личностиимеют различное субъективное и объективное значение для личности. Ликвидация дефицитапредотвращает болезнь; удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым.
“Рост теоретическивозможен только потому, что вкус “высшего” лучше, чем вкус “низшего”, и потому что“удовлетворение низшего становится скучным” (А. Маслоу).
Метамотивациякасается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По А. Маслоу,такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, поопределению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимаетформу посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то “вне себя”. А. Маслоууказывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями,так что фрустрация этих потребностей вызывает “метапатологии”. Метапатологии могутпроявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. [18].
“Самоактуализированныеиндивидуумы (более зрелые) уже по определению выступают как люди, удовлетворившиесвои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можноназвать “метамотивированными” [20].
А. Маслоу свободноопределяет самоактуализацию как “полное использование талантов, способностей, возможностей»и т.п. [18].
Поначалу исследованияА. Маслоу относительно самоактуализации были вызваны его желанием более полно понятьдвух его наиболее вдохновляющих учителей: Рут, Бенедикт и Макса Верхтаймера. А.Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в профессиональной,так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Это было первым шагомв продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.
А. Маслоу началисследовать самоактуализацию более формализованно, изучая жизнь, ценности и отношениялюдей, которые оказались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, то есть достигболее оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средниелюди.
А. Маслоу утверждает,что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучшихее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируя трудности и ошибкисредних людей или невротических индивидуумов [18].
Таким образом,чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых,творческих людей.
А Маслоу выбиралобразцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были людиотносительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых,это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способностии другие данные.
С помощью специальнойтехники отбора А. Маслоу три категории испытуемых, в той или иной мере удовлетворяющихкритериям самоактуализации. В первую группу “весьма определенных случаев” были включеныисторические деятели. Вторая группа” весьма вероятных случаев” состояла из современников,которым самой малости не хватало для самоактуализации. Третья групп “потенциальныхслучаев” включала людей, которые стремились к самоактуализации, но полностью еене достигли [18].
В результате исследованияА. Маслоу определяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей [18]:
1. Более эффективноевоспринятие реальности и более комфортабельные отношения с ней.
Самоактуализирующиесялюди много лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего,абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не втой искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которуюбольшинство людей принимают за реальность. Они намного более способны восприниматьсам объект, а не собственные желания, надежды, страх и тревоги. Они не боятся неизвестного,но принимают его. Часто неизвестное более притягательно для них, чем известное.Характерны слова Эйнштейна: “Самая великолепная вещь, которую мы можем пережить- это тайна. Именно в этом — источник всей науки и всякого искусства” [18].
2. Принятие себя,других и природы
Многие личностныекачества могут быть поняты как проявление единого фундаментального отношения к миру- наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Невротик в каждом своемпроявлении одержим этими чувствами. Даже нормальный член нашей культуры беспричинноощущает свою вину и ответственность за слишком большое количество дел, испытываятревогу за многие, не имеющие к нему отношения, ситуации. Для здоровых испытуемыхА. Маслоу оказывалось возможным принятие себя и своей природы без жалоб и смущения;они даже не задумывались над этим.
Они принимаютсобственную человеческую природу с ее недостатками, ее расхождением, с идеалом,но не испытывают по этому поводу реального беспокойства. Однако неправильно былобы сказать, что они удовлетворены собой.
Тесно связанос принятием себя и других:
1) отсутствиеу самоактуализирующихся людей защитных реакций, масок, поз и т.д.;
2) их нелюбовьк подобного рода искусственности у других. Хитрость, лицемерие, задние мысли, стремлениепроизвести впечатление — все это не свойственно им в исключительной степени. Посколькуони способны с комфортом уживаться даже с собственными недостатками, в конце концовони воспринимаются уже не как недостатки, а просто как нейтральные свойства личности.
Но здоровые людидействительно почувствуют вину (стыд, тревогу, сожаление) за: 1) непоправимые недостатки(лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим; 2) болезненные пережитки(предрассудки, ревность, зависть); 3) привычки, которые будучи независимы от структурыхарактера, могут быть очень сильны; 4) недостатки культуры или группы, с которымиони себя идентифицируют. В общем, здоровые люди остро ощущают расхождение междутем, что есть, и тем, что должно быть и вполне могло не быть.
3. Спонтанность,простота, естественность
Все самоактуализирующиесялюди могут быть описаны как в достаточной мере спонтанные в поведении и значительноболее спонтанные во внутренней жизни, мыслях, импульсах и т.д.
Свойственная имлегкость проникновения в реальность, близость к детскому или животному восприятиюи спонтанности влекут за собой более полное осознание или собственных импульсов,желаний, оценок и субъектов реакций вообще. Клиническое исследование этой областиспособности полностью подтверждает высказанное.
Мотивационнаяжизнь самоактуализирующегося человека имеет не только количественное, но и качественноеотличие от мотивационной жизни других людей. Испытуемые А. Маслоу ни к чему не стремятсяв обычном смысле слова, — они, скорее, развиваются. Они растут по направлению ксовершенству, развивая все более свой уникальный, собственный стиль. Мотивация обычногочеловека — стремление к отсутствующему удовлетворению базальных потребностей. Носамоактуализирующиеся люди в этом не испытывают недостатка, все их базальные потребностиудовлетворены и, тем не менее, они работают и утверждают себя, хотя и не в обычномсмысле. Их мотивация — это рост, развитие, созревание и выражение их характера,одним словом, самоактуализация.
4. Центрированностьна задаче
Самоактуализирующиесялюди в сильнейшей степени сфокусированы на проблемах, внешних по отношению к ихличности, они проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Они, в общем, не представляютпроблемы для самих себя и не слишком озабочены собой. За редкими исключениями, ониозабочены основными и вечными проблемами того типа, который мы по традиции называемфилософией или этикой.
5. Потребностьв одиночестве, характер самоустранения.
Испытуемые А.Маслоу могли переносить одиночество без какого-либо вреда или неудобства для себя.Более того, они позитивно стремятся к одиночеству в значительно большей степени,чем средний человек. Их способность к сосредоточению на проблеме значительно превосходитсредний уровень. Интенсивная сосредоточенность имеет побочным следствием такие явления,как рассеянность, забывчивость, игнорирование непосредственного окружения. С другойстороны, у них сохраняется здоровый сон, аппетит, юмор и т.д. в периоды озабоченности,горя и большой ответственности. В социальных отношениях эта устраненность интерпретируется“нормальными людьми” как холодность, снобизм, бесчувственность, недружелюбностьили даже враждебность.
Другим следствиемих автономии является способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, ктому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своегодействия, а не куклой в руках других людей. Они сами приходят к своим оценкам, мнениями решениям.
“Разнообразныеэксперименты Аш, Маккеланд и др. заставляют думать, что самостоятельные личностисоставляют от 5 до 30% нашей популяции. Среди моих самоактуализирующихся испытуемых100%” А. Маслоу [18].
6. Автономия,независимость от культуры и Среды
Одной из характеристиксамоактуализирующихся людей является их относительная независимость от физическогои социального окружения. Поскольку их движет мотивация роста, а не недостатка, самоактуализирующиесялюди независимы в ее удовлетворении от реального мира, от других людей, культурыи, вообще, от внешних средств. Они зависимы лишь от собственного продолжающегосяроста и развития своих потенциалов и внутренних ресурсов.
Независимостьот окружения означает относительную стабильность перед лицом лишений, фрустраций,ударов судьбы. Эти люди могут оставаться достаточно спокойными в обстоятельствах,которые довели бы других до самоубийства. Все это может быть описано еще как самодостаточность.
Они достаточносильны, чтобы быть независимыми от мнения и даже чувств других людей. Слава, статус,награды, популярность, престиж, любовь, которых они способны достичь — все это становитсядля них менее важным, чем саморазвитие и внутренний рост.
7. Постояннаясвежесть оценки
Самоактуализирующиесялюди обладают удивительной способностью вновь и вновь получать свежее и наивноеудовольствие и даже экстаз от простых радостей жизни. Для такого человека красиввосход солнца или цветок, также красивы в тысячный раз, как будто он видит их впервые.
8. Мистичностьи опыт высших состояний
Интерес А. Маслоувначале был вызван теми его испытуемыми, которые описывали переживание ими сексуальногооргазма, которые определялись другими авторами как мистические переживания. Такжеописывались чувства безграничности открывающихся взору горизонтов, одновременновсемогущество и крайняя беспомощность, экстаз, восторг и трепетный ужас, потеряощущения своего места в пространстве и времени, и, наконец, уверенность в том, чтопроисходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы дажев обыденной жизни.
Из проводившихсяисследований пиковых переживаний (1935г.) А. Маслоу предполагает, что самоактуализирующиесялюди без пиковых переживаний чаще являются практическими, деловыми людьми, мезаморфами,отлично приспособленными к миру, в котором они живут. В отличие от них, люди, испытывающиепиковые переживания, связаны с другими реальностями — поэзией, эстетикой, символикой,особой мистической личной неинституционной “религией”. А. Маслоу считает, что современем это различие окажется одним из важнейших характерологических признаков,особенно существенных для социальной жизни.
9. Чувства общностис человечеством
Это понятие введеноА. Адлером и является самым подходящим для описания тех чувств по отношению к человечеству,которые характерны для самоактуализирующихся людей. По отношению к людям они испытываютобщее и глубокое чувство идентификации, симпатии, любви. Они испытывают подлинноежелание помочь людям. Они чувствуют себя как бы членом большой семьи.
Самоактуализирующаясяличность очень сильно отлична от других людей в своих мыслях, импульсах, поведении,эмоциях. В определенном очень глубоком смысле, такой человек остается чужаком инезнакомцем, лишь немногие способны его действительно понять, однако любить егомогут многие.
10. Более глубокиемежличностные отношения
Самоактуализирующиесялюди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения, чем любыевзрослые люди. Они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации,более полному выходу за границы своего “Я”. У этих отношений, разумеется, есть своиособенности: во-первых, партнеры этих людей, как правило, сами являются более здоровымии близкими к самоактуализации, чем средний человек; во-вторых, помня о ничтожнойпропорции самоактализирующихся людей в общей популяции мы видим здесь высочайшуюизбирательность.
Подобные исключительноглубокие связи самоактуализирующиеся люди имеют с очень немногими людьми. Круг ихдрузей невелик. Возможно, это объясняется тем, что характерная для них степень близоститребует очень много времени. Один из испытуемых А. Маслоу выразил это именно так:“У меня нет времени, чтобы иметь много друзей. Ни у кого его нет, если это настоящиедрузья” [20].
11. Демократическаяструктура характера
А. Маслоу определяетсвоих испытуемых как “весьма демократических людей”. Они могут быть дружелюбнымис каждым, независимо от его класса, образования, политических убеждений и цветакожи. Даже кажется, что они просто не замечают подобных различий столь очевидныхи существенных для обычных людей.
Вместе с тем,это не есть просто неразборчивость, отсутствие избирательности, уравнивающее всехлюдей между собой. Самоактуализирующиеся люди — действительно элита, и друзей себеони подбирают из элиты, но это элита характера, способности и таланта, а не элитарасы, крови, семьи, возраста, известности или власти.
12. Различениецелей и средств, добра и зла
Испытуемые А.Маслоу не были уверены в своей реальной жизни, в различении между добром и злом.Они крайне редко показывали в своей повседневной жизни хаос, непоследовательность,конфликты, которые столь обычно для эстетических поступков среднего человека.
Поведение самоактуализирующихсялюдей предполагает ясное различение ими средств и целей. Они фиксированы на целях,а не на средствах, и отчетливо подчиняют средства целям, более склонны как цельв себе считать деятельность как таковую, умеют самую рутинную деятельность превратитьв увлекательную игру, развлечения, танец.
13. Философское,невраждебное чувство юмора
А. Маслоу отмечаету своих испытуемых необычное чувство юмора. Они не любили враждебный смех (смехнад причинением вреда другому человеку), смех превосходства, смех протеста противвласти. То, что они называют юмором, как правило, ближе всего было к философии.Их юмор может быть назван реалистическим, поскольку он состоит большей частью извысмеивания реальных человеческих недостатков. Это может принимать форму насмешкинад самим собой, но без мазохистского или клоунадского характера.
14. Творчествосамоактуализирующихся личностей.\
Это универсальнаяхарактеристика для всех исследованных случаев. Исключений здесь не было. Каждыйиспытуемый А. Маслоу проявлял своим собственным уникальным способом присущие емуспособности к творчеству, оригинальности, изобретательству.
Творчество самоактуализирующейсяличности кажется более похожим на наивное и всеобъемлющее творчество неиспорченногоребенка. Большинство людей теряет его в процессе приобщения к культуре, но некоторыеоказываются способны либо сохранить этот свежий, наивный и простой способ виденияжизни, либо потеряв его подобно остальным, затем вновь обретает.
15. Сопротивлениеаккультурации, трансцендирование любой частной культуры
Самоактуализирующиесялюди не принадлежат к числу хорошо приспособленных (последнее имеется в наивномсмысле одобрения культуры и идентификация с ней). Они сосуществуют с культурой,но про всех их можно сказать, что в некотором глубоком смысле они сопротивляютсяинкультурации и поддерживают определенную внутреннюю отстраненность от культуры,в которую они погружены.
Все эти люди отличновписываются в рамки общепринятых условностей, связанных с выбором одежды, пищи,стиля поведения. И вместе с тем, они являются истинно конвенциальными.
Едва ли кто-нибудьиз этих людей может быть назван преступником или бунтовщиком. Им не свойственныактивное неприятие и длительная хроническая неудовлетворенность культурой или ихсобственными знаниями, хотя они часто остро переживают несправедливость и борютсяс ней. Им свойственно то, что может быть описано как спокойная длительная приверженностьк делу прогресса нашей культуры; они считаются с постепенностью всяких возможныхизменений и признают их бесспорную желательность и необходимость.
Это ни в коемслучае не прекращение борьбы. Когда возможны быстрые изменения, когда требуетсясмелость и решительность, эти качества легко находятся у таких людей. Хотя они явноне являются радикальной группой, но они могли бы ею стать. Прежде всего, это группаинтеллектуалов, большинство из которых уже осознало свое призвание и считает, чтоони действительно делают нечто важное для улучшения мира. Кроме того, эти люди — реалисты, которые склонны воздерживаться от великих и бесполезных жертв.
Все они разделяютобщее для них — спокойные, совершаемые добродушным юмором ежедневные усилия по улучшениюкультуры изнутри, не отвергая ее и не выходя за ее пределы.
Внутреннее чувствоотстраненности от культуры не обязательно должно быть сознательным, однако оно проявляетсяпочти всеми самоактуализирующимися испытуемыми.
Отстраненностьот культуры отражается, вероятно, и в характерных для самоактуализирующихся субъектовотстраненности от других людей и в описанной ранее склонности к одиночеству, а такжев их сравнительно низкой потребности в знакомом и обычном.
По этим и другимпричинам они могут быть названы автономными то есть управляемыми законами собственногохарактера, а не законами общества.
Но самый важныйвопрос — можно ли быть хорошим и здоровым человеком в несовершенной культуре? Разумеется,сложное сочетание внутренней автономии и внешнего принятия, которого они успелидостичь, возможно только до тех пор, пока культура терпима к такого рода отстраненностии отвержению полной идентификации с ней.
Конечно, это неидеальное здоровье. Несовершенное общество ограничивает и подавляет даже самоактуализирующихсяличностей. Их спонтанность ограничена и некоторые из их потенциалов не актуализированыдо той степени, до какой они вынуждены хранить себя в тайне от своего общества.И поскольку лишь немногие в культуре могут достигнуть здоровья, то те, кому этоудается, чувствуют себя одинокими и поэтому менее спонтанными, менее актуализированными.
1.3 Профессиональнаядеятельность и самоактуализация личности
 
Успешность профессионалапомимо специальных знаний, умений, навыков связана с его личностными особенностями,стремлением к саморазвитию, самоактуализации.
Многие исследователиотмечают, что соответствие специалиста занимаемому рабочему месту — гарантия высокойэффективности, производительности его труда и, одновременно, это залог его собственногоблагополучия, залог чувства полноты жизни, которые обычно сопровождают человекасо счастливой судьбой [8, 15,24].
Согласно Сьюперу,профессиональное поведение может быть понято лучше, при взгляде на него в контекстепопыток реализации человеком его самоконцепции [30].
Выражая профессиональноепредпочтение, человек выражает в профессиональной терминологии свою идею того типачеловека, которым он является, входя в профессию, он ищет воплощение концепции себя,утверждаясь в профессии, он достигает самоактуализации (Холланд).
Развитие личностив процессе профессионального становления происходит, когда в качестве предугадываемойцели саморазвития выступает профессиональный эталон, “модель специалиста”. Направлениесамореализации задается содержащимся в сознании целостным представлением о характеристикахпостепенно воплощаемого “образца”. Из этого следует, что идеальный образ в контекстепрофессионального становления личности может быть более конкретно представлен ввиде эталона личности профессионала [30].
Холланд утверждал,что адекватный профессиональный выбор в большой степени есть следствие адекватностисамознания.
Содержательныйанализ Образа-Я и профессионального эталона и их коррекция в соответствии с реальнымивозможностями развивающейся личности позволяют оптимизировать процессы профессиональногостановления и личностного роста, сделать их согласованными и, следовательно, истиннопрогрессивными, т.е. расширяющими ареал возможностей личности и усиливающими тенденцииее самоактуализации, плодотворности. Одновременно с этим возрастает и столь значимаядля общественного благополучия профессиональная отдача такой личности, ее продуктивность.
Выбор профессиии последующий процесс профессионализации предстают как развернутый в личном временииндивида протяженный этап формирования личности. Это сложноорганизованный этап,содержащий в себе много стадий, соответствующих возникновению разного типа противоречий,их осознанию субъектом и разрешению, приводящими к качественному преобразованиюличности, к ее постоянному росту. Но возможны в этом процессе тупики и “ловушки”,когда возникающие противоречия не осознаются, конструктивно не разрешаются, и изменения,происходящие с личностью, скорее могут быть категоризованы как деформационные, деструктивные.
“В стране огромноечисло людей, — пишет А.А. Бодалев — которые продвигаются в политике, экономике,в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являютсяпри этом профессионалами во всем значении этого слова” [6, с.5].
А.А. Бодалев относитк принципиальным задачам “разработку такой стратегии организации его жизни, реализациякоторой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступенизрелости” [6, с.3], с сожалением при этом констатируя, что “наблюденияза проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки вего росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала”[6,с.6].Между тем нельзя не согласиться с К.А. Абульхановой, считающей, что для психологаявляется принципиальной мысль о неиспользованных, упущенных возможностях в жизни,о нереализованных способностях человека [1]. Деформация личности, чувствасмятения и неудовлетворенности, ощущения отчужденности проживания “чужой жизни”,неспособность самореализоваться, подчинить своему Я внешние пространства, трансцендентироватьсебя в них и почувствовать их как свое продолжение — все эти проблемы “неправильного”личностного роста часто возникают в связи с неверно выбранным эталоном профессионала,его объективностью, который личность ”назначает” себе в качестве цели саморазвития.
Ориентация наопределенный эталон саморазвития как проявление принятого личностью решения о направленииее жизненного пути, ее идентификация с определенным эталонным образом — предпосылкаи условие чувства идентичности. К.А. Абульханова, основываясь на собственных исследованияхи исследованиях других специалистов в этой области, предлагает выделять различныетипы профессиональной идентификации (самовыражения, объективации личностью себяв профессии) [1]:
1-й тип — идентификацияпроисходит через выбор профессии близкой к характеристикам личности (например, личностьсклонная к риску выбирает опасную профессию). В этом случае жизненная перспективасвязана с простым воспроизводством ситуаций, отвечающих стремлению данной личности,с повторением этих ситуаций, а значит со стереотипным реагированием личности и вотсутствием потенциала развития;
2-й тип — профессияпредполагает продвижение личности по ступеням мастерства. Но это скорее совершенствованиеданной области профессиональной деятельности, чем развитие способностей самой личности,т.е. можно говорить о профессиональном росте, но не о развитии личности;
3-й тип — движениев профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качестви способностей личности. Если в момент выбора профессии способности находились впотенциальном состоянии, то профессия актуализирует их и тем самым открывает перспективуразвития личности;
4-й тип — совпадениес профессией обусловлено не только наличными способностями, но и творческой активностьюличности в целом. Этот тип способен не только к движению и развитию в профессии,но и к преобразованию условий труда в адекватном своим способностям направлении.
Следовательно,только четвертый тип профессиональной идентификации может быть соотнесен с ориентациейличности на самоактуализацию. Только четвертый тип профессиональной идентификациихарактерен для личности, которая действительно развивается в процессе своего профессиональногороста.
Человек “воспринимаетработу не только как нечто от чего он ждет удовлетворения своих базовых физическихи финансовых потребностей, но также как активность, от которой он надеется получитьличное удовлетворение… он воспринимает свою работу, свою карьеру как часть себя,”- так характеризуют работу, рассматривая ее как интегративный компонент развитиячеловека, Ф. Вондрасек, Р. Лернер, Дж. Шуленберг [цит. по 12]. Р. Хавигхерст отмечает,что “та часть жизни, которая протекает за пределами работы, тем не менее протекаетпод ее влиянием”.
Только недавнов западной психологии начали формироваться некоторые новые категории, предполагающиеподход к пониманию развития профессиональной карьеры как неотъемлемой части жизненногопути” [30].
К.А. Абульханова-Славская,анализируя состояние этой области знания в российской науке, пишет: “Социальныепсихологи и социологи уделяют много внимания проблемам выбора профессии, профессиональнойадаптации, развития профессиональных способностей, удовлетворенности трудом и профессией.… Однако вопрос о способе включения в профессию, а также о способе самоопределенияличности в профессии, существенном для жизненной перспективы личности, не ставился.Между тем, по нашему мнению, характер самовыражения, самоопределения личности впрофессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяюткак характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности” [1, с. 141].
Если избраннаяпрофессия не вступает в неразрешимое противоречие со сформировавшимися личностнымичертами и предполагаемое профессиональное формирование личности соответствует основнымценностным представлениям, то в последующем можно ожидать органичной творческости,естественной спонтанности в профессиональном поведении. То есть в этом случае профессионализациясвязана с естественной связной поступательностью в развитии личности и сознательноотражаемым чувством личностного роста. Если этого не происходит, человек становитсяфункционером, его сознание расщепляется: “для работы” и “для себя”. Он ведет себякак функция групповых ожиданий профессионального сообщества носителей обезличеннойидеологии. Профессиональная деятельность отчуждается от личности. Отсутствует ееорганичное развитие. Об этом пишет К.А. Абульханова-Славская: “… изменение человека,его личности не всегда происходит как развитие. Часто, изменение человека — этосвоеобразная “уступка” обстоятельствам” [1]. Помочь человеку самоактуализироваться,найти свое место в мире, в том числе и место в профессии — это становится ведущейнормой гуманистического ориентированного сообщества.
Обобщая вышесказанноеможно отметить, что возможность человека развить и реализовать свой потенциал, возможностьсамоосуществиться, самоактуализироваться в профессиональной сфере является решающимфактором оптимальной профессионализации. Самоактуализация может быть рассмотренакак “операциональный аналог личностной зрелости” [2]., когда человек обретаетвозможность истинного развития, способность к творчеству, преобразованию и облагораживаниюСреды, в которой он живет, к слиянию с миром, к чувству единения с ним. Такого человекахарактеризует искренняя заинтересованность в личностном росте и совершенствованиидругих людей, стремление поддержать этот рост, при этом, не навязывая в качествеобразца сложившиеся социальные стереотипы, а помогая другому человеку обрести собственноеаутентичное его природе бытие.
 

2.Исследование самоактуализации личности
 
2.1 Методыисследования и обработки данных
 
В ходе исследованияиспользованы следующие методы исследования: беседа, наблюдение, самоактуализационныйтест.
Беседа и наблюденияпроводятся с респондентами, обращающимися за обратной связью. Им представляетсяинтерпретация опросчика, его подробное разъяснение. Знать уровень своего стремленияи самоактуализации, личность всегда может более четко наметить стратегию своегожизненного пути и оценить свои успехи. Таким образом, респондентам оказывается помощьв самопознании, осознании своих потребностей, способностей, и возможностей их реализации.В процессе беседы, наблюдения респонденты подтверждали объективность полученныхданных.
Cамоактуализационныйтест
На основе теорииА. Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентациисубъекта Ф. Перза и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистическогонаправления в психологии в 1963 году Э. Шостромом был разработан опросник личностныхориентаций (Pesonal oriertation Inventory — POI), измеряющий самоактуализацию какмногомерную величину. Конкретные вопросы РОI были отобраны из большого набора критических,в первую очередь поведенческих и ценностных индикаторов, отличающих здорового самоактуализирующегосячеловека от невротика.
Для выявленияэтих индикаторов Э. Шостром определил ряд практикующих психологов, работающих врусле экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии, и обобщил их опыт.Работа по анализу и отбору суждений, вошедших в тест, проводилась в течение пятилет.
Первая попыткаадаптации теста РОI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской [11], однако широкого распространенияэта методика не получила. В 1981-84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имениМ.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли ещеодну попытку адаптировать этот текст. В процессе работы методика Э. Шострома претерпеласущественные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностическийинструмент, который получил название “Самоактуализационный тест” (САТ) [11, 12,13].
Самоактуализационныйтест построен по тому же принципу, что и РОI, и состоит из 126 пунктов, каждый изкоторых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Сужденияне обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагаетсявыбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям илипривычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализациюпо двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложенаЭ. Шостромом для РОI и сохранена в данном тесте.
Базовыми являютсяшкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных школразбиты на шесть блоков — по две в каждом. В отличие от базовых, измеряющих глобальныехарактеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированные на регистрациюотдельных ее аспектов. Первый блок ценностей образует шкалы ценностных ориентацийи гибкости поведения. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — лабильностьповедения. Блок чувств составляют шкала сензитивности, которая определяет то, насколькосубъект осознает собственные чувства и шкала спонтанности, определяющая степеньих проявления в поведении. Блок самовосприятия составляют школы самоуважения и самопринятия,измеряющие способность субъекта ценить свои достоинства и принимать себя вне зависимостиот оценки своих достоинств и недостатков. Блок концепции человека составляют оченьблизкие по содержанию школы, определяющие взгляд на природу человека и синергии.Шкала синергии характеризует способность целостного восприятия мира и людей. Блокмежличностной чувствительности составляют шкалы принятия агрессии и контактности.Шестой блок включает шкалу познавательных потребностей и шкалу креативности.
Каждый респондентзаполнял бланк ответов на тест. Обработка данных, полученных при опросе респондентов,осуществлялась с помощью автоматизированной системы комплексной обработки данныхпсихологического тестирования “ЭЙДОС-Y“, разработанной Е.В. Луценко,С.Д. Некрасовым. г. Краснодар (1997).
Система “ЭЙДОС-Y ” предназначена для вводаи обработки данных тестирования. Система сохраняет в базах данных не только результатыинтерпритации ответов респондентов (стены, факторы и т.п.), но и сами первичныеданные опроса, что позволяет использовать непосредственно эти данные в дальнейшем.
В системе “ЭЙДОС-Y” каждый респондент характеризуетсяне только всей совокупностью ответов на вопросы тестов, но и принадлежностью к определеннымгруппам, полученным на основе результатов тестирования или (и) экспертных оценок.
Каждая опроснаяпроцедура, входящая в состав системы, выдает результаты в виде двух таблиц: в первойпротив фамилии каждого респондента содержатся данные интерпретации его ответов;во второй содержатся усредненные результаты интерпретации.
Система обеспечиваетавтоматизированное применение ключей и автоматизированную интерпретацию результатовтестирования. В таблицах приведены данные по отдельным шкалам САТ.
Система “ЭЙДОС-Y“ внутри выборки вычислилабальные границы трех уровней самоактуализации, исходя из результатов даннойконкретной группы: низкий уровень — от 28 до 43 баллов; средний уровень — от 44до 54 баллов; высокий уровень — от 55 до 74 баллов.
На каждого респондентасоставлена сводная карта результатов тестирования, где приведены итоговые данныетестирования, которые можно использовать для индивидуального психологического консультирования.
Кроме того, длявыявления уровня значимости различий мы воспользовались методом грубой оценки. Дляэтого было составлена шкала модулей разности стандартизированных значений шкал изтрех интервалов отличий: незначительные, средние (*) и высокие (**).
 
2.2Самоактуализация личности психолога: анализ результатов исследования
Для определенияхарактера влияния включенности психолога в профессиональную деятельность на егосамоактуализацию, были использованы следующие группы респондентов: студенты-психологи1-го и 5-го курсов КубГУ, психологи-практики.
Результаты тестовыхданных отражены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно,что показатели самоактуализации у студентов 1, 5 курсов и психологов-практиков,в основном, средние и выше среднего, с некоторой тенденцией преобладания значенийСАТ у 5 курса.
Корреляционныйанализ тестовых данных студентов-психологов, в целом, показывает высокую положительнуюсвязь первокурсников и выпускников (r = 0,76), что так же иллюстрируется на рис.1.
Сопоставлениесамоактуализационных профилей студентов 1 и 5 курсов обнаруживает следующие различия.Студентам 5 курса в большей степень, чем 1 курсу, свойственно самопринятие (шкала8), что безусловно, является следствием включенности в профессию, знакомства с психотерапией,различными психотехнологиями и тренинговыми занятиями, которые способствовали процессустановления личности, ее самосовершенствование.
Таблица 1 Самоактуализационныепрофили студентов психологов I, V курсов и психологов-практиков№ Наименование шкалы Средние значения шкалы 1 курс 5 курс Психологи-практики 1. Компетентности во времени 51 55 52 2. Поддержки 52 56 53 3. Ценностных ориентаций 56 58 55 4. Гибкости поведения 55 58 58 5. Сензитивности к себе 54 51 52 6. Спонтанности 52 58 51 7. Самоуважения 63 63 61 8. Самопринятия 51 60 52 9. Представлений о природе человека 51 50 51 10. Синергии 49 53 47 11. Принятия агрессии 47 49 49 12. Контактности 47 50 55 13. Познавательных потребностей 44 49 52 14. Креативности 52 51 45
/>
Рис.1. Самоактуализационныепрофили студентов психологов I, V курсов и психологов-практиков
Большая, по сравнениюс 1 курсом, спонтанность (шкала 6) пятикурсников, также является, скорее всего,результатом осуществляемой работы над собой как в процессе тренинговых занятий,так и самостоятельной работы (рис. 2). Спонтанность — это качество, вытекающее изуверенности в себе и доверия к окружающему миру. Высокий показатель спонтанностисвидетельствует о том, что самоактуализация является образом жизни, а не мечтойили стремлением. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность,игра, легкость без усилия [39].
/>
Рис.2 Значения по шкале 6 «спонтанности»
Различия между1 и 5 курсом по шкале познавательных потребностей (13) определяют тенденцию к развитиюв процессе обучения и дальнейшей практической работы (см. рис.3). Таким образом,со степенью включенности в профессиональную деятельность, с возрастом растем потребностьк бытийному познанию — бесконечная жажда нового, интерес к объектам, не связанныйпрямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу,более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями,человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то,что есть и ценит это [39].

/>
Рис.3 Значения по шкале 13 «познавательныхпотребностей»
Пятикурсникамболее, чем первокурсникам свойственна способность к целостному восприятию мира илюдей (шкала 1), к пониманию связанности противоположностей (таких как игра и работа,телесное и духовное и другие), что свидетельствует о более высоком уровне развитияличности (см. рис 4).
/>
Рис.4 Значения по шкале 1 «Компетентностиво времени»
Студенты 1 курсаменее чем 5 курс понимают экзистенциальную ценность жизни “здесь и теперь”, способнынаслаждаться актуальным моментом во всей его полноте. Пятикурсники, по сравнениюс первым курсом, более автономны, не зависимы в своем поведении и ценностях от воздействияизвне (шкала 2). (рис 5). Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов,является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.Это понятие тяготит к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф. Перлза,направленность изнутри у Д. Рисмена, зрелость у К. Роджерса. Самоактуализирующаясяличность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества.В терминах Э. Фрома автономность — это позитивная “свобода для” в отличии от негативной“свободы от”.
/>
Рис.5. Значенияпо шкале 2 «поддержки»
Обнаружена тенденцияк развитию контактности в процессе вхождения в профессиональную деятельность. Таккак способность психолога к быстрому установлению глубоких контактов с людьми являетсяодним из условий успешной профессиональной деятельности и, как правило, усиливаетсяс опытом.
Итак, самоактуализацияпсихологов 1 курса и 5 курса, несмотря на имеющиеся различия, отражающие более высокиепоказатели у выпускного курса, очень близки (рис. 1).
В целом, психологи-практикиимеют значимую корреляцию с 5 курсом (r=0,60), возможно, в следствии личностнойзрелости респондентов, уже имеющих высшее образование и опыт работы, а также подходящиевполне осознанно к выбору дальнейшего профессионального пути. Такая же корреляциязафиксирована у психологов-практиков с 1 курсом (r=0,60).
Вместе с тем,психологи-практики по шкале спонтанность (6) и самопринятия (8) имеют большие сходствас 1 курсом, чем с 5 курсом. А по уровню контактности (12) и познавательных потребностей(13) ближе к пихологам-выпускникам. Но творческая направленность личности (14) упсихологов-практиков ниже, чем у студентов 1 и 5 курсов (вероятно, также берет истокив отечественной школе образования, где не поощрялось творческое “своеволие” человека)./>/>/> 
Заключение
Актуализировавшаясяв последние годы проблема профессиональной компетенции все чаще акцентирует вниманиена значимости личностной составляющей в профессии. Очевидно, что успешность профессионала,его компетентность неотъемлема от личностного потенциала специалиста, в том числеего готовности к личностному и профессиональному росту, совершенствованию себя.
В данной работепроведен теоретический анализ литературы по проблеме самоактуализации и за основупринимается теория самоактуализации А.Маслоу.
В настоящем исследованиимы рассматриваем влияние профессиональной деятельности психолога на самоактуализациюличности, при этом отдавая себе отчет в том, что определенный склад личности, индивидуальныехарактеристики человека оказывают, также, влияние на выбор профессии, а следовательнодальнейшее личностное и профессиональное развитие.
Основным результатоманализа эмпирического материала являются факты, подтверждающие гипотезу:степень включенности личности в профессиональную деятельность (что определяетсястажем работы и продолжительностью профессиональной подготовки), оказывает влияниена сформированность и степень выраженности самоактуализационных характеристик психологов.
Сравнение самоактуализационныхпрофилей студентов 1 и 5 курсов факультета психологии КубГУ показывает, что 5 курсув большей степени свойственно: самопринятие, спонтанность, ценностное восприятиемира и людей, понимание связанности противоположностей, большая автономность и контактность.
Таким образом,продолжительность профессиональной подготовки оказывает положительное влияние насформированность самоактуализации психологов.
Таким образом,на особенности самоактуализации личности оказывают влияние степень включенностиличности в профессиональную деятельность.
/>/>/> 

Списоклитературы
1. Альбуханова К. А. Жизненные перспективы личности. – М., 1997. – 145с.
2. Альбуханова К. А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 203с.
3. Ананьев, В. А. Психология здоровья: симпозиум знаний о личностном росте//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- М., 1995. — №3.– с. 61-70.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1900. – 363с.
5. Богозова Н. З., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Психологический словарь.-Магадан, 2005. – 247с.
6. Бодалев А. А. Психология о личности. – М., 1998. – 345с.
7. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Изд-во «Мысль», 1998. – 167с.
8. ВоронкинаС.И. Кудрявцева М.В. Некоторые особенности самоактуализационных характеристик студентов-психологов.РОССИЙСКИЙ ВУЗ: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ЛИЧНОСТЬ: Матер. Всерос. межвуз. науч.-практич.конф. Ростов-на-Дону,1999. С. 34-36
9. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т.3. – М., 1993. 344с.
10. Гиндилис Н. Л. Процесс индивидуализации как путь к себе // Психол.журн. – М., 1996. — №1. – с. 60-74.
11. Гозман Л. А., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.– М., 1995. – 56с.
12. Зиверт Х. Тестирование личности. – М., 1997. – 40с.
13. Калина Н. Ф. О самоактуализации личности. – М., 1997. – 245с.
14. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. 1998.
15. Кошелев А. Образование и общество.// Самоактуализация личности в условияхвысшего профессионального образования. – 2006. — №2, с.26-29.
16. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл. 1997. – 167с.
17. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. – М., 1998. –172с.
18. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики А. М. Татлыдаевой.:Издат. группа «Евразия», 1997. – 179с.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. – Ижевск, 1995. – 259с.
20. Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Ваклер», 1997. – 178с.
21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.– 276с.
22. Рубинштейн С. Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. – М.: Наука,2000. – 54с.
23. Рыкова Б. В. Сафронова О. В. Гуманитарные исследования.// Педагогическиеусловия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.2006. №4, с.92-97.
24. Рябинина З. И., Некрасов С. Д., Луценко Е. В. Личность и профессия:проблема самоактуализации// Психологические проблемы самореализации личности. –Краснодар, 1997. – с. 47-90.
25. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М., 1991. – 233с.
26. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированнойпсихологии.- М., 1995. – 127с.
27. Фромм Э. Здоровое общество – М., 1995. – 266с.
28. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992. – 145с.
29. Холл Кэлвин С. Теории личности. – М., 1997. -126с.
30. Хьел Л., Зинглер Д. Основные положения, исследования и применения теорииличности. – Харьков, 1997. – 144с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.