Федеральное Агенство по образованию Российской Федерации Новгородский Государственный Университет Им. Ярослава Мудрого Юридический факультет Кафедра уголовно-правовых дисциплин Курсовая работа По предмету Криминология На тему Преступность несовершеннолетих с психическими отклонениями . Выполнил Cт.группы 3284 Жогин Никита Проверил Великий
Новгород 2006г. Введение. 1. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями как результат криминогенного взаимодействия внешних явлений и личностных особенностей. 2.Личность несовершеннолетнего преступника с психическими отклонениями. 3. Признаковый аспект ответственности несовершеннолетних как социальной единицы. 4. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетими с психическими отклонениями.
Заключение. Введение. В последние годы проблема преступности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, ученых и политиков, работников милиции, судов, колоний и т.д.
Постоянно идет обсуждение проблем создания ювенальной юстиции, ориентированной не столько не применение репрессивных мер в отношении несовершеннолетних, сколько на оказание социальной поддержки и помощи молодым людям, имеющим проблемы с законом. Обоснованная тревога старшего поколения, однако, так и останется только тревогой, если не будут осознаны все механизмы производства преступности несовершеннолетних в обществе. Только признание обществом своей вины перед молодым поколением и организация мероприятий по
исправлению ошибок взрослого мира могут стать по-настоящему действенным механизмом исправления ситуации с преступностью несовершеннолетних, тем более если эти несовершеннолетние имеют какие-то психические отклонения или просто страдают какими то расстройствами психики. 1. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями как результат криминогенного взаимодействия внешних явлений и личностных особенностей. Всякое управление процессом, всякое целенаправленное воздействие
на процесс требует достоверного знания о нём, о его внутренних и внешних связях. Полученные в ходе исследований данные свидетельствуют о том, что преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями не есть замкнутая система. Наоборот, она есть итог взаимодействия различных явлений экономического, социального, биологического порядка на макро- и микроуровне, составное звено в системе общественных связей на данной ступени развития.
Но вместе с тем как целостный организм она обладает относительной самостоятельностью и имеет внутренние закономерности и тенденции. Прежде всего следует отметить, что несмотря на убедительные данные науки о том, что значительная часть несовершеннолетних правонарушителей страдает определенными психическими аномалиями, судебно-следственные органы, к сожалению, весьма редко направляют несовершеннолетних, совершивших преступления, на судебно-психиатрическую экспертизу.
Так, к примеру, по Саратовской области ежегодно направляется на судебно-психиатрическую экспертизу не более 10 совершивших преступления несовершеннолетних. Результаты судебно-психиатрических экспертиз можно увидеть из табл. 1. Таблица 1 Распределение несовершеннолетних по результатам судебно-психиатрических экспертиз в Результаты экспертиз 2000 Признано невменяемыми 4,0 2,0 4,8 8,0 7,8
Признано вменяемыми, но имеющими психические аномалии 62,0 45,0 58,7 71,6 62,3 Признано вменяемыми и не имеющими никаких аномалий 34,0 53,0 36,5 20,4 29,9 Итого 100 Основную массу в среднем примерно 60 в год составляют лица, признанные вменяемыми, но имеющими отклонения в психике. Из числа психически неполноценных несовершеннолетних, признанных вменяемыми, преступления совершают, как правило, те, которые страдают олигофренией врождённым умственным
недоразвитием в степени лёгкой либо умеренной дебильности1, или те, которые являются психопатами либо имеют иные психопатические расстройства без признаков слабоумия2. Другие аномалии здесь имеют меньшее распространение. Из них чаще всего встречается эпилепсия. Распределение по видам аномалий дано в табл. 1. В дальнейшем будут называться олигофренами 2.
В дальнейшем будут называться психопатами Таблица 2 Распределение совершивших преступления психически неполноценных несовершеннолетних по видам аномалий в Виды аномалий 2000 Олигофрении 61,3 51,1 63,9 58,7 66,7 Психопатии 37,1 46,7 34,5 39,7 31,2 Эпилепсии и прочие 1,6 2,2 1,6 1,6 2,1 Итого 100 100 100 100 100 Как видно из табл. 2, в общем количестве психически неполноценных несовершеннолетних,
совершивших преступления, доминируют олигофрены. Однако это проявляется лишь в общем количестве. Чтобы уяснить качественную сторону проблемы, необходимо было определить количество несовершеннолетних, страдающих соответствующими видами аномалий, которые находятся на диспансерном учёте, и установить, каков соответственно коэффициент поражённости преступным поведением каждого вида аномалий. Согласно расчётным данным, в Москоской области олигофренов в возрасте от 14-ти до 18-ти лет ежегодно
находится на диспансерном учёте примерно в 15 19 раз больше, чем психопатов, и в 4 5 раз больше, чем эпилептиков, а коэффициент поражённости преступным поведением у несовершеннолетних психопатов примерно в 7 10 раз выше, чем у олигофренов, и в 40 50 раз выше, чем эпилептиков. Что касается преступности психически здоровых несовершеннолетних, не имеющих никаких аномалий, то она в различных районах г. Москвы и области примерно в 1,7 2 раза ниже, чем у олигофренов, в 15 16 раз ниже,
чем у психопатов, и в 3 3,5 раза выше, чем у эпилептиков. Всё это говорит в пользу того, что необходимо более углублённо и тщательно изучать личность психически неполноценного несовершеннолетнего, совершившего преступление. К сожалению, в юридической литературе до недавнего времени без всякого обоснования утверждалось, что процент психопатов среди преступников не выше процента таких лиц среди всего населения3, что дезориентировало
научную общественность в понимании детерминант преступного поведения. И лишь в последние годы криминологи были вынуждены признать, что ранее выдвинутая точка зрения относительно частоты психопатов среди всего населения и среди преступников не соответствует действительности, что психопаты совершают преступления чаще, чем не психопаты4, и что нервно-психические расстройства встречаются у подростков-правонарушителей чаще, чем в контрольной группе5.
Но если о психопатах ещё в том или ином аспекте упоминается в криминологической литературе, то олигофрены вообще выпадают из поля зрения криминологов. Следует заметить, что и в судебной психиатрии после десятков лет перерыва стали придавать значение изучению роли олигофрении в этиологии 3. Лейкина Н.С. Влияние личностных особенностей на преступность 1967 г. 4. Антонян Ю.М Преступность и психические аномали 1979 г.
5. Криминология 1976 г. преступности лишь совсем недавно. Судебные психиатры, отмечал О. Е. Фрейеров, на протяжении многих лет ведя вполне оправданную в методологическом плане борьбу с неоломброзианскими взглядами, нередко впадали в другую крайность полностью игнорировали психические аномалии в том числе и умственную неполноценность а качестве возможного источника опасных для общества действий 6. Чтобы детально разобраться в преступности психически неполноценных, необходимо
обратиться к их личности, представляющей собой особый тип личности преступника, который следует включить в общую типологию личности преступников. С сожалением приходится констатировать, что ни в одной из типологий личность психически неполноценного преступника а также личность психически неполноценного несовершеннолетнего преступника не нашла должного места. А между тем, особенности мыслительной, мотивационной сферы лиц этой категории не могут не сказываться на их деятельности и восприятии ими объективной действительности.
Как уже было отмечено, среди психопатов чаще встречаются преступники, чем среди олигофренов, а среди олигофренов чаще, чем среди эпилептиков. Видимо, особенность аномалии накладывает свой отпечаток на взаимодействие с социальной средой и реализацию возникающих потребностей. Менее всего подвержены неблагоприятным социальным воздействиям даже по сравнению с полностью здоровыми больные эпилепсией. Причины этого, должно быть, заложены в особенностях психики самого несовершеннолетнего
эпилептика и в обусловленном этой психикой отношении, которое он ощущает со стороны ближайшего окружения. Из психиатрической практики известно, что у больных эпилепсией если эта болезнь началась в детском возрасте происходит изменение личности, которое приводит обычно к некоему сочетанию брутальности, угодливости и педантичности7, такие больные заняты собой и своим здоровьем 8, они считают свою болезнь серьёзной и охотно лечатся 9. Осознавая свою неполноценность, такой ребёнок пытается вызвать хорошее отношение
к себе пугающихся его сверстников угодливостью, приспосабливаемостью к ним, что в дальнейшем становится не просто компенсацией, а привычным способом действования, определённым отношением к окружающему миру, определённой социальной позицией, чертой характера10. Вместе с тем у больных, страдающих эпилепсией, возникают также дисфории беспричинные расстройства настроения, сопровождаемые злобностью, тоскливостью, раздражительностью, беспокойством, страхом.
Чаще всего дисфория предшествует припадку или наступает после него11. Именно в этот период они чаще всего совершают антиобщественные деяния и, как правило, признаются невменяемыми. 6. Фрейеров О.В. О социальной опасности больных олигофренией 1967 г. 7. Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии 1973 г. 8. Калашник Я.М. Судебная психиатрия 1961 г. 9. Морозов
Г.В. Судебная психиатрия 1978 г. 10. Зейгарник Б.В. указанная работа 11. Калашник Я.М. указанная работа Течение заболевания в виде эпилепсии довольно ярко выражено для самого больного и окружающих. Поэтому ближайшие окружающие, особенно в период нахождения больного в состоянии дисфории, стараются не конфликтовать с ним и создать ему щадящий режим. В период же просветления больные сами угодливы, конформны, но эти качества, как правило, не используются
преступными группировками, поскольку зная о психической неполноценности несовершеннолетнего, выраженной в такой яркой и опасной форме, они стараются быть с ним на дистанции , дабы не подвергать себя опасности. Сами же несовершеннолетние эпилептики в одиночку преступлений практически не совершают в силу присущей им с детства конформности и боязливости. То есть особенность психики несовершеннолетнего, страдающего эпилепсией, опосредованная отмеченными социально-психологическими факторами, порождает и его определённую
социальную роль, которая в наименьшей степени связана с криминальным результатом деятельности, ибо в науке уже не вызывает сомнения, что не только ролевой комплекс оказывает воздействие на личностные качества индивида.Есть и обратный процесс психологические особенности человека существенно влияют на его статус, на выбор его социальных ролей и на их реализацию12. Наиболее представительны в числе психически неполноценных несовершеннолетних преступников психопаты
и олигофрены. Указанные психические аномалии существенным образом различаются не только их клиникой, но и характером преступного посягательства их несовершеннолетних носителей. Достаточно сравнить табл. 3 и 4, чтобы убедиться в этом. При общем обзоре этих таблиц усматривается, что олигофрены в основном совершают преступления ненасильственного характера, психопаты же более склонны к совершению насильственных преступлений.
У олигофренов ежегодно примерно 65 70 преступлений приходятся на кражу и грабёж, не соединённый с насилием, в то время как у психопатов на эти преступления приходится чуть более 40 , а на преступления, требующие агрессивных, решительных, разрушительных действий, более 50 . Психопаты чаще олигофренов совершают убийства, изнасилования, разбойные нападения, хулиганство. Однако следует иметь в виду, что и олигофрены совершают те же самые преступления, хотя и значительно
реже. Совершивших преступления олигофренов в первую очередь следует чётко разграничивать по типу их внутренней конституции. В судебной психиатрии принято выделять два типа олигофренов гипердинамический возбудимые, раздражительные, расторможенные и адинамический вялые, безразличные, апатичные, медлительные 13. В числе совершивших преступления несовершеннолетних олигофренов следует выделить в самостоятельную группу олигофренов с психопатическими особенностями. При проведении исследований было установлено, что они
составляют довольно значительную группу в числе психически неполноценных несовершеннолетних преступников. Таким образом, совершивших преступления несовершеннолетних олигофренов можно разделить на три группы. В первую входят олигофрены с уравновешенной эмоционально-волевой сферой, которым присущи такие черты, как медлительность, спокойствие, податливость. Как показали исследования, эти 12. Кузьмин В.С. Основы социальной психологии 1967 г. 13.
Калашник Я.М. Судебная психиатрия 1978 г. несовершеннолетние если и совершают преступления, то, как правило, будучи втянутыми в группы. Самостоятельно же они практически не совершают преступлений, исключения составляют лишь кражи необходимых для удовлетворения их элементарных потребностей конкретных вещей. Ко второй группе относятся олигофрены с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой, нервозные, взрывчатые, расторможенные, но без признаков психопатических расстройств.
Третью группу составляют олигофрены с признаками психопатизации. Всем олигофренам присуще конкретное мышление, абстрактное недоступно или серьёзным образом затруднено. Таблица 3 Распределение несовершеннолетних олигофренов по видам совершённых преступлений в Виды преступлений 1996 1997 1998 1999 2000 В целом за 5 лет Кража ст. 158 УК РФ 60,5 56,5 53,8 64,9 53,1 59,2 Грабёж ст.
161 УК РФ 5,3 8,7 10,3 10,8 12,5 9,5 Разбой ст. 162 УК РФ 5,3 3,1 1,8 Хулиганство и смежные с ним преступления ст. 213 УК РФ 15,8 13,0 7,7 8,1 9,4 10,7 Убийство ст. 105 УК РФ 4,4 2,6 5,4 2,4 Половые преступления ст. 131-ст.135 УК РФ 7,9 8,7 17,9 8,1 15,6 11,8 По совокупности вышеперечисленных преступлений и прочие 5,2 8,7 7,7 2,7 6,3 4,6
Итого 100 100 100 100 100 100 Таблица 4 Распределение несовершеннолетних психопатов по видам совершенных преступлений в Виды преступлений 1996 1997 1998 1999 2000 В целом за 5 лет Кража ст. 158 УК РФ 50,0 36,4 13,6 42,6 37,5 36,7 Грабёж ст. 161 УК РФ 18,2 4,5 3,8 6,3 6,4 Разбой ст. 162 УК РФ 4,2 4,5 13,6 7,7 6,3 7,3 Хулиганство и смежные с ним преступления ст.
213 УК РФ 20,8 4,5 18,2 23,1 6,4 15,5 Убийство ст. 105 УК РФ 12,5 4,5 4,6 6,2 5,5 Половые преступления ст. 131-ст.135 УК РФ 4,2 13,6 40,9 15,4 25,0 19,1 По совокупности вышеперечисленных преступлений и прочие 8,3 18,3 4,6 7,7 12,3 9,5 Итого 100 100 100 100 100 100 В ходе исследования было выявлено, что любое преступление несовершеннолетнего олигофрена является результатом тесного переплетения неблагоприятных социальных факторов с клиникой
олигофрении, выражавшейся в одном или нескольких следующих моментов явный недоучёт ситуации и недоосмышление предъявляемых к гражданам требований закона, недостаточно адекватные разряды, дисфории, импульсивные поступки, своеобразный олигофренический негативизм вариант тупого упрямства или, наоборот, повышенная внушаемость и некритическое следование чужому примеру 14. Что касается психопатий, то в науке выделяются их следующие основные формы возбудимые, истерические,
параноические, неустойчивые, астенические тормозимые . Все формы психопатий, за исключением последней, характеризуются интенсивной деятельностью, агрессивностью, неуживчивостью, неустойчивостью, некритичностью. Лишь только астеники вялы, беспомощны, инертны, мнительны, чувствительны к замечаниям, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не уверены в своих силах и способностях, но и они тоже иногда дают срывы в виде агрессии15.
Отсюда становится ясным, почему психопаты значительно чаще олигофренов совершают тяжкие преступления. В динамике по годам у олигофренов имеется скачущая тенденция по разбойным нападениям и умышленному убийству и незначительная тенденция к снижению удельного веса хулиганских действий у психопатов скачущая тенденции по хулиганству и умышленному убийству и некоторое увеличение удельного веса разбойных нападений. Как среди олигофренов, так и среди психопатов наблюдается тенденция к повышению удельного веса половых
преступлений. Очевидно, этот процесс является следствием взаимосвязи несовершеннолетнего возраста, психической неполноценности и получившего широкое распространение в последнее время всеобщего явления акселерации. Под акселерацией понимается процесс увеличения роста и веса тела, увеличение периметра грудной клетки у детей и подростков, а также ускорение их полового созревания16. У акселерированных юношей рост стал заканчиваться к 17 19-ти годам вместо 23 25 лет в прежнее время,
а у девушек к 16 17-ти годам вместо 21 23 лет, как было прежде по сравнению с когортой подростков 70 80-х гг. все показатели окостенения скелета помолодели на 1 3 года17. Большинство современных юношей и девушек в 15 16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию соответствуют 18 19-летним в 20 30-е гг. нашего столетия, однако их социальный статус остаётся без изменения18. На прежнем, весьма неудовлетворительном уровне остаётся и профилактическая работа,
проводимая без учёта личностных особенностей определённых контингентов 14. ФрейеровО.В. указанная работа 15. Калашник Я.М. Судебная психиатрия 1978 г. 16. Обухова Л.В. Человек и научно-технический прогресс 1977 г. 17. Пашкова В. А. О необходимости пересмотра показателей оценки физ-го и полового развития детей 1973 г. 18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков 1977 г. подростков, требующих специального
подхода. Между тем вызванная процессом акселерации повышенная половая потребность психически неполноценных несовершеннолетних находит специфическое преломление в их неполноценной психике. С началом пубертатного периода, отмечает И.Л.Юркова, у многих больных олигофренией, особенно у больных с более значительным снижением интеллекта, появляется повышение сексуальных влечений онанизм, грубые сексуальные притязания к окружающим 19. Таким образом, в ряде случаев половая потребность у психически
неполноценного несовершеннолетнего выходит на первое место в сфере мотивации его поведения, обусловливает течение его мотивационного процесса. Сфера мотивации включает в себя все виды побуждений мотивы, потребности, идеалы, стремления, цели, влечения, интересы20. С.Л.Рубинштейн указывал, что учение о мотивации составляет основное ядро психологии личности 21, что мотивация это опосредованная процессом её отражения субъективная детерминация поведения человека миром.
Через свою мотивацию человек вплетён в контекст действительности 22. Мотивация оказывает побудительное воздействие на поведение человека и в самом начале, и во всех звеньях, поэтому проблема мотивации включает в себя не только выяснение первоначальных побудительных сил человеческой активности, не только рассмотрение некоторой идеальной предваряющей модели целенаправленных действий, которая возникает в сознании личности как субъекта этих действий, но и анализ всех тех факторов, которые
направляют, регулируют, поддерживают эти действия или, наоборот, изменяют их исходную направленность, блокируют их осуществление23. Реализация возникающих потребностей может блокироваться различными факторами внешнего и внутреннего порядка, и в зависимости от ценностных ориентаций личности эти факторы, отражаясь в сфере мотивации, либо принимаются, либо преодолеваются. Так, внешними факторами, блокирующими реализацию половой потребности несовершеннолетнего, могут быть
сопротивление потерпевшей, запрещение старших и т.д внутренними осознание противоправности деяния, нежелание иметь неприятности, сила воли , наличие каких-то других целей и стремлений. Наиболее сильное воздействие оказывают именно внутренние блокирующие факторы. Однако у олигофренов в силу их конкретного мышления и неспособности абстрагироваться и представлять более отдалённые результаты своего поведения эти факторы практически отсутствуют.
Они стремятся удовлетворить свои ближайшие потребности и как можно скорее, в результате чего внешние блокирующие факторы преодолеваются и зачастую преступным путём. Психопаты способны к абстрактному мышлению, предвидят и отдалённые последствия своих действий, но их внутренние блокирующие факторы могут быть парализованы общей ослабленностью тормозных процессов, а также наличием каких-то других причин и патологически выраженных потребностей, например, потребности в самоутверждении.
Её удовлетворение зачастую пронизывает всю жизнедеятельность психопатов, становится самоцелью, стержнем всей мотивационной сферы, проявляется и в реализации других потребностей. В таких случаях достаточно социализированные 19. Юркова И. А. Психопатологические проявления декомпенсации у подростков с олигофренией 1967 г. 20. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности . 21.
Рубинштейн С.П. Бытие и сознание 1967 г. 22. Рубинштейн С.П. Методолгические и теоретические проблемы психологии 1969 г. 23. Джидарьян И. А. Теоретические проблемы психологии личности . психопаты иногда достигают больших успехов в области науки, техники, литературы и искусства. Однако у несовсршеннолетних психопатов, степень социализации которых ещё явно недостаточна, эта потребность,
не будучи понятой и удовлетворённой в семье, школе, на работе, часто находит воплощение в отклоняющихся формах поведения. Примером такого рода поведений могут послужить некоторые вырезки из уголовных дел, которые будут чётко отражать взаимосвязь биологических факторов и биосоциальных. В свою очередь те могли послужить побуждающим фактором к совершению преступления. Например, из материалов в отношении несовершеннолетнего
Т. узнаём Подростку около 17 лет. Привлекается к уголовной ответственности за то, что будучи в нетрезвом состоянии, совершил дерзкое хулиганство с применением холодного оружия, а в момент задержания оказал активное сопротивление работнику милиции. Родился от доношенной беременности, беременность и роды у матери протекали нормально. Отца не знает. Рос капризным, непослушным, упрямым, любил настаивать на своём. В школе был трудным, жестоко избивал товарищей, любил верховодить, грубил учителям.
Часто приходил домой в нетрезвом состоянии, грубил матери. Состоит на учёте в милиции за различные правонарушения. Заключение обнаруживает признаки психопатии и склонность к употреблению спиртного, вменяем24. У олигофренов острая потребность в самоутверждении и преступные формы её реализации часто возникают как реакция на ненормальный социально-психологический климат, в частности на недоброжелательное и насмешливое
отношение к ним в легальных социальных группах. Обиженные в легальных группах олигофрены, будучи втянуты в преступные группы, члены которых обычно не отличаются высоким интеллектом, чувствуют себя там более раскованно, видя в членах этих групп настоящих товарищей, своих людей, которые относятся к ним с пониманием и уважением . Так, в материалах в отношении несовершеннолетней Н. отмечается следующее Подэкспертной 17 лет. Привлекается за соучастие в краже личного имущества.
Из первого класса массовой школы была переведена во вспомогательную. Здесь имела хорошие оценки, но часто нарушала дисциплину, т.к. было неинтересно учиться, потому что учителя сто раз говорили одно и то же . Рано стала курить, выпивать, употреблять иногда наркотические средства, совершать мелкие квартирные кражи. С 12 лет состоит на учёте в милиции. В 16 лет начала работать на швейной фабрике, но шить не успевала, за что её ругали, и поэтому она уволилась.
Больше нигде не работала. Основную часть времени проводила в группе молодых женщин, ранее судимых и ведущих аморальный образ жизни. По характеру обидчивая, грубая, вспыльчивая. Заключение обнаруживает признаки олигофрении в степени лёгкой дебильности с психопатоподобным поведением, вменяема25. Потребность в самоутверждении чаще всего не осознаётся психически неполноценными несовершеннолетними как таковая, а действует как подсознательный внутренний импульс.
Сила указанной потребности и степень её 24. Архив Саратовского городского психоневрологического диспансера за 1975 г. 25. Архив Саратовского городского психоневродогического диспансера за 1976г. осознания, отмечает И.С.Ной, не находятся в пропорциональной зависимости. Более того, чем ниже интеллектуальный и культурный уровень индивида, тем слабее его способность к пониманию
своих ощущений. Такие люди, испытывая естественную потребность в самоутверждении, в признании своих оригинальных способностей и не умея найти легальные средства заявить о себе, стремятся выделиться, отличиться от других людей путём насилия над личностью. Здесь проявляется также и их извращённое самоуважение26. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы в отношении несовершеннолетнего И. Подростку 17 лет. Привлекался к уголовной ответственности за то, что будучи в нетрезвом состоянии,
изнасиловал знакомую несовершеннолетнюю девушку, а затем вогнал ей во влагалище и задний проход деревянные палки. Родился в семье рабочих. Беременность и роды у матери протекали нормально. Курить начал с 5-ти лет, с 7 8-ми употреблял спиртное. Со 2-го класса бродяжничал, воровал, в связи с чем находился на учёте в милиции, 3-й класс дублировал, после чего не учился, бродяжничал.
В 13-летнем возрасте облил кислотой соседку, выжег ей глаза, после чего был помещён в ДПР г. Саратова. По возвращении работал. До этого половой жизнью не жил. Заключение обнаруживает психопатическое развитие личности и признаки хронического алкоголизма, вменяем27. Потребность в самоутверждении является оборотной стороной тесно связанной с ней потребности в общении, в коллективном образе жизни, которая запрограммирована у человека как следствие его исторического развития.
В этом проявляется единство в человеке индивидуального и общественного. Человек рождается потенциально готовым вступить в общественные отношения и не может жить вне общества, вне коллективных связей, именно в обществе у него развивается самосознание, и происходит самопознание и возникает потребность в самоутверждении, в утверждении значимости собственного Я . Только общество может установить степень значимости этого
Я . Но человек непосредственно вступает в отношение не со всем обществом, а с определёнными группами, коллективами. И если потребность в общении с определёнными группами не согласуется с его потребностью в самоутверждении, человек отчуждается от этих групп и вступает в другие либо выражает протест с целью обратить на себя внимание и внести в сознание других лиц представление о значимости его Я 28, что у малокультурных людей нередко выливается в антиобщественные формы поведения.
Нередко у психически неполноценных несовершеннолетних в качестве побочного продукта стремления к самоутверждению возникает склонность к частому употреблению спиртных напитков, которую несовершеннолетний может ощущать как самостоятельную потребность, побуждающую преодолевать блокирующие факторы. Если к тому же имеются факторы, стимулирующие такое поведение плохой пример ближайшего окружения, бесконтрольность со стороны родителей и т.д то потребность, заставляющая всё чаще преодолевать блокирующие воздействия,
может выработать определённый стереотип поведения. В качестве примера можно привести материалы в отношении несовершеннолетнего Д. 26. Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии . 27. Архив Саратовского городского психоневрологического диспансера за 1974 г. 28. Алимов С.Б. Ситуация совершения преступления и её криминологическое значение 1971 г.
Подэкспертному 16 лет. Привлекается к уголовной ответственности за систематические кражи. Ранее также привлекался к уголовной ответственности за кражи, дело было прекращено и материалы переданы в комиссию по делам несовершеннолетних. Родился и семье механизаторов, беременность и роды у матери протекали нормально. Отец злоупотреблял алкоголем. В настоящее время отец совместно с семьёй не живёт.
Подросток проживает с отчимом и матерью, которые также часто употребляют спиртное. Свою мать подросток не уважает, местными органами уже ставился вопрос о лишении её родительских прав. Подэкспертный учился во вспомогательной школе, часто нарушал дисциплину, бродяжничал, состоял на учёте в милиции. Рано начал курить, воровать, с 8 лет употребляет водку. Дружит с подобными же ребятами, вместе выпивают на ворованные деньги либо воруют самогон у родителей.
Мышление конкретное, абстрактное недоступно. Заключение обнаруживает признаки олигофрении в степени лёгкой дебильности с психопатоподобным поведением и склонностью к частому употреблению алкоголя, вменяем29. Ставшее потребностью злоупотребление алкоголем нередко стимулирует у психически неполноценных несовершеннолетних извращения в удовлетворении других потребностей или же ослабляет устойчивость против извращённых форм их реализации, что является следствием общей расторможенности, усугублённой алкоголем.
Необходимо подчеркнуть, отмечает О.Е.Фрейеров, особо патогенное действие алкоголя на некоторых больных олигофренией даже от сравнительно небольших доз алкоголя у этих больных отмечается иногда тяжёлая картина простого опьянения с общим возбуждением, безмотивными агрессивно-разрушительными действиями и иногда расторможением сексуальных влечений 30. Очевидно, это в полной мере относится и к психопатам, и не только тогда, когда употребление алкоголя уже стало потребностью, но и в случаях его однократного употребления.
Так, проведённое исследование показало, что из числа психопатов, совершивших убийство в одиночку, в состоянии опьянения находилось 75 , из числа совершивших хулиганство 90 , изнасилование 62,5 . Разбойные нападения, независимо от того, совершались ли они психопатами самостоятельно или в группе, все были совершены в момент алкогольного опьянения. Все психопаты, привлечённые за соучастие в убийстве, в момент совершения этого преступления были в
нетрезвом состоянии, из числа психопатов, привлечённых за соучастие в хулиганских действиях, в состоянии опьянения было 50 , за соучастие в изнасиловании 66,7 . Все олигофрены, совершившие в одиночку умышленные убийства, разбойные нападения, а также хулиганство и сопряжённые с ним сопротивление работнику милиции, посягательство на жизнь работника милиции, в момент совершения этих преступлений были в нетрезвом состоянии.
Из числа олигофренов, совершивших эти преступления в группе, все были в нетрезвом состоянии в момент разбойного нападения и убийства и 70 в момент хулиганских действий. Однако ни один олигофрен с уравновешенной эмоционально-волевой сферой ни в пьяном, ни в трезвом виде указанных преступлений не совершил, поэтому проводить прямую связь между состоянием опьянения и преступлением 29. Архив Саратовского городского психоневрологического диспансера за 1975 г.
30. Фрейеров О.В указанная работа психически ненормального несовершеннолетнего нельзя. Связь здесь сложная, диалектически противоречивая, зависит от множества внешних и внутренних факторов воздействия. При этом, по-видимому, есть нечто общее между тем, что несовершеннолетний имеет определённую аномалию психики, тем, что он склонен к употреблению алкоголя и тем, что он совершает определённый вид преступлений. Самым трезвым по сравнению с другими видами преступлений является кража.
Среди олигофренов, совершивших кражу, в состоянии опьянения находилось 17,3 , среди психопатов 40 . Кража является самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних с психическими аномалиями см. табл. 3, 4 . Чаще всего этот вид преступления встречается среди олигофренов ежегодно, примерно, 60 от всех совершенных ими преступлений . Причём, кражи совершаются в основном самостоятельно среди олигофренов в 60,2 случаев, среди психопатов в 62,5 .
Простота, доступность, конкретность этого вида преступления обусловливают распространённость его среди психически неполноценных несовершеннолетних и особенно среди олигофренов, так как им от рождения присущи конкретность мышления, узкий круг интересов, примитивность потребностей. Таким образом, круг потребностей психически неполноценных несовершеннолетних, обусловленный их возрастом, особенностями физического и психического развития, определяет и круг их преступных посягательств.
Кроме рассмотренных выше преступных деяний психически неполноценными несовершеннолетними были совершены угон автотранспортных средств незаконное ношение, хранение, а также кража огнестрельного оружия нанесение тяжких, менее тяжких и лёгких телесных повреждений мужеложство, грабёж. Все эти преступления, кроме грабежа, были совершены психически неполноценными несовершеннолетними только в одиночку и только олигофренами с психопатическими расстройствами и психопатами без признаков слабоумия.
Грабёж и олигофрены, и психопаты в большинстве случаев более 50 совершают, находясь в группе. Приведённый выше перечень преступлений, совершённых психически неполноценными несовершеннолетними, является исчерпывающим. Других преступлений указанной категорией лиц за исследуемый период не совершалось. Видимо, как отмечалось выше, кроме психических аномалий определённое значение имеет возраст изучаемого контингента. При проведении подобного же анализа среди взрослых преступников, страдающих психическими
аномалиями, не лишающими вменяемости, было установлено, что их преступные посягательства намного разнообразнее, однако характер психической аномалии и здесь создаёт определённый фон см. табл. 5 . Здесь также наименее криминогенны эпилептики и относительно устойчиво количество олигофренов и психопатов, между которыми по видам преступлений наблюдается почти такое же соотношение, как и между несовершеннолетними олигофренами и психопатами. Взрослые психопаты также чаще олигофренов совершают
насильственные преступления, за исключением половых, что, видимо, имеет связь с особенностями аномалии, проявляющимися во взрослом и несовершеннолетнем возрасте, но этот вопрос требует специальных медицинских и психологических исследований. При сравнении таблиц 3, 4 и 5 усматривается, что с повзрослением как у олигофренов, так и у психопатов увеличивается удельный вес насильственных преступлений. С повзрослением меняется и соотношение между видами аномалий в общем количестве психически неполноценных
преступников. Таблица 5 Среднегодовое распределение психически неполноценных взрослых преступников по видам аномалий и преступлений в Виды преступлений Олигофрении Психопатии Эпилепсии Остат. явлен. Прочие Кража государственного и личного имущества 34,0 16,0 42,3 15,8 26,2 Грабёж государственного и личного имущества 5,6 7,6 3,8 7,9 2,4 Разбойное нападение с целью завладения государственным и личным имуществом 4,2 5,3 2,0
Умышленное убийство 2,2 8,4 10,5 2,2 Половые преступления 16,9 8,4 7,9 4,2 Действия, дезорганизующие работу ИТУ 3,8 1,0 Телесные повреждения 3,4 7,6 3,8 2,6 8,1 Хулиганство 16,0 26,7 26,9 28,9 27,0 Автотранспортные преступления 4,1 0,8 3,8 5,3 0,5 Уклонение от общественно-полезного труда, от лечения вензаболевания, от уплаты алиментов, нарушение паспортного режима 7,6 5,3 15,6 18,4 20,9 Воинские преступления 4,2 3,8 2,7 2,0
Прочие 2,8 6,2 3,8 3,5 Итого 100 100 100 100 100 Здесь на первое место выходят хронические алкоголики, за ними примерно на одном друг против друга уровне находятся олигофрены и психопаты, но эпилептики по-прежнему в последнем ряду. Что же касается коэффициента поражённости преступным поведением, то здесь так же, как у несовершеннолетних, на первом месте страдающие психопатией, на последнем эпилепсией. Однако подробное рассмотрение взрослых психически неполноценных преступников выходит за рамки темы.
Этот вопрос требует специального освещения в юридической и медицинской литературе. При изучении психически неполноценных школьников, возраст которых примерно на 1,3 1,5 года ниже средневзвешенного возраста всех несовершеннолетних, было установлено, что круг их преступных посягательств значительно уже, однако соотношение между видами аномалий почти такое же, как и в общем количестве психически неполноценных несовершеннолетних преступников. При рассмотрении структуры преступности психически неполноценных школьников
было выявлено, что среди них малочисленны эпилептики 1,7 и олигофрены с уравновешенной эмоционально-волевой сферой 12,1 . Основную массу составляют олигофрены с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой или психопатоподобным поведением и психопаты. При детальном исследовании мы выяснили, что из числа психически неполноценных школьников ни один олигофрен, будь он уравновешен или расторможен, не совершил в одиночку таких преступлений, как хулиганство и изнасилование.
Ни один олигофрен, ни самостоятельно, ни в группе, не совершил мужеложства. Данное деяние совершают только психопаты причём в одиночку . Это, по-видимому, связано с особенностями психологии психастенических психопатов к которым относятся гомосексуалисты , выраженными в том, что, стараясь удовлетворить половую страсть в извращённой форме, они стремятся в то же время скрыть собственную неполноценность от окружающих.
Грабёж и разбой из числа олигофренов-школьников совершают в одиночку только те, которые отличаются психопатическим развитием. Олигофрены-школьники с уравновешенной эмоционально-волевой сферой, так же как и все психически неполноценные несовершеннолетние этого типа, самостоятельно совершают только кражи и, в отличие от всех психически неполноценных, крадут только личное имущество. За кражи личного имущества чаще других неполноценных школьников привлекаются страдающие олигофренией
с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой, но без признаков психопатических расстройств, реже олигофрены с психопатическими расстройствами и ещё реже психопаты без признаков слабоумия, что же касается краж государственного имущества, то здесь строго обратная зависимость. Олигофрены чаще совершают преступления в группе, психопаты в одиночку. Здесь, очевидно, проявляются особенности клиники олигофрений и психопатий.
Исследования показали, что школьники-психопаты раньше начинают совершать преступления, чем школьники-олигофрены средний возраст психопатов 15,2 лет, олигофренов 15,6 . Далее было выявлено, что более дерзкому и сложному преступлению в общей массе соответствует и более высокий возраст, при этом возраст совершающих преступления самостоятельно несколько выше возраста совершающих преступления в группе. Очевидно, совершение конкретных преступлений конкретным способом вообще возможно
только по достижении психически неполноценным школьником определённого возраста. Малый возраст, а также наличие психических аномалий обусловливают то обстоятельство, что из общего числа этих школьников, совершивших преступления в соучастии, лишь 3,0 были членами групп, в которых имелись совершеннолетние, остальные же 97 входили в группы, состоящие только из несовершеннолетних, и из них примерно треть входили в группы, состоящие только из психически неполноценных несовершеннолетних,
где руководили либо психопаты, либо расторможенные олигофрены. Видимо, для того, чтобы стать членом какой-то преступной группы, также необходимо обладать соответствующим уровнем интеллекта и достигнуть определённого возраста. Иначе говоря, психические аномалии и возраст их носителей оказывают обратное воздействие на социально-психологические и прочие отношения несовершеннолетних.
Все описанные выше виды преступлений несовершеннолетних являются практически монополией мужского пола. Удельный вес женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних с психическими аномалиями составляет ежегодно 6,5 . При детальном изучении было установлено, что самостоятельно они совершают только кражи и крадут только предметы личного потребления продукты питания, одежду, обувь . При этом они чаще своих сверстников мужского пола крадут в одиночку 78,8 от случаев краж .
Другие же преступления они совершают только в соучастии с несовершеннолетними мужского пола, причем все эти преступления приходятся на страдающих олигофренией с признаками психопатизации. Иными словами, особенности психики определённым образом влияют на уровень притязаний психически неполноценных несовершеннолетних и характер их реализации. Обращает на себя внимание тот факт, что потребности несовершеннолетних с психическими аномалиями в той или иной мере опосредованы социальной действительностью.
Личные планы, желания людей, пишет А.М.Яковлев, далеко не случайны. Отдельный случай принятия какого-либо решения выглядит как бы результатом свободного усмотрения . Однако взятые в совокупности устремления индивидов теряют в целом характер случайных, произвольных, независимых . В них явственно выступают определённые тенденции и устремления, выявляется их социально производный характер. В устремлениях индивидов получает своё объективное отражение иерархия социальных
ценностей. Следовательно, уровень притязаний это явление не только индивидуальной, но и социальной психологии 31. Однако в неполноценной психике эти ценности обретают своеобразное отражение, ибо общественные условия оказывают доминирующее влияние на выбор поступка, но не непосредственно, а лишь преломившись в личностном стереотипе человека 32. И суть вопроса состоит в том, каким образом социально опосредованные потребности и ценностные ориентации преломляются в неполноценной психике человека и как они воздействуют на его
поведение, какова роль при этом индивидуальных особенностей психики, воспринимающей иерархию общественных ценностей. Общество не только формирует определённые ценности, но и создаёт возможности для их использования. Однако эти возможности могут быть реализованы отдельным индивидом лишь в том случае, если у него самого будут иметься для этого индивидуальные возможности и способности. Человек, правильно соизмеряющий свои потребности со своими способностями и возможностями, стремится
к обладанию именно тем кругом ценностей, который соответствует его действительному положению, а от ценностей, которые не соответствуют его личностному статусу, он отказывается. Человек, не умеющий соизмерять свои возможности с потребностями, полагающий, что его действительное положение не соответствует его внутреннему уровню особенно часто это бывает среди психопатов , пытается достичь своей цели в иных общностях. Так, стремящиеся к положению лидера психопаты, не добившись признания
в легальной общественной среде, находят удовлетворение этой потребности в создании преступных группировок. Как показали проведённые нами 31. Яковлев А.М. Преспупность и социальная психология 1971 г. 32. Эдельгауз Е.М. К вопросу о понятии свободы воли в уголовном праве 1962 г. исследования преступных групп, состоящих только из психически неполноценных несовершеннолетних, лидерами этих групп были либо психопаты, либо олигофрены с психопатоподобным поведением, при изучении которых было установлено, что
они никогда не пользовались авторитетом ни в школе, ни в училище, ни на работе. Уровень удовлетворения потребностей конкретного индивида во многом зависит и от того, насколько соответствуют предъявляемые к нему обществом требования его возможностям и способностям. Отношение к конкретным членам общества или группам должно строиться на основе учёта их специфических особенностей и прежде всего особенностей психики. Там же, где социально-психологический климат не соответствует
состоянию и динамике психики несовершеннолетнего, происходят срывы в его психической деятельности. Как показали проведённые нами исследования, олигофрены, обучающиеся во вспомогательных школах, при прочих равных условиях совершают антиобщественные поступки примерно в 1,9 раза реже олигофренов, обучающихся в общеобразовательных школах. Значит, те требования, которые предъявляются к олигофренам во вспомогательных школах, соответствуют их возможностям, способствуют удовлетворению многих потребностей и в частности
потребности в самоутверждении, которую им весьма трудно удовлетворить в общеобразовательной школе, где они всегда на плохом счету. Создание социально-психологического климата, соответствующего особенностям неполноценной психики несовершеннолетнего, необходимо не только по месту учёбы этого несовершеннолетнего, но и по месту работы, жительства, а также в воспитательно-трудовых учреждениях. При посильном труде, отмечает занимавшаяся проблемой олигофрении несовершеннолетних
И.А.Юркова, соответствующем возможностям больного, при условии благоприятного быта, больные были исполнительными, легко подчинялись дисциплине на работе. Если условия работы превышали возможности больного более быстрый темп работы или больной подвергался насмешкам со стороны окружающих, это служило поводом для конфликтов с окружающими, больные самовольно оставляли работу 33. Иначе говоря, не столько опасна сама по себе психическая аномалия, сколько опасны игнорирование особенностей
неполноценной психики, неправильные меры в отношении психически неполноценных, преступное поведение которых обусловлено не только социальными, но и биологическими процессами. 33. Юркова И. А. указанная статья Личность преступника. Личность преступника в общем в криминологии рассматривается, во-первых, как обобщённый статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения.
Во-вторых как особый социальный тип, получивший название криминогенный тип личности. В-третьих личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное действие. Личность преступника как целостное образование представляет собой социальное качество человека. В то же время человек есть продукт двойной детерминации, поскольку его природа бессознательна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчинённом отношении
к социальному и выступает в нём не непосредственно, как у других животных существ, а в преобразованном, очеловеченном виде. Принципиальное значение имеет правильное решение вопроса о взаимодействии биологического и социального в личности преступника и преступном поведении. В криминологической литературе но этому вопросу высказывались различные суждения и оценки от крайне биологизаторских до упрощенно социологических. Крайне биологизаторский подход подразумевает признание
примата биологической наследственности над социальной и выведение всей содержательной стороны поведения человека из индивидуально-биологических предпосылок. В российской криминологии такой подход в основном связан с этапом ее становления 20-30-е гг В настоящее время ученые криминологи едины в признании социальной природы преступности и ее причин, считая, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные
качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль. Индивидуальное развитие личности, формирование неповторимого духовного облика каждого человека происходит во взаимодействии диетической и социальной программ. Социальная программа материальная и духовная культура человечества под влиянием воспитания в непосредственном взаимодействии с генетической программой в той или иной мере усваивается индивидом, постепенно становится
внутренним содержанием личности. Процесс осуществляется на всех уровнях от отдельной личности до целого поколения . Различные представители того или иного поколения усваивают социальную программу по-разному. Так, люди с врожденными или приобретенными физическими и психическими недостатками образуют особый тип, поскольку они либо вообще не в состоянии усваивать социальные программы, либо усваивают их в ограниченном объеме. Криминологов интересует не вся эта группа людей, а лишь те из них, у кого врожденные или приобретенные
физические и психические аномалии, во-первых, повлекли личностные изменения, не исключающие вменяемость, во-вторых, могут привести к преступному поведению. Эмпирические исследования показали, что психические и физические аномалии влияют на поведение человека, облетают, иногда даже стимулируют действие криминальных личностных ориентации. К психическим аномалиям относятся алкоголизм, психопатия, остаточные явления черепно-мозговых травм,
олигофрения, наркомания, сосудистые заболевания с психическими изменениями, шизофрения в стадии стойкой ремиссии и эпилепсия. Криминологические исследования свидетельствуют о наличии устойчивых зависимостей между отдельными видами психических аномалий и отдельными видами преступлений. Данные о высоком уровне лиц с психическими аномалиями среди убийц 72 совпадают с результатами исследований, проведенных в 20-е гг. Для лиц с психическими аномалиями характерно совершение тяжких насильственных
преступлений убийств, телесных повреждений, изнасилований, грабежей, разбоев . Более половины лиц, совершивших эти преступления, имеют различные психические аномалии алкоголиков больше среди тех, кто совершил тяжкие насильственные преступления разбой, грабеж, хулиганство психопатов, лиц, страдающих остаточными явлениями черепно-мозговых травм и органическими заболеваниями центральной нервной системы, среди тех, кто совершил убийство, хулиганство, изнасилование, грабеж и разбой для олигофренов
характерно совершение изнасилований и хулиганств для эпилептиков и шизофреников убийств и хулиганств, а для наркоманов убийств, хулиганств и краж. Наиболее распространенными психическими аномалиями среди преступников являются алкоголизм и психопатия. Эмпирические исследования свидетельствуют, что алкоголизм и психопатия, как правило, сопровождаются формированием криминально значимых черт личности повышенной раздражительности и агрессивности, конфликтности, подозрительности и мнительности, ревности, сутяжничества,
садизма. 34 Таким образом, криминологические исследования подтверждают положение о том, что врожденные и приобретенные психические аномалии могут оказывать заметное влияние а при заболеваниях, исключающих вменяемость, решающее влияние на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии способствуют формированию криминогенной личности, однако сама криминогенность психических отклонений всегда зависит от социальных условий формирования и жизни индивида.
Поэтому их влияние на развитие и поведение личности может быть скорректировано под воздействием социальной среды и лечения. 34. Бурлакова В.Н Кропачева Н.М. Криминология 2005 г. Признаковый аспект ответственности несовершеннолетних. Считается, что ответственность несовершеннолетних скорее воспитательная функция чем наказательная. Как же следует рассматривать то, что и несовершеннолетний с психическим отклонением такой же подросток
как и все, и уголовный закон должен это учитывать. Должна быть выявлена чёткая взаимосвязь возрастных и социальных факторов. Ответственность имеет регулирующую, оценочную, мотивационную роль в поведении человека. Именно обладая определенным сознанием, человек понимает суть своих связей с обществом, необходимость существования этих связей и в силу этого готов принять социальный контроль и выполнить предъявляемые
ему обществом требования. Во-вторых, ответственность - это реальная необходимость ответа за свои отрицательные поступки. Подходя так к оценке сущности ответственности, З. А. Астемиров ставит вопрос о способности человека отвечать за свои действия. Он справедливо отмечает, что эта способность зависит не только от состояния психики человека, но и от уровня его знаний .35 Естественно, что все это происходит с годами, и поэтому способность понимать
характер своих действий и отвечать за них возникает у человека в определенном возрасте. Уяснение сущности уголовной ответственности требует раскрытия в ней не только объективного содержания, но и субъективных, личностно-психологических моментов. С точки зрения субъективно-личностной ответственность предполагает усвоение правосубъектными лицами требований уголовного закона, запечатление в их сознании содержащихся в нем норм правил поведения и
сообразовывания ими своего поведения с этими нормами, а также охватывает осознанную обязанность и вынужденность отвечать перед органами правосудия в случаях совершения преступления и понести заслуженное наказание. Субъективно-личностный аспект ответственности непосредственно связан с такими философскими социологическими категориями, как свобода и необходимость , и вместе с ними отражает степень формирования, социализации личности .36 По мере познания необходимости и постижения свободы личность динамично приобретает способность
нести ответственность в той или иной форме. Ответственность в субъективном смысле вызревает точно также, как вызревает и мужает человек, укрепляются его разум и воля, расширяется кругозор. Поэтому ее можно отнести к свойствам личности. Это важное положение, признаваемое в социологии и этике, почему-то отвергается отдельными авторами-юристами. Признание ответственности одним из решающих элементов структуры личности, определяющим степень свободы
и основное направление поведения человека , а ее воспитание - одной из главных задач воспитательной работы и составной частью формирования личности имеет прямое отношение к проблеме ответственности вообще, к раскрытию сущности и специфики ответственности несовершеннолетних, к ее субъективно-личностному аспекту в частности 37. Отсюда вытекает очень важный и принципиальный вывод по мере формирования, социализации личности та или иная форма ответственности 35. Астемиров
З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних 1976 г. 36. Кудрявцев В.Н. Закон, проступок, ответственность 1990 г. 37. Кудрявцев В.Н указанная работа становится ей внутренне присущей, а соответственно с этим и посильной. Значит, нельзя не учитывать этого при решении вопроса об ответственности в объективном смысле, при определении форм ответственности и ее субъектов. Произвольное возложение ответственности противоречит
природе самого человека и поэтому не может дать ожидаемого результата. Это положение приобретает особую остроту, когда речь идет об уголовной ответственности несовершеннолетних. Несовершеннолетний - это формирующаяся личность, постепенно познающая необходимость и постигающая свободу и соответственно этому также постепенно приобретающая способность принимать решения, то есть поступать ответственно, на основе усвоения закономерностей общественного развития и правил общежития.
Иначе говоря, процесс формирования, социализации личности несовершеннолетнего, определяемый как внешними, так и внутренними условиями, сопряжен с постепенным можно сказать, поэтапным, имея ввиду возрастную эволюцию приобретением им способности нести определенную форму ответственности. Требования уголовно-правовых норм, поскольку в них содержатся нравственно-ценностные начала, имеют воспитательное значение для всех членов общества, оказывают влияние на поведение каждого сознательного
человека. Однако в качестве их конкретных адресатов выступают не все члены общества, а именно те, которые могут быть субъектами уголовной ответственности. Круг этих лиц определяет сам уголовный закон, законодатель на основе учета и правильной оценки закономерностей развития и формирования личности. При этом решающее значение имеют два социально-биологических и социально-психологических критерия - возраст и уровень сознания, отражающий накопление социального опыта, степень социализации личности.
Как отмечает Б. Г. Ананьев, у человека переход от одной функции к другой, от одного уровня обязанностей, прав и ответственности к другому совершается по мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции. Каждое общество и государство регулирует эти переходы определенными индексами права избирательного, трудового, уголовного и т. д. 38 Возрастные особенности и уровень сознания в их единстве и взаимной связи являются предпосылками того, чтобы развивающаяся личность по мере своего формирования могла выступать
в качестве субъекта тех или иных общественных отношений, носителем определенной формы социальной ответственности, вытекающей из характера этих отношений. Иными словами, на том или ином этапе своего развития и формирования личности человек несет или может нести ответственность в определенной степени, в той или иной форме, в зависимости от уровня сознания, его структурных элементов. Хотя сознание само по себе не определяет характера общественных отношений, в которые вступает личность,
но оно позволяет человеку аккумулировать опыт, причем не какой-то индивидуальный, а прежде всего общественный опыт, и сделать его своим достоянием. Принципиальным является вопрос о возрастном пороге, а также об уровне и характере сознания, с которых начинается уголовная ответственность, о точке пересечения двух этих критериев. Уголовная ответственность в объективном смысле представляет собой 38. Астемиров З.А указанная работа возложение на правосубъектных лиц сопряженной с определенными санкциями
обязанности не совершать деяния, признаваемые уголовным законом как преступные позитивный аспект , а в случаях нарушения ими этой обязанности - привлечение их к ответу перед органами правосудия посредством вменения в вину совершенного преступления и применения соответствующих санкций негативный аспект . А в субъективном смысле она предполагает усвоение правосубъектными лицами указанной обязанности, отражение ее в их сознании и сообразовывании ими своего поведения и поступков с требованиями уголовного закона
позитивный аспект , а в случаях нарушения этих требований и совершения преступления - осознанную обязанность и вынужденность отвечать за содеянное перед органами правосудия и понести заслуженное наказание негативный аспект . Установление уголовной ответственности в законе происходит не произвольно, а на основе учета закономерностей формирования личности, объективных условий и субъективных предпосылок этого процесса. Формирующаяся личность может быть признана субъектом уголовной ответственности начиная с определенного
возраста, по мере приобретения ею необходимого уровня правого сознания, предполагающего способность осознания общественной, общегосударственной значимости установлений уголовного закона. Поэтому уголовная ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности. По российскому законодательству уголовной ответственности подлежат несовершеннолетние с 16 лет, а за особо тяжкие преступления, такие как, убийства, разбои, грабежи с 14 лет.
Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетими с психическими отклонениями. В настоящее время выделяется много подходов и методов борьбы с преступностью несовершеннолетних с психическими отклонениями. Не следует также не забывать о той специфике и проблематике этого вопроса. Для того чтобы эффективным стало то воздействие которое делается и будет делаться необходимо разложить комплекс мер на группы и каждую рассмотреть как по одиночке, так и в синтезе.
К мерам специально-криминологического характера относят улучшение деятельности органов милиции, прокуратуры и судов, повседневное изучение состояния преступности, планирование мер борьбы с нею, устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, обобщение и анализ правоприменительной деятельности. К мероприятиям индивидуального характера относят контроль за лицами, склонными к совершению правонарушений, а также те меры, которые принимаются по конкретным преступлениям или по иным антиобщественным деяниям.
В юридической литературе и на практике существует также понятие профилактики преступлений, под которым понимается деятельность органов внутренних дел и общественных организаций, направленная на выявление и устранение причин конкретных преступлений и обстоятельств, способствующих формированию антиобщественной направленности конкретной личности . 39 В сущности, профилактика это та же предупредительная деятельность. Поэтому попытки представить профилактику как нечто отличное от предупреждения преступности есть схоластическое
теоретизирование. На наш взгляд, нужно согласиться с тем, что термины предупреждение , профилактика и предотвращение преступности следует применять как взаимозаменяющие .40 Все меры предупреждения преступности только тогда дадут наибольший эффект, когда они будут применяться одновременно, в тесном единстве и в то же время дифференцированно, применительно к конкретным регионам, к конкретному типу преступников. В современных условиях, пишет
В.Г.Алексеева, всё большее значение для повышения эффективности воспитания приобретает учёт особенностей того контингента, с которым ведётся воспитательная работа, и тех условий, в которых она происходит .41 Важную роль в деле предупреждения преступности несовершеннолетних с 39. Пекарь А.Г. Профилактика преступлений 1972 г. 40. см. Теоретические основы предупреждения преступности 41.
Алексеева В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города статистические исследования психическими аномалиями должно сыграть всестороннее изучение и предупреждение самих психических аномалии особенно тех, которые отличаются наибольшей криминогенностью , выявление процессов и явлений, обусловливающих возникновение аномалий, и нейтрализация негативных влияний. Большие возможности в изучении и предупреждении психических аномалий открываются в связи с новейшими
достижениями генетики в области управления жизнедеятельностью клетки, сущность которого заключается в искусственном синтезе генов и введении их в клетку с тем, чтобы придать её жизнедеятельности целенаправленный характер.42 Возможность целенаправленного изменения кода наследственной информации человека уже не отрицается современными учёными, вопрос состоит лишь в том, чтобы достижения генной инженерии не были обращены по вред социальному процессу и гуманистическим идеалам7.
Думается, что в перспективе изменение наследственной информации, отягчённой психическим заболеванием или наследственным предрасположением центральной нервной системы к психической неполноценности, с социальной и гуманистической точек зрения вполне оправдано. Ликвидация наследственных болезней, пишет Л.Е.Обухова, путём замены больных и повреждённых генов на здоровые и нормальные, исправление врождённых дефектов посредством микрохирургических операций на наследственной массе основная цель биохимических
изысканий. Все это позволяет оптимистически смотреть на ближайшую возможность исправления определённых нежелательных наследственных отклонений и предрасположений с помощью специальной терапии генетических факторов .43 Однако это мероприятие будущего. К тому же не все психические аномалии имеют чисто наследственное происхождение. Предупреждение преступности психически неполноценных несовершеннолетних должно включать в себя и медицинскую профилактику. В настоящее время необходимо вести наступательную работу по выявлению
лиц, имеющих психические аномалии и оказанию им психиатрической помощи. Особое внимание следует обращать на несовершеннолетних, совершающих антиобщественные поступки. По мнению учёных , каждого несовершеннолетнего, совершившего антиобщественный поступок, следует подвергать тщательному психиатрическому обследованию. Это в значительной мере снизит удельный вес латентной неполноценности среди несовершеннолетних преступников, Между тем, на судебно-психиатрическую экспертизу, как отмечалось
выше, пока ежегодно направляется не более 10 несовершеннолетних, совершивших преступления. Следует также проводить систематические психиатрические обследования лиц, находящихся в местах лишения свободы, и применять к ним меры с учётом особенностей их психики. Говоря о психически неполноценных несовершеннолетних преступниках, следует прежде всего иметь в виду, что это не столько преступники, в собственном смысле этого слова, сколько психически ненормальные личности,
что они по-иному воспринимают окружающую действительность, чем нормальные люди, у 42. Чепиков М.Г. Современная революция в биологии философский анализ 1976 г. 43. Обухова Л.Е. Человек и научно-технический прогресс антропоэкологичекий аспект 1977 г. них несколько иные потребности, мотивы, идеалы, цели, стремления. В связи с этим представляется существенным недостатком уголовного законодательства отсутствие института
уменьшенной вменяемости. Конституционная обязанность органов государственной власти обеспечивать комплексное развитие подведомственного региона, очевидно, включает и необходимость координации усилий учёных и практиков различных областей знаний по комплексному изучению тех или иных проблем. Только органы общей компетенции в комплексе могут обеспечить комплексное изучение и разрешение социальных проблем. Это в полной мере относится и к проблеме преступности.
Борьба с преступностью может быть успешной лишь на основе комплексного изучения этого феномена специалистами различных областей знаний, организованного и координируемого партийно-советскими органами. Уровень преступности, отмечает Ю.Д.Блувштейн, существенно зависит от социально-экономических и социально-психологических особенностей региона и лишь в значительно меньшей степени от состояния деятельности соответствующего органа внутренних дел .44 Поэтому всестороннее изучение и совершенствование социально-
экономических и социально-психологических отношений и явлений, направляемое органами государственной власти, является важным фактором в деле предупреждения преступности. Только на основе всестороннего изучения процесса можно принимать научно обоснованные решения, направленные на изменение или ликвидацию процесса. На основе базовой информации о преступности и личности преступников, о тех факторах, которые обусловливают преступное поведение, делается прогноз о развитии самих этих
факторов и разрабатываются мероприятия с целью придания взаимодействию факторов антикриминогенного характера применительно к конкретному региону, микрорайону, типу преступников. Не может быть какого-то универсального, раз и навсегда созданного набора мероприятий, пригодного для предупреждения преступности во всех регионах и микрорайонах и относительно всех типов преступников. В конкретном месте и конкретный подход к предупреждению преступности.
Однако это не значит, что не может быть общего стержня в деле предупреждения преступности и конкретных её разновидностей. Таковыми являются мероприятия комплексного плана социально-экономического развития, направленные на улучшение структуры экономики и населения, социально-психологических отношений, совершенствование торговли, здравоохранения, просвещения, культуры, политико-воспитательной работы и учитывающие особенности развития региона и его контингента. Одной из составных частей комплексного плана предупреждения преступности
должен быть план предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями. 44. Блувштейн Ю. Д. Методологические проблемы изучения преступности и личности преступника 1975 г. Для составления плана профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями необходимы следующие данные 1. Информация социальной географии о структуре, динамике и причинах психических заболеваний и аномалий, мерах и способах их выявления и предупреждения.
2. Прогностическая информация о структуре и динамике психических заболеваний, меры их профилактики и способы выявления на планируемый период. 3. Информация о социально-психологических отношениях и социально-трудовой адаптации психически неполноценных несовершеннолетних, зафиксированная в социальной географии. 4. Мероприятия по улучшению социально-психологического климата и совершенствованию социально-трудовой адаптации несовершеннолетних с психическими аномалиями на планируемый период.
5. Информация о структуре и динамике преступности и иных форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних с психическими аномалиями, содержащаяся в социальной географии. 6. Мероприятия по улучшению социально-экономических, социально-психологических и других показателей, по борьбе с преступностью несовершеннолетних в данном регионе с распределением по микрорайонам и объектам. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями должны совместно разрабатываться
научными и практическими работниками различных специальностей из области общественных и естественных наук. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями, будучи порождением множества взаимосвязанных социально-экономических и биопсихологических процессов и явлений, требует всестороннего изучения и комплексных мер предупреждения. Эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних с психическими отклонениями может быть обеспечена лишь при координации деятельности правоохранительных
органов с органами здравоохранения и общественности. Основой объединения специалистов для изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями является комплексное социально-экономическое планирование, учитывающее взаимосвязь всех протекающих в территориальной общности экономических, социально-психологических, биологических процессов и явлений. Только комплексные меры могут в будущем предупредить, а также снизить уровень преступности в этой среде.
Ведь базисом для улучшения уровня эффективности становится синтез всех сторон общественной жизни, так как не следует забывать, что человек существо биосоциальное. Источники и литература 1. ЛейкинаН.С. Влияние личностных особенностей на преступность Советское государство и право. 1967. 1. КудрявцевВ.Н. Причинность в криминологии о структуре индивидуального преступного поведения .
М 1968. Исключением являлась работа КрахмальникЛ.Г НойИ.С. О профилактике преступлений психопатов Сборник научных работ. Саратов, 1961. Вып. 3. 2. ОреховВ.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л 1972. АнтонянЮ.М ВиноградовМ.В ГолумбЦ.А. Преступность и психические аномалии Советское государство и право. 1979. 7. 3. Криминология.
М 1976. С. 290 291 1979. 4. ФрейеровО.Е. О социальной опасности больных олигофренией и основные принципы судебно-психиатрической экспертизы этих лиц Второй Всероссийский съезд невропатологов и психиатров 11 16 декабря 1967 года Материалы к съезду. М 1967. 5. ЗейгарникБ.В. Основы патопсихологии. М 1973. 6. Калашник Я. М. Судебная психиатрия. М 1961. 7.
Судебная психиатрия Под ред. Г. В. Морозова. М 1978. 8. КузьминЕ.С. Основы социальной психологии. Л 1967. КонИ.С. Социология личности. М 1967. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л 1968. 9. ОбуховаЛ.Е. Человек и научно-технический прогресс антропоэкологический аспект . М 1977. 10. ПашковаВ.А. О необходимости пересмотра показателей оценки физического и полового развития
детей и подростков для задач судебной медицины в связи с явлениями акселерации Судебно-медицинская экспертиза. 1973. 1. 11. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л 1977. 12. ЮрковаИ.А. Психопатологические проявления декомпенсации у подростков, страдающих олигофренией Второй Всероссийский съезд невропатологов и психиатров 11 16 декабря 1967 года
Материалы к съезду. М 1967. 13. АсеевВ.Г. Проблема мотивации и личности Теоретические проблемы психологии личности. 14. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М 1967. 15. Рубинштейн С. Л и мир Методологические и теоретические проблемы психологии. М 1969. 16. ДжидарьянИ.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности
Теоретические проблемы психологии личности. 17. Архив Саратовского городского психоневрологического диспансера за 1975 г архив Саратовского городского психоневрологического диспансера за 1976 г. 18. НойИ.С. Методологические проблемы советской криминологии. 19. АлимовС.Б. Ситуация совершения преступления и её криминологическое значение по материалам дел о
хулиганстве . Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М 1971. 20. ЯковлевА.М. Преступность и социальная психология социально-психологические закономерности противоправного поведения . М 1971. 21. ЭдельгаузЕ.М. К вопросу о понятии свободы воли в уголовном праве Правоведение. 1962. 4. 22. Бурлакова В.Н Кропачева Н.М. Криминология 2005 г. 23. Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.
М, 1976. 24. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М, 1990. 25. ЛекарьА.Г. Профилактика преступлений. М 1972. АванесовГ.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975. 26. АлексееваВ.Г. Неформальные группы подростков в условиях города Социологические исследования. 1977. 3. 27. ЧепиковМ.
Г. Современная революция в биологии философский анализ . М 1976. 28. ОбуховаЛ.Е. Человек и научно-технический прогресс антропоэкологический аспект . М 1977. 29. БлувштейнЮ.Д. Методологические проблемы изучения преступности и личности преступника логико-математический аспект . Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М 1975. 30. Статистические данные по преступности несовершеннолетних с психическими отклонениями из
сети Интернет таблицы и тд. .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |