РЕФЕРАТ
на тему:Освоение деятельности
Содержание
Введение
Деятельность и ее структура
Умения и навыки
Основные виды деятельности
Заключение
Список литературы
/>Введение
Ежедневно человексовершает множество различный действий. Некоторые из них он выполняет осознаннои не редко бывает так, что между осознанием необходимости действия и еговыполнением проходит какое-то время, другие заложены на подсознательном уровнеи выполняются без предварительных размышлений, автоматически. В любом случаедеятельность человека составляет основу его жизни.
Цель данного реферата –найти ответ на вопрос: что такое деятельность и как она осваивается человеком впроцессе жизни? Для ее достижения следует выполнить следующие задачи:
· Датьопределение деятельности;
· Разобратьструктуру деятельности;
· Рассмотретьосновные виды деятельности;
· Охарактеризоватьнавыки и умения;
· Подвестиитог работе.
Актуальность темыреферата обусловлена тем, что, как уже говорилось выше, человек никогда ненаходится в бездействии, и автор данного реферата считает важным узнать, чтолежит в основе деятельности человека.
/>Деятельность и ее структура
Деятельность можноопределить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность,порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнегомира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс активного отношениячеловека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектомпоставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоениеобщественного опыта. Деятельность обладает отличительными чертами:целенаправленность, общественный характер, систематичность и плановость.
Структура деятельности состоит из мотивов, способови приемов, цели и результата.
Мотив – это внутренняя цель,она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность кнекоторой деятельности. Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляетсядеятельность и то, что ее побуждает.
Мотивы, в свою очередь, могут иметь различнуюприроду, они могут быть органическими (направлены на удовлетворениеестественных потребностей организма), функциональными (удовлетворяются спомощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены насоздание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными(порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занятьопределенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видовдеятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).
Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направлениедеятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для еевыполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психическихпроцессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.
Предметы, явления, задачи и объекты, наиболее важныеи значимые для человека, которыми он стремиться обладать, которые стремитсядостичь, в структуре деятельности являются целью. Цель – это будущийрезультат в идеальном представлении. Цель может быть конечной, достижение такойцели равносильно удовлетворению потребности. Так же, цель может бытьпромежуточной, это та цель, которая выполняется человеком для достиженияконечной цели.
В зависимости от значимости цели для человека и ролиего деятельности в общественной жизни, цели можно разделить на близкие идалекие, личные и общественные.
Способами и приемами(действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности,которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь,подчиняются общему мотиву.
Стоит учитывать, что если действие сложное, ономожет потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг сдругом. Эти самые звенья цепи являются операциями.
Любая деятельность состоит из двух компонентов:внутреннего и внешнего.
Внутренняя (психическая,умственная) деятельность производна от внешней (предметная). Изначальносовершаются предметные действия, и только потом, по мере того, какнакапливается опыт, человек получает возможность оперировать теми же действиямив уме. Такой переход из внешнего на внутренний план называется интериоризацией.Благодаря такому переходу, человек может говорить про себя или, например,думать, не мешая другим.
Овладев внутренней деятельностью, человек получаетвозможность проделать все действия в уме, прежде чем приступить к выполнениювнешних действий. В этом случае, внешняя деятельность получает умственнуюоснову и как бы подготавливается к выполнению. Этот процесс называетсяэкстериоризация, он заключается в реализации умственной деятельности вовнешней.
Любая деятельность состоит из системы действий. Действие– основная структурная единица деятельности, это процесс, направленный надостижение цели. Действия так же бывают предметные, или практические (связаны сцелью деятельности, имеют определенное предметное содержание) и умственные(система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаковпредметов, не данных в перцептивном плане).
/>
Умения и навыки
Осуществляя деятельность, человек взаимодействует спредметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаютсяпромежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяетсяусловиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъектадеятельности.
Когда человек многократно выполняет одно и то жедействие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций.Он отличается сокращением его сознательного контроля. Это цепь закрепленных в повторенииопераций, которые связаны общей функцией.
Навыки делятся на простые и сложные. Рассмотримкаждый тип подробнее.
Простые – несложные приемы идействия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенностивнимания.
Сложные двигательные, перцептивные иинтеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.
Сложные. Усвоенныеавтоматизированные и сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро принезначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельностичеловека.
Существует три вида сложных навыков:
· двигательные(воздействие, неоднократно повторявшееся ранее, на внешний объект при помощидвижений с целью его преобразования);
· перцептивные(автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошознакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета);
· интеллектуальные(автоматически применяемый способ решения встречавшейся ранее проблемы).
Навыки приобретаются человеком в процессе выполненияупражнений, то есть систематических и целенаправленных повторений действий.Показатели проделанной работы изменяются по мере выполнения упражнений. Навыкипоявляются и функционируют как автоматизированные приемы выполнения действий.его основная роль в том, чтобы освободить сознание от постоянного контроля надвыполнением действий и приемов, и направить освободившееся сознание на цели иусловия действия.
Навык формируется в несколько этапов:
1. Аналитическийэтап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;
2. Синтетическийэтап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;
3. Этапавтоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.
Частые повторения не всегда гарантируют успешностьовладения навыком, существуют и другие причины объективного и субъективногохарактера.
Навыки составляют структуру действий и разных видовдеятельности, поэтому они, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуяпри этом сложные системы. Взаимодействие может происходить с различным характером,они могут действовать согласованно или в противодействии, отрицательно влиятьдруг на друга или, напротив, полностью сливаться в одно целое.
Для того, чтобы навык сохранялся, необходимопользоваться им систематически, иначе же возникает деавтоматизация, это такойпроцесс, когда происходит ослабевание или даже полное разрушение выработанныхнавыков. Движения при этом становятся заметно медленнее, менее точными,выполняются не так уверенно и происходит нарушение координации. Придеавтоматизация действия требуют особого внимания и сосредоточенности, усиленияконтроля сознанием над действием.
Умение – это освоенныйсубъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностьюприобретенных знаний и навыков.
Умения образуются при координации навыков, в результатеих объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательнымконтролем. Через регулирование таких действий происходит управление умениями,которые будут обеспечивать гибкость и безошибочность тех или иных действий.
Умения имеют особенность, которая заключается в том,что человек способен изменять их структуру (навыки, операции и действия,входящие в состав умений, последовательность их выполнения), однако, при любыхизменениях структуры, конечный результат остается неизменным.
Так как в основе умений лежит активнаяинтеллектуальная деятельность, в их состав непременно входят процессы мышления.И основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальныйконтроль при использовании умений. Интеллектуальная деятельность активизируетсяв тот момент, когда возникает нестандартная ситуация, меняются условиядеятельности и требуется быстрое принятие различных решений.
Упражнения играют большую роль в формировании всехтипов навыков и умений. Именно благодаря им навыки становятсяавтоматизированными, умения совершенствуются, как и вся деятельность человека вцелом. Они необходимы на всех этапах деятельности, начиная с момента выработкиумений и навыков, заканчивая процессом их сохранения. Если постоянно неподкреплять умения и навыки упражнения, то они потеряют свои качества,утрачиваются.
/>
Основные виды деятельности
деятельность мотив навык формирование
Рассмотрим основные виды деятельности,осуществляемой человеком. Их возникновение и развитие является сложным идлительным процессом. Выделяют три генетически сменяющих друг друга исосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности:игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то естьпродукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.
Игра – это такая формадеятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание иусвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполненияпредметных действий.
Игры делятся на несколько типов:
· Индивидуальные,когда в игре участвует один человек;
· Групповые,когда играет несколько индивидов;
· Предметныеигры связаны с привлечением каких-либо предметов в игру человека;
· Сюжетныеигры подразумевают создание сценария и воспроизведение его в деталях;
· Вролевых играх каждому игроку присвоена определенная роль и он придерживается еена протяжении всей игры.
Часто встречаются смешанные типы игр, например,сюжетно-ролевые или предметно-ролевые.
Учение – это такаядеятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков иумений человеком.
Основной же целью является к самостоятельнойдеятельности в будущем. Для достижения этой цели используются обобщенныерезультаты предыдущих достижений.
Учение состоит из следующих элементов:
· Знания(усвоение информации о свойствах предметов окружения и происходящих явлений);
· Навыки(овладение приемами, образующих основные виды деятельности;
· Умения(использование информации для выбора приемов соответствующих целям и условиямдеятельности).
Учение может осуществляться двумя способами:организованно в специальных учреждениях (школах, вузах) или неорганизованно,попутно с другими видами деятельности, являясь побочным результатом.
Первичным видом деятельности человека считаетсятруд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.
Предметом же психологического изучения является несам труд в целом, а лишь психологические составляющие труда.
Труд – это деятельностьчеловека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будетудовлетворять материальные или духовные потребности общества.
Кроме того, что труд помогает достичь некоторогорезультата, он, одновременно, является основным способом формирования личности.В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельностисубъекта, но и формируется сам субъект.
Существенным в труде считается не только техника, нои отношение самого человека к труду. Именно в отношении к труду заключеныглавные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться – значит проявлятьсебя в деятельности. В труде легко найти отражение всех сторон проявленияличности. У каждого вида труда существует своя более или менее сложная техника,которой необходимо овладеть для того, чтобы добиться успехов. Таким образом,знания и навыки играют не последнюю роль в труде, без них труд был быневозможен.
/>Заключение
Деятельность является важнейшей составляющей жизничеловека. Он осваивает различные виды деятельности прямо с рождения и до самойсмерти.
В освоении деятельности большую роль играют навыки иумения. Они помогают ускорить деятельность, довести ее до автоматизма и сделатьее более эффективной. Получению навыков способствует процесс учения, а трудпомогает сформироваться личности.
Несомненно, даже не проводя специальных исследованийи наблюдений можно сказать, что любая деятельность, осваиваемая человеком,приносит ему новые знания, новые возможности и именно поэтому человек долженстремиться к освоению новых, интересных ему видов деятельности, и с помощьюэтого самосовершенствоваться.
/>Список литературы
1. ГамезоМ.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Пед. общ-во России, 1999.
2. ГлуханюкН.С., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академический проект, 2005.
3. Общеепонятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности // www.4medic.ru/page-id-508.html
4. Деятельность// ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность