Реферат по предмету "Психология"


Основы психометрии

/>Министерство образования инауки Республики Казахстан
Казахстанско-РоссийскийУниверситет
РЕФЕРАТ
подисциплине: Психодиагностика
На тему: Психометрия
Выполнила:
ст-ка гр. ЗП-309-01
Миронова Наталья
Проверил:
преподаватель
_____________________
Караганда 2008
/>/>Содержание
Введение
1. Сущность дифференциальной психометрии
2. Валидность как свойствопсихологического текста
3. Требованиенадежности
4.Дискриминативность
5.Достоверность теста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Психологическая диагностика предназначена для того,чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики.Современная психологическая диагностика определяется как психологическаядисциплина, разрабатывающая методы выявления и изученияиндивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностейчеловека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологическойпрактики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических ипсихофизиологических особенностей, черт личности.
Методологической основой психодиагностики называютпсихометрику — науку об измерении индивидуально-психологических различий,которая разрабатывает технологию создания конкретных методик, применяемых впсиходиагностике — тестов. Она же определяет методологию обеспечения научныхтребований к этим методикам — а именно, требования надежности, валидности, атакже выделяемое некоторыми авторами как самостоятельное требование — достоверности.
1. Сущность дифференциальной психометрии
Психометрия — раздел психологии, изучающий теоретические иметодологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкойматематических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модельмногомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентируетэкспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемыхпсихологических свойств. Целесообразно разделять психометрию. на«общую» и «дифференциальную».
Первая устанавливает числовые соответствия между каким-тосвойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующимощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).
Дифференциальная психометрия выражает в количественной формеиндивидуальные психологические различия между людьми. Понятие«психометрия» впервые было использовано в первой половине ХVII в.немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможностьизмерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрияявляется технологической основой для измерительной психодиагностики.
Целью дифференциальной психометрии является разработкатребований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требованияотносятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуреразработки методов, разработке и применению математического аппарата дляанализа получаемых данных.
В этой второй области психометрии. разработаны основныекритерии качества психологического измерения — такие свойства психологическихтестов, как надежность, валидность, репрезентативность.
Для психологии, как и для других наук о человеке, особоеместо занимает вопрос о качестве, получаемом в процессе применения различныхметодов и средств. В этой связи могут быть выделены два вида параметровкачества информации: объективные и субъективные.
Такое допущение вытекает из той особенности психологии, чтоисточником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться сэтим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровеньнадежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд психометрическихтребований.
Эти требования, в первую очередь касаются качества тогоинструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всеготочности, достоверности и адекватности методики измерения.
Вот основные из них:
1) использование шкалы интервалов;
2) надежность;
3) валидность;
4) дискриминативность;
5) наличие нормативных данных.
Рассмотрим подробнее валидность и надежность.2. Валидность как свойство психологического текста
Валидность методики означает соответствие ее тому,что с ее помощью изучается. «Валидность теста — важнейший критерий егодоброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства,а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколькоотдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме». Инымисловами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, чтопредполагается измерить. Рассмотрим подробнее.
Все методы психологической диагностики, начиная состандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерениесвойств личности и особенностей интеллекта.
Каждый метод предназначен для измерения какого-либосвойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, вкоторой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят впонятие валидности. Например, методика «Кольца Ландольта»предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация,переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрациивнимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные наосновании результатов тестирования с помощью «Колец Ландольта»,вполне отражают содержание определений этих свойств внимания. Значит, этаметодика действительно измеряет то, для чего она предназначена.
Помимо общего значения в понятие валидности входят многиедругие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отраженыэти сведения. Ниже приведены некоторые типы.
1)      Практическая валидность характеризует тест нестолько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения егоценности в отношении достижения определенной практической цели(прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности:прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностьюпозволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнятьопределенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностьюпозволяет ответить на вопрос: «Какова вероятность того, что индивид Хобладает свойством У в настоящий момент времени?»
2)      Валидность по объему отражает степень, в какой объемтеста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала,относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объемупоказывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено вметодике.
3)      Оценочная валидность выражает степень корреляции(соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, иоценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации(проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьниковв качестве экспертов обычно выступают учителя.
4)      Внешняя валидность означает, что впечатление,которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом исугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержаниюметода.
Эффективная методика может быть создана, если она прошла всеэтапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательнойвалидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической. 2. Требованиенадежности
Требование надежности — прежде всего требованиевнутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов приповторном исследовании. «Надежность свидетельствует о свойстве методаприводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разнымилюдьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком сцелью оценивания одного и того же психологического свойства».
О высокой надежности метода говорят в том случае, когдаметод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. Вкачестве критериев точности можно отметить следующие:
1) При повторном применении метода к тем же самым испытуемымв одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоихтестирований существенно не различаются между собой.
2) Действия случайных посторонних факторов не оказываютсущественного влияния на результаты тестирования.
В качестве посторонних факторов можно назватьследующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в кругисследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такиепосторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильностиизмерительной процедуры.
3) При повторном применении метода к тем же самымиспытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результатыобоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененнымиимеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондентаи др.
Существуют различные методы оценки надежности:
Ретестовый метод — повторное тестирование выборки испытуемыходним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех жеусловиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детейизменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий,происходящих с испытуемым в жизни.
За индекс надежности принимается коэффициент корреляциимежду результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может бытьрезультатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкаякорреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а такжеможет свидетельствовать о ненадежности теста.
Надежность взаимозаменяемых форм — повторное тестированиевыборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал временипри одних и тех же условиях.
За индекс надежности принимается коэффициент корреляциимежду результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокийкоэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниямисвидетельствуют о высокой надежности теста.
Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность,события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особоговлияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактортренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переносапринципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать припостроении параллельных форм.
Требования к построению параллельных форм:
1. параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, ноотвечать одним и тем же требованиям;
2. должны содержать одинаковое количество заданий со сходной степеньютрудности;
3. эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовымметодом.
Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на двесопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течениеодного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит двечасти: четные и нечетные задания).
За индекс надежности принимается коэффициент корреляциимежду результатами тестирования двумя этими частями. Он называетсякоэффициентом внутренней согласованности теста.
Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но невалиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какоеименно — остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точнаявалидизация теста, как содержательная, так и практическая. 3. Дискриминативность
Дискриминативность — это способность отдельных заданий тестаи теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ''максимального"и «минимального» результатов теста. Дискриминативность измеряетсяпоказателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном(прямоугольном) распределении показателей (d=1).
Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалойявляются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителенинструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения кистинному значению измеряемой величины.
Конечно, каждый исследователь должен стремиться получитьнаиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужнойстепенью точности, в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходиморешить, какая мера точности является допустимой. При определении этой мерыисследователь пользуется всем арсеналом теоретических представлений об объекте.
При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечитьсоответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тестызначительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, былообнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций, а вопросах, вероятно, наиболее эффективно использовать 3 (или пять) градации: нижесреднего, средний уровень и выше среднего. Подобно этому, шкалы ранжированияредко содержат более девяти градаций. Это означает, что испытуемые разбиваютсяв лучшем случае на девять групп. 4.Достоверность теста
психика психологическаядиагностика психометрия
Особой разновидностью валидности является достоверность, котораятребует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет осознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовыерезультаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией,отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.
Способность теста защищать информацию от мотивационныхискажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро эта проблемастоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выбореиспытуемым любого варианта ответа.
Типичный прием обеспечения достоверности — наличие втест-опросниках шкал лжи. Шкала лжи — это шкала, состоящая из вопросов,касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей.Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемуюинформацию.
Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического,то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнитьданный тест еще раз, будучи более откровенным, либо выполнить другой тест.Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерениедостоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста.
Достоверность тестирования тесно связана со степеньюдоверительности общения с психологом. Здесь принято различать дведиагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную(ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании надобровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатамтестирования (например, в профконсультации). Во втором случае тестированиепроводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т.е.других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем самиспытуемый.
Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос одостоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи,использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могутбыть использованы методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечатьнекорректно в ситуации экспертизы.
Заключение
Целью данного реферата было рассмотреть общее понятие одифференциальной психометрии и областях ее применения.
В соответствии с поставленным целям в реферате былиисследованы: сущность дифференциальной психометрии, области ее применения, атакже психометрические требования, такие как надежность и валидность качестваисследований.
Были сделаны следующие выводы:
1. Дифференциальная психометрия – область психометрии, определяющая иобосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий впсихологической диагностике.
2. Дифференциальная психометрия, как особое направление психометрии,возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательнооформилась в конце 20-х – начале 30-х гг. нашего века.
3. Основными направлениями дифференциальной психометрии являются: общаятеория измерения психологических феноменов, конструирование на ее основесредств измерения, их психометрическая адаптация к новым условиям пользования,а в связи с этим анализ задач тестовых, обеспечение их валидности, надежности идискриминативности.
Как видно из обсуждения проблемы, все вышеперечисленныетребований к методикам взаимосвязаны. Нарушение одного требования сводит на нети другое: скажем, данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. Впсихологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когдапроводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения моглоиграть определенную роль и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор,не проявляющийся в других ситуациях.
Список использованной литературы
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-воМГУ, 1987.
2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.
3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463
4. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.