Реферат по предмету "Психология"


Основы общей психопатологии

Реферат на тему:
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ

Введение
Психическое(душевное) заболевание является результатом сложных и разнообразных нарушенийдеятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным илиорганическим поражением головного мозга. В то же время психическое здоровьелюдей всегда следует оценивать с учетом не только биологических, но исоциальных закономерностей, оказывающих опосредованное влияние на состояниепсихики. Психиатры отмечают, что в процессе развития человека существуетопределенная зависимость его психического состояния от ряда биологических исоциальных факторов (внешней среды, наследственности, уровня интеллекта, типаличности, индивидуальных черт характера, вредных привычек). Именно поэтому,выясняя причины возникновения психических заболеваний, необходимо усвоить, чтонаиболее серьезное значение в их развитии имеют:
— патологическая наследственность (например, при шизофрении, олигофрении,эпилепсии);
— поражениеголовного мозга (например, при черепно‑мозговой травме, заболеванияхголовного мозга, мозговых опухолях различной этиологии, нарушениях мозговогокровообращения и кровоизлияниях в головной мозг, атеросклеротических измененияхсосудов головного мозга);
— психотравмирующие потрясения в семье и обществе, значимые для человека, затрагивающие его личную честь, достоинство, социальныйпрестиж, карьеру, связанные с угрозой личному благополучию, здоровью и жизни;
— острые и хронические интоксикации спиртосодержащими инаркотическими веществами или их суррогатами, никотином, лекарственнымипрепаратами, промышленными ядами;
— перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания;
— аутоинтоксикация (самоотравление) как результат нарушения обменавеществ при острых и хронических заболеваниях (например, диабете);
— нарушение генетического механизма (например, при облучении).
Возникновению и прогрессированию психических нарушенийспособствуют определенные условия, в которых пребывает человек в семье,коллективе и обществе. Эти расстройства усиливаются также при астеническихсостояниях после длительной умственной или физической работы, перенесенногозаболевания, нервно‑психического перенапряжения, вынужденной бессонницы,психического потрясения (стресса). Особенности внутренней и внешней среды взависимости от конкретной ситуации и обстоятельств в значительной степени могутспособствовать или, наоборот, затруднять патологическое развитие психическихрасстройств у человека (например, во время Великой Отечественной войны, когда вобществе преобладала идея победы над врагом, снизилось число психическихзаболеваний). Установлено, что элементы психических расстройств в зачаточнойформе заложены в психике каждого, но они слабо выражены, не дифференцированы,только обозначены. Нужны определенные причины и условия, при которых этинарушения проявились бы в виде душевного заболевания[1].
По течению различают острые и хронические психические заболевания.К острым психическим заболеваниям относят заболевания (расстройства, нарушения,психозы), развивающиеся быстро, скоротечно и обычно заканчивающиесявыздоровлением (например, алкогольные психозы, исключительные состояния); к хроническим– психические заболевания (расстройства, нарушения) с длительным течением,которые отличаются постепенным нарастанием клинических проявлений(прогредиентностью), а затем спадом остроты психопатологических симптомов исиндромов и появлением более или менее длительной и устойчивой ремиссии, тоесть они характеризуются определенной динамикой (стадийностью) болезненногопроцесса. При этом выделяют следующие стадии течения психического заболевания:
– дебют(манифестная) – это острая фаза собственно заболевания или рецидива (обостренияпсихической болезни), которая развивается постепенно или, наоборот, быстро иостро. Дебют заболевания характеризуется такими симптомами, как бред,галлюцинации, речедвигательное возбуждение или торможение. В дальнейшем на этойстадии наблюдается развернутая клиническая картина болезни с определеннойзакономерностью течения и темпом нарастания болезненных симптомов, которыйможет быть быстрым, злокачественным или медленным, длительным, хроническим спостепенным расширением патологических проявлений, обычно приводящих кпсихическому дефекту в виде слабоумия (например, это типично для шизофрении,эпилепсии и др.);
– исход (постманифестная), при котором возможны: выздоровление(характерно для острых психозов, исключительных состояний); ремиссия (улучшениеклинического состояния в виде различной по времени и степени компенсацииболезни); дефектное состояние (преобладает вялотекущее течение болезни, она какбы останавливается, но стойкие необратимые изменения личности и характера,явления нарастающего слабоумия остаются); летальный исход (смерть пациентанаступает в результате соматических осложнений).
От психических заболеваний с прогрессирующим течением (например,шизофрении) необходимо отличать болезненные нарушения психики, при которых нетпрогрессирования болезненного процесса и нарастания патологических расстройств.К таким заболеваниям относятся олигофрения, иногда последствия черепно‑мозговойтравмы. В то же время психиатры отмечают, что эти состояния у психическибольных в течение жизни могут изменяться в основном в сторону ухудшения (какправило, под воздействием психогенно обусловленных коллизий, алкоголизации,наркотизации, соматических заболеваний).
Симптоматологияпсихических болезней
В основуклассификации психических болезней положены психологический принцип итерминология (так исторически сложилось в психиатрии), которые довольноотносительны и субъективны. Тем более, как известно, психология, в отличие отпсихиатрии, изучает нормальные и болезненныепроявления психики только при обычном (здоровом) функционировании головногомозга, а не при острых и хронических нарушениях психической деятельности убольных людей.
Наиболее элементарной формой психической деятельности считаютсяощущения, при помощи которых в головном мозгу отражаются отдельные свойства иявления объективного мира, непосредственно воздействующие на органы чувствчеловека. Особенности их расстройств и образуют различные симптомы (качественныепризнаки паталогического состояния или болезни).
Восприятие – психический процесс,отражающий в сознании человека действительность, предметы и явления,непосредственно воздействующие на органы чувств. При этом возможно нарушениекомплекса ощущений, отражающих предмет на основе предшествующего опыта(проявляется в иллюзиях, галлюцинациях, псевдогаллюцинациях).
При расстройстве мышления констатируют: нарушение объективносуществующих связей между явлениями, обобщениями фактов и образованием понятий;нарушение речи (которая может быть замедленной, заторможенной, ускоренной,разорванной, бессвязной, обстоятельной, резонерской и т.д.); слабость мышленияи неспособность к критической оценке, приводящие к слабоумию врожденному (приолигофрении), приобретенному (при шизофрении).
Сознание – высшая форма психики,возникшая в процессе общественной деятельности людей при постоянном общениимежду собой с помощью языка, открывающая человеку возможность обобщенного ивсестороннего знания законов природы и общества, преобразования окружающегомира. При его расстройствах психическая деятельность теряет целенаправленный,подконтрольный, осознанный характер, исчезают ясность, осмысленность поведения,способность ориентироваться в пространстве, во времени (при этом отмечаетсяпомрачение сознания, оглушенность, аменция, деперсонализация и др.). [2]
При нарушениях памяти происходит потеря способности головногомозга фиксировать и сохранять следы ощущений, восприятий и деятельности, тоесть удерживать в памяти их объекты; память может ослабевать при новыхвпечатлениях и сохранять старые, резко ослабевать на отдельные события илипериоды времени в прошлом и настоящем. При этом фиксируют амнезию и ееразновидности – парамнезию, конфабуляцию.
При расстройствах эмоций (чувств) нарушается субъективноеотношение человека к внешнему миру и внутреннему состоянию. Отмечаетсяэмоциональная неадекватность, тупость, холодность, может выявлятьсяманиакальность, депрессия, дисфория, аффект (наивысшее напряжение чувств).
Некоторые особенности мыслительной (умственной) деятельности имеютпреобладающее значение при анализе деяний подэкспертных лиц.
Влечение – такое состояние, при которомнезависимо от сознания возникают субъективно переживаемые потребности,стимулирующие деятельность человека и придающие ей определенную направленность(например, половое); оно может быть импульсивным, контрастным, навязчивым.
Интеллект – умственная способность,определяющая психическую деятельность человека, его уровень знаний, опыта,интуицию; он может быть высоким, низким и т.д.
Критика – умственная способностьчеловека проанализировать и оценить (разобрать) свои (чужие) поступки,действия, высказывания; она может быть нарушена или отсутствовать.
Воля – умственная способностьчеловека действовать для реализации сознательно поставленной цели, преодолеваявнутренние и внешние препятствия; она может быть нарушена или отсутствовать.
Нередко в актах судебно-психиатрических экспертиз упоминаютсясимптомы негативные и позитивные. Симптом психический негативный (минуссимптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаковобеднения личности больного, изменения его склада, ослабления психическойдеятельности (астения, ступор). Симптом психический позитивный (плюс симптом) –общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков усиленияпсихопатологической деятельности (бред, галлюцинации, аффект, аккумуляцияаффекта).
Синдромы (симптомокомплексы) –совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. Последовательная сменаих образует клиническую картину психического заболевания и отражаетзакономерности его развития в динамике болезненного процесса. Различают семьосновных групп синдромов.
I группа – невротические, в которую входят: астенический, прикотором преобладают вегетативные нарушения (наиболее распространенный),истерический (возникает под влиянием психотравмирующих факторов чаще у лиц сповышенной внушаемостью и самовнушаемостью, характеризуется полиморфнымипсихическими, вегетативными, соматическими нарушениями), навязчивый (на фонетревожно-подавленного настроения отмечаются стойкие навязчивые расстройства),ипохондрический (необоснованный страх за свое здоровье), сенестопатический(тягостные ощущения на теле) и другие синдромы.
II группа –аффективные, в основе которых лежат расстройства эмоций и настроения. Взависимости от аффекта различают: маниакальный, депрессивный, галлюцинаторный,параноидный (психозы с бредовыми расстройствами), парафренный (бред величия),сверхценных идей (определяющих поведение и подчиняющих личность),галлюцинаторно‑параноидный (психического автоматизма или Кандинского‑Клерамбо,псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия) и другие синдромы.
III группа – кататонические, для которых характерны двигательныенарушения в виде возбуждения (принятие неестественных поз, кривляние и др.) илизаторможенности (ступора).
IV группа – помрачения сознания (преходящие кратковременные грубыенарушения психической деятельности). Для них типичны: отрешенность отокружающего, дезориентировка (в том числе и собственной личности), нарушениемышления, запамятование. В этой группе выделяют и такие синдромы, какоглушение, делириозный (ложная ориентировка, истинные зрительные галлюцинации,иллюзии, бред, двигательное возбуждение), онейроидный (фантастическиепереживания), аментивный, суженного сознания и др.
V группа – амнестические, для которых характерны психическиерасстройства: амнезия, дезориентировка, конфабуляции.
VI группа – синдромы слабоумия. Характеризуется изменениемличности (заострение черт характера), дисгармонией (расстройствомхарактерологических черт, изменением особенностей характера) и собственнослабоумием, которое может быть врожденным (например, при олигофрении) иприобретенным (деменция, например, у лиц, перенесших черепно-мозговые травмы,страдающих атеросклерозом, перенесших заболевания головного мозга). Слабоумиеможет быть тотальным (полным) или частичным (лакунарным).
VII группа – психоорганические, при которых обнаруживают нарушениепамяти и интеллекта, лакунарную и тотальную аффективность на фоне эмоциональнойнеустойчивости и астенических нарушений (например, при травмах и заболеванияхголовного мозга и их осложнениях, в инволюционном периоде).
Кроме того, синдромы так же, как и симптомы, различают повозможности прогрессирования клинических проявлений. Поэтому среди нихвыделяют: позитивные (продуктивные) психопатологические синдромы, имеющиетенденцию к обратному развитию и восстановлению нормальной психическойдеятельности (например, астенический, истерический, аффективный, помрачениясознания), и негативные (дефицитарные) – довольно стойкие, необратимые(например, амнестический, слабоумия)[3].

Заключение
 
Современная классификация психических заболеваний созданаВсемирной организацией здравоохранения. Она учитывает причины возникновенияпсихических расстройств, характер клинических проявлений, течение психическогозаболевания.
Единая классификация психических заболеваний диктуется не толькомедицинскими требованиями (однообразием диагностики, учета, документации), но исоциальными (единым подходом к реабилитации, оптимальным решением вопросовинвалидизации, пенсионным обеспечением).
Дляопределения формы и вида заболевания, то есть при постановке диагноза,учитывают: этиологию, симптоматику, клиническое течение, фазу процесса, прогнози исход заболевания. Только совокупность этих данных позволяет установитьнозологическую единицу психической болезни, сделать вывод о необходимостилечения, привлечения к уголовной, гражданской и иной ответственности засовершенное деяние, определить дееспособность, прогноз, трудовые возможности иинвалидизацию пациента[4].
Существует несколько групп психических болезней, в возникновениикоторых определенную роль играют внутренние и внешние факторы; их клиническиепроявления различны (прогредиентность симптомов и синдромов в течении болезни,осложнения – психический дефект ).
К группе эндогенных заболеваний относятся шизофрения, эпилепсия,маниакально-депрессивный психоз. Они обусловлены внутренними причинами (чащепатологической наследственностью), при этом прогредиентность психическихнарушений нарастает, психический дефект (сопровождающий эти заболевания) вбольшинстве случаев прогрессирует.
К группе экзогенных заболеваний, обусловленных внешними причинами (приэтом также прогредиентность психических расстройств нарастает, психическийдефект в большинстве случаев прогрессирует), относятся: последствиячерепно-мозговых травм, онкологических, инфекционных и соматическихзаболеваний, интоксикации, а также нарушения психики, возникающие вследствиепсихической травмы (так называемые психогенные расстройства). В последнемслучае из-за их кратковременности заметной прогредиентности в психическойпатологии после этих состояний нет, психический дефект в виде слабоумияотсутствует, такие лица практически выздоравливают.
К группе психических расстройств, вызванных нарушениями развитияпсихики, относятся: умственная отсталость (олигофрения), расстройства характера(психопатия). Вследствие особенностей их течения видимая прогредиентностьклинической симптоматики отсутствует, а психический дефект остается стабильным.
В судебной психиатрии принята несколько иная классификацияпсихических заболеваний, которая исходит из медицинского критерия невменяемости(ст. 21 УК РФ). Согласно этой классификации нарушения психической деятельностиподразделяются на хронические и временные психические расстройства, слабоумие ииные болезненные состояния психики.
При судебно-психиатрическомисследовании особенно важны ретроспективная оценка совершенных действий(поступков), фазы течения заболевания (в прошлом), особенности развитияличности и поведения больного во время деликта и в различных жизненныхситуациях. Эти сведения могут быть получены экспертами‑психиатрами изматериалов, которые должны быть предоставлены следователем (судьей) вместе спостановлением (определением): уголовное (гражданское) дело, в которомобязательно должно (вольно или невольно) в той или иной степени описыватьсяпсихическое состояние подэкспертного во время деликта; медицинские документы:амбулаторная карта из следственного изолятора или психоневрологическогодиспансера по месту жительства в подлиннике, истории болезни из различныхстационаров (психиатрических, наркологических, соматических), медицинскиезаключения (предыдущих судебно-психиатрических, трудовых экспертиз). Необходимотакже предоставление документов (если они были) из военкоматов: военногобилета, медицинских обследований (психиатрического, психологического) припризыве и увольнении из Вооруженных Сил (особенно если это привело ккомиссованию по болезни). Крайне важны материалы, характеризующие личностьиспытуемого: различные характеристики и аттестации (из школы, места работы,службы), личные письма и другая переписка, дневники, заметки, рисунки, выяснениеобстоятельств свободного времяпровождения (увлечения). Следует обязательноуточнить степень социально-трудовой деградации и выяснить ее причины пофактическому материалу.
Совокупностьклинических данных, материалов дела (медицинских и других документов) в такомслучае позволит достоверно установить диагноз психического заболевания уиспытуемого и дать соответствующую (ретроспективную) оценку его действиям вовремя криминала. Для правильного понимания и интерпретации экспертныхзаключений судебных психиатров необходимо иметь представление о методах егообоснования, то есть о психиатрическом обследовании подэкспертных.
Психиатрическое обследование – это комплекс медицинских мероприятий, в которыйвходит сбор анамнеза (истории заболевания и жизни испытуемого), определениепсихического статуса, различные методы исследования и медицинское наблюдение заним. При сборе анамнеза врачи обращают внимание прежде всего на сведения опсихическом и соматическом (физическом) развитии, состоянии психическогоздоровья обследуемого в прошлом, данные о наследственности (то есть опсихических заболеваниях и чертах характера близких родственников), становленииличности больного в разные возрастные периоды, отклонениях при этом. Выясняютсяособенности поведения пациента в детском, подростковом и юношеском возрастах,усвоение им школьной программы, овладение профессиональными навыками изнаниями, его интересы, привычки, увлечения, их постоянство и глубина. Врачейвсегда интересует личная жизнь подэкспертного, состояние семейных отношений итрудовая биография. Кроме того, психиатры в своих исследованиях учитываютданные о перенесенных сомато-неврологических и иных заболеваниях, черепно‑мозговыхтравмах, об употреблении алкоголя и наркотиков.
Имеютзначение и причины отсрочки от призыва в армию, обследования (в прошлом) впсихиатрических учреждениях и мотивы их проведения, сведения об асоциальныхпоступках и судимостях. Собирается подробная информация о психическихотклонениях, странностях в поведении, проведенном лечении и консультациях упсихиатров и пребывании под наблюдением в психоневрологических инаркологических диспансерах.
Сведения,полученные от испытуемого (больного), называются субъективным анамнезом, аданные, полученные от лечебных учреждений, специалистов-медиков, из материаловуголовного дела, – объективным анамнезом. Необходимо подчеркнуть, что эксперт-психиатрможет беседовать с родственниками подэкспертного только с разрешенияследователя и в исключительных случаях. При проведении судебно‑психиатрическойэкспертизы психиатры большое значение придают различным документам(характеристикам, аттестациям), которые дают представление об испытуемом, еголичностных особенностях как в прошлом, так и в период совершенного деяния,особенно если интересующие экспертов данные представлены в подлинниках илимедицинских документах.
Определениепсихического статуса в период обследования подэкспертного достигается преждевсего путем бесед с ним психиатра и постоянного наблюдения за его поведением,фиксацией симптомов и синдромов, их динамики. При проведении судебно‑психиатрическойэкспертизы возможно применение других методов, уточняющих черты личностибольного и способствующих установлению диагноза. Важным вспомогательным методомявляется экспериментально‑психологическое исследование, которое даетпредставление о личностных особенностях обследуемого, характере и глубине егопсихических расстройств. При этом с помощью психологических тестов и методикопределяют отдельные стороны психических возможностей обследуемого (восприятие,мышление) и их нарушения.
Обязательнымпри исследовании психического статуса испытуемого является физическое,лабораторное, биохимическое и инструментальное обследование, необходимое длярешения лечебных, диагностических и экспертных задач, так как ряд психопатологическихнарушений сопровождается изменениями со стороны сомато-неврологической сферы. Констатацияих уточняет диагноз о расстройствах психической деятельности[5].

Списокиспользованных источников
1. Волков В.Н. Судебнаяпсихиатрия: Учебник. – М., 1998.
2. Волков В.Н. Судебнаяпсихиатрия: Курс лекций. – М., 1998.
3. Волков В.Н. Судебнаяпсихиатрия: Краткий словарь терминов для юристов. – М., 1996.
4. Методические указания МЗСССР № 06-14/33-14 от 02 сентября 1988 г. “Медицинское освидетельствование дляустановления факта употребления алкоголя и состояния опьянения”.
5. Основы законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. //Российская газета от 18.08.1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.