Реферат по предмету "Психология"


Основные этапы эволюции предмета психологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯКАФЕДРА: ФИЛОСОФИИ.

Контрольнаяработа
ДИСЦИПЛИНА: Психология и педагогия

г. НабережныеЧелны
2009г.

Содержание
 
Введение
1. Душа какпредмет психологических знаний
1.1 Вопрос оприроде души с точки зрения материализма
1.2 Идеалистическое понимание души в античной психологии 2. Развитиепсихологии в период Средневековья и эпоху Возрождения
2.1Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии
3. Развитиепсихологии в период с Нового времени по середину XIX века
3.1 Выделение сознания как критерияпсихики
3.2 Становление эмпирическойпсихологии
3.3 Становление ассоциативной психологии
4. Зарождение психологии как науки
5. Современный этап в развитии психологии
Заключение
Списоклитературы
 

Введение
В настоящее время общим предметомпсихологии является психика и психические явления во всем их многообразии, ноза все время существования психологии как в рамках философии и религии, так и вкачестве науки, ее предмет изменялся в зависимости от развития знаний человекао мире и себе.
Итак, будут освещены основные этапыэволюции предмета психологии, их особенности и значение висторико-психологическом контексте. Формирование предмета психологииподразделяется на 4 периода:
1. Психология какнаука о душе (… до н. э. – XVII в. н. э.)
2. Психология какнаука о сознании (XVIIв. – конец XIX в.)
3. Психология какнаука о поведении (начало XX в.– середина ХХ в.)
4. Психология какнаука о психике (середина ХХ в. – настоящее время)
Объектом исследуемой тематикиявляются все те процессы, эмоции, механизмы, мотивы посредствам которых человекосуществляет свою деятельность.
Цель работы – изучение процессастановления предмета психологии во всей своей динамике, его особенности вкаждом периоде.
Думаю, не вызывает сомнений также иактуальность данной темы, поскольку проблематика предмета психологии до сих порболее чем неоднозначна; вплоть до того, что имеет смысл говорить о ееполипредметности.
Одним словом, процесс развития знанийо психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался напротяжении столетий, и сам этот процесс не менее важен, чем результат — наукапсихология.
 

1. Душа как предмет психологическихзнаний
Психология зародилась в недрахфилософии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа».Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятиясамое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой)природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. [4]
В родовом обществе господствоваломифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственновоспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (илимногими душами). Такой взгляд называется анимизмом (лат. “anima” – душа). Окружающий мирвоспринимался как зависящий от произвола этих душ.
Сдвиг в понимании природы и человека,совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представленийо психологической деятельности.
Принципиально новый подход выразилосменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира — гилозоизм, в которомприрода осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Тесведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которыесоздатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителейдревнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося отмифологии миропонимания. [6]
Вопрос о природе души решалсяфилософами в зависимости от принадлежности их к материалистическому илиидеалистическому лагерю.
1.1 Вопрос о природе души с точкизрения материализма
 
Материалистическое учение о душесложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершинойантичного материализма был атомистический материализм, родоначальникамикоторого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этойтеории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших,невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа,состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. Послесмерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело,но и душа”. [6]
Все явления душевной жизни Демокритпытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по егомнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомыприводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно „истекающими” от предметов. [4]
Характерно, что отличая душу от тела,Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализмусвойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве стелом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, носама является телом. Материализм Демокрита носил наивный механический характер.
Эпикур, Лукреций, а также стоикипродолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеюттолько те существа, которые могут ощущать.
Школа стоиков (получила свое названиепо имени того места в Афинах – “стоя” – портик храма), где ее основатель –Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящееиз бесконечных модификаций огненного воздуха – «пневмы», стоикисчитали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душепроявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум являетсяведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется ещеумом, он — душа души./>

1.2Идеалистическое понимание души в античной психологии
По замечанию Энгельса, при всемнаивно–материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древних грековимеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое,отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у пифагорейцев она ужебессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным.Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственностичеловека. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственноеему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о еематериальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который былразработан учеником Сократа — Платоном, ставшим основоположником объективногоидеализма. Составной частью философии Платона является учение о душе. Душавыступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственныхвещей.
“Душа существует прежде, чем онавступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытномсостоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечновыше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть триначала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными ирастениями. Это вожделеющее неразумное начало. Другое – разумное – началопротиводействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух.Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека” [6].
В текстах Платона мы обнаруживаемвзгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с теломи независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
Душа и тело находятся в сложныхвзаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душапризвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело беретдушу в свои оковы.
Тело раздираемо различными желаниямии страстями.
Оно заботится о пропитании,подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-запотребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.
Во взглядах на то, как душа и телосвязаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальникобъективного идеализма).
Платон постулирует изначальноесуществование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и внеиндивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей — идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще,красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле вповседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинноепознание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобыприобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверятьпоказаниям органов чувств.
Истинное знание достигается толькопутем непосредственного проникновения души в мир идей.
Поскольку душа – самое высокое, чтоесть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем оздоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того,какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будетблуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от землив идеальный мир. [4]
Вершиной античной психологии являетсяучение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).
Аристотель – автор трактата “О душе”,первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.
Душа, по Аристотелю, есть формаживого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина – основа –всех проявлений живого тела; рост, дыхание, чувствование, мышление обусловленыею. Тело и все его органы и части являются инструментами на службе у души.Аристотель считал правильным понимание, согласно которому переживает, мыслит,учится не душа, а целостный организм. [6]
Аристотель отрицал взгляд на душу какна вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрывеот материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определенияприроды души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», котораяозначает осуществление чего-то.
«… Душа, — писал он, — необходимоесть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможностижизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехиятакого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смыслэтого определения. «Если бы глаз был живым существом, — пишет Аристотель, — тодушой его было бы зрение»[1]. Итак,душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. [4]
Таким образом, в трудахдревнегреческих мыслителей очерчиваются многие великие проблемы, которые исегодня направляют развитие психологических идей.
Первым направлением стало объяснениепсихики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главнойбыла идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строявещей.
Второе направление, созданноеАристотелем, ориентировалось на живую природу. Оно позволило увидеть впсихическом не обитающую в теле душу, имеющее пространственные параметры испособную покидать организм, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевнуюдеятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физическойили органической природой, а человеческой культурой.
Античные ученые поставили проблемы,веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попыталисьответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное ииррациональное и многое иное.
Среди важнейших функций душипсихологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познаниявыделялось всего две ступени — ощущение (восприятие) и мышление. При этом дляпсихологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием,выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единымпроцессом.
2. Развитие психологии в периодСредневековья и эпоху Возрождения
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья(усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку),утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественнымначалом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, котораяобращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь врелигиозном (мистическом) опыте.
Психология в Средние века приобретаетэтико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняетсязадачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царстваблагодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал обанатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основахдушевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей,писавших на арабском языке. В трудах ученых (Ибн-Сина, Аль-Газали) проводитсямысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, озависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертиеиндивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются воргане.
Фома Аквинский (1226–1274) учил, чтодуша обладает бытием, отдельным от тела. Душа выступает источником движениятела. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), атакже растительные и животные функции. Растительные и животные функциинуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой ителом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формыв бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа– низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второгорода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такомурасчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, ачеловеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба кругабытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела.Она бессмертна”.
Искателем новых путей в науке былРоджер Бэкон (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений впознании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но онбессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый видвдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего неможет открыть чувственное восприятие. [6]
Кроме исследования традиционных для античной науки вопросовпсихология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к нимотносится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней,проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн- Синой. Эти работызаложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов иих влияние на состояние психики.
В церковной психологии такжепроводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляциибольшой массой людей, приемов снижения психического напряжения.
Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; онидавали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки,за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения иискупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом, недовольствособой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, чтоспособствовало укорененности и с собой, и с другими, предотвращало снижениесамооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокойверой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основойдля катарсиса.

2.1 Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии
В связи с развитием анатомических ифизиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями иизобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей частиявлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линиюисследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов,касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию еепроцессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавалопредпосылки для становления новой науки о сознании.
Бэкон развивает идеи про единую наукуо человеке, составной частью которой является психология.
Учение о человеке, по Бэкону, состоитиз двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело идуша), выделяются науки о теле и науки о душе.
Учение о душе включает науки орациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общейчеловеку и животным, природа которой телесна. В разделении души набоговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Длячувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способностьимеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться кмагниту). Способности рациональной души – это разум (интеллект), рассудок,воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать ихпроисхождение, способы их развития и укрепления.
Наиболее подробно Бэкон рассматриваетпроблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.
Учение Бэкона оказало огромноевлияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

3. Развитие психологии в период с Нового времени по середину XIXвека
 
С XVII века начинается новая эпоха в развитиипсихологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мирчеловека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, безнеобходимой экспериментальной базы. Можно сказать, что психология в этотпериод, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила своюсвязь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе(своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться отсхоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию вто время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общиезакономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие жеестествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценнуюконцепцию психического (особенно психики человека) на его основе.
Область деятельности психологии понималась, прежде всего, какисследование путей становления у человека картины окружающего мира и самогосебя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. Восознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученымвиделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предметпсихологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из несколькихвопросов, исследовавшихся психологией античности, — о познании, о движущихсилах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения — на первыйплан выходили именно проблемы познания.

3.1 Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии,существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегдаделимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теледвижения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названнуюпсихофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) ипсихические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основыдетерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеейрефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическоераздражение. [10]
В одном из своих произведений Р.Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. Он считает, чточеловек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веруразличные утверждения и идеи. Так что если хотеть найти истину, то для началанадо все подвергнуть сомнению. Тогда человек легко может усомниться впоказаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и дажематематических доказательств, потому что если бог сделал человеканесовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки.
Так, подвергнув все сомнению, мыможем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашегособственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется?Останется наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мыможем утверждать, что существуем, ибо «… мысля, нелепо предполагатьнесуществующим то, что мыслит». И дальше следует знаменитая декартовская фраза:«Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»)[2].
«Что же такое мысль?» — задает себедальше вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением он подразумевает «все то,что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». Ипоэтому мыслить — значит не только понимать, но и «желать», «воображать»,«чувствовать».
В этих утверждениях Декарта исодержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология концаXIX в., — постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе,- это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловныйфакт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализусостояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идейДекарта, сделала своим предметом сознание. [4]
Итак, по Декарту: не только телоосвобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становиласьсвободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принципработы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат. “обращениеназад”). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознаниеотражает собственные мысли, идеи.
Новое решение проблем, выдвинутыхДекартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677).
Попытку построить психологическоеучение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы“Этика”. В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств(аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Надо, писал он, несмеяться и плакать, а понимать.
Спиноза выделял три главные силы,которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств:влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектоввыводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способностьтела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.
При этом он связывает эмоции с волей.Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познаниинеобходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободупринуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости,открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активностичеловека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовкесознания. [6]
Единство души и тела, с точки зренияСпинозы, основывается на том, что тело индивида является объектом его души.«Что душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составляетобъект души»[3]. Впопытке так установить психофизическое единство реальная связь структуры ифункции подменяется идеальной, гносеологической связью идеи и ее объекта. [12]
3.2 Становление эмпирической психологии
Термин «эмпирическая психология» введен немецкимфилософом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологическойнауке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретнымипсихическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте,закономерной связи между ними.
Родоначальником этого направленияявился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж.Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался отпонятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, «кромематериальных тел, которые движутся по законам механики». Материальные вещи,воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущенийвозникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другомв том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствииназвание ассоциаций.
Гоббс провозгласил разум продуктомассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма сматериальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. (отлат. “empirio” – опыт)” [15].
В разработке этого направления виднаяроль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704).
Как и Гоббс, он исповедовал опытноепроисхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего,чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого он доказывал, что психика ребенкаформируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей.
Локк впервые ввел термин “ассоциацияидей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, самипо себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что оченьтрудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только однатакая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”.Примерами являются все наши симпатии и антипатии. Такая связь приобретается всилу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания в том,чтобы предупредить у детей образование нежелательных связей сознания.
После Локка этот механизм сознанияполучил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развиласьассоциативная психология” [6].
Большой интерес представляет полемикас Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).
Лейбниц признает врожденныеинтеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал наневозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всехзнаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
Полемика между Лейбницем и Локкомуглубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Онавскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – егоиндивидуальный характер.
Опыт действительно являетсяединственным источником развития человеческой психики, если его не ограничиватьрамками личной истории индивида. Опыт – это вся социокультурная системапредставлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.
3.3 Становлениеассоциативной психологии
В XVIII веке английская психологияразвивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
Исследуя психику, Гартли (1705 –1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложныепсихические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая чтов основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя такимобразом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциацияслов и движения.
“Исходя из представления оприжизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания,воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Еговзгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессомсозвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке” [15].
По–иному истолковывали принципассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм(1711 – 1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациямичувственный опыт.
Согласно Беркли – опыт – этонепосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные иосязательные.
Английский мыслитель Д. Юм занял инуюпозицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, онполагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объектымогут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своихтрудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческоепознание как ассоциацию идей.

4. Зарождение психологии как науки
В начале XIX века стали складыватьсяновые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала ростпсихологических знаний.
Английский историк и экономист Д.Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своегорода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно позаконам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.
А. Бэн в своих главных трудахпоследовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особоевнимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телеснымустройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам,инстинктам.
Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в руслекоторого, по его мнению, должна развиваться психология.
Пересматривая предмет психологии,Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними,ассоциациями между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него нетолько ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в полесознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Анализируя разницу впсихическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени,он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, нозакрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким образом,сознание не чистый лист, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденныеассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.
Теория Спенсера получила широкоераспространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.
В теории немецкого психолога ипедагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма страдиционными подходами немецкой психологии – активности души, ролибессознательного.
В середине XIX века в науках о жизнипроизошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, чтоодни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.
Согласно Дарвину, естественный отборбезжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностямисреды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические),чтобы выжить, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.
Согласно Бернару, организм такжевынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмыподдержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобыобеспечить активность своего поведения.
Триумф дарвиновского ученияокончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отраслипсихологии исследования –дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-хгодах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательскихучреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебныхзаведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научнойдисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта(1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В областисознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащаянаучному объективному исследованию.

5.Современный этап в развитии психологии
В конце 50 – начале 60–х годовбольшие направления, возникшие в период открытого кризиса начинают терятьпопулярность. Появляются новые продуктивные направления в областиэкспериментальных исследований и теорий.
Наиболее широким, выражающим духсовременной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла всередине 60–х годов в США. Она развивала подход, основанный на представлении очеловеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений ипереработкой информации, т.е. представлений о том, что люди оказывают наинформацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбираютопределенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторуюинформацию из системы.
Основную область исследований вкогнитивной психологии составляют познавательные процессы – память,психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание.Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной имотивационной сфер личности, а также социальную психологию.
Другим крупным направлением являетсягуманистическая психология. В качестве предмета исследования утверждаетсяпонимание здоровой творческой личности. Целью такой личности являетсясамоосуществление, самоисполнение. В центре становятся вопросы нетеоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, врамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказываетреальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.
Третьим влиятельным направлениемсовременной психологии является логотерапия. Согласно логотерапии, борьба засмысл жизни является основной движущей силой человека. “Логотерапия считаетсвоей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Она рассматриваетчеловека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла ив актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов.Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуациижизнь имеет смысл” [6].
В 60-е годы в зарубежной психологиишироко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находитсявопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды вформировании психики человека. Дальнейшее развитие психогенетики будетспособствовать как углублению естественнонаучных основ учения и природеиндивидуальных психологических особенностей человека, разрешениюфундаментальной проблемы соотношения биологического и социального в человеке,так и научно обоснованной постановке самих исследовательских задач.
Проблема психического развития вонтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития –традиционная тема в психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемыпсихического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательнойдеятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одноиз самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познаниерассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма сосредой, направленное на приспособление к среде.
Проблема психического развития вонтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития –традиционная тема в психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемыпсихического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательнойдеятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одноиз самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познаниерассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма сосредой, направленное на приспособление к среде.
Проблема развития психики человека,его сознания в процессе человеческой истории получила разработку в концепциисовременного французского антрополога Леви–Стросса. Он изучает структуруобщественного сознания традиционных обществ (индейские племена), их мифы. Онпришел к выводу, что по своим интеллектуальным операциям архаическое мышлениене отличается от современного. Несмотря на подчеркивание своеобразияпервобытного мышления, утверждения универсальности ментальных структур стираеткачественные различия между конкретно–историческими формами сознательныхобразований. [7]
В зарубежной психологии проявляетсяинтерес и к марксистской теории, которая осознается некоторыми психологами какоткрывающая продуктивный подход к объяснению психологических проблем. Подход кчеловеку как продукту развития в исторических условиях, понимание процессапроисхождения и развития человеческого сознания в ходе трудовой деятельностиоценивается в их значении для конкретного исследования в психологии.
В пестрой картине современнойпсихологии, состоящей из многочисленных направлений и исследований,просматриваются характерные черты. Во–первых, выступает тенденция к интеграцииразличных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем;во–вторых, наблюдается практическая ориентация психологии: прикладныеразработки доминируют над фундаментальными исследованиями; в–третьих,непрерывно расширяются сферы практического применения психологическихразработок в решении важных социальных задач. Психологическая наука занялапрочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

Заключение
Итак, много сотен лет прошло человечествов своем развитии. На начальном этапе этого пути оно четко осознало необходимость в изучении души – некойискры жизни, которая и стала предметом психологического знания еще задолго донашей эры. Смена предмета психологии на следующем этапе связана с бурнымразвитием средневековой науки.
Основным способом познанияпсихической жизни индивида стала интроспекция в рамках развития психологии какнауки о сознании.С этим периодом связано имя Рене Декарта, который явился основоположником новой„картезианской” методологии познания. Позже стало очевидным, что самонаблюдениеслишком субъективно и вне науки, а посему в конечном итоге оно привело к кризису.
Далее предмет психологии сменился наповедение – внешние проявления психической жизни человека. Именно они признавались в качествеобъекта исследования. Причиной очередного изменения стало бурное развитиеприкладной науки и техники, определившее потребность в использованииобъективных научных методов.
Одним словом – сейчас к предметупсихологии подходят комплексно, включая к рассмотрению и душу, и сознание, иповедение; а также другие факторы, которые могут влиять на всесторонний анализмногогранной человеческой личности.

Списоклитературы
1.  Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежнаясоциальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие длявузов – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
2.  Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.
3.  Введение в общую психологию / Е. А. Кочемировская, М. Е.Жидко. – Консп. лекций. – Харьков: Нац. аэрокосмический ун-т «ХАИ», 2002. – 100с.
4.  Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Изд-во моск.Ун-та, 1988.
5.  Декарт P. Начала философии. Избр. произведения. М., 1950.
6.  Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности:Учебник для студентов псих. фак. универ. М.: Педагогическое общество России,1999. – 512 с.
7.  История психологии ХХ век. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н.Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.– 832 с.
8.  Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001.
9. Немов Р. С.Психология. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основыпсихологии. – 688 с.
10.  Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теорияпсихологии в 2-х томах. Т. 1, 1996.
11. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога. М., 1995.
12.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2002.– 720 с.
13.  Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 1.
14.  Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. – 1913.
15. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.