Реферат по предмету "Психология"


Основы психолого-педагогического исследования

1. Основные понятия 10определений по теме «Методология и методы педагогического исследования»
1.Методология — наиболееобщая система принципов организации научного исследования, способов достиженияи построения научного знания.
2. Метод — в самом общемзначении, способ достижения цели, определенным образом упорядоченнаядеятельность; способ теоретического исследования или практическогоосуществления чего-либо.
3.Гипотеза – научнообоснованное, но неочевидное предположение, требующие специальногодоказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретическогоположения или его опровержения.
4.Объект исследования – этоопределенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо отпознающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
5.Предмет исследования – впредмете фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данномслучае подлежит глубокому специальному изучению.
6.Цель- это обоснованноепредставление об общих конечных или промежуточных результата поиска.
7.Задача- это цельпреобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуациями, требующаясвоего преобразования для достижения определенной цели.
8.Диагностика психолого –педагогическая – процесс и способы определения степени развития личностныхкачеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а такжеэффективности функционирования и развития психологических систем, технологий,методик, педагогических проектов.
9.Наблюдение-исследовательский метод, который заключается в систематическом ицеленаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации,фиксаций действий и проявлений поведения объекта для изучения его.
10.Тестирование — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявитьуровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качествличности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальныхзаданий.
2. 7-10 библиографическихкарточек по теме: Исследовательские возможности к методам психолого-педагогическойдиагностики
1.В.И.Загвязинский,Р.Атаханов «Методология и методы психолого-педагогического исследования»
Учебное пособие для студентоввысших учебных заведений,5-е издание.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.
Рассматриваются методыпсихолого-педагогического исследования:
1. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования:
изучениелитературы, рукописей, документов и др., наблюдение (непрерывное и дискретное,широкое и узкоспециальное, невключенные и включенные), беседа, опрос(интервью ианкетирование), тестирование, изучение процессов и продуктов деятельности,оценивание, эксперимент (констатирующий или формирующий)
2.Методы теоретическогоисследования: метод анализа и синтеза, метод абстрагирования и конкретизации,метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования. Психолого-педагогическоеобследование-комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего длядостаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, егоструктуры, уровня развития, его гармоничности и тд.
Виды обследования:разведывательное, частичное, комплексное, системное.
2. Лихачев Б.Т.Педагогика:Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателейИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001
К числу методов научного познания принадлежит педагогическоенаблюдение, представляющее собой фиксацию и сбор фактов непосредственногопроявления детей в системе общественных отношений, их поведения и деятельности.Наблюдение может быть как основным методом накопления научного материала, так ивспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдениешироко используется на уровне эмпирического познания.
К наблюдению тесно примыкаюттакие методы, как сбор независимых характеристик, изучение, документации ожизни детей и результатах их деятельности. Эти методы являются средствомдиагностики педагогического изучения ребенка. Учитывается мнениевзаимодействующих с ним людей, фиксирующих свои впечатления и наблюдения вразличных документах (характеристиках, оценках, дневниках). Диагностикаосновывается также на данных деятельности, творчества и поведения ребенка.
К группе методов сбораэмпирического материала тесно примыкают методы конкретно-социологическихобследований. Используются методы анкетирования, интервьюирования, экспертныхоценок результатов деятельности, высказываний и суждений детей, статистическойобработки полученных данных.Теоретического исследования состоит в анализе,оценке, приведении в систему эмпирического и обобщенного материала с позицийопределенного мировоззрения.
Начальной стадиейтеоретического исследования, ступенькой перехода от эмпирического познания ктеоретическому является обобщение опыта передовой практики. Суть обобщения не вфотографировании, буквальном описании и переносе опыта из одних условий вдругие, а в вычленении наиболее существенных черт, особенностей передового илиноваторского опыта. Опытно-экспериментальные и теоретические исследованияобъединяет метод моделирования реальных педагогических процессов. Он состоит всоздании идеальной с точки зрения научных данных модели организации и условийфункционирования какой-либо части или целостного педагогического процесса. Методыи способы добывания диагностической информации разделяются на две основныегруппы. Первую можно охарактеризовать как совокупность методов специальногоизучения здоровья детей, возрастных и индивидуальных особенностей, их психики,направленности и степени одаренности, индивидуально-личностных качеств исвойств, результатов учебно-воспитательного процесса,эмоционально-нравственного климата в коллективе, отношений учителей- иучащихся, детей и родителей. Важное место среди методов специального изучениядетей занимает методика комплексного медицинского обследования состоянияздоровья.
Эти сведения позволяютучителю строить педагогический процесс как разноуровневый,индивидуализированный, дифференцированный.
Специальную диагностическуюфункцию выполняют методы социологического обследования детей, накапливающиесведения о социальном положении и морально-психологическом здоровье детей.
Огромное значение длясовершенствования учебно-воспитательного процесса, формирования детскойличности и индивидуальности имеют методы добывания психологическойдиагностической информации. С их помощью достигается определение характерапротекания психических процессов и состояний, становления системных личностныхкачеств и индивидуальных черт
Исходная диагностическаяинформация добывается также и с помощью методов педагогического изучения.Широко используется повседневное наблюдение за детьми в учебно-воспитательномпроцессе, в обыденном жизненном взаимодействии.
Группу методов специальногоцелостного изучения и диагностирования состояния детской личности дополняетвторая группа способов педагогического диагностирования. Ее можноохарактеризовать как совокупность приемов попутного или параллельного изучениясостояния детей и педагогического процесса, получения обратной информации оходе воспитания и обучения, методов организации и воспитания коллектива, иметоды педагогического взаимодействия с детьми.
Методы проверки и оценкизнаний, умений и навыков учащихся, такие их модификации, как опрос, собеседование,контрольные работы, дают определенный информационный срез о состоянииобученности и степени развития отдельных психических процессов ребенка.
3. П.И.Пидкасистый«Педагогика» Учебник рассчитан на студентов педагогических вузов и колледжей,аспирантов, учителей и руководителей школ.
Рассматриваются основныеметоды педагогических исследований: эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы: методнаблюдения-это — непосредственное восприятие исследователем изучаемыхпедагогических явлений, процессов (непосредственное и опосредованное, сплошныеили дискретные), опросные методы(беседа, анкетирование, интервьюирование),метод педагогического консилиума, метод диагностирующих контрольных работ, методпедагогического эксперимента, методы рейтинга и самооценки, метод«педагогического консилиума», обобщение педагогического опытаТеоретические методы педагогического исследования: моделирование,построение идеализированных объектов,
4.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методомрисуночного теста
—М.: ТЦ Сфера,2004. —96с— Серия «Библиотека практическогопсихолога.
Книгапосвящена исследованию мало известной в отечественной психологии области.Рассматривается количественная оценка интеллекта в системепсихолого-педагогической диагностики; изобразительная деятельность какпоказатель типического развития; тест «Нарисуй человека» как метод диагностикиинеллекта.
5.Ананьев Б.Г. Человек какпредмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастерапсихологии»)
Все методы он разделил начетыре группы:
организационные;
эмпирические;
по способу обработки данных;
интерпретационные.
/>1.Корганизационным методам ученый отнес:
сравнительный метод каксопоставление различных групп возрастам, деятельности и т.п.;
лонгитюдный — какмногократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периодавремени;
комплексный — как исследованиеодного объекта представителями разных наук.
2.К эмпирическим:
обсервационные методы(наблюдение и самонаблюдение);
эксперимент (лабораторный,полевой, естественный и др.);
психодиагностический метод;
анализ процессов и продуктовдеятельности(праксиометрические методы);
моделирование;
биографический метод.
3.По способу обработкиданных
методыматематико-статистического анализа данных и
методы качественногоописания.
4.К интерпретационным
генетический (фило- ионтогенетический) метод;
структурный метод(классификация, типологизация и др.).
6…Дружинин В.Н.Экспериментальная психология — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.: ил. — (Серия«Учебник нового века»)
Учебноепособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальнаяпсихология» для психологических факультетов университетов. В нем изложеныметодологические основания психологического исследования, дана классификация ихарактеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура иорганизация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемыэкспериментальных планов. Одна их глав посвящена социально-психологическимаспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора. Книга предназначена длястудентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всехинтересующихся методами психологического исследования
Целесообразно, по аналогии сдругими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляетсявнешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъектвзаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
3. Интерпретационно-описательные, прикоторых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическимпредставлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатомприменения эмпирическихметодовявляются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающиерезультаты деятельности .
 Результат применения теоретических методов представлен знанием о предметев форме естественно-языковой, знаково-символической илипространственно-схематической.Среди основных теоретических методовпсихолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождениеот общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закони др.;
индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция»,умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложногообъекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния.
Наконец,интерпретационно-описательныеметоды — это«место встречи» результатов применения теоретических иэкспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирическогоисследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлениюв соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороныорганизующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретацияэтих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотезрезультатам.
 Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечномсчете оправдание илиопровержение гипотезы./>
7. Борытко Н.М «Методология и методыпсихолого-педагогических исследований», Издательство: ACADEMIA » 2008 г
В пособии раскрываютсяметодологические основы и логика психолого-педагогического исследования спозиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса,представлена система научных понятий, охарактеризованы теоретические иэмпирические методы работы; предложен цикл специальных упражнений и тестов,способствующих усвоению изучаемого материала
8. Валеев Г.Х. Методология иметоды психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика ипсихология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
К методам теоретическогоисследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция идедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.К методамэмпирического уровня исследования обычно относят следующие: изучениелитературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (беседа,интервью, анкетирование), оценивание (метод экспертов или компетентных судей),тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытнаяпедагогическая работа, эксперимент.
 
3. Разработать программу своегодипломного исследования (расписать программу). Написать актуальность, объект, предмет,цели, задачи, гипотеза)
Тема: Формированиенравственности у старших школьников средствами учебно-воспитательной и социально-педагогическойдеятельности.
Проблема нравственноговоспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всемходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими длянее задачами социально-экономического и культурного развития, диктуетнеобходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Детиявляются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегдаони задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте еговнешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Какдержится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка?Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными,т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросынравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие,жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Отутраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточнонастрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранногокруга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любойобстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тонанеобходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всегодетства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (ввиде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым,элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужнонаучить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведениячеловека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальныхзанятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоитв том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство ит.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Проблемой формированиянравственности у школьников рассматривали ряд ученых..
.Подласый И. П., Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Смирнов С.Д., Ушинский К.Д.,Харламов М.Г., Мардахаев Л.В., психолог Немов Р.Г. Поэтому, мы считаемвыбранную тему нами актуальной.
Объектисследования: система формирования нравственности у школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственности у старших школьниковсредствами учебно-познавательной и социально-педагогической деятельности.
Цель исследования: изучить и апробировать различные средства и методы формированиянравственных качеств у старших школьников.
Гипотеза: процесс формирования нравственности у старших школьников будетэффективным при соблюдении следующих условий:
1. изучении индивидуальныхособенностей старших школьников;
2. использовании программно-целевого, индивидуального и системного подходов;
3. комплексном взаимодействиивсех педагогов, психологов и активном участии родителей учащихся в нравственномвоспитании детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическиеосновы формирования нравственности у подростков;
2. Выявить формы и методыформирования нравственности;
3. Провести диагностическоеисследование;
4. Разработать программунравственного воспитания старших школьников в условиях общеобразовательнойшколы;
5. Подвести итогиисследования нравственности у старших школьников.
Методы исследования:
-Анализ научной литературы
— Сравнение
— Наблюдение
-Тестирование
— Анкетирование
-Беседа
База исследования: Целинский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Майскаяосновная общеобразовательная школа №10
Структура курсовой работысостоит из: введения, двух глав, включивших шесть параграфов, заключения,список литературы, приложения.

4. Провести анкеты,опросники, диагностику исследования, аналитическая справка
 
Аналитическая справка порезультатам мини-исследования «Методика выявления коммуникативных способностейучащихся»
Дата проведенияисследования: 15.11. 2009.
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся 8,9классов.
Количество учащихся висследовании: 15 человек.
Цель исследования: Выявить уучащихся личностные особенности коммуникативных особенностей учащихся.
Процедура исследования:
Проводясоциально-педагогическую диагностику, учащимися была предложена на отдельныхлистах методика. Учащимся необходимо ответить на 20 вопросов. Диагностирующиесясвободно выражает свое мнение по каждому из них и отвечайте только « да» или «нет». Учащимся необходимо представить себя в типичной ситуации и незадумывайтесь над деталями, не затрагивайте много времени и не обдумывайте, иотвечайте быстро.
Анализ полученных ответов.
Показатель выраженностикоммуникативных склонностей, можно судить по показателю уровня развитиякоммуникативных способностей ребенка.
Высокий уровень имеют- 5учащихся;- 30%
Средний уровень имеют- 7учащихся;20-25%
Низкий уровень имеют – 3учащихся;10-15%
Структурированные выводы:Анализ проведенной методики показал, что высокий уровень имеют, те учащиеся,которые хорошо обучаются, но и хорошо коммуникабельны.
Средний уровень учащиесяменее коммуникабельны, и им необходимо больше общения, нужно стремиться бытьболее самостоятельными.
Низкий уровень имеют 3учащихся, с которыми необходимо работать, помогать развивать коммуникабельныеспособностей. Таким подросткам необходимо больше общения.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проводя диагностику мыисследовали коммуникабельность учащихся, и выделили тех учащихся, на которыхнеобходимо обратить внимание, и помочь им развивать способности.
Аналитическая справка порезультатам мини-исследования «Определение рейтинга ценностей»
Дата проведенияисследования:22.12.09
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся 7,8,9классов.
Количество учащихся висследовании: 20 человек.
Цель исследования: Изучениеценностного отношения к себе, жизни, окружающим людям;
Процедура исследования:
Учащимся предлагается назаранее приготовленных бланках отметить в соответствующем столбике пятьнаиболее значимых для жизни ценностей им пять совсем ни на, что не влияющих ирасставить их в порядке значимости в первом столбце и в порядке не значимостиво втором столбце.
Анализ полученных ответов:
Анализируя рейтинг ценностейу учащихся мы выявили, что для 10 учащихся очень важными являются те ценности,которые связаны с образованием, наукой, для остальных 10 человек, эти ценностименее важны.
Структурированные выводы:
Для большинства подростковне важные политика, внутренний мир, религия, СМИ. Особенно выделяются, теучащиеся для которых не важен спорт, хобби.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проведя рейтинг ценностейвыявляются те ценности, которые подростки считают для себя более важными, нонужно внимание и уделять тем ценностям которые развивают и воспитывают личностьучащихся.
Аналитическая справка порезультатам мини-исследования «Наркотики и влияние сверстников»
Дата проведенияисследования:4.09.09
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся: 9класса
Цель исследования:исследовать склонность учащихся к употреблению наркомании, токсикомании.
Процедура исследования:
Проводя тест учащимся былпредложен тест на который им необходимо было выбрать ответ из приведенныхвариантов. Подросткам необходимо представить себя в типичной ситуации и незадумывайтесь над деталями, не затрагивайте много времени и не обдумывайте, иотвечайте быстро.
Анализ полученных ответов:
Анализируя полученныерезультаты мальчиков, мы выявили:
0-15 баллов -5 мальчиков,они хорошо ориентируетесь в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даженаходясь в меньшинстве, вы не испытываете ни искушения, ни малейшеголюбопытства отведать наркотиков. Тем лучше для вас, но помните: не судитеслишком строго тех, кто поддался чужому влиянию или добровольно решилпоэкспериментировал над собой. Ни замечаниями, ни насмешками их не остановишь –они просто перестанут вас слушать.
20-30 баллов- 2 мальчика, нуи ну! Уж не пляшете ли вы под чужую дудку? С одной стороны, вас пугают наркотики,с другой – вы боитесь потерять друзей и остаться в одиночестве. Вы знаете все опагубной стороне наркотиков, поэтому вам и только вам решать, как поступитьправильно. Однако запомните: любой, кто запросто отказывается от дружбы с вамитолько потому, что вас не интересуют наркотики, не стоит ваших переживаний.
Анализируя полученныерезультаты девочек, мы выявили:
0-15 баллов- 7 девочек, выхорошо ориентируетесь в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даженаходясь в меньшинстве, вы не испытываете ни искушения, ни малейшеголюбопытства отведать наркотиков. Тем лучше для вас, но помните: не судитеслишком строго тех, кто поддался чужому влиянию или добровольно решилпоэкспериментировал над собой. Ни замечаниями, ни насмешками их не остановишь –они просто перестанут вас слушать.
29-35баллов – 1 девочка, нуи ну! Уж не пляшете ли вы под чужую дудку? С одной стороны, вас пугаютнаркотики, с другой – вы боитесь потерять друзей и остаться в одиночестве. Вы знаетевсе о пагубной стороне наркотиков, поэтому вам и только вам решать, какпоступить правильно. Однако запомните: любой, кто запросто отказывается отдружбы с вами только потому, что вас не интересуют наркотики, не стоит вашихпереживаний.
Структурированные выводы:
Проанализировав, ответыучащихся, мы выявили, что из 15 человек 3 учащимся необходима помощь,проведения ряда мероприятий, которые помогут учащимся освободиться от сильноговлияния друзей.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проводя диагностирующийтест, мы смогли узнать что есть такие учащиеся, которые подвержены влиянию.
Аналитическая справка по результатаммини- исследования «Методика для изучения социализированности личностиучащихся»
Дата проведения: 26.10 09г.
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся 6-9классов.
Количество учащихся: 25учащихся;
Цель исследования: изучитьсоциализированность личности учащихся.
Процедура исследования:
Учащимся предлагаетсяпрочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием последующей шкале: 4- всегда, 3- почти всегда, 2- иногда, 1- очень редко, 0-никогда.
Анализ полученныхрезультатов:
Продиагностировав качества,умения, навыки учащихся, мы выявили, что из 25 учащихся :
Высокую степень социализированностиимеют 12 учащихся;
Среднею степеньсоциализированности имеют 9 учащихся;
Низкую степеньсоциализированности имеют 4 учащихся ;
Структурированные выводы:
Проведя методику, мы видим,что высокую степень имеет большая часть учащихся, что хорошо влияет на развитиесоциализированности. 9 учащихся которые имеют средний, низкий уровень имнеобходимо уделить внимание для развития социализированности личности.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проведя исследования средиразличных возрастов подростков, можно судить о социализированности личности.Дети имеющие высокий уровень стремятся быть лидерами, быть впереди своихтоварищей. Относящиеся к среднему уровню они подвержены влиянию со сторонытоварищей, им нужно быть более самостоятельными.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.