Основныенаправления работы психолога с родителями младших школьников
Проблема взаимодействияшколы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначеннойв литературе, как «связь с родителями», «работа сродителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья ишкола».Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы,демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысленияпроблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.Цельювзаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятныхусловий для образования и развития детей.
Цель представлена вболее конкретных задачах:
· согласованиедействий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальнойроли детей-школьников;
· сотрудничествов формировании положительной мотивации учения у детей;
· совместноеформирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональныхинтересов;
· выявлениеодаренности и развитие способностей ребенка;
· совместноепредупреждение асоциального поведения детей
Цель и задачи работыпсихолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействиис родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения кродителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. Можновыделить три основных направления работы, представляющих собой логичновыстроенную систему:
1. Диагностика семьи,
2. Консультированиесемьи,
3. Просвещениеродителей.
Сотрудничество сродителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знатьособенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании.Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы:наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специальноорганизованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное,опосредованное наблюдение. При отборе инструментария, психолог руководствуется принципамигуманизм точности, валидности, надежности. Полученные результаты могут служитьоснованием для консультативной беседы. В психологической практике беседаиспользуется с различными целями:
· дляустановления контакта с испытуемым;
· дляпроверки исследовательских гипотез;
· какметод получения дополнительных данных о свойствах личности;
· дляоказания психологической помощи.
Согласно классификацииЮ. Е. Алешиной [1], консультативная беседа имеет фазы:
1) знакомство и началобеседы, расспрос клиента;
2) формулированиепроверка консультативных гипотез,
3) коррекционноевоздействие;
4) завершение беседы.
На заключительном этапепсихолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протоколконсультации и при необходимости намечает меры воздействия насоциально-психологическое окружение в интересах клиента
Просвещение иконсультирование родителей по актуальным проблемам детей
Неотъемлемой частьюработы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическоепросвещение направлено на свободное развитие личности путем передачипедагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоенияпедагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей.
Психологическоепросвещение представляет собой формирование уобучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогическихработников и руководителей потребности в психологических знаниях, желанияиспользовать их в интересах собственного развития; создание условий дляполноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждомвозрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений встановлении личности и развитии интеллекта.
Консультативнаядеятельность — это оказание помощи обучающимся, ихродителям (законным представителям), педагогическим работникам и другимучастникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обученияпосредством психологического консультирования.
Особенностьюконсультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным«получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательныйадресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель,педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействиена ребенка. Он только дает советы; реализовывать их — задача клиента.
Несмотря на такуюспецифику консультативной работы школьного психолога с детьми младшегошкольного возраста, их родителями и педагогами, это направление являетсяпринципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей егоработы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладитьконструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы врешении задач обучения и воспитания школьников.
Консультированиеи просвещение родителей
Психолого-педагогическоеконсультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросуродителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организацииэффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативепсихолога. Одной из функций консультативной работы с родителями являетсяинформирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также цельюконсультирования может стать необходимость психологической поддержки родителейв случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи ссерьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Запросы родителеймладших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся кпроблемам школьной неуспеваемости. Практика работы психологов-консультантовпозволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.
1. Случаи,группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всемили некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность;отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводуучебных успехов или неуспехов и др.
2. Случаи,группирующиеся вокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка:медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый,конфликтный и др.
3. Случаи,группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка сосверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку,плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями идр.
Запрос по поводувыдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить планиндивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.
Содержанием просветительскойработы школьного психолога с родителями может стать ознакомлениеродителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решаютих дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходепсихологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские днипсихолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формыдетско-родительского общения.
Родительское собраниеявляется основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этомоно имеет ряд специфических особенностей:
ü Родительскоесобрание обычно воспринимается родителями как обязательное формальноемероприятие.
ü Народительском собрании повышается уровень тревожности родителей.
ü Группародителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой формально иможет сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочимхарактеристикам.
ü Родителимогут воспринимать психолога как учителя, что затрудняет обращение к нему.
Чтобы минимизироватьперечисленные трудности, необходимо руководствоваться принципами безопасности,учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества.
В зависимости отспецифики собрания и стоящих перед психологом задач М. Ю Чибисова [2] выделяетследующие формы участия в родительском собрании.
1.Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационногохарактера.
2.Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путеманкетирования, беседы.
3. Тематическоевыступление, содержащее психологическую информации прикладного характера поактуальной для родителей теме.
4. Тематическоеродительское собрание. Психолог может являться организатором его илидействующим лицом вместе с педагогами.
Тематические встречипсихолога с родителями направлены на решение актуальныхпсихолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентностиродителей, что необходимо для создания благоприятных условий развитияобразования детей.
В любом изэтих направлений необходимы совместные действия школьного психолога иродителей.
Необходимостьработы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуацииразвития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условиемразвития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренниеструктуры личности.
Работапсихолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семьяреагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций(какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В началеразговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношенияхидет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться,узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться.
В каждомслучае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может бытьпонимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны.Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, вкакой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемамродителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видятбудущее своих детей. В случае разведенной семьи следует выяснить правилакоммуникации ребенка со вторым родителем. Можно предложить родителям заполнитьанкету по изучению развития ребенка(см. в приложении). Методики, предлагаемыеродителям, помимо анкеты, могут включать родительское сочинение «История жизнимоего ребенка», оценочно-самооценочную методику РЕП в сравнении той жеметодики, выполненной ребенком и т.д. Методики, предлагаемые ребенку, включаютрисунок семьи и его модификации, адаптированный вариант методики Рене-Жиля,различные варианты методики «Незаконченные предложения», модификации оценочно самооценочной методики, тест «Сказка» Б.Шелби и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Ю. Е. «Семейное ииндивидуальное психологическое консультирование», М., 1993.
2. Чибисова М. Ю. «Психолог народительском собрании», М., Генезис, 2004.
3. Р. В. Овчарова «Технологиипрактического психолога образования», М., Сфера 2001.
4. Я. Корчак «Как любитьребенка», М., 1990.
5.psylist.net/pedagog/rapsyro.htm
Приложение
Примернаяанкета для родителей
— Датаобследования
— Фамилия,имя ребенка
— Датарождения
— Бытовыеусловия: общая площадь, занимаемая семьей, число комнат. Отдельная, общаямалонаселенная или многонаселенная квартира. Имеет ребенок отдельную комнату,кто-то живет вместе с ребенком в комнате, количество человек
— Материальныеусловия: низкие, средние, высокие
— Сведенияо родителях, их возраст, образование, профессия в момент обследования, составсемьи (проживающие вместе)
— Семьяполная, разведенная (сколько лет было к ребенку в момент развода), причинаразвода, наличие отчима или мачехи
— Взаимоотношенияв семье
— Употреблениеалкоголя членами семьи
— Состояниездоровья родителей, наличие хронических заболеваний, психических заболеваний,ярко выраженных особенностей характера родителей
— Наличиепсихических заболеваний, тяжелых характеров, лиц, которым трудно давалась учебасреди родственников
— Какимпо счету ребенок родился
— Течениебеременности, наличие осложнений
— Роды,их течение и осложнения, наличие родовой травмы, врожденные пороки
— Особенностиразвития в младенчестве и раннем детстве: моторное развитие, речь, серьезныезаболевания до года, заболевания после года, операции, состоял ли на учете уврача
— Особенностивоспитания: ясли, детский сад, домашнее воспитание
— Школа,наличие школьных проблем, дополнительные нагрузки
— Ктопреимущественно занимается воспитанием ребенка, с чьим мнением считаетсяребенок, принципы воспитания, наказания, принятые в семье
— Какребенок проводит свободное время
— Физическоесостояние ребенка, половое развитие
— Настроение:преобладающее настроение, устойчивость настроения
— Поведение,индивидуальные особенности поведения, утомляемость, частые жалобы.
Проективноеинтервью с ребенком может включать следующие вопросы:
— скем ты живешь,
— вкого ты хочешь играть,
— коготы ждешь в первую очередь,
— комуты рассказываешь о неприятностях,
— боишьсяли ты наказания,
— тыбудешь воспитывать своих детей так же?
Методика Рене Жиля
Шкалы: отношение кматери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам,отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю,любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакцияна фрустрацию, стремление к уединению
Тестируем: межличностные отношения · Возраст: младший школьный, школьникам,детям Тип теста: вербальный, невербальный, проективный · Вопросов: 42
Назначение теста
Исследованиесоциальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и ихособенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристикего поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системемежличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя наэти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Описаниетеста
Проективнаявизуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, средикоторых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом,поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовыхзаданий.
Ребенок,рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показываетвыбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повелбы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантовповедения.
Экспериментаторуможно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходекоторой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществленияребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые»моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться,кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например,картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целомможно использовать те возможности, которые дают проективные методики.
Методикаможет быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а вслучае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и болеестаршего возраста.
Психологическийматериал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый спомощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
Переменные,характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
1. отношениек матери;
2. отношениек отцу;
3. отношениек матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
4. отношениек братьям и сестрам;
5. отношениек бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
6. отношениек другу (подруге);
7. отношениек учителю (воспитателю).
Переменные,характеризующие особенности самого ребенка:
8. любознательность;
9. стремлениек общению в больших группах детей;
10. стремлениек доминированию, лидерству в группах детей;
11. конфликтность,агрессивность;
12. реакцияна фрустрацию;
13. стремлениек уединению
И, как общеезаключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а такжефакторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность. Тестовый материал
1. Вотстол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
/>
2. Обозначькрестиком, где ты сядешь.
/>
3. Обозначькрестиком, где ты сядешь.
/>
4. Атеперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь ихродственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ,одноклассник).
/>
5. Вотстол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел быты? Кто этот человек?
/>
6. Тывместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеютбольшой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
/>
7. Тыдолгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал(выбрала) ты.
/>
8. Ещераз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
/>
9. Решенопреподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? Аможет быть тебе все равно? Напиши ниже.
10. Тыимеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь,только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого быты взял с собой? Напиши ниже.
11. Тыпотерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этойнеприятности? Напиши ниже.
12. Утебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этотчеловек? Напиши.
13. Тысдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
14. Тына прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
/>
15. Другаяпрогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
/>
16. Гдеты на этот раз?
/>
17. Теперьна этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначькрестиками. Подпиши, что это за люди.
/>
18. Тебеи некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
19. Тысобираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы тытосковал сильнее всего? Напиши ниже.
20. Воттвои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
/>
21. Скем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя?Подчеркни один из возможных ответов.
22. Этоплощадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
/>
23. Воттвои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком,где будешь ты.
/>
24. Этотвои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
/>
25. Товарищнарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать;пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего?Подчеркни один из ответов.
26. Вотчеловек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Тынаходишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
/>
27. Тымного помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
28. Этилюди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься средитех, которые слушают. Обозначь, где ты.
/>
29. Тыи твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначькрестиком, где ты.
/>
30. Вовремя прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
/>
31. Этолюди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
/>
32. Этопоказ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
/>
33. Одиниз товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешьплечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни одиниз этих ответов.
34. Одиниз товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать;пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить?Подчеркни один из этих ответов.
35. Товарищвзял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться;кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этихответов.
36. Тыиграешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего нескажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
37. Отецне разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь;надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению?Подчеркни один из этих ответов.
38. Мамане разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь;надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению?Подчеркни один из этих ответов.
39. Учительвышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?Напиши ниже.
40. Тыпошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где тысядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
/>
41. Вкинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначькрестиком, где сядешь ты.
/>
42. Опятьв кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
/>Ключ к тесту
Каждая из 13переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены всешкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или инойшкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этихзаданий.
Название шкалы
Номера заданий
Количество заданий Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20 Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20 Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 12 Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 18 Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 16 Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 14 Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 12 Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6 Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») 4, 8, 17, 20, 22-24, 40 8 Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39 6 Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38 9 Реакция на фрустрацию 25, 33-38 7 Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 18
Классный час-тренинг для родителей и детей “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Автор:Радаева С. А.
Цели изадачи: в ходе тренинга выяснить отношение родителей к проблеме ”Отцы и дети”,сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру и друг другу,повысить уровень симпатии, научить открываться перед другими людьми и открыватьих для себя, расширение психолого-педагогического кругозора родителей.
Оборудование:2 пачки фломастеров, 4 половинки листа ватмана с заготовкой “серединкаромашки”, кусочки цветной бумаги, телевизор в/запись “Рапсодии природы”, советыдетям и советы родителям на отдельных листах бумаги.
Сообщениецели занятия: «Совсем недавно на родительском собрании и на тренингах мной былзадан вопрос “Сколько времени в сутки вы уделяете своему ребенку? ”. Многие извас заулыбались и признались, что недостаточно времени, не столько, сколькохотелось бы. И вот сегодня нам предоставляется возможность посвятить друг другувремя: мы детям — дети нам. Сегодняшнее занятие, надеюсь, сблизит всех нас. Мыбольше узнаем, друг о друге, возможно, сможем решить некоторые проблемы сообща,посмотрим на себя со стороны и научимся ценить время, которое проводим вместедети и родители.
Упражнение 1“ Знакомство”
Чтобы мысмогли больше узнать друг о друге, я, как ведущий сегодняшнего занятия,предлагаю всем сесть в круг. Вы должны будете сказать несколько фраз о себе,то, что вам хотелось бы о себе сказать, назвать себя, так как хотелось бы, чтобысегодня к вам обращались.
Основнаячасть занятий.
1. Беседа повопросам:
-Существуетли проблема отношений отцов и детей?
-В чемзаключается эта проблема?
-На самом лиделе существует эта проблема?
-Что можнорешить?
-Почему такмного мнений?
Упражнение 2“Идеальный родитель — идеальный ребенок”.
Группародителей и группа детей выполняют задания отдельно. В течение 10 минут наполовинке листе ватмана составить портрет идеального родителя, указав на листахромашки качества присущие идеальному родителю и на другой половинке ватманаточно также, качества присущие идеальному ребенку.
Послевыступлений представителей из группы родителей и группы детей, обговориврезультаты, выделяем одинаковые качества у 2-х групп.
Упражнение 3“ Поменяемся ролями”.
Чтобывзрослым и детям легче было понимать друг друга, предлагаю поменяться ролями –организуем условные семьи, где роль детей выполняют родители, а роль родителей- дети.
Необходиморазыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в школе,или дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с нимпроизошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми ониреагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги,через 5 минут разыгрывайте ситуацию.
1 семья — Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родителиего пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят “ Я тысячу раз тебеговорил, что…”, “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить,что…”, “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа)…”
2 семья-Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что егобудут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят “ Расскажиподробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выходиз этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”,“Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
3 и 4 семья
— “Расскажи,подробнее как это случилось?” — “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выходиз этого положения. Что ты собираешься делать?” — “Чем я могу тебе помочь?” — “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
Послевыполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участникив первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опытаобщения родителей со своими детьми. Предложение высказать свои отзывы опроведенном мероприятии и пожелания.
Заключение.
Упражнения 4“Пожелания”.
На прощаньераздать советы родителям и детям на листе бумаги каждому. Советы детям
· Доверяйтеродителям — они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, датьхороший совет.
· Рассказывайте имо своих проблемах, неудачах, горестях.
· Делитесь своимирадостями.
· Заботьтесь ородителях: у них много трудностей.
· Старайтесь ихпонимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
Советыродителям
· Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля заслуживаетлюбви и уважения: ценность в нем самом.
· Помните, чторебенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства уребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
· Не скупись напохвалу.
· Хвалить надоисполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковатькак можно более безразлично.
· Всякое повышениетребований надо начинать с похвалы, даже авансом.
· Ставьте передребенком достижимые цели.
· Вместо приказанийпросить совета или помощи, как у равного или старшего.
· Позволения учатдетей гораздо лучше, чем запреты.
· При необходимостинаказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
· Ребенок долженпонимать, за что и почему его наказывают.
· Надо убедитьсебя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто ненужны!
А я желаювсем вам стремиться стать идеальными родителями и идеальными детьми!!!