Федеральное агентство ГОУВПО
Калмыцкий государственный университет
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
На тему:
Особенности работы учителя вначальной школе с гиперактивными детьми
Выполнила: студентка
3 курса 39гр.
Лиджинова О.В.
Научный руководитель:
доцент Кекеева З.О.
Элиста 2009 г.
План
Введение
1. Теоретическое рассмотрение проблемыгиперактивности в психологической науке
1.1 Определениегиперактивности
1.2 Причиныгиперактивности. Потребности гиперактивных детей
2. Особенности работы учителя вначальной школе с гиперактивными детьми
2.1 Методы работыучителя с гиперактивными детьми
2.2 Работа учителя сродителями гиперактивного ребенка
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из болезненныхсоциальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различныеотклонения в поведении детей.
Неправильное поведение,понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее времямассовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества.
Тяжелая социально –экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица,слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства – этота почва, на которой растут дети с отклоняющимся поведением.
Синдром дефицита вниманияс гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушенийповедения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, егочастота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%!Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всегокласса.
Синдром дефицита вниманияс гиперактивностью (СДВГ) встречается у детей часто, о чем свидетельствуютисследования, проведенные, например, в США (4-20%), Германии (9-18%) и др.Впервые в России эпидемиологические исследования по распространенности СДВГбыли проведены А.Г. Платоновой и Е.В.Касатиковой под руководством И.П.Брязгунова и В.Р. Кучмы в Москве и Московской области и во Владимире иВладимирской области.
Актуальность проблемызаключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частымвидом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности приусвоении учебного материала в обучении. С одной стороны школа предъявляетвысокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя,сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны увеличивается количестводетей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости,расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективныеметоды и приемы для проведения профилактической работы с детьми младшихшкольников с гиперактивным поведением.
Цель исследования:Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
Задачи:
1) Рассмотреть проблемугиперактивности в начальной школе.
2) Раскрыть причиныгиперактивности у детей.
3) Проанализироватьметодику работы учителя с гиперактивными детьми.
Объект исследования:гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе.
Предмет исследования:особенности работы учителя с гиперактивными детьми.
Методы исследования:
1) Теоретический анализпедагогической литературы.
2) Систематизацияматериалов по структурным компонентам.
3) Анализ основныхметодов и приемов профилактической работы с детьми с гиперактивным поведением.
1. Теоретическое рассмотрение проблемыгиперактивности в психологической науке
1.1 Определениегиперактивности
Что представляют собойэти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватноприспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своимближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. Исами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной имсуетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся отсоциально принятых норм.
«Вечныйдвигатель», «живчик», неутомимый, непоседа, шалун, клоун,неуправляемый, на уроках — рассеянный, невнимательный, качается на стуле,роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, — вот далеко не полныйперечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающихсоздается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живутв атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так.
Жалобами, как правило, бывают,полны сообщения о конкретных случаях гиперактивности. Так, например, одна матьговорит о 16 годах постоянного кошмара, который она испытывает, имеягиперактивного ребенка. Период кошмара начался, как только 15-месячный Петерсмог самостоятельно передвигаться по квартире: «как будто его постоянно гонитвперед работающий на полную мощность мотор: то он кувыркается на диване, тобалансирует на подоконнике, то сметает документы с письменного стола,выворачивает содержимое шкафа на пол. В мгновение ока он может перевернутьбуквально вверх дном всю квартиру. Невозможно его остановить или направить егоактивность в разумное русло. Никогда он не сидит, как другие дети, спокойно,погрузившись в свои занятия».
Одной из специфичных чертявляется чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость,невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
В основе гиперактивностилежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могутбыть генетические факторы, особенности строения и функционирования головногомозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первыемесяцы жизни, а также гиперактивность может возникать как временное проявлениена фоне пищевых отравлений или психосоматике. Гиперактивность – главнаяособенность целого ряда симптомов, составляющих синдром «мозговогоповреждения», или ММД. Он характеризуется множеством микроповреждений мозговыхструктур, чаще регуляторного характера, при отсутствии грубых очаговыхповреждений мозга. Был локализован и «участок ответственности» за даннуюпроблему – ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческуюэнергию, за двигательную активность и выраженность эмоций. Вследствие различныхорганических нарушений ретикулярная формация может находиться вперевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.
В последнее времяспециалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявленийцелого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связанс недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобныенарушения более точно классифицируют как «синдромы дефицита внимания».
Выделяется в качестведиагностических для определения гиперактивности с дефицитом внимания следующиетри критерия:
Гиперактивность
· Часто наблюдаются беспокойныедвижения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
· Часто встает со своего места в классево время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
· Проявляет бесцельную двигательнуюактивность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
· Обычно не может тихо, спокойно игратьили заниматься чем-либо.
· Часто бывает болтливым.
Импульсивность
· Отвечает на вопросы, не задумываясь,не выслушав их до конца.
· У него часто меняется настроение.
· Обычно с трудом дожидается своейочереди в различных ситуациях.
· Ему нравится работа, которую можносделать быстро.
· Когда кто-то из ребят на него кричит,он тоже кричит в ответ.
· Часто мешает другим, пристает кокружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
· Совершает опасные действия, незадумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений(например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
· Это человек действия, рассуждать онне умеет и не любит.
Невнимательность
· Не способен удерживать внимание надеталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.
· С трудом сохраняет внимание привыполнении заданий или во время игр.
· Часто складывается впечатление, чторебенок не слушает обращенную к нему речь.
· Часто не может придерживатьсяпредлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашнейработы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным илипротестным поведением, неспособностью понять задание).
· Часто испытывает сложности ворганизации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
· Обычно избегает вовлечения ввыполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственногонапряжения.
· Бывает, что теряет вещи, необходимыев школе и дома.
· Часто проявляет забывчивость вповседневных ситуациях.
· Часто переходит от одного незавершенногодействия к другому.
При этом уровеньинтеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности иможет превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характернойсимптоматики, гиперактивности дети испытывают проблемы во взаимоотношениях сокружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкойсамооценки, высокой степени тревожности.
Синдромы дефицитавнимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведениясреди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушенияфиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальныхнагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмернаядвигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время навыполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже впервые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная средавыстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же времяпоказывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, уменияпланировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать пообразцу, что трудно достижимо при гиперактивности.
Исследуя возрастнуюдинамику этого синдрома, можно говорить, что его проявления естественнымобразом уменьшаются с возрастом и к 13-15 годам почти исчезают. В поведенииостается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуацияхутомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, приблагоприятном характере развития, формируются возможности самоконтроля ирегуляции поведения. Однако во многом характер отношения к гиперактивномуребенку, особенно значимых взрослых (родителей, педагогов) до моментаестественного уменьшения симптомов гиперактивности определяет, какой будетсамооценка ребенка, будет он самостоятельным, инициативным, творческимчеловеком или сформируется низкая самооценка и, как следствие, тревожность,неуверенность в собственных силах. Важно, чтобы условия, в которых существуют такойребенок, были чувствительны к нему, учитывали объективные возможности ребенка испособствовали раскрытия его потенциалов.
С поступлением ребенка вшколу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллективкласса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку вотношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простымправилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры,данная задача оказывается ему не по силам. Он пытается по-своему изменитьправила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоротоварищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника,тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этомуребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать,за что товарищи его высмеивают.
1.2 Причиныгиперактивности
Существует достаточноисчерпывающее описание симптоматики синдрома, знания о причинах данногонарушения довольно скромны.
К настоящему времениустановлено, что гипотеза о тождественности гиперкинетического синдрома сминимальной мозговой дисфункцией (ММД) или со специфическими трудностями вобучении неверна.
У части детей наблюдаютсяпричины генетического, наследственного характера. Данное предположениеопирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственниковгиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этойгипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности междумальчиками и девочками.
Последние исследованияобъясняют ГКС возможностью существования нейрохимического нарушения в сферемозговой проводимости. Медиаторы (например, допамин, серотонин, норадреналин)представляют собой химические субстанции, ответственные за передачу нервныхимпульсов в мозгу. В этой связи следует обратить особое внимание наисследования Заметкина и других, в которых установлена связь между биохимиеймозга и поведением. Ученому удалось определить нейробиологические различиямежду обычными и гиперактивными детьми. С помощью позитронно-эмиссионнойтомографии исследователи измеряли глюкозный обмен веществ у обычных игиперкинетических взрослых во время прохождения ими теста на концентрациювнимания. Гиперактивные испытуемые уже в детстве отличались несобранностью,двигательной беспокойностью и импульсивностью. Их диагноз «гиперкинетическийсиндром» был клинически фундирован. Пациенты страдали от этих симптомов и ставвзрослыми. При этом в поведении их детей наблюдались признаки гиперактивности.В ходе исследований испытуемым лицам делались инъекции глюкозы, а затем спомощью позитронно-эмиссионной томографии изучался метаболизм глюкозы вмозговой ткани в целом и в отдельных отделах мозга. В результате оказалось, чтоу гиперактивных исследуемых в 30-60 специфических отделах мозга наблюдалсясущественно сниженный глюкозный обмен веществ. Данное явление отмечалось,прежде всего в префронтальных отделах головного мозга, а также в тех егоотделах, которые играют, как принято считать, важную роль в управленииконцентрацией внимания и моторикой.
Снижение глюкозногообмена веществ в данных отделах мозга указывает на ослабленный обмен веществ.Вероятно, это функциональное нарушение приводит к дисбалансу между центрамивозбуждения и торможения мозга, причем центры торможения менее активны, врезультате чего преобладает деятельность центров возбуждения. Внешне этотдисбаланс проявляется в форме гиперактивности. Если с точки зрениянейрофизиологии уравновешенность поведения объясняется равновесием суммы импульсоввозбуждения и торможения, то, очевидно, у детей с синдромом ГКС перевешиваютфакторы возбуждения или, возможно, недостаточно активизированы факторыторможения. На уровне поведения это проявляется типичной картинойгиперкинетической симптоматики.
Существует такжегипотеза, что дети с синдромом ГКС с точки зрения физиологии мозганедовозбуждены и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя своейгиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток.Исследователи обнаружили пониженное кровоснабжение и связанную с этимнедостаточную активность обменных процессов в передних отделах головного мозга.Этой области головного мозга приписывается тормозящая (ингибирующая) функция вотношении базальных ганглий (центральных отделов моторики). Она руководитсубкортикальными процессами (автоматическими процессами), протекающими вподкорковой сфере) и моторикой. Одновременно этот отдел головного мозгавыполняет функцию связи между лимбической системой (сфера чувств, настроений,самочувствия), ганглиями ствола мозга (моторика) и познавательными функциямибольшой коры головного мозга (интеллектуальные способности, планирование,мотивация). Возможно, нарушение мозговых функций в этой области способновызывать как когнитивные, так и эмоциональные и моторные симптомы.
Таким образом, чистопсихогенное истолкование данного нарушения уступает другому: причина носитфизиологический характер и кроется в функциональном нарушении обменных процессовмозга.
1.3 Потребностигиперактивного ребенка
В настоящее время школехарактерны существенные противоречия между возможностями гиперактивногоребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя.В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей длягиперактивного ребенка.
1). Высокая потребностьгиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а частоограничения в движении на переменах (в некоторых школах детям запрещаетсябегать на перемене).
Сидеть за партой шестьуроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача.Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводятк тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не всостоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтатьруками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами –одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» назамечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», этоследствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Можносколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности,внимательности, тишине, можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, онустал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Замечания, угрозынаказания, на которые так щедры взрослые, не только не улучшают его повеления,а порой даже становятся источниками новых конфликтов, способствуют формированиюу ребенка «отрицательных» черт характера. Нельзя забывать, что в первую очередьстрадает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, ине потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности непозволяют сделать это.
Естественно, что такоеповедение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя вниманияодноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным»для педагога и детей. Бывает так, что учитель перестает обращать внимание натакого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая приэтом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи дляокружающих.
2). Импульсивностьповедения ребенка и нормативность отношений на уроке.
Традиционновзаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» — ответ«ученика».
Умение «правильноотвечать» на вопрос учителя – важный компонент успешного обучения. Процессответа устроен нормативно. Существует правило, как «правильно» отвечать:учитель должен задать вопрос, а ребенок – внимательно выслушать. Если ребенокзнает ответ, то он должен поднять руку, и, если учитель разрешит, ответить.
Невозможность терпеть иждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди илиспециального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинаетотвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяютответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание,сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им неудавалось достроить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и в школьномвозрасте бросается на половине любой рисунок или поделка. Они оченьпредприимчивы: готовы начать все – но ничего не заканчивают.
То же самое относится и квыполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все времяприходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднятьупавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточитькарандаш, выглянуть в окно, посмотреть, какое задание было вчера, и покормитьхомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из руквон плохо, отнимая массу времени.
3). Многоканальноевосприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявленияучебного материала учителем.
Предъявление учебногоматериала – это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующийаудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивнымдетям нужны и другие опоры – визуальная, тактильная, двигательная.
Ограниченный диапазонсредств в предъявлении материала приводит к маленькому диапазону ребенка и неспособствует обнаружению его собственного потенциала, что так важно длягиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности всобственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не явленный потенциалребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и другихдетей.
4). Игровой опыт ребенкаи отсутствие игрового пространства в школе.
Игровое пространствоимеет важное значение для гиперактивных детей. Оно способствует снятиюстатичного напряжения, переключению на принципиально другие виды деятельности,позволяет «выпустить пар» приемлемыми способами, скорректировать механизмыэмоционального реагирования; восстановить работоспособность, а также улучшитьотношения внутри классного коллектива. Игровое пространство в начальной школеимеет разное функциональное значение:
1. шумные игры на снятие напряжения исоздание положительного восприятия класса;
2. игры, направленные на снятие мышечныхблоков и зажимов (подвижные игры);
3. ролевые игры на демонстрациюличностных особенностей;
4. сюжетно-ролевые игры.
Поскольку чаще в школепространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там,где считает возможным, что не всегда уместно.
5). Неустойчиваяработоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная,стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков.
Гиперактивных детейотличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствиетрудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональнаянестабильность. В связи с этим быстрая утомляемость и истощаемость организма(по сравнению со здоровыми сверстниками), проявляющаяся в снижении контроля,повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости вниманиядети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системныхошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, какследствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок состороны учителя. Гиперактивные дети показывают не стабильные результаты ввыполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многомрезультат на уроке зависит от того, каким по счету был урок или как былорганизован. Неоднократно проводились эксперименты, когда обнаруживались, чтоиз пяти заданий контрольной работы ребенок сделал только три и соответственнобыл оценен педагогом. Вопрос, на который хотели получить ответ: ребенок не смогвыполнить оставшиеся задания и это дефицит понимания или дело в объективной трудностиконцентрации и регуляции собственной деятельности? Эксперимент заключался втом, что: детям предоставляли возможность доделать контрольную работу послеурока, и оценивали, насколько удалось улучшить результат. В 90 % случаев детиулучшали результат и получали более высокую оценку. Встает закономерный вопрос:за что учитель оценивает детей? За скорость выполнения задания, либо за знаниеи понимание материала? Ребята говорили, что не успевают так быстро выполнятьвсе задания, они расстраивались, что не могут показать знания. Через какое-товремя происходило привыкание к тому, что получить объективную оценку достиженийне представляется возможным. Параметр скорости для педагога оказывается болееважным в сравнении с качеством выполнения, но, сколько бы ни старалсягиперактивный ребенок, соответствовать этим требованиям ему вряд ли удастся,остается привыкнуть к статусу «неуспешного» и смириться.
Ребенок, особенно вначальной школе, воспринимает оценку как отношение к себе в целом, а не какоценку своей работы, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования,а санкционирования. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательнойоценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляетсязащитная реакция на внешние воздействия.
Неконструктивные способыповедения закрепляются, если образовательная среда нечувствительна кособенностям гиперактивных детей. Неудачливость может стать «жизненным кредо»гиперактивного ребенка: неудачлив в учебе, неудачлив в отношениях со сверстниками,учителями, неудачлив дома и т.п. Трудности в социальной адаптации могут вызватьсоматические проблемы. Жалобы невротического или девиантное поведение угиперактивных детей встречаются гораздо чаще, чем в среднем по популяции.Чувство вины при ослабленном самоуважении – невротическим. Эти дети склонныотвергать учителей, родителей, но и среде сверстников они чаще всего непользуются популярностью. В психологической характеристике подростка с историейгиперактивности основные черты – отсутствие самоуважения, низкая самооценка,сопровождающаяся болезненным самооправданием, высокая частота девиантногоповедения, проблемы идентификации.
Не все дети, относящиесяк этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение. Бывает исовсем наоборот: дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее,апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но уних есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальноеповедение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных,плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другаяформа чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений,нуждающихся в лечении.
2. Особенности работы учителя вначальной школе с гиперактивными детьми
2.1 Методы работыучителя с гиперактивными детьми
Психологами разработанытри основных направления работы с гиперактивными детьми:
· развитие психических функций,отстающих у таких детей — внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
· отработка конкретных навыковвзаимодействия со сверстниками и взрослыми;
· важно, при возможности, вести работус гневом.
Коррекционная работадолжна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано стем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательнослушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например,развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать ипереключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля.Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можнопереходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например,дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения,развивающие все три функции одновременно. Начинать работать с гиперактивнымидетьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае — малыми группами,и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, чтоиндивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом многосверстников.
Кроме того, сами занятиядолжны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например,игровой. Какого бы эмоционального напряжения это не стоило, все усилия окупятсясторицей.
Основные направления вработе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологом Мониной Г.Б.:
1. Повышение учебноймотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных формработы (например, возможности выбрать зверушку, которую дети будут изготовлятьна уроке), обучение учениками 2-3 классов более младших школьников (старшиедети «работают» инструкторами оригами и бисероплетения, такие занятиянравятся и старшим и младшим).
2. Организация учебногопроцесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
· смена видов деятельности взависимости от утомляемости ребенка;
· реализация двигательной потребностиребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности:раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
· понижение требований к аккуратностина первых этапах обучения;
· выполнение упражнений на релаксацию иснятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
· инструкции учителя должны бытьчеткими и немногословными;
· избегание категорических запретов.
Желательно, чтобы учителяпринимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением идефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он струдом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, онвсегда более возбужден, чем другие дети.
Поднимать руку или ждать,пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечанияили одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка.Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируяего выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока,следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногимиспокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чемспокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.
Употребление такимучеником бранных уличных выражений часто доставляет педагогам немалонеприятностей. Учащиеся прибегают к ним как к средству регуляции, помогающемувыдержать долгое сидение на уроке. Тут надо понимать, что такая вербализация неимеет персональной адресации и не носит сознательного характера. В первуюочередь она выполняет роль канала для выражения гиперактивным школьником своегонедовольства. Учитель в полной мере сохранит свой престиж, если в подобнойситуации будет вести себя уверенно, директивно, останется невозмутим и такимобразом покажет классу, что он владеет ситуацией.
Морализаторство и уговорыне могут помочь гиперактивному ребенку справиться с собой. Постоянныеодергивания действуют лишь раздражающе. Наказания, наложение «штрафов» неоказывают воспитательного воздействия, скорее – наоборот. Более всего страдаетпри этом мать провинившегося. Проблема, разрастаясь, переносится из школы всемью.
Телефонные звонки домой,сделанные в пылу гнева, жалобы на ребенка способны лишь еще больше травмироватьи без того задерганных родителей. Они хорошо знают трудности своихгиперактивных детей, но они не могут из дома руководить их поведением в школе.Применение навыков поведения, приобретенных дома, в школе часто непредставляется возможным, так как такие дети всегда в новой обстановкеисследуют границы своих возможностей и пределы допустимого. Надо иметь в виду,что частые жалобы на ребенка его родителям лишь обостряют ситуацию, уровеньнервного возбуждения всех вовлеченных в конфликт людей, неуклонно повышаясь,может дойти до предела.
Разговор с родителямиучитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке,и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.
Происшедший во времяурока конфликт следует тотчас погасить, и если виновник его через 3-4 минутыуспокоился, то можно продолжить занятия без каких-либо моральных проповедей,так как они могут вызвать лишь новый прилив возбуждения, обусловленный теперьуже состоянием нечистой совести у виновного. В очень трудных ситуациях можноперевести гиперактивного ребенка на время в другой класс, занятый выполнениемкакого-нибудь тихого задания. Такая перемена обстановки сыграет для нарушителяспокойствия роль «сверхраздражителя», и он сможет взять себя в руки.
Учителю в школе, какродителям дома, не следует брать на себя роль судьи в ребячьих спорах.Рекомендуется разнять детей и продолжить урок, пошутить, может быть, сообразновозникшей ситуации, словом, повести себя так, чтобы дети, чувствуя к себедоброе отношение, ощутили все же, кто «в доме хозяин».
Гиперактивным детямнравятся воспитатели, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными,которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но затопомогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением вниманияпомогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение,постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколькоготовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуацииребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.
Учитель окажет помощьребенку, если проследит за тем, чтобы тот переписал для себя с доски задание надом (иногда полезно завизировать эту запись).
Для ученика надо выбиратьтакое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному,но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постояннопересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие науроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
Особое значение следуетпридавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее,структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивныйребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочнойавтоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множествомдетальных знаний, надо учить его учиться.
Конечно же, воспитателидетских садов и школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенкулегче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце.Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляетпризнаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребенка должнасоответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского садамогут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенокработает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятиедольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой роддеятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненныйкарандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие,можно разрешить вернуться к нему.
Школьный урокпродолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. Ксожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное вниманиев течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урокразделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можнопоиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастикудля пальцев.
Психологи заметили: чемболее драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляетсяс проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогаетпереключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения,особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременновыполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагогможет понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать уребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детямнеобходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышатьсясамооценка.
Пример:
Учительница первогокласса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. «Рома П., —сказала она, — просто издевается надо мной. Он настолько избалован, чтосовершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места,перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты,успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит иотвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечания, он или притворяется, чтоне слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия нанего: ставила в угол, писала замечания в дневник, водила к завучу, оставляла вклассе на перемене, вызывала родителей. Мама и бабушка, которые воспитываютРому, иногда вынуждены по несколько раз в неделю приходить в школу ивыслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Рома скаждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Чтоделать?»
Выход из создавшегосяположения был предложен одним из учителей. На педсовете педагогипроанализировали уже использованные методы и способы воздействия на«неудобного» ребенка и пришли к выводу, что ни один из них не оказалсяэффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то ипомогла учительница музыки. Она отметила, что у Ромы абсолютный слух и оченьредкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Рому в школьный хор,а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок судовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать своюуспешность. Родители, которые привыкли, что Рому, где бы он ни появился, толькоругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть зачто хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны кпохвале, чем другие. Рома «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но ивзрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагогисовместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новуюстратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, чтоблаготворно повлияло на поведение мальчика.
Школьные программы, покоторым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей,увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикамприходится сменить род деятельности 8—10 раз. Для детей без отклонений этоимеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работанадоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного видадеятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель.Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливаяего к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончаниявремени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».
Для того чтобы у ребенкане возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрываетего от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы,а, к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. Отом, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после егосигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него невозникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене видадеятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогусохранить добрые отношения с ребенком.
С первых же дней обученияв школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждомуроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям иправилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, чтотребуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно ужев детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следоватьинструкциям.
Для этого можноиспользовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он можетпопросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения,рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения болееэффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что онсам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок ужеумеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместитего на видном месте.
В процессе работы, еслиребенок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может безлишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянноеназвание, например, «Советы самому себе». В тех случаях, когда составлениетакого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничитьсятолько словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должнабыть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случаеребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а,следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установитьправила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснитьребенку, что если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает,что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он можетисправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это.
Система поощрений инаказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тутприходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долгождать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторятьсяпримерно через 15— 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов,которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можнонаградить ребенка?
Поскольку гиперактивныйребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит дажепровокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого.В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нетпреимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь нанесколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежавэмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости,сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
Если у ребенка высокапотребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше датьвозможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе илиспортивном зале. Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах,гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить зааккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательностьк аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а какследствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствиеот выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Вообще индивидуальныйподход, который так необходим этим детям, — дело довольно сложное и требует отпедагогов больших усилий, гибкости, терпения.
Существуют специальныеупражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же,снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из них:
«Найди отличие»
Цель: развить умение концентрироватьвнимание на деталях.
Ребенок рисует любуюнесложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а самотворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенокмогут поменяться ролями.
Игру можно проводить и сгруппой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисуноки отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослыйдорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать,какие изменения произошли.
«Ласковыелапки»
Цель: снять напряжение,мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие,гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон,бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголитьруку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить«зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазамиугадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет.Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры:«зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться сребенком местами.
«Броуновскоедвижение»
Цель: развить умениераспределять внимание.
Все дети встают в круг.Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детямсообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться запределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешновыполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей.Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Передай мяч»
Цель: снять излишнююдвигательную активность.
Сидя на стульях или стояв кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его,соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передаватьего, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнениеможно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игреодновременно несколько мячей.
«Запрещенноедвижение»
Цель: игра с четкимиправилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развиваетбыстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом кведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которыепоказывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будетвыполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движенияможно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кромеодной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат,они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).
Рекомендации учителю поработе с гиперактивными детьми:
1. Обязательно оцениватьхорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справилсядаже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочуюнагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на болеекороткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательноиметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
5. Снизить требования каккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создаватьситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильныестороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсироватьнарушенные функции за счет здоровых.
Пусть он станет отличнымэкспертом по отдельным областям знаний.
6. Посадить ребенка вовремя занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место длягиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски, он всегда долженнаходиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможностьбыстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
7. Использоватьфизический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятиянапряжения.
8. Направлять лишнююэнергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь — вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
9. На определенныйотрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, тоего надо предлагать в виде последовательных частей, и периодическиконтролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
10. Давать задания всоответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегатьпредъявления завышенных или заниженных требований.
11.Учить выражать своиэмоции.
12. Договариваться сребенком заранее о тех или иных действиях.
13. Давать короткие ичеткие инструкции (не более 10 слов).
14. Использовать гибкуюсистему поощрений и наказания.
15. Поощрять ребенкасразу же, не откладывая на будущее.
16. Предоставлять ребенкувозможность выбора, когда это необходимо.
17. Работу с гиперактивнымребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделятьотвлекаемости и слабой организации деятельности.
18. По возможностиигнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания.
19. Во время урокаограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, вчастности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – вцентре класса напротив доски.
20. Предоставлять ребенкувозможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
21. Учебные занятиястроить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
22. Научитьгиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем.
23. Задания, предлагаемыена уроке, писать на доске.
24. Вводить проблемноеобучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе обученияэлементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий инаоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданийс небольшим числом вопросов.
25. Совместно спсихологами помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классномколлективе – воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальнымнормам и навыкам общения.
26. Прикосновениеявляется сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыковобучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите заруку…
27. При разговоре сребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
28. Запомнить,гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохоговоспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблемугиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями иубеждениями.
2.2 Работа учителя сродителями гиперактивного ребенка.
В оказании помощигиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Необходиморазъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являютсяумышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок несможет справиться с существующими у него трудностями.
Учитель должен объяснитьродителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определеннойтактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состоянияребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но взначительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения кнему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегатьдвух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с однойстороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он нев состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью инаказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителейоказывает на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокоенегативное воздействие, чем на здоровых детей»
Родители также должнызнать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, нопроцесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.
Рекомендации родителям детейс синдромом дефицита внимания:
1. В своих отношениях сребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае,когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепитьуверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторенийслов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно,спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку толькоодно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устныхинструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка завсе виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа скубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте домачеткий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и снадолжно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте повозможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, вресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайтеребенка лишь одним партнерам. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка отутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастаниюгиперактивности.
11. Давайте ребенкувозможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическаяактивность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайтенедостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присущагиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумнымконтролем с помощью перечисленных мер.
Коррекционная работа сгиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Стабилизацияобстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другимиродственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.
Возможно, для решенияэтой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведьчасто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнеенапряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднеевыбраться…
Улучшение состоянияребенка с СДВГ зависит не только от специально назначаемого лечения, но взначительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательногоотношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы онипоняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностныхособенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями.Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключениячлены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.
В воспитании ребенка сгиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявлениячрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований,которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью инаказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроенияродителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюгораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.
Необходимо избегатьпереутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений,чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимостив места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; вовремя игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.
Гиперактивному ребенкукак воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно,олицетворяющий постоянство условий существования.
2. Не жалейте усилий нато, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности,самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела;развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Для того чтобы добитьсяулучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенканеобходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих ираздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителейдолжен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжаетработать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола,двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.
Каждый раз ребенкуследует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретныйхарактер.
Эффективный способнапоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностямисамоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите дванаиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить.После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются наспециальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, нахолодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только вписьменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующиесодержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки).После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листеспециальную пометку.
Еще один способвоспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например,если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенныхцветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), тов дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можноположить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишнихвременных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.
Для наведения порядка вкомнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного столаприсвоим красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый.Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, котораядополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяетуспешно решить поставленную задачу.
3. Как научить ребенка сгиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению,контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социальноговзаимодействия с людьми?
Правила поведения,которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными ицеленаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Емуобъясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот,невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательныхдля ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимойигры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно идоброжелательно.
При необходимостиизменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо однупроблему на определенный период времени.
Для развития тонкоймоторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей взанятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовойборьбой, боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственныйтелесный контакт приводит к перевозбуждению).
Заключение
Упомянутые методы неустраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями,помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувствонеполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальныеповедения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем большевозможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найтисвой индивидуальный путь в общество.
Интересным является то,что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизньокружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью,оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс.Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира,склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которыерядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.
Однако при отсутствиипомощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение инепрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя,родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действеннаяпомощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь клучшей, более наполненной жизни.
Список использованнойлитературы
1. Акимова М.Е… «Психофизиологическиеособенности индивидуализации школьников».- М., 1998. – 120 С.
2. Блонский П.П… О наказании // Напутях к новой школе. – 1924 — №1 – С. 61.
3. Буянов М.И… «Ребенок изнеблагополучной семьи». – М.: Просвещение, 1986.- 85 С.
4. Власова Г.А., Певзнер М.С… «О детяхс отклонениями в развитии». – М., 2000. – 120 С.
5. Власова Г.А., Певзнер М.С… «Учителюо детях с отклонениями в развитии», М.: Просвещение, 1967.- 75 С.
6. Власова П.А., Певзнер М.С… «О детяхс отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.- 160 С.
7. Возрастная и педагогическаяпсихология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1979. – 150 С.
8. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., ЯлпаеваН.В… «Основы коррекционной педагогики», М.: Просвещение, 1999. – 130 С.
9. Занков Л.В… «Обучение и развитие».– М., 1975. – 120 С.
10. Захаров А.И… «Предупреждениеотклонения в поведении ребенка», М.: Просвещение, 1999.- 100 С.
11. Зюбин Л.М… «Трудные дети». Л.,1963. – 93 С.
12. Карпенко А.А… Краткийпсихологический словарь, М.: Политиздат, 1985. – 145 С.
13. Кащенко И.Н… «Коррекционнаяпедагогика», М.: Просвещение, 1999. – 131 С.
14. Климов Е.А. Образ мира в различныхпрофессиях. М., 1995. – 140 С.
15. Кузьмина Н.В… Очерки психологиитруда учителя. Л., 1985. – 156 С.
16. Кузьмина Н.В… Способности,одаренность, талант учителя. Л., 1967. – 135 С.
17. Лаут Г. «Коррекция поведения детей иподростков».
18. Макаренко А.С… «Педагогическиесочинения: в 8 томах». М., 1986.- 126 С.
19. Матвеева О.А. «Развивающая икоррекционная работа с детьми», М.: Владос, 2001.- 132 С.
20. Неймарк М.С… Некоторые проблемыличности школьника. М.: Знание, 1975.- 156 С.
21. Немов Р.С… Психология. Кн.2., М.,2001. – 89 С.
22. Овчарова Р.В… «Практическаяпсихология в начальной школе», М., 2000.- 145 С.
23. Овчарова Р.В… «Справочная книгашкольного психолога», М.: Просвещение, 1996.- 187 С.
24. Осипова А.А. «Общая психокоррекция»,М., 1999. – 96 С.
25. Подласый И.П. «Основы коррекционнойпедагогики», М.: Владос, 2000.- 98 С.
26. Смирнов С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н.и др. «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», М.: Владос,1999.- 210 С.
27. Соловьева О.В. «Психологическаяслужба образования».
28. Столяренко Л.Д. «Педагогическаяпсихология».
29. Шацкий С.Т. «Избранные пед.сочинения»: В 2 т. – М., 1983. – Т.2. – 112 С.
30. Эльконин Д.Б… Избранныепсихологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 154 С.